Обязанности водителя при работе на линии

Должностная инструкция водителя: образец 2021 года

Управление транспортом любого типа предполагает наличие специальных знаний и умений, и проигнорировать это требование не представляется возможным. Должностная инструкция водителя автомобиля разрабатывается по желанию работодателя, однако несмотря на то, что данный документ не относится к обязательным, его практическую ценность трудно преувеличить.

Предрейсовый инструктаж водителей по БДД

Безопасность дорожного движения в автотранспортных предприятиях и коммерческих компаниях, содержащих на балансе автомобили – обязательный комплекс мер, который направлен на предотвращение и профилактику ДТП, обеспечение защиты жизни и здоровья людей, а также сохранности имущества и материальных ценностей при выполнении автоперевозок и эксплуатации транспортных средств.

Согласно ФЗ №196, каждое юридическое лицо или ИП, владеющие автомобилями, должен уделять БДД максимум внимания и соблюдать требования по ее обеспечению. Занимается этим специальный сотрудник по БДД или полноценный отдел безопасности (на предприятиях с числом сотрудников более 200 человек), а частью мер являются предрейсовые инструктажи водителей.

фото 1

Образец приказа о закреплении ТС за сотрудником

Приказ о закреплении автомобиля за сотрудником — это распоряжение руководства о возложении на работника ответственности за эксплуатацию и техническое состояние конкретного транспортного средства.

Как провести и оформить медосмотр водителя без нарушений

Предрейсовый медицинский осмотр обязаны проводить все транспортные организации. Данные нужно фиксировать в путевом листе. Как это правильно сделать и что обращать внимание, рассказал эксперт проекта «Путевые листы и ГСМ».

Из статьи вы узнаете:

Должностные обязанности водителя автомобиля: общие понятия

Нужно сразу оговорить один важный момент: водитель автомобиля – это слишком общий термин, который раскрывает только часть образностей будущего работника. Ведь в современном мире существует огромное количество различных транспортных средств, управление которыми сильно отличается друг от друга. А поэтому невозможно составить один свод правил, общий для всех направлений данной профессии.

должностные обязанности водителя автомобиля

И, тем не менее, за основу можно взять образец, который содержит главные требования к водителям. После его следует доработать в соответствии с политикой руководства предприятия и нуждами данной организации. Затем их следует утвердить и, естественно, скрепить печатью, дабы в дальнейшем не возникало никаких вопросов касательно их подлинности.

Зачем и кому нужен медосмотр

Медосмотр показывает, если ли у водителя проблемы со здоровьем, употреблял ли он алкоголь или наркотики. Это помогает предотвратить серьезные аварии на дорогах.

Предрейсовый медицинский осмотр обязателен для водителей, которые числятся в штате компании (ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ) или занимаются постоянными разъездами на служебном автомобиле (постановление Верховного суда от 19.12.2016 № 18-АД16-173). Исключение — специалисты, которые управляют транспортными средствами экстренных оперативных служб (приказ Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н).

Общие положения документа

Сразу следует отметить, что универсальную инструкцию для всех водителей разработать невозможно. Дело в том, что должностные обязанности данной категории сотрудников могут существенно различаться, в зависимости от некоторых дополнительных факторов. Например, водитель автобуса будет регулярно выполнять несколько иные функции, чем водитель служебного автомобиля и т.д. Однако здесь всё равно можно выделить ряд некоторых сведений, которые обязательно должны быть включены в должностную инструкцию любого водителя. Раздел общих положений данного документа должен содержать в себе следующие сведения:

  1. Данные о том, к какой именно категории служащих относится сотрудник. По общим правилам, водитель является техническим исполнителем.
  2. Порядок принятия сотрудника на должность водителя, а также правила освобождения с нее. Трудоустройство осуществляется в соответствии с официальным приказом генерального директора компании либо иного лица, обладающего необходимыми полномочиями.
  3. Сведения относительно подчиненности водителя. Он исполняет поручения директора организации, а также иных лиц, например, руководителей различных структурных подразделений.
  4. Информацию о временном возложении обязанностей на другое лицо, в случае отсутствия водителя на его рабочем месте, например, по причине нахождения в отпуске или на больничном. В подобной ситуации заменяющее лицо назначается в официальном порядке, путем издания соответствующего распоряжения работодателем.
  5. Перечень требований, которые устанавливаются в отношении соискателей на должность водителя. Так, данный сотрудник должен обладать правами категории B и иметь минимальный профессиональный стаж в этой должности – от 2 лет.
  6. Сведения о том, какие знания должны иметься у водителя для максимально качественного исполнения им возложенных профессиональных обязательств. К основным из них можно отнести следующие:
    • правила дорожного движения, действующие на территории нашего государства, а также установленные нормы ответственности, которая наступает за их нарушение;
    • основные технические характеристики, а также общие принципы устройства средств передвижения, важные правила по регулярному обслуживанию используемого оборудования, по бережному обращению с ним и т.д.;
    • основные и начальные признаки различных неисправностей, которые могут возникнуть во время эксплуатации автомобиля и должны быть устранены в максимально короткие сроки.
  7. Данные о различных нормативно-правовых актах, которыми должен руководствоваться водитель во время выполнения своих непосредственных функций:
    • действующее законодательство РФ;
    • положения созданного и принятого в компании Устава, действующие нормы внутреннего трудового распорядка, а также иные нормативные акты;
    • приказы и официальные распоряжения руководителя компании или его заместителей;
    • положения настоящей должностной инструкции.

Обязательно ли составлять инструкцию по охране труда для водителя

Обязанность по разработке внутрикорпоративных инструкций по охране труда для всех сотрудников, независимо от их специализации, установлена для российских работодателей положениями ст. 212 ТК РФ.

Ст. 211 ТК РФ требует от российских работодателей соблюдать государственные нормативные требования в сфере охраны труда. В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 27.12.2010 № 1160 к нормативным актам, в которых содержатся государственные нормативные требования по охране труда, относятся и типовые инструкции по охране труда.

При этом типовые инструкции должны использоваться фирмами в качестве основы для разработки внутрикорпоративных инструкций для работников, в том числе и для водителей (п. 3 Методрекомендаций, утвержденных Минтрудом России 13.05.2004).

Обязателен ли документ

Закон не обязывает издавать распоряжение о прикреплении ТС. Но наличие документа — в интересах самого работодателя. При решении вопроса о том, чем регламентируется закрепление техники за водителем, допустимо ссылаться на ст. 212 ТК РФ , которая призывает работодателя выполнять требования охраны труда, и п. 1 ст. 20 от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязывающий его соблюдать требования по безопасности дорожного движения при эксплуатации транспорта.

Водительский инструктаж: задачи и виды

Перевозка пассажиров и грузов всегда сопряжены с определенными рисками и могут иметь специфические особенности, которые водители должны знать и учитывать в процессе выполнения своих обязанностей. Информирование водителей об особенностях каждой перевозки и мерах, которые позволят сократить риски до минимума, предотвратить ДТП и обеспечить защиту людей и грузов – задача специальных инструктажей, которые проводятся специалистами по БДД.

Каждая автоперевозка имеет свои особенности и список рисков, о чем водителям необходимо донести во время инструктажа. Кроме того, такие мероприятия несут обучающую функцию и позволяют определить уровень подготовки и квалификации штатных водителей, сотрудников с допусками к управлению авто и экспедиторов. Поэтому лекции специалистов по БДД проводятся с определенной регулярностью, по заранее составленным программам и разделены на несколько видов:

  • Вводные – инструктажи водителей, которые принимаются на работу в организацию. В процессе до водителя доносится информация о предприятии, структуре и правилах работы, логистике, графиках рабочего времени и порядке охраны труда и отдыха. Уровень подготовки, водительский стаж и квалификация водителя значения не имеют – инструктаж проходят все новые работники.
  • Первичные – проводятся в начале работы нового сотрудника и при изменении условий работы, включают в себя правила безопасной эксплуатации транспортных средств и общие правила техники безопасности, пожарной и аварийной безопасности. Проводятся для всех водителей.
  • Повторные (периодические) – проводятся ежеквартально, по содержанию идентичны первичному инструктажу и позволяют освежить в памяти водителей полезную информацию. Проводятся для всех водителей.
  • Сезонные – проводятся дважды в год, перед сменой погодного сезона (переход на весенне-летний и осенне-зимний сезон), и содержат информацию об особенностях безопасной эксплуатации автомобилей, соблюдения ПДД и скоростного режима с учетом особенностей погоды, видимости, качества и состояния дорожных покрытий. Проводятся для всех водителей.
  • Специальные – проводятся нерегулярно, а в зависимости от ситуации и изменяющихся условий работы (изменение законодательства, логистики перевозок, режима работы, новых требований труда и отдыха, а также в связи с произошедшим ДТП). Для водителей, участвующих в работе при новых условиях.
  • Предрейсовые (текущие) – проводятся при выполнении перевозки по новому маршруту или на новом транспортном средстве, перевозке детей и пассажиров, транспортировке опасных и специфических грузов. Проводятся для водителей, которые принимают участие в таких перевозках.

Предрейсовый инструктаж не нужен водителям, которые выполняют рейсы по привычным маршрутам и в городских условиях. Те водители, которым необходимо пройти такой инструктаж, должны получить отметку о прослушанной лекции специалиста по БДД в путевом листе.

Инструкция и профстандарт

Должностную инструкцию удобнее всего разрабатывать по профстандарту.

При этом нужно учитывать, что профстандарты обязательны для государственных и муниципальных организаций, а вот коммерческие предприятия вправе сами устанавливать требования к квалификации своих сотрудников. Но многие частные компании при подготовке инструкций для имеющихся у них в штате специалистов в той или иной мере все-таки ориентируются на утвержденные Правительством рекомендации.

По состоянию на 2021 год в РФ нет утвержденного профстандарта водителя. Пока есть только проекты такого документа.

Кроме этого, сейчас в России действует профессиональный стандарт для водителя внедорожных автомототранспортных средств, а также профессиональный стандарт для логиста автомобилестроения, которые в определенной мере можно применить к водителям, управляющим разными категориями автомобилей.

Проект профстандарта водителя, который сейчас разрабатывается, устанавливает требования к знаниям, навыкам и умениям водителей автотранспортных средств от категории «В» до категории «D1E». Соответствие установленным требованиям будет подтверждаться результатами соответствующего экзамена. Сдавать тест также придется водителям, которые управляют троллейбусами, перевозят опасные или негабаритные грузы.

Вам также будет интересно:

Согласно проекту будут устанавливаться:

  • требования к категориям и подкатегориям, при соблюдении которых лицо может быть допущено к управлению;
  • требования к уровню мастерства, на основании которых основана система повышения квалификации;
  • требования к квалификационному экзамену;
  • требования к субъекту, который проводит экзамен.

Планируется, что если транспортное средство рассчитано на 8 или меньше мест, а его масса составляет до 3,5 тонн, то водители будут освобождены от прохождения экзамена.

Для водителя легкового автомобиля профстандарт пока не предусмотрен.

Особенности разработки инструкций по охране труда

Инструкция по охране труда для работника разрабатывается с учетом специфики производственных процессов в фирме, особенностей трудовых функций работника и условий труда. Положения документа должны пересматриваться не реже чем один раз в пять лет. Внеплановый пересмотр инструкций возможен, если:

  • были изменены положения типовых инструкций, на основе которых разработан внутрикорпоративный документ;
  • изменились условия работы сотрудников;
  • изменились технологические процессы на производстве;
  • были получены предписания о пересмотре инструкций от государственных органов;
  • расследование аварии или инцидента на производстве показало, что необходим пересмотр инструкции.

Инструкции по охране труда могут выдаваться работникам фирмы на руки после прохождения первичного инструктажа, располагаться в непосредственном доступе на рабочих местах либо в иных местах, удобных для работников.

На предприятии ведутся журналы учета:

  • инструкций;
  • их выдачи.

Факт ознакомления с инструкцией работник удостоверяет подписью в журнале учета выдачи инструкций.

Существует типовая инструкция по охране труда для водителя автомобиля (ТОИ Р-200-01-95), утвержденная приказом департамента автотранспорта при Минтрансе РФ от 27.02.1996 № 16 ( согласованная к моменту утверждения с компетентными профсоюзными организациями). В соответствии с приказом Минтранса России от 14.08.2020 № 308 она отменена. Но многим фирмам данная форма инструкции привычна, и целесообразно продолжение ее использования.На практике заниматься составлением инструкций для работников, как следуетиз положений рассматриваемой типовой инструкции, должны руководители подразделений.

При этом работодатель должен согласовать разработанную инструкцию по охране труда:

  • с профсоюзом или иной организацией, представляющей интересы сотрудников, если таковые учреждены и функционируют (ст. 212 ТК РФ, п. 4Методрекомендаций Минтруда);
  • инженером службы охраны труда предприятия (как следует из рекомендаций по применению типовых инструкций, содержащиеся в ТОИ Р-200-01-95).

Содержание предрейсового инструктажа по БДД

Предрейсовые инструктажи относятся к текущим, решение об их проведении принимает руководитель по транспортной безопасности организации и специалист по БДД. На инструктаже водители получают информацию о:

  • маршруте движения, протяженности маршрута, состоянии дорожного покрытия, сезонных и погодных условиях во время перевозки;
  • виде, характере, особенностях грузов, правилах их транспортировки и защиты;
  • особенностях перевозки людей и детей (если перевозятся пассажиры);
  • специфических условиях и потенциальных опасностях рейса, правилах поведения при возникновении экстренной ситуации в дороге;
  • правилах проезда потенциально опасных участков дороги, ж/д переездов перекрестков и пешеходных переходов;
  • времени выезда на линии и времени прибытия в пункт назначения, предполагаемых остановках, режиме труда и отдыха;
  • обязательных мерах защиты транспортного средства и ответственности за его исправность;
  • безопасности выполнения погрузочно-разгрузочных работ;
  • ответственности за отклонение от маршрута, нецелевое использование транспорта и несанкционированный слив горючего.

Кроме того, водитель получает информацию о наличии на трассе маршрута АЗС, СТО им медицинских учреждений, правилах прохождения таможенных и пограничных пунктов пропуска, порядке действий при ДТП, остановке сотрудниками ГИБДД или нарушении графика перевозки, правилах безопасности проезда населенных пунктов (особенно в период школьных каникул) и т.д.

Водителям-пассажироперевозчикам дополнительно сообщается информация о правилах этикета и поведения, порядку и правилам остановок, посадки и высадки пассажиров. При перевозке детей, водители инструктируются по вопросам состояния транспортных средств (не старше 10 лет), наличия тахометра и ГЛОНАСС, предупреждающих знаков, правил посадки-высадки пассажиров, остановок (каждые 100 км или каждые 50 минут, каждые 3-5 часов для приема пищи), времени перевозки (с 6 утра до 123 вечера) и парковок на ночлег.

Важно! Предрейсовый инструктаж проводится непосредственно перед выездом на линию. Его обязаны проходить как водители, так и сопровождающие груз (экспедиторы) лица.

фото 2

Проверять на своей территории или в больнице

На крупных предприятиях система медосмотров отлажена. А вот небольшим фирмам сложно выполнить требования закона, т.к. не хватает средств на покупку спецоборудования, обустройство медкабинета или содержание квалифицированного медика в штате. Предлагаем разобрать несколько вариантов, которые подойдут и большим предприятиям, и ИП.

Заключить договор с медицинской организацией. У нее должна быть лицензия на проведение медосмотров. Если водителей в штате не много, они могут приезжать на осмотр в медицинскую организацию сами. Если много — работодатель договаривается с фельдшером больницы о медосмотре на своей территории. В таком случае на автопредприятии понадобится специальный кабинет, оборудование и др. Подробнее об этом рассказываем ниже.

Устроить в штат медицинского работника. Осмотр водителей можно доверить штатному фельдшеру автопредприятия. Однако одного медобразования специалиста будет недостаточно. Он должен пройти дополнительное обучение и получить сертификат с правом проводить медосмотры.

Самим получить лицензию на проведение медосмотров. Это требует денежных вложений на специальный медкабинет и оборудование. С другой стороны, автопредприятие сможет проводить медосмотры для других организаций и дополнительно зарабатывать.

Возможные дополнения и изменения

Как говорилось ранее, данный образец является лишь шаблоном, который не может стать полноценней инструкцией. В связи с этим следует обозначить те пункты, которые необходимо вписать в должностную инструкцию, в зависимости от конкретно выбранного направления данной профессии.

При этом следует помнить, что это лишь рекомендации, а не догмы. Ведь каждая организация – это уникальная структура, со своими правилами и порядками, которые необходимо учитывать при составлении должностной инструкции.

Права водителя

К основным правам сотрудника, работающего в должности водителя, можно отнести следующие:

  1. Предъявление пассажирам требований, установленных в отношении перевозок. Сюда можно отнести, например, пристегивание ремня безопасности, осуществление посадки и высадки только в строго отведенных для этого местах и т.д.
  2. Регулярное получение от работодателя, а также от иных уполномоченных лиц важной информации, имеющей прямое отношение к вопросу выполнения водителем своих профессиональных обязательств.
  3. Представление руководству компании официальных предложений по улучшению текущих условий труда. Подобные предложения могут заключаться во внесении различных изменений, например, в закупке обновленных транспортных средств, в более частом проведении проверок и текущего ремонта используемых автомобилей и т.д.
  4. Разработку различных методов и способов, которые могли бы повысить уровень безопасности пассажиров, а также самого водителя во время осуществления перевозок.
  5. Предъявление руководству компании официальных требований относительно предоставления максимально комфортных условий труда для качественного выполнения сотрудником его трудовых функций.
  6. Принятие тех или иных решений при условии, что они находятся в компетенции водителя.
  7. Регулярное получение заработной платы за собственный труд в установленном размере. Точная сумма оклада в обязательном порядке должна быть указана в трудовом договоре. Туда же включаются дополнительные сведения о том, в какие числа месяца денежные средства должны выдаваться подчиненным.
  8. Предъявление работодателю официальных претензий в том случае, если определенные действия директора либо проявленное с его стороны бездействие серьезно нарушили законные права сотрудника. В подобной ситуации у работника будет иметься полноценное право для составления официального обращения на имя директора в письменной форме. В своем заявлении сотрудник должен описать сложившуюся ситуацию, а также суть имеющихся у него претензий. Директор, в свою очередь, будет обязан отреагировать на такое обращение и дать официальный ответ на претензии служащего.
  9. Обращение в различные уполномоченные инстанции с целью получения помощи для разрешения спора, возникшего с работодателем. Письменное заявление может быть подано подчиненным в органы прокуратуры, а также в трудовую инспекцию или в судебное учреждение. На основании представленной информации к работодателю могут быть применены установленные законодательством меры и санкции.
  10. Получение регулярного отпуска, а также иных социальных бонусов, которые предусматриваются действующими законодательными нормами или отдельными локальными актами организации. Сюда можно отнести, например, получение компенсации за оформленный больничный лист, предоставление работодателем дополнительных денежных выплат на содержание и ремонт служебного автомобиля и т.д.

Структура типовой инструкции для водителей

Типовая инструкция включает:

  • введение;
  • раздел, регламентирующий общие требования по безопасности;
  • разделы, регламентирующие требования по безопасности перед началом работ, в процессе их выполнения, по окончании работ, а также в аварийных ситуациях.

Изучим, какие формулировки должны содержаться в перечисленных разделах внутрикорпоративных инструкций по охране труда для водителя.

Пример инструкции по охране труда для водителя легкового автомобиля приведен в «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ к К+ и прочитайте актуальный материал.

Общие требования при предрейсовом инструктаже

Общие требования к автоперевозкам и графику труда/отдыха, которые должны быть озвучены во время предрейсового инструктажа:

  • перед выездом на линию водитель в обязательном порядке должен пройти медосмотр и получить отметку о нем в путевом листе;
  • при недомогании или наличии в крови алкоголя выезд на маршрут исключен;
  • водитель должен соблюдать режим труда и отдыха (если в машине один), что должно быть отмечено по тахометру;
  • во время отдыха в кабине, двигатель должен быть заглушен;
  • автомобилю необходимо провести предрейсовый техосмотр (отметка в путевом листе);
  • в кабине должен находиться полный пакет документов на водителя, автомобиль и груз;
  • в машине обязательно должны быть исправный огнетушитель и укомплектованная аптечка первой медицинской помощи.

Отметка о проведенном инструктаже также должна быть внесена в путевой лист, иначе сотрудники ГИБДД могут отстранить водителя от выполнения должностных обязанностей, а автомобиль отправлен на штрафстоянку.

Важно! Не прошедшего инструктаж и не получившего отметку о прослушанной предрейсовой лекции по БДД водителя нельзя выпускать на линию. В противном случае, водитель может быть отстранен от рейса, специалист по БДД наказан, а компания оштрафована на крупную сумму за несоблюдение требований по безопасности дорожного движения .

фото 3

Как проводить осмотр

Если медосмотры проходят на территории автопредприятия, работодателю нужно подготовить специализированный кабинет от 12 кв. м. с двумя комнатами: для отбора биологических образцов и самого медосмотра. Помещение должно иметь оборудование, которое прописано в Приложении № 2 к Письму Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32.

Проводить осмотры медработник должен тоже в определенном порядке (Приказ Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н):

  1. Расспросить водителя о жалобах и недомоганиях.
  2. Провести визуальный осмотр.
  3. Проверить артериальное давление, пульс, температуру тела.
  4. Понять, есть ли у водителя алкогольная, наркотическая и другая интоксикация.

Если у врача возникают сомнения, он направляет шофера на дальнейшее обследование. От рейса водитель будет отстранен при учащенном пульсе, повышенном давлении, наличии в крови алкоголя и наркотиков.

Если водитель не пришел на медосмотр, отказался его проходить или уклоняется от этой процедуры, работодатель не имеет права выпустить его в рейс.

Особенности работы на легковом автомобиле

 должностные обязанности водителя грузового автомобиля

Зачастую легковые автомобили используются различными организациями для перевозки пассажиров и небольших грузов. Например, это может быть служба такси или курьерская доставка по городу.

Таким образом, должностные обязанности водителя легкового автомобиля прежде всего нацелены на безопасность движения. В случае с курьерской доставкой нужно также внести особые пункты, которые указывают на порядок приема-сдачи товара, и обозначить, какие именно документы следует при этом предъявлять.

Если говорить о службе такси, то в графе «обязанности водителя» необходимо указать и то, что он должен следить за исправностью измерительных приборов, техническим состоянием автомобиля и чистотой в салоне.

Ответственность водителя

В соответствии с установленными правилами сотрудник, работающий в должности водителя, несет ответственность:

  • за сохранность и поддержание нормального состояния автотранспортного средства, которое было вверено ему в пользование;
  • за соблюдение установленных правил внутреннего трудового распорядка, а также иных норм, действующих в организации;
  • за достоверность сведений, которые предоставляются им во время трудоустройства либо в процессе профессиональной деятельности;
  • за соблюдение действующей в организации техники пожарной безопасности;
  • за своевременное направление автотранспортного средства на ремонт и различные профилактические мероприятия и т.д.

В случае совершения определенного нарушения, в отношении сотрудника могут применяться различные меры ответственности.

К видам ответственности, которая может быть применена в отношении провинившегося сотрудника, относятся следующие:

  1. Дисциплинарная. Согласно действующим правилам трудового законодательства абсолютно каждый работодатель наделен полноценной возможностью для применения различных мер дисциплинарной ответственности в отношении своих подчиненных. Данная мера выражается в таких санкциях, как замечание, выговор и увольнение. Последнее наказание может быть использовано работодателем только в исключительных случаях, например, когда сотрудником действительно было совершено серьезное нарушение. В подобной ситуации руководитель принимает одностороннее решение об увольнении подчиненного.
  2. Материальная. Каждый водитель несет материальную ответственность, так как ему в пользование доверяется достаточно дорогое движимое имущество – автотранспортное средство. Следовательно, в случае причинения работодателю финансового вреда, на работника будут возложены прямые обязательства по предоставлению денежной компенсации. Однако необходимо помнить, что подобное правило будет действовать только в том случае, если ранее процедура установления материальной ответственности была проведена в официальном порядке. Для этого со служащим заключается специальное дополнительное соглашение. В нем указываются все важные сведения и условия, при которых сотрудник будет обязан выплатить работодателю денежную компенсацию. В случае отсутствия такого соглашения, произвести взыскание будет достаточно сложно.
  3. Уголовная ответственность. Данный вид санкции может быть применен исключительно судебным учреждением и только в случае действительно серьезных нарушений со стороны сотрудника. Например, водитель грубо нарушил правила дорожного движения. Результатом подобной безответственности стало получение серьезных травм пассажирами или даже смерть одного из них. В данном случае дело будет передано в суд для подробного рассмотрения и последующего вынесения справедливого решения.

Документы по предрейсовому инструктажу

Проведение предрейсовых инструктажей всех видов законодательно регламентируется:

  • ФЗ №196 «О правилах безопасности дорожного движения»;
  • Приказами Минтруда и Минтранспорта о безопасности пассажироперевозок и транспортировки грузов, а также об обязательных мероприятиях по снижению аварийности на транспорте;
  • Внутренними приказами и инструкциями самой организации по проведению инструктажей по БДД.

Кроме того, специалист организации по БДД обязан разработать и утвердить Положение (цели и задачи, порядок, время и место инструктажа, план лекций) и Инструкцию по предрейсовым инструктажам водителей с перечнем основных правил и тем для информирования рабочего персонала, порядком проведения медосмотров водителей и техосмотров транспорта, правилами поведения при общении с сотрудниками ГИБДД.

Ответственный по БДД также ведет журналы по предрейсовым инструктажам, где отмечает дату и тему лекций, а также данные водителя, прослушавшего его. Водитель расписывается в журнале и получает отметку в путевом листе.

Как сделать отметку в путевом листе

Итоги обследования фиксируют в двух документах: журнале осмотров и путевом листе.

В путевом листе медработник указывает дату, время проверки, ставит подпись с расшифровкой (приказ Минтранса России от 11.09.2020 № 368). Штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» ставится, если этой фразы нет в бланке путевого листа (п. 16 Порядка проведения медосмотров, утв. приказом Минздрава от 15.12.14 № 835н).

Как ставить отметку о медосмотре в путевом листе

Если водитель выходит в рейс без отметки врача в путевом листе, то надзорные органы в случае проверки выпишут штраф по ст. 11.32 КоАП РФ либо по ст. 5.27 и 12.32 КоАП РФ.

Скачать

Скачать образец должностной инструкции водителя автомобиля в формате .doc вы можете
по этой ссылке

FAQ (часто задаваемые вопросы)

  1. Что служит подтверждением того, что водитель прошел предрейсовый инструктаж?

Основные данные о прослушанных инструктажах вносятся в журнал проведения инструктажей, который находится на рабочем месте специалиста по БДД. На руках же у водителя есть для этого путевой лист. Там помимо даты, рабочего задания и общей информации о маршруте и грузе, должны быть отметки о пройденном медосмотре и техосмотре транспортного средства, а также отметка о прохождении инструктажа по БДД. Без путевого листа выезжать на линии запрещено. Без отметки специалиста по БДД, путевой лист недействителен.

  1. Зачем водитель должен расписываться в журнале инструктажей?

Подпись водителя в журнале – это доказательство того, что он лично присутствовал на лекции по БДД и прослушал необходимую информацию по безопасности. Если в путевом листе будет стоять отметка, а в журнале подписи нет, водитель будет отстранен от управления автомобилем, ответственный по БДД наказан, а руководство компании оштрафовано.

  1. Кто может проверить подлинность того, что водитель прослушал предрейсовый инструктаж?

Проверить соблюдение требований законодательства по БДД у водителя коммерческого транспорта может инспектор ГИБДД (достаточно проверить отметку в путевом листе), проверку документов и совпадение отметок об инструктажах служба Минтранса. Для компаний-автоперевозчиков (доставка грузов и перевозка пассажиров) главным контролером является УГАДН РФ.

  1. Если водитель перевозит детей в пределах города и на регулярной основе, нужно ли ему проходить предрейсовый инструктаж?

Да, в обязательном порядке, при выполнении перевозки детей, все водители, независимо от опыта, стажа и порядка работы, проходят предрейсовый инструктаж. Этот вид пассажироперевозок опасен и подвергается наиболее жесткому контролю со стороны государства.

фото 4

В заключении следует отметить, что предрейсовый инструктаж водителей – обязательная мера по информированию персонала юридического лица о всех особенностях автоперевозки, что позволяет дать водителям необходимую информацию о самой перевозке, ее климатических, временных и технических особенностях, специфике груза, режима и уровня безопасности транспортировки, а также о мерах обеспечения защиты людей и грузов от аварийных ситуаций.

Проводят инструктажи для водителей специалисты по БДД, которые составляют предварительный график лекций, продумывают их содержание и контролируют прохождение водителями инструктажей в обязательном порядке. Без отметки о прослушанном инструктаже в путевом листе, выезжать на линию нельзя, даже если все остальные документы в полном порядке.

Транспортные средства типа «погрузчик»

должностные обязанности водителя легкового автомобиля

В зависимости от вида автоматизированного погрузчика, меняются и требования к шоферу. Например, если человек закреплен за небольшой машиной, работающей исключительно на территории предприятия, ему достаточно пройти лишь небольшой инструктаж, а вот управляющий полноценным транспортером должен иметь права надлежащей категории.

Помимо этого, должностные обязанности водителя погрузчика включают в себя и ответственность за транспортируемый груз. Также он регулярно должен проверять все механизмы и соединения, что отвечают за подъем данных тяжестей.

Перевозка пассажиров

Наиболее обширной должна быть должностная инструкция, написанная для шоферов, занимающихся перевозкой большого количества людей. Это связано с тем, что данный вид услуг требует повышенного внимания и соблюдения ряда законодательных норм.

Так, должностные обязанности водителя автобуса предписывают ему ежедневно проводить проверку технического состояния его транспортного средства. Также в случае опасности он должен знать, как правильно эвакуировать людей, а при необходимости оказать им первую медицинскую помощь.

Также не стоит забывать о тех пунктах, которые обязывают водителя к вежливому обращению с пассажирами.

Безопасность при аварийных ситуациях

В данном разделе следует отразить формулировки:

  • обязывающие водителя оперативно информировать работодателя об аварийных ситуациях и иных инцидентах, свидетелем которых он стал;
  • обязывающие водителя оказывать пострадавшим первую помощь в соответствии с установленными правилами, содействовать доставке пострадавшего в лечебное учреждение, вызывать человеку скорую помощь либо обращаться за помощью к медработникам организации;
  • устанавливающие порядок реагирования водителя на обнаружение неисправностей в газовой системе;
  • устанавливающие порядок реагирования водителя на обнаружение утечки газа из топливного баллона;
  • регламентирующие порядок управления газовыми вентилями, устанавливающие требования по безопасности управления вентилями;
  • устанавливающие запрет на осуществление определенных действий по управлению газовым оборудованием при работающем двигателе либо активированном зажигании, а также при расположении автомобиля около стоянки, источников огня либо мест нахождения граждан.

Инструкцию по охране труда водителя грузовика вы найдете в «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ к К+ и скачайте образец инструкции.

Нюансы оформления инструкции

Приказ № 16 предписывает работодателям составлять инструкции по охране труда с учетом установленных требований к структуре обложки, первой и последней страниц соответствующих документов. Данные требования содержатся в приложениях 1, 2 и 3 к данному приказу.

В приложении 1 к приказу № 16 зафиксирована структура обложки инструкции по охране труда. Она предполагает несколько блоков:

  • наименование фирмы-работодателя;
  • наименование должности, для которой составляется инструкция;
  • место и год составления инструкции.

В приложении 2 к приказу № 16 приведена структура первой страницы документа. Она предполагает наличие полей, в которых приводятся:

  • наименование предприятия;
  • отметки об утверждении инструкции руководителем фирмы и представителем профсоюза;
  • наименование должности, для которой составляется инструкция.

В приложении 3 к приказу № 16 отражена структура последней страницы документа. Она предполагает наличие:

  • блока с Ф. И. О. руководителя подразделения, в котором разработана инструкция, а также его подписью;
  • блока с Ф. И. О. начальника службы охраны труда, с которым согласована инструкция, а также его подписью.

В целях более эффективного усвоения водителями норм безопасности труда, формирования у них последовательных установок на осуществление необходимых действий в нештатных ситуациях на производстве рекомендуется дополнять инструкции по охране труда документами, раскрывающими ее отдельные положения и демонстрирующими их более наглядно. Это могут быть, к примеру, памятки, схемы, плакаты. Нюансы инструкций можно также разъяснять посредством показа сотрудникам тематических фильмов, презентаций, иных мультимедийных продуктов и т. д.

Итоги

Инструкция по охране труда для водителя автомобиля — документ, который работодатель обязан составлять в силу требований ТК РФ. Алгоритм составления и утверждения данной инструкции регламентируется положениями федеральных и ведомственных нормативных источников.

Ознакомиться с иными аспектами обеспечения безопасности труда на предприятиях вы можете в статьях:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий