Штраф за разворот через сплошную

Поворот налево через сплошную линию разметки

Поворот через сплошную

В этой статье речь пойдет о пересечении автомобилем сплошной линии разметки при выполнении поворота налево. Например, такое нарушение может произойти при выезде автомобиля из двора.

На самом деле данная ситуация не вполне однозначная, т.к. штраф при повороте налево во многом зависит от того, по какой траектории движется транспортное средство. При этом не имеет значения, какую разметку пересекает автомобиль: сплошную или двойную сплошную.

Рассмотрим штрафы за поворот налево через сплошную линию разметки, а также ситуации, в которых они накладываются:

Разворот и поворот через сплошную — штраф или лишение?

WhatsApp

Раздел 9 ПДД регламентирует сразу несколькими пунктами, в какой ситуации нам запрещено совершать манёвр поворота налево и оказываться на “встречке”. Проблема заключается в том, что сразу две статьи Административного кодекса предусматривают санкции за это: одна за движение во встречном направлении (лишение прав), а вторая — за пересечение сплошной (в том числе двойной). Но как быть, если мы совершаем разворот и поворот через сплошную — какой штраф или лишение прав на какой срок за это могут быть предусмотрены на 2021 год? Ответ на этот вопрос не так прост, но мы разберёмся.

К слову, в ПДД есть отличие между одинарной и двойной сплошной — это разные виды разметки. В любом случае размер привлечения к ответственности за пересечение как одинарной, так и двойной сплошной, одинаковое, вопреки расхожему мнению.

Какой штраф за одинарную и двойную сплошную линию: пересечение, поворот и разворот?

WhatsApp

Обсуждаемые нами линии разметки – это соответственно 2 её вида, официально пронумерованные в ПДД: 1.1 – одинарная сплошная и 1.3 – двойная сплошная линия. Обе их запрещается пересекать. А вот конкретный штраф за пересечение одинарной или двойной сплошной в 2021 году зависит от конкретного осуществляемого манёвра: просто пересечения при перестроении, обгона, разворота или поворота направо или налево.

При повороте налево пересекли сплошную или заехали на встречку – лишение или штраф?

Поворот налево через сплошную линию

Пересечение сплошной линии, в том числе двойной, не всегда несёт в себе нарушение ПДД. Но последние по состоянию на 2021 год однозначно трактуют, что при выезде с пересечения нельзя оказываться на встречной полосе движения. Как узнать, верно ли сотрудник ГИБДД вменяет лишение прав или штраф за заезд на сплошную, даже если вы наехали на неё краем колеса, и как добиться правды, разберём в этой статье.

Какое наказание за разворот на пешеходном переходе и когда он запрещён по ПДД?

WhatsApp

Во всех случаях разворот на пешеходном переходе в 2021 году запрещён Правилами дорожного движения. Однако, есть определённые тонкости в таком требовании ПДД. А ещё иногда сотрудник ГИБДД может назначить не совсем законный штраф большего размера за это нарушение. В статье выясним, в каких случаях разрешено и запрещено разворачиваться на “зебре”, какой за это правильный штраф, что грозит за такой манёвр на регулируемом переходе или перекрёстке со светофором и можно ли это делать вблизи, перед или после “пешеходки”.

Штраф за обгон через сплошную

Обгон через сплошную

За обгон через сплошную разметку предусмотрены самые серьезные наказания (статья 12.15 КоАП, части 4 и 5):

  • 5 000 рублей или лишение прав от 4 до 6 месяцев за первое нарушение;
  • лишение прав на 1 год при повторном нарушении (или 5 000 рублей, если нарушение зафиксировано камерой).

Примечание. Наказание в том числе может быть наложено и в том случае, когда водитель начал обгон через прерывистую разметку, а закончил его через сплошную.

Виды сплошных линий разметки

Наезд на сплошную

Дорожная разметка требуется для регулирования движения, установления определенных режимов, введения порядка проезда и сообщения иной важной информации для всех участников дорожного движения.

Разметка может быть постоянной и временной. Постоянные линии наносятся белым цветом (из рассматриваемых вариантов исключением является 1.4 — желтая), а временные — оранжевым. При возникновении противоречий между временными и постоянными линиями необходимо выполнять предписания временной разметки.

Все возможные и используемые линии разметки перечислены в Приложении 2 к ПДД. Сплошные линии относятся к горизонтальному типу. Для удобства восприятия информации составлена приведенная ниже таблица, в которую внесены общие положения о каждом виде разметки (раздел 1 Приложения 2 к ПДД):

1.1 Узкая горизонтальная разметка разграничивает 2 встречных потока и устанавливает границы полос, предназначенных для движения ТС. Используется также для обозначения границ проезжей части, куда запрещено заезжать, и стояночных мест автомобилей.
1.2 Горизонтальная сплошная линия отделяет край проезжей части и выделяет обочину, движение по которой запрещено.
1.3 Двойная сплошная по предназначению и требованиям аналогична линии 1.1, но наносится в местах, где полос для движения более 4. Может наноситься и при меньшем количестве, если ширина каждой из них превышает 3.75 м.
1.4 Желтая сплошная линия повторяет предписания знака 3.27 и полностью ограничивает остановку ТС возле нее.
1.11 Используется для разграничения встречных и попутных потоков на участках, где необходимо разрешить проезд только со стороны прерывистой линии. Пересечение через сплошную разрешено исключительно для завершения маневра: обгона либо объезда.
1.12 Стоп-линия указывает на место, где водитель должен произвести обязательную остановку. Наносится перед перекрестками, железнодорожными переездами вместе со знаком 2.5, а также в других случаях. Не относится к разделительным линиям.

В соответствии с разделом 1 Приложения 2 к ПДД через первые 3 вида запрещено проезжать. Линию разметки 1.2 можно переехать для совершения остановки ТС (например, на обочине) либо для начала движения с аналогичного места.

Подробно об остановке на обочине читайте по ссылке.

Где применяется одинарная и двойная сплошная?

Итак, одинарная сплошная применяется в следующих случаях:

  • для разделения дороги на полосы движения, перестраиваться, при этом, пересекая одинарную сплошную, запрещено;
  • для разделения встречных потоков транспорта, но только если дорога двухполосная, и ширина каждой полосы не более 3,75 метра – пересекать такую одинарную сплошную линию тоже запрещено;
  • для обозначения границ парковочных мест;
  • для отделения любых других участков дороги, на которые нельзя выезжать.

Двойная сплошная линия применяется только в двух случаях:

  • для разделения встречных потоков движения автомобилей, если на дороге 4 и более полос движения;
  • для разделения встречных потоков транспорта, если количество полос менее 4, но ширина каждой более 3,75 метра.

Правила применения одинарной и двойной сплошной

Но самое главное – штраф за двойную сплошную составляет не больше, чем за одинарную, если используется она с одной целью (например, для разделения встречных потоков). Мнение некоторых автолюбителей о том, что двойная сплошная “дороже”, чем одинарная, просто потому что первая является двойной – это миф.

Но есть ещё одна сплошная разметка – одинарная, она обозначает край проезжей части и обозначается номером 1.2 в ПДД. Она немного шире обычной сплошной 1.1 по ГОСТу, и это единственная сплошная в Правилах, которую разрешается пересекать (для съезда на обочину).

Штраф за выезд на встречную при повороте налево

Рассмотрим еще один штраф, который также может быть наложен при пересечении сплошной линии разметки при повороте (часть 4 статьи 12.5 КоАП):

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Если при повороте налево автомобиль хотя бы частично окажется на встречной полосе, наказание за пересечение сплошной линии разметки будет более суровым – 5 000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев.

Таким образом, размер наказания в основном зависит от траектории движения транспортного средства. Далее в этой статье будут рассмотрены различные варианты выполнения поворота.

Штраф при повороте или развороте

Поворот налево через сплошную

При повороте налево или развороте через сплошную разметку накладывается штраф в размере 1 000 – 1 500 рублей (часть 2 статьи 12.16 КоАП).

Возможные ситуации пересечения сплошной линии

Обгон через сплошную. Если шофер выехал на встречную полосу без какой-либо причины, кроме желания обогнать, его оштрафуют на 5000 рублей или лишат прав на полгода.

Объезд препятствия. Если разметку пришлось проехать из-за машины, попавшей в ДТП, или упавшего дерева, наказание меньше — до 1500 рублей.

Поворот налево или разворот. Если водитель решил сэкономить время и развернуться через сплошную, он получит штраф — также до 1500 рублей.

Выезд на автобусную полосу. Езда или остановка на полосе для пассажирского транспорта в Москве и Петербурге грозит водителю штрафом 3000 рублей, в остальных регионах — 1500 рублей.

Пересечение сплошной в других случаях. Сплошную линию еще наносят на перекрестках у светофора — это стоп-линия. За проезд через нее штрафуют на 800 рублей. Как не получить или оспорить такое наказание, мы писали в статье о пересечении стоп-линии.

Любая из этих ситуаций опасна для водителей. Поэтому за такой маневр положен штраф

Любая из этих ситуаций опасна для водителей. Поэтому за такой маневр положен штраф

Виды и размеры штрафов

Размер штрафа за наезд на сплошную линию зависит от квалификации совершенных нарушений, поэтому их необходимо рассмотреть по отдельности.

Нарушение правил объезда

В соответствии с п. 1.2 ПДД препятствие — это статичный объект, находящийся непосредственно в зоне движения автомобилей, из-за которого дальнейшее продвижение потока без выполнения маневров не представляется возможным. Это может быть сломанный автомобиль или дефект дороги. При этом остановившееся транспортное средство или пробка (затор) не могут расцениваться в качестве препятствия.

За выезд через сплошную с целью объезда препятствия установлена административная ответственность по части 3 статьи 12.15 КоАП РФ. Санкция — штраф от 1000 до 1500 рублей.

Нарушение правил обгона

Нарушение правил обгона

Обгон, совершенный через линию разметки 1.1 и 1.3, наказывается взысканием 5 тысяч рублей или лишением права управления автомобилем на срок от 4 месяцев до полугода.

За совершение аналогичного деяния в последующий год наступает ответственность по ч. 5 этой же статьи, которая предусматривает ужесточение наказания — лишение прав на 12 месяцев.

Проезд через сплошную при повороте

Случай, когда при повороте налево автомобилист не выполнил предписания разметки и совершил маневр через сплошную, наказывается штрафом от 1000 до 1500 рублей (ч. 2 ст. 12.16 КоАП РФ).

Нарушение требований разметки 1.2 (выезд на обочину)

Разметка 1.2

Как рассматривалось ранее, переезжать разметку 1.2 можно для остановки автомобиля вне проезжей части, но только в разрешенном для этого месте. Если после пересечения автомобилист продолжил движение, ему будет выписано взыскание 1500 рублей (ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ). Повышающий коэффициент либо иная мера ответственности за совершение в будущем аналогичных правонарушений не предусмотрены.

Наезд либо пересечение стоп-линии

Если на перекрестке либо в ином месте водитель не выполнил предписания стоп-линии, ему грозит штраф — 800 рублей (ст. 12.12 КоАП РФ).

Наезд на сплошную

Наезд на сплошную линию разметки, не связанный с совершением иных рассмотренных правонарушений, наказывается взысканием 1500 рублей по ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ.

Подробно о штрафе за стоп-линию мы рассказывали в этой статье.

Назначение разграничительных полос

К разграничительным полосам относятся:

  1. Одинарная сплошная полоса, её назначение – разделить транспортные потоки противоположных направлений и обозначить границы полос движения в опасных местах на дорогах. Указывает на границы проезжей части, на которые въезд запрещен, а также разгарничивает стояночные места. В ПДД РФ значится под номером 1.1. Бывает постоянной белого цвета, временной – оранжевого цвета. Последняя применяется во время строительных или ремонтных работ.
    • Сплошная линии попутного направления — это разграничительная полоса, которая обычно наносится для систематизации потока ТС в одном направлении. Такую линию можно увидеть в тоннелях, на мостах, при подъезде к перекрестку.
  2. Двойная сплошная полоса применяется при наличии более 4-х и более полос на дороге. В ПДД РФ значится под номером 1.3. Об ответственности водителя при пересечении двойной линии читайте в этой статье.
  3. Одинарная сплошная полоса с пунктирной линией нанесенной по левую сторону – для обозначения мест, в которых перестраиваться разрешено только с одной стороны (№1.11).
  4. Толстая сплошная полоса – применяется для обозначения края проезжей части (№1.2). Сплошной линией могут также обозначатся границы парковочной зоны.

На фото изображена разметка 1.1:

Далее фото разметки 1.3:

Ниже можно посмотреть фото разметки 1.11:

Ознакомьтесь с фото разметки 1.2:

Когда лишение или штраф незаконны?

Обратите внимание, в пункте 8.6 речь идёт именно о выезде за границы перекрёстка. На самом перекрёстке запрета пересекать встречную полосу нет. Более того, на пересечении дорог ещё нельзя однозначно говорить о том, что вы оказались на встречной полосе, потому как вы совершаете манёвр поворота, и окажетесь на встречке, соответственно, только после его завершения – выезда с перекрёстка. Именно потому 8.6 написан совершенно логично и верно, в полном соответствии с терминами из Правил.

К сожалению, на сегодня часты случаи, когда сплошная или двойная сплошная линия разметки продолжена вплоть до перекрёстка. Примерно вот так:

Выезд налево через сплошную на перекрёстке

И в таком случае нарушения ПДД вовсе нет, и вот почему!

  1. Согласно пункту 1.2 Правил, границы перекрёстка определяются крайними частями закруглений пересекающихся дорог.
  2. При этом, ГОСТ Р52289-2004 указывает на то, что сплошная линия (1.1) разметки применяется для разделения потоков, а в своём пункте 6.2.9 прямо предписывает, что для обозначения движения по перекрёсткам применяется специальная разметка – 1.7 (с короткими пунктирными линиями).
  3. Следовательно, наличие сплошной и двойной сплошной в пределах перекрёстка не соответствует ГОСТу.
  4. Обратите внимание, что главным здесь является всё ещё пункт 8.6, который запрещает не пересекать разметку, а именно оказываться на встречной полосе при выезде с перекрёстка.
  5. Согласно определению границ перекрёстка имеем такую схему ниже (выделены красной рамкой).

Границы перекрёстка

На этой схеме мы можем увидеть, что при выезде с перекрёстка зелёный автомобиль оказался в своей полосе и не выезжал на встречку. Следовательно, пункт 8.6 ПДД не нарушен.

Что же тогда остаётся? Штраф за пересечение сплошной? Вовсе нет. Так как по ГОСТу разметку наносить таким образом нельзя, то закономерно, что и состава для привлечения водителя к штрафу здесь не усматривается.

Если разворот выполнен перед или после “зебры”?

Выше мы уже писали о тонкости, когда вы лишь касаетесь траекторией пешеходного перехода при развороте. Напомним ещё раз, такой манёвр запрещён по ПДД только в пределах “зебры”. Никаких уточнений, как в случае, к примеру, с остановкой, когда она запрещена за 5 метров до перехода, а не только в его границах, в ситуации с разворотом нет – только на самом переходе он запрещён.

Какое наказание, если я заехал или наехал колесом на сплошную линию?

Что за этим следует? Если непрерывная линия разделяет две попутные полосы, то есть шанс угодить под штраф 500 рублей или отделаться предупреждением. Но если вы наехали на сплошную, которая разделяет встречное и попутное направление – это уже не пройдет. В лучшем случае грозит штраф в 5 000 рублей, а в худшем – риск остаться без прав на срок до 6 месяцев (ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ). И неважно, сколько колёс наехало на непрерывную линию – хоть одно, хоть два.

Наезд на сплошную

Штраф при выезде на выделенную полосу

Выезд на автобусную полосу через сплошную

Если сплошная разметка отделяет попутную полосу для общественного транспорта, то ее пересечение может повлечь следующие наказания (статья 12.17 КоАП):

  • 3 000 рублей – в Москве и Санкт-Петербурге.
  • 1 500 рублей – в остальных регионах.

Судебная практика

Такого же мнения придерживаются суды в большинстве случаев. Проще говоря, приведённая выше логическая цепочка того случая, когда лишение прав или штраф за пересечение сплошной при повороте налево на перекрёстке незаконны, основана на решениях и постановлениях из судебной практики.

В качестве примера приведём одно из таких постановлений, где дело прекращено за отсутствием в действиях водителя состава правонарушения.

Если переход регулируемый со светофором?

Никаких дополнительных наказаний на регулируемом перекрёстке за разворот не должно последовать – только штраф 500 рублей по той же статье 12.14.

Конечно же, если вы при этом проехали на запрещающий сигнал и/или не уступили дорогу переходящему пешеходу, то за это будет дополнительный штраф – уже в большем размере (1 000 рублей на первый раз за красный сигнал светофора и/или от 1,5 до 2,5 тысяч за пешехода).

Что грозит за повторное нарушение?

«Повторность», как в случае с движением по встречке или «против шерсти» на односторонней дороге здесь отсутствует.

Приведем пример:

Утром вы развернулись через сплошную на виду у полицейских, и они выписали вам штраф в 1 500 рублей. Вечером того же дня вы решили повернуть во двор через одинарную сплошную, и снова попались автоинспекторам. В данном случае вас не смогут наказать серьезнее, а выпишут тот же штраф по ч. 2 ст. 12.16 КоАП, а его размер – от 1 000 до 1 500 рублей.

Максимальное наказание – штраф, без всяких рецидивов и ужесточения санкций за повторность.

Можно ли избежать ответственности

Однозначно ответить на данный вопрос невозможно: все зависит от ситуации. Если нарушение действительно произошло, доказать свою невиновность будет проблематично.

Исходя из приведенной ранее судебной практики большое значение имеют обстоятельства произошедшего, действия водителя после остановки инспектором ГИБДД, а также собранные доказательства.

Когда причиной нарушения стала крайняя необходимость (уход от столкновения), следует указать на данное обстоятельство инспектору. Если убедить сотрудника не получается, необходимо записать свою позицию в протокол и указать на несогласие с нарушением. Отказываться от подписи документа нет никакого смысла: инспектор сделает соответствующую пометку, а в суде это будет характеризовать водителя с отрицательной стороны.

Большое значение имеют доказательства, особенно фотографии и видеоматериалы, но подойдут и свидетельские показания.

В зависимости от совершенного правонарушения инспектор может самостоятельно вынести постановление либо передать протокол на рассмотрение в суд. Если за нарушение возможно лишение ВУ, дело всегда направляется в суд (ст. 3.8 КоАП РФ).

Водителю следует обязательно ходить на все заседания и активно участвовать в них. Обосновывая свою невиновность, можно указывать на отсутствие умысла совершения противоправного деяния, невозможность поступить иначе.

При несогласии с решением суда первой инстанции его можно обжаловать в апелляционном и кассационном порядке.

Спорные моменты и способы избежать наказания

Самыми распространенными спорными ситуациями, а также способами избежать наказаний при них являются:

  • Разметка стерта, размыта и её плохо видно. Такая ситуация очень распространена на российских дорогах из-за того, что наноситься достаточно редко. Данное обстоятельство, особенно подтвержденное фото и видео материалами, может стать прямым доказательством невиновности.
  • Если на линию разметки был наезд одним колесом. В этом случае не было факта пересечения сплошной полосы, а потому применяется совсем другая мера пресечения – 1500 рублей, за нарушение положения автомобиля на проезжей части (нарушением считается даже незначительный наезд в 1 см).
  • Пересечение сплошной полосы при выезде с парковки. Штраф в таком случае составит 500 р. Под это случай подпадает и выезд со двора.
  • Отсутствие возможности объехать препятствие и, как следствие, вынуждено пришлось пересекать сплошную полосу. Помехой может стать что угодно (брошенный кем-то автомобиль, повалившееся дерево, камень среди дороги). Избежать наказания получиться, если совершать объезд, справа не представлялось возможным.
  • Пересечение сплошной линии разметки с целью избежать ДТП – самая спорная ситуация. Для того чтобы доказать свою правоту и «крайнюю необходимость» в данном случае можно ссылаться на КоАП 2.7.

Статья 2.7 КоАП РФ. Крайняя необходимость

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Как видим, во многих спорных моментах можно, если не полностью избежать наказания, то сделать расходы на штрафы минимальными. А если оплатить в течении 20 дней после получения постановления, то водитель сможет рассчитывать на скидки при оплате штрафа.

Фиксируют ли камеры разворот или поворот через сплошную линию?

Да. Если на участке дороге, где произошло нарушение, работают камеры фото и видеофиксации, запрещённый манёвр не ускользнёт от радаров.

  • За нарушения на камеру приходят только «письма счастья» (лишение прав не предусмотрено).
  • Когда камеры фиксируют разворот или поворот налево через сплошную линию, придёт штраф в 1 000 рублей – как наименьший из диапазона денежных взысканий по ч. 2 ст. 12.16 Кодекса.

На заметку! Узнать места, где расположены камеры автоматической фиксации можно на официальном сайте ГИБДД. Сервис в свободном доступе. Он показывает не только стационарные, но и передвижные комплексы фото и видеофиксации нарушений ПДД на разных участках дорог в вашем регионе.

Поворот через сплошную на камеру

Вопросы читателей

Различаются ли последствия наезда на одинарную и двойную линию разметки?

Ответ: Действующее законодательство не разграничивает последствия при наезде на одинарную и на двойную сплошную. В обоих случаях ответственность будет одинаковой.

Как доказать крайнюю необходимость, если наехал на разметку?

Ответ: Подтвердить факт наличия крайней необходимости можно не в любом случае, для этого обязательно требуются определенные условия. Согласно ст. 2.7 КоАП РФ, нарушитель действительно может быть освобожден от ответственности, если его действия были вызваны крайней необходимостью.

Однако обязательно должно соблюдаться следующее условие: причиненный вред меньше, чем предотвращенный. Исходя из приведенной в статье судебной практики следует, что уход от столкновения путем наезда на разметку может расцениваться в качестве такого обстоятельства. Очевидно, что пробка либо спешка водителя не могут стать основанием для освобождения от ответственности.

Чем следует руководствоваться, если установленный знак противоречит предписаниям нанесенной разметки?

Ответ: В соответствии с разделом 1 Приложения 2 к ПДД знак всегда имеет преимущество над любой разметкой.

Фиксируют ли камеры наезд на сплошную линию разметки либо ее пересечение?

Ответ: Да, но только если функции камеры предусматривают данную возможность. Такие устройства установлены в крупных городах, например в Москве. О такой возможности свидетельствует норма, закрепленная в ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ: выезд на встречную полосу, зафиксированный камерой, наказывается только штрафом.

Наезд на линию разметки и движение по ней запрещены, а за нарушение данных требований предусмотрена ответственность от штрафа в 1000 рублей до лишения прав на 1 год. Однако есть исключения, позволяющие выполнять данный маневр (остановка на обочине). В некоторых случаях нарушитель будет освобожден от ответственности по причине крайней необходимости.

Как сотрудник ДПС может доказать вашу вину?

  1. На данный момент на многих автодорогах происходит установка камер слежения, которые фиксируют происходящее на дороге, и если штраф накладывается с приложением фото и видео материалов, на которых четко можно разобрать номерные знаки и факт правонарушения – то избежать оплаты штрафа не получиться.
  2. При непосредственном фиксировании правонарушения сотрудниками ГИБДД и подписании водителем протокола. В данном случае подписывая протокол, водитель соглашается с тем, что нарушил ПДД.

Пересечение сплошной полосы разметки с целью обгона, объезда пробки или другими целями очень распространено на наших дорогах. Данное действие всё равно останется нарушением, а значит за него последует ответственность. Для того чтобы избежать ненужных трат на штрафы и уберечь свою и окружающих вас людей жизнь, здоровье и имущество необходимо строго выполнять ПДД.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий