Москвич 2144 истра фото

“Москвич-2144 Истра”: история, обзор, фото, технические характеристики

«Москвич» был единственным в СССР заводом, выпускающим легковые автомобили, который территориально находился в столице. В Советском Союзе его продукция пользовалась большой популярностью. Однако в сложный для страны период, когда СССР распался, этот завод закрыли.

Москвич 2144

Модель 2144

Такую маркировку получил некий концепт АЗЛК, какой олицетворял в себе замысел машины будущего, по крайне мере его так видели перед производством. Автомобиль сразу притянул к себе сосредоточенное внимание. И это оправданно, ведь от него ожидалось стать лидером мирового рынка автомобилей, в том числе зарубежного. И наименование удачно было подобрано – «Истра», которое в равной степени привлекало и русского и зарубежного водителя.

Москвич Истра фотография

Конструкторы и вправду решили проработать в данном концепте немало многообещающих решений. Стоить заметить, что авто проектировался не по предложениям конструкторов и инженерного состава, а исключительно по инструкциям руководства партии. Горбачев поставил перед страной цель – ускорить научно-технический прогресс. Поэтому в 85-ом открыли группу машин с перспективой, под командованием Александра Куликова. Никому в голову не приходила мысль о распаде СССР, поэтому большинство уверенно держали оптимистический курс на 90-ые годы.

Москвич Истра вид сбоку

Изначально над проектом трудились 4-е специалиста, однако позже к ним присоединились еще люди. Из-за нехватки денег, проектировка и производство не могло идти так быстро, как этого желалось. Несмотря на все препятствия, небольшой состав уверенно продвигался к намеченной задаче – выпустить суперсовременную машину, дабы за границей начали переживать конкуренты.

Москвич Истра вид спереди

Общая информация

«Москвич» был основан в тридцатых годах прошлого столетия. Первое его название – «КИМ», оно расшифровывалось как Коммунистический Интернационал Молодежи. Под этим брендом завод существовал до 1941 года. В годы войны здесь выпускали бронетехнику, а после Победы возобновили производство автомобилей. У завода долгая и интересная история. Однако в данной статье речь пойдет об одной из его экспериментальных моделей, о которой мало кто знает в России. Речь идет об опытном автомобиле «Москвич-2144 Истра», технические характеристики которого будут в ней рассмотрены. У него достаточно интересная история, о которой стоит знать. Ведь немногим известно, что в нашей стране выпускался такой интересный автомобиль, как «Москвич-2144».

1. МЗМА Москвич А9 Прототип '1957

1. МЗМА Москвич А9 Прототип '1957

Девятиместный микроавтобус, спроектированный И. А. Гладилиным и В. И. Евламповым, по современной классификации считался бы автомобилем категории В, то есть легковым.

Экспериментальную машину оснастили несерийным еще мотором «Москвич-407» и опытной четырехступенчатой коробкой передач. Использовали узлы и детали, в частности задний мост от «Москвича-410». Изготавливали также два грузовых кузова-фургона, однако эти автомобили «Москвич-ФВГ» так и не собрали. Работы по микроавтобусу прекратили в связи с отсутствием на заводе площадей для его производства.

Внешний вид

А для переживаний были веские причины. Внешний вид 2144 получился передовым для своего времени. Даже сегодня, дизайн прототипа нельзя назвать антикварным. Внешние показатели машины были важны, но стояли не на первом месте. Настоящим шагом вперед стало использование алюминия в материале кузова. На сегодняшний день Ауди, Ягуар и прочие авто могут восприниматься как повседневный элемент. А в Советском Союзе, под конец ХХ-ого века водители могли только предвкушать применение авиационного материала. Да и оценивался он бы тогда, как космическая ракета. Цель же была – доставить Истру до широкой публики.

Москвич Истра салон

Понятное дело, что в сообществе Куликова это понимали. Для этого с самого начала был придуман источник пребывания материала для кузова 2144. Сравнительно недорогой алюминий предприятие должно было приобретать из «обедненных руд Кольского полуострова» и от заводов повторной переработки. К слову сказать, сам автомобиль планировали произвести почти полностью утилизируемым.

Фотография Москвич Истра

Благодаря продуванию в аэродинамических трубах, он приобрел обтекаемую форму. По одному источнику, показатель сопротивления воздуха составлял всего 0.149. Были сопряжены панели – трудом технологического эксперимента по методу сварки, склеивания элементов из алюминия. Разрабатывалась точная модель кузова 2144, просчитывалась ее результативность. Инженеры рассчитывали, что используя сплав алюминия они смогут добиться уменьшения массы автомобиля на 40% по соотношению к Москвичу 2141. При любом раскладе для автомобиля была заявлена масса около 700 кг.

Москвич Истра 2144

Взглянув на внешний вид машины, понятно, что производители давали себе волю фантазиям лишь при проектировке непростых дверей, которых было только одна пара. Это были две подъемные двери. Стоить заметить, что они подымались параллельно машине, а не открывались вширь. Тут есть свой плюс, учитывая дискомфорт при узкой парковке. Ясно, что с подобным решением не было возможности выпускать авто в серийное производство, но конструкторы хотели сделать его универсальным и уникальным. Вследствие этого просто водитель будет эксплуатировать отдельно багажное отделение, а при потребности перевозки тяжелого или большого груза, есть возможность сложить либо снять задние и переднее сидение, с правой стороны.

Москвич Истра 2144 вид спереди

Предпосылки

В восьмидесятых годах прошлого столетия мировая автоиндустрия вовсю готовилась к новой эпохе – рубежу третьего тысячелетия. Все более или менее крупные производители стремились максимально оригинально представить свое видение того, как должен выглядеть автомобиль будущего, какие у него должны быть технические характеристики. Не остались в стороне и отечественные конструкторы. Разработкой самых смелых новинок занимались ГАЗ, ВАЗ, ЗАЗ. Свои разработки проводил и АЗЛК. «Москвич-2144 Истра», несомненно заслуживающий внимания, был создан именно на нем. На тот момент самым актуальным автомобилем этого завода считался был «Москвич-2141». Однако в нем вообще не было никаких инноваций, которые были бы достойны двадцать первого века.

Москвич 2144 Истра технические характеристики

Поэтому конструкторам предстояло проработать для нового концепта многообещающие решения. Следует заметить, что «Истра» проектировалась не по предложению инженерного состава завода, а исключительно согласно инструкциям от руководства партии. В то время Горбачев ставил перед страной конкретную цель: ускорить в СССР научно-технический прогресс. Поэтому в восемьдесят пятом году и была создана группа для проектирования автомашин с перспективой. В то время никому и в голову не приходила мысль о том, что СССР распадется. Поэтому большинство крупных предприятий уверенно держались оптимистического курса на девяностые годы своего столетия.

2. АЗЛК «Москвич 408 Турист» '1964

2. АЗЛК «Москвич 408 Турист» '1964

АЗЛК Концепты и прототипы

АЗЛК Концепты и прототипы

АЗЛК Концепты и прототипы

Технические характеристики

Техническая сторона работа тоже кипела. Было решено привлечь немецких специалистов, которые славились нестандартными моторами. Мотористов привлек турбированный дизель с тремя цилиндрами. Его объем составлял 1.45л, выдававший все 95 лошадиных сил. Его важное преимущество было в весьма простом и надежном строении. Для примера, для его охлаждения реально было применять не лишь недостающий антифриз, а простое моторное масло. Более того, мотор функционировал на солярке, керосине и нерафинированном растительном масле. Стоить упомянуть, что при использовании последнего топлива, выбросы были минимальные. Для сравнения, 2141 при тесте эко-ралли выдавал 2.69 л на 100 км., а на автомобиле Истра, это значение равнялось 2.2 – 3.5 л на 100 км., с функцией «старт-стоп». Можете ознакомиться с техническими характеристиками Москвич 412.

Фотография Москвич Истра 2144

При проектировании, будущая модель 2144, могла выпускаться с передним и полным приводом. Синхронизировать силовой агрегат планировалось с автоматической вариаторной КПП. Группа инженеров обращалась за помощью к нескольким производствам, связанных с обороной. В планах было сконструировать пневматическую подвеску, способную изменять дорожный просвет со значениями 140 мм – 240 мм, ABS, и антипробуксовочную систему. Должны были поставляться несколько подушек безопасности, ремни, управление климатическим состоянием машины и электродиагностический компьютер, дабы избавить водителя от ненужных визитов в СТО.

Москвич Истра 2144 фотография

Однако, как ни прискорбно, как и прочие успешные затеи, проектировка автомобиля Истра – 2144 умерла, практически даже не появившись на свет. Учитывая развал крупной страны и всего промышленного арсенала, у сообщества Куликова получилось выпустить лишь единственный макет машины – в 91-ом году. Авто было хорошо проработано, и внешний вид и салон, однако панель кузова создалась из пластика, а дно из стали.

Москвич Истра 2144 автомобиль

Все что функционировало – это реечное управление руля. Совсем скоро государственная оплата перестала поступать и уже в 93-ем все спустили на тормоза. Истра даже не успела показаться на автосалонах, по этой причине, о ней почти никто не знает ничего в Европе и в странах СНГ. Но если подумать, на любой выставке, в Германии, например, 2144 мог заполучить прекрасный успех.

Старт нового проекта

Руководство автогиганта, осознавая значимость наступающей раз в тысячелетие даты, в 1985 году собрало группу специалистов, которые должны были заниматься «перспективными моделями» Она называлась УКЭР – Управление конструкторских экспериментальных работ.

В этот коллектив с весьма громким названием входило всего четыре человека: Сергей Ивакин – дизайнер по экстерьеру и интерьеру, Михаил Душутин, который осуществлял все работы, связанные с кузовом, Алексей Джигурда, отвечающий за двигатель и коробку передач, и, наконец, Александр Куликов, который собрал шасси и одновременно являлся ведущим конструктором. Кроме того, он координировал действия команды и улаживал все вопросы с зарубежными и отечественными партнерами АЗЛК. «Москвич-2144» называли «Автомобилем двухтысячного года». Забегая вперед, скажем, что он был выпущен в единственном экземпляре.

3. АЗЛК 2150 «Москвич» Опытный '1972

3. АЗЛК 2150 «Москвич» Опытный '1972

«Москвич-2144 Истра»: история создания

Дизайном нового концепт-кара занимался художник-конструктор С. Ивакин. Вначале он создал пластилиновый макет масштабом 1:4, а затем продул его в аэродинамической трубе. С помощью компьютера Ивакин получил математическую модель, на основе которой на специальном пятикоординатном станке отфрезеровали поверхность кузова. Она была из пенопласта. А уже с нее были сняты матрицы, по которым из стеклоткани были сделаны кузовные панели. Оконные панели создавали из оргстекла.

Москвич 2144 Истра фото

После этого начали собирать макетный образец концепт-кара «Москвич-2144 Истра». Фото всех этих базовых деталей сегодня можно увидеть в музее автозавода. Кузов был установлен на каркас-шасси, имеющем настоящие колеса. С использованием тех же технологий был изготовлен и интерьер автомобиля. Под капотом установили макет его двигателя.

Макетный образец был окрашен в белый цвет. Однако «Москвич-2144», фото которого хорошо передает элегантную пластику его кузова, должен быть стать самым современным автомобилем для СССР, но имел бесславную историю. Основополагающим при создании нового концепт-кара была не только его высокая технологичность. В первую очередь акцент делался на его «экологической чистоте».

«Москвич-2144»: обзор

С целью снижения расхода топлива и вредных выбросов в атмосферу конструкторы максимально минимизировали массу автомобиля и оснастили машину необычным по тому времени силовым агрегатом. Вследствие широкого использования алюминия в деталях его кузова «Москвич-2144» получился на тридцать семь процентов легче модели «2141». В его подкапотное пространство создатели решили поместить многотопливный дизель, выпускаемый немецкой компанией Elsbett Konstruktion.

Роль коробки передач изначально должен был брать на себя бесступенчатый вариатор, разработанный членом группы А. Джигурдой. Однако в восьмидесятых годах прошлого столетия этот тип трансмиссии считался непопулярным. Поэтому главный конструктор автокара Александр Куликов поручил тому же А. Джигурде построить более привычную «механику», имеющую пять ступеней. Для новинки «Москвич-2144» предусматривался на выбор передний или полный привод.

Хорошие плоды дало сотрудничество АЗЛК не только с именитыми иностранными, но и с отечественными партнерами. Разными научно-исследовательскими институтами и оборонными объединениями для «Истры» были подготовлены антипробуксовочная система, подушки безопасности, кондиционер, пневмоподвеска и многое другое.

Москвич 2144 обзор

Двигатель

Немецкий многотопливный дизельный 1,45-литровый мотор, выпускаемый компанией Elsbett Konstruktion, имел три цилиндра. Он назывался Elko и имел весьма простую конструкцию. Двигатель способен был выдавать около девяноста лошадиных сил, что было достаточно неплохо не только для такого объема, но и вообще для того времени. Особенностью Elko была технология «Дуотермик». Она позволяла использовать при работе не только дизтопливо, но и керосин или бензин с низкими октановыми числами, а также нерафинированное растительное масло.

Другие новшества

На экспериментальной модели «Москвича» должны были присутствовать и средства безопасности, причем как активной, так и пассивной. Для этого для нее разработали ABS – антиблокировочную тормозную систему, оригинальные ремни, имеющие пиротехнические преднатяжители, надувные подушки безопасности. В сборочном списке присутствовали даже сканеры для переднего обзора, которые при помощи проекционного дисплея могли выводить картину на лобовое стекло.

В темное время суток или в условиях недостаточной видимости практически все предметы, а также животные и люди проецировались на лобовое стекло, тем самым снижая до минимума вероятность столкновения. Отдельно следует упомянуть о бортовой системе самодиагностики разрабатываемого автомобиля «Истра». В отличие от многих современных аналогов, в которых просто горит лампа неисправности, к примеру, check engine, вынуждающая владельца по любому, даже незначительному поводу обращаться в сервис и тратить деньги, «москвичевская» сразу же выводила на экран самую исчерпывающую информацию о возникшей неисправности, а также о вариантах ее локализации и способе устранения. Это являлось совершенно иным подходом не только к созданию автомашины, но и к потребителю, чтобы не вводить его в заблуждение.

Проблемы

При проработке вопроса о массовом выпуске «Истры» возник ряд вопросов, связанных как с необходимостью изменить конструкцию двигателя, так и отработки технологии его производства. Дело в том, что предложенный вариант двигателя «Москвича-2144» был нетехнологичен для массового выпуска. Даже смена крупных поставщиков уже представляла собой весьма серьезную по тем временам проблему. Однако все вышесказанные вопросы были решаемы, в отличие от основного — финансирования проекта. Рублевую часть брал на себя АЗЛК, но в 1991 году была объявлена либерализация цен, которая мгновенно лишила столичный автозавод всех свободных средств.

АЗЛК Москвич 2144 Истра

Интерьер

Не только внешний, но и внутренний вид «Истры» был замечательным. Интерьер концепт-кара, весьма простой, при этом выглядел притягательно. Легкий руль и регулируемая колонка, встроенные в подлокотники дверные ручки, встроенный на центральную консоль дисплей бортового компьютера – все это говорило о том, что перед человеком не рядовой автомобиль.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий