Почему задние колодки стираются быстрее передних

Почему колодки изнашиваются неравномерно — основные причины явления

Среди всех автомобильных расходных компонентов тормозные колодки считаются наиболее важными. Это не удивительно, ведь от состояния этой детали зависит эффективность работы системы торможения. Поэтому, необходимо следить за состоянием колодок и вовремя заменять их. Тормозные колодки изнашиваются не по причине каких-либо поломок, а в результате постоянного трения и эксплуатации. В норме они должны изнашиваться равномерно и одновременно.

Но в отдельных случаях при наличии некоторых неисправностей одна колодка может быстрее изнашиваться, когда вторая, при таком же уровне нагрузки и на той же оси, остается в хорошем состоянии. Обнаружить неравномерный износ тормозных колодок можно непосредственно при замене. У менее изношенной остается достаточно плотный фрикционный слой. Важно знать, с чем это связано, чтобы предотвратить повтор ситуации в будущем.

Неравномерный износ тормозных дисков: причины и последствия СТАТЬИ

Как и колодки, тормозные диски тоже нуждаются в регулярной замене — просто через несколько больший промежуток времени и пробега автомобиля. Это, конечно, если машина эксплуатируется «как надо», согласно рекомендациям завода изготовителя. Диски в таком случае вполне могут отъездить 80-100 тысяч километров. Но бывает, что диски изнашиваются быстрее и менять их приходится намного раньше, а удовольствие это не из дешевых. Почему так происходит, нам и предстоит разобраться именно сейчас.

Жидкость тормозной системы как главная причина неоднородного износа накладок

Техническая жидкость тормозной системы важное рабочее тело тормозов автомобиля. Ее важно всечасно добавлять, или менять, чтобы с гидравлическим механизмом тормозов не произошло беды. К тому же важно применять именно предусмотренную заводом изготовителем жидкость, тогда как на рынке представлено множество вариаций, классифицированных системой DOT.

Некачественная жидкость в системе провоцирует множество неисправностей и ухудшает синхронность износа колодок.

О чем говорит неравномерный износ тормозных колодок

Первые признаки

Заметить неравномерный износ по каким-то косвенным признакам достаточно сложно, ведь они могут указывать и на проблему с, например, колодками или «закисшими» направляющими. Но обратить внимание на такие неисправности однозначно стоит! Вы ведь не хотите где-то на серпантине, на подъезде к Сочи, остаться без тормозов? Таких признаков, которые могли бы хотя бы отдаленно намекнуть на неравномерный износ тормозных дисков на самом деле немного:

  • Вибрации либо рывки при торможении.
  • Вибрации на руле при торможении с большой скорости.
  • Нехарактерные звуки при работе тормозов.
  • Частичный провал педали.

Заметив хотя бы намек на что-то подобное лучше перестраховаться и провести ревизию тормозных механизмов в целом!

измерение деформации тормозного диска

Как работает тормозная система

Тормозные колодки – это то, где происходит все действие. В процессе работы колодки изнашиваются. Понять принцип действия дисковых тормозов несложно, основы работы системы предельно просты.

Стандартный дисковый тормоз состоит из тормозного суппорта, двух тормозных колодок и диска (на каждое колесо). При нажатии на педаль тормоза тормозная жидкость подводится к суппорту главным тормозным цилиндром. Жидкость приводит в движение поршень, находящийся внутри суппорта. Поршень зажимает тормозной диск между внутренней и внешней колодками, при этом автомобиль замедляется. В результате трения происходит выделение тепла и изнашивание материала тормозных колодок.

Ремонт тормозной системы в техцентрах Shell Москва ЗАО

Со временем колодки полностью изнашиваются, что является естественным процессом. Вы должны периодически заменять их. Интервал замены зависит от стиля езды и привычек. Например, если вы часто ездите в режиме «разгон-торможение», колодки изнашиваются гораздо быстрее, чем в случае езды по шоссе. Если вы отмечаете слишком быстрый износ колодок, это может свидетельствовать о наличии неисправности.

Далее рассмотрены основные причины, по которым это может происходить.

Гидравлика наше все

Сейчас большинство автомобилей имеют именно гидравлические тормоза, то есть работают на специальной тормозной жидкости, которую нужно обязательно менять через определенный промежуток времени. Также хочется отметить, что эти составы имеют классификацию по DOT (общепринятому стандарту) сейчас уже насчитывается пять классов от DOT1 до DOT5.1, некоторые уже сняли с производства другие используются. Кстати вот здесь писал, какие можно смешивать, а какие нельзя.

влага

Так вот, почему я начал именно с «тормозухи», да потому что она имеет непосредственное участие в этом процессе, именно она провоцирует неравномерное изнашивание фрикционных накладок.

КАК? Да все проще, чем кажется. Сейчас не буду подробно рассказывать, как впитывает влагу жидкость (все есть по ссылкам сверху). Вам нужно понять — что примерно через 2 – 4 года (в зависимости какой у вас DOT) влага накапливается в тормозной системе автомобиля (что говорится внутри), потому как «тормозуха» гигроскопична, она поглощает воду и уже через несколько лет процент ее может составлять от 3,5 до 4%! Что реально опасно, банально эта смесь может закипеть при торможении. Но это еще не все.

Клин суппорта из-за закисания

Пожалуй, последняя причина, на которую важно обратить внимание в рамках данной статьи, это закисание суппорта. Оно может происходить из-за различных проблем – от высыхания смазки на направляющих при долгом простое автомобиля до попадания воды или просто некачественного исполнения детали.

Если произошел клин суппорта по причине закисания (или любой другой), тормозная система не будет грамотно работать, и может возникать неравномерный износ тормозных колодок.

(395 голос., средний: 4,53 из 5)

Похожие записи
Маслосъемные колпачки: как заменить, ресурс работы, зачем нужны
Шприцевание крестовины карданного вала

Тормозная жидкость как первопричина неравномерного износа колодок


Тормозная жидкость является важным компонентов гидравлической системы тормозов автомобиля. Ее необходимо своевременно менять, чтобы с компонентами тормозной системы не возникало проблем. При этом важно использовать именно такую тормозную жидкость, которая подходит для вашего автомобиля, тогда как в продаже можно найти много ее вариаций, классификация которых происходит по системе DOT.

Как таковая, тормозная жидкость не влияет на неравномерный износ колодок, но она является провокатором повреждения деталей, которые приводят к рассматриваемой проблеме. Более подробно рассмотрим этот вопрос ниже.

Виды неравномерного износа тормозных дисков

Второй пункт нашего сегодняшнего экскурса — виды износа и их проявления. Скажу сразу — ручки придется замарать, ведь лучше всего определить состояние тормозных дисков и причины неправильной работы тормозов можно банально взглянув на них! А для это придется поддомкратить машину и снять колесо с интересующей вас стороны. А там и все видно будет.

Всего видов неравномерного износа не так много и заметите вы их сразу:

  • Оставленные борозды на внешней или внутренне стороне диска.
  • Наличие явных следов износа с одной стороны диски при отсутствии таковых с другой.
  • «Волна», т.е. искривление осевой плоскости диска.

Борозды, конечно, самый явный след. Выглядит это как будто кто-то камнем царапал диски, оставляя глубокие следы:

тормозные диски

Могут быть и сколы, даже вкрапления материала от колодок, трещины и т.д. Односторонний износ тоже заметить легко, ведь диск будет с одной стороны сильно изношен, а с другой нет. Тут это, как говорится, будет заметно «невооруженным взглядом». «Волну» заметить несколько сложнее, ведь искривление диска может исчисляется десятыми миллиметра. О ней будет говорить вибрация при езде.

3 торм диск

Человеческий фактор

Самой распространенной причиной слишком быстрого износа колодок является человеческий фактор. Колодки быстро изнашиваются на автомобилях, которыми управляют водители, пользующиеся двумя ногами (левая располагается на педали тормоза, правая – акселератора) при управлении автомобилем. Левая нога таких водителей постоянно находится в контакте с педалью тормоза.

Любое нажатие на педаль задействует тормозные механизмы. Даже небольшое усилие, приложенное к краю педали, приводит к контакту колодок с тормозным диском на движущемся автомобиле. Это способствует быстрому износу тормозных колодок.

Такой процесс сопровождается и перегревом тормозных дисков, который легко определить по синеватым следам побежалости на поверхности диска.

Нужно ли менять колодки, когда меняешь тормозной диск

Тормозной диск изготовлен из прочного сплава, поэтому он легко «переживает» несколько смен тормозных колодок. Одновременно он не вечен и их, также необходимо менять, соблюдая при этом ряд требований:

  • Замена тормозных дисков, как и колодок, сразу идет комплектом на оси автомобиля, то есть меняют и на правом, и на левом колесах;
  • Одновременно нужно менять колодки при установке новых тормозных дисков.

Установка дисков сразу на двух колесах оси даже при разной степени износа гарантирует равномерное торможение и отсутствие увода автомобиля в сторону, что особенно актуально на скользкой дороге. Наличие же неравномерного износа свидетельствует о проблемах в самой тормозной системе автомобиля и требует дополнительной диагностики. Также важна одновременная установка нового комплекта тормозных колодок.

Изношенность суппорта

Самая частая причина разного износа всех колодок. Ее провоцирует, как правило, несвоевременная замена жидкости в системе. Наличие конденсата и влаги в жидкости пагубно влияет на работу поршня, который поражается коррозией и, как результат, он некорректно работает.

Когда выжимается тормоз, поршень прижимает колодки к диску. При отпускании тормоза, он обязан ослабить давление. Но, в случае, когда поршень поражен коррозией, то при ослаблении действия на педаль он может продолжить давить. Отсюда и получается, что от степени изношенности каждого из поршней зависит износ примыкающих к нему колодок.

Почему задние колодки изнашиваются быстрее передних?

По законам физики все должно быть наоборот – при торможении максимальная нагрузка приходится именно на переднюю часть машины, так как задняя как бы накатывается на нее. Поэтому передние тормоза подвергаются намного большей нагрузке, чем задние. Этим обусловлена редкая замена задних элементов тормозной системы – на одну замену задних колодок приходится 2-3 замены передних.

Но случается с точностью до наоборот.

Если задние стерлись быстрее передних, причины может быть две – неправильно отрегулирован стояночный тормоз (перетянут ремень) или точка входа тросика подверглась интенсивному загрязнению, вследствие чего трос подклинивает.

Вот мы и рассказали об основных причинах нетипичного износа колодок. Своевременное техобслуживание, установка качественных запчастей и регулярная диагностика избавят от типичных проблем неравномерного истирания компонентов тормозной системы. Но если вы уже столкнулись с неполадкой, не затягивайте с ремонтом – иначе проблемы будут расти как снежный ком!

Коррозия направляющих

Суппорт должен всегда плавно и равномерно перемещаться при торможении (обычно это происходит на старых или переживших наводнение автомобилях). Если его направляющие имеют коррозию, суппорт, смещаясь, может двигаться неравномерно. В результате в контакт с диском входит только часть тормозной колодки, что приводит к ее преждевременному износу.

Как избежать проблем?

Хотелось бы мне сказать здесь что-то принципиально новое и уникальное, но нет. Ничего нового тут не скажу. Просто следите за своими тормозами, обслуживайте их своевременно, не игнорируйте малейшие признаки неисправностей и забудьте про китайские детали, если вам дорога жизнь! Не забывайте регулярно смазывать направляющие суппортов, менять тормозную жидкость и правильно относитесь к выбору тормозных колодок.

5-Колодки

Не малую роль тут играет и стиль вождения. Если вы «городской гонщик», трогаетесь со светофора с педалью газа в полу и также тормозите, то неравномерный износ тормозных дисков для вас в целом и не проблема, а следствие манеры управления автомобилем. Придется или пересмотреть свое поведение на дороге или смириться с необходимостью частой замены дисков.

Если же автомобиль эксплуатируется в горной местности, то здесь нужно стараться использовать торможение двигателем и трансмиссией, чтобы не перегревать тормозные диски на затяжных спусках. Многие игнорируют такие способы замедления автомобиля, хотя водители старшего поколения еще помнят, как этому учили в автошколах. Торможение двигателем и трансмиссией достаточно эффективны, не стоит их игнорировать, это поможет продлить жизнь тормозным дискам.

Быстрый износ диска

В исправной тормозной системе поверхность тормозного диска должна быть ровной, а обе его поверхности – иметь равную толщину. Однако если диски изношены, перегреты, имеют на поверхности ямки и борозды, то они могут вызывать ускоренный износ колодок.

Замена тормозных дисков на автомобилях в Москве

Это также способно приводить к возникновению трещин и волн на поверхности колодок и к другим неприятным последствиям.

Когда менять и как продлить срок службы

На практике, срок службы комплекта передних колодок составляет 15-25 тысяч километров. Они быстрее изнашиваются, так как на эту ось приходится основная нагрузка из-за расположения моторного отсека. Колодки барабанные и дисковые задние следует менять каждые 50-60 тысяч километров. На практике, этот пробег может сильно колебаться. Для продления срока службы соблюдайте следующие 3 основные рекомендации:

  • Придерживайтесь размеренного стиля езды, что приведет к уменьшению частоты торможения и предотвращению перегрева колодок;
  • Регулярно контролируйте состояние тормозных колодок и всей системы;
  • Старайтесь не тормозить резко перед лужами и заблаговременно замедлять ход, так как попадание воды на горячую поверхность может привести к деформациям.

Основные причины проблемы

Рассмотрим наиболее распространенные причины, которые приводят к неравномерной выработке колодок:

  1. Тормозная жидкость (ТЖ). Большинство автомобилей работают на гидравлической системе торможения, которая заполнена специальной жидкостью. При эксплуатации в трубопроводы попадает влага, и ухудшает свойства жидкости. Это способствует неравномерному износу накладок. Необходимо соблюдать рекомендации производителя по замене ТЖ.
  2. Изношенные поршни суппорта. Влага в ТЖ вызывает окислительные процессы, то есть появление слоя ржавчины на стенках суппорта. При нажатии на педаль тормоза поршень сдавливает колодки. При отпускании тормоза из-за коррозии поршня происходит его частичное заклинивание, что вызывает преждевременную выработку колодок с одной из сторон.
  3. Закисание и повреждение направляющих. Эти элементы должны быть всегда чистыми и смазанными, иначе их подвижность ухудшается. Тормозная система заклинивает, увеличивая выработку накладок.
  4. Порванные пыльники. Эти детали присутствуют как на поршне суппорта, так и на направляющих. Они изготовлены из резины. При активной эксплуатации пыльники рвутся и пропускают к другим элементам тормозного механизма пыль, влагу, грязь. Результат: заклинивание тормозов, быстрый износ.
  5. Неисправность модуля АБС. При поломке АБС прекращается равномерное распределение жидкости в системе. В результате одна сторона получает повышенное давление, но к другой стороне жидкость не попадает под необходимым давлением. Получается, что с одной стороны колодки изнашиваются быстрее.
  6. Ручной тормоз. Перетянутый тросик ручника постоянно удерживает механизм в разжатом состоянии. Накладки трутся о барабан и быстрее изнашиваются.

Кроме основных причин, проблема может крыться в некачественных тормозных накладках, а также наличии воздушных пузырьков в трубопроводе. Поэтому автолюбителю рекомендуется периодически проверять систему торможения и при обнаружении проблем проводить ремонт.

Деформация или закисание направляющих

Суппорт при своей работе перемещается по специальным направляющим, которые еще именуют «пальцами». Если они залипают грязью, ржавчиной, на них образуются сколы, раковины или иные машинальные повреждения, то появляется вопрос с их клином.

О чем говорит неравномерный износ тормозных колодок

Чтобы аналогичная ситуация не тревожила, необходимо не просто следить за состоянием жидкости и менять ее своевременно, но и непременно смазывать пальцы при установке тосолом.

Использование некачественных колодок

В продаже есть различные варианты тормозных колодок по самым разным ценам. Как правило, потребители склонны выбирать более дешевые предложения, однако такие колодки обычно имеют небольшой срок службы.

Кроме того, некачественные колодки могут иметь в составе частицы металла, которые способны повредить поверхность тормозных дисков. Избегайте дешевых тормозных колодок, так как в этом случае лучше немного переплатить.

Торможение двигателем

При движении автомобия на спуске, чтобы сократить износ колодок, можно прибегнуть к торможению двигателем. Для этого необходимо включить пониженную передачу. Если скорость составляет 90-100 км/ч, то в ход пускают четвертую ступень механической коробки, и автомобиль стабилизируется на 80 км/ч.

Если необходимо замедлиться сильнее, то можно включить третью передачу, и автомобиль стабилизирует скорость на спуске примерно на 60 км/ч. Активированная вторая ступень позволяет снизить скорость до 40 км/ч. Ну а дальше можно помогать машине тормозами.

Такой же прием используется и на машинах с роботизированными трансмиссиями. А вот на автоматических коробках эффективность торможения двигателем намного ниже.

Направляющие

МЫ с вами знаем, что основная часть суппорта ходит по специальным направляющим или в простонародье «пальцам». Они всегда должны быть чистыми, ровными и желательно иметь специальную смазку для направляющих (банально не должно быть никаких «залипаний»). Кстати здесь НЕЛЬЗЯ применять смазку для самих колодок, они не одинаковы!

наносим состав

Если что-то нарушается, например — попадает влага, грязь, пыль, образуется ржавчина, то подвижная часть может также подклинивать. Опять же при нажатии на педаль тормоза, фрикционные части сдавливаются, но условно задняя не отходит (не дают направляющие), а поршень отошел, поэтому идет неравномерный износ.

ЧТО ДЕЛАТЬ? При смене тормозных колодок, смазываете смазкой эти «пальцы», и проверяйте их работоспособность, КЛИНОВ быть не должно!

Небольшое видео в тему.

Повреждение уплотнения поршня

Поршни приводятся в движение тормозной жидкостью, которая при повреждении уплотнения начинает вытекать. Также поршень не может вернуться в исходное положение, продолжая прижимать колодку к диску. Это существенно увеличивает износ колодок.

Из чего состоит тормозная система в картинках

Охлаждение тормозов перед парковкой

Если условия движения потребовали частых циклов «разгон-торможение», то необходимо позаботиться о своевременном охлаждении колодок. Ни в коем случае нельзя парковаться сразу после активного торможения. Высокая температура колодок и дисков может привести к локальными температурным повреждениям деталей, что влечет за собой нарушение их функционала.

Поэтому перед остановкой тормоза необходимо охладить. Для этого нужно проехать на средней скорости по ровной дороге примерно две-три минуты. Потоки воздуха через специальные дефлекторы будут обдувать тормоза и снизят их температуру. Тогда можно останавливаться и парковаться.

Требования к тормозным колодкам

Основных требований к тормозным колодкам два:

  • переносимость больших перепадов температур;
  • стойкость против износа и возникновений трещин.

Состав материала: абразив, модификатор трения, наполнитель и связующее.

Если абразива будет большое количество, то диск стирается быстро, если очень мало – диск полируется, коэффициент трения на прошлифованном диске ниже, чем на шероховатом.

У нас вы можете узнать подробности о новом BMW-X6 2018 года.

Информацию о лучших внедорожниках, представленных на Нью-Йоркском автошоу 2020 года, вы найдете здесь.

Как понять, что нужна замена колодок

Срок службы колодок во многом зависит от манеры вождения, интенсивности торможения, состояния дорожного покрытия и других факторов. Кроме того, есть и рекомендации от заводов изготовителей, которые обычно расположены в пределах 10-20 тыс.км. (эту информацию можно посмотреть на сайтах дилеров или в инструкции по эксплуатации).

При езде основная нагрузка направлена на передние тормозные колодки, в результате у них меньший эксплуатационный срок, чем к задних. Для контроля износа принято в некоторых случаях устанавливать датчики, которые будут контролировать состояние колодок (электронные или механические).

Признаки того, что колодки поря менять:

  • увеличение тормозного пути,;
  • удары, стуки при резком торможении;
  • характерный металлический писк механического датчика;
  • пищание электронного датчики износа;

внешние датчики износа закреплены со стороны тормозной планки или в специальном месте, что повышает ремонтопригодность; встроенные запрессованы внутрь трущегося материала при производстве планок, замена их невозможна, придется покупать только новую колодку.

  • на панели приборов индикатор желтого цвета оповещает о неисправности;
  • может возникать занос авто из-за неравномерного срабатывания тормозных механизмов.

Недостатки механических датчиков

  • недобросовестные производители плохо крепят сигнализаторы к металлической основе, «цепляют» их менее затратными способами (на наших дорогах вполне может и отвалиться);
  • попадание пыли, мелкого гравия между накладкой и диском, при этом возникает звук, характерный износу.

Недостатки электронных сигнализаторов

  • провода от колеса на кузов очень часто перетираются, рвутся, пропадает сигнал;
  • плохо защищенные разъемы от влаги и пили приводят к окислению контактов;
  • в мокрую погоду вода, попадающая на колодку и на датчик, может поменять его сопротивление, что поспособствует к срабатыванию индикатора.

В таком случае, чтобы суппорт, тормозной диск и другие механизмы тормозной системы не вышли из строя, необходимо срочно провести ТО (для легкового автомобиля рекомендуется проводить посезонно).

Теперь же перейдем к тому, как правильно проводить осмотр тормозных колодок.

Как устранить неисправность

Механик должен осмотреть дисковые тормоза и сделать заключение об их состоянии и функционировании. Проверка включает осмотр тормозных трубок, суппортов, поршней, колодок, дисков и других элементов. Возможно, автомобиль придется поднять на домкратах или подъемнике, чтобы провести полную проверку системы.

Пыльники

Они есть и на направляющих и на поршне суппорта. Обычно делаются из резины, реже из силиконов. Если они рвутся, то на поверхность попадают разрушающие – грязь, влага, соль, пыль и прочие прелести наших дорог. Нужно сказать, что если он порвался — то ждите заклинивания через несколько дней, может быть недель.

порвался пыльник

Это косвенная причина и всегда противная, однако, за этими резинками стоит многое. Так что следим за ними, при необходимости меняем.

Закисание

Вроде и пыльники целые и не порванные, и суппорт вроде бы в порядке. Но «блин» клинит, его и все тут! В чем может быть дело?

От времени, особенно если вы долго не пользуетесь автомобилем (стоял зиму на стоянке), смазка на направляющих может банально высыхать или закисать. Тогда получаем такой же эффект, клин суппорта, опять же возможен не равномерный износ.

Закисли направляющие

Это основные причины, конечно бывает дело и в некачественных колодках, и в течи сальников, и в завоздушивании системы. Но это очень редкие причины, основные кроются все же суппортах и его подвижных частях.

Думаю, вам было интересно, читайте наш АВТОБЛОГ, подписывайтесь на обновления.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий