Знак движение по полосам и трамвайные пути

ПДД — трамвай

ПДД — трамвай

Если рассматривать правила дорожного движения на территории России. То немаловажное внимание стоит уделить и требованиям, которые распространяются на проезд перекрестков с трамвайными путями. Организация движения столь специфичного транспорта в упомянутой зоне может иметь совершенно разный формат. Учитывая, что перекрёстки могут быть различной конфигурации, при участии трамвая водителям стоит быть максимально внимательными на дорогах.

Разворот через трамвайные пути

Очень много споров возникает при совершении маневра «разворот» через трамвайные пути вне перекрестка. Основная причина споров — это выезд на трамвайные пути встречного направления, за совершение которого предусмотрена ответственность в виде лишения права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев.

В этой статье мы расскажем когда можно совершать разворот через трамвайные пути, а когда нельзя. Выезд на трамвайные пути встречного направления тоже не исключен, правда непосредственного отношения к развороту он не имеет.

Для начала обратимся к Правилам дорожного движения и выделим интересующие нас пункты про разворот и трамвайные пути вне перекрестка.

Знаки направлений движения по полосам

В этой части рассмотрим дорожные знаки 5.15.1 «Направления движения по полосам», 5.15.2 «Направления движения по полосе», 5.15.7 «Направление движения по полосам», 5.15.8 «Число полос».

Рассмотрим, для чего применяют перечисленные знаки, в чем их отличие между собой, несмотря на сходство в названиях, а также какие предусмотрены штрафы за нарушение условий движения по полосам.

ПДД 9.6 – Трамвайные пути попутного направления

Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю.

Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или знаки 5.15.2 , движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

Разрешено ли движение по трамвайным путям

Проблема движения по трамвайным рельсам очень актуальна для сотен и даже тысяч автовладельцев каждый день. Хотя больше 30% из них даже не предполагает, как верно осуществлять движение и поворот в этой зоне. А ведь если нарушить ПДД, грозит штраф.

Сегодня мы постараемся детально разобраться, как верно разворачиваться в этой ситуации, какие тонкости движения по рельсам, а также какие последствия ждут водителя, если не следовать правилам.

Знак пересечение с трамвайной линией

Знак пересечение с трамвайной линией

На городских дорогах чуть реже, чем автобус, можно встретить трамвай. Это легкорельсовое транспортное средство имеет ряд преимуществ в движении перед колесными ТС, поэтому обозначать территорию, где проложены трамвайные пути, обязательно. ПДД РФ содержат в себе перечень дорожных знаков, среди которых есть и обозначение под названием «Пересечение с трамвайной линией».

Когда можно выполнять поворот налево с трамвайных путей

Недаром говорится: «Век живи – век учись», ведь эта народная мудрость касается многих сфер человеческой деятельности. Среди них – управление транспортными средствами, которое таит в себе множество подводных камней. В качестве наглядного примера можно привести технику и правила поворота налево с пересечением трамвайных путей, ведь в этом вопросе нередко путаются даже самые опытные водители, а что уж говорить о новичках.

Разрешается ли Вам, управляя легковым автомобилем, продолжить движение по трамвайным путям попутного направления?

Билет ПДД 21 вопрос 10

1. ? Запрещается.
2. ? Разрешается.
3. ? Разрешается только для поворота налево и разворота.

Правила разрешают движение по расположенным слева трамвайным путям попутного направления только при отсутствии знаков «Направления движения по полосам» или «Направления движения по полосе». Знак запрещает использовать для движения трамвайные пути и предписывает для движения прямо, поворота налево и разворота использовать левую полосу проезжей части.

Какую полосу движения занять перед перекрестком?

Ответ на этот вопрос в первую очередь зависит от того, в какую сторону Вы намерены продолжить движение (прямо, налево, направо или в обратном направлении). При этом также нужно учитывать требования дорожных знаков и разметки, указывающих разрешенные направления движения по полосам.

Примечание. В рамках этой статьи будут рассматривать только перекрестки без трамвайных путей. Ситуации с трамвайными путями рассмотрены в отдельной статье.

Расположение

  • с левой стороны от проезжей части;
  • на одном уровне с проезжей частью;

Преимущество трамвая на дороге с трамвайными путями

Следует чётко осознавать, что трамвай всегда имеет ощутимое преимущество перед остальными представителями безрельсовых вариантов кроме 3 случаев, когда:

  1. Движется на стрелку, активную в дополнительной секции параллельно с красным или желтым сигналом светофора.
  2. Подъезжает к перекрёстку по второстепенной дороге.
  3. Выезжает из депо.

Первый момент относится к пересечению регулируемых участков, второй – к движению неконтролируемых перекрестков, вот третья схема – когда трамвай выезжает из станции, где производился ремонт, он должен уступить дорогу любым другим средствам передвижения.

Что нужно знать при приближении к трамвайной остановке?

Опираясь на статистику, самыми опасными территориями дороги, в центре которой расположены трамвайные пути, являются именно остановки, поэтому водителю авто нужно заранее оценить обстановку и определиться: стоит ли уступить дорогу трамваю/пешеходам или нет?

Когда в рассматриваемом районе не установлен специальный «остров» для ожидания общественного транспорта, то пассажиры ждут прибытия трамвая на тротуаре. А едва он приехал и остановился, граждане имеют право без страха пересекать проезжую часть, а водители обязаны затормозить, пропуская их. Ориентироваться необходимо в первую очередь на людей, а не следить, открыты ли двери трамвая.

Когда в зоне остановки всё же присутствует специальный «остров», то будущие пассажиры высматривают транспорт именно там, и никаких иных преград для движения создаваться дополнительно не должно. Во время перехода проезжей части людьми, стоит оставаться бдительным, ведь не все пешеходы знают и придерживаются ПДД РФ, а вот водитель всегда несёт ответственность, поскольку находится за рулём.

Основные ошибки при развороте

Для новичков характерно много ошибок. Но основных 4. Некоторые из них не влекут наказания, но существенно увеличивают риск аварийной ситуации.

  1. Разворот сразу с проезжей части. По правилам разворота необходимо сначала перестроиться на крайнюю левую полосу, и только потом разворачиваться. Иначе может возникнуть следующая ситуация. Вы не заметили водителя и решили сходу повернуть. Для него это оказалось неожиданным, он не успел притормозить, и вы виновник ДТП.
  2. Если разворот осуществляется со встречных трамвайных путей. Очень грубая ошибка, которая довольно жестко наказывается.
  3. Транспортное средство при развороте оказываются не перпендикулярно расположенным к встречной полосе. Такое тоже бывает. Сотрудники ДПС могут расценить это, как выезд на встречку.
  4. Если припаркованы машины по ту сторону после разворота. Носы автомобилей в этом случае должны располагаться на одном уровне, потому что велика вероятность зацепить один из автомобилей.

Обгон и опережение на трамвайных путях

В дорожном движении обгон является наиболее опасным маневром.

И состоит он из трех пунктов:

  • выезд на встречку,
  • опережение трамвая,
  • возвращение на ту полосу, с которой начали маневр.

А теперь вспоминаем, что туда выезжать нельзя. Следовательно, обгон запрещен? Но ведь пересекать встречные пути разрешается, иначе как можно было бы осуществить поворот в левую сторону?

Когда выезд на трамвайныке пути разрешен, а когда запрещен. Фото: cf.ppt-online.org

А чтобы разобраться в этом вопросе, нужно обратиться к правилу обгона транспортного средства, описанные в 11 главе ПДД :

  1. Перед тем, как обогнать любой транспорт (как трамвай, так и обычный автомобиль), необходимо убедиться, что на той полосе, которую ТС стремится занять, достаточно места, чтобы можно было обогнать автомобиль без трудностей для себя и других участников движения.
  2. Обгон запрещен в таких ситуациях:
  • Если транспорт, который едет впереди, уже совершает обгон или объезд какого-то препятствия.
  • Если находящийся впереди транспорт просигнализировал остальным, что он собирается повернуть налево.
  • Если после обгона без риска для других водителей он не может занять ту полосу, с которой начал маневр.
  • На перекрестках, если человек движется по не главной дороге.
  • На зебрах, если на них есть люди.
  • Ближе, чем на 100 метров от ж/д переездов, на мостах, в тоннелях и на участках с плохой видимостью.

На практике обгон без выезда на встречную полосу почти не выполним, и потому есть риск получить штраф.

Разрешается ли Вам использовать для движения трамвайные пути встречного направления?

1. ? Разрешается, если при этом не будут созданы помехи встречным транспортным средствам.
2. ? Разрешается только при объезде трамвая попутного направления.
3. ? Не разрешается.

Во всех случаях вам запрещен выезд на трамвайные пути встречного направления.

Перекресток без знаков и разметки, указывающих направления движения по полосам

Если перед перекрестком нет ни знаков 5.15.1 и 5.15.2, ни разметки 1.18, то расположение автомобиля регламентируется пунктом 8.5 правил дорожного движения:

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

Если на таком перекрестке Вы собираетесь повернуть направо, то Вам необходимо предварительно занять крайнее правое положение на проезжей части, т.е. крайнюю правую полосу.

Если на перекрестке Вы собираетесь повернуть налево или развернуться, то Вам необходимо заблаговременно занять крайнюю левую полосу.

Если же Вы хотите проехать прямо, то можно занять абсолютно любую полосу. В том числе крайнюю левую или крайнюю правую.

Автомобиль Разворот Поворот налево Движение прямо Поворот направо
Зеленый + + +
Белый +
Синий + +

Как выглядит и для чего предназначен

Данный знак относится к категории предупреждающих. Он оформлен в виде треугольника в красном обрамлении. На белом фоне изображен черный силуэт трамвая. Данный знак является постоянным, и встретить аналогию, установленную временно, невозможно по простой причине — никто не делает рельсы на короткий временной промежуток.

Задача этого знака — предупредить всех участников дорожного движения о том, что впереди будет пересечение с трамвайными путями и водителю автомобиля, вероятно, придется уступать дорогу маршрутному ТС или его пассажирам.

ВАЖНО! Все предупреждающие знаки направлены на то, чтобы сообщить водителю о неожиданных происшествиях и опасности, которые могут потребовать экстренной остановки и принятию других мер по обеспечению безопасности.

Разворот разрешен

Посмотрим, как по Правилам дорожного движения следует совершать разворот через трамвайные пути вне перекрестка:

  1. Уступить дорогу попутным трамваям
  2. Перестроиться на попутные трамвайные пути.
  3. Уступить дорогу всем встречным транспортным средствам, в том числе и трамваям.
  4. Совершить разворот.

Разворот через трамвайные пути

Разрешается ли Вам обогнать легковой автомобиль по трамвайным путям в данной ситуации?

Билет ПДД 23 вопрос 10

1. ? Не разрешается.
2. ? Разрешается.

Выезд на трамвайные пути встречного направления запрещен. Из этого правила исключений нет.

Штрафы

Что грозит водителю, решившему нарушить правила? Если он выезжает на попутные трамвайные пути, то тут нет единой меры наказания, потому что в ряде случаев это разрешено делать.

Чтобы рассчитать размер штрафа в конкретном случае, надо воспользоваться таблицей штрафов ГИБДД.

Остановка же на путях наказывается на 3000 рублей для Москвы и Питера, а для остальных городов эта цифра в два раза меньше.

За выезд на встречные пути наказание принимает две возможные формы: штраф 5 тысяч рублей или лишение прав на треть или полгода.

Если же это нарушение повторяется, то придется попрощаться с правами на год. Если же сняла камера автоматической видеофиксации, то лишение прав меняется штрафом в том же размере.

Если выезд осуществлен для объезда препятствия, то штраф будет 1000 или 1500 рублей.

Что может привести к ДТП

Для начала необходимо отметить, что спорные происшествия между любыми гражданами и участниками движения на трамвайных путях априори завершаются для виновника взысканием через суд.

Поскольку во время оформления ДТП подобного рода, трамваи не могут двигаться по своему заданному маршруту, то это рискует создать длительную пробку на дороге. И участникам происшествия стоит как можно быстрее освободить пути другим водителям.

В случае иного формата ДТП на рельсах без участия трамвая (исключительно между авто), можно быстро взять контакты у свидетелей, подготовить схему ДТП, подписать её обоим водителям, сфотографировать место аварии на телефон, а потом сразу же направляться в местное ГИБДД для окончательного оформления. Или воспользовавшись упрощённой схемой по Европротоколу.

Если в ДТП вынужденно принимал участие трамвай, то его водитель будет невиновен в аварии, если трамвай на момент аварии не выезжал из депо, или не двигался на запрещённый сигнал светофора, поскольку использование автолюбителем трамвайных путей изначально допустимо только при условии отсутствия серьёзных помех движению общественного транспорта.

Действия при ДТП на трамвайной линии

Когда случайно сталкиваются 2 машины, вся ситуация рассматривается по обычным правилам аварии с участием автомобилей. А вот в случае с трамваем, виновником часто признают хозяина машины. Причина такого решения проста – рассматриваемое столкновение возможно лишь тогда, когда нарочно создается помеха трамваю.

Следует подчеркнуть, что теоретический виновник ДТП несёт полную ответственность не просто за аварию по факту, но и за последующий простой остального подвижного состава, за что депо имеют полное взыскать неустойку с человека. Поэтому если авария всё-таки случилась, рекомендуют быстро освободить линию, заверить схему соответствующими и снимками деталей места аварии. Впоследствии собранные сведения передаются далее в ГИБДД для составления соответствующих бумаг по открытому делу.

Если ДТП произошло по вине автовладельца

При аварийной ситуации на трамвайных путях виновной стороной признаётся именно водитель автомобиля. Такая печальная статистика объясняется тем, что даже в редких случаях официально допустимого проезда по линии трамвая, другая машина не должна параллельно создавать ему помеху.

Логично предположить, что, когда случилась аварийная ситуация, скорее всего это недоразумение на дороге произошло по вине водителя. А для потенциального виновника ДТП подобная ситуация чревата взысканием с него финансовых убытков от депо.

В крупных городах финальная сумма обычно варьируется в пределах нескольких десятков тысяч рублей, а судебные приставы идут навстречу истцу и снижают итоговые санкции. Если проезд по рельсам привёл к аварии с участием трамвая, виновным обычно становится человек, не уступивший путь рельсовому транспорту, а также создавший ему преграду и нарушивший иные правила. Фактически его вина будет исключена, если сам трамвай двигался с игнорированием правил, но это бывает крайне редко.

Какие правила размещения знака

Все дорожные знаки устанавливаются по ГОСТ Р 52289-2019. В нем сказано, что знак 1.5 «Пересечение с трамвайной линией» устанавливают перед пересечением дороги с трамвайными путями вне перекрестка, а также перед перекрестками (площадями), через которые проходят трамвайные пути, при расстоянии видимости путей менее 50 метров.

Допускается устанавливать знак на расстоянии, отличном от предусмотренного стандартом, однако, в таком случае должна присутствовать табличка 8.1.1 с указанием конкретного метража.

ВАЖНО! Знаки должны быть установлены таким образом, чтобы их не загораживали зеленые насаждения, баннеры и прочие придорожные элементы.

Особенности знака

Знак «Пересечение с трамвайной линией» имеет значимые особенности, которые нужно учитывать при движении на дороге:

  1. При одновременном праве на движение (когда транспортные средства находятся в равнозначных условиях) водители трамваев имеют преимущество.
  2. Вне перекрестков, где трамвайные пути пересекают путь движения безрельсовых транспортных средств, трамвай имеет преимущество, кроме случаев выезда из депо.

Знак 1.5 требует от водителя внимательности, так как в большинстве случаев ему придется уступать трамваю дорогу.

Разворот на трамвайных путях, согласно ПДД

Разворачиваться на перекрестках с пролегающими посередине колеями попутного направления можно будет только в случае отсутствия указателей, запрещающих такие маневры (знак 3.24) или предписывающих движение прямо (знак 4.1.1). Во всех остальных ситуациях разворот не будет являться нарушением. Другое дело, что нужно будет выполнять его по описанному выше классическому алгоритму.

На перекрестке со светофором

Естественно, левый маневр или разворот становятся возможными для выполнения только в том случае, если для основной полосы движения горит зеленый свет или хотя бы есть регулировщик. Однако очень важно обращать внимание не только на свой, но и на трамвайный светофор, если наличие такого предусмотрено в месте пересечения.

Так, нередки ситуации, когда основной свет трамвая горит красным, а его дополнительная секция, разрешающая поворот направо или налево – белым.

Поворот налево с путей на перекрестке со светофором

В этом случае трамвай имеет полное право совершить маневр и если водитель не учтет этот момент, то он имеет все шансы стать причиной ДТП.

Следует помнить, что в любых авариях с участием трамвая, последний будет виноват только в том случае, если выедет на свой запрещающий сигнал или не пропустит другие ТС, начиная движение из депо.

При наличии знаков движения по полосам

Наличие таких указателей следует расценивать, как необходимость выполнения разворота с крайнего левого положения, а не с рельсов попутного направления. В этом случае крайне важно, чтобы соответствующее этой полосе изображение на знаке обязательно включало левую стрелочку или такую же стрелку, совмещенную с движением прямо.

Одна только прямая стрелка говорит о том, что разворот с этой полосы запрещен, как впрочем, и выполнение левого поворота.

Вне перекрестка

Трамвай всегда в приоритете, кроме ситуаций, когда ему приходится начинать свой путь, выезжая из депо или останавливаться на свой красный свет светофора.

Если же рельсовое ТС движется по дороге второстепенного значения, то он также потеряет свое преимущество.

Возможные нарушения автомобилистами

Зачастую автомобилисты забывают о том, что маршрутное рельсовое ТС имеет преимущества на дороге. Среди самых частых нарушений встречаются наезды на трамвайные пути, непредоставление преимущества, а также непропуск пассажиров маршрутного ТС. Чтобы не стать виновником ДТП и не попасть на штраф, нужно запомнить правила разъезда с трамваями.

  • вне зависимости от направления движения, трамвай имеет преимущество на перекрестке равнозначных дорог. На регулируемых перекрестках у трамвая есть приоритет движения только в том случае, если на светофоре ему указан разрешающий сигнал;
  • совершать наезд на трамвайные пути с целью объезда, разворота или поворота можно в случае, если они располагаются по левую сторону основной дороги наравне с ней и на участке не установлено запретов на этот маневр. Водитель автомобиля обязан совершить маневр так, чтобы не создать помех общественному и личному транспорту;
  • если дорога и трамвайная линия разделены сплошной разметкой, то заезжать на пути нельзя. При наличии конструктивного разделения зон машин и рельсового транспорта (например, разный уровень) запрещен наезд на пути;
  • если на дороге образовался затор, то объезжать его по трамвайным путям нельзя. Пробка не является препятствием на дороге;
  • если у трамвая нет специального светофора, то он движется согласно указаниям обычного (транспортного) средства регулирования. Таким образом, если у автомобилистов горит зеленый и этот же сигнал действует на трамвай, то первым движется трамвай;
  • при любом наезде на трамвайную полосу не должно быть создано помех рельсовому транспорту;
  • единственный случай, когда водитель трамвая обязан пропустить всех участников движения — выезд из депо, так как депо является прилегающей территорией.

ВАЖНО! Трамвайные остановки могут быть расположены прямо на проезжей части, без дополнительных остановочных комплексов. Водители должны помнить, что они обязаны пропускать пассажиров, которые выходят из трамвая или направляются на посадку.

Если автомобилист спровоцирует аварию с участием трамвая, то администрация горэлектротранса действительно может подать иск на взыскание компенсации за простой и убытки, которые в связи с ДТП понесло данное предприятие. В КоАП РФ нет штрафа за простой общественного транспорта, но это не значит, что перевозчик вынужден молча понести убытки из-за халатности автомобилиста. Достаточно просто запомнить, что трамвайные пути предназначены для трамваев, а не для машин.

В каких случаях трамвай должен уступить дорогу?

Порой обстоятельства на отечественных дорогах складываются так, что нехватка времени вынуждает некоторых водителей на довольно опасные манёвры. Хотя стандартные правила в обновлённой версии редакции разрешают езду по трамвайным путям прямо, когда на общей дороге для простых авто возникла пробка. Но одновременно с этим следует соблюдать определённые условия:

  1. Действия шофёра не должны создавать непредвиденных помех смежному передвижению общественного трамвая.
  2. Рельсовое полотно обязано придерживаться попутного направления и находиться точно вровень или лишь чуть отклоняться от автодороги.
  3. Разрешено ехать, когда перед перекрёстком нет знаков 5.15.1. «Направление транспортировки по полосам» и 5.15.2. «Направление движения по полосе».

Впрочем, если выезду на рельсовые пути не мешает специальная дорожная разметка (сплошная линия или любое другое обозначение, регламентирующее направления езды по полосам), то водитель может без препятствий пересечь рассматриваемый участок дорожного движения.

Автомобилю

Теоретически, практически в любой ситуации трамвай движется первым, а исключения из общих правил составляют только 3 случая, если:

  • автомобиль едет по центральной дороге, а трамвай – по второстепенной (подобная ситуация на 100% подходит под действие правила о том, что водитель обязан уступить дорогу тому, кто движется по главному пути);
  • транспортному средству можно беспрепятственно ехать за счёт зелёного сигнала светофора, а для трамвая функционирует только однотонная стрелка параллельно с красным или жёлтым сигналом;
  • машина передвигается по дороге, а трамвайный вагон только начинает выезжать из депо (данная схема тоже упоминалась ранее и является своего рода исключением из общих правил).

Тщательно разобравшись, в каких именно ситуациях трамвай уступает дорогу другому авто, проблем и аварийной обстановки в дорожном движении возникать априори не должно.

Пешеходу

Согласно правилам, существует немало ситуаций, когда водитель трамвая непременно должен уступить не только другим авто, но и обычным пешеходам, если:

  1. Следующий по рельсам транспорт совершает поворот, то он должен начала пропустить перед собой пешехода или велосипедиста.
  2. Трамвай выехал на регулируемый перекрёсток, то после зелёного можно ехать лишь, когда люди полностью закончили движение.
  3. Приближаешься к особой зоне перехода без установленного светофора и регулировщика.
  4. Рельсовый транспорт подъезжает к контролируемому другими приборами пешеходному переходу.
  5. Видно на проезжей части или на пути к нему слепого гражданина (пешехода с белой тростью).
  6. Человек спешит к остановке другого общественного транспорта, только что покинув автобус или маршрутку.

Отдельно стоит рассмотреть столь проблемный участок, когда там присутствуют дети, которые переходят через проезжую часть с табличкой «Перевозка детей», а автобус или принимающая их машина должны быть не менее заметными благодаря включённой «аварийке».

Знак 5.15.8 «Число полос»

Число полос и режимы движения

Знак 5.15.8 «Число полос» применяют для указания числа полос в данном направлении и режимов движения по полосам.

Знак «Число полос» устанавливают в населенных пунктах — на расстоянии 50 — 150 метров, а вне населенных пунктов на расстоянии 150 — 300 метров от начала участка дороги, на котором соответствующими знаками с табличками 8.14 «Полоса движения» вводятся режимы движения по полосам.

Знак 5.15.8 устанавливают над проезжей частью. Вне населенных пунктов на дорогах, имеющих перед перекрестком не более трех полос, а в населенных пунктах — не более двух полос движения в данном направлении, знак «Число полос» могут устанавливать справа от дороги.

ДТП на трамвайных путях

Если сталкиваются две машины, все рассматривается по правилам, как обычно. Поэтому рассматриваем лишь столкновение трамвая и автомобиля.

В этом случае вся ответственность лежит на последнем. Причина проста – столкновение возможно лишь тогда, когда создается помеха трамваю. А это нарушение.

Хотя, не всегда. Например, если столкновение произошло по причине того, что трамвай ехал на красный свет, то виноват все-таки он или, если он выезжает из депо.

Итак, мы разобрали правила: движения на трамвайных путях, обгона, поворота, разворота. Перечислили основные ошибки водителей и указали основные виды штрафов за нарушения.

Какой предусмотрен штраф за нарушение правил

Оценивая финансовую сторону и сопутствующие риски подобного нарушения, необходимо разобраться и в объёмах полагающихся штрафов.

Взыскания с водителей за езду по трамвайным путям напрямую зависят от того, насколько серьёзным в итоге выявилось нарушение. В первую очередь стоит ориентироваться на следующие варианты, которые предшествовали аварии:

  • линия рельс отделена от центральной дороги сплошной полосой — 500 руб. или официальное предупреждение от инспектора;
  • автомобильное средство ехало в попутном направлении, но мешало полноценной работе трамвая — 500 руб.;
  • остановка машины на трамвайной линии (особо грубое нарушение) – 1,5 тыс. руб. (в городах федерального значения финальная сумма доходит до 3 тыс. руб.);
  • проезд по рельсам встречного направления – 5 тыс. руб. или лишение права вождения сроком ровно на 4 месяца или на полгода;
  • выезд хозяина транспортного средства на встречную линию трамвая, чтобы безопасно обойти возникшее препятствие – 1,5 тыс. руб.;
  • повторное нарушение правил – автоинспекторы могут лишить гражданина прав на 1 год (когда происшествие зафиксировано в видео формате — штраф 5 тыс. руб.);

Поэтому каждому водителю стоит вести себя очень корректно на участках дороги, где трамвайные пути создают сложности для проезда. Совершение неправильных маневров в такой зоне чревато как финансовыми потерями, так и временными изъятиями прав.

В качестве вывода, можно подчеркнуть, что обновлённая версия ПДД за 2020 год допускает движение по трамвайным рельсам, если строго соблюдать перечисленные выше требования и понимать, как маневрировать в особо спорных ситуациях.

Самый важный ориентир – любой автомобиль, который едет по железной дороге, не должен создавать помех другим. И даже при возникновении аварии, проблема не исчезает: водителю придётся нести ответственность и за незапланированный затор на трассе. Поэтому необходимо помнить все рекомендации и своевременно исполнять их, чтобы избежать штрафов и иных проблем.

Перекресток с разметкой 1.18

Рассмотрим описание разметки 1.18 из правил дорожного движения:

1.18 – казывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам. Разметка с изображением тупика наносится для указания того, что поворот на ближайшую проезжую часть запрещен; разметка, разрешающая поворот налево из крайней левой полосы, разрешает и разворот;

Разметка 1.18Разметка 1.18Разметка 1.18Разметка 1.18Разметка 1.18Разметка 1.18Разметка 1.18Разметка 1.18

Стрелки на разметке 1.18 имеют то же значение, что и стрелки на знаках, рассмотренных выше. Т.е. чтобы выполнить маневр в нужном Вам направлении, нужно занять полосу, разметка на которой разрешает этот маневр выполнить.

Автомобиль Разворот Поворот налево Движение прямо Поворот направо
Зеленый + +
Белый +
Синий +

Движение по путям и не создавать помех трамваю

В этой части правила прямо разрешают занимать трамвайные пути для движения, если заняты другие полосы, наиболее наглядный случай — это затор. При этом никаких дополнительных требований при приближении трамвая к водителям не применяется, в отличии от ПДД республики Беларусь:

64.2. если выезд на трамвайные пути создаст препятствие для движения трамвая, водитель должен остаться на занимаемой полосе движения, не выезжая на трамвайные пути, в ожидании проезда попутного трамвая и встречных транспортных средств;

64.3. в случае создания препятствия для движения трамвая трамвайный путь по возможности должен быть освобожден. Водители транспортных средств, движущихся рядом в попутном направлении, должны предоставить возможность для этого.

Выдержка выше из Правил дорожного движения республики Беларусь, где однозначно прописано взаимодействие водителей трамваев и безрельсовых транспортных средств, что отсутствует В Правилах РФ.

Намеренно ли в ПДД РФ формулировка в пункте 9.6 применяется для разгрузки улично-дорожной сети или это недоработка законодателя, но требование в действующей редакции ограничено термином «Уступить дорогу (не создавать помех)«, то есть временем выезда на трамвайные пути, и не предписывает иных действий для водителей при движении по трамвайным путям.

Трамвай в затореТрамвай в заторе

Штраф за нарушение знаков «Направление движения по полосам»

Знаки «Направление движения по полосам» предписывают двигаться в определенных направлениях, назначенных для каждой из полос и указанных стрелками на знаках. Игнорирование данных предписаний есть нарушение правил расположения ТС на проезжей части.

За нарушение требований знаков «Направление движения по полосам» предусмотрен штраф по ст.12.15 ч.1 КоАП РФ в размере 1500 рублей на момент публикации.

Чаще всего это проезд в направлении «прямо» по левой или правой полосам, предназначенным для поворотов налево и направо, соответственно. Или повороты из полос, на которых знаками предписано движение в направлении «прямо».

Кроме невыполнения требований ПДД эти нарушения способны привести к ДТП либо к напряженным ситуациям, которые, в свою очередь, могут спровоцировать ДТП.

Полный список дорожных знаков особых предписаний с краткими комментариями (пояснениями) на сайте avtonauka.ru размещен в Приложении 1 ПДД.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 15.02.2021

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Перекресток со знаками 5.15.1 или 5.15.2 и разметкой 1.18

Этот вариант самый сложный из рассматриваемых сегодня.

Как правило, дорожная разметка дублирует соответствующие знаки, и в этом случае никаких проблем не возникает. Однако на практике значения знаков и разметки могут противоречить друг другу.

В случаях если значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками.

Т.е. в случае противоречия знаков и разметки нужно выбирать полосу движения в соответствии с дорожными знаками 5.15.1 или 5.15.2.

Автомобиль Разворот Поворот налево Движение прямо Поворот направо
Зеленый +
Белый +
Синий +

Примечание. Если Вы встретите подобную ситуацию на практике, то имеет смысл в письменном виде обратиться в ГИБДД. В заявлении укажите, что организация дорожного движения на перекрестке некорректная и предложите вариант ее исправления (замену знака или разметки).

В этой статье речь шла о том, как выбрать правильную полосу движения перед перекрестком. Однако это не единственная задача, которую нужно решить до въезда на перекресток. В следующей статье Вы узнаете о том, как определить тип перекрестка.

Предусмотрена ответственность для водителей за нарушение

За несоблюдение правил дорожного движения водители будут привлечены к административной ответственности.

  1. За выезд на трамвайную полосу встречного движения во время объезда препятствия предусмотрен штраф в размере 1000-1500 рублей. Объезжать препятствия можно по рельсам попутного направления, но даже частичный заезд на встречную линию повлечет за собой штраф.
  2. Если выезд на трамвайную «встречку» был совершен беспричинно, то штраф составит 5000 рублей.
  3. За непредоставление преимущества движения трамваю — штраф 500 рублей.
  4. За проезд по путям, которые не предназначены для наезда автомобиля (например, имеют ограждение или подняты на уровень выше или ниже дорожного полотна) — штраф 500 рублей.
  5. Если на перекрестке установлен дорожный знак «Движение по полосам», а водитель заедет на трамвайные пути попутного направления, то его оштрафуют на 500 рублей.
  6. За непропуск пассажира трамвая (который направляется на посадку или наоборот высаживается из трамвая) автомобилиста могут оштрафовать на сумму от 1500 до 2500 рублей.
  7. За игнорирование требований дорожных знаков водителю грозит штраф в размере 500 рублей. Если автолюбитель нарушит требования разметки, то штраф может достичь и 5000 рублей. При пересечении двойной сплошной есть риск лишения водительского удостоверения.
  8. За умышленный и необоснованный выезд на трамвайные рельсы встречного направления водителя авто могут лишить прав на срок от трех до шести месяцев.

За повторные нарушения назначаются более строгие наказания.

ВАЖНО! Прежде чем выносить наказание, ГИБДД следует предоставить доказательства виновности автомобилиста. Ими может служить фото-фиксация или видеозапись с камер, а также показания свидетелей. При остановке инспектором ГИБДД дополнительные доказательства могут не понадобиться, поскольку его слово само по себе является доказательством. Водитель имеет право обжаловать штраф в судебном порядке, используя те же способы доказательства невиновности (фото, видео, показания свидетелей).

Трамвай — это своего рода городской поезд. Он движется со скоростью, близкой к скорости автотранспорта, но в то же время обладает меньшей маневренностью и медленнее совершает торможение. Столкновение с трамваем может нанести серьезный вред здоровью автомобилиста и пассажиров, поэтому внимательность и соблюдение ПДД на участках пересечений с трамвайной линией особенно важны.

На встречные рельсы запрещено

Правила дорожного движения РФ устанавливают безусловный запрет выезда на встречные трамвайные пути.

Обратите внимание при движении через перекресток, где трамвайные пути изменяют направление. Запрет в равной степени распространяется и на трамвайные пути с изгибом, а грань между пересечением и выездом очень тонка и неоднозначна. Пересекать встречные трамвайные пути следует по возможности чтобы угол пересечения был близок к 90 градусам.

Распространенные вопросы

  1. Когда запрещено заезжать на трамвайные пути? Заезд на трамвайные рельсы запрещен в том случае, если они не находятся в одном уровне с основной дорогой, относятся к встречному направлению, отделены от проезжей части сплошной линией, имеют знак, предписывающий прямое движение по полосам или заняты трамваем или другими ТС. Если же речь идет об их пересечении для поворота или разворота, то в этом случае свою значимость теряет сплошная разметка, которая запрещает одно только перестроение для выполнения маневров.
  2. Могут ли лишить прав за езду по трамвайным рельсам? Лишиться прав водитель может только за остановку или выезд на колею встречного движения, а также за повторное нарушение такого плана.

Осторожность на дорогах является залогом успешного вождения, что особенно актуально для начинающих водителей. Что касается трамваев, то в случае неуверенности в правомерности собственных действий, лучше уступить дорогу рельсовому транспорту, тем более что такой поступок не будет считаться грубым нарушением.

Штрафы за нарушение

Закон РФ чётко устанавливает юридическую ответственность участником дорожного движения за правонарушения в данной сфере, поэтому за аварию, возникшую на трамвайных путях, водителю полагается административное и уголовное преследование:

  • по т. 12.24 КоАП РФ присутствует штраф до 25 тыс. руб. или ограничение свободы сроком до 2 лет;
  • по ст. 264 УК РФ положены санкции до 9 лет (зависит от последствий происшествия).

В свою очередь попытка въезда на путь встречной дороги влечёт ответственность размером 5 тыс. руб. или лишения прав на срок до полугода по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ. А если водитель не заехал на боковую левую часть рельсов, совершая задуманный поворот налево, ему грозит упрощённый вариант – простое предупреждение или штраф 500 руб. по ч. 1.1 ст. 12.14 КоАП РФ.

Наказание последует и за простой (создание пробки с участием трамвая) из-за создания помехи: в таком случае назначают предупреждение или материальную ответственность в объёме 500 руб. ссылаясь на ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ. Но когда во время проезда регулируемого перекрёстка тоже была создана аналогичная помеха трамваю, имеющему преимущество, то предусмотрены более серьёзные санкции на 1 тыс. руб. по ч. 2 ст. 12.13 КоАП РФ.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий