Вал сошки рулевого управления

Что такое сошка рулевая?

Каждый автомобилист должен уметь не только координировать движения транспортного средства по дорожному полотну, но и изменять скорость его движения. Во всех этих операциях участвуют тормоза и рулевое управление. Одним из элементов последней системы выступает сошка рулевого механизма. О ней и пойдет речь ниже.

Смотреть что такое «сошка рулевая» в других словарях:

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.

Механизмы управления автомобилем

Механизмы управления автомобиля – это механизмы, которые предназначены обеспечивать движение автомобиля в нужном направлении, и его замедление или остановку в случае необходимости. К механизмам управления относятся рулевое управление и тормозная система автомобиля.

Р улевое управление автомобиля — это совокупность механизмов, служащих, для поворота управляемых колес, обеспечивает движение автомобиля в заданном направлении. Передачу усилия поворота рулевого колеса к управляемым колесам обеспечивает рулевой привод. Для облегчения управления автомобилем применяют усилители руля, которые делают поворот руля легким и комфортным.

Что такое рулевая сошка: как выглядит и какое у нее назначение

Что такое рулевая сошка.

Однажды весной по отъезду из города я услышал, как в области рулевой тяги стал постукивать наконечник. Сначала я не обратил должного внимания на данную странность, а точнее, решил повременить и отложить всё это дело на потом.

Со временем эта проблема стала меня настораживать. Изначально я хотел отправить машину на починку в СТО, ибо думал, что самостоятельно не справлюсь, но в итоге почему-то решил, что стоит рискнуть, разобрать там всё и посмотреть в чём дело.

Устройство и принцип работы сошки рулевого управления

Сошка рулевого управления входит в узел управления автомобилем и является одной из основных деталей, обеспечивающих работу данного механизма.

Расположение и взаимодействие деталей рулевого механизма рассмотрим на простейшей схеме.

В данном случае конструкция механизма включает в себя рулевое колесо 3, вал 2, рулевую передачу 1, которая образуется зацеплением червяка с зубчатым стопором, к которому на вал непосредственно и крепится сошка 9.

Она предназначена для передачи усилия от вала сектора к продольной тяге. Остальные детали в данной схеме: верхний рычаг левой поворотной цапфы 7, продольная тяга 8, нижние рычаги 5 поворотных цапф, поперечная тяга 6 –все они образуют рулевой привод.

При вращении рулевого колеса усилие передается через вал 2 на рулевую передачу 1. Червяк, который находится в зацеплении с сектором, начинает перемещать его по своей нарезке, чем вращает вал сектора. Он в свою очередь и отклоняет сошку, которая насажена своим верхним концом на выступающую часть вала.

Возникающее отклонение передается на продольную тягу, которая начинает перемещаться вдоль своей оси. Она связана с поворотной цапфой 4 через верхний рычаг 7, таким образом, её перемещение вызывает перемещение левой поворотной цапфы. А от левой усилие поворота передается к правой через нижние рычаги 5 и поперечную тягу 6. Так реализуется поворот колёс.

Существует несколько модификаций рулевых механизмов работа которых происходит с применением сошки в конструкции.

Рулевой механизм с передачей типа червяк – ролик популярен на легковых и грузовых автомобилях. Рулевое колесо 4, рулевой вал, который находится в рулевой колонке 3, соединяются с глобоидным червяком 1.

Червяк расположен в картере 6 рулевой передачи и находится на двух конических подшипниках 2. Червяк зацеплен с трехгребневым роликом 7, вращающимся на шарикоподшипниках оси.

В данном случае ось этого ролика крепится в вильчатом кривошипе вала 8 сошки, который опирается на втулку и на роликовый подшипник в картере 6. Болт 9 регулирует зацепление червяка и ролика, в его паз вставлен ступенчатый хвостовик вала сошки.

На следующем рисунке представлен другой тип рулевого механизма. Его основная деталь – картер 1 цилиндрической формы. Внутри него располагаются поршень – рейка 10, в котором жестко закреплена гайка 3. Она имеет внутреннюю нарезку полукруглыми канавками, с заложенными в них шариками 4. Данными шариками гайка зацепляется с винтом, в свою очередь он соединен с рулевым валом 5.

Сверху закреплен корпус 6 клапана управления ГУРом. Золотник 7 – управляющий элемент в клапане. Управление происходит посредством поршень — рейки 10, соединенной нарезкой с зубчатым сектором 9 вала 8 сошки. Вращение вала преобразуется в перемещение гайки по винту. Зубья рейки поворачивают вал и сектор с сошкой.

Функции механизма

Основными функциями устройства являются:

  • преобразование усилия от руля (рулевого колеса);
  • передача полученного усилия на рулевой привод.

Устройство рулевого управления:

1 – поперечная тяга; 2 – нижний рычаг; 3 – поворотная цапфа; 4 – верхний рычаг; 5 – продольная тяга; 6 – сошка рулевого привода; 7 – рулевая передача; 8 – рулевой вал; 9 – рулевое колесо.

Рулевая сошка управления. Что это?

Соединительная тяга, то есть сошка рулевого управления, является одной из главных деталей, благодаря которой механизм и осуществляет свою работу.

Чаще всего она используется на автомобилях общепринятой системы рулевого управления, и устанавливается на рулевой механизм с поперечными тягами в форме параллелограммов.

Регулировка устройства

Регулировка рулевого механизма применяется для компенсации зазоров в механизмах «червяк-ролик» и «шестерня-рейка». В процессе эксплуатации в данных механизмах может появиться люфт, который может привести к быстрому износу элементов. Регулировать рулевой механизм необходимо только в соответствии с рекомендациями производителя и на специализированных СТО. Избыточное «зажатие» механизма может привести к его заклиниванию при повороте руля в крайние положения, что чревато потерей управления автомобилем с соответствующими последствиями.

Как выглядит и из чего состоит

Сошка рулевого управления представляет собой металлическую пластину, с некоторым числом отверстий в ней, количество которых зависит от типа транспортного средства.
Чем больше общие параметры машины, проще говоря, чем она больше – тем система узлов гораздо сложнее.
Данная запчасть включает в себя три вещи:

  • шлицевый рычажок;
  • шпилька с резьбой, к которой присоединяется узел детали, шедший перед ней;
  • подшипник.

Как производят сошку рулевого управления?

Чаще всего, её изготавливают из стали толщиной 45 мм, также изредка 35 мм. Изначально заготовку куют, после чего та подвергается обработке при высоких температурах, дабы добиться как нужной гладкости поверхности, так и достаточно плотности металла. Поэтому данный подход гарантирует надёжность и долговременность при использовании сошки.

Эту запчасть можно приобрести в магазинах, интернет-магазинах или же заказать в любом СТО.

Принцип работы

Лучше всего рассматривать принцип работы данной детали на конкретном примере – механизм червячного формата. Он работает следующим образом:

  • в ходе вращения руля все усилия, возникаемые из-за изменения его положения в пространстве, будут передаваться на колонки «червяка»;
  • далее «червяк» начинает вращать ведомые шестеренки, приводя в работу сошку.

Один конец нашей детали прикреплен к средней рулевой тяги. При этом другой конец идет к маятниковому рычагу. Этот рычаг обычно имеет жесткое сцепление с кузовом. Боковые тяги с помощью специальных муфт закрепляются на наконечниках с сошкой. Эти наконечники имеют соединение со ступицей.

Когда выполняется поворот руля, сошка воздействует сразу на боковую тягу, а также на средний рычаг. В результате по заданной инерции срединный рычаг активирует вторую боковую тягу, способствуя изменению положения ступиц и, соответственно, колес.

Как определить неисправность

После разборки и внимательного осмотра, я понял причины этой неисправности.

Оказалось, что в зубчатом зацеплении рулевого механизма появилось углубление, которого априори там быть не должно.

Также, мною были замечены незатянутые гайки болтов в области клемного соединения сошки.

Как отремонтировать рулевую сошку.

Подумав о том, как же мне стоит поступить в такой ситуации, я пришёл к выводу, что мне нужно попробовать увеличить площадь крепления сошки, дабы отрегулировать появление зазоров, а также при помощи регулировочного винта затянуть те самые плохого затянутые гайки.

Ну, собственно говоря, проблему эту я решил быстро, сам, без лишних затрат. После починки машина прошла уже достаточно много разных испытаний. Уже больше года меня не беспокоит данная проблема.

Как снять сошку с рулевого редуктора?
На самом деле, чаще всего, это невероятно сложно осуществить. Я готов поделиться с вами своим опытом и рассказать, какими способами я пытался снимать сошку с редуктора на своём авто.

  1. Итак, начнём с того, что если вдруг вы решите выбивать сошку кувалдой, то будьте предельно аккуратны, так как по редуктору стучать нельзя.
  2. Также, на такие случаи нужно приобрести хороший съёмник, желательно, трёхлапый. Для большей эффективности вы можете натянуть съёмником сошку на ночь и залить WD-40. Если к утру сама не выскользнет, то попробуйте затянуть её посильнее.
  3. Попробуйте сделать натяг, а по месту бейте перфоратором с притупленным, имеющим округлённую форму концом.
  4. Если же никакой из вариантов вам не подойдёт, то остаётся только обратиться в СТО, где придётся срезать и поставить новую сошку рулевого управления.

А вообще, автомобилям требуется должный уход, в том числе и рулевой сошке. Поскольку она подвергается немалому количеству нагрузок, со временем сошка может деформироваться, шлицы день ото дня изнашиваются и т.д.

Всё это приводит к ухудшению качества работы рулевого механизма. Поэтому за состоянием своего автомобиля, за качеством работы каждого механизма нужно следить, и если вдруг он нуждается в ремонте – делайте его.

Не стоит откладывать починку на потом, ведь если закрывать глаза даже на такие “мелочи”, как вам кажется, проблемы с авто могут усугубиться.

Реечные механизмы

В последнее время широкое распространение на легковых автомобилях получил реечный механизм рулевого управления. Основным преимуществом реечных механизмов является высокий КПД и возможность иметь в рулевом приводе меньшее число шарниров. Передаточные отношения механизма определяются отношением числа оборотов зубчатого колеса, равное числу оборотов рулевого колеса, к расстоянию перемещения рейки. За счет соответствующей нарезки зубьев на рейке имеется возможность получения переменного передаточного числа при перемещении этой рейки. Это дает возможность уменьшить действующие в приводе силы или перемещение рейки для коррекции в работе рулевого привода.
Реечный механизм рулевого управления состоит из картера, отлитого из алюминиевого сплава. В полости картера на шариковом и роликовом подшипниках установлено приводное зубчатое колесо. На картере и на пыльнике выполнены метки для правильной сборки механизма рулевого управления. Зубчатое колесо находится в зацеплении с зубчатой рейкой, которая поджимается к зубчатому колесу пружиной через металло-керамический упор. Пружина поджимается гайкой со стопорным кольцом, создавая сопротивление отворачиванию гайки. Под пружиненным упором облегчается без зазорное зацепление зубчатого колеса с зубчатой рейкой по всей величине хода. Рейка одним концом опирается на упор, а другим — на разрезную пластмассовую втулку. Ход рейки ограничивается в одну сторону кольцом, напрессованным на рейку, а в другую сторону — втулкой резино-металлического шарнира левой рулевой тяги. Полость картера механизма рулевого управления защищена от загрязнения гофрированным чехлом.
Вал рулевого управления соединяется с приводным зубчатым колесом эластичной муфтой. Верхняя часть вала опирается на шариковый радиальный подшипник, запрессованный в трубу кронштейна. На верхнем конце вала на шлицах через демпфирующий элемент крепится гайкой рулевое колесо.

Механизм рулевого управлении автомобиля МАЗ:

1 — сошка; 2 и 17— уплотнительные манжеты; 3 — упорное кольцо; 4 — подшипник вала сектора; 5 — картер; 6 — гайка-рейка; 7 — зубчатый сектор; 8 — регулировочные прокладки; 9 — болт крепления крышки; 10 — нижняя крышка; 11 — подшипник винта; 12 — винт; 13 и 15— направляющие шариков; 14 — шарики; 16 — пробка отверстия для заливки масла; 18 — опорная пластина: 19 — гайка регулировочного винта; 20 — боковая крышка картера: 21 — контргайка; 22 — регулировочный винт.

Механизм рулевого управления автомобиля ГАЗ-53А:

1 — стопорная шайба; 2 — хвостовик вала сошки; 3 — винт; 4 и 9 — гайки; 5 — штифт; 6 и 22 — уплотнительные муфты; 7— вал сошки; 8 — сошка; 10 — вал; 11 — трубка; 12, 15, 20 и 21 — подшипники; 13 — глобоидальный червяк; 14 — ось ролика;1б—ролик; 17—распорная втулка; 18 — кривошип; 19 — картер; 23 — пружина; 24 — прокладка

В зацеплении с червяком находится трехгребневый ролик, посаженный на двух шарикоподшипниках, между которыми помещена распорная втулка. Ось ролика закреплена в вильчатом кривошипе вала сошки. Вал сошки имеет сдвоенные шлицы, обеспечивающие правильность установки сошки под необходимым углом.

Требования, предъявляемые к рулевым механизмам управления:

• высокий КПД в прямом направлении движения автомобиля и несколько меньше в обратном;
• нулевой зазор в среднем положении, т. е. механизм с без зазорным зацеплением.

По конструкции рулевые механизмы рулевого управления делятся на червячные, винтовые и реечные.

• основной режим работы соответствует прямолинейному движению автомобиля;
• зазор, определяющий свободное вращение рулевого колеса, должен иметь небольшую величину.
Требования, предъявляемые к механизмам рулевого управления;
• высокий КПД в прямом направлении движения автомобиля и несколько меньше в обратном;
• нулевой зазор в среднем положении, т. е. механизм с без зазорным зацеплением.

рулевые механизмы

Механизм рулевого управления автомобиля ЗИЛ:

1 — нижняя крышка; 2, 14, 27, 31 и 35 — уплотнительные резиновые кольца; 3 — заглушка; 4 — картер рулевого механизма; 5— поршень-рейка; 6 — разрезное кольцо; 7— винт рулевого механизма; 8— шариковая гайка; 9 желоб; 10 — шарик; 11 – уплотнительное чугунное разрезное кольцо поршня; 12 — промежуточная крышка; 13 — упорный шарикоподшипник; 15 — шариковый клапан; 16— золотник; 17— корпус клапана управления; 18— пружинная шайба; 19 — регулировочная гайка; 20 — верхняя крышка; 21 — игольчатый подшипник; 22 и 41 — упорные кольца уплотнительной манжеты; 23 и 42 — замочные кольца; 24 и 40 — уплотнительные манжеты; 25 — реактивная пружина; 26— реактивный плунжер; 28 — установочный винт; 29 — сектор; 30— боковая крышка; 32 — упорная шайба; 33 — регулировочная шайба; 34 — стопорное кольцо; 36 — регулировочный винт; 37 — вал сошки; 38 — сливная пробка с магнитом; 39 — втулка вала сошки; 43 — сошка.

Рулевые механизмы рулевого управления

Механизм рулевого управления: 1 — защитный колпачок; 2

картер; 3 — рейка; 4 — приводное зубчатое колесо; 5 — рулевая тяга; 6 — распорная втулка; 7— болт крепления рулевой тяги; 8 — соединительная пластина; 9 — упорная втулка; 10 — опора; 11— опорная втулка рейки; 12 — защитный чехол; 13 — хомут; 14 — упорное кольцо рейки; 15 — уплотни-тельное кольцо упора рейки; 16 — гайка; 17— упор рейки; 18 — роликовый подшипник; 19 – шариковый подшипник; 20 — стопорное кольцо; 21 — уплотнительное кольцо гайки; 22 -гайка крепления подшипника зубчатого колеса; 23 — пыльник: 24— шайба.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий