Типы и предназначение дорожных барьерных ограждений
Современные трассы оснащают специальной защитной оградой. Являясь своеобразной границей между обочиной проезжей части и транспортным потоком, эта металлическая конструкция сокращает количество происшествий на дорогах. Существуют различные виды защитных конструкций. Установка и использование дорожных ограждений контролируется государственными учреждениями.
Дорожные барьерные заграждения предназначены для обеспечения безопасности дорожного движения
Дорожные ограждения – их размеры и параметры
Дорожные ограждения являются очень важной составляющей дорожных покрытий и магистралей. Среди основных функций ограждений отмечают направление траектории движения транспортных средств, а также в качестве дополнительного фактора, позволяющего смягчить последствия от вероятной аварии.
Кроме того, дорожные ограждения препятствуют опрокидывания транспорта за пределы дороги.
Вся информация, касающаяся параметров, размеров и характеристик дорожных ограждений, указана в соответствующем нормативном документе – ГОСТ 26804.
Какие бывают дорожные ограждения?
Повышенная аварийность на дорогах страны вынуждает власти регионов и городов разрабатывать и вводить в действие комплекс мер, направленных по поддержание и обеспечение безопасности. Один из пунктов программы – ограждение барьерное дорожное, которое нужно устанавливать на всех магистралях, мостовых переездах и тому подобных местах.
Мостовые и дорожные металлические барьерные ограждения
Автомобильный транспорт сейчас неизменно развивается, и количество машин на трассах постоянно увеличивается. Для того чтобы разделить потоки, часто используется установка дорожного барьерного ограждения. Эта мера позволяет также разграничить трассу и обочину, выделить мостовые сооружения, обозначить опасные зоны на магистралях. Кроме того, снижается вероятность лобового столкновения при аварии.
Отбойники на дорогах предназначены для повышения безопасности при вождении машины на трассе
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Технологическая карта разработана на основе применения методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проектов производства работ и организации труда на строительных объектах. Карта предусматривает устройство в смену 120 м барьерного ограждения из стального бруса на металлических столбах из двутавров (рис. 1) на насыпях высотой более 3 м в соответствии с типовым проектом 503-0-17 "Элементы ограждений автомобильных дорог", разработанным ГПИ "Союздорпроект" Минтрансстроя СССР.
Во всех случаях применения технологическую карту необходимо привязывать к местным условиям производства работ.
Барьерное ограждение – безопасность на дорогах
Ограждения на дорогах стали использовать давно. Их конструкции с годами менялись, но не менялось одно – это назначение данных изделий, которое заключалось в том, чтобы не дать автомобилям возможности самопроизвольно покидать свою полосу движения и не сталкиваться между собой и с другими объектами. Поэтому данным дорожным элементам всегда предъявлялись определенные жесткие требования. И здесь необходимо отметить, что барьерное ограждение — ГОСТ Р 52289 2004 – это на сегодняшний день самое надежное заградительное сооружение на дорогах.
Дорожные ограждения: их назначение и характеристика
К функциям, которые должны выполнять дорожные ограждения, относятся:
- разделение движения – как правило, используется в качестве постоянной меры для разделения потоков пешеходных и транспортных направлений;
- перенаправление движения – необходимо в случае проведения ремонтных работ как временная мера, поэтому используются пластиковые конструкции с красно-белым окрашиванием;
- обеспечение безопасности движения на дорогах – барьер принимает на себя удар и частично гасит его, благодаря чему повышаются шансы на то, что автомобиль не окажется в кювете.
Так как конструкция ограждения барьерного типа должна быть максимально долговечной, необходимо заранее принять меры по обеспечению ее надежности. Для этого в его изготовлении используются материалы с высокой прочностью и устойчивостью к перепадам температур в диапазоне от -30º до +40ºС.
Степень жёсткости отбойника
Различные способы производства парапетов предполагают варианты, зависящие от тех условий, в которых они будут применяться. Если территория установки ограничена, то оптимальным станет изготовление стационарного твёрдого сооружения. Когда места достаточно, можно смонтировать эластичную систему.
В первом случае имеется в виду бетонное или металлическое оградительное сооружение для автомобильной дороги. Пересечение линий передвижения транспортных средств полностью исключается. Обычно так поступают на участках, где высокий трафик и скорости встречных потоков большие.
Так, можно разделить полосы, где организовано двустороннее движение, чтобы при создании аварийной обстановки проблема ограничивалась в единственном направлении. Это поможет снизить количество предполагаемых жертв и повреждений. Нередко подобным способом разграничиваются потоки автомобилей, движущихся по мостам или горным дорогам, что позволяет предотвратить падение машины с высоты.
Наиболее прочным считается бетонный отбойник
Однако жёсткие заслоны имеют существенный недостаток. В силу своей конструкции они наносят травмы человеку, попавшему в аварию. Поэтому целью разработчиков подобных строений является изобретение амортизирующих шоссейных и мостовых барьерных ограждений. С их помощью остановка автомобиля происходит не моментально, что может спасти жизнь водителю и пассажирам, а также снизить ущерб от повреждения транспортного средства.
Чаще всего на автомагистралях встречаются разделительные сооружения из волнистого металлического профиля. Есть и конструкции из пластика с различным наполнением. Основная задача таких систем безопасности — удержание машины на дороге и снижение скорости движения. Тем самым водителю предоставляется возможность вернуть контроль над управлением автомобилем.
В этом видео вы узнаете как производятся отбойники для дороги:
Особенности использования ограды
Правила эксплуатации ограждения для дорог прописаны в ГОСТе. Документ состоит из нескольких частей. В первой указаны общие требования в отношении установки дорожных знаков и дорожного ограждения на территории с повышенной аварийностью. Вторая часть содержит положения и условия, при которых допустимо использование защитной конструкции. Вот некоторые из этих положений:
- Установка ограждения с бетонированием обочины возможна, если дано специальное разрешение. Особенно это важно, когда речь идёт о заповедной территории.
- Любое мостовое сооружение должно защищать от опасностей как транспорт, так и обычных пешеходов.
- Во время установки конструкции допустимо использование вспомогательных опорных столбов, которые не являются частью дорожной ограды.
В этом видео вы увидите испытания дорожных отбойников:
Классификация основных параметров и размеров по назначению ограждения
Классификация дорожных ограждения включает в себя разделение по типу материала, используемого при изготовлении, а также предназначению и общему виду.
Что касается назначения, то дорожные ограждения подразделяются на несколько групп:
- 11ДО —дорожное ограждение одностороннего типа. Данный тип ограждений устанавливается на обочинах дорожных покрытий.
- 11ДД —дорожное ограждение двустороннего типа.
В свою очередь, ограждения этих двух видов включают в себя определенные участки:
- Начальная часть ограждения дорог, которая устанавливается в начале дорожных полос. Данные участки обозначаются 11ДО-Н и 11ДД-Н.
- Участки ограждений дорог с шагом стоек S, которые обозначаются 11ДО-S и 11ДД-S.
- Переходные участки, обозначающиеся 11ДД-SП.
- Конечные участки ограждений дорог, устанавливаемые в конечной части дорожных покрытий. Такие участки обозначаются 11ДО-К.
Ограждения 11 МО, а также ограждения 11 МД
Первая группа представляет собой мостовые ограждения одностороннего типа, которые устанавливаются на мостах. Группа 11МД подразумевает ограждения дорог двустороннего вида.
Данные группы включают в себя только два рабочих вида —это 11МО-S и 11МД-S. Что касается установки на цоколе, то используются ограждающие стойки, обозначаемые 11МО-SЦ.
II. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
Барьерные ограждения устанавливают после устройства покрытия дороги, укрепления обочин, выполнения работ по планировке и укреплению откосов насыпи. Недостаточное уплотнение грунта обочин и откосов насыпи может привести к неравномерным осадкам и разрушению барьерного ограждения.
Элементы стального ограждения доставляют к месту установки автомобилями. Столбы выгружают вдоль участка работ, а монтаж брусьев ведут "с колес".
До начала работ по устройству барьерного ограждения восстанавливают проектную линию бровки земляного полотна и отмечают ее колышками через 15-20 м на прямых участках или участках кривых больших радиусов и через 10 м на участках кривых малых радиусов. На колышки выносят проектные отметки бровки.
Рис. 1. Схема расположения барьерного ограждения из стального бруса на насыпи высотой более 3 м:
1—линия бровки земляного полотна; 2—обочина; 3—кромка покрытия дороги; 4—первый столб начального участка; 5—брус начального участка; б—последний столб концевого и среднего участков; -7—брус среднего ‘участка; 8—первый столб среднего участка
При устройстве барьерного ограждения выполняют бурение ям, установку столбов, монтаж брусьев, окраску барьерного ограждения (рис. 2).
Рис. 2. Технологическая схема устройства барьерного ограждения:
1—линия бровки; 2—кромка покрытия: 3—бурильно-крановая машина; 4—колышки разбивки; 5—ямы под столбы; 6—передвижной деревянный щит для бетона; 7—столб; 8—брус ограждения; 9—маркировочная машина; 10—выгруженные столбы; 11—автомобиль с брусьями
2. КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛОВИЙ ДВИЖЕНИЯ
Характеристики участков дороги с мостовым сооружением с различными условиями движения фактически являются расшифровкой требований табл. 10 и 46 СНиП 2.05.02-85 ( табл. 1 ).
Условия движения на мостовом сооружении
затрудненные
I (шесть полос и более)
I (четыре полосы)
Изменение одного из трех параметров ведет к изменению условий движения.
α – продольный уклон на мосту и подходах;
R – радиус кривой в плане мостового сооружения,
N – уровень загрузки участка дороги.
Для мостовых сооружений (МС) длиной свыше 200 м класс условий движения повышается, для малых мостов (длина до 25 м) – понижается.
1. Условия движения на МС длиной свыше 200 м, располагающемся на участке дороги с легкими или затрудненными условиями движения, следует принимать как затрудненные или тяжелые соответственно.
2. Условия движения на МС длиной до 25 м, располагающемся па участке дороги с затрудненными или опасными условиями движения, следует принимать как легкие или затрудненные соответственно.
Классификация барьерных ограждений
Дорожная трасса охватывает разные местности. На проезжей части могут присутствовать рельефные неровности. Известно несколько типов дорожного ограждения. Барьерные конструкции различаются между собой по внешнему виду, способу использования и производственному материалу. Внешний вид определяет местопребывание сооружений. Некоторые из них используются только на участках государственного значения. На сегодняшний день в ГОСТе закреплены следующие разновидности защитных оград:
- Заборные. Железобетонные конструкции. По внешнему виду напоминают небольшой оградительный забор.
- Балочные. Металлические балки крепят на опорные столбы.
Железобетонный отбойник обладает высокой прочностью и обеспечивает
дополнительную безопасность дорожного движения
Характеристики изделий
Для каждого отдельного случая имеется предназначенная для этого конструкция. В настоящее время есть такие типы бордюров:
- 11ДО — одностороннее металлическое барьерное ограждение автомобильной дороги, отделяющее её край. Оно предназначено для предотвращения съезда транспорта с полотна и изоляции объектов, находящихся рядом с проезжей частью. Расположение продольных балок предусмотрено с одной стороны.
- 11ДД — двухсторонняя перегородка. Такое изделие разбивает встречные полосы движения и предохраняет машины, следующие в противоположных направлениях от столкновения. Главные элементы устанавливаются с двух сторон опорных столбов.
- Для ограничения перемещения на путепроводах и мостах предназначены мостовые конструкции. Они могут быть одно- и двусторонними.
Каждый из этих видов защиты имеет внутренние категории. Они различаются по техническим характеристикам:
- Удерживающая возможность, измеряемая в джоулях.
- Расстояние между стойками барьерного ограждения. Чем оно меньше, тем выше надёжность конструкции.
- Величина прогиба горизонтальных деталей.
- Ширина изделия.
Различия можно увидеть на примерах. У транспортного барьера 11ДО-У1 (2) показатели следующие:
- 130 килоджоулей.
- 4 м.
- 1,5 м.
- 1,6 м.
Имеется ещё такая марка — 11ДО-У2 (2). Её характеристики:
- 190 кДж.
- 2 м.
- 1 м.
- 1,2 м.
Несмотря на сходство названий, разница между конструкциями значительная. Любое дорожное сооружение для раздела потоков имеет характеристики, определяемые ГОСТом 26804 86, являющимся основным законом для предприятий, производящих подобный товар. От соблюдения нормативов зависит сохранность жизни человека.
Установка столбов
Перед установкой столбов глубину ямы контролируют шаблоном и выравнивают дно под проектную отметку.
На дне ямы устраивают бетонное основание толщиной 10 см. Бетон доставляют автомобилем-самосвалом и выгружают на передвижной деревянный щит с полозьями и тросом для перемещения на новую позицию. Лопатами перекидывают бетон на дно ямы, разравнивают и уплотняют ручной трамбовкой.
Столбы длиной 1,8 м заранее нарезают из стали двутаврового профиля № 16. В полках по шаблону просверливают отверстия для болтов крепления энергопоглощающей промежуточной вставки и стальных брусьев. Готовые столбы транспортируют на участок работ и разгружают вдоль обочины в местах их установки.
Металлический столб клещами подтягивают к яме и опускают в нее так, чтобы полка с отверстиями была обращена в сторону проезжей части дороги. Монтажными ломиками выправляют положение столба в плане, отвесом проверяют его вертикальное положение и фиксируют послойной засыпкой бетоном примерно на 1/3 глубины ямы с тщательным трамбованием бетонной смеси. Все работы рекомендуется вести от конца барьерного ограждения к началу. Столбы устанавливают в следующем порядке: вначале последний столб концевого и среднего участков, затем на расстоянии 20 м маячный столб для среднего участка. Положение последнего столба концевого и среднего участков выверяют особенно тщательно, так как этот столб является маяком. Затем по шнуру, натянутому по маячным столбам, и шаблону устанавливают промежуточные столбы (рис. 5).
Рис. 5. Установка столбов по шаблону:
1—столбы ограждения; 2—шаблон; 3—отвес
После установки столбов на участке протяженностью 20—30 м окончательно выверяют их положение и при необходимости корректируют (до затвердения бетона).
Линия установки столбов должна быть прямой либо плавно очерченной кривой на кривых участках. Верх столбов должен возвышаться над уровнем бровки земляного полотна на одинаковом уровне.
Правила применения ограждения на дорогах
Основные положения, регламентирующие правила и особенности установки дорожных ограждений, прописаны в ГОСТ 52289. В кратком изложении они звучат следующим образом.
- При расчете удерживающей способности дорожного ограждения необходимо опираться на результат, при котором возможная аварийная ситуация была бы решена с минимальными потерями.
- Разметка дороги для установки барьера на площадях административных территорий и жилых зон должна быть выполнена в соответствии с нормативными стандартами.
- В функции мостовых конструкций входит защита не только транспортных средств, но и пешеходов.
- Размеры ограничителей выбираются в соответствии с их функциональным назначением и местом установки.
- Если на участке требуется установка дорожного знака, опорой для него должна служить отдельная конструкция, не являющаяся частью ограждения.
- Пластиковые барьеры используются преимущественно при ограждении места ДТП.
- Парапетные и мостовые ограждения в обязательном порядке должны оснащаться перилами для пешеходов.
- При установке барьеров на проезжей части одна полоса движения всегда должна оставаться функционирующей, поэтому работы проводятся поэтапно.
- На территориях заповедных участков, для которых планируется монтаж барьерного ограждения на обочине с бетонированием последних, для проведения работ требуется соответствующее разрешение.
Установка барьерных ограждений
Монтаж новых дорожных ограждений должен проводиться уполномоченными инстанциями. Делать это без правильно оформленного и согласованного с соответствующими лицами проекта также нельзя. Связано это с тем, что расчет данных, необходимых для монтажа, – достаточно сложный и включает множество внешних факторов: радиус изгиба дороги, угол наклона, тип трассы и тому подобные.
Для осуществления монтажа конструкции существует несколько различных методик. Выбор той или иной из них напрямую зависит от вида барьера.
Размер секций балки
Нижеуказанная информация также указана в ГОСТе 26804, являющимся главным нормативным документом, регламентирующим дорожные ограждения.
- L — 432 см.
- h —8,3 см.
- L —632 см.
- h — 8,3 см.
- L —832 см.
- h —8,3 см.
- L —932 см.
- h —8,3 см.
- L — 632 см.
- R —6000 см.
- h — 8,3 см.
- h 1 —6 см.
- L — 632 см.
- R —6000 см.
- h 1 —6 см.
Различия по материалу изготовления
Пластиковые сооружения подходят для проезжих частей с небольшими рельефными неровностями. Они представляют собой специальные резервуары, наполненные мелким щебнем и песком. Пластиковую ограду чаще выбирают из финансовых соображений. Устанавливается она рядом с дорожными знаками и в местах, где отсутствует разметка. Во время дорожного происшествия барьерная конструкция защищает транспортное средство от серьёзных повреждений.
Пластиковые ограждения устанавливают для отделения дорожных знаков на путях
Бетонная ограда славится высокой прочностью и не деформируется. Отбойники бывают двух видов: ограждающие и разделительные. Первые устанавливают на обочинах. Их цель — не допустить попадание транспорта в кювет.
Разделительные отбойники предотвращают внезапное столкновение встречных автомобилей. Такие сооружения делят дорожную трассу на несколько отдельных участков.
Установка барьерного ограждения выполняется с учётом требований ГОСТа. Для монтажа используют специальное оборудование. Высота бетонных сооружений составляет не более 50 см.
Металлические конструкции состоят из нескольких элементов. Ограждение включает в себя мостовую опорную и металлическую стойку, балку, светоотражающую часть и жёсткую консоль. По правилам ГОСТа, установка такой конструкции уместна на «слепых» зонах и в районе затяжных поворотов. Двухъярусное ограждение при необходимости сдерживает транспорт от падения.
Защитные ограды, выпускаемые из качественного материала, выполняют разные функции. Одни сооружения разделяют проезжую часть дороги на определённые участки, другие предотвращают падение и столкновение транспорта с другими объектами. Также существуют конструкции, которые просто ограждают пешеходов и автомобили от возможных опасностей.
Если ограждения установлены согласно требованиям ГОСТа, движение на дороге можно считать безопасным как для пешеходов, так и для транспортных средств.
Положения, регламентирующие правила установки дорожных ограждений
В качестве основного нормативно-правового акта, регламентирующего предписания в части установки оградительных элементов, необходимо рассматривать обновленный национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ 52289-2004. Согласно данному документу:
- устройство должно отвечать требованиям к уровню удерживающей способности, прогибу, рабочей ширине и минимальной высоте. Значение уровня удерживающей способности, зависящего от степени сложности дорожных условий для автомобильной трассы, мостов и городских дорог, улиц, мостов выбирают из таблицы;
- минимальные уровни удерживающей способности ограждающих конструкций, которые устанавливаются на съездах пересечений и примыканий в разных уровнях дорог берут из табличного материала;
- минимальная высота ограждения определяется по таблице;
- определяется величина прогиба барьерного ограждения, монтируемого в районе обочины, и размер рабочей ширины;
- регламентируется место установки барьерного и парапетного ограждений относительно: бровки земляного полотна и стойки барьерного ограждения в одном случае и бровки земляного полотна и ближнего края парапетного ограждения (кромки проезжей части и лицевой поверхности балки ограждения или до ближнего края парапетного ограждения) во втором случае;
- определяется место установки и высота световозвращателей, удерживающих и ограничивающих пешеходных ограждений;
- упорядочивается район монтажа сетчатых и решетчатых ограждений, предотвращающих выход животных на проезжую часть шоссе, проложенных вдоль заповедников и пастбищ.
Строительство и эксплуатация шоссейной трассы в обязательном порядке должны предусматривать сооружение элементов дорожной инфраструктуры. При этом устройства дорожной инфраструктуры просто обязаны быть безопасными и для транспортного средства, и для водителя, и для пассажиров, и для пешеходов на тротуарах. То есть даже если и случилась аварийная ситуация в районе автомагистрали, то защита участников дорожного движения должна соблюдаться беспрекословно.
Правила установки
Все работы по монтажу дорожного барьера производятся специальными дорожно-строительными компаниями. Их деятельность, как и качество самих конструкций, должна отвечать требованиям ГОСТа. Для корректного размещения защитного комплекса на автостраде выполняются следующие этапы строительства:
- Подготовка дорожного покрытия, усиление кюветов, планировка территорий, прилегающих к магистрали. Это предварительная фаза.
- Точная разметка мест, где будут установлены опоры отбойника. В этом случае наносится проектная черта из колышков и натянутого между ними шнура.
- Бурение скважин для установки столбиков. На слабых грунтах на дне насыпается и утрамбовывается подушка из песка или щебня.
При монтаже разделительных сооружений на мостах крепёж стоек осуществляется к специальным закладкам, которые предусмотрены в конструкции во время возведения.
Для обеспечения безопасности водителей и пешеходов необходимо соблюдение правил, предписанных современными нормами изготовления и установки дорожных разграничительных барьеров. Снижение аварийности на магистралях — основное предназначение подобных конструкций.
Требования к качеству работ
Участок готового барьерного ограждения из стальных элементов должен иметь правильную прямую или плавно очерченную кривую линию в плане и в продольном профиле, без выступов и провисаний. Столбы должны стоять вертикально. Верхние кромки брусьев должны быть в месте стыка на одном уровне.
При устройстве барьерных ограждений необходимо руководствоваться следующей технической литературой:
СНиП III-40-78 "Автомобильные дороги. Правила производства и приемки работ". М., Стройиздат, 1979;
Типовой проект 503-0-17 "Элементы ограждений автомобильных дорог". М., ГПИ "Союздорпроект", 1978.
Мастер при устройстве барьерного ограждения должен руководствоваться картой операционного контроля качества (раздел VIII).
Требования по технике безопасности
До начала установки барьерных ограждений участок работ ограждают переносными шлагбаумами и дорожными знаками в соответствии с "Инструкцией по ограждению, мест работ и расстановке дорожных знаков при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог", ВСН 179-73, М., "Транспорт", 1974.
Складирование элементов барьерного ограждения на откосах насыпей и выемок запрещается.
Поднимать столбы барьерного ограждения следует при; помощи специальных захватов (клещей).
При установке элементов барьерного ограждения и их рихтовке с применением кувалды необходимо соблюдать обеспечивающий безопасность производства работ интервал между рабочими.
При монтаже барьерного ограждения запрещена работа людей и механизмов в нижней части откоса на длине фронта работ плюс 15 м в обе стороны.
При очистке конструкций от грязи и ржавчины рабочие должны быть обеспечены защитными очками и респираторами.
При окраске барьерных ограждений лакокрасочными материалами следует строго соблюдать правила техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты. Лакокрасочные материалы транспортируют и хранят в закрытой таре. Порожняя тара также должна быть закрыта. Замасленные обтирочные концы во избежание самовоспламенения в течение смены складывают в закрытые металлические ящики и после смены уничтожают.
При заправке бака краской и его очистке запрещается курить и пользоваться источниками открытого огня. Оператор маркировочной машины должен иметь защитные очки.
При строительстве стальных барьерных ограждений на автомобильных дорогах необходимо пользоваться следующей литературой по технике безопасности:
СНиП III-4-80 "Техника безопасности в строительстве". M., Стройиздат, 1980;
"Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог". М., "Транспорт", 1978;
"Типовая инструкция по охране труда для дорожных рабочих". М., Оргтрансстрой, 1979;
"Инструкция по безопасному ведению работ для машинистов (крановщиков) стреловых самоходных кранов (железнодорожных, автомобильных, гусеничных, пневмоколесных)". М., "Транспорт", 1975.
Параметры концевых элементов
Маркировка всего участка | Маркировка конечного элемента | Параметры |
11ДО-Н | ЭК-2 | h 1 – 6 см |
11ДО-К | ЭК-1 | h – 8,3 см |
Что касается размеров диагональной дорожной связи, то расстояния между центрами отверстий составляет 305 см, а сечение самого стержня — 0,8 квадратных сантиметров.
Заключение
Дорожные ограждения выполняют множество важных функций, поэтому их использование крайне важно в обеспечении безопасности, а также направления дорожного движения. В частности, ограждения не позволяют пешеходам переходить дорогу в неположенных местах, что предотвращает возникновение аварийных ситуаций.
С другой стороны, наличие ограждений заметно затрудняет работу снегоуборочных машин, производящих уборку снега с дорожных покрытий, но этот минус кажется незначительным, если сравнивать со всеми возможными плюсами.
III. указания по организации труда
Работы по устройству барьерного ограждения из стального бруса выполняют в светлое время дня.
Для выполнения работ организуют бригаду рабочих, в состав которой входят следующие звенья:
Звено по бурению ям
Машинист бурильно-крановой машины 5 разр.—1
Дорожный рабочий 2 " —1
Звено по установке столбов
Монтажники конструкций 3 разр.—3
Дорожные рабочие 2 " —2
Звено по монтажу брусьев
Монтажники конструкций: 4 разр.—1
Такелажник 2 " —1
Звено по окраске ограждений
Машинист маркировочной машины 4 разр.—1
Помощник машиниста (оператор) 4 " —1
Дорожный рабочий 2 " — 1
Водителя бортовой автомашины, доставляющей столбы и брусья к месту установки, в состав звеньев не включают.
Участок разбивают на сменные захватки длиной по 120 м и работы ведут поточным методом поочередно на четырех захватках.
Звено по бурению ям первые 4 ч смены занято на третьей захватке монтажом брусьев.
Вторую половину смены дорожный рабочий размечает по шаблону положение центров ям на первой захватке и отмечает их колышками, зачищает при необходимости дно ям и откидывает лишний грунт от бровки, а в конце смены помогает машинисту очищать бур. Машинист управляет бурильно-крановой машиной.
Звено по установке столбов ведет работы на второй и третьей захватках.
На второй захватке дорожные рабочие устраивают бетонные подушки на дне ям. Монтажники конструкций опускают в ямы и центрируют столбы и вместе с дорожными рабочими заполняют ямы на 1/3 глубины бетоном. Затем рабочие переходят на третью захватку и после установки и укрепления брусьев заполняют ямы бетоном до верха. Бетон доставляют автомобилем-самосвалом через 2 ч четыре раза в смену.
Звено по монтажу брусьев ведет работы на третьей захватке.
Машинист бурильно-крановой машины при помощи кранового оборудования поднимает брус, подает его к месту установки и удерживает на весу при монтаже.
Такелажник стропит брусья, дорожный рабочий и монтажник конструкций 3 разр. наживляют их анкерными болтами. Второй монтажник конструкций 3 разр. устанавливает и закрепляет болтами энергопоглощающйе вставки.
Монтажник конструкций 4 разр. контролирует и руководит выправлением положения брусьев и вместе с двумя монтажниками 3 разр. и одним 2 разр. окончательно затягивает болты.
На четвертой захватке, равной двум сменным, звено по окраске ограждения ведет все работы по окраске барьерных ограждений и установке светоотражающих устройств.
Машинист разметочной машины управляет машиной, а его помощник (оператор) управляет рабочими органами при нанесении краски. Дорожный рабочий очищает барьерное ограждение, размечает границы окраски черной краской.
Рекомендуется организовать работу звена по окраске ограждений через смену по мере накопления фронта работ.
При небольшом объеме работ отдельные захватки могут быть совмещены.
IV. ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА НА УСТРОЙСТВО 240 м БАРЬЕРНОГО ОГРАЖДЕНИЯ ИЗ СТАЛЬНОГО БРУСА
Примечания. 1. Доставка столбов и брусьев к месту работы и раскладка столбов на обочине графиком не учтены.
2. Графиком учтено время на отдых рабочих.
3. Цифры над линией – количество рабочих, занятых в операции, под линией – продолжительность операции, мин.
ли со статьей или есть что добавить?