Криминалистическое исследование следов транспортных средств
Все транспортные средства можно разделить на несколько больших групп:
1) наземный транспорт;
2) подземный транспорт;
3) водный транспорт;
4) воздушный транспорт.
Преимущественно в криминалистике изучаются следы только наземного безрельсового транспорта.
Наземный безрельсовый транспорт классифицируется:
по способу передвижения
- самоходный транспорт – это транспортные средства, которые приводятся в действие различными двигателями.
Это легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, мотоциклы, мопеды, тракторы, экскаваторы, средства специального назначения.
- несамоходный транспорт – это те транспортные средства, которые приводятся в движения силой человека или животного.
Это тачки, тележки, велосипеды.
по устройству ходовой части
- колёсные транспортные средства;
- гусеничные транспортные средства;
- транспортные средства на полозьях (например, сани).
Следы транспортных средств: обнаружение, виды и классификация. Значение проведения экспертизы в криминалистике
Криминалистика является важнейшей и практически значимой наукой, которая оказывает прямое воздействие на расследование преступлений. В систему криминалистики входит множество самых разнообразных экспертиз и исследований, которые интересны в изучении и анализе. Примером является исследование транспортных следов, так называемая трасологическая экспертиза. Мы обратим на нее внимание и отметим все детали ее проведения, а также классификацию.
Понятие трасологической экспертизы
Это один из наиболее распространенных видов экспертиз в криминалистике. Под трасологическим исследованием понимается исследование следов преступления лицом, которое обладает специальными знаниями в области науки, техники, искусства. При этом в результате исследования формируется заключение, которое в дальнейшем можно использовать как доказательство по делу. Существует множество видов такой экспертизы:
- Дактилоскопическая – следы пальцев рук и ног.
- Экспертиза зубов человека.
- Исследование следов одежды или некоторых ее элементов.
- Экспертиза пломб и пробок.
- Экспертиза следов животных.
- Экспертиза следов транспортных средств.
Наиболее подробно мы расскажем о последнем виде.
Что такое транспортные следы?
В науке криминалистике под следами транспортных средств понимаются те следы, которые передают внешний облик и строение определенной части транспорта. Это может быть кузов, протектор, борт или что-то иное. Также следы могут указывать на часть, которая отделилась от целого транспорта. Обратим внимание, что к следам относятся и вещества, которые необходимы для нормальной работы машины. Это тормозная жидкость, какие-либо смазочные масла, тосол и многое другое. Наиболее распространенным на месте происшествия является след колес.
Значимость обнаруженных следов
Исследование следов транспортных средств имеет большое значение в практической работе, оно оказывает влияние на процесс доказывания и полноту собранных обстоятельств дела. Прежде всего с помощью исследования можно определить:
- К какой группе транспортных средств относится след. Анализируется и устанавливается марка машины, вид, модель.
- Установить соответствие между конкретным транспортом по обнаруженным следам и отделившимся от него частям и деталям.
- Установить наличие неполадок и неисправность некоторых частей и механизмов транспорта.
- Природа и характер повреждений, которые образовались на транспортном средстве в результате происшествия.
- Некоторые обстоятельства дела, которые могут иметь большое значение для дела. Это скорость транспорта, расположение его по отношению к другим машинам в момент столкновения, размеры и площадь перевозимого груза, а также многое другое.
Как мы видим, следы транспортных средств могут многое сказать о сути произошедшего, сформировать доказательственную базу.
Признаки определения направления движения автомобиля
а) при езде по сыпучему грунту частицы последнего разлетаются по бокам следа в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения;
б) при переезде луж направленность движения определяется по следу влаги, сходящему на нет;
в) капли ГСМ, а также тормозной жидкости, воды, тосола, падающие с движущегося автомобиля, приобретают заостренную форму и обращены узким концом в сторону движения;
г) рисунок протектора типа “елочка” должен быть обращен открытой частью в сторону движения;
д) при езде по траве ее стебли будут примяты по направлению движения;
е) камень, вдавленный шинами в грунт, будет иметь зазор в лунке со стороны направления движения;
ж) след торможения вначале менее насыщен (меньше интенсивность его окраски), чем в конце торможения;
з) лежащие поперёк дороги ветки, палочки, прутики при переезде через них транспортным средством ломаются и своими концами указывают направление движения.
Следы волочения возникают в тех случаях, когда автомашина совершает наезд на человека или на какой-либо предмет и протаскивает его за собой. На дороге остаются динамические следы волочения в виде смазанных полос. Исследование этих следов позволяет судить о характере происшествия, о том, где произошел наезд и т.д
Фиксация и изъятие следов транспортных средств
Обнаруженные следы транспортных средств на месте происшествия должны быть подробно описаны в протоколе осмотра, в котором указываются:
- вид следов (объемные, поверхностные, торможения, юза и т.п.) и их расположение по отношению к другим неподвижным объектам;
- вид и особенности следовоспринимающей поверхности (например, сухое асфальтовое покрытие, глина, песок, снег и т.д.);
- количество и взаимное расположение следов, образованных разными колесами одной автомашины, и результаты их измерений (размер колеи, базы);
- место расположения, длина и степень выраженности следов торможения, если они обнаружены;
- размеры следов шин (их длина, ширина отпечатков беговой дорожки, глубина объемных следов и т.д.);
- рисунок протектора, отображенный в следах, и размеры основных его элементов;
- наличие, расположение, форма и размеры хорошо выраженных индивидуальных особенностей шины, отображенных в следах;
- расстояние между двумя отпечатками одной и той же особенности следа (дефекты покрышки);
- признаки, указывающие на направление движения автомашины;
- способы дополнительной фиксации и изъятия следов, примененные при осмотре, и перечень материалов, прилагамых к протоколу;
- как упакованы изъятые следы.
Кроме перечисленных пунктов в протоколе могут быть указаны и другие данные, имеющие важное значение для конкретного дела.
При фотографировании следов транспортных средств производится узловая и детальная съемка. При узловой съемке следы шин фотографируются на фоне окружающей обстановки, при детальной — фотографируются отдельные фрагменты с отобразившимися в них особенностями. Около следа укладывается масштабная линейка или лента.
Обязательно должны быть сфотографированы по крайней мере три элемента следов транспортных средств:
- колея на том участке, где она наиболее отчетливо видна;
- рисунок протектора в том месте, на котором наиболее отчетливо заметны его индивидуальные особенности;
- отдельные признаки, отображающие частные идентификационные особенности шин или других частей автомашины.
С объемных следов транспортных средств могут быть изготовлены слепки. Техника изготовления слепков с помощью раствора гипса та же, что и в случаях копирования следов ног. Специфика здесь состоит в том, что иногда приходится производить заливку следов, относительно больших по длине. Поэтому след шины предварительно разделяют на участки длиной 40—50 см тонкими перегородками из стекла, фанеры, картона и т.п., вдавливая их в след. Затем производится заливка гипсовым раствором. Поверхностные следы шин (следы наслоения) копируются с помощью листа резины, предварительно зачищенной наждачной бумагой, фотобумаги, липких пленок.
Фиксирование следов
При выезде на место происшествия следователь составляет протокол осмотра места. В нем описывается расположение следов по отношению к другим объектам, четко устанавливаются границы. Детально описывается характер и размеры найденного следа. При этом производится фотосъемка. В криминалистике существует несколько видов фотографирования. Главное требование – это детальность и подробность, а также четкость фотографии. На место происшествия выезжает не только следователь, но и вся оперативная группа, в числе которой находится также эксперт. Оценивая обстановку, он принимает решение о необходимости дополнительной фиксации следа.
То есть основной метод фиксации – это производство фотосъемки, с помощью которой происходит последующая оценка и экспертиза следа. Также существует такой способ, как слепок. Он изготавливается из раствора гипса, наносится на след и в дальнейшем передает след транспорта в реальных масштабах. Нюанс заключается в том, что такой раствор можно заливать только на небольшие расстояния – не более 40-50 см. С этой целью, если след большой, его предварительно делят на несколько участков. Деление на секторы происходит с помощью стекла, фанеры, которые вдавливаются в структуру следа. Каждый из них в дальнейшем отдельно фиксируется.
Если есть следы шипов шины, то копирование происходит с помощью резинового листа, предварительно он зачищен наждачной бумагой, используется фотобумага и липкая пленка. Данный процесс является очень важным, поэтому используется помощь специалистов и экспертов.
Виды по типу транспорта, оставившего след
Классификация следов транспортных средств в теории является весьма многогранной, существует много оснований, по которым следы делятся на виды. Наиболее распространенным основанием является тип транспорта, который оставил след. В данном делении выделяются следы:
- Нерельсового транспорта, например, автомобиль, троллейбус, автобус, мотоцикл.
- Путевого транспорта, например, сани, повозки.
- Устройств, которые перемещаются за счет физической силы, это велосипеды, санки, тележки.
- Рельсового транспорта, например, метро, трамвая, поезда.
Как мы видим, эта классификация является весьма обобщенной и многосторонней. В свою очередь каждый, вид делится еще на несколько видов.
Вопросы эксперту
Проводя исследование следов транспортных средств, эксперт отвечает на те вопросы, что были поставлены следователем в постановлении о производстве исследования. К таким вопросам, как правило, относятся:
- Каким видом, моделью машины оставлен данный след?
- Какая модель шины могла оставить такой след, а также какое колесо было на транспорте?
- В каком направлении двигался объект, в каком месте произошло столкновение? Под каким углом это было, каково взаимное расположение?
- Оставлены ли эти следы данным транспортным средством (если следователем найдено предположительное транспортное средство)?
- Не образованы ли найденные следы данным средством?
И многие другие вопросы, которые ставятся в зависимости от ситуации и характера следа. В постановке вопросов следователь может не справиться, формулируя их нечетко. С этой целью используется помощь специалистов.
Значение экспертизы
Экспертиза следов транспортных средств в науке криминалистике называется транспортно-трасологическим исследованием. Оно имеет огромное значение, ведь независимо от того, каков характер происшествия, следы транспорта встречаются очень часто. В современном мире никто не обходится без транспорта, будь то личный, рабочий или общественный. Именно поэтому проведение экспертизы позволит определить обстоятельства дела, сузить и детализировать процесс расследования, сформировать предмет и пределы доказывания. Это говорит о том, что нужно постоянно развивать и совершенствовать данную область знаний, это позволит проводить наиболее результативно и продуктивно трасологическую экспертизу.
ли со статьей или есть что добавить?