Виды светофоров на дороге

Какие бывают виды светофоров?

Современному человеку сложно представить дорожное движение, не регулируемое светофором. Это устройство помогает организовать перемещение транспорта и пешеходов. Существует широкая классификация в зависимости от того, какое назначение выполняет светофор. Виды и типы устройства отличаются также по конструкции, форме регулирования и направлению движения.

Светофоры – виды, функции и регулирование

Светофоры – это важнейшее средства для организации безопасности дорожного движения. Они регулируют потоки транспорта и людей как на крупных, так и на малых участках. При использовании светофорного регулирования во много раз снижаются риски ДТП с участием автомобилистов, велосипедистов и пешеходов, которые могут возникнуть при:

  • Несоблюдении правил поворота или проезда;
  • Слишком маленькой или большой интенсивности движения на главной дороге;
  • Условиях ограниченной видимости или невозможности определения правил приоритета пересечения;
  • Недостаточной пропускной способности.

Дорожный светофор

Сигналы светофора в ПДД – что главнее светофор или разметка?

Автомобильный юрист

Первый светофор появился в 1868 году в центре Лондона, а в СССР первый подобный агрегат был установлен в 1930 году в центре Москвы. С тех пор подобные приспособления, предназначенные для регулирования потоков автомобильного транспорта, стали обязательным атрибутом улиц любого города.

В России светофоры являются собственностью муниципалитетов.

Светофор на дороге

Порядок регулирования передвижения транспортных средств с помощью подобных аппаратов, а также виды данных сигнальных устройств и правила светофора для водителей, регламентируется главой 7 «Сигналы регулировщика и светофора» Правил дорожного движения (ПДД).

Основные принципы работы светофора

Светофор представляет собой особое оптическое устройство, способное подавать сигналы разного цвета и формата. Техника используется для регулирования движения пешеходов и транспортных средств. Сегодня в мире практически не осталось государств, в которых бы светофоры отсутствовали.

Нужно ли уступать дорогу при повороте на светофоре с сигналами в виде стрелок?

Светофор со стрелками

В данной статье речь пойдет о различных видах светофоров, сигналы которых выполнены в виде стрелок.

Дело в том, что далеко не каждый водитель помнит, что правила дорожного движения описывают несколько разновидностей светофоров со стрелками. И правила проезда перекрестков с такими светофорами различаются.

Среднестатистический водитель в большинстве случаев помнит лишь о том, что при движении под зеленую стрелку следует уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений. При этом тип светофора и сигналы, включенные в других секциях, в расчет не берутся. Если на перекрестке установлен стандартный светофор со стрелкой в дополнительной секции, то все работает именно так. Если же водитель встречает светофор со стрелками на основных сигналах, то у него появляются определенные вопросы по поводу проезда перекрестка.

Разберемся, в каких случаях нужно уступать дорогу при повороте на стрелку, а в каких – нет:

Примечание. В данной статье речь идет о приоритете транспортных средств при проезде перекрестков. Что касается пешеходов, то при повороте на перекрестке водитель должен уступить им дорогу не зависимо от сигналов светофора.

Устройство светофора

Устройство светофора

Светофор – устройство, обычно заключенное в пластмассовый или алюминиевый корпус. Оно располагается на такой высоте, откуда его будет хорошо видно водителям автомобилей и пешеходам. Обычно конструкция такого светофора (частое название – импульсный) предполагает использование светодиодных матриц, срок службы которых составляет до пяти лет. В малонаселенных местностях иногда применяются менее долговечные и устаревшие лампы накаливания.

Иногда устройство оснащается ручным пультом управления, чтобы дать пешеходам возможность перейти автодорогу. Это делается на тех участках, трасс где поток пешеходов не настолько активен, чтобы регулярно тормозить поток автомобилей.

ВАЖНО! Современные светофоры в крупных городах входят в единую систему, которая управляет их работой, отталкиваясь от ряда условий: плотности автомобильного потока, времени суток и других факторов. Сложность таких систем варьируется в зависимости от особенностей конкретной транспортной инфраструктуры или ее участков. К таким системам могут быть подключены не только светофоры, но также видеокамеры или другие источники информации (включая посты ГИБДД).

Изменение дорожной обстановки может привести к тому, что информационный таймер на привычном светофоре поменяет свое значение. Обычно это происходит в сторону увеличения продолжительности разрешающего сигнала для транспорта. По мнению экспертов, будущее комфортной городской среды предполагает дальнейшую компьютеризацию систем городского автомобильного трафика.

Ответственность за нарушения

Основная задача светофора заключается в регулировании движения транспортных средств по дорожному полотну. При нарушении предписаний электронного регулировщика повышается риск ДТП.

Поэтому за игнорирование сигналов прибора полагаются штрафные санкции:

  • за проезд на красный сигнал – минимум 1 тыс. р. Если нарушение повторное, размер штрафа увеличивается и составляет минимум 5 тыс. р. Возможно лишение прав на вождение автомобиля сроком на 4 – 6 месяцев;

Светофор регулирует движение транспортных средств на дороге, создавая для всех его участников удобные и безопасные условия. Размер штрафа за игнорирование его сигнала зависит от тяжести проступка, а также последствий для участников движения.

Сумма выплат за то или иное нарушение периодически пересматривается правительством страны. Поэтому водителям нужно отслеживать нововведения в правилах дорожного движения.

Светофор, его функции

Это средство организации перемещения представляет собой оптическое устройство, передающее цветовые сигналы. Для всех распространенных транспортных средств существует отдельный светофор. Виды и типы устройств представляют собой широкую систему, включающую самые разнообразные конструкции. Рядовой гражданин наиболее часто встречает трехцветный автомобильный светофор, однако знание других форм и конструкций поможет избежать непредвиденных ситуаций и оставаться в безопасности на дорогах. Сигнальные устройства выполняют следующие функции:

  • уменьшение риска возникновения аварий;
  • улучшение качества дорожного движения;
  • поддержание экологии (способствует более равномерному ходу автомобилей, вследствие чего снижается уровень выбросов в атмосферу).

Содержание

  1. Функции светофора
  2. Виды светофоров
  3. Виды светофорного регулирования
  4. Ссылки на литературу

Статья написана в виде набора тезисов. Все материалы по светофорному регулированию доступны по ключевому слову Светофор.

Наиболее очевидные ошибки при проектировании светофорных объектов описаны в статье Четыре светофора. Детальная настройка светофора на реальном примере — см. статью Оптимизация светофорного регулирования. Время терпеливого ожидания пешехода — очень важный фактор для безопасности дорожного движения на регулируемом пересечении. Для оценки качества программы светофорного регулирования используется Уровень обслуживания перекрестка со светофорным регулированием. Ну и в завершение про Диагональные пешеходные переходы.

Светофор с предупреждением о движении пешеходов в Минске

Светофоры со стрелками на основных и на дополнительных секциях

Для начала обратимся к пункту 6.3 правил дорожного движения:

6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.

Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

Итак, пункт 6.3 описывает 2 варианта применения стрелок на сигналах светофора:

  • на основной части светофора, состоящего из трех сигналов (красного, желтого и зеленого);
  • в дополнительной секции светофора, расположенной сбоку от основной части.

Правила дорожного движения описывают светофоры лишь текстом, поэтому обратимся к ГОСТ Р 52282-2004 для получения изображений для двух типов светофоров:

Светофор Т.1.л с дополнительной секцией:

Светофор с дополнительной секцией

Светофор Т.2 со стрелками на основной части светофора:

Светофор со стрелками на основной части

У приведенных выше светофоров есть сходство – на каждом из них направление налево регулируется секциями, на которых нанесены стрелки. Однако есть и различия, о которых речь пойдет ниже.

Качество движения

Качество движения сети транспорта и пешеходов может быть во многом улучшено за счет светофорного регулирования. Оно позволяет защитить от перегрузки участки дорог и улиц, освободить их для приоритетного потока, а также ограничить въезд или выезд.

В большинстве случаев светофоры уменьшают площадь объектов транспортной инфраструктуры. К примеру, с их помощью возможно заменить кольцевой участок на перекресток, что также позволит увеличить пропускную способность.

Классификация

Виды светофоров относительно предназначения для определенных транспортных средств:

  • дорожно-уличные;
  • железнодорожные;
  • речные.

При этом каждый вид разделяется на типы, которые зависят от назначения, конструкции и характера движения.

Виды и устройство светофоров

На сегодняшний день существуют пешеходные и транспортные светофоры, которые также включают в себя несколько разновидностей. Есть модификации со стрелками и без, двумя или тремя световыми сигналами, предназначенные для велосипедных дорожек или Ж/Д переездов, а также со звуком и таймером.

Для транспорта

Стандартные модели выполнены в трех цветах: красном, желтом и зеленом. Если светофор вертикальный, то красный расположен сверху, а если горизонтальный, то он находится левее. В определенных модификациях желтый может быть заменен на оранжевый.

Светофор со стрелкой

Для пешеходов

Пешеходные светофоры устанавливаются на официально разрешенных переходах, и оборудованы только двумя световыми сигналами – запрещающим и разрешающим. Самая популярная конструкция – в форме силуэта человека идущего зеленого и стоящего красного.

Следует отметить, что в других странах запрещающим сигналом является красная поднятая ладонь, а порой вместо человечков можно увидеть надписи «идите» или «стойте». Существуют модификации (например, в норвежском Осло) с парой стоящих рядом человеческих фигурок.

Все эти сложности обусловлены удобством для людей с ограниченными возможностями, дефектами зрения, глухотой или дальтонизмом. В большинстве случаев современные светофоры дублируют световые сигналы с помощью звука.

Железнодорожные

Такие сигнальные устройства предназначены для регулирования перемещения поездов и скорости спускания с сортировочной горки. Существует 13 видов светофоров на ж/д:

  • маршрутные (между районами станции);
  • входные (с перегона на станцию);
  • выходные (со станции на перегон);
  • проходные (между межпостовыми перегонами);
  • заградительные (остановка);
  • прикрытия (пересечение путей);
  • повторительные (показания основного светофора при плохой видимости);
  • предупредительные (перед основным светофором);
  • маневренные;
  • локомотивные;
  • горочные;
  • технологические (разрешение уборки или подачи состава);
  • въездные или выездные (проезд в производственное помещение).

Используются устройства с красным, желтым, зеленым, белым и синим огнями. Разные виды светофоров по назначению жд транспорта могут совмещаться в одной общей конструкции.

13 видов светофоров на ж. д.

Значение цветов можно изучить в следующей таблице.

Проезжать можно, следующие блок-участки или перегон свободны

Проезжать можно, но с низкой скоростью

Следующий светофор требует уменьшения скорости

Движение с низкой скоростью, следующее устройство закрыто, отклонение по стрелочному переводу

Два желтых, верхний мигает

Движение с низкой скоростью, следующий светофор является открытым, отклонение по стрелочному переводу

Как функционируют светофоры

Современные светофоры управляются при помощи автоматизированных систем. Настройка их работы осуществляется при помощи компьютерных программ, позволяющих автоматически менять показания светофоров на разных участках дороги. Время смены сигналов на каждом перекрестке одного квартала или района устанавливается на сервере. Такой способ регулирования позволяет максимально точно скоординировать транспортные потоки на загруженных участках в городе и за его пределами. Причем, настройки подбираются под каждый день: в будни они могут быть одни, в выходные и праздничные дни – другие.

Многие светофоры работают по принципу "зеленой волны". Когда автомобиль отъезжает от перекрестка с определенной скоростью, у него есть возможность проехать по улице без остановок под "зеленый свет". К моменту приближения автомобиля к следующему перекрестку – там будет загораться разрешительный сигнал.

Такой способ управления светофорами не только обеспечивает безопасность движения на дорогах, но и позволяет максимально увеличить пропускную способность городских улиц, которая будет одинаково комфортной и для пешеходов, и для пассажиров.

Зеленая стрелка в дополнительной секции светофора

Ситуация Нужно ли уступить дорогу Комментарий
Зеленая стрелка и красный сигнал нужно всем 1. Зеленая стрелка в дополнительной секции
2. Красный сигнал в основной секции
Зеленая стрелка и желтый сигнал нужно всем 1. Зеленая стрелка в дополнительной секции
2. Желтый сигнал в основной секции
Зеленая стрелка и зеленый сигнал не нужно всем, кроме движущихся со встречного направления при выполнении поворота налево или разворота В основной секции зеленый сигнал
Зеленая стрелка не нужно всем, кроме движущихся со встречного направления при выполнении поворота налево или разворота В основной секции не включен красный или желтый сигнал

Речной транспорт

Устройства этого вида регулируют движение с помощью двух цветов – зеленого и красного либо только оранжевым. В последнем случае конструкция устанавливается в местах, где нельзя бросать якорь.

Двуцветные светофоры существуют для организации прохода через шлюзы – сооружения, через которые судна перемещаются из одного водного объекта в другой, с иным уровнем. Выделяют два типа речного сигнального устройства – дальний и ближний.

Какие бывают виды светофоров?

Дорожные и пешеходные

Для водителей транспорта и участников уличного движения существует отдельная классификация. Виды светофоров и их названия следующие:

  • автомобильные;
  • для маршрутных транспортных средств;
  • пешеходные;
  • для велосипедистов.

Кроме того, устройства делятся на типы относительно их назначения и конструкции. Все они схожи между собою, однако имеют некоторые особенности.

Автомобильные

Наиболее распространенным типом светофоров является устройство с тремя цветовыми сигналами:

  • зеленый – проезд разрешен;
  • желтый (оранжевый) – торможение при небольшой скорости;
  • красный – остановка.

При этом в каждом светофоре огни размещены в строгом порядке. Если лампы расположены вертикально, красный цвет находится вверху, а если горизонтально – слева. В некоторых случаях перед загоранием зеленого огня желтый пропускается.

Иногда лампы в светофоре не светят перманентно, а мигают. Если это случается с зеленым цветом, водители имеют возможность вовремя остановиться. Существуют отдельные виды светофоров для автомобилей. Их классификация основывается на строении механизма, характере подачи сигнала, назначении и направлении движения.

Виды дорожных светофоров

Виды светофорного регулирования

Одни устройства постоянно работают по установленной системе, тогда как другие могут менять интервал подачи сигналов. По этому признаку выделяют такие виды светофоров:

  • постоянного регулирования;
  • адаптивного регулирования.

В первом случае устройство работает в перманентном режиме, независимо от дня недели, трафика и времени суток. В больших городах такие конструкции часто вытесняются светофорами адаптивного регулирования. Продолжительность периодов для подачи сигналов меняется так, чтобы эффективнее организовывать дорожное движение. Режим работы светофора разный в час пик и в рабочее/ночное время. Такой механизм помогает избегать напряженного трафика и пробок.

Классификация относительно направления

Различают также виды светофоров в зависимости от того, в какую сторону разрешено движение транспорта. Наиболее привычным для нас является устройство для всех возможных направлений. Светофор работает с учетом трех цветов: красного, желтого и зеленого.

Устройство для движения в одном направлении также включает в себя указанные огни с небольшим нюансом. Зеленый цвет состоит из нескольких ламп со стрелками, указывающими сторону, по которой разрешен проезд. Этот светофор также используется при изолированном движении.

Реверсивное устройство

Данные механизмы должны контролировать полосы при перемещении транспортных средств по проезжей части. В таких светофорах используются три огня – красный, желтый и зеленый (слева направо). Первый имеет вид буквы Х, означает запрет на проезд по данной полосе. Зеленый выглядит как стрелка, направленная вниз, и позволяет дальнейшее передвижение. Желтый цвет находится в центре, он предупреждает о смене режима полосы и указывает на сторону, в которую нужно ехать.

Разные виды светофоров

На предприятиях

На обширных территориях, куда часто проезжают легковые автомобили или грузовики с товаром, на въезде устанавливаются двуцветные светофоры. В них используется только два цвета: красный и зеленый (запрет или разрешение дальнейшего передвижения).

Пересечение железнодорожных переездов и трамвайных путей

Выше было написано про светофоры РЖД. Виды этих устройств подробно рассмотрены, однако они касаются исключительно поездов. Также возле железнодорожных путей устанавливается сигнальный механизм для автомобилей. Его можно увидеть в местах, где дорога пересекается с рельсами.

Такие светофоры состоят из двух цветов: красного и белого. Первый безоговорочно запрещает движение автомобилей через переезд. Белый цвет означает возможность пересечь пути, однако водители должны предварительно удостовериться, что к ним не приближается поезд. Рядом со светофором обычно располагается знак «СТОП».

Подобно этому работает устройство с мигающей красной лампой. Оно устанавливается возле взлетных полос, на пересечении трамвайных путей и др.

Трамвайное сигнальное устройство

Устройство предназначено исключительно для этого вида общественного транспорта. Светофор использует два цвета – красный и зеленый, которые, соответственно, могут запрещать или разрешать дальнейшее передвижение. Такие устройства устанавливаются на подъемах и спусках, перед стрелками или на въезде в трамвайное депо.

Так как транспорт перемещается по отдельному пути, водителям необходимо знать, свободна ли дорога впереди. Эту задачу и выполняет сигнальное устройство для трамваев.

Для маршрутных средств передвижения

Виды дорожных светофоров включают в себя отдельную категорию для общественного транспорта. Данное сигнальное устройство имеет специфичный механизм работы и используется только водителями трамвая, автобуса или троллейбуса. Светофор состоит из четырех огней белого цвета, расположенных в виде буквы Т (3 – горизонтально и один – внизу, под средним). Три верхних сигнала означают направление движения общественного транспорта (налево, прямо и направо). Если один из этих огней светится одновременно с нижним, водитель может ехать в указанную сторону.

Для велосипедов

Часто спортсмены не знают, какие бывают виды светофоров, на которые стоит обращать внимание при передвижении на велосипеде. Тем не менее такие устройства применяются в больших городах, особенно при наличии специальных дорожек. Обнаружить такой светофор среди остальных довольно просто – на нем висит соответствующая табличка или изображен велосипедист. При этом используются двух- и трехцветные устройства.

Светофор: виды и типы

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий