Можно ли проехать на желтый сигнал светофора — спорная трактовка законодательства
Движение на предупреждающий свет светофора относится к самым спорным вопросам в дорожных правилах. Этот нюанс регулируется параграфом 6.14 ПДД. Проблема возникает из-за того, что многие владельцы авто не знают, можно ли законно проехать на желтый цвет светофора.
Проехали под камерой на жёлтый сигнал светофора: будет ли штраф и как обжаловать?
Камеры автоматической фото- и видеофиксации уже давно имеют возможность фиксировать как остановку за стоп-линией, так и проезд на запрещающий сигнал. И, если с красным светом всё может быть предельно ясно, то с жёлтым могут возникнуть сомнения. Ведь ПДД не запрещают движение в этом случае при наличии важного условия – невозможность остановиться без резкого торможения. Однако, как на практике работают такие средства автофиксации нарушений? Придёт ли штраф, если вы проехали на жёлтый сигнал светофора под камерой? Но самое главное, есть ли возможность обжаловать постановление, на каком основании и насколько успешно. Обо всём этом подробно поговорим в этой статье.
Где и как правильно останавливаться на запрещающий сигнал светофора? Знак “Стоп”, стоп-линия, край перекрёстка
Проезд перекрестков вызывает вопросы у водителей. До сих пор не утихают споры, где останавливать автомобиль на красный свет: перед разметочной линией, до знака «Стоп», перед пересекаемой проезжей частью или у «зебры». Между тем, ответы содержатся в ГОСТе и ПДД. Но сама трактовка различных ситуаций на дороге вызывает вопросы и недопонимание со стороны автолюбителей. Отсюда и штрафы за нарушение, казалось бы, очевидных пунктов ПДД. Давайте разбираться, где и как тормозить на перекрёстке, в том числе нерегулируемом.
Официальная трактовка на 2021 год
6.14. Водителям, которые при включении жёлтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.
Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить её, а если это невозможно, остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.
Пункт 6.14 не менялся на протяжении всего существования Правил – с 1993 года.
Наказание за проезд на желтый свет
Проезд на желтый не всегда признается нарушением. Но в случаях, когда закон встает на сторону автоинспекции, водитель обязан нести одно из следующих наказаний:
- штраф 1000р. – при первом нарушении пункта 6.14 ПДД;
- штраф 5000р. или лишение ВУ на 4-6 мес. – при повторном нарушение пункта 6.14 ПДД в течение одного года;
- штраф 800р. – при торможении на перекрестке за стоп-линией.
Последнее наказание применяется в тех случаях, когда водитель все же решил остановиться перед светофором, но не успел начать торможение вовремя и выехал за допустимую границу.
Важно! На штрафы за первый проезд на запрещающий сигнал и за остановку за стоп-линией действует скидка 50%, если оплатить задолженность в течение 20 дней с момента составления протокола.
Особенности применения сигналов светофора
В первую очередь, стоит напомнить предназначения режимов светофора. Итак, из курса по вождению известно:
- зеленый свет разрешает движение, мигание предупреждает о скором переключении, но еще можно двигаться;
- красный запрещает любое движение, комбинация красного и желтого запрещает движение и служит сигналом и включении зеленого;
- желтый запрещает движение, мигание предупреждает о включении зеленого на красный.
Приближаясь к перекрестку, важно обратить внимание на светофор. Если на всех устройствах мигает желтый, то он сломан, и считается не регулированным. Здесь действует правило «правой руки» либо нужно руководствоваться дорожными знаками, если имеются.
Уже давно практикуется на светофорах специальное табло, которое осведомляет об оставшихся минутах. Это позволяет реально оценить свои возможности и принять правильное решение. Но если на перекрестке появился затор, то не следует выезжать на него даже в тех случаях, когда горит зеленый.
Некоторые перекрестки оборудованные таким светофорами, что одновременно включается желтый с одного направления, а для других горит красный, то это значит, что можно за несколько секунд пересечь перекресток. Это делают в исключительных случаях, когда нет возможности притормозить, и пользоваться этими поблажками в своих корыстных целях не стоит.
Важно, чтобы каждый участник движения четко представлял, как двигаться при определенных миганиях светофора. Тогда не будет ни проблем для себя, ни для других.
Значение цветов светофора
Начать разбор правильных действий при мигании зеленого цвета стоит с ознакомления со значениями различных сигналов светофора:
- зеленый цвет предписания: поощряет дальнейший проезд регулируемого участка;
- мигающий разрешающий: допускает движение, но предупреждает о скорой смене сигнала на запрещающий;
- красный непрерывный сигнал и красный прерывистый: запрещают движение;
- желтый сигнал: запрещает движение во всех случаях, кроме предусмотренных в ПДД исключений, информирует о смене зеленого и красного сигналов;
- сочетание желтого и красного цветов: запрещает дальнейшее движение.
В качестве исключения стоит рассмотреть ситуацию, при которой автомобилист не может резко прекратить движение по объективным причинам. Так, у водителя не получится прекратить движение без создания аварийной ситуации, если за ним движется другой автомобиль, который не ожидает резкой остановки находящегося спереди транспортного средства.
Речь идет также о ситуациях, когда автомобилист уже выехал на перекресток в момент смены сигналов. Правила дорожного движения запрещают длительное нахождение ТС на перекрестке, а значит, водитель должен завершить маневр и покинуть пересечение проезжих частей.
Относительно пешеходов ситуация аналогична. При смене сигнала на желтый или поднятии руки регулировщика (сигнал “Стоп”) пешие участники движения должны завершить маневр перехода. При отсутствии такой возможности разрешается занять безопасное местоположение на безопасном участке ПЧ или непосредственно на сплошной.
Таким образом, мигающий сигнал призван уведомить участников движения о приближении к опасному участку дороги. Местом повышенной опасности могут являться нерегулируемые пешеходные переходы, перекрестки и прочие зоны.
Как работает светофор
На основании пункта 6.2 ПДД определяются рабочие режимы светофора.
Цвета имеют следующие значения:
- Разрешает движение транспорта зеленый сигнал, мигание означает скорое прекращение действий.
- Желтый сигнал свидетельствует о запрете движения, но с определенными исключениями.
Красный цвет, включая режим мигания, говорит о полном запрете движения.
Комментарии к пункту 6.14 ПДД
Несмотря на очевидность и простоту пункта, он вызывает целый ряд спорных моментов, когда водитель клонит к своей невиновности на основании того, что он успел проехать на жёлтый сигнал светофора, а сотрудник ГИБДД в виде обвинительной стороны – что жёлтый запрещающий, и водитель не выполнил предписания Правил.
Жёлтый – запрещающий!
Это первое, что следует усвоить всем автолюбителям. Пункт 6.2 Правил чётко оговаривает, что жёлтый – сигнал запрещает движение всех транспортных средств и пешеходов. Но тут же приводит исключение в виде пункта 6.14, когда водитель всё же может (обратите внимание, не обязан, а именно может по тексту ПДД – ему разрешается) проехать перекрёсток или другое место, регулируемое светофором в том случае, если он не может остановиться, не прибегая к экстренному торможению.
Речь идёт конкретно о 2 случаях:
- когда жёлтый загорается после зелёного перед красным (это очевидно),
- менее очевидно, когда жёлтый загорается перед включением зелёного сигнала и горит вместе с красным – в этом случае начинать движение водителям (и пешеходам) нельзя до того, как загорится зелёный сигнал.
Что такое экстренное торможение в контексте пункта 6.14?
Спорная ситуация чаще всего возникает ввиду отсутствия термина “экстренное торможение” в действующих на 2021 год ПДД. Потому ни водителю, ни инспектору ГИБДД не на чем обосновать свои доводы.
Считается ли экстренным торможением:
- торможение “юзом” или до срабатывания системы ABS,
- может быть, это просто резкая остановка с усиленным давлением на педаль тормоза, но без “юза”,
- а, если сзади, не соблюдая дистанцию, едет другое транспортное средство, учитывается ли при этом частный критерий экстренности остановки?
Ответов на эти вопросы Правила 2021 года не дают.
Но для решения практического вопроса есть на что опираться, и именно последний пункт можно считать наиболее верным частным случаем. Согласно пункту 1.5 ПДД, участники дорожного движения должны действовать таким образом на дороге, чтобы не создавать опасность для движения. Это значит, что если торможение может привести к ДТП, то на жёлтый сигнал светофора проезжать можно. Но это очень грубое заключение – каждый случай исследуется рассматривающими дело должностными лицами или судьями индивидуально.
Где Ваши доказательства?
Пункт 6.14 – это хороший повод приобрести видеорегистратор, если Вы этого ещё не сделали. Причём, желательно со съёмкой обстановки позади автомобиля. Дело в том, что нарушение этого пункта вменяется инспекторами ДПС “на глаз” – это тот пункт, для выявления нарушения которого не требуются специальные средства автофиксации, в отличие от скорости, алкогольного опьянения и других.
В административном праве действует презумпция невиновности, но увы, действует она только в теории. На практике же действует правило “нет оснований не доверять сотруднику полиции”, ведь тот принимал присягу, а, значит, врать не может. Увы, но практика правоприменения 2021 года такова!
Можно ли проехать на желтый согласно ПДД П. 6.14. 2019
Правила дорожного движения оговаривают данный вопрос. В них строго настрого запрещается движение при желтом мигании светофора.
Но в виде исключения, который описанный в П. 6. 14 записано, если транспортное средство не успевает притормозить, и резкое торможение может вызвать опасность для других, то необходимо продолжать движение.
Этим и пользуются многие водители, делая вид, что не заметили мигание зеленого света, потому при переключении на желтый они давать на газ. Но на самом деле такая поспешность может стоить жизни либо столкновения с другими участниками движения.
Водитель при виде желтого света должен пропускать машины и пешеходов, которые находятся на перекрестке. Но если такого не сделать, то можно стать виновным в нарушении правил дорожного движения. В большинстве случаев инспектора при аварии такого типа признают виновными обоих водителей, что влечет проблемы с оформлением ОСАГО.
Также одинаковое значение с желтым светом имеет поднятая рука регулировщика. Но проскочить мимо него можно только в крайнем случае. Так как, если регулировщик увидит в действиях водителя правонарушение, то это повлечет минимум трату времени на разбирательство и оставление протокола.
На некоторых перекрестках установленные камеры, потому проскочить на мигающий зеленый свет и тем более на желтый уже становиться трудно.
Таким образом, даже если и есть веская причина переехать на желтый, лучше по возможности не рисковать. Пара минут не сыграет большой роли, но обезопасит других и самого водителя от неблагоприятных последствий.
Что означает мигание
Мигание желтого может свидетельствовать о приближении к опасному перекрестку. Как правило, его включают в ночное время. А порядок переезда через перекресток определяется дорожными знаками, которые находятся рядом со светофором.
Мигание также сигнализирует о следующем переключении. Все это содействует безопасному движению транспортных средств.
Что такое экстренное торможение с точки зрения закона
Под экстренным торможением подразумевается нарушение комфортной езды на автомобиле во избегание аварийной ситуации. При плохой погоде (гололед, дождь) экстренное торможение может вызвать занос транспортного средства.
Всё это учитывается при движении на желтый свет. Потому, если в зеркале заднего вида видно автомобиль на достаточно длинной дистанции, то лучше притормозить. Если слишком близко, то следует продолжить путь.
Некоторые хитрецы применяют резкое торможение, что вызывает обратный эффект, в них могут врезаться другие автомобили. Это делается с той целью, чтобы получить компенсацию. Причина в том, что если водитель применил резкое торможение, то виновником в аварии будет та машина, которая врезалась сзади.
Проезд на желтый запрещен и водитель должен пропускать участников движения, которые не закончили переход либо проезд. Но в случае возникновение угрозы столкновения, лучше продолжить путь через перекресток.
Камеры автофиксации нарушений
Еще один важный момент: проезд на желтый сигнал светофора не фиксируется камерами ГИБДД.
Такие приборы часто находятся на перекрестках и фиксируют следующие правонарушения:
- превышение скорости;
- проезд на красный свет;
- движение по обочине, тротуару, встречке, линии для общественного транспорта;
- прочие.
Несмотря на то, что проезд на желтый и красный свет относятся к одной статье КоАП, камеры фиксируют нарушение, только если водитель пересек перекресток на красный.
Штраф за проезд на желтый свет имеет исключения и нюансы, которые камера определить не может. Поэтому штраф выписывается только сотрудниками ГИБДД лично.
Штраф и лишение прав за нарушение пункта 6.14
Итак, выше мы выяснили, что жёлтый сигнал светофора – запрещающий, и проезжать на него можно только в исключительных, прямо обозначенных случаях. В КоАП есть наказания конкретно за проезд на запрещающий – без разделения на красный и жёлтый свет. И это следующие наказания:
- если Вас поймали впервые с проездом на жёлтый, когда это запрещено – штраф 1 000 рублей по части 1 статьи 12.12 КоАП,
- за повторное нарушение в течение года после исполнения первого – штраф 5 000 рублей или лишение на 4-6 месяцев (часть 3 этой же статьи),
- если на запрещающий сигнал Вы проехали не перекрёсток, а через ж/д пути, то Вас ждёт уже штраф 1 000 рублей или лишение прав на 3-6 месяцев по части 1 статьи 12.10 Кодекса.
- говоря об экстренном торможении, когда загорелся жёлтый свет светофора, есть также отдельный штраф, если Вы всё же решили оттормозиться, не проезжая участок дороги, но проехали стоп-линию – Вас ждёт потеря 800 рублей.
На все вышеперечисленный штрафы, кроме повторного проезда на запрещающий, распространяется скидка 50% при оплате в течение первых 20 дней со дня вынесения постановления.
Штраф на камеру
Камеры авто- или видеофиксации нарушений очень часто висят над перекрёстками, фиксируя проезд на запрещающий сигнал светофора (а вместе с ним и остановку за стоп-линией).
Но по действующим ГОСТам проезд на жёлтый сигнал на камеру сниматься не может – точнее штраф за это выписывать (камере) запрещено.
Таким образом, если Вы успели проскочить на жёлтый под камеру автофиксации, то штраф Вам за это не придёт.
Грозит ли штраф, если заехал на стоп-линию на жёлтый сигнал светофора?
Многие думают, что жёлтый сигнал разрешает движение водителю. Однако это неправда! Лучше верить не слухам, а Правилам дорожного движения. Тем более, что данная ситуация подробно описана в ПДД.
Если заглянуть в пункт 6.2 Правил, то мы увидим, что:
Жёлтый сигнал – запрещает движение… и предупреждает о том, что дальше загорится зелёный свет.
И если вы, к примеру, тронулись с места на жёлтый сигнал светофора, а на участке работают камеры, вас признают нарушителем. За подобное предусмотрен штраф в размере 800 рублей по ч. 2 ст. 12.14 КоАП РФ.
Единственное исключение, когда водителю разрешается проехать на жёлтый свет в 2021 году – невозможность остановиться без экстренного торможения (п. 6.14 ПДД). Важно, что жёлтый сигнал должен загореться не после красного, а после зелёного света. Но куда важнее факт невозможности экстренного (аварийного) торможения. Проезд на жёлтый должен быть оправдан, а не быть следствием банального желания водителя скорее проскочить перекрёсток.
Можно ли обжаловать?
Если выписали штраф за проезд на запрещающий сигнал светофора, а вы с этим не согласны, можно обратиться с жалобой в ГИБДД или напрямую в суд.
При этом, если вы пересекли стоп-линию на жёлтый, и это зафиксировали камеры – особого смысла в обжаловании нет. Наказание оставят в силу.
Другое дело, если проехали светофор на мигающий зелёный, а уже при подъезде к перекрёстку загорелся жёлтый. Логично, что вы не сможете остановиться без аварийного торможения «в пол». Кроме того, нужно учитывать длину тормозного пути. Скорее всего, вы полностью остановитесь на пересекаемой дороге, создав помехи для движения других машин. И в данной ситуации, чтобы этого избежать, можно завершить манёвр и проехать перекрёсток, что прямо допускается пунктом 13.7 ПДД. А если придёт штраф, можно попытаться его обжаловать, приложив запись с видеорегистратора и описав сложившуюся ситуацию в ГИБДД или суде.
Соблюдайте правила остановки на светофоре на запрещающий сигнал и не нарушайте ПДД. Помните, что от ваших манёвров на перекрестке зависят жизнь и здоровье других людей!
Желтый – запрещающий!
Перед тем как разбирать случаи, которые являются и не являются нарушениями, необходимо установить, что желтый свет является запрещающим сигналом светофора. Это оговаривается в пункте 6.2 ПДД. При этом движение на желтый запрещено как водителям, так и пешеходам.
Желтый свет активируется на светофоре в 2 случаях:
- После запрещающего сигнала перед зеленым цветом. При данных обстоятельствах начинать движение на желтый категорически нельзя. Никаких исключений из этого правила нет.
- После разрешающего сигнала перед красным цветом. А вот эта ситуация уже более сложная. Бывают ситуации, когда затормозить на желтый свет опаснее, чем проехать, поэтому законодательство предусматривает исключительные случаи, когда проехать перекресток на желтый все же можно.
О чем предупреждает мигание: разрешает или запрещает движение
Согласно пункту 6.2 правил дорожного движения, мигающий зеленый сигнал призван уведомить автомобилистов и пешеходов о скорой смене разрешающего сигнала на запрещающий. Более современные модели светофоров оснащены специальным табло, которое отражает оставшееся для завершения маневра время.
Если отведенных секунд недостаточно для пересечения перекрестка с той же скоростью движения, автомобилисту стоит начать плавное снижение скорости и своевременно остановиться перед светофором. Такая мера обеспечит безопасность движения не только самому водителю, но движущимся за ним транспортным средствам.
Если времени до завершения маневра достаточно, необходимо проехать перекресток или пешеходный переход с учетом требований осторожности и безопасности. Безопасным считается решение о совершении маневра, когда автомобиль находится на расстоянии от 5-10 метров до начала регулируемой зоны.
Судебная практика
- Мурманский суд оставил в силе постановление сотрудника ГИБДД, вменявшего водителю проезд на красный, в то время как водитель утверждал, что проехал на жёлтый. В деле присутствуют показания свидетелей, наличествует ДТП.
- В Твери водитель, которого привлекли по части 3 статьи 12.12 за повторный проезд на запрещающий, приводил доводы в свою защиту с фотоматериалами, где видно, что он пересекает стоп-линию на жёлтый и не может остановиться. Но суд не счёл доводы вескими для отмены постановления.
Как обжаловать штраф?
Рассказу о формальной подаче жалобы мы посвятили подробную статью о порядке оспаривания штрафа ГИБДД. Поэтому здесь отметим особо важные тонкости и нюансы касательно обсуждаемой нами темы.
- Как мы уже упомянули выше, обжаловать штраф с камеры за жёлтый следует в любом случае. Да, мы не можем, конечно же, гарантировать 100-процентного удовлетворения жалобы. Однако, правильно изложив факты и отсылки на законодательство 2021 года, постановление должны отменить.
- Куда подавать заявление, указано на оборотной стороне копии постановления – в нашем случае это региональный ЦАФАП.
- Вам нужно успеть подать жалобу в течение 10 суток после получении копии постановления. Если письмо вам не приходило, то лучше всё равно направьте заявление сразу, как только узнаете о штрафе, так как нередки случаи, когда на почте будет стоять отметка о безуспешном вручении вам письма с постановлением, хотя, вы об этом и подозревать не могли.
А теперь, собственно, перейдём к обоснованности такого штрафа! То есть в жалобе нам нужно будет указать, на каком основании в ЦАФАП обязаны отменить штраф за проезд на жёлтый сигнал. И оснований таких может быть несколько.
В каких ситуациях проехать на желтый разрешается?
Разрешение на проезд на желтый свет водителям дает пункт 6.14 ПДД. Он устанавливает, что водители могут продолжить движение на желтый сигнал светофора или соответствующий жест регулировщика, если они не смогут остановиться, не прибегая к экстренному торможению.
К слову, данный пункт просуществовал с момента создания ПДД, с 1993 года. И несмотря на его простоту и старость, с его использованием до сих пор возникают проблемы. Основная причина разногласий – неопределенность понятия «экстренное торможение». В 2021 году законодательство никак не трактует этот термин, поэтому сотрудники ГИБДД определяют «экстренность» торможения по своему усмотрению.
Как можно обжаловать данное правонарушение
После подписание протокола, доказать свою правоту будет трудно, потому нужно следить, что дают на подпись. Не стоит писать на протоколе — «не согласен». Лучше вообще не прикасаться своей рукой к бумаге. Также не стоит расписываться за получение протокола. Все эти действия увеличат шанс ответственности за данное правонарушение. Инспектор самостоятельно сделает отметку, что водитель не подписал, и документ просто пришлют по почте.
Если игра стоит свеч, то для обжалования принятого решения инспекторами, нужно подать апелляционную жалобу в Административный суд. При получении копии постановления в течение 10 дней подается жалоба, которая будет рассматриваться в суде, после чего будет вынесенное решение.
За переезд перекрестка на желтый свет правонарушителю грозит административное наказание. Сумма штрафа не большая, кроме того, есть возможность оплатить только половину взыскания. Но если возможно, то можно оспорить, подав жалобу в суд.
Итак, проехать на желтый свет можно, но только в исключительных случаях. Если случилось так, что обвиняют в правонарушении, то существует два способы — подписать протокол и заплатить штраф либо отказаться (если есть на то уважительная причина) и обжаловать данное решение.
Подробно про светофоры и проезд рассказано в этом видео:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Проезд перекрестков в соответствии ПДД
Решающим обстоятельством при проезде перекрестков является предписание светофора в момент въезда на пересечение проезжих частей или пешеходный переход. Так, при относительно небольшой зоне действия сигнала светофора автомобилист может начать движение на мигающий сигнал без опасений быть привлеченным к ответственности.
Если водитель не успел завершить маневр и завершает его на запрещающий сигнал светофора, собственник транспортного средства будет с правовой точки зрения защищен нормами пункта 13.7 правил дорожного движения. Данное положение обязывает водителя покинуть регулируемую зону, чтобы не совершать помех другим участникам движения.
Начинать проезд на мигающий сигнал запрещено только в случае образования затора прямо за перекрестком. Согласно пункту 13.2 правил дорожного движения, водителю запрещено таким образом создавать неудобства другим участникам движения, даже если сигнал светофора не препятствует совершению маневра.
Если собственник транспортного средства заметил мигающий сигнал на приличном расстоянии от регулируемой зоны, он должен снизить скорость и остановиться перед перекрестком. Это объясняется большой долей вероятности выезда на желтый сигнал светофора, который является запрещающим. За подобное нарушение автомобилист будет привлечен к ответственности так же, как и за проезд на красный.
Понятие «экстренное торможение» – что говорит закон
В действующем законодательстве нет трактовки понятия «экстренное торможение». Поэтому часто возникают спорные ситуации. Для решения вопроса в судебной инстанции чаще всего применяется пункт 1.5 ПДД.
На его основании участники движения не должны создавать опасности на дороге.
Если резкая остановка на мигание запрещающего сигнала может стать причиной аварии, то водитель может завершить маневр.
Каждое нарушение проходит индивидуальное рассмотрение. При этом учитываются все тонкости обстоятельств.
Что на практике признается экстренным торможением?
Ни в одном нормативно-правовом акте нет официальной трактовки экстренного торможения. «Экстренность» определяется инспектором и водителем, как говорится, на глаз. Однако слова сотрудника ГИБДД при разбирательстве будут иметь большее значение, поэтому именно водителю придется доказывать то, что торможение было бы действительно экстренным.
На практике же у водителей почти не выходит доказать экстренность торможения, потому что им не на что ссылаться. Однако при необходимости оспорить наказание они могут ссылаться на другое правило – на пункт 1. 5 ПДД. В этом пункте говорится, что участники ДД, в том числе автомобилисты, должны действовать так, чтобы не создавать опасных ситуаций для других участников ДД.
Данное правило легко применять в случаях, например, когда за Вами, не соблюдая дистанцию, едет другой автомобиль. Однако каждый случай все же рассматривается индивидуально, и ни у кого нет гарантий обжалования решения.
Доказательства виновности и презумпция невиновности
В уголовном праве есть понятие презумпция невиновности, которая устанавливает, что лицо считается невиновным, пока обвиняющая сторона не докажет обратного. В теории в административном праве данное правило тоже есть, однако при нарушениях ПДД оно не применяется. Все дело в том, что есть другое правило, которое перекрывает презумпцию. Если обжалование штрафа доходит до суда, то чаще всего судьи ссылаются на то, что у них «нет оснований не доверять сотруднику полиции». Таким образом, слово автоинспектора ставится выше, чем слова предполагаемых нарушителей.
Инспекторам даже не приходится предоставлять результаты каких-либо проверок. Доказывать свою правоту нужно именно водителям. Сделать это довольно сложно, так как даже наличие записей видеорегистратора не всегда доказывают необходимость проезда на желтый. Хотя справедливости ради стоит сказать, что чаще всего водители проезжают на желтый только из-за спешки и нежелания стоять у светофора.
Термин “экстренное торможение” с точки зрения закона
Значение термина “Экстренное торможение” не указано в действующих правилах дорожного движения, что открывает простор для дискуссий между сторонниками различных взглядов.
В частности, спорные мнения вызывают вопросы:
- является ли торможение”юзом” или экстренным торможение до срабатывания АВS;
- подходит ли под указанное определение усиленное давление на педаль тормоза без юза;
- возможно ли рассмотрение проезда на желтый как варианта нормы, если двигающееся сзади ТС не соблюдает норм безопасной дистанции.
В ПДД субъекты судопроизводства ответов на поставленные вопросы не найдут, а значит каждая сторона обязана отстоять свою точку зрения с помощью доказательств. Важно однако заметить, что третий из рассмотренных вариантов отличается наиболее успешным обоснованием проезда.
В процессе принятия решения относительно проезда на промежуточный сигнал светофора автомобилисты должны руководствоваться пунктом 1.5 правил дорожного движения. Согласно указанному положению участники движения обязаны всеми доступными способами избегать создания опасности на дороге. В контексте обсуждаемой ситуации, автомобилист должен остановиться на желтый сигнал или проехать в целях предотвращения ДТП.
В суде каждое подобное разбирательство рассматривается индивидуально. Автомобилист не может безосновательно заявить, что он предотвращал своим поступком опасность. Если при подобном заявлении выяснится, что ПЧ была пуста и остановка не привела бы к серьезным последствиям, водитель потеряет доверие со стороны суда и столкнется с административной мерой воздействия.
Порядок оспаривания правонарушения
Если водителя остановил сотрудник ГИБДД за проезд на желтый сигнал, нужно постараться решить вопрос до моменты выписки протокола. Если есть видеорегистратор, можно предъявить доказательства на месте.
Если решить вопрос не удается, но водитель не согласен с правонарушением, не рекомендуется ставить подпись в протоколе. После этого доказать невиновность будет сложнее. Оспорить ситуацию можно, если у водителя будут материалы с видеорегистратора или показания свидетелей происшествия.
В соответствии со статьей 2.7 КоАП гражданин не может быть привлечен за противоправное деяние, если оно было направлено на предотвращение еще более тяжелых последствий.
Несмотря на спорность моментов трактовки закона, двигаться по дороге нужно таким образом, чтобы обеспечить безопасность не только себе, но и всем участникам. Поэтому лучше затормозить перед мигающим запрещающим знаком, чтобы предотвратить тяжелые последствия.
Что значит мигающий желтый сигнал?
На обычном светофоре с тремя огнями желтый свет мигает в тех случаях, когда светофор неисправен. Также желтый мигающий свет может предупреждать о нерегулируемом перекрестке и пешеходном переходе. В любом из этих случаев водитель должен снизить скорость и сосредоточить внимание на дороге.
Доказательства
В качестве доказательств автомобилист может использовать данные видеорегистратора (при наличии такого оборудования). Причем будет несравненным плюсом, если съемка будет вестись не только спереди транспортного средства, но и позади.
Наличие видеоматериалов позволит автомобилисту состязаться с инспектором в ходе судопроизводства. Дело в том, что постановление за проезд на желтый не может быть подкреплено фиксацией специальным оборудованием. Это означает, что штраф выписывается на основании субъективного мнения представителя ГИБДД.
Если собственник транспортного средства не будет располагать какими-либо подтверждениями своей невиновности, кроме собственных доводов, дело будет завершено не в его пользу. Это объясняется тем, что суд всегда склонен доверять сотрудникам ГИБДД в силу того, что они принимали присягу. По мнению судьи, инспектор не может давать ложных показаний (в отличие от водителя, который защищает личные интересы).
Привлечение к ответственности
Законодательная база привлечения автомобилистов к ответственности за проезд на желтый сигнал светофора представлена подпунктом вторым пункта шестого правил дорожного движения. Согласно данному положению проезд на желтый сигнал приравнивается к проезду на красный. Таким образом размер административного взыскания в обоих случаях будет одинаковым.
Проезд на запрещающий сигнал светофора грозит привлечением к следующим мерам административного воздействия:
- за первое правонарушение: материальное взыскание в размере 1000 рублей;
- за повторное нарушение: 5000 рублей или лишение специального права управления транспортным средством.
При допущении вторичного проступка мера ответственности будет определена в зависимости от сопутствующих обстоятельств и общей опасности правонарушения.
Есть ли штраф за проезд на мигающий зеленый свет?
Мигающий зеленый означает то, что действие разрешающего сигнала светофора скоро завершится. Однако зеленый, мигающий или нет, в любом случае является разрешающим сигналом, поэтому за проезд на него штраф наложить не могут. Тем не менее, если Вы заранее заметили мигающий зеленый свет, а торможение не создаст опасной ситуации, то лучше остановиться и дождаться следующего включения разрешающего сигнала.
Что означает мигание
Светофор предназначен не только для подачи запрещающих и разрешающих движение сигналов. Согласно второму подпункту шестого пункта ПДД, мигающий промежуточный сигнал имеет свое значение.
Прерывистая подача желтого сигнала предупреждает участников движения о нерегулируемом участке проезжей части, а также информирует о вступлении в зону повышенной опасности. При обнаружении мигания промежуточного сигнала автомобилисты и пешеходы должны повысить бдительность.
Подобное привлечение внимание не означает немедленную остановку. Участники движения должны лишь снизить скоростной режим и подготовиться к пересечению участка повышенной опасности.
Как можно обжаловать штраф за проезд на желтый?
Как уже было сказано, обжаловать штраф будет довольно сложно, однако шанс есть всегда. Начать действовать стоит еще на месте происшествия. Если есть возможность убедить инспектора, что проезд на желтый был необходимостью, то данной возможностью нужно пользоваться. Во многих случаях легче предотвратить составление протокола, чем обжаловать его.
Если же сотрудник ГИБДД остался непреклонен и выписал протокол, то невиновному водителю ни в коем случае нельзя его подписывать. В нем необходимо сделать записи о том, что Вы действовали из крайней необходимости, и о том, что с решением инспектора Вы не согласны.
Далее у водителя будет 10 дней на обжалование протокола. Заявление нужно отнести в отделение ГИБДД вместе со всеми возможными доказательствами: видеозаписями с регистратора или свидетельскими показаниями.
Можно ли ехать, если мигает зеленый и когда за это грозит штраф
Ответ вполне очевиден — можно (подробно в статье ” Штраф за мигающий зеленый? “). Однако действовать необходимо в соответствии с особенностями каждой конкретной ситуации. Руководствоваться водители должны пунктом 6.2 правил дорожного движения, который препятствует правомерному проезду на промежуточный сигнал. Если же необходима аргументация законности поступка, обращаться нужно к пункту 6.14.
Таким образом, если водитель докажет, что предотвратил создание опасной обстановки на дороге, он избежит ответственности. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию очевидной необходимости проезда на желтый. Так, остановка спровоцирует столкновение, если автомобилист не оценит дорожную обстановку и не заметит движущееся на высоких скоростях транспортное средство позади. Таким образом, мигающий сигнал не будет поводом для остановки.
Если же автомобилист находится на приличном расстоянии от регулируемого участка проезжей части и видит мигание зеленого сигнала, он должен прибегнуть к плавному снижению скорости. Этим действием он своевременно даст понять остальным водителям свое намерение не продолжать движение на желтый сигнал. Прочие участники движения будут готовы к остановке и дорожная ситуация не приобретет опасный характер.
Все представленные ситуации не будут сопровождаться привлечением автомобилиста к ответственности в виде материального взыскания или лишения прав. Рассмотренные действия отличались соответствием дорожной обстановке и сохраняли безопасность движения.
Стоит заметить, что большинство современных светофоров оборудованы показателем истечения действия сигналов. Расчет оставшихся секунд позволяет водителям совершать более точную оценку своих возможностей. Нельзя игнорировать показания таймера и переоценивать свои возможности, надеясь “успеть”.
Заключение
Запрет проезда на желтый сигнал светофора – довольно спорный пункт ПДД, так как имеет исключения, основанные не на четких критериях, а на суждениях инспекторов и свидетелей. Поэтому, если у водителя есть возможность остановиться и дождаться следующего зеленого сигнала, ему следует сделать это.
ли со статьей или есть что добавить?