Водитель одного из видов городского транспорта

Содержание

Разбор важного доклада ВШЭ про городской транспорт простыми словами

В 2020 году под редакцией ведущего транспортного специалиста страны Михаила Яковлевича Блинкина НИУ ВШЭ выпустил доклад на тему развития транспортных систем городов России. В нём подробно рассмотрены основные причины транспортных неудач и предпосылки выхода из сложившейся ситуации.

На протяжении двух предыдущих десятилетий, с момента развала СССР, не существовало какой-либо внятной транспортной стратегии, способной эффективно решать накопившиеся проблемы. Более того, как правило, логика принятий решений была проста: строим дороги – проблемы в транспортной системе исчезнут сами собой. На деле всё оказалось гораздо сложнее.

Развитие проходило скорее по инерции импульса, данного прошлой системой в совершенно иных условиях и с другими приоритетами.

По расчётам транспортных специалистов, в городах России на текущий момент сложился серьезный дисбаланс между застройкой и обеспеченностью улично-дорожной сетью. Особенно катастрофично выглядит отставание от городов развитых стран. На первый взгляд, для решения проблем с пробками нужно строить больше дорог. Однако на деле не всё так просто. Погоня за километрами нового асфальта может оказаться попыткой ухватить за хвост жар-птицу. Дело в том, что для свободного движения требуется привести к норме ряд других показателей. Например, обеспечить жилые дома достаточным количеством внеуличных парковочных мест.

Транспортный запрос: 26% россиян недовольны автобусами и трамваями

Россияне недовольны наземным общественным транспортом и предпочитают личный автомобиль, несмотря на явные неудобства — пробки, плохие дороги и проблемы с парковкой. Об этом говорится в исследовании аналитического центра НАФИ, с которым ознакомились «Известия». Основные претензии к автобусам и трамваям у жителей миллионников — их работа не удовлетворяет больше половины респондентов из крупных городов. Чаще всего люди жалуются, что транспорт ходит редко, в салонах постоянная давка, а кондукторы и водители не всегда вежливы с пассажирами. При этом ежедневно общественным транспортом пользуется лишь каждый четвертый их опрошенных. Эксперты уверены, что даже если с нового года финансирование отрасли будет увеличено кратно, на решение накопившихся проблем уйдут десятилетия.

Виды городского наземного транспорта и особенности передвижения на нем, устав городского наземного транспорта

Передвижение в городе только пешком невозможно, люди обязательно пользуются общественным или личным транспортом. Он представлен в нескольких видах. Пассажирам важно знать, куда на чем проще добраться, когда ждать автобус или трамвай. Неосведомленность, путаница могут стать причиной опозданий. А незнание того, как вести себя в салоне, приведут к конфликтной ситуации и даже штрафу. Ведь это, как известно, не освобождает от ответственности.

О том, что такое городской наземный транспорт, как им воспользоваться, читайте в статье.

Городской пассажирский транспорт: виды, маршруты и правила пользования

Городской пассажирский транспорт (синонимы: общественный, коммунальный) предназначен для использования большинством населения. Чаще всего он работает на платной основе. Большинство средств общественного транспорта способны перевозить большое количество человек как за раз, так и за сутки. При этом движение осуществляется в соответствии с установленным транспортной компанией маршрутом. Исключение составляют различные виды такси.

Правила дорожного движения для водителей маршруток, автобусов и троллейбусов

Маршрутка

Общественный транспорт перевозит одновременно большое количество пассажиров, поэтому в России его движение регулируется дополнительными пунктами правил дорожного движения.

Правила предоставляют преимущества при движении для маршруток, автобусов и троллейбусов и именно они и будут рассмотрены в данной статье.

«Транспорт» – игра для знакомства дошкольников с видами транспортных средств

Дидактическая игра «Транспорт»

Дидактическая игра «Транспорт» предназначается для индивидуальных и групповых обучающих занятий в детском саду, подходит для дошкольников 3-6 лет. Дети ежедневно переходят дорогу, видят на улицах разные виды автомобилей, а игра расширяет представления об особенностях и назначении транспортных средств, мотивирует соблюдать правила дорожного движения.

«Водители вредят сами себе». Почему ростовские автобусы простаивают на остановках

Самые проблемные остановки города — «Площадь Советов», «Горизонт» и «Сельмаш»

Простои на остановках — одна из главных бед ростовского транспорта. С ней сталкивался, наверное, каждый ростовчанин, который утром спешит в центр по делам. 161.RU замерил, сколько автобусы стоят на остановках, и попросил экспертов в сфере транспорта ответить, как городу победить проблему.

Не каждый водитель знает: какими преимуществами при перестроении обладает автобус

В Правилах дорожного движения понятие «Маршрутное транспортное средство» определяется, как автобус, троллейбус и трамвай общего пользования, предназначенные для перевозки людей по установленным маршрутам с обозначенными местами остановок.

Выделенные полосы

Выделенные полосы считаются едва ли не главным преимуществом общественного транспорта. Кроме маршрутных автобусов и троллейбусов, по эти полосам могут ездить такси, школьные автобусы и велосипеды (когда «выделенка» расположена справа). Если туда сунется частник, то с него возьмут штраф в размере 1500 рублей, а в Москве и Питере — 3000.

Но не стоит забывать, что частные машины могут туда заезжать в местах с прерывистой линией разметки для съезда с дороги, а также для посадки и высадки пассажиров. Главное, чтобы при этом не было помех маршрутным транспортным средствам.

Дорожные знаки

Еще одно преимущество у водителей общественных транспортных средств, допущенных к движению по выделенным полосам — возможность в ряде случаев игнорировать при въезде на перекресток требования некоторых дорожных знаков — предписывающих и запрещающих.

Начало движения с остановки

Еще одно немаловажное преимущество исключительно маршрутных автобусов и троллейбусов заключается в том, что в населенных пунктах водители должны им уступать дорогу, когда они начинают движение от обозначенного места остановки (пункт 18.3 ПДД). В свою очередь, водители общественного транспорта могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.

Перестроение

Многие малоопытные водители часто путают приоритет маршрутного транспорта при начале движения с остановки с перестроением. Под «перестроением» ПДД подразумевает выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения. В таких случаях уступать автобусам совсем необязательно, но при условии, что речь не идет о выезде с остановки. А вот когда общественный транспорт при начале движения после посадки-высадки пассажиров вынужден перестроиться в соседнюю полосу (например из-за припаркованной впереди машины), то в этом случае водитель обязан уступить ему дорогу. Несмотря на то, что в пункте 18.3 ПДД не упоминается слово «перестроение».

Постсоветская утопия

Продемонстрированы заблуждения, которые не встретить у чиновников развитых стран, но весьма распространённые у их российских коллег постсоветского периода. Основной смысл можно обобщить в следующих позициях:
— проблемы мобильности решаются исключительно ремонтом старых дорог и строительством новых;
— вкладывать в общественный транспорт можно, но необходима возвратность потраченных средств;
— общественный транспорт, в частности трамваи, мешают мобильности, в то время как маршрутки способны легко заменить его.

В докладе хорошо разобраны причины, по которым эти идеи носят губительный характер, особенно с учётом специфики нашей страны.

Сохранение данного вектора действительно невозможно без следующего за ним транспортного коллапса.

Что такое маршрутное транспортное средство?

В первую очередь рассмотрим понятие маршрутное транспортное средство из пункта 1.2 ПДД:

“Маршрутное транспортное средство” – транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

Обратите внимание, что в определении есть следующая фраза “движущееся по установленному маршруту”. Если общественный транспорт отклонится от установленного маршрута движения, то он перестанет быть маршрутным транспортным средством.

Например, если водитель захочет объехать пробку через дворы, то его автомобиль потеряет перечисленные ниже преимущества маршрутного транспортного средства.

Содержание

Виды машин и их устройства вызывают интерес, как у девочек, так и у мальчиков. С транспортом мы сталкиваемся повсюду. Ездим на дальние расстояния, видим, как строят дома и дороги, читаем про технику в энциклопедиях. Перед тем как приступить к самим заданиям, советуем поговорить о том, зачем вообще нужны машины, какие виды транспорта знает ваш малыш. После можно приступать к играм.

Выполняя упражнения, связанные с темой транспорта, дети закрепляют знания об окружающем мире, учатся считать, изучают новые понятия, ищут отличия, развивают наблюдательность. Обязательно чередуйте задания. Задачи на логику заменяйте творчеством, счёт – активными играми.

Вторая конечная

Восемь утра. К площади Ленина один за одним подъезжают полные автобусы. Стоять на остановке жарко. Насколько комфортно в транспорте, непонятно — всё зависит от того, работает ли кондиционер.

На остановке много людей, при этом стоят не очень долго — максимум минуты три. Поток новых пассажиров не иссякает. Многие подходят со стороны «Горизонта», чтобы не стоять в утренней пробке, которая начинает рассасываться как раз у площади Ленина. Некоторые люди, которые, наверное, не сильно спешат, не садятся в первый попавшийся автобус, а ждут того, где хотя бы можно стоять.

Автобусы приезжают на остановку вереницами — по два-три. Останавливаются максимум на 40 секунд и едут дальше. Никто не хочет пропускать вперед «конкурентов». Кажется, что простоев на проспекте Ленина нет, но всё меняется, когда подъезжает одинокий .

Единственный пассажир в него заходит на сороковой секунде. Водитель ждет еще минуту и уезжает. Но это не рекорд. Больше всех в то утро простоял — две минуты сорок секунд. Водитель ждал новых пассажиров, которые всё никак не подходили. Судьба тех, кто был в салоне и опаздывал на работу, водителя не волновала.

Всего мы отследили около 80 автобусов, правила ожидания нарушил каждый третий. На претензии, что автобус стоит дольше положенного, многие водители отвечали в стиле «чо, умный?» или «хочу и стою». При этом нельзя обвинить какого-то конкретного перевозчика. На площади Ленина долго стояли именно те машины, которые подъезжали в гордом одиночестве. Если к остановке подходило по несколько автобусов одновременно, то они отъезжали быстрее. При этом в самом «кармане» некоторые даже старались заблокировать конкурентов.

На площади Советов ситуация плачевнее. Хотя автобусы подъезжают сюда один за одним, они стоят от двух до пяти минут. Если не знать, то можно решить, что здесь находится конечная остановка.

На «Горизонте» днем ситуация спокойная — автобусы подъезжают, высаживают пассажиров и едут дальше. Простои здесь бывают утром и вечером, когда люди едут на работу или в торговый центр, который находится рядом с остановкой.

В компаниях-перевозчиках «АТП 5» и «Янтарь», автобусы которых попались нам стоящими на остановках, 161.RU заявили, что их водители ездят строго по графику.

Подвижной состав

Пробки на дорогах давно стали универсальной проблемой любого субъекта Федерации. Однако нет ничего удивительного в том, что люди по-прежнему выбирают автомобиль, считает депутат Госдумы, председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.

— В пробке гораздо комфортнее сидеть под кондиционером в собственном авто, чем жаться в салоне переполненного автобуса. К тому же иногда автобус можно ждать и час. Актуальна и проблема плохого состояния подвижного состава, — подчеркнул парламентарий.

Девушка у окна автобуса в Новосибирске

По его словам, регионам нужно выделять больше денег на обновление подвижного состава, развитие инфраструктуры общественного транспорта и на зарплаты персонала. Но при этом победить неэффективность автотранспортных предприятий можно, только дав субъектам больше свободы в принятии решений.

— Взять хотя бы тарифы. Они устанавливаются на федеральном уровне, и регион не может просто их повысить. Хотя иногда это необходимо. Тут даже частникам приходится трудно — не говоря о муниципальных перевозчиках. То же касается маршрутов: автобусы придерживаются утвержденных схем движения, что не всегда удобно. Поэтому люди предпочитают такси или собственные авто, — подчеркнул эксперт.

Вячеслав Лысаков не берется предполагать, сколько времени уйдет на то, чтобы решить транспортную проблему в регионах. Но считает, что это в любом случае — вопрос не самой ближайшей перспективы.

Трамваи на одной из улиц Омска

Однако в пресс-службе Министерства транспорта России «Известиям» сообщили, что регионы обладают достаточным количеством полномочий для организации своих транспортных систем.

— Органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления с учетом территориальных особенностей, а также возможностей региональных и местных бюджетов определяют направления развития пассажирского транспорта общего пользования на территории региона или муниципального образования, — подчеркнули в ведомстве.

Выделенные полосы для общественного транспорта

Первое преимущество маршруток, автобусов и троллейбусов состоит в том, что именно для них предназначены выделенные полосы для общественного транспорта. Выделенные полосы были рассмотрены в рамках отдельной статьи, поэтому здесь повторяться не буду.

Напомню лишь, что выделенные полосы обозначаются следующими дорожными знаками:

Знак 5.11.1 Дорога с полосой для маршрутных транспортных средствЗнак 5.12.1 Конец дороги с полосой для маршрутных транспортных средствЗнак 5.13.1 Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средствЗнак 5.13.2 Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средствЗнак 5.14 Полоса для маршрутных транспортных средствЗнак 5.14.1 Конец полосы для маршрутных транспортных средств

Виды пассажирского транспорта

  • Автобусы – самый распространенный вид пассажирского общественного транспорта. Они активно применяются во всем мире. Существует огромное количество моделей автобусов. В качестве топлива пока используется в основном бензин и дизельное топливо.
  • Троллейбус – один из самых популярных видов общественного городского транспорта в России и странах СНГ. Он оснащен электрическим мотором с непрерывной подпиткой от контактной сети проводов. Нередко применяется и в Западной Европе, где считается подвидом автобуса.
  • Трамвай – традиционный вид городского транспорта в России и СНГ. Использует узкоколейную железнодорожную колею и питание от контактной сети. Оснащен электродвигателем. Является промежуточным вариантом между троллейбусом и электропоездом.
  • Поезда активно применяются во всем мире, однако в России и странах СНГ этот вид транспорта получил наибольшее развитие. Для движения используется ширококолейная железная дорога, а также контактная сеть (для электропоездов). Локомотив оснащен электрическим, дизельным или (редко) паровым двигателем. Развитие этого вида транспорта шло в последовательности: паровозы – тепловозы – электровозы. Сейчас используют в основном электровозы и (реже) тепловозы.
  • Монорельсовый транспорт используется редко и в ограниченном объеме. Выделяется в отдельный вид транспорта.
  • Суда. Активно применяются во всем мире. К ним относят катера, корабли, пароходы, парусные суда, яхты. В настоящее время парусные суда почти не используются. Основным видом топлива являются продукты переработки нефти.
  • Самолеты. Активно развивающийся и относительно современный вид общественного транспорта. Распространен во всем мире, особенно в развитых странах. В России используются реже. Движение осуществляется по воздуху с применением принципа реактивной тяги. В качестве топлива пока используют нефтепродукты.
  • Маршрутные такси. Сравнительно новый вид городского транспорта. Сейчас широко используется в России и странах постсоветского пространства. Перевозка людей на микроавтобусах организуется транспортными частными компаниями. В отличие от такси, маршрут движения определяется данными компаниями и городскими властями, а не пассажиром.
  • Пассажирский автомобильный транспорт (такси). Таксист может работать в одиночку или на частную фирму. Во втором случае цены на проезд будут значительно ниже.

Виды специальных транспортных средств

К категории специальных транспортных средств относится транспорт, используемый для целей, отличных от гражданских, или имеющий специальное оборудование. Существуют следующие виды специальных транспортных средств:

  • Автомобили, мотоциклы и автобусы оперативных служб полиции;
  • Автомобили скорой медицинской помощи;
  • Машины городского коммунального хозяйства – снегоуборочная техника, поливальные машины;
  • Войсковой транспорт (бронетранспортеры, боевые машины и другое);
  • Машины МЧС, пожарные автомобили;
  • Внутрипроизводственный транспорт, использующийся на крупных предприятиях.

По примеру Казани

Главная проблема общественного транспорта в России — отсутствие комплексного подхода, уверен урбанист Аркадий Гершман. По его словам, чиновники в регионах часто не понимают, как именно должна функционировать транспортная система города, а также руководствуются устаревшими нормами.

— Принято считать, что автобусы и троллейбусы — это такой социальный транспорт для одной бабушки в час. Поэтому финансирование на него выделяется по остаточному принципу. Если дороги и развязки воспринимаются как инвестиция, то общественный транспорт — исключительно как статья расходов. Но общественный транспорт и не должен окупаться за счет продажи билетов и рекламы в салоне и на бортах. Просто если его не развивать, на дорогах будут образовываться пробки, — подчеркнул собеседник издания.

Троллейбус едет по улице Богдана Хмельницкого в Омске

Часто можно встретить ситуацию, когда существующие маршруты либо не совсем удобны, либо вообще устарели, но транспорт продолжает придерживаться принятой схемы. Для изменения схемы нужно проводить масштабные исследования: это, с одной стороны, вопрос финансов, а с другой — инициативы и политической воли.

— У нас в стране есть позитивный пример Казани, где к Универсиаде полностью пересмотрели транспортную архитектуру города и избавились от маршруток. Или система «Магистраль» в центре Москвы. В обоих случаях переосмыслили советское наследие и проложили маршруты там, где они нужны и удобны людям. Подобные преобразования начинали и в Екатеринбурге, но, к сожалению, до конца дело не довели, — отметил Аркадий Гершман.

Урбанист согласен, что в масштабе страны на решение транспортного вопроса уйдут десятилетия. И для этого необходим комплекс мер: организация пересадки внутри городской транспортной системы бесплатными, принятие общих стандартов качества обслуживания и прокладка новых трамвайных маршрутов. А также — развитие пешеходной и велосипедной инфраструктур, поскольку пассажир должен как-то попадать к остановкам общественного транспорта.

Организация и выбор маршрута

Маршруты городского наземного транспорта устанавливаются соответствующим муниципальным учреждением, входящим в структуру местных органов управления. Каждый из них нумеруется. Число, обозначающее маршрут, крепится на автобус, троллейбус или трамвай. На пути следования через определенные отрезки располагаются остановки. Каждую объявляют в салоне водитель, кондуктор, или включается голосовая запись.

Автобус

Автобус – городской пассажирский транспорт с автономным энергоснабжением. Городской автобус также называется уличным колесным транспортом. Он удобен своей маневренностью и отсутствием привязки к рельсам или проводам. Может перемещаться даже по грунтовым дорогам. Один автобус за час перевозит от 200 до 4500 пассажиров. Максимальное же значение для городских автобусов составляет 9-10 тысяч человек. Его активно применяют в качестве основного и вспомогательного транспортного средства. Во всех городах имеется своя сеть автобусных маршрутов. В любой момент маршрут движения можно скорректировать или изменить. Обычно это делается при расширении городов и добавлении новых районов.

автобус городской пассажирский транспорт

В небольших городах и поселках автобус – практически единственный вид доступного транспорта. В более крупных населенных пунктах он обычно сочетается с маршрутными такси. Минусами использования подобных транспортных средств пока что являются:

  • эксплуатационные затраты,
  • загрязнение воздуха и почвы,
  • шумовое загрязнение,
  • необходимость частого ремонта вследствие поломок.

Постепенный переход к электрическим автобусам позволит устранить все эти недостатки.

Начало движения от обозначенного места остановки

Ситуация регламентируется пунктом 18.3 ПДД:

18.3. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.

Обратите внимание, маршрутки, автобусы и троллейбусы получают преимущество при одновременном соблюдении следующих условий:

  • Ситуация происходит в населенном пункте.
  • Место остановки должно быть обозначено знаком 5.16:
    Знак 5.16 Место остановки автобуса и (или) троллейбуса
  • Общественный транспорт должен начинать движение. Т.е. если маршрутка медленно проедет через остановку, но останавливаться не будет, то преимущества она не получит.

В данном пункте также есть дополнительное требования к водителям общественного транспорта. Они должны убедиться в том, что им уступают дорогу. На практике это ведет к тому, что если произойдет ДТП с автобусом, отъезжающим от остановки, то его виновниками будут признаны одновременно оба водителя. Водитель автомобиля нарушит требования первого предложения пункта 18.3, водитель общественного транспорта нарушит требования второго предложения этого же пункта.

Математика и логика

Игры в этом разделе помогут детям повторить цвета, закрепить понятия порядкового и количественного счёта, поупражняться в сравнении.

«10 разноцветных машин»

Приготовьте карточки с десятью разноцветными машинками, положите их в ряд. Их можно скачать у нас на сайте по ссылке ниже. Сначала можно посчитать, сколько всего машинок. Затем обратить внимание на то, чем они отличаются, назвать цвета.

Игры на счет и логику. Изучаем транспорт с детьми

После поупражняйтесь в счёте. На каком месте стоит синяя машинка? А которая по счёту зелёная? Посчитайте место машинки слева направо, а затем справа налево. Отличается ли результат? Ребёнок должен прийти к выводу, что порядковый счёт зависит от того, в каком направлении мы считаем. А если таким же образом подсчитать общее количество автомобилей, то число не изменится.

«Машины и гаражи»

Для этой игры помимо карточек с разноцветными машинками понадобятся картинки с гаражами. Мы подготовили для вас карточки в двух вариантах: цветном и чёрно-белом. Разложите их в 2 ряда. Сначала малыш может попробовать загнать автомобиль в соответствующий по цвету гараж.

Игра для детей на тему транспорт «Найди гараж для машины»

После можно изменить задание. Уменьшите или увеличьте количество карточек в ряду. Спросите ребёнка, у всех ли машинок есть гараж? Чего больше или меньше? Как сделать равное количество автомобилей и гаражей?

«Найди правильный ответ»

Приготовьте несколько карточек с разным количеством машин. Внизу каждой карточки 3 варианта ответа. Малыш должен посчитать, сколько машинок изображено, и обвести соответствующую цифру.

Игра на тему транспорт «Найди нужную цифру»

Игра с детьми «Найди нужную цифру» тема транспорт

Сравни

Игра на сравнение. Мы подготовили для вас карточки «больше, меньше или равно». Скачать их можно по ссылке ниже. Вместо чисел – картинки с машинами.

Задание на тему транспорт Больше, меньше или равно

Если в предыдущем задании нужно было только определить количество машин, то здесь нужно подсчитать и сравнить, а затем поставить соответствующий знак в пустое окошко.

Потянет ли город?

Перейдем к финансовой части. Бюджеты российских городов далеки от столичного, и, казалось бы, можно сложить руки. А вот как раз тут ничего страшного нет.

Любопытная деталь: бюджет Цюриха разительно отличается от бюджета любого другого швейцарского города из расчета на одного жителя. Хотя по уровню комфорта и транспорта никакого отличия между ними нет. Важны стандарты и правильный подход, а когда речь заходит о модернизации электротранспорта, в развитых странах всегда подключаются региональный и федеральный уровни.

Финансирование масштабных проектов по реформам общественного транспорта по понятным причинам должно опираться прежде всего на прямое федеральное участие. Предпосылки к этому не только в слишком низких тарифах на проезд в общественном транспорте и недостаточном бюджете российских городов. Таковы общемировые правила, даже самые экономически сильные города развитых стран опираются на федеральный и региональный уровень в решении вопросов подобного рода проектов и обеспечения экологически чистым общественным транспортом.

В докладе предлагается разработать и принять соответствующий федеральный проект обновления техники и развития инфраструктуры общественного транспорта. Авторы рассматривают связь с целым рядом федеральных проектов в сфере транспорта, экологии и развития промышленности. Данный проект должен пробить себе дорогу до уровня не меньшего, чем национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Огромный интерес для развития представляют субсидии на покупку электробусов. Подчёркивается положительный пример московской программы, реализация которой впервые в стране предложила принципиально иной уровень комфорта, в ряде случаев близкий городам развитого мира.

Дорожные знаки, не распространяющиеся на автобусы, троллейбусы и маршрутки

В правилах дорожного движения приведены несколько знаков, действие которых не распространяется на маршрутные транспортные средства:

Знак 4.1.1 Движение прямоЗнак 4.1.2 Движение направоЗнак 4.1.3 Движение налевоЗнак 4.1.4 Движение прямо или направоЗнак 4.1.5 Движение прямо или налевоЗнак 4.1.6 Движение направо или налево
Знак 3.1 Въезд запрещенЗнак 3.2 Движение запрещеноЗнак 3.3 Движение механических транспортных средств запрещеноЗнак 3.18.1 Поворот направо запрещенЗнак 3.18.2 Поворот налево запрещенЗнак 3.19 Разворот запрещенЗнак 3.27 Остановка запрещена

Обратите внимание, общественный транспорт может нарушить требования данных знаков только в том случае, если они находятся непосредственно на маршруте. Речь об этом шла в начале данной статьи. Как только маршрутка отклоняется от маршрута движения, она перестает быть маршрутным транспортным средством.

Таким образом, опасные ситуации вроде движения во встречном направлении по одностороннему движению на практике не возникают.

Обычно автобусы, троллейбусы и маршрутки едут в запрещенном направлении, чтобы попасть на выделенную полосу для общественного транспорта, направленную навстречу основному потоку. Въезд других автомобилей (кроме такси и школьных автобусов) на такую полосу запрещен.

Правила пользования

Правила пользования наземным городским транспортом утверждаются в каждом регионе, но в требованиях много общего:

Роль троллейбуса в пассажирском транспорте

Троллейбус как вид транспорта не столь популярен и используется основном в крупных городах. Междугородние маршруты тролейбуса (троллейбусные линии) есть в Крыму и на Донбассе, где они существуют еще с советских времен. Однако в мировых масштабах это скорее экзотика.

Для работы троллейбуса применяется подвесная контактная сеть проводов. Поэтому он относится к категории безрельсового электротранспорта. Максимальное число перевозимых пассажиров составляет 8-9 тысяч человек в час. Плюсами использования этого вида транспорта является экологическая чистота, небольшие затраты при эксплуатации, относительная надежность. В то же время есть существенные траты при строительстве троллейбусных линий и низкая маневренность. Довольно часто возникают нарушения контакта троллейбуса с кантатной проводной сетью, что приводит к вынужденной остановке и простою транспортного средства непосредственно на маршруте.

маршрут тролейбуса

Троллейбусы активно используют в России и странах СНГ, главным образом в крупных и средних по величине городах. При числе жителей более 250 000 чел. использование данного вида транспорта может стать целесообразным.

Знаки и разметка, показывающие направление движения по полосам

Отдельного внимания заслуживают знаки, показывающие разрешенные направления движения по полосам на перекрестке:

Знак 5.15.1 Направления движения по полосамЗнак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосе

Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства.

Эти знаки не действуют на маршрутные транспортные средства. Однако это не означает, что автобусы и маршрутки могут поворачивать на перекрестке из любой полосы. В любом случае водители общественного транспорта должны руководствоваться требованиями пункта 8.5 ПДД, то есть:

  • Проехать прямо можно по любой полосе.
  • Повернуть налево или развернуться можно только из крайнего левого положения.
  • Повернуть направо можно только из крайнего правого положения.

Пусть перед перекрестком установлена следующая комбинация дорожных знаков:

Знак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосе

В этом случае все транспортные средства могут поворачивать направо из двух полос движения.

Однако, поскольку требование знака 5.15.2 не распространяется на общественный транспорт, автобусы и троллейбусы имеют право поворачивать направо только из крайней правой полосы.

Кроме того, не забывайте, что кроме знаков, указывающих разрешенные направления движения на перекрестке, существует и аналогичная разметка 1.18. Обычно знаки и разметка наносятся совместно.

Разметка 1.18Разметка 1.18Разметка 1.18Разметка 1.18Разметка 1.18Разметка 1.18Разметка 1.18Разметка 1.18

Однако, в отличие от знаков, разметку 1.18 маршрутные транспортные средства игнорировать не могут.

Например, если на перекрестке есть и знаки 15.15 и разметка 1.18, то автобусы и троллейбусы должны руководствоваться только разметкой 1.18.

В завершение хочу отметить, что для водителей маршруток не предусмотрены индивидуальные штрафы ГИБДД, т.е. они отвечают за свои нарушения точно также, как и другие водители.

Трамвай как средство передвижения

Трамвай – это тоже наземный городской пассажирский транспорт, характерный для крупных городов России и стран бывшего СССР. Однако постепенно он выходит из моды и сейчас используется все реже. Длинную историю имеют трамваи Москвы, где они появились очень давно. Одно такое транспортное средство может обслуживать до 12-15 тысяч человек в час. Раньше трамваи пользовались популярностью и перевозили больше пассажиров, чем любой другой вид городского транспорта. Они считаются экологически чистыми, но при этом довольно шумными устройствами, которые могут ломаться на маршруте, что может стать причиной пробки. Также минусом является низкая маневренность. Тем не менее трамваи в Москве – популярный у жителей вид транспорта.

городской трамвай

Метро – подземный транспорт крупных городов

Это также рельсовый вид транспорта, но гораздо более мощный, нежели трамвай. Метро уже можно относить к традиционным транспортным средствам, при этом оно продолжает постоянно развиваться. В одной только Москве то и дело вводят новые станции и строят новые перегоны. Во многих городах имеются планы по расширению сети метрополитена. Оформлению станций (они в основном подземные) уделяется большое внимание. Каждая из них имеет неповторимый, уникальный облик и свои индивидуальные особенности. А вот разнообразие вагонов и локомотивов метрополитена несравнимо ниже, чем у автобусов.

городское метро

Пропускная способность метрополитена очень высока. За час один состав может обслужить до 40-50 тысяч человек. Строительство метро целесообразно в крупнейших городах с числом жителей свыше 1 млн чел. При этом само строительство метрополитена требует серьезных вложений.

Маршрутные такси

После распада Советского Союза этот полукоммерческий вид транспорта стал очень популярен. Маршрутки не имеют четкой привязки к остановкам (хотя в последнее время власти российских регионов пытаются ограничить свободу их передвижения), что очень удобно, особенно для маломобильных граждан. Маршруты их движения можно поменять в любой момент. Минусами их использования является то, что они сильнее, чем автобусы, загружают улицы и вносят вклад в загрязнение окружающей среды. Этот вид транспорта активно применяется и для пригородного сообщения, а в междугородних перевозках их используют нечасто. Стоимость перевозки людей на микроавтобусе в последние годы быстро растет.

перевозка людей на микроавтобусе

Поезда и электропоезда

Это традиционный вид перевозок на средние и дальние расстояния. Как правило, они не слишком загрязняют окружающую среду и обладают большей надежностью и безопасностью, чем автобусы. Недостатков этот вид пассажирского транспорта практически не имеет. Однако относительным минусом является высокая цена за проезд в поездах дальнего следования. Также у них относительно невысокая скорость, в сравнении с самолетом. В пределах городов используют пригородные электрички, а иногда монорельсовый транспорт. Цены на билеты у электричек относительно невысоки. Минусом является то, что в пределах городов остановок и маршрутов электричек не много. Зато они оптимально подходят для пригородных перевозок.

Авиатранспорт

Авиатранспорт широко распространен во всем мире. В России популярны маршруты, ведущие на курорты Черноморского побережья. Несомненным плюсом авиации является большая скорость передвижения, что позволяет резко уменьшить время в пути. Цены на билеты на самолет близки к таковым на поезда дальнего следования. Однако есть у этого вида транспорта и свои минусы: зависимость от погоды и небольшой риск крушений, которые часто имеют трагические последствия. Тем не менее статистика показывает, что гораздо опаснее использовать для дальних переездов личный автомобиль.

путешествия самолетом

Водный транспорт

Он делится на речной и морской. В России более развит речной водный транспорт. В целом же услугами этого вида транспорта пользуется лишь небольшое число пассажиров, хотя в давние времена он имел огромнейшее значение.

Управление городским пассажирским транспортом

Для управления различными видами транспорта созданы соответствующие министерства и ведомства. Управление транспортной системой подразумевает совокупность мероприятий, направленных на координацию работы транспортных элементов как между собой, так и в связи с внешней средой. Управление транспортным средством требует знания правил дорожного движения, уплаты налогов, распределения платных и бесплатных участков дорожной сети, учета особенностей движения при перевозке большого количества пассажиров и т. д. Все это определяет правила пользования городским пассажирским транспортом.

Как будет развиваться общественный транспорт в будущем

Во многих странах мира разрабатываются проекты по электрификации различных видов транспорта, в том числе общественного. Лидерами в этом отношении являются Европа, Китай и Япония. Первыми на электрическую тягу планируют перевести автобусы. В отдельных городах Китая этот процесс уже практически завершен. Часть автобусов могут переориентировать на использование водородного топлива. Вероятные сроки такого перевода – 10-15 лет. Не менее активно развивается и электрическое такси. В США все эти процессы идут медленнее, однако могут ускориться после смены президента страны. На данный момент администрация Трампа тормозит реализацию подобных проектов.

Электрический автобус

Несколько позже на электрические двигатели переведут пассажирские суда и самолеты небольшой вместительности. Что же касается крупных лайнеров, то здесь ситуация пока неопределенная.

Постепенный перевод транспорта на электрическую тягу позволит решить экологические проблемы, снизить уровень шума, повысить технические характеристики транспортных средств, сделать более дешевой их эксплуатацию.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий