Платон с 2019 года последние новости

Срок службы бортового устройства грузовика в системе Платон с 14 августа 2019 года

Срок службы бортового устройства Платон

С 15 ноября 2015 года за проезд грузовика, разрешенная максимальная масса которого превышает 15 тонн, по федеральной автодороге должна быть внесена плата по системе Платон.

Напомню, что для разовой поездки водитель может оформить так называемую маршрутную карту. Если же грузовик регулярно ездит по федеральным автодорогам, то имеет смысл получить специальное бортовое устройство, которое позволяет автоматически производить выплаты при движении по соответствующим участкам дорог.

С 14 августа 2019 года внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации “О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн”, которые в том числе регламентируют новые правила использования бортовых устройств на грузовиках:

Тарифы «Платона» вырастут с 1 июля 2019 года

Тарифы за "Платон" вырастут с 1 июля 2019

С 1 июля 2019 года в России вырастут тарифы системы «Платон» для водителей грузовиков.

Напомним, в последний раз тарифы для дальнобойщиков повышались с 15 апреля 2017 года. Тогда тариф вырос на 25% и на сегодняшний день он составляет 1,9 руб. за километр проезда по федеральной трассе, сообщает Avtospravochnaya.com.

Повышение тарифов планировалось с 1 июля 2018 года, однако Правительство РФ приняло решение отложить индексацию тарифов на год – до 1 июля 2019 года. Соответствующие поправки содержатся в Постановлении Правительства от 28 июня 2018 г. № 744 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. № 1191».

Как ранее пояснял Минтранс России, это было связано с планами усилить контроль за нарушителями, а затем начать индексацию льготного тарифа.

Тариф за «Платон» с 1 июля 2019

Размер индексации тарифа системы «Платон» с 1 июля 2019 года будет снижен более чем в два раза от величины накопленной инфляции и составит 14 коп.

То есть, с 1 июля тариф для грузоперевозчиков за проезд по федеральным дорогам будет равен 2,04 руб. за километр. Об этом сообщил 24 июня 2019 года министр транспорта России Евгений Дитрих по итогам обсуждений ведомства с представителями ассоциаций грузоперевозчиков и грузоотправителей, а также с руководителями логистических компаний. Соответствующее правительственное постановление будет опубликовано в ближайшее время.

Тариф за «Платон» в 2020-2021 гг.

«Для снижения нагрузки на предпринимателей и обеспечения плавности изменения инфраструктурного тарифа мы отказались от одномоментной индексации сразу на полный размер накопленной инфляции и достигнем этого показателя в течение трех лет. С 1 февраля 2020 года тариф госсистемы «Платон» составит – 2,20 руб./км, с 1 февраля 2021 года – 2,35 руб./км. Далее индексация будет проводиться с 1 февраля каждого календарного года на размер годовой инфляции, согласно прогнозам, примерно на 4%», – пояснил Евгений Дитрих.

Такой подход, по мнению министра, также позволит увеличить количество ремонтируемых дорог и мостов за счет дополнительных средств от системы «Платон», что положительно скажется на безопасности движения и скорости доставки грузов.

Штрафы за «Платон»

Напомним, с 8 июля 2018 года штрафы за «Платон» начал выписывать Ространснадзор. На сегодняшний день штраф за неоплату «Платона» составляет 5 000 рублей за первое нарушение и 10 000 рублей – за повторное.

Система «Платон» действует в России с 2015 года. Все водители грузовых автомобилей полной массой свыше 12 тонн обязаны платить за каждый километр проезда по федеральным трассам.

«Платон» и транспортный налог в 2019 году

Перечисления в систему «Платон» – расходы субъектов хозяйствования, эксплуатирующих транспортные средства, вес которых превышает отметку 12 тонн. Введение этого вида платежей обусловлено необходимостью покрытия затрат на поддержание нормальных эксплуатационных характеристик автодорог. Владельцы большегрузов платят наравне с транспортным налогом взносы в систему «Платон». Такая двойная нагрузка приходится именно на владельцев грузового транспорта с разрешенной массой от 12 тонн, потому что эти автомобили наносят больше вреда дорожному покрытию, чем легковые машины.

«Платон»: тарифы 2019-2020

С 2015 года в России функционирует система «Платон», с помощью которой взимается плата с большегрузов, двигающихся по федеральным автодорогам. Плата была введена для автомобилей, максимальная разрешенная масса которых составляет более 12 тонн (ст. 31.1. закона об автодорогах № 257-ФЗ от 08.11.2007). Цель таких платежей – покрытие расходов на поддержание трасс в рабочем состоянии за счет владельцев тяжелого транспорта, наносящего дорогам наибольший вред. Какие предусматривает система «Платон» тарифы в 2019 году и в ближайшем будущем – расскажем в этой статье.

Транспортный налог и система Платон (нюансы)

«Платон» 2019 – изменения

До 2019 года плательщики в систему «Платон» могли пользоваться льготами по уплате транспортного налога. Суть фискальных послаблений заключалась в том, что владельцы автотранспорта с разрешенной массой более 12 тонн, могли уменьшить сумму транспортного налога на величину уплаченных взносов в систему «Платон». Если в конкретном периоде «платоновские» отчисления оказались больше транспортного налога, налог не подлежал перечислению вовсе.

С 01.01.2019 г. данное положение ст. 361.1 НК РФ отменено – «Платон» и транспортный налог в 2019 году должны платиться владельцами большегрузного транспорта в полном объеме без взаимных корректировок. Вследствие этого фискальная нагрузка на собственников большегрузов возрастет. Дополнительных льгот для этой категории плательщиков на период с 2019 года не предусмотрено.

Пример

Компания владеет 5 машинами, разрешенная масса которых превышает предельную отметку в 12 тонн. Все автомобили используются фирмой в коммерческих целях, это означает, что субъект хозяйствования является участником системы «Платон». За 2018 год взносы за проезд по федеральным трассам общего пользования начислены в сумме 228 000 руб., а размер транспортного налога равен 37 500 руб.

По правилам, действовавшим до 2019 года, предприятие будет освобождено от уплаты налога на транспорт, но платежи в систему «Платон» должны быть осуществлены полностью. Это возможно при одном условии – если перечисления в рамках программы «Платон» по каждой машине превысили значение начисленного транспортного налога по этим же машинам, то есть сопоставлять надо платежи отдельно по каждому транспортному средству. При аналогичных начислениях по итогам 2019 года субъекту хозяйствования придется уплатить в бюджет как транспортный налог (в размере 37 500 руб.), так и платежи за проезд по дорогам общего пользования в сумме 228 000 руб.

Отчисления в систему «Платон» в 2019 и транспортный налог платятся владельцами большегрузов в полном объеме без применения налоговых льгот. Налогоплательщики, которые перешли на УСН «доходы», ощутят на себе отсутствие налоговых преференций больше, чем другие категории предприятий и ИП. Причина в том, что отмена льготы по транспортному налогу была заменена возможностью зачесть платежи за пользование дорогами в налоговой базе по прибыли. Эта норма распространяется не только на субъекты хозяйствования, применяющие ОСНО, но и на плательщиков налогов, работающих в рамках некоторых спецрежимов (ЕСХН и УСН с «доходно-расходным» объектом). Если налогоплательщик применяет УСН с объектом «доходы», ЕНВД, ПСН, налоговая база не может быть уменьшена на сумму платежей по программе «Платон».

Система «Платон»: тариф за километр

Плату за пользование автодорогами вносят в федеральный бюджет собственники большегрузного автотранспорта. Если авто принадлежит иностранному перевозчику, плату вносит водитель. Некоторые виды большегрузного транспорта освобождены от внесения платы. К ним относятся (п. 7 ст. 31.1 закона № 257-ФЗ):

Автомобили для перевозки людей (кроме грузопассажирских автофургонов);

Спецтранспорт со звуковыми и световыми спецсигналами – скорая медпомощь, полиция, пожарная охрана, аварийно-спасательные службы, военная автоинспекция;

Транспорт Вооруженных Сил России, военная техника, самоходный транспорт с вооружением, иные средства для перевозки вооружения, военной техники и имущества.

За все остальные виды большегрузов нужно платить. Плата взимается за каждый километр пути, пройденный по автодорогам федерального значения. Размер этой платы устанавливается Правительством РФ.

За время существования системы тарифы не раз менялись (Постановления Правительства от 14.06.2013 № 504, № 1191 от 03.11.2015 и изменения к ним):

Первоначально базовый тариф «Платона» был установлен в размере 3,73 руб., что вызвало массовые протесты водителей и автовладельцев. В результате тариф уменьшили до 1,53 руб., применив понижающий коэффициент 0,41.

С 15.04.2017 к базовому тарифу стал применяться коэффициент 0,51 и он вырос до 1,90 руб. В таком виде тариф просуществовал до 01.07.2019 г.

Стоимость “Платона” за 1 километр в 2021 году

Система “Платон” создана для транспорта, вес которого превышает 12 тонн. Плата за пройденные километры на этих машинах – это возмещение ущерба, причиненного нашим дорогам. Соответственно система “Платон” расшифровывается, как “Плата за тонны”.

Сколько сейчас стоит 1 км?

По решению премьер-министра Дмитрия Медведева, после форума малого и среднего бизнеса – с 17 апреля 2017 года, цена за один километр для машины весом свыше 12 тонн составляет 1,90 руб. с 1 июля 2019 года стоимость 1 километра составляет 2.04 руб. С 1 февраля 2020 года – 2.22 рубкм. Все полученные деньги от системы “Платон” идут в Дорожный фонд России.

Как проверить наличие штрафов вы узнаете из этой статьи.

Изначально плата за один километр должна была составлять 3,73 руб. Водители грузовиков отреагировали массовыми протестами и плату снизили до 1,53 руб/км. Соответственно, с 2017 года плата составляет 1,90 руб/км. С 1 июля 2019 года – 2.04 рубкм, с 1 февраля 2020 года – 2.22 рубкм.

Тарифы системы “Платон” в 2021 году

Тариф за оплату одного пройденного километра составляет 2.04 руб/км. Многие задаются вопросом: зависит ли сумма выплаты от веса их транспорта? Согласно статье 31.1 N 257-Ф3, плата для всех едина. Если вес транспорта превышает 12 тонн, то вы платите 2.04 руб/км. Расчёт общей суммы исходит строго из пройденных километров.

Правда, есть исключения. На основании ФЗ-257 от 07.02.2017 г., под действие системы не попадает техника госструктур (МЧС, ФСБ, МВД и т.д.), транспорт предназначенный для перевозки пассажиров и машины использующиеся учреждениями здравоохранения.

Как оплатить Платон читайте здесь.

Правовой смысл облегченного порядка взимания платы в систему «Платон»

С началом работы системы «Платон» (в ноябре 2015 года) началась волна критики и негативных комментариев в отношении новых обязательных платежей. Кроме того, против системы «Платон» пытались бороться и юридическими методами.

Одной из основных претензий к новому сбору было то, что один и тот же объект (большегруз) облагается одновременно 2 платежами с примерно одинаковым назначением:

  • транспортным налогом (гл. 28 НК РФ), одним из основных назначений которого является содержание в приемлемом состоянии автодорог;

ВНИМАНИЕ! С 2021 года порядок уплаты транспортного налога изменился.

Как организации проверить и заплатить транспортный налог с 1 января 2021 г., узнайте в КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

  • платой за проезд по федеральным автодорогам (постановление Правительства РФ от 14.06.2013 № 504), средства от взимания которой также должны направляться на ремонт дорог.

Единственным отличием между этими «поборами» было то, что транспортный налог — региональный, а платежи в «Платон» — федеральные. Но для обычных владельцев большегрузов, вынужденных платить и то, и другое, на практике такая разница роли не играла.

О том, какие авто относятся к числу большегрузов, читайте в статье «Система Платон – какие машины под нее попадают?».

В связи с этим, несмотря на то что КС РФ в своем постановлении от 31.05.2016 № 14-П/2016 заключил, что плата в системе «Платон» не содержит признаков налога, жизнь владельцам тяжелых грузовиков решено было облегчить. Сделал это закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ, внесший очередные корректировки в НК РФ и позволивший снизить нагрузку плательщика транспортного налога за счет платежей в систему «Платон».

ВАЖНО! Данный порядок расчета транспортного налога затронул и порядок отнесения его сумм на расходы для целей расчета налога на прибыль (доходы). Общий смысл изменений: на суммы, пошедшие в зачет, нельзя одновременно уменьшить налоговую базу по прибыли (доходу). В рамках данного материала мы не будем останавливаться на этом моменте.

Расчёт стоимости маршрута

Всего существует два способа расчёта пройденных километров и суммы оплаты за них. Кстати, как проверить наличие штрафов Платона читайте здесь.

Можно это сделать самому с помощью составления маршрутной карты, либо же это сделает автоматизированная система расчёта при помощи бортового устройства.

Маршрутную карту можно сформировать из сведений о протяжённости маршрута предстоящей поездки. Также нужно будет указать следующие данные:

Госзнак вашего транспорта;

число и время выдачи;

также продолжительность действия;

расстояние и описание федеральных трасс;

и сумму выплаты.

Саму же маршрутную карту нужно будет обязательно оформить. Сделать это возможно в следующих местах:

Как работает закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 2019 года описанный ниже льготный порядок взимания платежей свое действие завершил. Он вводился временно, сроком до 31.12.2018. Поэтому с 01.01.2019 за большегрузы следует платить и ТН, и авансы в «Платон». Подробности см. в материале “Вычет на “Платон” отменяется”.

В соответствии с редакцией НК РФ до 2019 года владелец большегруза имел право уменьшить сумму транспортного налога, причитающуюся к уплате за налоговый период (год), на сумму платежей в систему «Платон», сделанных за тот же период.

Если сумма платы в «Платон» превышала исчисленный транспортный налог, последний не платился вовсе. Если платежи в «Платон» меньше, чем транспортный налог, доплате в региональный бюджет подлежала только разница.

Для обоснования права на уменьшение владелец грузового транспорта представлял в свою налоговую инспекцию пакет подтверждающих документов и заявление. Документы должны были содержать данные:

  • о владельце транспортного средства;
  • большегрузном (с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн) авто;
  • уплате платежей.

ФНС для этих целей рекомендует использовать отчеты, сформированные непосредственно в системе «Платон» (письма от 09.01.2017 № БС-4-21/65@, от 26.08.2016 № БС-4-11/15777).

Следует заметить, что для уменьшения налога не имеет значения, является плательщиком физлицо или юрлицо. Вместе с тем в порядке расчета налога есть различия: «юрики» считают налог сами, а «физиков» обсчитывает ФНС с последующей рассылкой уведомлений.

Что делать, если срок службы устройства истек?

Первые бортовые устройства были выданы уже несколько лет назад, поэтому не исключено, что срок их службы уже подходит к концу. Рассмотрим, что делать водителю, если срок службы закончился, а ехать по федеральной дороге надо.

9. До начала движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортного средства, за которым не закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, собственник (владелец) такого транспортного средства информирует оператора в порядке, предусмотренном разделом IV настоящих Правил, о планируемом маршруте, времени и дате движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, а в случае, если такое транспортное средство не зарегистрировано в реестре, также представляет заявление, предусмотренное пунктом 5 настоящих Правил, обеспечивает внесение платы оператору и получение маршрутной карты в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящих Правил.

9. В случае если за транспортным средством не закреплено бортовое устройство (стороннее бортовое устройство), а также в случае истечения срока службы закрепленного за транспортным средством бортового устройства (стороннего бортового устройства) до начала движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такого транспортного средства его собственник (владелец) информирует оператора в порядке, предусмотренном разделом IV настоящих Правил, о планируемом маршруте, времени и дате движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, а в случае если такое транспортное средство не зарегистрировано в реестре, также представляет заявление, предусмотренное пунктом 5 настоящих Правил, обеспечивает внесение платы оператору и получение маршрутной карты в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящих Правил.

Таким образом, если срок службы истек, то автовладелец должен позвонить в call-центр системы Платон, сообщить об истечении срока оператору и оформить маршрутную карту на требуемое направление.

В пункт 10 Правил внесено еще одно изменение, которое как раз и дает возможность оформить маршрутную карту на автомобиль, у которого истек срок службы бортового устройства:

Маршрутная карта не оформляется в отношении транспортных средств, за которыми в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил оператор закрепил бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил.

Маршрутная карта не оформляется в отношении транспортных средств, за которыми в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил оператор закрепил бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, а также в связи с истечением срока службы указанных устройств.

«Платон»: какой тариф ждет автовладельцев с 2020 г.

Каким будет дальнейшее повышение тарифов «Платона»? По словам министра транспорта РФ Е. Дитриха, в результате отказа от одномоментного применения индексации на весь размер накопленной инфляции, тариф в течение трех ближайших лет будет повышаться постепенно:

Тариф «Платона» на 2020 год составит 2,20 руб. за километр пути. Период применения тарифа – с 1 февраля 2020 по 31 января 2021 г. (такой тариф получен в результате применения изменения индекса цен в ноябре 2015-феврале 2019 г.).

В 2021 году за счет индексации тариф вырастет до 2,35 руб. и в таком виде будет действовать с 1 февраля 2021 по 31 января 2022 г. (расчет с учетом изменения индекса потребительских цен в периоде с ноября 2015 по декабрь 2020 г.).

Затем индексация будет проводиться ежегодно с 1 февраля на полный размер годовой инфляции, что по прогнозам может составить примерно 4%.

Знать заранее, какие тарифы ожидаются в будущем году, очень важно для бизнеса. Для этих целей Минтранс разработал программу предсказуемости индексации «Платоновских» тарифов.

С 2020 года Росавтодор будет публиковать на своем сайте информацию о будущей ставке для платежей за большегрузы. Информирование о размере платы должно производиться за полгода до проведения индексации. Так, сведения о том, какие в системе «Платон» тарифы ожидаются с 1 февраля 2021 г., должны быть опубликованы на сайте до 20 июля 2020 г., хотя данные о фактических тарифах будут получены позднее – после расчета индекса потребительских цен Росстатом в январе 2021 г.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Итоги

Изменения в НК РФ, внесенные законом № 249-ФЗ, были призваны снизить налоговую нагрузку для тех, кто одновременно уплачивает и транспортный налог, и платежи в «Платон». Снижение предусмотрено за счет возможности уменьшить сумму транспортного налога к уплате на платежи, внесенные в систему «Платон». Но эта возможность была временной (до конца 2018 года), и планов по продлению такого порядка больше никто не озвучивал. В 2019 – 2021 годах нагрузка на владельцев большегрузов увеличена. Они теперь платят и в систему «Платон» и транспортный налог в полном объеме. Но есть и плюсы: сумму платы в «Платон» можно учесть в расходах при подсчете налогооблагаемой прибыли.

В какой срок нужно заменить бортовое устройство?

Рассмотрим пункт 105 1 Правил взимания платы:

105 1 . Возврат бортового устройства в связи с истечением срока его службы осуществляется не позднее 10 рабочих дней с даты истечения этого срока.

Выдача бортового устройства в связи с заменой бортового устройства, срок службы которого истек, производится оператором не ранее 60 календарных дней до даты истечения срока службы на безвозмездной основе.

Оператор отказывает в выдаче бортового устройства в связи с заменой бортового устройства, срок службы которого истек, по основаниям, предусмотренным подпунктами “а” – “в” пункта 96 настоящих Правил.

Во-первых, правила говорят о том, что заменить устройство можно за 60 дней до окончания срока. Если Вы знаете, что до окончания срока службы осталось меньше 2-х месяцев, то просто выберите удобный день, когда Вы окажетесь недалеко от офиса Платон, и обратитесь туда для замены устройства. Откладывать замену на последний день не имеет особого смысла.

Во-вторых, правила говорят о том, что заменить устройство можно в течение 10 рабочих дней после окончания срока.

Внимание! В течение этих 10 дней устройство уже считается просроченным, то есть использовать его нельзя! Будьте внимательны, ведь в случае использования просроченного устройства собственнику грозят штрафы за не оплату проезда.

Что будет, если использовать “просроченное” устройство?

Изменения внесены в пункт 12 Правил взимания платы:

12. Движением без внесения платы считается:

а) движение транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения при выключенном или неисправном бортовом устройстве или стороннем бортовом устройстве либо при отсутствии таких устройств и без оформления при этом маршрутной карты в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящих Правил;

12. Движением без внесения платы считается:

а) движение транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения при выключенном или неисправном бортовом устройстве или стороннем бортовом устройстве (при отсутствии таких устройств либо если срок службы таких устройств истек) и без оформления при этом маршрутной карты в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящих Правил;

Таким образом, использование просроченного бортового устройства аналогично полному отсутствию такого устройства. То есть на владельца автомобиля может быть наложен штраф 5 000 – 10 000 рублей:

Напомню, что штраф может быть зафиксирован автоматическими камерами и в течение дня он может быть наложен многократно (если автомобиль проедет под несколькими камерами).

В заключение предлагаю Вам самостоятельно изучить обновленный текст Постановления Правительства:

Кроме того, если Вы владеете тяжелыми грузовиками, то рекомендую проверить сроки действия бортовых устройств. Сделать это можно либо в личном кабинете системы Платон, либо в документах бортовых устройств. И если такие сроки подходят к концу, то следует заменить устройства.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий