На какой высоте летают самолеты боинг

Факты о высоте и скорости полетов самолетов разных авиакомпаний

Каждый взлет и посадка самолета обычно занимает несколько минут. Все остальное время полета самолет находится в воздухе на большой высоте. Но как высоко летают самолеты, и с какой максимальной скоростью они могут двигаться? Давайте узнаем.

Высота пассажирских самолетов

В пассажирской авиации высота полета определяется техническими возможностями воздушного судна и установленными правилами. Высота может быть максимальной и идеальной. Выбор высоты не зависит от решения командира, он ограничен в своих действиях наземными службами.

Максимальная высота полета пассажирского самолета

Большинство «первооткрывателей» воздушного пространства очень переживают перед первым полетом. Одних пугает высота, других скорость, третий «а вдруг упадет», четвертые переживают, что воздуха всем может не хватить. В общем, причин много. Основная, конечно же, это, все же, высота. По большому счету нет поводов для переживаний, потому как самолеты являются самым безопасным средством передвижения в мире.

В этой статье речь пойдет о том, на какой высоте летают пассажирские самолеты, мы предоставим также информацию для сравнения высот следования других воздушных судов, а также выясним, что подразумевает под собой фраза «идеальная высота».

На какой высоте летают пассажирские и военные самолеты — минимальные, максимальные и идеальные показатели

Тем, кто имеет представление о самолетах только с позиции пассажира или обычного горожанина, наблюдающего летающие машины с земли, сложно сказать наверняка, на какой высоте летают самолеты. Также загадкой является то, кто принимает решение о следовании на определенном уровне над землей, и чем оно бывает продиктовано. Тем не менее высота — важнейший фактор успешности полета и избегания аварийных ситуаций в воздухе.

Краткая история компании Boeing

Компания Boeing берет начало в 1916 году. 15 июня ее будущий основатель, Уильям Боинг, представил гидросамолет B&W, совершивший первый полет с успешным приземлением на ВПП. После этого он решил открыть компанию под названием The Pacific Aero Products Company для производства собственной авиации. Годом позднее ее переименовали в привычный Boeing Airplane Company.

Краткая история компании Boeing

В первые годы немалая часть коллектива состояла из плотников и портних. Они занимались изготовлением и обработкой крыльев, так как те производились с использованием специальной ткани, а также созданием деревянных элементов. Во время Второй мировой войны Boeing взялся за строительство бомбардировщиков. Тогда большинство мужчин, работавших в компании, ушли на войну, а на их места пришли работать жены. Несмотря на это, темпы производства даже возросли – с конвейера сходило по 350 самолетов каждый месяц.

Boeing

Времена экономического кризиса заставляли компанию расширять деятельность. Поэтому периодически на заводах «Боинг» выпускались лодки, одежда и другие предметы, не связанные с авиацией. Такой подход позволил компании не рухнуть под финансовыми трудностями, став крупнейшим производителем самолетов. Сейчас она занимается не только авиацией, но также проведением научных исследований и разработкой аэрокосмических технологий. В 2019 году «Боинг» стал одной из компаний, выбранных NASA для создания прототипов космических летательных аппаратов, предназначенных для высадки на Луну по новой программе «Артемида».

Высота

Высота полета самолета различается в зависимости от типа, модели самолета, его размера, наличия определенного оборудования и функций. Небольшие самолеты гражданской авиации и некоторые реактивные небольшие самолеты летают не выше 6000 метров. Большие и высокоскоростные авиалайнеры летают в верхних слоях на высоте 7000-13000 метров. Маленькие легкомоторные самолеты обычно не поднимаются выше 2000 м.

Для коммерческих пассажирских самолетов идеальная высота 10-12 км. На этой высоте почти нет вертикального воздушного потока. Именно на этой высоте самолет летит плавно благодаря небольшой плотности воздуха, небольшому сопротивлению воздуха. Также на этой высоте достигается максимальная экономия топлива на большой скорости. Именно на этой высоте пассажирские авиалайнеры летят на большой скорости.

Некоторые пассажирские бизнес-джеты летают выше: обычно их полет проходит на высоте 15000 метров. Это необходимо для максимальной экономии топлива. Обычно бизнес-джеты из-за своих размеров не могут похвастаться огромным запасом топлива. В итоге для максимальной дальности полета некоторые современные модели бизнес-джетов поднимаются на высоту 15 км.

Что касаемо военных сверхзвуковых самолетов, то, чтобы уменьшить расход топлива, военные летчики поднимают некоторые самолеты на высоту 13500-18000 метров или выше. Это необходимо для максимального снижения сопротивления воздуха.

Рекорд же высоты полета принадлежит американскому испытательному гиперзвуковому военному самолету North American X-15, который может подниматься на высоту 108 000 метров.

Вот крейсерские высоты и практические потолки нескольких распространенных моделей самолетов (Боинг в качестве примера):

Крейсерская высота самолетов Боинг

  • Боинг 737-100 – 10 670 метров
  • Боинг 737NG – 12500 метров
  • Боинг 747 – 10670 метров
  • Боинг 747-800 – 13100 метров
  • Боинг 777 – 11000 метров
  • Боинг 777-200 – 13140 метров

История создания самолёта

В конце шестидесятых прошлого столетия в мире наблюдался расцвет авиации. Пассажиры предпочитали путешествовать самолётами, а высокий спрос на авиабилет подтолкнул конструкторов спроектировать огромный лайнер, который бы вмешал до 500 пассажиров.

Первая модель двухэтажного Боинга взлетела в небо в 1969 году. Это был пассажирский авиалайнер, способный совершать беспосадочный полёт на расстояние до 10000 км. Его создателем считается американский инженер Джо Саттер. До этого он работал над Боингом 737 и тяжёлым транспортным самолётом для ВВС США.

Сборка Вoeing 747

Сборка Вoeing 747

В носовой части нового лайнера находились 2 палубы, они располагались друг над другом, отчего сам самолёт казался немного горбатым. Кабина пилотов была в верхнем ярусе. Разработчики неслучайно сделали корпус лайнера именно такой формы. Они думали, что вскоре Боинг 747 вытеснят сверхзвуковые самолёты. Полученный борт собирались использовать для транспортных целей. К тому же лайнер был оборудован 4 двигателями и расходовал в полёте слишком много топлива.

Boeing 747

Однако последующие модели Боинга прошли доработку и стали более экономичными. Вот уже 50 лет Вoeing 747 ежедневно взлетает в небо, перевозит авиапассажиров и является одним из самых тяжёлых и вместительных воздушных суден. Стоимость самолёта последней модели 747–8 — 379 млн. долларов.

Что еще влияет на высоту полетов

То, на какой высоте летит самолет, определяется следующими нюансами:

  • моделью воздушного судна;
  • грузоподъемностью;
  • скоростью;
  • загруженностью воздушных коридоров;
  • допустимым расходом топлива;
  • количеством кислорода и разреженностью атмосферы.

Почему стандартный вариант для гражданской авиации — 10 000 м? На это влияет ряд факторов:

  • Реактивным двигателям требуется охлаждение. Если подняться на 10 000 м, температура за бортом составит – 50 ˚C.
  • Для нынешних самолетов не станет трагедией выход из строя 1 двигателя, но попадание птиц в турбины нежелательно. По этой причине судно поднимается на уровень, куда не долетают пернатые.
  • Если возникнет непредвиденная ситуация, у экипажа и диспетчеров будет больше времени на принятие решений.
  • На этом уровне лайнер оказывается выше облаков. Непогода будет влиять на него меньше.

Разработки компаний Airbus и Boeing позволяют лайнерам подниматься выше — на 13 000 м, поскольку их двигатели мощнее, чем у ТУ-154. Для последних предельно допустимая высота —12 100 м.

вид из иллюминатора

Пояснения также дает Джон Кокс — бывший капитан U. S. Airways, который вышел на пенсию и основал консалтинговую компанию в сфере безопасности авиалиний. В интервью для USA Today он ответил на ряд вопросов:

  • На сколько может подняться самолет, не получив повреждений? У каждой модели есть сертифицированная максимальная высота. Она определяется во время тестовых полетов, но затем значение немного снижают. Это необходимо, чтобы обеспечить безопасность экипажу и пассажирам.
  • Есть ли высота, где не существует турбулентности? Неприятное явление, которого боятся пассажиры, отсутствует там, где мало воздуха. Если подняться над уровнем моря на 15—16 км, турбулентности не возникнет. Но на обычных авиарейсах лайнеры летают ниже.
  • Что произойдет, если судно поднимется выше, чем разрешено сертификацией? Двигатели не смогут производить достаточно энергии для полета. Но разгерметизации салона или кабины не случится.

Определение высоты полета основано на комплексе данных, поэтому устанавливается индивидуально. Если хотите узнать точный показатель, прислушивайтесь к объявлениям, которые делает пилот.

Первый самолет, сконструированный братьями Райт, поднимался над землей всего лишь на 3 м. Когда конструкторам удалось достичь уровня верхушки Эйфелевой башни, они произвели сенсацию. А узнать подробнее, на какой высоте и как летают нынешние самолеты, вы сможете из видео:

Правила расчета идеальной высоты лайнера

Пассажирские самолеты летают на высоте 9-12 тысяч метров. Эти параметры неслучайны. Они получены методом физико-математических расчетов и способствуют достижению наименьшего расхода топлива при лучшей скорости, которую может набрать авиалайнер.

Факторы, которые влияют на выбор подходящей высоты судна:

  1. Модель самолета;
  2. Скорость движения борта;
  3. Расход авиационного топлива;
  4. Количество кислорода в воздухе или уровень его разреженности.

Обратите внимание! Аэродинамическая конструкция лайнера предполагает взаимодействие с воздушными потоками при движении. Их количество должно быть оптимальным для скорости судна и расхода топлива. Именно поэтому каждый самолет имеет свой эффективный коридор, где достигается лучшее соотношение сопротивления воздуха и сжигания авиакеросина.

Физические вычисления

Курс простейшей физики учит, что чем выше подняться в воздух, тем разреженнее он станет. Высоко в горах профессиональные альпинисты надевают кислородные маски и используют специальные баллоны со сжатым воздухом. Воздушные корабли обладают герметичной конструкцией, внутри которой людям комфортно дышать. Находиться так высоко в атмосфере без соответствующего снаряжения человек не сможет. Зачем же воздушным судам летать так высоко?

Та же физика показывает, что в разреженном воздухе снижается сопротивление воздушных масс, а значит, самолету легче лететь и достигать наибольшей скорости. Этот же параметр влияет и на расход топлива, ведь чем меньше напрягается механизм двигателя, тем меньше он питается горючим. Таким образом, не испытывая сильного лобового сопротивления воздуха машина летит быстрее и расходует керосин экономнее.

Так почему бы лайнеру не подняться еще дальше вверх? Ведь где-то там наверху в стратосфере кислорода совсем мало. Но воздушные массы необходимы судну, чтобы быть «наплаву». Воздух поддерживает воздушный борт так же, как волны корабль в море. Выше 12 тысяч метров машина начнет заваливаться и потеряет устойчивость, ведь крылья самолета не будут поддерживаться воздушными потоками.

Ответ на вопрос, на какой высоте летают пассажирские самолеты прост: на той, которая финансово выгоднее для авиакомпании и пассажиров. Чем больше расход авиационного топлива, тем больше стоимость билетов.

Важно! Самый большой расход топлива происходит на взлете, ведь чтобы поднять такую «махину» вверх быстро и плавно, требуется колоссальная энергия. Если в этот момент судно попадет в зону турбулентности, пассажиры ощутят очень сильный толчок. Именно поэтому в момент, когда происходит набор высоты всем пассажирам авиалайнера нужно находиться на своих посадочных местах, надежно зафиксировав себя ремнями безопасности.

Понятие минимальной, максимальной и идеальной высоты полета воздушного судна

Набор высоты — один из самых важных этапов для успешного полета воздушного судна. Нередко внутри современных пассажирских лайнеров установлены табло, на которых производится демонстрация расстояния, отделяющего самолет от поверхности земли. Чем обусловлена высота полета пассажирского самолета? Как пилот понимает, на каком удалении от земли двигаться?

Все самолеты имеют перечень технических характеристик, который определяется назначением воздушного судна, его модификацией и моделью. Соотношение характеристик определяет для самолета его коридор следования, т. е. уровень воздушного пространства, оптимальный для перемещения.

Существуют различные высоты полета:
1. Истинная – от уровня точки, находящейся непосредственно под воздушным судном.
2. Относительная – от уровня порога ВПП, уровня аэродрома, наивысшей точки рельефа.
3. Абсолютная – от уровня моря.

Границы коридора определяются такими величинами, как максимальная высота и минимальная. В этих пределах самолет может осуществлять перемещение без угрозы утраты контроля над управлением и без повреждения систем машины. Для современных пассажирских самолетов доступные для перемещения уровни находятся в пределах от 9 до 12 км над землей.

Если максимальная высота полета пассажирского самолета определяется техническими возможностями судна и должна соблюдаться для безопасности полета, то и другая характеристика — идеальная — большей степени касается эргономики перемещения.

Идеальное значение также рассчитывается из характеристик конкретного воздушного судна. Это высота, при которой воздушное судно испытывает наименьшее сопротивление воздуха. В первую очередь, при снижении такого сопротивления снижается и расход топлива. Также испытывая минимальное трение о воздух, самолет дольше сохраняет невредимость корпуса и систем.

Скорость

На каждой стадии полета самолет летит с разной скоростью. Так, во время взлета самолет летит со скоростью набора высоты. На высоте 10 км самолет набирает максимальную крейсерскую скорость. Далее после начала снижения скорость постепенно снижается. При посадке также выставляется скорость посадки.

Обычно скорости взлета и посадки не сильно отличаются. Они неодинаковы, но близки друг к другу.

Скорость самолета измеряется в узлах, где 1 узел = 1 морской миле/час = 1,852 км/ч.

Для взлета в зависимости от технических характеристик самолета минимальная взлетная скорость может составлять от 250 до 380 км/час.

Крейсерская скорость самолета после набора высоты связана с моделью самолета, его двигателями и техническими характеристиками.

Конфигурация салона

Боинг 747 имеет 2 палубы. На верхней размещаются пассажиры бизнес-класса. На нижней: в носовой части — бизнес-класс, а за ним в нескольких салонах — места для пассажиров экономкласса. Кабина пилотов расположена вверху. Подняться на верхний ярус можно по лестнице.

На верхней палубе могут находиться 50 авиапассажиров. Верхний салон Боинга может быть разделён на две секции — сразу за кабиной пилота 3 ряда для пассажиров бизнес-класса, а за ними 9 рядов для ВИП-зоны. Наиболее вместительные Боинги, наоборот, верхний ярус отдают под экономкласс. Расположение мест — по 2 и 2 в каждом ряду. Между блоком из двух сидений — проход.

Схема салона Boeing 747-400

Схема салона Boeing 747-400

Вместимость пассажиров нижнего яруса — 300–500 человек. Места располагаются тремя блоками. По бокам — блоки из 3 или 2 (для хвоста и носовой части) сидений, посередине — блок из 4 сидений. В салоне около 60 рядов. Они разделены на несколько секций. В каждом ряду 3 блока, что соответствует 10 местам. Между 3 блоками 2 прохода. Наличие двух проходов — отличительная черта широкофюзеляжных лайнеров.

На какой высоте летают самолеты: максимум и минимум

Высота также определяется в зависимости от типа судна: в гражданской авиации погоня за показателем не нужна, а истребителям раньше приходилось подниматься повыше. Но для нынешних военных самолетов важнее скорость, с которой они выполнят задание и вернутся на базу. Причиной этого стало развитие технологий, поскольку ракеты класса «воздух-воздух» сбивают истребители на любой высоте.

Но способность самолетов военной авиации подниматься выше, чем обычные, сохраняется. Некоторые модели знаменитого U-2 достигают показателя 27 км! В этом случае давление столь невысоко, что пилотам приходится надевать специальные костюмы. Разреженный воздух играет на руку разработчикам реактивных моделей: те развивают скорость.

Определение высоты полета

Параметры наиболее подходящих маршрутов варьируются от погодных условий, дальности следования и технических характеристик самого самолета. Как уже ранее говорилось, высота пассажирского лайнера колеблется от 9 до 12 км. А вот идеальную высоту для воздушного судна выбирает диспетчер, исходя из метеоусловий.

Зачастую используется правило: воздушные суда, которые летят на восток, юго-восток, северо-восток – их коридор на высотах 9 и 11 тысяч метров над землей; самолеты, которые летят в сторону запада, юго-запада и северо-запада – их коридор 10 и 12 тысяч метров.

Исходя из этого, диспетчеры авиакомпаний определяют, какой коридор будет наиболее выгодным для лайнера и сообщают эшелон и уровень следования.

Максимальная высота полета пассажирского самолета

Все диспетчеры авиаперевозчиков работают в специально оборудованных штаб-квартирах и осуществляют контроль всех полетов от взлета до самого приземления.

На экранах радаров видно, где находится самолет, состояние его систем, коридор следования и атмосфера впереди. Более того, диспетчеры постоянно находятся на связи с бортом и при возникновении различных проблем стараются оперативно их решить.

Бытует мнение, что максимальная высота полета пассажирского самолета над землей – выше 12 км. Это не совсем верно. Редко, когда уровень 12 км над уровнем земли превышается. Если самолет взлетает выше данной отметки, он просто начнет сваливаться из-за слабой плотности воздуха. Также при завышенной высоте мощность двигателей спадает, а расход топлива начинает увеличиваться.

Служба авиадиспетчеров

Идеальную высоту, на которую поднимется самолет, высчитывает диспетчер. Он находится в специальном штабе перед монитором мощного компьютера, где видит все авиаобъекты в небе, которые находятся рядом с конкретным бортом. Оборудование помещения позволяет контролировать ход всего полета каждого судна. В режиме настоящего времени диспетчеры отслеживают:

  • Местоположение самолета;
  • Метеорологические условия за бортом;
  • Ожидаемую атмосферу впереди;
  • Зоны возможной турбулентности на пути;
  • Вертикальные и боковые эшелоны следования авиалайнера;
  • Исправность работы всех систем в самолете;
  • Поступающие запросы пилотов на бортах и дают оперативные ответы.

Работники невидимого фронта – профессия авиадиспетчера

Работники невидимого фронта – профессия авиадиспетчера

Авиалайнеры в небе летают не бесконтрольно. В облаках постоянно находятся тысячи воздушных кораблей. Чтобы не допустить их столкновения, соблюдаются строгие «правила воздушного движения». Каждый лайнер движется по своей дороге или реактивному маршруту. При прокладке маршрута или коридора следования учитываются погодные условия, природные катаклизмы, вооруженные конфликты на территории стран, над которыми будет проходить полет.

Эшелон движения каждого судна – это диапазон высот, в пределах которых летит лайнер. Без разрешения диспетчера авиалайнеры не поднимаются выше или не опускаются ниже своего эшелона. Существует также понятие бокового эшелонирования. Два борта могут находиться в воздухе на расстоянии не меньше 10 тысяч метров друг от друга, чтобы не допустить столкновения или завихрения воздушных потоков.

Дополнительная информация. Существуют утвержденные правила, по которым высота, на которую поднимается самолет, зависит от направления его движения. Суда, летящие в восточном направлении, занимают четные высоты, например, 30 или 36 тысяч футов. Авиалайнеры, которые движутся на запад, находятся всегда на нечетных высотах, например, 33 или 39 тысяч футов.

Почему пассажирские самолеты летают на высоте 10000 метров?

Выбор высоты полета обусловлен тем, что на разных уровнях воздух имеет различную плотность. Чем выше от поверхности земли, тем плотность воздуха ниже. Соответственно, воздушное судно тратит меньше мощности на преодоление сопротивления воздуха и может развивать скорость выше при меньших энергозатратах. Вот почему самолеты в основном летают на высоте 10000 метров: здесь воздух гораздо реже, чем на ближайших к земле.

Но возникает резонный вопрос: почему самолет летает на высоте 10 км, а не еще выше, если это позволяет экономить расход топлива и ускоряет движение? Пассажирским самолетам важна устойчивость в воздушных потоках. Крылья удерживают самолет в воздухе, как бы опираясь на потоки ветра. При подъеме на выше 10 000 м крылья становятся бесполезны, т. к. они неспособны удерживать тело воздушного судна в условиях разреженной атмосферы.

Оптимальная высота полета самолета

С военными судами дело обстоит иначе. Они способны перемещаться и в условиях разреженного пространства, правда, пилот испытывает при этом перегрузки, аналогичные тем, что испытывает космонавт. Самые большие высоты покоряют беспилотные аппараты: экспериментальные модели NASA способны летать и на удалении 30 км от земли.

Общее сравнение Boeing и Airbus без учета моделей

Обе авиастроительные компании можно сравнивать даже без учета самолетов и конкретных моделей. Airbus и Boeing имеют достаточно различий, выражающихся в статистике, деятельности и особенностях их произведенных машин. Первичной отличительной чертой считается страна, которую представляет компания. У «Боинга» – США. У «Аэробуса» – Англия, Франция, Германия.

Общее сравнение Boeing и Airbus без учета моделей

Какие еще общие отличия есть у компаний:

  • по доле рынка Boeing занимает 49,5%, Airbus – 50,5%;
  • первые в среднем примерно на $50 млн дешевле;
  • за последние 10 лет Boeing выпустил 3871 машину, Airbus произвел 4218 самолетов;
  • управление «Боингами» осуществляется с помощью штурвалов пилота и помощника, в «Аэробусах» представлено раздельное электродистанционное управление с сайдстиками;
  • сложность управления на самолетах «Боинг» несколько ниже;
  • Boeing может пилотироваться только человеком, Airbus – еще и работать под контролем компьютера;
  • обе компании устанавливают на машины системы механического резервирования электрики;
  • средняя заполненность «Боингов» значительно выше, «Аэробусы» часто летают при 60–80% нагруженности.

При общем сравнении становится понятно, что разница между компаниями и их машинами, не такая значительная. У каждой есть преимущества или недостатки, которые вполне умеренны.

Где находятся лучшие места в самолёте?

В салонах различных моделей 747 размещение сидений имеет свои особенности. Предварительно следует изучить схему посадочных мест выбранного авиалайнера. Все Боинги имеют зоны для пассажиров бизнес- и экономкласса. Модели этой версии бесшумные. Меньше всего шума и вибраций пассажиры ощутят в носовой части, лучшие места находятся в голове лайнера на втором ярусе. Как правило, там располагаются места бизнес-класса. Сидения в этой секции трансформируются в полноценную кровать. Расстояние между рядами —1,5 м.

У пассажиров бизнес-класса более разнообразное меню, бесплатные напитки, доступ к Wi-Fi, монитор с диагональю 15,4 дюйма.

В эконом-классе расстояние между сидениями — не больше 0,9 м. Спинку стула можно немного опустить. На нижней палубе находятся 3 блока санузлов. Правда, места у туалетов лучше не брать. Лучше всего сесть в носовой части нижнего яруса.

Небесные дороги: самолеты, летящие по одному маршруту, не столкнутся

Если самолеты летят приблизительно на одной высоте, не может ли судно, следующее рейсом «Москва—Париж» столкнуться с возвращающимся из Франции в столицу РФ? Ведь в воздухе одновременно оказываются 5 000 лайнеров (вы увидите в онлайн-режиме на специальном сайте). Не волнуйтесь: в гражданской авиации предвидены все сложные моменты. Нет причин гадать, сколько сейчас самолетов в воздухе и как им удается разминуться.

Лайнеры летают по определенным трассам, поэтому у каждого есть своя «воздушная дорога». А чтобы избежать лобовых столкновений, службы аэропортов разработали систему эшелонов (трасс по вертикали).

трассы по вертикали

Это означает, что в направлении «Москва—Париж» лайнер наберет одну высоту, а при возвращении опустится немного ниже. Между судами останется минимум 300 м.

Характерные отличия во внешнем виде

Многие пассажиры, смотря на самолеты, не понимают, чем отличаются «Боинги» от «Аэробусов». Все гражданские авиалайнеры, предназначенные для перевозки людей, похожи друг на друга. Особенно это касается продвинутой технологичной авиации двух компаний, сражающихся за превосходство. Но отличия есть, они заметны невооруженным взглядом. Достаточно присмотреться к некоторым деталям.

Характерные отличия во внешнем виде Боинга и Аэробуса

Как отличить Boeing с Airbus внешне:

  • средняя длина самолетов «Боинг» примерно на 3,28 м больше, но по высоте «Аэробусы» чаще всего выше;
  • нос у «Боингов» заостренный, на «Аэробусы» устанавливают носовую часть более закругленной формы с обтекаемой поверхностью;
  • хвосты у самолетов фирмы Boeing имеют незначительный изгиб, Airbus же делают их абсолютно прямыми без отклонений;
  • двигатели на «Боингах» вытянутые и похожи по форме на овал, на «Аэробусах» они всегда круглые;
  • стекла в кабине Boeing зауженные и разделены на отдельные секции, в Airbus они прямые и цельные без деления;
  • шасси на самолетах «Боинг» убираются путем складывания, на «Аэробусах» они втягиваются внутрь в начальном положении;
  • винглеты и шарклеты у Boeing небольших размеров, на машинах Airbus они длинные и высокие.

Такие внешние отличия может увидеть каждый человек, если обратит внимание на самолеты обеих фирм и рассмотрит их поближе. Но есть также другие, которые обычному пассажиру будут незаметны. Определить это сможет только специалист или опытный пилот, который видит самолеты ежедневно.

Сравнение высот самолетов

Максимальная высота полета пассажирского самолета

Высота реактивного самолета может достигать 25 км

Движение в небе также интенсивно, как и на обычных дорогах. И если понаблюдать в ясную погоду, то можно увидеть как несколько самолетов одновременно летят на разной высоте. Это зрелище бесспорно завораживает. Остается только восхищаться точным расчетам диспетчеров и профессионализму пилотов.

Конструкция

Вoeing 747 имеет интересную конструкцию — горб в передней носовой части. У самолёта 2 палубы, правда, верхняя укорочена на треть. Боинг 747 — низкоплан с крылом стреловидной формы. Оперение — однокилевое. У крыла имеются трехщелевые закрылки Фаулера. Они способствуют снижению скорости при посадке на коротких ВПП.

Компоновочная схема Boeing 747

Компоновочная схема Boeing 747

На Боинге установлено 4 двигателя. Топливные баки находятся в крыле и хвостовой части. Кабина пилотов находится на верхней палубе. У Боинга шасси состоит из одной носовой и четырёх основных опор. На носовой стойке — 2 колеса, на основных — по 4 колеса.

Кто определяет высоту в конкретном случае

Кто же устанавливает высоту полета для конкретного пассажирского самолета? Для ответа на вопрос придется вспомнить, что движение осуществляется по проложенным воздушным маршрутам. Лайнеры летят не прямо, а от одной установленной точки к другой. Траектория разрабатывается с учетом затрат топлива, и дальность должна быть минимальной.

Взглянув на изображение маршрутов, можно решить, что воздушные судна движутся по дуге. Ведь так отображается информация даже на мониторах в салоне! Но причина проста: Земля круглая, а карты или экраны плоские. Искажения при отображении данных не избежать, поэтому кажется, будто самолет движется по большой параболе.

маршруты самолетов

Маршруты не всегда проходят по прямой. Моделям с 2 двигателями при перелетах через океан не разрешается удаляться от аэропортов, где можно совершить экстренную посадку.

Систему управления этим движением осуществляют не пилоты, а диспетчеры. Ведь капитан на борту не всегда видит близость других лайнеров. Даже если он заметит приближающийся «Боинг», до столкновения останется мало времени. Поэтому навигацию осуществляет диспетчерская служба.

Увидев, что к воздушному судну приближается другое, диспетчер дает команду изменить высоту. Также иногда вносятся корректировки в курс и скорость полета. Справиться с задачами помогает радиолокационная система, показывающая реальное расположение самолетов. Когда лайнеры оказываются слишком близко, она подает сигнал; реагирует она и на чрезмерное снижение самолетов. Меры обеспечивают полную безопасность для экипажа и пассажиров, поэтому вы можете спокойно отдыхать или делать фото пейзажей за иллюминатором.

Загруженность воздушных коридоров

Несмотря на то что планета большая и по сравнению с площадью земной поверхности воздушное судно возможно принять за материальную точку, иногда возникают непростые ситуации. Сегодня в небе летает много техники. Особенно пассажирской. Конечно, это влияет и на диапазон расстояния от земли.

Военные самолеты

Поскольку воздушные суда, что обычно используются, сконструированы примерно одинаково и рассчитаны примерно на ту же нагрузку, то и воздушные коридоры для них примерно те же. Получается, что в небе до сих пор много места, но только не на оптимальной высоте полета.

Многие маршруты пролегают в одних и тех же местах. Ради экономии топлива. Воздушным судам обычно не нужно ничего огибать, а потому пути идут прямо из пункта вылета в пункт назначения.

И за это время они, во-первых, пересекаются во многих точках с маршрутами воздушных судов из других точек, а во-вторых, по одному и тому же маршруту сегодня летает масса машин.

В небе над городом

Вот почему жизненно важно иногда перестроиться в другой воздушный коридор, пусть не такой хороший в плане аэродинамики и экономии, зато свободный. Это все равно не так затратно по сравнению с изменением маршрута на какой-нибудь окольный.

Основные конструкционные различия

Конструкционно между Boeing и Airbus также есть отличие и даже не одно. Почти все популярные модели выполняются по одинаковой схеме, поэтому серьезные различия в конструкции между самолетами внутри каждой компании минимальны и встречаются редко. Выше упоминалось, что Boeing чаще длиннее самолетов Airbus, но по высоте он уже уступает. Ярким примером выступает крупногабаритный A380. Этот самолет произведен компанией Airbus и имеет на борту две палубы, предназначенные для 850 пассажиров. Его длина составляет 73 метра, а высота – 24.

Основные конструкционные различия Boeing и Airbus

Средние показатели размаха крыла на «Аэробусах» немного выше, благодаря чему они меньше весят и потребляют не такое количество топлива. Стробы, производящие регулярные вспышки света для возможности заметить другие самолеты при полете, тоже различаются. На Boeing они одинарные и светятся постоянно, а на Airbus двойные и имеют маленькую вспышку, которая периодически увеличивает яркость свечения.

Двери на «Боингах» открываются классическим распахиванием, а на «Аэробусах» они отодвигаются. Во втором случае их использование комфортнее и безопаснее. По вместимости Airbus намного превосходит Boeing. Среднее количество пассажиров на первом составляет 700 человек, на втором – 500. Если не учитывать A380, то «Аэробусы» все равно будут иметь преимущество по этому критерию. Но оно условно, так как заполненность на этих самолетах обычно неполная, что говорит о переизбытке кресел внутри салона.

Лётно-технические характеристики

Технические параметры и характеристики самолёта:

  • максимальная скорость — от 955 до 988 км/ч;
  • крейсерская скорость — от 0,84 до 0,85 М;
  • вместимость самолета — от 366 до 660 чел.;
  • высота полёта — 13750 м;
  • расстояние беспосадочного перелёта — от 9800 до 14815 км;
  • размеры лайнера (длина фюзеляжа) — от 70,6 до 76, 3 м;
  • ширина фюзеляжа — 6,5 м;
  • высота — 19,4 м;
  • площадь крыла — 541 кв. м;
  • расход топлива — 5 000 л/ч;
  • вес пустого самолёта — от 162 до 214 т;
  • максимальная взлётная масса (грузоподъёмность) — от 340 до 442 т;
  • запас топлива — от 183 до 424 тыс. л;
  • длина пробега — до 3300 м.

Перспективы

Современная авиация достигла некоего предела. Конечно, можно и дальше развивать самолеты, улучшать характеристики, и, возможно, даже увеличить в итоге скорость. Но пока что непонятно, зачем тратить огромные ресурсы на соответствующие исследования, разработки технологий и их внедрение в производство.

Винтовой авиалайнер

Пассажирские и другие самолеты, которые применяются нынче, отвечают задачам, для которых сделаны. Между тем перед человечеством встают глобальные проблемы. Например, накопившийся мусор из-за нерационального выпуска и потребления товаров.

Множество загрязнений в разных точках планеты угрожает всей экосистеме. И в таких условиях совершенствовать самолеты – сомнительное решение. Сложно представить, сколько на это ушло бы средств.

Скорее, будет развиваться космическая отрасль, направленная на поиск и освоение новых небесных тел для жизни людей. И она потребует такого количества ресурсов, что на совершенствование самолетов не останется средств. Даже если речь о военной технике.

Военный лайнер

Соответственно, раз не будут никак меняться самолеты, не будут меняться и правила относительно высоты их полета. Разве что, если число самолетов резко возрастет, возможно, придется увеличить диапазон и прописать новые пункты в нормативных документах. Но принципиальных перемен через лет десять, скорее всего, не будет.

Однако не исключено, что количество воздушных судов еще увеличится. Например, если по тем или иным объективным экономическим причинам возрастет выпуск. При этом многие ныне действующие наземные варианты транспорта будут, напротив, сокращаться или вовсе исчезнут.

Конечно, этот вариант маловероятен. Тем более это резко негативно отразится на окружающей среде, ведь самолет – далеко не самый экологичный вид транспорта, поскольку сильно загрязняет атмосферу. По крайней мере, при современных технологиях.

Полет самолета

Тонкости

Если все-таки начнут выпускать больше машин, чем нынче, то и загруженность воздушных коридоров значительно возрастет. Особенно если это будут аппараты вроде «Боинг 737», «Боинг 757-200» или А320. Потребуется расширить диапазон высоты полетов.

Возможно, просто начнут выпускать самолеты, которые лучше приспособлены для полетов ниже нынешнего.

Однако это негативно скажется на уровне шума. Постоянно летающие воздушные суда будут мешать всем, кто внизу. Особенно в точках пересечения множества маршрутов. При этом вряд ли диапазон высот полетов для гражданской авиации расширится вверх. Ведь там такая техника плохо летает из-за отсутствия воздушных потоков.

Наименование отметок

В заключение стоит отметить, что высота, на которой летают самолеты, определяется правилами. Пилоты лишь могут иногда внести корректировку, если того требует ситуация, но только по уважительной причине. И вряд ли существующие нормы изменятся, пока не возникнут принципиально другие типы самолетов.

Существует ли минимальный порог

С максимальной высотой полета пассажирского самолета все предельно ясно. Но существует ли минимальный допустимый порог?

Ограничения действительно были установлены международным законодательством. Наименьшая безопасная высота обозначается аббревиатурой LSALT. Чаще всего она применяется к частным самолетам, но правил должны придерживаться и авиакомпании.

низко летящий самолет

Законы запрещают опускаться ниже, чем на 1000 футов (305 м) над жилыми постройками и на 50 футов (152,4 м) над человеком или транспортным средством. Ограничения связаны с рядом факторов, в числе которых шум и безопасность. Правила не распространяются на случаи, когда самолет идет на посадку или взлетает на международном воздушном коридоре.

Модификации Boeing 747

Самой первой моделью был Боинг 747-100. Было выпущено 250 таких лайнеров. Первые самолёты этой версии приобрела немецкая авиакомпания Lufthansa. Лайнер без посадки мог пролететь 7 200 км. Самолёты вначале использовались для перевозки авиапассажиров, но потом некоторые переоборудовали для грузоперевозок.

Для перелётов на короткие расстояния на базе этой модели выпустили лайнер версии SR.

В 1976 г. появилась модель 747SP. Новому лайнеру укоротили фюзеляж, он весил меньше, чем первая версия. Самолёт мог перевозить 220 человек на расстояние до 10500 км, он развивал скорость до 980 км/ч. Было изготовлено 45 таких лайнеров.

Боинг 747-100

У Boeing 747-200 двигатели были более мощными, отчего увеличилась взлётная масса лайнера и расстояние беспосадочного полёта (10 800 км). Модификации 747-200 C и F эксплуатировались в качестве грузовых авиалайнеров.

Боинг 747-200

На самолёте 747-300 конструкторы увеличили верхнюю палубу. Лайнер мог взять на борт большее число авиапассажиров. Верхнюю и нижнюю палубу соединяла прямая лестница. На первых лайнерах она была в виде спирали. Самолёт мог без посадки пролететь 12400 км.

Boeing 747-300

Популярностью у авиаперевозчиков пользовались модели 747-400. Авиалайнер прошёл полную модернизацию: кабину пилотов оснастили современной авионикой, салон сделали более комфортабельным, усовершенствовали двигатели, в хвосте установили дополнительные топливные баки. В эксплуатацию лайнер поступил в 1989 году. Он мог вмещать 594 авиапассажира.

Боинг 747-400

В 2010 г. появился Боинг 747-8. Этот лайнер был длиннее предыдущей версии на 5,5 м и мог подняться в небо, имея вес 442 т. Самолёт мог разместить на своём борту 467 пассажиров и пролететь без посадки 14 815 км.

Боинг 747-8

Боинги версии LCF Dreamlifter разработали специально для перевозки запчастей для Боинга 787, которые выпускались субподрядными компаниями. По заказу ВВС США авиакомпания Боинг занималась проектированием военно-транспортных модификаций на базе 747 версии. Минобороны собиралось заказать 50 самолётов повышенной грузоподъёмности для перевозки военной техники. Однако из-за нехватки денег в бюджете ВВС США отказалось от этой идеи.

Температура и погода за бортом

Если вы часто пользуетесь услугами авиаперевозчиков, то обращаете внимание: пилоты информируют пассажиров о температуре за бортом. Но летите ли вы зимой или летом, чаще всего слышите, что показатель составляет – 50 ˚C. Почему так происходит?

Пассажирские лайнеры конструируются с расчетом, что они поднимутся на высоту 10 000 м. На этом уровне температура воздуха мало меняется в зависимости от времени года. Небольшие колебания возможны из-за разных факторов, в том числе погоды на участке, над которым вы пролетаете.

Факторы безопасности, влияющие на оптимальную высоту полета

Высотный самолет отличается от стандартного тем, что перемещение на больших высотах не вредит его системам. Это зависит от материала корпуса, формы крыльев, грузоподъемности и множества других факторов, заданных при конструировании летательного аппарата с определенной целью. Основные факторы, которыми определяется максимальная высота полета самолета:

  • модель и назначение судна;
  • грузоподъемность и фактическая загруженность на момент полета;
  • максимально допустимая скорость;
  • загруженность воздушного коридора, по которому проходит маршрут;
  • допустимый расход топлива;
  • степень разреженности атмосферы в конкретной высотной точке.

Обычно самолеты движутся на уровне больше 9000 м от земли. Это связано с тем, что здесь двигателям не требуется дополнительного охлаждения (за бортом достаточно холодно), на такой высоте нет птиц (их попадание в турбины опасно для летательного средства), судно следует выше уровня облаков (а значит, видимость хорошая и погодные условия практически не влияют). Помимо прочего, чем выше летит самолет, тем больше времени у экипажа для решения непредвиденных ситуаций.

Человеческий фактор при выборе оптимальной высоты полета

Оптимальный уровень полета зависит не только от технических характеристик. Ранее уже упоминалось, что такие величины, как эшелон перехода могут различаться в аэропортах разных стран. Высота полета может различаться в зависимости от направления движения судна (быть четной или нечетной).

Турбулентность

Однако набор высоты также может быть продиктован самим пилотом при возникновении непредвиденных ситуаций (например, столкновении с зоной сильной турбулентности). Такие ситуации в идеале должны быть предусмотрены диспетчерской службой, однако случаются природные явления, развивающиеся слишком стремительно, чтобы спланировать столкновение с ними заблаговременно. И тогда все зависит от человеческого фактора: быстроты принятия решений пилотом и мастерства экипажа.

Дальность полета

Оба производителя выпускают самолеты с разной дальностью полета, чтобы авиакомпании могли выбрать наиболее подходящий для каждого маршрута. Победителем в этом показателе выступает Boeing, так как его модельный ряд шире, что дает больше возможностей по подбору модели, и наибольшее расстояние преодолевает именно его авиалайнер.

Первое место по дальности занимает «Боинг 777-200LR». Второе и третье – модификации «Аэробуса A-340-500». Если выбирать самолет из соотношения дальности полета и количества перевезенных пассажиров, то лучшим вариантом становится Boeing 777. А при необходимости еще большего числа мест очевидным выбором будет Airbus A380.

Стоимость самолетов

Разница в стоимости «Боинг» и «Аэробус» играет в пользу первому. Американские самолеты примерно $50 млн дешевле европейских. Между некоторыми схожими моделями разница меньше или больше. Например, Airbus A380, позиционирующийся как конкурент Boeing 747, стоит на $90 млн дороже последнего.

Цена отражается также на стоимости билетов. Она не так значительна и чаще всего не замечается людьми, но при первом же сравнении все становится очевидно. Поспособствовать ее росту могут еще затраты на обслуживание самолета. А дорогая авиация обходится авиакомпании дороже.

Рекорды высоты, достигаемые пассажирскими самолетами

Несмотря на то что высотные самолеты теоретически могут достигать больше 13 000 метров над землей, крейсерская высота пассажирских лайнеров практически никогда не превышает 12 000 метров. Это наиболее комфортный вариант для экипажа, пилота, пассажиров и самой техники: так она расходует наименьшее количество топлива и не подвергается преждевременному износу.

 Ту-144

Однако авиастроение пыталось однажды «прыгнуть выше головы», выпустив сверхзвуковые пассажирские судна, способные побить рекорд высоты самолета гражданского назначения. Это были российский Ту-144 и французский Concorde. Они способны были перемещаться на уровне около 18 000 метров, а предельный показатель достигал 20 000 метров. Такие самолеты позволяли вдвое сократить время привычных воздушных маршрутов.

Concorde

Однако эти машины были сняты с эксплуатации по ряду причин. Во-первых, они были сложны и дорого обходились в плане технического обслуживания. Во-вторых, в ходе использования этих машин случались инциденты, повлекшие за собой гибель многих людей. В связи с этим самолеты были признаны ненадежными и выведены из использования.

Какой самолет комфортнее для пассажира

Если искать отличия «Боинга» от «Аэробуса» по уровню комфорта при перелетах в экономклассе, то все будет условно. Размер кресел на обоих самолетах одинаковы. Разница заключается только в компоновке, которая зависит от авиакомпании, и удобства конкретных мест.

Какой самолет комфортнее для пассажира

Поэтому базовые версии в салоне эконома практически не отличаются. На некоторых самолетах Airbus сильнее слышен шум двигателей и уже полки для ручной клади, но разница для большинства людей будет неощутимой.

Бизнес-класс различается сильнее. Практически все самолеты имеют мягкие широкие кресла с возможностью трансформации в кровать, а у каждого пассажира есть личные шкафчики. Но в авиалайнерах Airbus также присутствует возможность заказа частных апартаментов, можно пользоваться комнатой отдыха, посещать SPA-центр, ходить в душ.

Комфорт для пассажира в Аэробус

Чаще всего места в бизнес-классе Аэробусов имеют раздвижные стены, которые позволяют создать свою небольшую комнатку. Также самолеты оборудуются улучшенной вентиляцией, обеспечивающей поступление свежего воздуха и поддержание нормального уровня давления.

С какой высоты начинается невесомость?

Любители и профессионалы в сфере авиатехники наверняка знают, что при определенных условиях в самолете можно достичь невесомости. С какой высоты начинается невесомость? На какой высоте летает самолет, который способен на такое?

На самом деле, крейсерская высота не столь важна, когда речь идет о достижении невесомости. При определенных маневрах и обычный гражданский самолет может вызвать кратковременный эффект снижения гравитации, например, люди, которые часто летают самолетами, иногда могут заметить подобный эффект при заходе судна на посадку.

Длительный (до 40 секунд) эффект потери гравитации на самолете можно создать, если выполнить маневр по эллипсоидной траектории: резкий набор высоты, краткое выравнивание и затем резкий сброс. Такой маневр называется «провал в воздухе». С его помощью тренируются выдерживать перегрузки будущие космонавты.

Невесомость в самолете

Также есть специальные самолет, на которых выполняется по несколько сессий перегрузок за один полет. Они принадлежат космическим агентствам разных стран. Маневры на таких самолетах обычно находятся на высотах от 30 км.

Статистика катастроф – кто надежнее

Выбирая, какой самолет лучше, важным критерием выступает надежность. Если сравнивать в целом, то минимум аварий происходит у Airbus, но и полетов у них значительно меньше – 35 аварий на 28,3 млн рейсов. У Boeing этот показатель намного выше – 251 крушение на 461 млн рейсов. При подсчете станет ясно, что «Боинги» попадают в аварии более чем в два раза реже. Это автоматически делает их безопаснее самолетов от «Аэробус». Также преимущество американских авиалайнеров в расположении аварийных люков и дверей, которое позволяет спастись большему числу пассажиров при крушении.

Статистика катастроф – кто надежнее Боинг или Аэробус

Многое зависит и от конкретной модели самолета. Надежнее всех считаются: Boeing 777 и Airbus A340. На этих авиалайнерах соотношение количества катастроф к летным часам минимально. Самыми опасными стали Boeing 737 с Airbus A310. У первого одна авария приходится на 507,5 тысяч часов полета. У второго – на 1,06 млн.

Выводы: какой производитель лучше

Определить, что лучше, «Боинги» или «Аэробусы», невозможно. Обе компании выпускают продвинутые самолеты, которые имеют определенные преимущества и недостатки. Даже внутри своего модельного ряда производителем создают авиалайнеры, способные конкурировать между собой. Все они идут вровень друг с другом. В большинстве случаев для выбора, что оптимально подходит для перелета, «Аэробус» или «Боинг», стоит отталкиваться от личных предпочтений, приняв во внимание имеющиеся различия.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий