Нормы времени работы водителей

Установление режима труда и отдыха водителей автобуса в 2019 году

Режим труда и отдыха водителей автобусаВ этой статье речь пойдет о режиме труда и отдыха водителей, регламентированном законодательством. Дело в том, что уже несколько лет на территории России можно получить не только штраф за отсутствие тахографа (устройства, контролирующего режим работы водителя), но и штраф за нарушение режима труда и отдыха.

  • • характер автобусного маршрута — внутригородской или междугородный;
  • • дальность автобусного маршрута;
  • • режим учета рабочего времени, применяемый на предприятии;
  • • другие факторы.

В большинстве случаев водители автобусов трудятся в режиме нормальной рабочей недели, которая предполагает пять восьмичасовых смен общей продолжительностью 40 часов. Для видов работ, которые невозможно уложить в указанный график, может быть установлен суммированный учет рабочего времени. Максимальная продолжительность учетного периода составляет шесть месяцев — она устанавливается для курортных территорий с выраженной сезонностью. При суммированном учете продолжительность одной смены может достигать десяти часов, а в исключительных случаях — 12 часов.

Водители автобусов – это рабочие, труд которых имеет свои специфические особенности. Дополнительное напряжение связано с тем, что водитель управляет транспортным средством, несущим потенциальную опасность. Водитель постоянно страдает от воздействия окружающей среды. Самый опасный фактор – напряжение, как физическое, так и ментальное.

Руководитель отвечает за составление соответствующего графика. Документ составляется ежемесячно, отдельно для каждой из созданных смен. Иногда требуется отдельное оформление дней. Работодатель отвечает в данном случае за установку:

• момента, когда выполнение обязанностей начинается ;

• конечного пункта и времени;

• смены в зависимости от ее длительности;

• перерыва, когда водители просто отдыхают, питаются;

• отдыха за каждый день и каждую неделю.

Составляя графики, надо учитывать, в каком режиме работает организация в целом. В качестве основы берут учет времени по ежедневной либо суммированной схеме. Отдельное задание формируется для тех, кого отправляют в дальние рейсы.

rezhim_raboty_truda_i_otdyha_voditelya_novye_pravila_2021.jpg

Похожие публикации

С января 2021 года режим труда и отдыха водителей автомобилей будет существенно изменен. Нововведения утверждены Приказом Минтранса России от 16.10.2020 № 424. Новые правила будут применяться до конца 2026 года. Особенности режима труда и отдыха водителей в 2021 году будут рассмотрены в нашем материале.

Международный рейс – отличаются ли график труда и отдыха водителей?

Если маршрут дальнобойщика получил статус международной перевозки, его сменный график в маршрутном листе формируется администрацией в соответствии с европейским соглашением о работе экипажей транспортных средств, совершающих международные автомобильные перевозки, далее ЕСТР.

Говоря другими словами, если планируется поездка в страны ближнего или дальнего зарубежья, логист обязан заложить в путевом листе водителя график, предусматривающий остановки через каждые 4,5 пути, как того требует европейское соглашение. Надо сказать, это и является основным отличием от требований из Трудового Кодекса РФ, написанного для междугородных перевозок по стране

Какие изменения вступят в силу с января 2021 года

Нововведения затронут работающих по найму водителей автомобилей и ИП, самостоятельно управляющих автомобилем в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Изменения не затронут водителей автомобилей, занятых в таких сферах:

  • обслуживание органов государственной власти;
  • междугородние перевозки;
  • ведомственная охрана;
  • оперативно-розыскная деятельность.

Также исключением являются водители скорой помощи и пожарных автомобилей, водители-военнослужащие и др. Исчерпывающий перечень водителей, которых не затронут нововведения, приведен в п. 1 Приложения к Приказу Минтранса № 424.

В соответствии с новым Приказом Минтранса режим труда и отдыха водителей претерпел немало изменений, в частности:

  • Расширен перечень водителей, которым разрешено не соблюдать утвержденные требования. А вот водители, входящие в состав вахтовых бригад, теперь смогут работать только по общепринятым правилам. Для них необходимо составлять график работы и придерживаться установленного режима труда и отдыха водителей в 2021 году.
  • Отменены ограничения рабочего времени для 5-ти и 6-дневной рабочей недели (8 и 7 часов в день соответственно). В Приказе Минтранса о режиме труда и отдыха водителей указано только общее ограничение – продолжительность рабочей недели может составлять не более 40 часов.
  • Максимально допустимое время управления автомобилем – 9 часов в день. При необходимости водитель транспортного средства сможет увеличивать его до 10 часов, но это можно делать не более 2 раз в неделю. Еще на 2 часа можно увеличить время движения, чтобы завершить перевозку или доехать до места стоянки.
  • Отменен суммированный учет на период до 6 месяцев. Обновленный режим работы труда и отдыха водителя предусматривает, что теперь продолжительность периода для суммированного учета всегда будет составлять 1 месяц. Но если профсоюз даст одобрение, этот период может быть увеличен до 3 месяцев.
  • Теперь можно разделять смену на части, перерыв между которыми должен наступить не позднее чем через 5 часов после того, как водитель приступил к работе. Но это допускается только с согласия водителя и после получения одобрения профсоюзного органа. Время перерыва между частями рабочего дня не входит в рабочее время водителя.
  • Водители должны отдыхать не менее 45 часов в неделю (ранее было 42 часа).
  • Минимальная продолжительность ежедневного отдыха для водителей, по отношению к которым применяется суммированный учет рабочего времени, в 2021 году составит 11 часов вместо 12.

Порядок оформления ненормированного рабочего дня водителя

Существенных отличий в процедуре документального оформления ненормированного режима водителей с 2021 года нет. До его ведения работодатель обязан закрепить в локальном акте перечень должностей, для которых он возможен. Ненормированное время может быть введено как при приеме на работу, так и впоследствии – для уже трудящегося сотрудника.

Поскольку режим труда и отдыха – это обязательное условие трудового договора, оно должно быть включено в его текст при приеме. Если сотрудник уже трудится в компании, подобное обстоятельство указывают в дополнительном соглашении к трудовому договору.

Учет рабочего времени водителя

Водитель, согласно трудовому договору, не может выполнять свои служебные обязанности, если в организации работодателя отсутствует график работы. Поэтому график – документ обязательный, составляется ежемесячно и содержит подробную информацию о количестве рабочих дней и выходных, времени рабочих смен, отдыха и перерывов на питание.

График работы водителя является важным элементом системы учета рабочего времени сотрудника и начисления заработной платы. На сегодняшний день существует два типа учета:

  • Ежедневный – учитывается количество отработанных дней в неделю и установленных законодательством часов работы в день (стандартная 40-часовая неделя по 9 часов за рулем + допустимые 10 часов дважды в неделю). Учитывается не количество часов управления авто, а количество часов нахождения на рабочем месте.
  • Суммированный – учитывается длительность рабочего дня (количество отработанных часов) за месяц. Длительность рабочего дня не должна превышать 10 часов.

Возможен ли 12-часовой рабочий день? Да, в некоторых случаях это допускается, если:

  • необходимо доехать до места стоянки или закончить срочную перевозку;
  • водитель работает на автомобиле Скорой помощи, такси, почтовой, коммунальной, связной, аварийной, инкассаторской и некоторых других служб, а также при вахтовой работе;
  • водитель управляет городским или пригородным автобусом.

Полностью ненормированный график работы разрешен для водителей машин МЧС, МВД, аварийно-спасательной службы, ведомственной охраны, геологоразведочных партий, органов власти и самоуправления, а также при международных перевозках. Ненормированное рабочее время в течение суток может иметь любую продолжительность, но не должно превышать 40 часов в неделю.

Итоги

С 01.01.2021 вступает в силу новый приказ Минтранса, регулирующий в том числе правила применения режима ненормированного дня для водителей.

Устанавливать ненормированный день допустимо только водителям легковых авто, используемым для служебных задач. Также может не нормироваться рабочий день водителей, занятых в сфере геологоразведки и изысканий. Для всех прочих категорий водителей ненормированный режим недопустим.

Нанимателю также следует помнить, что он может продлевать рабочий день водителя (с соблюдением установленных ограничений), но не может увеличивать максимально допустимое время непосредственно пребывания за рулем, установленное Минтрансом с 2021 года.

Приказ об утверждении рабочего времени водителей

Приводим образец приказа об утверждении рабочего времени водителя в режиме ненормированного рабочего дня

Пример расчета рабочего времени водителя

Рабочее время водителя рассчитывается с учетом всех видов деятельности в течение смены (время за рулем + время не за рулем + специальные перерывы):

Ответственность для нарушителей режима

Законодательством предусмотрена ответственность за нарушение режима труда и отдыха водителей. Отвечать придется и водителям, и их работодателям. Размер штрафа указан в ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ:

  • для водителей – 1,5-2 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – от 7-10 тыс. руб.;
  • для ИП – 15-25 тыс. руб.;
  • для юрлиц – 25-50 тыс. руб.

Кроме того, работодателям и ответственным должностным лицам будут грозить штрафные санкции в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение норм трудового законодательства. Нужно отметить, что штраф за режим труда и отдыха водителей организации и должностные лица будут уплачивать только в том случае, если они утвердили график работы с нарушением законодательных норм.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий