Смазки для ШРУС: выбираем лучший состав
Триподный ШРУС является одним из наиболее распространенных видов шарниров равных угловых скоростей. Он обеспечивает компенсацию осевых перемещений подвески и агрегатов трансмиссии, допускает осевые и угловые перемещения. ШРУС состоит из корпуса, внутри которого находится трехлучевая вилка с роликами на игольчатых подшипниках. Ее еще называют триподом или трехшиповиком. Движение роликов происходит в направляющих канавках корпуса.
Как и любой другой узел трения, триподный ШРУС очень критичен к выбранному смазочному материалу. Для него не подходят смазки с твердыми добавками, например, графитом, дисульфидом молибдена и т.п.
Качественная смазка должна снижать трение, защищать от преждевременного износа и задиров. Если смазочный материал не обладает такими свойствами, то узел в процессе эксплуатации под воздействием вибрационных и ударных нагрузок попросту разрушится.
При несвоевременном обслуживание происходит снижение передачи крутящего момента, а при повороте рулевого колеса появляется неприятный характерный стук.
Качественная смазка также должна защищать от коррозии и перепадов температур, а также хорошо удерживаться на поверхностях деталей. Очень важно, чтобы она была совместима с конструкционными материалами, из которых изготовлены пыльники ШРУСов.
Какой должна быть смазка для триподных ШРУСов?
Триподный (трипоидный) ШРУС – это один из механизмов автомобиля, отвечающий за передачу крутящего момента от коробки переключения передач к ведущему приводу (передний, реже задний). Они обеспечивают равномерное вращение колес при углах их поворота до 70 градусов. Это достаточно популярные механизмы, которые устанавливаются на многие современные автомобили.
Что представляет собой данный узел? Какие типичные неисправности возникают в процессе эксплуатации? Какая смазка для трипоидного шруса подходит для обслуживания механизма? Рассмотрим далее.
Смазка для трипода: основные требования, советы по выбору
Для нормального функционирования переднеприводного автомобиля очень важной является работа такого узла, как трипоидный шарнир равных угловых скоростей (ШТРУС). Этот элемент обеспечивает возможность передачи крутящего момента от трансмиссии к колесам. Узел требует регулярного обслуживания, в том числе замены смазки для трипода.
Castrol LMX: характеристики смазки, применение, отзывы
Еще один товар смазочных материалов от производителей автохимии — противозадирная смазка Castrol LMX. Кастрол ЛМХ зеленого цвета устойчивой консистенции предназначена для смазки узлов трения. Рассмотрим все характеристики этого вещества, способ правильного применения, достоинства и недостатки, отзывы и комментарии.
Что такое триподный шрус?
Триподный шарнир равных угловых скоростей – это сравнительно молодой узел. Его изобрел в 1963 году французский инженер Мишель Орен. Изначально этот механизм устанавливался на автомобили французских марок.
В основе триподного ШРУСа лежат ролики, которые вращаются в игольчатых подшипниках, расположенных на трехлучевой опоре и двигающихся по направляющим. Выделяют механизмы универсального и жесткого типа. Универсальные триподы передают момент под углом до 25 градусов и позволяют осевые перемещения. Такие механизмы используются в качестве внутренних ШРУСов. Жеские наборот не допускают осевых перемещений, но обеспечивают больший угол поворота до 43 градусов. Они используются в качестве внешних шарниров.
Конструкционно универсальные и жесткие триподные ШРУСЫ имеют значительные различия. В первых трехлучевая опора с ролика устанавливается на вилку ведомого вала, вставленную в чашу-корпус ведущего вала. Ролики двигаются вдоль сферических канавок, которые вырезаны в стенках чаши. Универсальный триподный ШРУС из-за возможности осевых перемещений называют уникарданом.
Конструкция жесткого трипода выглядит ровно наоборот. Опора с роликами неподвижна и закреплена в каше-корпусе ведущего вала. В эту конструкцию помещается сферическая вилка, которая соединена с ведомым валом. Сами ролики перемещаются вдоль пазов этой вилки.
Для внутреннего ШРУСа в современных автомобилях используются универсальные шарниры. Жесткие триподы используются крайне редко.
Преимущества триподных ШРУСов:
- Простота конструкции
- Работает под углом 45 градусов без ударов и люфта
- Высокий КПД за счет игольчатых подшипников
- Увеличенная величина продольного перемещения
- Высокая стойкость против скручивания
- Стойкость к воздействию нагрузок при максимальном угле поворота
- Простота обслуживания и ремонта
- Надежность и долговечность
Для внутреннего триподного ШРУСа характерен большой запас прочности. При правильном обслуживании и нормальной эксплуатации данный узел практически не ломается. Но при повреждениях пыльников или при агрессивной манере вождения они выходят из строя. О неисправности трипода могут сообщить следующие признаки:
- Вибрация при разгоне
- Вибрация в движении
- Хруст при движении со стороны ШРУСа
- Стук при движении на небольшой скорости со стороны ШРУСа
При обнаружении вышеописанных признаков нужно загнать автомобиль на яму или заехать на СТО, чтобы оценить состояние пыльников и ШРУСов. Если целостность защитного кожуха нарушена, то узел нужно разобрать, очистить, оценить состояние, смазать/заменить и собрать.
КАКИЕ ФУНКЦИИ ВЫПОЛНЯЕТ СМАЗКА
На смазку для трипода возложен ряд важных задач:
— Предотвращение преждевременного износа трущихся металлических элементов.
— Снижение нагрузки на детали в результате их свободного вращения.
— Сокращение расхода горючего.
— Снижение трансмиссионных потерь автомобиля.
— Предотвращение возникновения коррозии, часто являющейся причиной выхода со строя ШТРУСов.
Основным условием при замене смазки для трипода является ее толерантность к синтетическим полимерам и органике. Требование объяснятся тем, что узел дополнительно защищен от внешних воздействий пластиковыми либо резиновыми пыльниками и смазка не должна им вредить.
Смазка Кастрол ЛМХ
Данная смазка предназначена для смазки трущихся деталей в самых различных механических узлах. Имеет зеленый цвет, однородную консистенцию пластичной вязкости.
В смазку Кастрол производители добавляют присадку EP класса (Extreme Pressure /Экстрим Преша). Благодаря этой присадки, смазка надежно защищает трущиеся детали от перегрева, детали устойчивы к высоким нагрузкам.
Завод-изготовитель заявляет, что Castrol LMX зеленого цвета надежно защищает поверхности соприкасаемых деталей. Как же обстоят дела на самом деле. Только опыт применения и правдивые отзывы позволяют объективно оценить плюсы и минусы смазки.
Какой должна быть смазка?
Причиной вибраций при разгоне и движении как правило является нарушение целостности пыльника и попадание грязи внутрь ШРУСа. В этом случае может помочь обслуживание шарнира и замена защитного кожуха.
При этом, первую попавшуюся под руку смазку использовать для этого не стоит. Так как в узле установлены игольчатые подшипники, то консистенция смазочного материала не должна превышать NLGI-2. Наиболее оптимальными для этих целей будут продукты с консистенцией NLGI-1 и NLGI-1,5. Именно по этой причине не стоит использовать различные литолы, которые имеют консистенцию NLGI-3.
Игольчатые подшипники, применяемые в триподах, требуют применения чистых смазок с противозаидрными и противоизносными свойствами без добавления каких-либо частиц твердых смазок. При использовании графитных или молибденовых составов может увеличиться износ узла.
Следует также обращать внимание на диапазон рабочих температур смазки. Дело в том, что внутренний ШРУС располагается в непосредственной близости от двигателя, из-за чего узел может нагреваться до высоких температур свыше +100 °C.
Смазка для трипоидных ШРУСов должна быть на основе полимочевины. Это обусловлено тем, что такие материалы должны быть термостойкими, а также выдерживать высокие нагрузки и предотвращать износ. К тому же смазки на основе полимочевины закладываются на весь срок службы узла (около 150 тыс. км пробега).
Можно встретить рекомендации о применении в качестве трипоидной смазки ШРУС составы на основе литиевого комплекса. На деле же это является не самым лучшим решением. Все дело в том, что, в отличие от полимочевины такие смазки менее термостойкие и хуже сопротивляются окислению. Да, материалы на основе литиевого комплекса будут работать в триподном шарнире, но их придется чаще менять.
Характеристики смазки
Смазывающее вещество (СВ) Кастрол марки ЛМХ имеет следующие технические характеристики:
- цвет: зеленый;
- класс консистенции: NLGI DIN 528182;
- максимальная температура (температура, при которой смазка становится жидкой и растекается): 250 градусов;
- показатель пенетранции соответствует стандарту DIN-ISO 2137 265-295;
- наличие сульфатной зольности: есть; составляет 51803 3.0 г/100 г.
Зольность сульфатная (сульфатные шлаки) — это значение, по которому определяется наличие и количество присадок, которые включают органические металлические соединения. Золу, которая появляется в результате сгорания масла с присадками подвергают обработке серной кислотой, чтобы не допустить образование окислов металлов в сульфаты, прокаливаемые при температуре 775 градусов до образования сульфатное золы.
- состав смазки Кастрол ЛМХ: литиевый;
- объем пластикового тюбика: 0,3 кг;
- минимальная температура для эксплуатации: -35 градусов;
- максимальная рабочая температура, при которой смазка сохраняет еще свои эксплуатационные характеристики: +170 градусов;
- страна-производитель: Германия.
ОСОБЕННОСТИ СМАЗКИ ДЛЯ ТРИПОДА И ШТРУСОВ
Для триподов, как и других видов ШТРУСа, смазка должна обладать следующими характеристиками:
— Большим температурным диапазоном, т.к. температура внутри узла бывает 100⁰ С и выше.
— Хорошей сцепляемостью с поверхностью. Для этого смазка должна быть достаточно липкой.
— Первоклассными противозадирными свойствами. Только в этом случае элемент будет нормально скользить на протяжении длительного времени.
— Способностью сохранять свою эффективность в любой среде, т.е. смазка для ШТРУСов и триподов должна обладать механической и физико-химической стабильностью.
Виды смазки
В специализированных интернет-магазинах, стандартных торговых предприятиях необходимо покупать смазочные продукты с аббревиатурой NLGI 2 на упаковке.
Консистенции содержат противозадирные присадочные вкрапления MoS2 (дисульфид молибдена). Смазка активно противостоит износам шарниров при мгновенных силовых воздействиях, когда возможна сварка перемещаемых шариков по конструктивным желобам. Практика показала, смазывание шарнира обеспечивает его долговременную эксплуатацию.
Распознать смазочный продукт, содержащий дисульфид молибдена, несложно по внешнему виду. Консистенции представлены с черным или серо-темным отсветом.
Упаковочный материал смазки содержит следующие надписи:
- для шариковых ШРУС;
- MoS2;
- с дисульфидом молибдена ;
- ШРУС-4 (смазка отечественного производства).
В розничной, оптовой продаже есть и другие предложения, заслуживающие внимания автомобилистов. Главное, подобрать для смягчения абразивности трущихся деталей шарниров нужный смазочный продукт, хорошо влияющий на функционал рабочего органа.
Применение
Условия в узлах автомобилей и других агрегатов, в которых применяется данный вид смазки:
- высокий уровень удельного давления;
- высокие ударные нагрузки;
- высокая скорость вращения деталей узлов компонента;
- низкие скорости вращения в сопряженных парах с большим давлением;
- высокая влажность.
Преимущества смазки Castrol LMX:
- Пленка смазки обладает высокой прочностью.
- Высокий уровень адгезии (от лат. adhaesio — прилипание), то хорошая сцепление разнородных веществ (жидкие-твердые).
- Высокая устойчивость к образованию коррозии.
- Высокая плотность создает хорошее уплотнение.
- Высокие показатели механической устойчивости.
- Отличные свойства от появления окислов.
Смазывающие материалы для триподов
Конструктивные особенности триподов, где главным изнашиваемыми элементами, являются подшипники игольчатого типа, требует использование иных марок смазочного продукта.
Практикой доказано, что лучше использовать смазочные консистенции, содержащие на упаковке надписи:
- NLGI 1;
- NLGI 1.5;
Представленные средства не имеют твердых добавочных вкраплений. В контексте инструкций сказано, что нельзя использовать для данного вида шарниров смазочный материал под вывеской «ШРУС-4» и других аналогов, содержащих в структуре молибденовые добавки.
Эксплуатационная практика автомобилей доказывает, что лучше покупать и использовать следующие смазочные средства:
- Tripod Joints;
- «Для приподов»;
- Inboard;
- Inner и другие.
Перечень смазок велик. Привести в списке имеющиеся в продаже наименования в тексе физически невозможно. Импортные смазки легко купить в многочисленных стационарных торговых точках и интернет-магазинах. Сегодня смазка универсальная для трипода является ликвидным импортным товаром благодаря высоким технологическим характеристикам.
Обслуживание триподного ШРУСа
Обслуживание триподного шарнира – достаточно простая процедура. Для начала нужно поддомкратить ту часть автомобиля, где планируется обслуживание. Затем демонтируется колесо и ступичная гайка. Откидываются шаровые опоры и ослабляем хомут, который стягивает пыльник внутреннего шарнира, отгибаем стойки и снимаем ШРУС целиком. После этого снимается внутреннее кольцо и извлекаем шарнир.
Далее нужно очистить все от старой смазки. Не следует для этих целей использовать обычный растворитель. Лучше воспользоваться специальными средствами. Для очистки также пригодятся бумажные полотенца и чистая ветошь.
Далее нужно заложить свежую смазку на дно чаши и собрать шарнир, после чего установить стопорное кольцо. После этого одеваем ШРУС на ось и проверяем совпадение меток трипода. Далее закладываем смазку поверх узла и некоторое количество в пыльник. Собираем в обратной последовательности.
На этом обслуживание закончено. Помните, что при регулярном осмотре состояния пыльников и применение правильных смазочных материалов позволит значительно увеличить рабочий ресурс триподного ШРУСа.
Смазочные продукты, требующие детального уточнения
Ликвидные рыночные площадки предлагают продукты, требующие уточнения, где они могут использоваться. То есть смазки для внутреннего узлового элемента, трипода, или применять, как универсальный продукт.
- Первой в списке на анализ стоит смазочная консистенция под названием RedLine CV-2, содержащая молибден красный. В инструкции по использованию разъясняется, что материал содержит в молекулярной структуре атомы молибдена органического. На английском языке утверждение сопровождается фразой Red Moly.
На форумах о смазке разные толкования. Иные хвалят, какая она классная! Другие встают во фронт, доказывая, что годится исключительно для шариковых шарниров. Мнения противоположные, но не критичные по эмоциональному накалу, что в итоге приводит к нейтральному выводу — можно использовать для шарниров шарикового исполнения и для приподов.
Смазки на полимочевинной основе
Рекламные ролики производителей смазочных товаров для особых автомобильных узлов, притягивают внимание автомобилистов. Особый интерес вызывают смазки, изготовленные на полимочевине. Сначала расшифруем сложное название, то есть что оно значит.
Это полимеры синтетические, в структуре которых содержатся частицы продукта (мочевина). Вещество представлено химической формулой NH-CO-NH. Смазка полимочевинная создает специальную противозадирную защитную пленку.
- По такой технологии изготовлен продукт Slipkote® Polyurea CV Joint. Используется для смазки узлов и деталей шарниров, выравнивающих угловые скорости. Применяется в автомобилях с приводным ведущим передним мостом, в автомашинах отдельных моделях с задним ведущим мостом.
Смазывают узел на весь срок эксплуатации. Меняют при прохождении ТО. Данная смазочная консистенция имеет ряд преимуществ над остальными аналогами. Смазка держит высокие температуры, не разрушает термопластик, водостойкая. Загуститель полимочевинный в сублимации с базовыми смазывающими консистенциями, нетрадиционными присадочными материалами, гарантирует долговечность, стойкость к некомфортным условиям использования.
При использовании данного смазочного продукта необходимо систематически контролировать шарниры на возможность вытекания жидкости.
Отечественные производители
В Северной Пальмире начато производство смазки ВМПАВТО в ассортименте. Новый товар под названием «МС-ШРУС триподный». В инструкциях по использования говорится, что смазочный продукт рекомендован для универсального использования при температурных режимах до +160 C°. Дана и иная положительная информация. Мало сказано о недостатках.
Изготовители смазочного материала ВМПАВТО «забыли» в подробностях расписать технические характеристики продукта. Создается впечатление, что покупатель должен верить продавцу на слово. В какой-то степени, оплошность брендового предприятия, покупателям не понятна.
В продаваемом товаре не упоминается, проходила ли смазка тестовое испытание. Какие побочные вкрапления интегрированы в консистенцию? Отсутствие элементарных описаний товара, не может не настораживать покупателей. Они хотят знать об отечественном продукте вмпавто, практически все.
Отзывы ВМПАВТО
Разобраться в данном вопросе помогут профильные форумы в интернете. Появившаяся информация о выпуске нового смазочного отечественного продукта с неплохими потребительскими характеристиками, позитивно встречена многими участниками форумов. Большое число сторонников продукта подтверждает в комментариях, что продукт ВМПАВТО для ШРУСов соответствует российским стандартам. Качество подтверждено сертификатами и документами соответствия.
Есть лестные отзывы об используемой таре. Посуда из синтетики практична в применении, безопасна, снабжена необходимой информативной базой. И, конечно, демократичная цена. Импортные аналоги намного дороже. Отечественный продукт покупают во всех регионах страны. С каждым днем интерес автомобилистов к нему возрастает.
Заключение
Отечественный ликвидный рынок не испытывает дефицита смазочных средств для шарниров. Площадки заполнены импортными и отечественными изделиями. Созданы идеальные условия для выбора.
ли со статьей или есть что добавить?