Проверка тока утечки на автомобиле мультиметром

Как найти утечку тока в автомобиле или почему разряжается аккумулятор?

Одной из основных причин быстрой разрядки автомобильного аккумулятора на стоянке является неисправность бортовой сети. В этой статье мы узнаем, как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром, а также попробуем самостоятельно найти причины утечки и устранить их.

Калькулятор расчета тока утечки в автомобиле

Превышенная норма тока утечки в автомобиле будет способствовать разряду аккумулятор во время стоянки. С причинами и проверкой утечки стоит разбираться отдельно. На начальном этапе главное понять, какая допустимая утечка и сколько миллиампер являются нормой для конкретного авто, поскольку потери будут зависеть от количества и наименования источников потребления энергии. Онлайн калькулятор, используя формулу — Емкость АКБ (А) * число k, поможет быстро подсчитать допустимый ток утечки.

Утечку тока стоит проверять как можно чаще, особенно в сырую погоду!

Утечка тока в автомобиле: как проверить мультиметром?

Проверка утечки тока мультиметром в автомобиле — это процедура, которую важно выполнять не только для машин с большим сроком эксплуатации. Водитель каждого авто может столкнуться с ситуацией, когда АКБ вроде бы заряжена, но однажды движок не может заработать из-за того, что она всё-таки села. Одна из причин — как раз утечка тока. Конечно, чаще всего она наблюдается у подержанных машин, потому что наши дорожные условия далеки от идеала, в результате чего слой изоляции проводков перетирается, гнёзда подключения окисляются. С помощью мультиметра вы сможете определить цепь потребления и тот элемент, который даже в нерабочем состоянии садит автомобильный аккумулятор. Сделать это не трудно, тем более что мы расскажем вам всё о том, как найти утечку тока в автомобиле мультиметром.

Что такое утечка и как она проявляется

Утечка – это незапланированный ток, который протекает в электрической цепи. В бортовой сети автомобиля он может быть вызван двумя причинами:

  • неисправность проводки и оборудования, нарушение их рабочего режима;
  • ошибки в монтаже проводки, оборудования или неправильная его настройка.

Применение мультиметра

К первому пункту можно отнести перетирание проводки, замыкание оголенных проводов и контактов оборудования токопроводящими жидкостями (вода, пыль, электролит и пр.), поломка и выход из строя электроприборов. Причем поломка может быть частичной, лишь вызывающей повышенный потребляемый ток, к примеру, охранной системой или магнитолой. При этом визуально неисправность может и не проявляться или проявляться слабо.

Второй пункт обычно вызван неумелым монтажом или неправильной эксплуатацией электрооборудования. К примеру, при выключении зажигания не отключается обогрев стекол или музыкальный центр не переходит в спящий режим, продолжая питать усилитель мощности.

Во всех вышеперечисленных случаях происходит незапланированная утечка, которая вызывает ускоренный разряд аккумуляторной батареи. При этом скорость разряда может быть достаточно высокой. Нередки случаи, когда уже через сутки – двое, а то и наутро водитель не может завести автомобиль. А если оставить машину с такой неисправностью на неделю, то глубокий разряд АКБ может полностью вывести батарею из строя.

Основная причина, дающая повод бить тревогу, – подозрительно быстрый разряд аккумулятора при выключенном зажигании. Если автомобилист заметил, что наутро или даже через неделю стоянки аккумулятор плохо «крутит» или «не крутит» вовсе, то самое время проверить электрооборудование своего автомобиля на ток утечки. При этом найти и устранить проблему нужно как можно скорее, поскольку утечка – не только сложности с пуском двигателя, но и большая вероятность серьезной аварии – короткого замыкания, выхода из строя дорогостоящего оборудования, а то и возгорания.

Всякая ли утечка — плохо?

Утечкой тока называется незапланированный ток, протекающий в электроцепи. Идеальные значения утечки – нулевые, но это не значит, что любая цифра выше 0 — плохо.

Современные автомобили «напичканы» самыми разными приборами: сигнализация, часы, память ЭБУ (электронного блока управления) и многое другое подключено к сети и потребляет электрическую энергию, причем не время от времени, а постоянно. Например, когда авто не работает, начинают функционировать охранные системы. Значит, какая-то утрата электроэнергии, то есть утечка тока, приемлема, главное, чтобы значения не были выше нормы.

Такую норму можно представить как постоянную величину, то есть её можно высчитать, просуммировав потребление каждого элемента в бортовой сети. Представим, что охранная система берет максимум 20 мА, часы 1мА и т.д. Суммарная цифра может доходить до 80 мА (0,08А), но всё зависит от определённого авто.

Например, в легковых машинах к нормальной можно отнести утечку тока максимум в 40мА, если функционирует лишь штатная электроника. При установке дополнительных устройств допустимое значение увеличивается до 80. Сюда как раз относятся колонки, нештатная сигнализация и т.п.

После прочтения этой статьи вы сможете самостоятельно понять, как обстоят дела с вашим автомобилем.

Принцип подключения потребителей к бортовой сети авто

Электрическая схема подключения фар

Протекание электрического тока по проводнику возможно лишь в том случае, когда тем или иным образом замкнута электрическая цепь. То есть, в случае «штатного» расходования электроэнергии цепь: клемма АКБ «плюс» – потребитель – клемма «минус» должна не иметь разрывов. Конечно, это максимально упрощенная схема цепи. В автомобиле большинство потребителей подключается по более сложной схеме, в связи с чем неподготовленному человеку трудно разобраться в ней.

Для того, чтобы не вести поиск неисправности вслепую, возьмём для наглядности схему, представленную на рисунке выше.

Как видите, лампы и клемма 85 реле имеют общий «минус» – на авто он соединён зачастую с кузовом – «массой». Положительный же провод «разрывается» выключателем. При замыкании контактов выключателя ток проходит через катушку реле, подключенную к контактам 86 и 85. Катушка, благодаря электромагнитному полю, замыкает контакты 87 и 30 и ток проходит через лампы.

Перед проверкой утечки тока мультиметр ставят в режим амперметра

Практически все электроприборы автомобиля работают по схожей схеме – только, как правило, их цепи размыкаются ещё одним выключателем – замком зажигания, а в положительный провод «врезается» плавкий предохранитель. Реле и предохранители для удобства объединены в монтажный блок (или даже два).

Всё это говорится здесь для того, чтобы вы не растерялись при виде массы жгутов проводки и для того, чтобы, мысленно разделив множество объединённых цепей на небольшие схемы, вели поиск места утечки тока целенаправленно, ничего не пропуская. Естественно, что некоторые приборы объединены в общие сети, но, тем, не менее несложно представить их множество как один потребитель – но несколько «расширенный» в пространстве.

Причинами же утечки тока в автомобиле могут стать нежелательные «подключения» различных цепей либо друг к другу, либо к «массе» автомобиля из-за повреждённой изоляции проводов или из-за грязи, образующей «мостики» для тока.

Почему садится аккумулятор — основные причины утечки

Основной причиной повышенного разряда аккумуляторной батареи (АКБ) является неисправность электрооборудования. Причём неисправность может быть и неявной. Стартер с разбитыми подшипниками может крутить, но потреблять повышенный ток. Сильно разряженный аккумулятор просто не успевает пополнить энергию во время поездки, и после нескольких пусков батарея оказывается полностью разряженной.

Неисправная охранная система или музыкальный центр могут отлично справляться со своими обязанностями, но потреблять в несколько раз больше энергии, чем, как говорится, положено по штату. Особенно неприятна такая неисправность именно в системе охраны, работающей на стоянке длительное время.

Ну и самой серьёзной проблемой будет утечка тока. Если она относительно небольшая, скажем, пол-ампера, то во время поездки будет компенсироваться генератором. Но при выключенном зажигании проблема проявит себя по-настоящему — утром на стоянке запустить двигатель может не получиться.

Важно! Утечка тока есть практически в любом автомобиле, но это значение имеет свои нормы (см. раздел ниже), и если мы в эти нормы укладываемся, то всё в порядке.

Что вызывает утечку тока? Причин не очень много. К примеру, неудачная конструкция автомобиля. На некоторых старых моделях ВАЗ, в частности в ВАЗ 2110, ток утечки изначально велик. Недаром владельцы этого автомобиля на длительной стоянке скидывают наконечник с клеммы АКБ или устанавливают размыкатель массы и пользуются им.

Далее, износ электропроводки и оборудования. Если машина старенькая, то электрооборудование вроде работает, но даже в отключённом состоянии потребляет энергию. Колодки забиваются пылью, провода трескаются и промасливаются, изоляция перетирается.

Вызвать чрезмерную утечку может и нештатное оборудование, если оно установлено неспециалистом и непродуманно. К примеру, навигатор может продолжать вычислять своё место расположения, держа связь со спутниками даже при выключенном зажигании. Музыкальные центры, регистраторы и прочее подобное сервисное оборудование тоже могут работать некорректно, продолжая потребление энергии даже при выключенном зажигании и при отсутствии хозяина.

Причины возникновения

Причины возникновения этого явления могут быть различными. Для объяснения стоит разделить автомобили на старые и новые, а также учитывать комплектацию.

Устройства причины утечек авто

  1. На инжекторных автомобилях ВАЗ-2110 причиной могут стать различные датчики: датчик скорости, холостого хода, распределения топлива. Частой проблемой этих устройств являются трещины в корпусе или целостность внутренней схемы, что приводит к короткому замыканию.
  2. Классические модели ВАЗ-2107 не страдают от подобных проблем с датчиками, но общая электрическая схема подключения на подобных машинах сильно капризная. Первой причиной становится стартер. Его втягивающее реле не отходит и не до конца размыкает контакты. Также часто в цепь подключают устройства большой мощности, тянуть которые слабый генератор просто не в состоянии.
  3. На совершенно новых авто, утечка тока может возникнуть по причине неправильного монтажа оборудования. Подключение дополнительных габаритных огней, усилителей, подсветки, стереосистемы выполняется без разделения. Часто эти системы подключают в дополнение к штатным, что является неправильным.
  4. Старые машины страдают от утечки напряжения за счет плавленой проводки, соединений проводов без изоляции, неисправностей в оборудовании.
  5. Кроме неправильного подключения оборудования и неисправностей в нем, причиной может стать короткое замыкание: прямое или непроизвольное. Прямое определяется практически сразу. При нем пробивает предохранитель. Непроизвольное происходит нечастыми касаниями «+» жилы к массе во время движения или после простоя автомобиля в сырую погоду на улице.

Утечка тока серьезная проблема, при которой в первую очередь страдает АКБ.

Нештатные устройства – первопричина утечки тока

Часто причиной утечки является дополнительное оборудование, которое было установлено производителем автомобиля или самим владельцем. С каждым годом количество различных электрических приборов в автомобилях растет. На это стоит обратить особое внимание. Первым делом смотрят на нештатное оборудование. Например, это может быть телевизор, сигнализация, усилитель, сабвуфер или еще что-нибудь. Автомобильные провода надежно защищены, а короткие замыкания возможны только в результате серьезных повреждений. К примеру, после ДТП могут разрушаться кожухи.

как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром

А что касается проводки не штатно установленного оборудования, то она часто укладывается кое-как и в любые удобные места, которые кажутся подходящими при первом беглом осмотре. К прокладыванию проводов нужно отнестись с особым вниманием. В таких шнурах часто и случаются КЗ. Это самая популярная причина всех утечек тока. Например, проложенные автолюбителем самостоятельно провода могли оказаться очень близко к горячим деталями двигателя, расплавиться, либо перетереться. И первое, и второе повреждение ведет к короткому замыканию.

Норма утечки тока в аккумуляторе автомобиля в режиме покоя

В первую очередь, ток в режиме покоя идет внутри батареи. Это явление называется саморазрядом, и нормальным считается ток около 1% от емкости АКБ – если аккумулятор отключен. Также во время стоянки с выключенным двигателем энергию потребляют и другие нагрузки, поэтому допустимым считается 4%..5% от емкости АКБ. Так, для АКБ емкостью 55 А*ч нормальным будет считаться ток в 0,270 А (270 мА). Несложно посчитать, что при такой утечке АКБ полностью разрядится за 40-50 дней стоянки (если не снять клемму с аккумулятора, в этом случае будет присутствовать только саморазряд).

Утечка может увеличиться, если подкапотное пространство загрязнено – грязь между клеммами может иметь небольшую электропроводность и дать еще несколько процентов к паразитному току. Следует понимать, что понятие нормальной утечки не прописано в технической документации, и может для разной конфигурации схемы электроснабжения быть разным. Основной критерий – чтобы автомобиль можно было завести после стоянки обычной длительности. Если не предполагается использование авто в течение долгого срока, лучше снять АКБ или отключить одну из клемм.

Как пользоваться калькулятором подсчета тока утечки

Для того, чтобы подсчитать какой должна быть допустимая утечка, необходимо:

  1. Отметить галочками, какие у вас имеются стандартные потребители. Заметьте, что тюнинг мультимедийной и аудио систем, так же как и систем автономного управления двигателя не учитывается, поскольку не существует единого значения потребления тока.
  2. Указать емкость установленной батареи.
  3. Выбрать относительный возраст АКБ (от него будет зависеть саморазряд, поскольку кроме спровоцированного и эксплуатационного разряда существует еще электролитный и естественный).
  4. По нажатию кнопки «Рассчитать» – в поле «Допустимый ток утечки» вы получите результат допускаемого тока покоя.

Нормальный ток утечки

После выключения зажигания потребление тока должно либо прекратиться совсем, либо быть минимальным, и его значение можно вообще не брать во внимание. Современные автомобили бизнес-класса легко могут простоять с осени до весны, и запустится с пол оборота. Чего не скажешь о других бюджетных иномарках. Они наоборот — страдают от излишнего тока покоя. Он способен разрядить аккумулятор не то что за месяц, а буквально за неделю (иногда даже за сутки).

Пошаговая инструкция по проверке и измерению тока утечки

Итак, попробуем измерить ток утечки на своём автомобиле. Для этого нам понадобится мультиметр (тестер), способный измерять постоянные токи до 2–3 А. Вполне подойдёт самая распространённая и недорогая китайская модель стоимостью 300 рублей.

Как найти утечку тока в автомобиле или почему разряжается аккумулятор?

Измерять, естественно, будем при выключенном зажигании, ключ из замка вынут. Снимаем один из наконечников с клеммы на аккумуляторе. В интернете идёт нескончаемый бой диванных специалистов: одни утверждают, что необходимо снимать наконечник исключительно с отрицательной клеммы, другие — только с положительной. Иначе «Всё пропало, шеф, клиент уезжает, гипс снимают». На самом деле любой, кто хоть немного знаком с электротехникой, скажет, что нет абсолютно никакой разницы. С какой клеммы удобнее сдернуть наконечник, с той и сдёргиваем.

Устанавливаем мультиметр в режим измерения постоянного тока на максимальный предел. В нашем случае (фото выше) это 10 А, но всё зависит от типа прибора. Главное, чтобы он не был ниже 1–2 А. В противном случае велика вероятность повреждения мультиметра. Подключаем один щуп измерительного прибора к клемме аккумулятора, другой — к снятому наконечнику.

измерение тока утечки

В момент подключения ток увеличивается — бортовой компьютер инициализируется, подключает то или иное оборудование. Через 10–20 секунд всё встанет на свои места, машина «заснёт» и можно определить ток утечки по показанию амперметра.

Важно! В некоторых марках автомобилей в момент подключения АКБ ток на короткое время может превысить предел измерения мультиметра. Поэтому стоит снять наконечник, установить временную перемычку между наконечником и клеммой, подключить прибор и снять перемычку. Это спасёт прибор от перегрузки.

Ток покоя слишком велик? Попробуем отыскать проблему. Открываем щиток предохранителей. Не отключая амперметра, по одному выдёргиваем предохранители и контролируем изменение тока. Линия потери тока найдена? Сначала на аварийной линии проверяем концевики и патроны ламп.

Дальше смотрим на нештатное оборудование. Оно может быть подключено как угодно, вплоть до напрямую. Отключаем физически все левые навигаторы, регистраторы, плееры, питатели внешних гаджетов. Если ток утечки всё равно слишком большой, то стоит взяться за проводку.

Допустимые нормы

Утечку мы замерили, но какой ток утечки в автомобиле можно считать нормальным? Ведь, как мы выяснили, он всё равно присутствует. Энергию круглосуточно потребляет множество узлов современного автомобиля. Каким он должен быть? В зависимости от марки и модификации автомобиля допустимый ток утечки может сильно колебаться, но он не дожжен превышать 80 мА . Если ток, каким бы он ни был, не превышает эту величину, то можно с уверенностью сказать, что ток утечки нормальный, автомобиль исправен.

Как избежать утечек тока в электросети автомобиля

Проблемы с электрической сетью автомобиля очень сложные, поэтому лучше минимизировать вероятность их возникновения. Для этого рекомендуется соблюдать несколько простых правил:


Следите за чистотой, как в самом автомобиле, так и в местах электрических соединений. Особенно важно, чтобы чистыми оставались клеммы и контакты;

Соблюдая эти простые правила, можно избежать возникновения проблем с проводкой, поиск и решение которых может затребовать немало усилий и средств.

(145 голос., средний: 4,51 из 5)

Похожие записи
Причины повышенного расхода масла в двигателе
Как промыть и очистить радиатор автомобиля самостоятельно

Где искать проблемы с проводкой

В принципе, штатная проводка была спроектирована и проложена специалистами. Если не было особых аварий с автомобилем, то повреждение её маловероятно. Другое дело с «левыми» проводами. Мы (или кустарные умники) могли проложить провода где угодно. Эти провода могут греться, перетираться. Они могут не иметь надлежащей защиты (толщина и тип изоляции). Как найти утечку тока в таких проводах? Только методом исключения, больше никак. Поочерёдно отключаем «левые» провода и смотрим на амперметр. В более тяжёлом случае могут подвести и штатные провода. Действуем так же: отключаем и смотрим на амперметр.

Нормальное значение тока бортовой сети

Как упоминалось выше, некоторые приборы автомобиля работают постоянно и не зависят от включенного зажигания. Конечно при этом расходуется определенное количество энергии, однако эти цифры ничтожно малы по сравнению с емкостью АКБ. Обычно они не превышают 20-80 мА – для разряда штатного аккумулятора легковой машины такой ток формируется от одного до четырех месяцев. Немного выше могут быть значения токопотери у новых иномарок с постоянно работающими подсистемами бортового компьютера, однако даже они редко превышают 100 мА.

Важно помнить о том, что у любой батареи есть естественный саморазряд, который протекает интенсивно и зависит, как от возраста так и степени износа деталей. Нужно своевременно проверить утечку аккумулятора мультиметром и позаботиться об обслуживании или замене АКБ в машине на новое. Раз в сезон это делать достаточно.

Инструкция: как в автомобиле найти, проверить и определить утечку тока:

Первое, с чего нужно начинать поиск утечек – анализ комплектации и технического состояния электрооборудования, после этого её можно замерить. Проблемы, которые водитель принимает за утечку тока в автомобиле возникают, когда закислен аккумулятор, произошла сульфатизация его пластин. Когда за ночь он сильно разряжается, а утром с трудом заводится, энергию могут забирать паразитные токи, которые образовались на автомобиле.

Нужно измерить ток в машине. Если все элементы электрооборудования правильно подключены и технически исправны, но есть перебои в работе стартера автомобиля, не исправно работают свечи зажигания, не поступает ток, значит на каких-то участках есть его утечки. Убедившись, что электроника в автомобиле исправна, осмотрите все заизолированные соединения в подкапотном пространстве, проверить правильность подключения оборудования, особенно внештатного – мультиметром (смотрите видео).

Нарушения изоляции на автомобиле устраняют, соблюдая правила электробезопасности. Теперь определите, где удалось локализовать утечку и насколько велика.

Допустимые нормы потребления токов от АКБ

В автомобилях имеется несколько постоянных потребителей электрической энергии. Это могут быть часы, энергозависимая память ЭБУ, сигнализация и другие устройства. Все они питаются постоянно, так как не рекомендуется постоянно стирать память управляющего компьютера. В противном случае блок начнет процесс переобучения, а система сигнализации начинает работу только в тот момент, когда машина стоит, и двигатель не работает.

как проверить утечку тока в автомобиле тестером

Из этого можно сделать вывод, что если машина потребляет ток в момент стоянки, то это вполне нормально. Но должна быть некая величина, которую можно посчитать, если просуммировать каждый потребитель. Например, сигнализации необходимо около 20 мА, памяти часов в автомобиле – не более 1 мА. Сумма потребителей и общее потребление может колебаться в пределах 50-80 мА. Это небольшой уровень, ведь одна включенная фара требует около 500 мА. Разрядить современный аккумулятор такими небольшими утечками просто нельзя даже в морозную зиму. Если же средняя величина потребления существенно выше, значит, есть утечка тока в автомобиле. Как проверить? Сделать это можно мультиметром. А если его нет под рукой, есть и другие эффективные способы. Но какой бы способ не использовался, важно найти и устранить эту утечку.

Датчик коленвала

Важный элемент – без него машина вообще не запустится, или ехать на ней вы не сможете. Если визуально он кажется исправным, возьмитесь за мультиметр. Подключите прибор к датчику и измерьте сопротивление. Норма, как правило, от 550 до 750 Ом. Но обязательно проверьте, актуальны ли эти цифры для автомобиля, который вы смотрите.

Часто задаваемые вопросы

Какой нормальный ток утечки в автомобиле?

Утечка тока есть практически в каждом автомобиле, а норма будет зависеть от количества дополнительно установленной электроники, которая может потреблять энергию даже в режиме ожидания, а также особенности питания бортсети. Поэтому 0.05 Ампер – это норма для современного автомобиля. А в некоторых случаях даже 70 мА тоже допустимо.

Какой ток утечки через сигнализацию?

В рабочем режиме охранное устройство потребляет до 200 мА тока зависимо от ее сложности, количества датчиков и способа подключения. Ток утечки через сигнализацию – 20-30 мА это нормально, главное, чтобы к такому показателю потребление уменьшалось спустя 5-10 минут после ее включения. Проблемными ее местами считают концевики дверей капота и багажника, а также модуль связи (появляются окислы на плате).

Какой ток утечки через магнитолу?

На автомобиле с правильно подключённой 1 din магнитолой утечка не превышает 0.01A или 0.02А если стоит 2 din. Основная проблема заключается в подключении провода питания (красного) и провода отвечающего за сохранения настроек (желтого в одну скрутку) и прямо на АКБ. Постоянное питание должен получать лишь жёлтый провод «памяти». Также ток утечки через магнитолу, как и в случае с сигнализацией, при полном выключении зажигания, должен снижаться после 10 минут покоя.

Как измерить ток утечки?

Измерить ток утечки можно мультиметром либо токовыми клещами (позволяет измерять ток утечки безконтактно) поставив перед этим сигнализацию автомобиля в охрану и выждав 10-15 минут так как есть ЭБУ которые уходят в спящий режим не сразу.

Чтобы измерить ток утечки мультиметром необходимо последовательно подключится в цепь питания бортсети, перед минусовой клеммой на АКБ. Сначала нужно выставить на включенном тестере режим измерения постоянного тока 10А. Затем, скинув клемму «минус» с отрицательной клеммы на аккумуляторе, подключите один его щуп на минусовую клемму автомобиля, а вторым (красным) на минусовую клемму аккумуляторной батареи. На циферблате отобразится утечка тока.

При измерении тока утечки клещами на приборе нужно выставить измерение силы постоянного тока, а измеряемый проводник, может быть, как вся скрутка, идущая к минусовой клемме аккумуляторной батарее, так и от отдельных потребителей, помещается в кольцо клещей предварительно выключив зажигание полностью. На табло можно будет сразу увидеть потребление тока электроники авто в состоянии покоя.

Что делать, если проводка в порядке

Если проводка в порядке, то проблема явно в оборудовании. Тут вариант только один — отключаем, проверяем. Но чаще всего проблема кроется в нештатных устройствах. Штатное оборудование в современных автомобилях сделано по уму и достаточно надёжно. Поэтому прежде всего проверяем всё «левое» железо, а потом, увы, родное.

Важно! Саморазряд аккумулятора бывает вызван загрязнением его клемм. Кислота, выделяющаяся в процессе работы, может покрыть поверхность батареи и вызвать утечку тока.

Вот мы и выяснили, почему аккумулятор в автомобиле разряжается сам по себе. Теперь мы сможем самостоятельно найти причину проблемы и при необходимости её устранить.

Спасибо, помогло! 4

Как и чем можно зарядить аккумулятор автомобиля если нет зарядника

Полная инструкция по проверке аккумулятора автомобиля мультиметром

Проблемы с зарядкой аккумулятора и генератором на ВАЗ 2106-2107 — лампа горит, но зарядка есть

Нет зарядки аккумулятора ВАЗ 2110 инжектор: причины и способы их устранения

О чем говорят разные цвета индикатора на аккумуляторе: обозначение и неполадки

Какой инструмент подготовить для проверки

Основной инструмент для поиска утечек – амперметр. Очень удобно использовать мультиметр с клещами постоянного тока – они позволяют делать замеры без отключения проводов. К тому же их действие основано на эффекте Холла, который позволяет различать направление тока, что бывает критически важно при обнаружении утечек.

Если их нет, можно применять и обычный тестер в режиме амперметра, но здесь понадобится еще и инструмент для отсоединения и присоединения проводов, и вся процедура будет гораздо более трудоемкой.

Устранение

Начинать поиск утечки напряжения необходимо с тех приборов, которые были подключены в цепь сравнительно недавно. Например, если был подключена сигнализация или стереосистема, их нужно отключить полностью, разъединив провода питания. После разъединения нужно снова произвести замер мультиметром. Если проблема не выявлена, нужно продолжить поиск.

Генератор и стартер

Это основные источники потребления напряжения. Именно эти устройства могут потреблять ток при отключенном замке зажигания.

  1. Для проверки стартера необходимо завести двигатель или просто прокрутить механизм, сделать замер.
  2. Если проблема не решена, полностью отсоединить электрическое питание от механизма.

Отключить стартер от электроцепи

У стартеров часто заедает или заполняется медной стружкой втягивающее реле. Касание одного контакта может значительно повысить утечку, так как потребление требуется для всей обмотки устройства. На старых моделях «Жигулей», это особенно актуально, так как «+» провод от аккумулятора напрямую подключен к стартеру.

Отключить генератор от электроцепи

Генератор также имеет обмотку из провода. Поэтому является большим потребителем энергии. Для проверки необходимо отключить все провода, которые не подключены на корпус прибора. Далее провести проверку на утечку.

Датчики

Различного типа датчики проверяются мультиметром на короткое замыкание с корпусом. Перед подобным тестом необходимо по очереди разъединить все контактные клеммы датчиков и снова провести замер утечки. Если проблема пропала, значит на корпус «коротил» один из отсоединенных элементов. Для этого испытания, мультиметр необходимо перевести в режим прозвонки со звуковым оповещением. Измерить КЗ очень просто:

  1. Красный контрольный щуп соединяется поочередно с каждым контактом в разъеме.
  2. При этом черный щуп постоянно соединен с «массой» автомобиля.

Проверка КЗ корпус

На работоспособность датчиков укажет отсутствие звукового сигнала тестера. Если один из элементов не прошел проверку, его можно считать неисправным и заменить.

Определить утечку тока в старых или «аварийных» машинах можно по местам обрывов проводки. Эти места должны быть хорошо заизолированы. Отсутствие изоляции приведет к замыканию на корпус. Также стоит проверить общую изоляцию проводки. Найденные трещины, оплывы, нагар должны быть устранены. Подобные повреждения приводят к утечке напряжения в сырую погоду. Определить их очень тяжело, если двигатель был ранее прогрет.

Кислородный датчик

avto

Определяет, остался ли кислород в выхлопных газах. Перед замерами также осмотрите его – возможно, он поврежден и мультиметр вообще не понадобится. Тогда элемент нужно просто заменить.

Если все в порядке, измерьте, как с датчиком ABS, напряжение и сопротивление. Алгоритм тот же. Заводите машину и наблюдайте за прибором. После пуска на экране высветятся цифры 0,1-02, вольта. Машина прогреется – прибор покажет до 0,9 вольт. Не заметили, что показатель изменился – датчик, скорее всего, неисправен.

Если проверка напряжения прошла успешно, узнайте показатели сопротивления. Норма колеблется от 10 до 40 Ом.

Самостоятельная диагностика мультиметром

Есть две типовых причины, по которым аккумуляторная батарея в автомобиле разряжается очень интенсивно.

проверить ток утечки аккумуляторе автомобиля

Это несанкционированный потребитель либо же замыкание в бортовой сети автомобиля. Давайте рассмотрим, как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром. С помощью этого способа можно легко обнаружить постоянно работающий потребитель, который постоянно потребляет ток и разряжает батарею. Для диагностики прибор переводят в режим амперметра. Не стоит забывать, что в сети автомобиля ток постоянный. Диапазон измерений должен составлять до 10 А. Прежде чем начать измерения, необходимо правильно подключить тестер, а потребители лучше отключить. Нормой считается от 15 до 70 мА.

Замер аккумулятора

Кроме двух перечисленных причин (слабый заряд и чрезмерное потребление) бывает и третья – потеря емкости аккумулятором (объема бассейна недостаточно для обеспечения водой всех потребителей). Этот процесс естественен и необратим, его можно замедлить правильной эксплуатацией аккумулятора и ускорить неграмотной, но рано или поздно всем батареям приходит конец.

Проверить состояние АКБ можно во время зарядки от внешнего ЗУ. Полностью разряженная, но исправная батарея емкостью от 55 А*ч будет запасать энергию от зарядника в режиме стабилизированного напряжения как минимум несколько часов. Если весь процесс стал занимать гораздо меньшее время (иногда хватает и часа), это означает потерю аккумулятором емкости. Его пора менять.

Можно произвести точный замер фактической емкости АКБ методом контрольного разряда. Для этого надо полностью зарядить батарею и собрать несложную схему из аккумулятора, измерительных приборов и нагрузки, в качестве которой удобно применять автомобильные лампы на 12 вольт. Можно включить одну лампу, можно несколько параллельно. Чем больше общая мощность ламп, тем быстрее разрядится батарея.

Чтобы разрядить аккумулятор с фактической остаточной емкостью, например, 24 А*ч (около половины), понадобится ток в 1 А и лампа мощностью около 12 ватт. Исходя из этого и желательной скорости разряда, можно выбрать мощность нагрузки. Окончание разряда можно определить по погасанию лампочек и измерением напряжения тестером – полным разрядом считается выходной уровень АКБ 10,8 вольт (все, что ниже – глубокий разряд, сокращающий ресурс аккумулятора). Умножением времени разряда на ток (он вычисляется, как мощность всех ламп, деленная на 12 вольт), можно узнать фактическую емкость АКБ.

Даже если нагрузочные лампы погасли, процесс разряда все равно идет. Надо следить, чтобы АКБ не ушла в режим глубокого разряда (ниже 10,8 вольт) – можно вывести батарею из строя.

Заключение

Электрическая цепь автомобилей является замкнутой. У нее один источник питания. Перегружать этот источник нельзя, так как это скажется на работе других устройств. Измерить допустимый и чрезмерный ток утечки достаточно просто. Это можно сделать самостоятельно. Но подключить дополнительные устройства намного сложнее. Для этого нужно обращаться автоэлектрикам. Эти услуги лучше доверять проверенным компаниям со специалистами высокого класса. От их работы будет во многом зависеть дальнейшая эксплуатация автомобиля без возникновения проблем с электрикой.

Предохранители

Особняком стоят сигналка и «музыка». Нужно ли «копаться» дальше — решайте сами. Если устранить утечку тока своими силами не позволяет квалификация и опыт, лучше отправиться на сервис. Теперь даже нечистый на руку сервисмен не сможет вас одурачить, ведь причина утечки вам уже известна.

Рекомендуем посмотреть:

Как померять ток утечки в авто

Как померять ток утечки в авто

Как проверить ток утечки аккумулятора мультиметром

Как проверить ток утечки аккумулятора мультиметром

Саморазряд АКБ

Протечка, это и причина и следствие саморазряда АКБ — процесс может быть как:

  1. Спровоцированный саморазряд. Вызывается токопотерей вследствие короткого замыкания, неправильного подключения оборудования или его неисправностей.
  2. Эксплуатационный. Вызывается внешним замыканием клемм АКБ через слои загрязнений на корпусе (пыль, грязь, технические жидкости).
  3. Электролитный. Вызывается внутренним замыканием клемм АКБ через осевшие на дно продукты химических реакций («шлам» – частицы окисленного свинца).
  4. Естественный. Деградация пластин и электролита АКБ при длительном простое или в процессе эксплуатации.

Критичным значением саморазряда называется потеря более 2,5% емкости за сутки простоя. В норме аккумулятор за этот период должен терять не больше 0,5-1%.

Особенности подключения устройства

Перед тем как проверить утечку тока в автомобиле тестером, необходимо знать особенности подключения. Зачастую, тестер подключают в разрывы цепи. Чтобы создать обрыв, нужно снять с “+” аккумулятора провод, а затем снова замкнуть эту цепь проводом от прибора к клемме, а вторым концом мультиметра – к клемме аккумулятора.

проверить ток утечки на аккумуляторе автомобиля мультиметром

Важное замечание. Не стоит включать тестер в сеть, подсоединив его к плюсу и минусу аккумулятора. Это станет причиной короткого замыкания, и в измерительном приборе сгорит предохранитель. Если все сделано правильно, тогда на экране измерительного устройства появится число. Это ток, который потребляют постоянно подключенные приборы. Если цифра превышает норму, тогда утечка есть. Нужно проверить место, где имеется пробой. Как далее проверить ток утечки на аккумуляторе автомобиля мультиметром? Затем по очереди вытягивают предохранители. Это делается для размыкания цепей. Когда показатели тока придут в норму, значит, найдена проблемная цепь. Дальше необходимо заняться ремонтом или заменой устройства в цепи.

А при чем тут работа генератора

Генератор отвечает за восполнение заряда АКБ и в норме должен удерживать ток на одном уровне и сам может создавать проблемы. Во-первых, при недостаточной мощности или технической поломке, из-за недостаточного натяжения приводного ремня, генератор не может выдавать нужное напряжение. Его неисправность сказывается на стабильности работы бортовой электрики. Во-вторых, избыточное напряжение, созданное генератором, может ускорить износ других элементов электрооборудования, включая АКБ.

При пробое диодного моста генератора и замыкании его обмоток он сам может превратиться из источника электричества в потребитель и способствует еще большим протечкам и после того, как аккумулятор отдаст весь заряд, автомобиль потеряет работоспособность.

Электрооборудование, это одна из базовых систем автомобиля, от исправной и стабильной работы которой во много зависит удобство и безопасность всех систем.

Протечки в бортовой электросети автомобилей, это одна из самых распространенных проблем. Их нельзя игнорировать, ведь со временем это может привести к серьезным поломкам.

Вовремя проводите диагностику электрооборудования на своей машине.

Вместо послесловия

При покупке машины с пробегом полезно знать, как найти утечку тока и понять ее причину. Берите мультиметр на осмотр машины – спасете себя от неприятных сюрпризов, вроде внезапно севшего аккумулятора, скачков напряжения или сгоревшей проводки.

Проверка электрики авто с пробегом

С той же целью проверяйте историю автомобиля. Сделать это можно прямо во время беседы с продавцом. Удобно воспользоваться сервисом «Автокод» – промониторите информацию сразу в 13 источниках: ГИБДД, РСА, ЕАИСТО, банках, налоговой и других службах. Проверка займет 5 минут.

После вы узнаете реальный пробег, количество владельцев, историю штрафов, а также информацию об угоне, участии в ДТП, ограничениях на регистрацию авто и многое другое. Будьте бдительны!

Если вы профессиональный продавец авто, воспользуйтесь сервисом безлимитных проверок авто «Автокод Профи» . «Автокод Профи» позволяет оперативно проверять большое количество машин, добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде.

Полностью изучив онлайн-отчет, все же стоит внимательно приглядеться к техническим нюансам авто при покупке. А если вы не уверены в своих знаниях или выехать на осмотр не предоставляется возможности, закажите услугу выездной проверки. Мастер проведет диагностику за вас и сделает подробное заключение с профессиональной точки зрения.

Если с историей и технической частью все будет в порядке и вы решитесь на покупку, перед заключением договора купли-продажи проверьте владельца авто через специальный сервис. Проверка покажет, есть ли у продавца проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Если обнаружатся серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться. Посмотреть пример отчета

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий