Можно ли велосипедистам ездить по тротуарам
Сходная ситуация неуместности возникает, когда велосипедист появляется в пешеходной зоне. Чтобы не мешать идущим по тротуару людям, велолюбитель должен помнить, что ехать следует в порядке приоритета по следующим участкам:
- пешеходным дорожкам;
- обочине;
- вдоль правого края проезжей части.
Ездить по тротуару разрешено, если вам ещё не исполнилось14 лет, вы перевозите или сопровождаете дошкольника, а также в том случае, когда возможность движения по более приоритетным зонам отсутствует. В большинстве наших городов до сих пор нет возможностей полноценного перемещения по велосипедным или велопешеходным дорожкам, а обочины завалены то мусором, то снегом. Тогда безопаснее действительно двигаться по тротуару.
При этом важно помнить уточнение, которое содержится в пункте 6 статьи 24 ПДД, напоминающее, что в случае, когда перемещение на велотранспорте мешает движению пешеходов, в обязанности велосипедиста входит предупредительное отношение к людям: водитель велосипеда обязан спуститься и продолжить путь по «густонаселённой» части дороги пешком. Если велосипедист попадает в зону пешеходки, это означает лишь то, что передвигаться по ней нужно как можно медленней и осторожней
Когда можно ездить по тротуарам на велосипеде, а когда нет?
Сейчас многие люди предпочитают вести здоровый образ жизни. Отличный способ поддерживать себя в отличной физической форме – кататься время от времени на велосипеде. Но для того чтобы поездка не доставляла никому проблем, нужно знать все правила вождения этого транспорта.
Правила дорожного движения для велосипедистов в 2021 году
Велосипед как вид транспорта становится все более популярным, и множество сторонников здорового образа жизни, да и просто экономных людей, пересаживаются на своих двухколесных друзей. А чем больше на дороге участников движения, тем строже нормы ПДД к ним. Рассмотрим максимально подробно, какие правила езды на велосипеде необходимо соблюдать, чтобы не попасть в ДТП.
ПДД велосипедиста, можно ли ездить строго по ПДД, велосипед на тротуаре-пешеходной дорожке
ПДД велосипедиста критично для понимания того что происходит на дорогах с участием велосипеда. В теории считается что Правила дорожного движения велосипедиста описывает все дорожные ситуации, к сожалению, это не так даже в теории. На практике ситуация совсем печальна. В ПДД есть серьезные ограничения для движения велосипедистов, плюс ряд моментов не описано. Соответственно, соблюдать ПДД велосипедистам очень сложно, иногда невозможно.
Для поездок на велосипеде водительское удостоверение не нужно и выехать на проезжую часть или тротуар может кто угодно. При этом базовое пониманием ПДД критично, интуитивная безопасная езда в условиях современного города невозможна. Хотя бы просмотрите ПДД поверхностно, даже понимание его разделов может спасти жизнь.
Оглавление:
Штрафы
Сотрудники ДПС довольно лояльно относятся к велосипедистам, но законом предусмотрены штрафы и для них!
Если присмотреться к этой формулировке, то любое нарушение, которое сделал велосипедист, должно наказываться штрафом в размере 800 рублей. Если он не был трезв, то штраф от одной тысячи рублей до одной тысячи пятисот рублей!
Штрафы для велосипедистов нельзя сравнить со штрафами для автомобилистов. Для последних вождение в алкогольном опьянении – пятьдесят тысяч рублей!
Несмотря на то, что есть штрафы и для велосипедистов, в России штрафуют редко.
В Польше тюрьмы переполнены велосипедистами, которые ехали в нетрезвом виде
Катайтесь на велосипеде, получайте удовольствие и не нарушайте ПДД!
Основные понятия, которые необходимо знать
Начнём с ключевых понятий, чтобы дальше было проще разбираться с ПДД.
В формулировке точно написано: «ТС», – а это значит, что все правила, применяемые для автомобилей, также действуют и для велосипедов.
Если вы едете на велосипеде, то являетесь непосредственным участником движения, и вам запрещено ехать по тротуару, а если вы идёте рядом с велосипедом, то вы – пешеход.
Определение тротуара
Тротуар является одним из элементов благоустройства городских дорог и он предназначен исключительно для передвижения пешеходов (по боковым частям улицы). Движение автотранспорта по тротуару запрещено, согласно Постановлению Правительства РФ (№ 221 от 22.03.14 г.).
Исключение в данном случае составляют грузовые машины, фургоны, которые подвозят товар к торговым объектам, или предприятиям, а также автотранспорт коммунальных служб и дорожно-зксплуатационных (ремонтные работы).
Что же касается велосипедов, то этот вопрос нужно рассмотреть более детально, так как согласно ПДД, движение по тротуару на велике может допускаться и запрещаться, в зависимости от существенных обстоятельств – возраста, наличия места для движения на проезжей части дороги.
Велосипед – это транспортное средство?
Да. Согласно самому определению велосипеда, это транспортное средство. Но не следует его путать с механическими ТС. Последнее приводится в движение двигателем.
Но не всё так просто. И велосипед тоже может двигаться за счёт мотора. Но для того, чтобы ему не уйти под определение механических ТС, а остаться в гордом звании “Велосипед”, двигатель на нём по ПДД 2021 года должен соответствовать 3 критериям:
- это должен быть только электродвигатель,
- его мощность должна быть не более 0,25 кВт (
Велосипедист – в то же время и водитель. Этот статус ему даёт определение водителя – любое лицо, управляющее транспортным средством.
В каких случаях езда по тротуару разрешена?
Ездить на велосипеде по проезжей части в настоящее время бывает опасно. Ведь движение там слишком быстрое, и подстроиться под него велосипедистам очень трудно. Поэтому очень часто можно увидеть людей, которые передвигаются на своем транспортном средстве по тротуару. Однако делать это на сегодняшний день запрещается, и согласно новым ПДД ездить можно на велосипеде только в определенных случаях.
Для начала нужно определиться с тем, что представляет собой тротуар. Это часть дороги, где обычно передвигаются только пешеходы. Располагается он возле проезжей части. Современные пешеходные дорожки могут находиться и в парках, и в скверах, и возле жилых домов. Езда на велосипеде по тротуару или пешеходным дорожкам возможна в тех случаях, когда в этом месте нет:
- специально отведенных велосипедных зон;
- оборудованных велосипедных дорожек;
- отдельных полос, предназначенных для велосипедистов;
- обочины, на которых передвигаются только пешеходы.
Помимо этого, передвигаться на велосипеде по тротуару можно:
- всем детям от 7 до 14 лет;
- взрослым, которые сопровождают детей на велосипедах до 14 лет.
Всем остальным заезжать на тротуар не стоит.
Роль велосипедиста на дороге
Начнём изучение правил для велосипедистов с позиционирования. Конечно, велосипедист часто едет медленно, намного медленнее 30 км/ч, по которым отсекаются некоторые участники дорожного движения. Велосипедист не защищён кузовом или дугами безопасности. Велосипедисту сложно показать поворотник или посмотреть в зеркало перед проездом перекрёстка.
Тем не менее, велосипед и его водитель обладают абсолютно теми же правами, о чём многие почему-то забывают, такими же обязанностями, что и водители автомобилей или мотоциклов. В ПДД для велосипедистов предусмотрен всего один небольшой пункт дополнительных ограничений, который мы рассмотрим чуть позже.
Термины
Разберём основные термины, которыми оперируют авторы ПДД. Описания сокращены для того, чтобы не помрачать рассудок читателя казённым языком законов.
Велосипед – транспортное средство с, как минимум, двумя колёсами, приводимое в движение мускульной энергией, которое, к тому же, может иметь электромотор.
Водитель – человек, упрваляющий транспортным средством. Т.е. велосипедист – это, точно, водитель.
При этом, велосипедист, который ведёт велосипед рядом с собой, приравнивается к пешеходу, полностью изменяя свою роль в дорожном движении.
Права и обязанности
Как становится ясно из терминологии, велосипедист может быстро изменить свой статус на дороге, если поведет велосипед около себя. При этом на велосипеде он становится водителем транспортного средства, принимая все права и обязанности оного, а пешком – пешеходом (за единственным исключением движения вдоль трассы).
Где можно ехать на велосипеде?
С 2014 года, есть шесть пунктов, где можно проезжать на велосипеде:
-
;
- Крайняя правая полоса;
- Обочина;
- Тротуар.
Нужно смотреть сверху вниз, то есть, если нет велодорожки, то вы должны ехать по крайней правой полосе дороги. Если и там нельзя ехать, то вы можете поехать по обочине, а если она занята или её нет, то вы ориентаруетесь на четвёртый пункт – тротуар!
Исключения:
- По дороге можно ехать, если ширина груза свыше одного 100 см;
- Если вы едете в группе, то можно ехать по дороге.
С 2014 года обустроили выделенные полосы для велосипедистов. А с 2015 года велосипедисты получили право ездить по выделенным полосам на дороге!
ПДД и велосипедист на тротуаре, велосипедист и пешеходы
Нахождение велосипедиста на тротуаре, пешеходной велодорожки также регулируется ПДД. Если велосипедисту менее 14 лет или вы сопровождаете велосипедиста менее 14 лет, то езда по тротуару при отсутствие велосипедной или велопешеходной дорожки основное место движения.
Для велосипедистов старше 14 лет все заметно усложняется, действуют шесть пунктов ПДД 24.1 — 24.6, повторю 24.
24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
по тротуару или пешеходной дорожке — в следующих случаях:
отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2017 N 832)
Двигаться по тротуару можно, если отсутствует возможность двигаться иным способом – соответственно, тут все опирается в трактовку “отсутствует возможность двигаться ”, которая не имеет однозначного толкования. Принципиальная возможность двигаться есть всегда.
В порядке убывания последовательность, где нужно ехать для велосипедиста старше 14 лет выглядит следующим образом:
1. По велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов;
2. По правому краю проезжей части;
4. По тротуару или пешеходной дорожке.
Каждый последующий пункт в списке предполагает, что предыдущие пункты отсутствуют.
При этом, при движении по тротуару или пешеходной дорожке есть серьезные ограничения — пункт ПДД 24.6.
24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.
Тут опять используются неоднозначные термины “подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц”.
Если пешеходу нужно притормозить или ускориться, или сделать шаг в бок – то это однозначное создание помехи.
По факту делать велосипедисту на тротуаре нечего, но по ощущения в Москве и многих других городах по тротуарам идет основной велотрафик. Велосипедисты не готовы выезжать на проезжую часть по множеству причин. Это создает серьезный хаос.
ПДД велосипедиста в городе — Борис Джонсон, мэр Лондона
Борис Джонсон, премьер-министр Великобритании, ранее мэр Лондона (энтузиаст велопроцесса, внедрил велопрокат на этой должности) говорит что поездка на велосипеде по тротуару самый стыдный поступок в его жизни ;)…
Дополнительно почитать про ПДД для велосипедиста можно например по ссылке
Теория использования велосипеда как транспорта описана в материале:
Где можно ездить?
Это достаточно сложная и условная тонкость. Дело в том, что для велосипедистов по Правилам разрешены целых 7 различных формальных зон движения в зависимости от возраста и организации дорожного движения на данном участке.
Поэтому сначала предлагаем Вам выяснить, где можно ездить конкретно в Вашем случае, интерактивно ответив на несколько простых вопросов.
Где мне можно ездить? Быстрый тест
Давайте теперь рассмотрим, где Вы можете ездить на велосипеде в зависимости от возраста.
Старше 14 лет
- По велодорожкам и велопешеходным дорожкам или полосе для велосипедистов на Ваш выбор в любых случаях при наличии таковых,
- по правой стороне проезжей части дороги:
- если нет вышеуказанных зон или по тем или иным (объективным) причинам по ним невозможно ехать,
- если ширина Вашего вело более 1 м (в т.ч. с грузом),
- если Вы едете в составе велоколонны,
Полоса для велосипедистов отделена от остальной дороги сплошной линией и обозначена такой разметкой:
И/или вот таким знаком:
От 7 до 14 лет
- По велодорожкам,
- по велопешеходным дорожкам,
- по тротуару,
- по пешеходной дорожке,
- по пешеходной зоне.
Любое из перечисленного на Ваш выбор.
Младше 7 лет
- По велопешеходным дорожкам,
- по тротуару,
- по пешеходной зоне.
Любое из перечисленного.
Место движения
Где можно передвигаться?
Правила передвижения на велосипеде вполне конкретны.
- Велосипедные дорожки – если есть велосипедная дорожка, то следует ехать по ней.
- По правому краю дороги (проезжей части), не далее одного метра от края, или по обочине – равнозначные места. При этом, двигаясь вдоль дороги пешком и ведя велосипед, движение должно производиться спиной по ходу движения, а не против, как требуют правила от пешеходов.
- По пешеходной зоне или по тротуару – последнее место, где можно передвигаться велосипедисту, разрешается им пользоваться только в отсутствие двух предыдущих вариантов.
В сумме, мы видим множество нарушителей, катающихся по тротуарам, правила же ожидают, что велосипед будет участвовать в дорожном движении как транспортное средство, а не как пешеход с колёсами. Кстати, касается это всё только байкеров от 14 лет. Дети могут выбирать для катания на велосипеде тротуары и велодорожки.
Как правильно двигаться по пешеходным дорожкам?
Прежде всего, велосипедист должен позаботиться об исправности своего транспортного средства. С ним не должно быть никаких проблем. Особое внимание надо обратить на тормоза. Кроме того, классическую модель должны непременно дополнять светоотражатели, а также фонари, используемые в темное время суток. Что касается самого велосипедиста, он должен отлично понимать все дорожные знаки.
Кататься по пешеходным дорожкам велосипедист должен, не создавая помех для пешеходов или других велосипедистов. В случае группового передвижения велосипедисты обязаны двигаться один за другим, соблюдая определенную дистанцию. Группа при этом не должна превышать 10 человек. Ехать нужно не слишком быстро, чтобы случайно не навредить пешеходам.
В случае необходимости велосипедист должен встать с велосипеда и далее двигаться как обычный пешеход.
Что касается пешеходных переходов, которые регулируются, то велосипедисты обязаны подчиняться сигналам светофоров или же регулировщикам. В том случае, когда на их пути попадаются нерегулируемые переходы, все велосипедисты должны обязательно уступить дорогу пешеходу. Помимо этого, нужно уступать дорогу человеку, который идет к остановившемуся трамваю или автобусу.
Нельзя разворачиваться на велосипеде на пешеходных переходах. В таком случае необходимо спешиться и переходить дорогу как обычный пешеход. Однако передвигаться надо не по самому пешеходному переходу, а рядом с зеброй.
Заключение
Как мы увидели, «водитель велосипеда» должен быть грамотным участником дорожного движения, знать и выполнять правила езды на велосипеде, а также чувствовать свою ответственность на дороге. Кроме того, знание правил дорожного движения позволяет намного более эффективно передвигаться на велосипеде, ведь, кроме ограничений, правила объясняют возможности движения, такие как приоритет или корректное размещение на полосе движения. Однако не следует забывать о безопасности, основные правила велосипедиста – своевременное обозначение манёвров, подача звукового сигнала и разумное уважение к более скоростным и тяжёлым участникам дорожного движения – сохранят жизнь, здоровье велосипедиста и позволят эффективно наслаждаться катанием.
Где мне нужно спешиваться?
Есть ряд участков, где Вы обязаны спешиться, но их мало:
- во время перехода по пешеходному переходу, если рассчитываете на то, что водители будут обязаны уступить Вам дорогу (они обязаны уступать дорогу только пешеходам (п. 24.8 ПДД), а в случае ДТП вина ляжет на Вас),
- в пешеходных зонах (в парках), на пешеходных дорожках, тротуарах или обочине, если только Вы создаёте помехи пешеходам или те подвергаются опасности (п. 24.6 ПДД).
Привилегии велосипедистов
С недавнего времени велосипедисты получили преимущество: им разрешается двигаться по выделенной полосе для маршрутных транспортных средств. Такие дороги обозначены синими дорожными щитами (5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14). Кроме легковых такси, школьных автобусов и велосипедов, на ней не имеет права появляться ни один из видов транспорта. Однако есть нюанс: велосипедисту заезжать на нее можно только, если она располагается справа, и рядом нет велосипедных дорожек.
Когда движение по тротуару запрещено?
В том случае, когда человек передвигается на велосипеде, он является полноценным участником транспортного движения.
- Передвижение на велосипеде по тротуару строго запрещено, если велосипедистам больше 14 лет.
- Нельзя ехать, держась за другое транспортное средство. Это может навредить и велосипедисту, и тому, кто двигается рядом.
- Ездить надо только положа руки на руль и не снимая ноги с педалей. Это нужно для того, чтобы человек смог затормозить в случае необходимости.
- Строго запрещено перевозить пассажиров на своем транспортном средстве, если нет специально оборудованного места для этого.
- Запрещается буксировать велосипеды или использовать для этого другие транспортные средства.
- Нельзя также использовать для буксирования прицеп, который не предусмотрен для этого.
Ограничения и запреты
Отдельным разделом правила для велосипедистов накладывают ряд ограничений:
- всегда держаться за руль;
- не использовать телефон без гарнитуры (это общее правило);
- не ездить по автомагистралям (знак «Дорога для автомобилей» или «Автомагистраль»);
- не поворачивать налево на многополосных дорогах и дорогах с трамвайной линией.
В целом, все требования вполне логичны, требуется изучение лишь одного – относительно поворота налево. Действительно, на перекрёстках велосипедисту нельзя будет повернуть налево нигде, кроме пересечения однополосной дороги. Даже в этом случае есть вопросы относительно положения, так как поворот будет совершаться не из крайнего левого положения. Этот и ещё несколько примеров разберём далее как сложную ситуацию.
Интересный случай
Эта история произошла с моим другом. (Дальше повествование от его лица)
Как-то раз я с друзьями поехал в велопоход. На первый день у нас было запланировано доехать до Рязани. Это недалеко. У нас у всех уже был большой опыт в подобных мероприятиях. У одного меня за плечами десятилетний опыт велотуризма.
Когда мы были недалеко от Воскресенска, нас останавливает гаишник и начинает нам рассказывать, что мы не имеет права ехать по трассе. Мы ему начинаем говорить, что передвигаемся в группе, что у нас для этого есть полные основания, но он утверждает, что мы всё равно должны ехать по обочине. В итоге мы с ним спорили минут пять, потом сообразили, что ему нужны были просто деньги. Скинулись и получилось так, что вдевятером мы ему отдали пять тысяч рублей.
Мы продолжили маршрут, доехали до Рязани, там остановились на пару дня, покатались по городу и уехали дальше в сторону Уфы через Пензу.
Вот так тоже бывает, что иногда останавливают и просто забирают деньги, хотя мои друзья пытались ему что-то сказать, но гаишник их и слушать не хотел.
На каком расстоянии должны держаться от меня водители машин?
На безопасном. Увы, но чётких границ ПДД 2021 года не регламентируют ни относительно бокового интервала, ни относительно дистанции.
Ранее была попытка разработать новый закон о введении в Правила пункта, который бы обязывал водителей держать боковой интервал от велосипедиста, равный 1 метру, но его не приняли.
На сегодняшний день безопасность дистанции и интервала прецедентна – то есть пока не произошло ДТП, расстояния считаются безопасными.
Велосипедистам запрещается
- Управлять транспортом без рук на руле – лихачества и езда с помощью одних ног недопустимы;
- Ехать с грузом, который выдается за габариты более чем на 0,5 метра в любую сторону или мешает управлению;
- Перевозить пассажиров на раме, на багажнике или другим способом, который не предусмотрен конструкцией;
- Перевозить ребенка без специально оборудованного кресла;
- Ездить по пешеходным переходам;
- Находясь в правом потоке, разворачиваться или поворачивать налево на трамвайных линиях, или на трассе с дву- и более полосным движением – если на дороге нет специального разрешающего поворот знака или если дорога не проходит в специальной велосипедной зоне;
Если срочно нужно повернуть налево, то можно слезть с велосипеда и как обычный пешеход перейти на другую сторону дороги по «зебре», ведя транспорт рядом.
- Буксировать другой велосипед (если нет специального буксировочного прицепа, на котором надежно закреплено другое ТС);
- Двигаться по автомагистралям;
- Разговаривать по телефону, держа руль одной рукой.
Сложные ситуации
Обзор
Перед совершением манёвра редкий велосипедист может посмотреть в зеркало по причине его отсутствия. Тем не менее, убедиться, что манёвр производится по правилам (например, не создавая помех другим ТС) спортсмен обязан. Следует тренироваться, чтобы постоянные повороты головы не сказывались на качестве управления велосипедом.
Обгон
Велосипедисты так же, как и другие ТС, могут совершать обгоны, и во время вождения велосипеда обязаны делать это только слева, учитывая возможность начала движения или ускорения обгоняемых автомобилей. Возможен обгон даже велосипедов – правила не запрещают двигаться в два ряда, если это не нарушает остальных правил.
Проезд перекрёстков
Правила и знаки приоритета распространяются и на велосипедистов, т.е. поворачивающий направо автомобиль, едущий параллельно с вами, должен уступить едущему прямо велосипеду, а велосипедист обязан уступать приближающимся справа транспортным средствам.
Ещё раз стоит обратить внимание на поворот налево. На однополосной дороге велосипедист имеет право повернуть аналогично автомобилям и мотоциклам по полной траектории. В иных случаях есть два способа поворота:
- Последовательный проезд прямо, остановка с поворотом, ещё один проезд прямо (т.е. в два движения);
- Преодоление перекрёстка в качестве пешехода.
В данном случае слева – транспортное средство «велосипед», а справа – пешеход с велосипедом
Ведя велосипед руками, мы становимся при преодолении перекрёстка пешеходом, получая соответствующие права и обязанности, и можем воспользоваться пешеходным переходом и соответствующим сигналом светофора.
Движение рядом с препятствиями
Иногда приходится передвигаться рядом с углами, зарослями, туннелями и прочими препятствиями, блокирующими обзор. По причине хрупкости велосипедиста, в сравнении с другими участниками дорожного движения, рекомендуется применять звуковой сигнал, чтобы приближающиеся ТС и пешеходы могли учесть появление велосипедиста из-за зоны видимости.
Кстати, в таких странах, как Белоруссия и Украина, велосипедный звонок обязателен к установке. В России данное требование пока явно не закреплено для велосипедов, хотя и подразумевается для всего класса транспортных средств.
Велосипед на тротуаре – комментарии «крутых» и не только велосипедистов
Сразу после публикации в FB поступило множество комментариев.
Люблю катнуть по тротуару, маршруты по Москве до 20км планирую без выезда на проезжую часть,если получается, что и всем советую, не обращайте внимания на стоны веломазахистов, с комплексом вины перед всеми, просто будьте аккуратны и вежливы. автор комментария причем соблюдает ПДД на тротуаре, цитата про его стиль езды выше.
Согласен, статья веломазохиста из любителей больше языком, а не ногами — такой подход доминирует. Очередное подтверждение, что велосипедистам часто дела нет до других. Велосипедистов и будут давить, не удивлюсь что до охоты на велосипеды/велосипедистов дойдет с дальнейшим развитием городской «велоинфраструктуры» за счет других. Ну и развитие СИМ не в их пользу.
И как вы это видите? Вы против развития велоинфраструктуры, против использования велосипедистами тротуаров, прекрасно понимаете отношение автомобилистов к вело в нашей стране — какое решение и что предлагаете?
1. я не против развития велоинфраструктуры, против развития инфраструктуры по московски (по собянински), когда толку от нее немного, смотри пример с велодорожкой на Лесной ул. 2. На тротуар выезжать можно, вопрос как там ездить, А. Д. Людвиполь. выше привел правильную модель поездок по тротуару. 3. сейчас велосипедисты часто ведут себя по отношению к пешеходам хуже чем автомобилисты по отношению к велу. 4. вижу банально — соблюдать ПДД максимально и думать не только о себе.
И определенный подитог:Kirill Polyanskiy Пока на дороге выше вероятность попасть на жизнь чем на тротуаре на штраф, я выбираю тротуар.
Борис Джонсон говорит что поездка на велосипеде по тротуару самый стыдный поступок в его жизни ;)…
Если вы интересуетесь велосипедом, то посмотрите два профильных сайта про велосипеды гравелы, лучшие велосипеды для велопоездок и велопутешествий.
Сделана попытка систематически охватить все основные аспекты велопроцесса:
Система обозначений
Велосипедист, как и другие участники движения, обязан подавать сигналы о планируемых манёврах. Если рюкзак или рама не оборудованы новомодными габаритами с поворотниками, следует пользоваться устоявшейся системой знаков руками:
- перестроение или поворот направо – вытянутая правая или согнутая в локте левая рука;
- перестроение или поворот налево – вытянутая левая или согнутая в локте правая рука;
- остановка – любая из рук, поднятая вверх.
Для подачи знаков в колонне также используются руки, опущенные вниз. Например, левая рука означает «ямы слева» и аналогично для правой. Данная сигнализация используется редко.
Перед использованием в плотном потоке, для безопасности следует потренироваться делать знаки, ведь отнимая одну из рук от руля, легко потерять управление, а вкупе с требованиями по обзору, это может привести к падению и травмам.
Должен ли я пропускать машины, поворачивающие направо?
По ПДД Вы обязаны двигаться по правому краю проезжей части в большинстве дорожных ситуаций. То есть находиться правее всех автомобилей. Но многие велосипедисты не раз встречались с ситуацией, когда с правой полосы только направо (для авто), а Вам нужно прямо.
В случае поворота направо ПДД чётко предписывают водителям машин уступать дорогу велосипедистам, находящимся справа от них и движущимся прямо.
13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
Ответственность и ДТП
Велосипедисты тоже попадают в ДТП, и правила для них не отличаются от автомобильных:
- Нельзя покидать место происшествия.
- Нельзя трогать транспортное средство (т.е. велосипед).
- Следует вызвать и дождаться ГАИ.
Ответственность байкеры также несут, аналогично водителям, кроме случаев, когда они передвигались, ведя велосипед и будучи пешеходами.
Имеют ли право пешеходы ходить по велодорожкам?
Если кратко, то аналогично такое же право, как велосипедисты по ПДД имеют право ездить по тротуарам. Если на данном участке нет тротуара и иных зон для пешеходов либо по ним невозможно двигаться, то пешеходы имеют право ходить по велодорожке. Причём, идти они могут хоть на всю ширину в несколько человек, а обязанности не создавать помех велосипедистам у них нет, увы.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой – по внешнему краю проезжей части).
Что значит при невозможности двигаться по тротуару? Отсутствие возможности должно быть объективным. Просто плохое или грязное покрытие, к примеру, не делает невозможным двигаться по нему, хотя и затрудняет. “Там итак много народа” – тоже не причина занимать велодорожку.
Должен ли я пользоваться световыми приборами?
Да. Согласно пункту 19.1 ПДД, на велосипеде должен быть фонарь или фара, которые должны включаться в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости. Обратите внимание, недостаточная видимость включает в себя туман и дождь.
В светлое время суток велосипед должен в любом случае иметь:
- белого цвета фонарь или отражатель,
- сзади – красный отражатель или фонарь,
- по обеим сторонам велосипеда – отражатели красного или оранжевого цвета.
За их отсутствие есть штраф.
Какие штрафы для велосипедистов?
Их всего два. Велосипедистов нельзя привлекать к ответственности по КоАП также, как водителей. И этому есть 2 причины:
- дело в том, что КоАП отличается от ПДД в понимании транспортных средств – первый предусматривает под этим понятием только автомототранспортные средства с двигателем гораздо большей мощности, нежели 0,25 кВт – то есть велосипед по КоАП не является транспортным средством, только по Правилам дорожного движения;
- именно по первой причине для велосипедистов есть частная статья КоАП и всего 2 части в ней: одна (ч.2 ст. 12.29) предусматривает штраф 800 рублей за любое нарушение Правил велосипедистом; вторая – часть 3 этой же статьи – штраф 1 500 рублей за любое нарушение, совершённое в состоянии опьянения.
Частность этих статей означает, что если даже Вы попались на нарушение, за которое Вас можно привлечь по статье с бóльшим штрафом, то всё равно должна быть применена одна из вышеуказанных статей, так как они относятся частно к велосипедистам.
Можно ли ездить пьяным?
Нет. Это запрещено всем водителям, независимо от статуса – велосипедист или водитель автолюбитель. Это нарушение пункта 2.7 ПДД:
2.7. Водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.
По всем действующим нормам 2021 года инспектор ГИБДД обязан привлечь к наказанию пьяного велосипедиста, а также провести освидетельствование, равно как и водителей механических ТС, так как состояние опьянения должно быть установлено.
Могут ли лишить автомобильных прав пьяного велосипедиста?
Нет. Выше мы уже указали, что для велосипедистов действуют частные статьи Административного кодекса с соответствующими штрафами. Поэтому за езду в пьяном виде велосипедиста можно привлечь по части 3 статьи 12.29 на 1 500 рублей, но никак не лишить права управления.
Более того, права сотруднику ГИБДД, находясь на велосипеде, Вы не обязаны вообще передавать. К слову, об общении велосипедиста с ГИБДД.
Остановил инспектор ГИБДД – какие у меня права?
У Вас похожие права и обязанности с автолюбителями. Вы также можете потребовать предъявить служебное удостоверение, если инспектор обращается к Вам (п. 45 регламента).
А вот сами Вы передавать для проверки практически ничего не обязаны. Увы, но это так (и это большой минус). Права и прочие типично автомобильные документы нужно передавать для проверки только водителям механических ТС (п. 2.1.1 ПДД). Но у велосипедиста как гражданина инспектор может проверить гражданский паспорт и только в случае совершения первым нарушения ПДД или для привлечения его как свидетеля или понятого (п. 107 Административного регламента МВД).
К слову, причины для остановки и проверки документов те же, что и для автомобилистов.
ли со статьей или есть что добавить?