Ст 20 закона о полиции рф

Применение сотрудниками полиции физической силы. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 29.07.2017) “О полиции”. Статья 20

Применением физической силы сотрудниками полиции являются действия служащих, не сопровождающиеся использованием оружия и спецсредств, направленные на отдельных лиц или имущество. Они заключаются в нарушении неприкосновенности субъектов, ограничении свободы их передвижения или распоряжения предметами. Такие действия совершаются для прекращения противоправного поведения или бездействия указанных лиц, а также для принуждения исполнения законных требований служащих. Далее рассмотрим порядок применения сотрудниками полиции физической силы.

применение сотрудниками полиции физической силы

«Почувствуют безнаказанность и вседозволенность» Российским полицейским решили дать еще больше прав. И снять с них еще больше ответственности

Главной темой минувшей среды стала публикация отдельных поправок, подготовленных правительством к закону «О полиции». Законопроект, помимо давно назревших дополнений и уточнений, предлагает новшества, которые вызвали у юристов немало вопросов. К примеру, российских полицейских хотят наделить иммунитетом от уголовного преследования, упростить правила применения оружия и разрешить вскрывать личные автомобили граждан без лишних формальностей. Правозащитники уже заявили, что такие поправки в случае их принятия окончательно развяжут полиции руки. К стражам порядка и теперь много претензий, а дальнейшее расширение их прав без адекватного усиления ответственности способно лишь повысить градус противостояния представителей власти и гражданского общества. Подробности резонансного законопроекта выяснила «Лента.ру».

Общие сведения

Применение сотрудниками полиции физической силы представляет собой специфическое принудительное воздействие. Оно основывается на использовании мускульных индивидуальных возможностей служащих. При этом полицейский вступает в непосредственный физический контакт с объектом этого воздействия. Им может быть человек, предмет, животное, механизм и пр.

Применение физической силы сотрудником полиции может сопровождаться причинением вреда здоровью, боли, смерти, повреждением или разрушением имущества, временным изъятием предметов.

Без паспорта не обращаться

Утром в среду, 22 апреля, «Интерфакс» сообщил, что правительство России подготовило законопроект, вносящий изменения в федеральный закон (ФЗ) «О полиции». По данным агентства, текст его уже поступил в Госдуму, однако к рассмотрению не принят. Вместе с тем ни на сайте правительства России, ни в единой государственной «Системе обеспечения законодательной деятельности» официальных данных о законопроекте нет.

Нормативная база

Условия применения физической силы сотрудниками полиции закреплены в ФЗ № 3, ст. 20.

Согласно норме, служащий вправе оказать воздействие в составе подразделения или лично, если несиловые методы не позволяют обеспечить исполнение обязанностей, возложенных на него.

Согласно статье 20, применение физической силы допускается для:

    нарушений и уголовных посягательств.
  • Задержания лиц, совершивших противоправные действия, и доставления их в служебное помещение подразделения ОВД, муниципального органа и пр.
  • Преодоления сопротивления законным требованиям служащего.

Перечень случаев применения сотрудником полиции физической силы является закрытым. В локальных нормативных документах (инструкциях, положениях, распоряжениях и пр.) их содержание может конкретизироваться в зависимости от той или иной ситуации.

Необходимо отметить, что ФЗ “О полиции” не устанавливает ограничений на применение силы по субъектному составу.

сотрудник полиции перед применением физической силы

Пресечение правонарушений и преступлений

Это первое основание для применения физической силы сотрудником полиции. Воздействие в этом случае осуществляется на лицо, совершающее активные противоправные действия.

Если субъект находится в состоянии незаконного бездействия, то сотрудник полиции имеет право использовать силу для преодоления противодействия или для задержания.

Исчезающая анонимность

Первая из важных новелл — дополнение в статью 13 «Права полиции». В ее пункте 2 слова «проверять документы» предлагается заменить словами: «требовать от граждан в случае их обращения назвать свои фамилию, имя и отчество, проверять документы (. ), принимать меры по идентификации указанных лиц».

Иначе говоря, если это положение пройдет, то теперь к сотруднику полиции без паспорта подходить не имеет смысла. Более того: это значит, что при обращении на пульт «102» гражданин должен полностью представиться и пройти идентификацию, в том числе цифровую.

Это неизбежно повлечет резкое сокращение таких звонков — и неизбежно приведет к росту бытового насилия. Опытные оперативники знают: почти всегда информация поступает на условиях анонимности, и в нынешнее время это единственная по сути защита сообщающего. По мнению юристов, это положение, пусть даже формально обозначенное как «права полиции», но превратившееся в обязательное условие, еще больше разобщит граждан и сотрудников правоохранительных органов.

Огромное удивление вызывает и придуманный авторами термин «личный осмотр граждан». Сейчас существует юридический термин «осмотр», который подразумевает осмотр вещей и предметов. И есть термин «личный осмотр» — собственно, добровольное предъявление содержимого карманов. Термин «личный осмотр граждан» юриспруденции неизвестен, и его появление без разъяснения — очень опасная вещь.

Авторы законопроекта предлагают переименовать статью 15 «Проникновение в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории» на просто «Проникновение». Но под этой формулировкой значительно расширяется перечень поводов для проникновения: вместо короткого «задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления», формулировка пункта теперь звучит так:

«Для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, а также лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения ими такого деяния, и (или) лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших деяние, содержащее признаки преступления».

Эта формулировка не просто спорна — она допускает двоякое толкование, что, мягко говоря, и создает широкое поле для злоупотреблений.

Доставление виновного в служебное помещение

Применение физической силы сотрудником полиции направлено в этом случае на беспрепятственный привод субъекта в место разбирательства. Им может быть, к примеру, дежурная часть, участковый пункт ОВД.

Доставление как мера принуждения может применяться к лицам, совершившим преступление или административный проступок.

Задержание

Оно предполагает действия служащего, направленные на захват гражданина, совершившего противоправный поступок. Задержание предшествует доставлению. Применение силы обеспечивает в таких случаях ограничение движений виновного, предотвращение его побега и совершение иных незаконных действий.

«Мне показалось — и я его застрелил»

Значительно расширяют права полицейских и при оцеплении местности. Вот как это видят авторы законопроекта:

«Полиция имеет право проводить оцепления (блокирование) территорий, жилых помещений, строений и других объектов по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего. (. ) В границах оцепления (блокирования) полиция может осуществлять личный осмотр граждан, находящихся при них вещей (предметов, механизмов, веществ), осмотр транспортных средств, и перевозимых грузов. »

Проще говоря, любой начальник отдела полиции может своей властью оцепить любую территорию, от площади до рынка или лесного массива, и буквально раздеть догола любого находящегося внутри человека (или разобрать до винтика автомобиль).

— Право блокировать дома дает полицейским возможность удерживать людей и нарушать их конституционные права на передвижение, — считает адвокат Людмила Айвар. — Например, при блокировании нельзя будет выйти или войти в жилище без личного досмотра, который не допускается без согласия гражданина или без предъявления документа, которое тоже не всегда обязательно.

Чуть ниже в законопроекте — одна строчка: «в части 5 слова “частях 2-4” заменить словами “части 2″». Казалось бы, просто техническая правка. На самом же деле это изменение разрешает полиции при оцеплении и блокировании не обращать внимание на нормальную жизнедеятельность населения на этом «участке местности» или «территории».

Значительно и не в лучшую сторону, по мнению юристов, предлагается изменить и статью 24, которая называется «Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции». Так, существенно расширяется спектр условий, при которых полицейский может применить оружие: авторы просто пишут «действия, дающие основания расценивать их как угрозу нападения на сотрудника полиции».

— На мой взгляд, в нашей полиции, к сожалению, не работают идеальные сотрудники, которые пунктуально соблюдают закон, — отмечает адвокат Людмила Айвар. — Давайте вспомним майора Евсюкова, который расстрелял людей в супермаркете, и других сотрудников правоохранительных органов, обладающих властно-распорядительными полномочиями и при оружии — что не мешает им убивать людей на улицах, отбирать у несчастных мигрантов деньги и творить произвол. А теперь мы даем им еще и такую неприкосновенность, когда полицейский скажет: я так считал, мне показалось, поэтому я застрелил преступника, а у него, несчастного, и пистолета не было.

Преодоление противодействия

Предусмотренные в ФЗ № 3 права сотрудников полиции реализуются в целях исполнения обязанностей, на них возложенных. Так, служащий для пресечения противоправного поведения может выдвинуть гражданину определенные требования. Применение силы обуславливается в таких ситуациях бездействием лица. Оно выражается в неисполнении законных требований служащего. Необходимость применить силу возникает, к примеру, в случае отказа гражданина:

  • Обеспечить доступ к другим лицам, предметам или документам.
  • Проследовать в служебное помещение ОВД, остановиться или покинуть определенное место.
  • Обеспечить беспрепятственный доступ на территорию, объект, в транспортное средство и пр.

Вместе с тем нельзя считать оправданным применение силы в случае отказа субъекта от дачи объяснений, проведения ревизии деятельности предприятия и пр.

Неповиновение может выражаться в форме, указывающей на явное неуважение к должностным лицам, обеспечивающим общественный порядок.

 случаи применения физической силы сотрудником полиции

Предупреждение

Перед применением физической силы сотрудник полиции сообщает гражданам о том, что он является служащим правоохранительных органов и о своих требованиях. Таким образом, он предоставляет лицам время для их выполнения. Если задержание производится оперативной группой, предупреждение делает любой из ее членов.

Сообщение о требованиях и применении силы в случае их невыполнения должно быть озвучено громко и четко.

Следует отметить, что правом сотрудника полиции является совершение действий без предупреждения, если промедление может вызвать негативные последствия. Это допускается в частности в случае, когда существует реальная угроза жизни служащего или окружающих граждан.

ответственность сотрудников полиции

Предписания

При применении силы полицейский обязан руководствоваться следующим:

  • Действовать необходимо с учетом сложившейся обстановки, степени и характера опасности граждан, в отношении которых будут применяться принудительные меры. Немаловажное значение имеет и оценка уровня сопротивления, оказываемого лицами.
  • Служащий должен стремиться минимизировать любой ущерб. Действия полицейского должны быть соразмерны действиям/бездействиям гражданина. Кроме этого, при применении силы необходимо стараться не причинять ущерб имуществу и не создавать опасность для жизни окружающих.
  • Если субъект получил телесные повреждения от действий служащего, ему необходимо оказать первую помощь и предпринять меры по предоставлению квалифицированной медпомощи в сжатые сроки.

Действия служащего после применения силы

Полицейский обязан сообщить родственникам гражданина, получившего телесные повреждения, о том, что он был задержан. Это необходимо сделать в максимально короткие сроки, не позднее суток с момента пресечения противоправного поведения.

В течение 24 ч. прокурор уведомляется о каждом случае гибели или ранения лица при применении полицейским силы. При этом место происшествия служащий по возможности должен сохранить без изменений.

В течение суток полицейский сообщает своему непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего подразделения ОВД о причинении материального или физического вреда лицу при исполнении им своих обязанностей. Обстоятельства происшествия должны быть отражены в рапорте в полном объеме.

Находясь в составе оперативной группы служащий при применении силы обязан руководствоваться положениями федерального закона, приказами и распоряжениями непосредственного руководителя подразделения.

сотрудник полиции имеет право

Ответственность сотрудника полиции

Как правило, решение о применении силы служащий принимает самостоятельно. Соответственно, он в полной мере отвечает за возможные последствия своих действий.

В случае превышения своих полномочий при применении силы служащий может быть привлечен к ответственности, предусмотренной в законодательстве. В зависимости от характера действий и тяжести последствий ему могут вменяться дисциплинарные, гражданско-правовые, материальные или уголовные санкции.

Противоправное применение силы служащим при исполнении им своих обязанностей квалифицируется как превышение полномочий только в тех случаях, когда его действия не были вызваны крайней необходимостью или необходимой обороной, и не было предпосылок для принудительного задержания преступника.

Кроме уголовного наказания, в отношении служащего может быть возбуждено исковое производство и предъявлены требования о компенсации имущественного и морального вреда гражданину, получившему телесные повреждения.

За нарушения предписаний, закрепленных в федеральном законе, локальных актах ОВД, служащий несет дисциплинарную ответственность. Самой строгой санкцией является увольнение из ОВД.

Ограничения

Законодательство предусматривает ряд случаев, при которых физическая сила применяться не может. Соответствующие действия запрещены в отношении женщин, имеющих явные признаки беременности, граждан-инвалидов, а также малолетних. Исключение составляют ситуации, когда указанные субъекты оказывают вооруженное сопротивление, совершают групповое или иное нападение, угрожающее здоровью/жизни окружающих или непосредственно сотрудников полиции.

Не допускается использовать силу при пресечении незаконных митингов, собраний, демонстраций, пикетирования, шествий ненасильственного характера, не нарушающих общественный порядок, нормальное функционирование транспортной инфраструктуры, предприятий и средств связи.

статья 20 применение физической силы

Профпригодность

Все сотрудники полиции должны проходить периодическое обучение, подготовку и проверку своей квалификации. Содержание программ по повышению профпригодности определяется МВД.

Служащие должны знать правила поведения в условиях, связанных с применением силы, порядок действий, ограничения, пределы крайней необходимости и обороны.

Служащие, не прошедшие проверку на профпригодность, проходят аттестацию на соответствие должности. До принятия решения по ее итогам такие сотрудники отстраняются от исполнения обязанностей.

Крайняя необходимость

Под ней следует понимать ситуацию, когда полицейский причиняет ущерб интересам другого лица с целью устранения угрожающей ему или иным гражданам опасности. Применение силы при крайней необходимости допускается в случае, когда иными способами устранить угрозу не представляется возможным.

При совершении действий в таких ситуациях служащий должен адекватно оценивать обстановку. Применение силы должно соответствовать характеру и степени угрозы, исходящей от другого субъекта. Превышение пределов необходимости квалифицируется как уголовное деяние, если было совершено умышленно.

Стоит сказать, что в отличие от состояния необходимой обороны, в которой служащий может нанести больший вред, при крайней необходимости не допускается даже равный ущерб. В противном случае действия полицейского могут быть расценены как умышленные.

Необходимая оборона

Как устанавливает 18 статья ФЗ № 3, служащий подразделения ОВД вправе применить физическую силу в порядке и случаях, закрепленных законодательством. В состоянии необходимой обороны служащий при отсутствии у него оружия или спецсредств может использовать любой подручный предмет.

При применении силы особое значение имеют уголовно-правовые нормы. Однако на практике многие служащие руководствуются исключительно ФЗ № 3, а также локальными актами, изданными структурами МВД.

порядок применения сотрудниками полиции физической силы

При пресечении преступлений служащие действуют в условиях, исключающих преступность поведения. Профессиональная деятельность полицейских далеко не всегда может быть спланирована, поскольку обстановка может измениться в любой момент. Следовательно, всегда существует вероятность возникновения нежелательных последствий.

Учитывая это, в уголовном законе должны закрепляться четкие пределы реализации служащими ОВД их полномочий. Эти рамки позволяют существенно минимизировать риск совершения полицейскими противоправных действий. Для этого, в свою очередь, необходимо привести в соответствие отдельные положения ФЗ № 3, локальные правовые документы, изданные структурами МВД, с уголовно-правовыми нормами.

Заключение

Применение силы считается одной из принудительных мер, которые может использовать полицейский при реализации своих должностных полномочий. Разумеется, всегда служащий должен действовать, руководствуясь нормами права. Только в исключительных случаях возможен выход за пределы законодательных предписаний.

Следует понимать, что действующие нормы обеспечивают защиту интересов всех граждан, в том числе совершающих противоправные действия. Осознанное превышение служащим своих полномочий повлечет негативные последствия для него вплоть до уголовной ответственности.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий