Езда без шлема на скутере штраф

Размер штрафа за езду без шлема на скутере: сколько и когда?

Селена Гомес без шлема на скутере

Скутер — оптимальный вид транспортного средства для многих людей. Благодаря своим небольшим габаритам он не нуждается в большом количестве места для хранения и очень прост в управлении. Однако, из-за такой большой популярности, следует отметить, что многие водители этих мопедов не знают досконально свои права и обязанности во время движения по проезжей части. Именно поэтому нужно всегда думать, как о своей безопасности на дороге, так и о других участников дорожного движения. Например, для водителей скутера отличным средством защиты является шлем, к выбору которого нужного подходить ответственно, ведь езда без шлема в десятки раз увеличивает травматизм в случае аварии.

Можно ли на скутере ездить с категорией прав В

Можно ли управлять скутером с категорией B или без прав? На какие виды мотоциклов не нужны водительские права в России в 2020 году

Надо ли обязательно надевать шлем для движения на скутере категории м

Такая мототехника как мопед или скутер являются транспортными средствами, поэтому их водители должны выполнять ПДД и иметь права. Одним из обязательных требований для них является надетый как у водителя, так и у пассажира шлем безопасности. Водитель во время езды на скутере либо на мотоцикле очень сильно подвержен получению травм, поэтому для него обязателен мотошлем.

Соответственно, если данное правило будет нарушено, то будет наложен штраф, а именно штраф за отсутствие у скутеристов и мопедистов шлема.

Разрешено ли движение без мотошлема

Размер штрафа за езду без шлема

Мотоцикл, мопед и скутер принадлежат к механическим транспортным средствам, а значит те, кто на них ездит, должны надевать мотошлемы и обязательно застегивать их. Никакие исключения на перечисленные ТС не распространяются, вопреки бытующему мнению.

Итак, ПДД РФ сообщают нам следующее:

  • водителям мотосредств не разрешается начинать движение без мотошлема с пристегнутой шлейкой (п. 24.8);
  • при движении на мотоцикле водителю и пассажирам необходимо быть в мотошлемах с пристегнутой шлейкой (п. 2.1.2).

Эти правила – не прихоть работников автоинспекции. По результатам краш-тестов, в легковых автомобилях, при равных условиях, вероятность выжить значительно выше, нежели на любой мототехнике. Немалый вклад в это вносят ремни безопасности и кузовной каркас. Поэтому мотовладельцы, преступающие закон и отказывающиеся от мотошлема, рискуют нанести непоправимый вред своему здоровью и здоровью пассажира. Скорости и в 40 км/ч вполне достаточно для получения тяжелых телесных повреждений или гибели в результате столкновения.

Когда в аварии виноват не владелец мотоцикла или скутера, но он совершил нарушение и пренебрег шлемом – ответственность для виновника не наступает. А вот во вреде, причиненном пассажиру без мотошлема, окажется всецело виноват водитель.

Кстати, увечья при движении на мототехнике получают не всегда при аварии. Летящие на скорости от других ТС камни также могут причинить вред здоровью.

Почему водители мопедов не надевают шлемы?

На практике можно встретить водителей скутеров, которые отказываются от использования шлема. Иногда это связано с отсутствием финансовой возможности приобрести дорогостоящую экипировку. Однако в большинстве случаев причина отсутствия шлема – халатное отношение к собственной безопасности, незнание правил дорожного движения, непонимание возможных последствий дорожно-транспортного происшествия.

Рассмотрим интересный случай, который произошел со мной несколько лет назад. Путешествуя по городу, я встретил своего старого знакомого, который является счастливым обладателем скутера. Назовем его Евгений. Евгений как раз совершал поездку на двухколесном транспортном средстве.

Евгений ездит по дорогам без шлема, поэтому во время разговора я решил узнать, почему он столь халатно относится к собственной безопасности.

Ответ моего собеседника имел достаточно неожиданное содержание. Евгений считает, что ни один сотрудник ГИБДД не сможет наложить на него штраф, т.к. вышел некий новый нормативный документ (то ли постановление, то ли закон), который запрещает сотрудникам ГИБДД преследовать водителей на двухколесных транспортных средствах.

Кроме того Женя сообщил, что раньше существовал другой закон, который запрещал преследовать только водителей без шлемов. Так что без шлема всегда можно было ездить безнаказанно и не опасаться погони. А добровольно останавливаться для проверки документов Евгений не собирался.

Заинтригованный таким положением дел, я решил уточнить у Евгения, что за документ регламентирует такие “двухколесные” погони. Однако никакого вразумительного ответа не получил.

Между тем данный вопрос меня сильно заинтересовал, и я решил выяснить, могут ли сотрудники ГИБДД преследовать мотоциклистов, мопедистов и скутеристов. Изучение нормативных правовых документов и других источников дало довольно любопытные результаты.

Многие водители двухколесных транспортных средств считают, что погони за ними быть не может, а останавливаться добровольно они не собираются. Это внегласное правило и передается оно из уст в уста.

Однако в нормативных правовых документах никакого запрета не существует. И если сотрудник ГИБДД решит наказать водителя скутера за отсутствие шлема, то он его догонит, заставит остановиться (в крайнем случае с применением оружия) и наложит штраф.

Таким образом, водители, не имеющие шлемов, только утешают себя тем, что их якобы не могут преследовать. Такие водители заранее готовятся к тому, что они не будут останавливаться по требованию сотрудников ГИБДД. Однако на практике погоня в первую очередь несет опасность для самого водителя двухколесного транспортного средства. Тем более если он едет без шлема.

Допускается ли перемещение на двухколесном транспорте без специальной защиты?

В пункте ПДД, где указаны общие обязанности водителей любых транспортных средств, прописан и момент по поводу обязательного наличия правильно застегнутого мотошлема. Такая же экипировка должна присутствовать и на головах пассажиров, которые сидят за человеком у руля. Ответственный за это именно водитель.

Некоторые граждане почему-то уверены, что на мопеде или скутере допустимо ездить из пункта А в пункт Б без шлема. Но ведь в правилах указано, что обязательно не только его нахождение на голове но и правильная фиксация шлейки. В пункте 2.1 второго раздела ПДД предусмотрен регламент для езды на дорогах общего пользования для двухколесных ТС. Все лица, размещенные на средстве передвижения обязаны быть в правильно зафиксированном специальном шлеме. А в пункте 24.8 двадцать четвертого раздела ПДД указано, что водителям мопедов строго запрещается передвигаться из пункта А в пункт Б не застегнувши специальный шлем.

Человек, управляющий мотоциклом, относящийся с пренебрежением к правилам техники безопасности, ставит под угрозу себя и других пассажиров. Если автомобильный транспорт защищает своим кузовом и ремнем безопасности, то у мотоцикла этих элементов нет. Учитывая, что средняя отметка скорости на дорогах общего пользования достигает 40 – 50 км/ч., то вероятность выжить и не сильно не пострадать при столкновении с другой машиной или при ДТП по иной причине, ничтожна. Зато в 100% случаев невозможно избежать увечий. И это самый легкий вариант исхода ситуации.

Если авария случится не по вине мотоциклиста, ехавшего без специального шлема, то сделать так, чтобы понесли наказание другие участники происшествия, будет практически нереально. Статья 264 Уголовного Кодекса РФ применяется, когда необходимо привлечь к ответственности виновника ДТП за нанесение увечий. Но если водитель был без защитной экипировки, и таким образом он нарушил правила безопасности, то другой участник отвечать за это не должен.

При авариях, по итогам которых получили увечья пассажиры, за причиненный ущерб будет отвечать человек, управлявший мототранспортом. Причем это может быть даже не происшествие на дороге, но стоит не забывать про маленькие камни, которые часто отлетают от колес ТС.

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Возможно ли водить мопед 49-50 кубов без водительского удостоверения?

Необходимость получить права на управление скутером или другим малолитражным средством передвижения появилась после принятия ФЗ-92 от 07.05.2013. Были введены дополнительные категории транспортных средств ст. 25 ФЗ-196 и условия получения прав управления для каждой из категорий ст. 26 этого же закона.

С 2014, согласно ПП 1097, все, кто управляет мопедами или скутерами, должны иметь права на управление данным видом техники – например, с открытой категорией А, А1 или М.

К категории М относят мопеды и скутеры, легкие квадрициклы. Для причисления к категории М средство передвижения должно обладать следующими характеристиками:

  1. Электродвигатель 0,25-4 кВт мощности.
  2. Объем ДВС – до 50 кубов.
  3. Транспорт может развить скорость не более 50 км/ч.

К категории М относятся также велосипеды, имеющие двигатель, если показатели их мощности такие же, как у скутеров.

Без прав передвигаться на скутере 49-50 кубов запрещено. Если планируется вождение мопеда, то следует пройти в ГИБДД обучающий курс, после чего можно будет получить ВУ. Программы профессионального обучения водителей для данной категории доступны с 16 лет, согласно ч.2 ст. 26 ФЗ-196.

Справка. Право на вождение транспорта, относящегося к категории М, имеется у водителей с другими открытыми категориями. Если у вас есть водительское удостоверение с открытой категорией А, В, вы можете также управлять и мопедом.

Возможно, вам будут интересны наши статьи о том, можно ли ездить без прав на мотоцикле и на квадроцикле.

Действительно ли нужен шлем водителю?

Обычно, для езды водители и вовсе не планируют надевать шлем. Нередко, это даже может быть связано с тем, что у человека нет необходимых денежных средств, чтобы приобрести всю необходимую экипировку. Но, его отсутствие сразу же ставит под вопрос безопасность скутериста, ведь при возможном ДТП именно его отсутствие становится причиной смертельного исхода.

Более того, согласно ПДД и Административному кодексу, за езду без шлема человек может даже получить штраф. Об этом говорится в двух статьях, что предусматривают штраф:

1. Согласно ст.24.9 ПДД, передвижение на механическом транспортном средстве (к которым относят и скутера) без необходимых элементов защиты (шлема) запрещено.

2. К тому же, согласно ст.12.6 Кодекса Российской Федерации об Административных нарушениях, регламентируется наказывать участников дорожного движения, что передвигаются без каких-либо ремней безопасности на автотранспорте или же защитных шлемов на мототранспорте.

Что грозит за передвижение без шлема

Кодексом об административных нарушениях предусмотрен штраф для мотовладельцев и их попутчиков, решившихся отказаться от средства безопасности.

Поездка на мототранспорте (мотоцикле, скутере, мопеде) без шлема или с незастегнутой шлейкой – прямая угрозу жизни и здоровью. Это касается и движения с непристегнутыми ремнями безопасности в машине.

Категории прав для мотоциклистов

Чтобы водить мотоцикл, нужно окончить автошколу и получить права с одной из четырех категорий:

Кат. С какого возраста Что можно водить
A 18 мотоциклы с двигателем мощнее 125 см3, например спортбайки, круизеры, мотоциклы с коляской
A1 16 мотоциклы с двигателем мощностью до 125 см3, например круизеры
B1 18 трициклы и квадрициклы
M 16 мопеды и легкие квадрициклы, скутеры
С какого возраста
Что можно водить
A
С какого возраста 18
Что можно водить мотоциклы с двигателем мощнее 125 см3, например спортбайки, круизеры, мотоциклы с коляской
С какого возраста
Что можно водить
A1
С какого возраста 16
Что можно водить мотоциклы с двигателем мощностью до 125 см3, например круизеры
С какого возраста
Что можно водить
B1
С какого возраста 18
Что можно водить трициклы и квадрициклы
С какого возраста
Что можно водить
M
С какого возраста 16
Что можно водить мопеды и легкие квадрициклы, скутеры

Если в правах указана категория А, можно водить мотоциклы из категорий A1 и B1. Мопеды по закону водят владельцы прав с любыми категориями.

Таблица на обратной стороне водительских прав. Категория B автоматически дает право управлять мотоциклами из категорий B1 и M

Таблица на обратной стороне водительских прав. Категория B автоматически дает право управлять мотоциклами из категорий B1 и M

Какая категория нужна для управления скутером

В России в 2013 году полиция стала бить тревогу по поводу участившихся аварий с участием скутеристов, и законодательством была придумана категория М. В документе нового образца выделена отдельная строка с изображением мопеда и буковкой М. Для получения отметки следует несколько месяцев обучаться в автошколе.

Еще по теме: Какие документы водителя нужно менять при смене фамилии?

Обучение в автошколе

Выбирая автошколу, обратите внимание на лицензию. В учебное заведение принимаются лица с 16 лет. На усмотрение администрации возможно более раннее поступление на курсы вождения. Но права молодой человек получит после дня рождения. Для поступления проходите медкомиссию и получаете справку о разрешении управлять ТС категории М.

Обучение длится от 2 до 3 месяцев. Вначале изучаются теоретические вопросы, ПДД, правила первой помощи. Затем начинается практика. Ученики на территории школы приобретают навыки управления и маневрирования. Далее обучение продолжается на городских улицах. Заключительный этап – экзамен по теории и вождению. При успешном исходе дела ученику выдается удостоверение и можно отправляться в ГИБДД за правами.

Категория М – зачем она нужна

Категория М появилась пять лет назад и вызвала бурю негодований со стороны владельцев маломощной мототехники. Неопытные водители считают нововведение лишним, но они ошибаются.

Данный вид техники имеет сравнительно недорогую цену, и приобрести скутер может каждый желающий. Родители покупают скутер своему ребенку, не думая о последствиях. На самом деле это очень опасно как для водителя мопеда, так и для других участников движения. Не зная элементарных правил, юный скутерист едет, как ему удобно, не подозревая, что мешает движению. В результате происходит множество аварий, нередко с летальным исходом.

Участившиеся ДТП с участием мопедов вынудили правоохранительные органы принять меры. В результате многочисленных споров и размышлений была введена новая категория М.

Можно ли управлять скутером с категорией B или без прав?

Когда ездить на скутере запрещено?

В правах нового образца существует специальная отметка ML, запрещающая управлять скутером. Она ставится в 12-м столбце документа. Решение о запрете садиться за руль мопедов или скутеров выносит медицинская комиссия. Она делает заключение, а инспектор ставит отметку о запрете в правах, так как у водителя есть определенные противопоказания.

Еще по теме: Лишение водительских прав за долги

ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ! Водителям, которые меняют права или получают новые, следует быть внимательными. Бывает так, что сотрудники регистрационного отдела, не видя в медицинском заключении отметки о разрешении на категорию М, ставят в водительском удостоверении ML. Автоматически ездить на скутере становится нельзя. Чтобы этого не случилось, напоминайте врачебной комиссии, чтобы ставили отметку М.

Как наказывается нарушитель?

В Административном Кодексе прописано, какое наказание нужно применять для водителей мототранспорта и другого двухколесного транспорта при нарушении ними правил безопасности при движении. Там существуют статьи, в которых прописан момент касательно езды без специальных защищающих шлемов у тех, кто управляет и тех, кто сидит сзади.

Езда без шлема

Ездить на двухколесном транспорте без специальной защитной экипировки на голове все равно что вести автомобильный транспорт без правильно пристёгнутого ремня безопасности на ТС. В обоих случаях несоблюдение правил использования средств защиты или их полное отсутствие может в разы увеличить угрозу здоровью и даже жизни иных участников дорожного движения. Если человек, управляющий мототранспортом не побеспокоился защитить себя шлемом безопасности, то это приравнивается к грубому неисполнению правил.

Какая мера применяется за непристегнутую шлейку

Прежде чем сесть за руль мотоцикла или иного двухколесного средства передвижения нужно обязательно надеть специальный шлем. Причем если он имеется на голове, но шлейка непристегнута, то это приравнивается к полному отсутствию защитной экипировки. Подобное правонарушение наказывается по статье 12 КоАП РФ и величина штрафного взыскания в этом случае тоже составит 1 тыс. руб.

Какая мера применяется за транспортировку пассажиров без защитной экипировки

Усаживая на мототранспорт или подобное механическое средство передвижения пассажира, важно понимать, что ответственным за его жизнь и здоровье автоматически становится лицо, сидящее за рулем.

Если оно пренебрежет этим правилом безопасности, то уклониться от уплаты штрафного взыскания не получится никакими способами. В статье 12.6 КоАП РФ указано, что перевозка человека в качестве пассажира без защитного шлема, карается по закону штрафным взысканием величиной в 1 тыс. руб.

Если мотоциклист без шлема попадает в ДТП

К несчастью помимо очевидных последствий аварии, водитель мотоцикла или скутера может понести уголовную ответственность. Дело в том, что согласно закону, если произошло ДТП, то виновником признается тот, кто нарушил ПДД. Поэтому если «гонщик» привык ездить без шлема, то он по умолчанию будет единственным или одним из виновников дорожного происшествия.

Даже при учете того, что водитель АТС также нарушил ПДД, это не снимает ответственности с мотоциклиста. В этом случае, согласно 264 статье Уголовного Кодекса, владелец мототехники может понести более суровое наказание. Согласно УК РФ он даже может отправиться в тюрьму до 2 лет.

Если же в результате ДТП пострадал пассажир мотоцикла, то согласно 1079 статье ГК за это также несет ответственность водитель «байка», так как он прекрасно осведомлен об опасности передвижения по дорожному полотну без защитного шлема. Поэтому он обязан контролировать действия пассажиров и запрещать им садиться на «байк» без соответствующего «обмундирования».



Можно ли избежать наказания

Мотоциклисты и скутеристы ошибочно полагают, что могут избежать наказания за езду без шлема, если просто скроются от сотрудников ГИБДД. Такое мнение сложилось, благодаря якобы существующему закону, запрещающему инспекторам погоню за владельцами мототехники, передвигающимися без шлема.

На самом деле такого закона не существует. Подобное заблуждение сложилось потому, что инспектора зачастую отказываются от преследования гонщиков без шлема на мопеде, мотоцикле или скутере, чтобы они не спровоцировали ДТП. Но запрета преследовать лихих водителей не существует, поэтому исход дела полностью зависит от решения сотрудников ДПС.

Совет! Реальная возможность избежать наказания – это заявление водителя мототехники, что шлем он расстегнул уже после остановки, в процессе ожидания инспектора.

Но когда шлема на голове нет в принципе, избежать наказания не удастся. Можно лишь уменьшить его вдвое, оплатив выписанную квитанцию в течение 20 дней после вступления в силу постановления.(ст.32.3 КОАП).

Любой штраф за езду без шлема – это всего лишь потеря денег, что не так страшно по сравнению с потерей здоровья или гибелью человека. Человеку, отправляющемуся в путь на мотоцикле, мопеде или скутере, стоит помнить в первую очередь, что от экипировки зависит их жизнь. Именно об этом стоит в первую очередь задуматься, выезжая на трассу без защитного шлема.


Причины отказа водителей от мотошлемов

Зачастую водители мопедов и скутеров не надевают шлем, садясь за руль своего ТС.

Причины могут быть различными, перечислим основные:

  • нехватка средств на дорогостоящую экипировку;
  • плохое знание ПДД;
  • уверенность в том, что авария не произойдет, так как мопеды и скутеры развивают небольшую скорость;
  • безразличие к вопросу безопасности;
  • мнение, что инспектора не начнут погоню за нарушителем либо уверенность, что от них можно будет легко скрыться.

Что касается последнего пункта – согласно нормативным документам, инспектор имеет полное право начать погоню за мотонарушителем и остановить его для выписки штрафа. Поведение мотовладельцев в таком случае выглядит крайне абсурдно: они планируют уходить от погони, что заведомо опасно для их жизни, но при этом отказываются от средства защиты, способного при ДТП сохранить им жизнь.

Нужен ли шлем пассажиру скутера?

Начиная с апреля 2014 года водителям скутеров и мопедов разрешено перевозить пассажиров, если конструкцией транспортного средства это предусмотрено.

Однако пункт 24.8 правил требует наличия застегнутого мотошлема только у водителя мопеда, на пассажиров данное требование не распространяется.

По какой причине водители мопедов отказываются от шлемов?

В реальной жизни часто можно встретить мотоциклистов, которые никогда не надевают специальные шлемы. В редких случаях причина этого – отсутствие денежных средств в нужном размере, так как стоит экипировка недешево. А вот чаще всего люди просто халатно относятся даже к своей безопасности, просто не ознакомлены со всеми правилами ПДД или не отдают себе отчет о возможных последствиях ДТП.

Какое наказание предусмотрено?

Чтобы узнать, сколько водитель скутера или мотоцикла должен будет заплатить в случае нарушения правил безопасности при езде, можно обратиться к административному Кодексу. Там имеются статьи, запрещающие поездки без обеспечения безопасности для лиц, находящихся на транспортном средстве.

Езда без шлема

Поездка на мотоцикле с незащищенной головой приравнивается к неверному использованию ремней безопасности на автомобильном транспорте. И в том, и в другом случае пренебрежение средствами защиты может создать угрозу жизни, здоровью участникам движения. Если водитель, управляющий транспортом на двух колесах, не озаботился надеть шлем, это является грубым нарушением правил. Ст.12.6 КоАП предусматривает наказание за нарушение в размере 1000 рублей.

Меры воздействия за не пристегнутую шлейку

При езде на мотоциклах и других механических средствах необходимо надевать и застегивать шлем. При не застегнутой шлейке шлем равнозначен его полному отсутствию. Нарушение карается по ст.12.6 КоАП, штраф составит 1000 рублей.

Возможные санкции за перевозку пассажира без защиты

Внимание! Усаживая на механический транспорт пассажира, водитель становится ответственным за его жизнь и здоровье.

При нарушении им правил безопасности избегнуть штрафа не удастся. Согласно ст.12.6 КоАП при перевозке пассажира, не надевшего шлем, водителю ТС вменяется наказание в виде уплаты штрафа в размере 1000 рублей.

Изменения в законодательстве

До 2013 года Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации не включал в себя отдельной статьи, посвященной управлению мопедом без водительского удостоверения. Следующее изменение в законодательство было внесено в 2017 году. Согласно нововведениям к мопедам были приравнены все скутеры и мотороллеры с рабочим объемом до 50 кубов. Итоговые модификации статьи 12.7 появились в законодательстве только в 2018 году.

Согласно действующему законодательству без водительских прав можно управлять только велосипедом, моноколесом и сигвеем. Также возможно передвижение на квадроцикле и специально оборудованной газонокосилке (при необходимости пересечения поля).

Как ГИБДД проводит проверку скутеристов (видео)

Видео телеканала ТАС о том, как проводились проверки водителей скутеров на дорогах города:

Какие штрафы предусмотрены?

Управление транспортными средствами разрешается только при наличии прав соответствующей категории ТС. Согласно ч.2.1 ПДД права следует предъявлять работникам Госавтоинспекции по первому их требованию. При отсутствии документа сотрудники ГИБДД наложат взыскание, а сколько составит штраф за езду на мопеде без ВУ будет зависеть от конкретной ситуации, в которую попал водитель.

Наказания предусмотрены при таких нарушениях:

  • У водителя скутера нет при себе удостоверения на управление транспортным средством. Ч.2 статьи 12.3 КоАП наказывает штрафом в 500 руб.
  • Скутером управляет подросток младше 16 лет. За такое вождение без прав наступает ответственность по ч. 1 ст. 12.7 КоАП, как правило, за несовершеннолетнего придется платить от 5000 до 15000 руб. родителям или опекунам. А того, кто разрешил покататься накажут по ч.3 той же статьи на 30000 руб.
  • Права на вождение просрочены или отсутствуют вообще. Такое вождение наказывается также, как езда без прав по ч.1 ст. 12.7 КоАП.

Езда на скутере без прав лицом, не имеющим при себе водительского удостоверения

Если автомобилист забыл ВУ дома, то случай задержания нельзя назвать критичным. Возможно, водитель мопеда даже сможет избежать наказания. В зависимости от обстоятельств событий инспектор может ограничиться предупреждением.

Чтобы избежать наказания, собственник транспортного средства должен быстро отреагировать на действия инспектора и попытаться убедить его в наличии водительского удостоверения. Для этого можно попросить знакомых, друзей или иных третьих лиц привезти документы на место остановки инспектором. Если ВУ не будет предоставлено, сотрудник ГИБДД выпишет водителю штраф в размере 500 рублей согласно части третьей статьи 12.3.

Подойдут ли права тракториста для вождения скутера?

В Законе прописано, что садиться за руль скутера имеет право человек, у которого открыта хотя бы одна категория в водительских правах, выпущенных в России (ч. 7 ст. 25 ФЗ О БДД). Но в регламенте не сказано ни слова про удостоверение тракториста.

Еще по теме: Штраф за езду с просроченным водительским удостоверением

Значит, вождение скутера при наличии тракторных прав запрещено. Предъявление данного документа считается неправомерным, и нарушителю грозит штраф.

Может ли сотрудник ГИБДД погнаться за мотоциклистом без шлема

Многие владельцы двухколесной мототехники искренне верят, что представитель закона не имеет никакого права гнаться за «байкером», поэтому останавливаться или нет, решает сам водитель. Данная легенда передается из уст в уста уже долгое время, однако она не имеет никакого реального обоснования.

Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в закон «О полиции» и изучить Административный регламент. Ни в одном из этих нормативных документов нигде не указано, что полицейскому запрещено осуществлять преследование нарушителя. Более того, в случае погони он даже имеет право применить огнестрельное оружие, если сочтет действия водителя транспортного средства опасными для жизни других участников движения. Разумеется, такого обычно не происходит. Как правило, сотрудники ГИБДД просто догоняют нарушителя и взимают с него денежные средства. Однако говорить о том, какой штраф будет в этом случае сложно, так как неподчинение сотрудникам полиции также является нарушением, особенно, если в процессе езды произойдет транспортное происшествие.

Последствия ДТП с участием мототранспорта

Многие аварии с мотоциклами и мопедами имеют летальный исход для водителей или приводят к серьезным проблемам со здоровьем.

Поэтому отсутствие мотошлема может привести к более суровым последствиям, чем административное наказание:

  1. Если в ДТП виноват владелец второго ТС, но на мотоциклисте не было шлема, то, вполне возможно, что виновник аварии не будет нести ответственность за ущерб, причиненный здоровью мотоциклиста.
  2. Если в момент аварии на попутчике мотоциклиста не было шлема, то виноват по ст. 1079 ГК будет водитель, позволивший передвижение без шлема. Соответственно, он будет вынужден оплатить лечение или выплатить компенсацию семье пострадавшего.

Столь серьезные наказания были введены, потому что защитный шлем – единственная мера безопасности, которую допускает конструкция мотоциклов, скутеров и мопедов. Отказ от нее чреват печальными последствиями для участников дорожного движения.

Для чего нужен шлем?

Несколько слов о еще одной причине, по которой люди ездят без специальных шлемов на мопедах и скутерах. Все дело в финансовой составляющей вопроса. Скутеристы не хотят тратить деньги на шлем. Однако шлем – это не то, на чем стоит сэкономить.

В качестве примера рассмотрим две похожие ситуации, которые мне пришлось наблюдать на практике. Речь пойдет о падениях с велосипедов:

В первом случае велосипедист без шлема врезался в кочку на скорости 10-15 км/ч и упал на полевую грунтовую дорогу.

Во втором случае велосипедист в шлеме упал на асфальт федеральной трассы, попав в колею на скорости 25-30 км/ч.

В первом случае (без шлема) велосипедист потерял сознание и память за последние несколько недель, получил сотрясение мозга, попал в больницу. Во втором случае, не смотря на более высокую скорость и асфальтовое покрытие, все обошлось синяком на ноге.

Обратите внимание, велосипеды обычно ездят намного медленнее скутеров и имеют куда меньший вес. Однако даже в этом случае последствия могут быть очень серьезными.

Поэтому рекомендую надевать шлем перед каждой поездкой. Хотя бы при управлении мопедами и скутерами.

Ну а в заключение хочу отметить, что если Вы нашли деньги на покупку скутера, то, будьте добры, купите и шлем. Это залог Вашей безопасности. Ведь шлем нужен не для того, чтобы не останавливали сотрудники ГИБДД, а для того, чтобы продлить жизнь и сохранить здоровье водителя двухколесного транспортного средства.

Забыл права дома

Мотоциклиста без прав инспектор ГИБДД по закону может оштрафовать на 500 рублей. Инспектор проверяет по базе, что водитель в принципе получал права, и составляет протокол.

Если водитель попросит знакомого привезти права к посту ГИБДД, то, скорее всего, отделается предупреждением.

Водитель может избежать штрафа за забытые права. Закон предусматривает альтернативу — предупреждение, все будет зависеть от поведения водителя и лояльности инспектора.

Если вы оказались в такой ситуации, не пытайтесь качать права — вы уже допустили нарушение. Вместо этого спокойно объясните инспектору, что вам скоро привезут документы. Скорее всего, он пойдет вам навстречу.

Юрист с 15-летним стажем

Стал участником ДТП, что дальше?

К сожалению, довольно часто встречаются случаи, когда скутеристы при отсутствии нужной экипировки попадают в аварии с тяжелыми последствиями, после чего их семьи пытаются всеми способами добиться истины и признать именно автомобилиста виновником в случившемся несчастье. На самом деле действительно виновником аварии признается водитель, который пренебрёг правилами ПДД. Но если смотреть на ситуацию более масштабно, то все может оказать не так то и просто.

Даже если пренебрёг правилами движения автомобилист, то это еще не 100% гарантия того, что в гибели мотоциклиста, виноват именно он. Первее всего нарушил ПДД как раз мотоциклист, тем, что он начал ехать без специального шлема. Кроме того, если человека, управляющего двухколесным транспортом без экипировки признали виновником инцидента, то согласно статье 264 Уголовного Кодекса РФ может быть возбуждено уголовное дело, и тогда нарушителя могут посадить в тюрьму не больше чем на 2 года.

А вот в статье №1079 ГК РФ прописана уже ситуация, когда специальный шлем отсутствует у пассажира двухколесного транспорта. Ответственным за это выступает как раз водитель ТС. Поэтому, если виновником аварии признали другую сторону, то виновником получения увечий пассажиром мототранспорта будет определен именно человек, который управлял ТС, так как он был вкурсе обо всей опасности этого мероприятия и при этом разрешил лицу ехать с ним без шлема.

Не просто так же было создано требование, чтобы водители и пассажиры двухколесного транспорта обязательно надевали специальную экипировку хотя бы на голову. Это обязательная мера для лиц, незащищенных корпусом машины и ремнем безопасности. Поэтому и за такие действия мотоциклиста могут наказать не только штрафным взысканием, но и уголовной ответственностью.

Если вы решили внезапно стать мотоциклистом или скутеристом, то всегда помните о своей же безопасности и сохранности пассажиров, которые будут с вами передвигаться на дороге.

Категория М в правах: как получить и сколько стоит сдача

Открыв ранг B и (или) C категория М открывается автоматически «в подарок».

Автошколы, обучающие на категорию М должны иметь государственную лицензию и разрешение. Результатом обучения есть внутреннее испытание по теории (билеты) и практике (вождение). Для допуска к сдаче экзамена в любом отделении ГИБДД по всей России нужно:

  • Оплатить государственную пошлину
  • Написать заявление
  • Предъявить удостоверение, выданное в автошколе

Экзамен в ГИБДД является аналогом испытания в автошколе: сначала тесты с 20 вопросами (допускается не более 2 ошибки в билете), а затем практическое вождение (змейка и восьмерка, выезд в город на мопеде не предусмотрено).

Каждый экзамен можно пересдать до трех раз. При не сдаче тестов, к следующему этапу допуск не предоставляется. Добавим, что обучение в мотошколе можно начать до 16 лет и сдать на права уже после наступления указанного возраста.

Нужны ли документы для езды на мопеде: что необходимо предъявлять?

Согласно ПДД, водитель транспортного средства должен предъявить по запросу контролирующего лица документы на право управления транспортом.
В случае со скутерами это удостоверение водителя. Обращаясь к законодательным основам, для скутеров и мопедов нет необходимости в:

  • Постановке данного ТС на учет в ГИБДД — Приказ МВД России № 399 от 26.06.2018 г.
  • Прохождения техосмотра — ч. 2 статьи 2 ФЗ 170 от 01.07.2011 г.
  • Покупки полиса ОСАГО — пп б ч. 3 ст. 4 ФЗ 40 от 25.04.2002 г. Страховка будет только личной инициативой водителя, для его же собственной безопасности.

Если же двигатель вашего транспорта имеет объем, превышающий 50 кубов, он приравнен по техническим характеристикам к мотоциклам и требует постановки на учет и наличие всех вышеописанных документов. (какой штраф грозит за непостановку на учет?).

Что будет, если поймают с чужим ВУ?

Если водитель скутера предъявил чужие права, ответственность для него может наступить уже не административная, а уголовная, согласно ст. 327 УК РФ. В зависимости от ситуации вам могут вменить:

  • Подделку документов, которая наказывается по ч.1, ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительные работами на срок до двух лет, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
  • Использование заведомо подложного документа, карается по ч.3 ограничением свободы на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до одного года.

Транспорт в этом случае чаще всего отправляется на штрафстоянку.

Заключение

Итак, по статистике на дорогах достаточно часто происходят аварии при участии мототранспорта. Результатом становятся травмы различной степени тяжести или гибель водителя и пассажиров, что обусловлено специфической конструкцией этого вида ТС. Мотошлем способен сделать последствия для здоровья не такими серьезными, а где-то – даже спасти жизнь. По этой причине мотолюбителям следует до начала движения надевать и надежно фиксировать шлем. В данном случае людьми должен руководить не страх получить штраф (ведь тысяча рублей сегодня – небольшие деньги), а желание максимально обезопасить жизнь и здоровье – свое и пассажира.

В правах нет категории

Если водитель с категорией B1 сел за руль мотоцикла, это нарушение. Закон приравнивает его к управлению без прав. Штраф — от 5 000 до 15 000 рублей.

Поскольку водитель без категории не имеет права ехать дальше на мотоцикле, по закону инспектор задерживает мотоцикл и отправляет на штрафстоянку. В дополнение к штрафу придется заплатить за транспортировку и хранение — сумма зависит от региона.

Запомнить

  1. Шлем обязателен на мотоцикле, мопеде, скутере, трицикле, квадроцикле.
  2. Если мотоциклист водит без шлема, он вероятнее получит травму или погибнет в ДТП. По закону он несет ответственность за пассажира без шлема.
  3. Штраф за управление мотоциклом без шлема или перевозку пассажира, у которого нет шлема, — 1000 рублей.
  4. В первые 20 дней штраф можно оплатить со скидкой 50%.

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Для проверки штрафов с камер фото- и видеофиксации нарушений. Для проверки штрафов, выписанных инспектором ГИБДД. Для бесплатных уведомлений о новых штрафах.

Проверяем информацию о штрафах, пожалуйста, подождите несколько секунд

Требования ПДД по управлению ТС

Избежать неприятностей при управлении мопедом можно с помощью следования установленным нормам и требованиям. Стоит заметить, что требования, предъявляемые водителям скутеров и мопедов, аналогичны друг другу.

Владельцам обоих из перечисленных транспортных средств необходимо соблюдать правила, зафиксированные в следующих положениях законодательства:

  • Часть вторая статьи 26 Федерального закона под номером 196. Устанавливает возрастное ограничение для водителей мопедов – 16 лет.
  • Положение 24.7 ПДД. Регламентирует нормы положения мопедов и скутеров на ПЧ. Тихоходные двухколесные ТС должны двигаться только с правого края, не создавая помех более мощным транспортным средствам. Допускается езда в зонах, отведенных для передвижения велотранспорта, или обочине, если при этом не создаются помехи велосипедистам или пешеходам.
  • Пункт 22.2(1) Правил дорожного движения. Перевозка пассажиров разрешена только водителям со стажем вождения более двух лет. При этом владельцы скутеров должны обладать категорией “А” или “А1”, а собственники мопедов — “М” и выше.
  • Пункт 24.8 Правил дорожного движения. Перевозка пассажиров разрешена только при условии, что конструкция ТС предусмотрена для этих целей. Также запрещено перевозить детей до 7 лет без оборудования для обеспечения дополнительной безопасности.
  • Пункт 20.4 Правил дорожного движения. Мопеды не могут буксировать другие транспортные средства, так как это действие отличается повышенной опасностью.

Кроме указанные специальных пунктов водители мопедов обязаны следовать всем правилам дорожного движения. Игнорирование норм ПДД — причина большинства аварий на дорогах с участием мопедов и скутеров.

Поехал после лишения

Если раньше суд лишил водителя прав, но он все равно садится за руль, штраф будет выше, чем за езду без прав. Закон предусматривает три варианта:

  • штраф 30 000 рублей,
  • арест на срок до 15 суток,
  • обязательные работы до 200 часов.

Если водитель попытается использовать поддельные права, это будет преступлением по Уголовному кодексу. Штраф — до 80 000 рублей, обязательные работы до 480 часов, исправительные работы на срок до 2 лет или арест до полугода.

Почему нельзя предоставлять инспектору чужое ВУ

Предъявление чужого водительского удостоверения — большая ошибка, которой лучше не совершать. Дело в том, что за предоставление чужого документа на вождение нарушителю будет грозить не административная, а уголовная ответственность.

Подобное правонарушение зафиксировано в статье 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Инспектор ГИБДД имеет полное право вменения одного из двух предполагаемых данным положением обвинений:

  1. Подделка документов — часть первая статьи 327. Наказание по данному пункту предполагает следующие возможные санкции:
    1. ограничение свободы на период до 2 лет;
    2. принуждение к работам на период до 2 лет;
    3. арест на полгода;
    4. лишение свободы на период до 2 лет.
    1. ограничение свободы на срок до одного года;
    2. принуждение к работам на период до одного года;
    3. лишение гражданина свободы на период до одного года.

    При предъявлении чужого водительского удостоверения транспортное средство с большой долей вероятности эвакуируют на штрафную стоянку.

    На чем можно передвигаться без ВУ?

    В ПДД не говорится о том, до скольки кубов можно ездить без прав.

    Однако это не означает, что на все ТС они нужны. Так, например, в России езда без водительского удостоверения возможна на следующих средствах передвижения:

    • Моноколесо.
    • Сигвей.
    • Газонокосилка.
    • Велосипед, не имеющий навесного мотора.
    • Медицинская коляска.
    • Гироскутер.
    • Мотоблок.

    Без водительских прав можно передвигаться на двухколесных средствах, имеющих мощный двигатель и внедорожные характеристики и в этом случае не важно сколько кубов имеет ваше ТС.

    Это, к примеру, мопеды, которые применяют для мотокросса – их использование не требуют водительского удостоверения, так как они причислены к спортивным снарядам, поэтому сколько бы кубиков не было у “железного коня”, права для него не требуются. Но по автодорогам общего пользования нельзя передвигаться на мотокроссовых мопедах.

    Нужен ли шлем водителям и пассажирам скутера и мопеда

    Обязанность передвигаться в шлеме на мотоцикле известна всем владельцам данного вида транспорта. Все водители мотоциклов прекрасно осведомлены, что езда без шлема на мотоцикле запрещена и наказывается штрафом. Но водители и пассажиры скутеров и мопедов ошибочно полагают, что данное требование не имеет к ним никакого отношения.

    До конца 2013 года отношение к данному виду транспортных средств было снисходительным, и ими можно было управлять без прав.

    Это обстоятельство несколько расхолаживало владельцев данных ТС. Они считали, что допустимо передвижение на скутерах и мопедах без использования мотошлема. Между тем, езда без шлема на мопеде и скутере — нарушение ПДД.

    Не совсем понятно с точки зрения здравого смысла, чем руководствуются владельцы мопедов и скутеров, передвигающиеся по трассе без шлема. Возможно, они экономят на его покупке, или надеются на счастливый случай и думают, что ДТП им не грозит.

    Важно! По правилам ПДД водители и пассажиры не имеют права передвигаться по дорогам без шлема на скутере и мопеде.

    Спорные ситуации нарушений: что делать

    Одна из самых распространенных спорных ситуаций связана с движением по обочине. Владельцы легкого мототранспорта используют данную часть дороги, не задумываясь о том, что инспектор может привлечь их за это к ответственности. Дело в том, что передвижение на мопеде по обочине разрешено только при отсутствии пешеходов. В противном случае представитель дорожной службы квалифицирует данные действия как создание помех другим участникам движения.

    В данной ситуации у водителя мопеда может только предпринять попытку доказательства того, что пешеходы появились на обочине внезапно. Также стоит сослаться на отсутствие намерения создавать помеху пешим участникам дорожного движения.

    Обоснование движения по правому краю может заключаться и в наличии на проезжей части серьезной аварии. Из-за большого скопления машин, водитель мопеда вполне мог воспользоваться возможностью движения по обочине.

    Маневры разворота и поворота

    Вторая спорная ситуация заключается в необходимости выполнения разворотов и поворотов налево. Согласно ПДД данные маневры запрещены водителям мопедов в случаях, когда дорога располагает двумя и более полосами в одном направлении. Чтобы избежать неприятностей при необходимости поворота, водитель мопеда может пересечь перекресток, сойдя с транспортного средства (как пешеход с помощью специальных переходов).

    Как избежать эвакуации мопеда

    В случае нарушения водителем норм и требований Правил дорожного движения собственник ТС может столкнуться не только со штрафной санкцией, но и с необходимостью эвакуации авто. Избежать проблем в результате транспортировки мопеда на штрафстоянку можно с помощью звонка. Если среди знакомых водителя есть люди с правами нужной категории, они вполне могут приехать на место задержания и забрать транспорт.

    Как ДПС может доказать вину водителя

    В случае несогласия собственника мопеда с вменяемым обвинением представители дорожных служб обязаны предоставить доказательства, на основании которых выписано постановление. В качестве обоснований правомерности действий могут выступать показания свидетелей, данные фото- и видеосъемки. К тому же в крупных городах многие здания оборудованы камерами слежения, записи с которых не оставят сомнений в том, что из несогласных субъектов прав.

    Как обжаловать незаконный штраф

    У водителя, которому выписали штраф, есть два способа его обжаловать:

    • отправить жалобу на имя начальника подразделения ГИБДД, которое выписало штраф. Это можно сделать в течение 10 дней с даты подписания протокола;
    • подать жалобу на постановление в суд. По опыту этот вариант работает лучше.

    В случае с ездой без прав шансов обжаловать штраф немного. Если водитель забыл права дома или в них нет нужной категории — это однозначное нарушение. Юрист может разве что обратить внимание суда на процессуальные ошибки, например в дате и месте составления протокола.

    Спорные ситуации нарушений и способы избежать наказания в таких случаях

    При езде на скутере без прав водитель может не только получить наказание в виде штрафа – его ТС могут забрать на штрафстоянку. Чтобы избежать этого можно попробовать позвонить знакомым – если кто-нибудь из друзей сможет добраться на место происшествия и предъявить права с необходимой категорией, эвакуатор не забирает скутер.
    Несмотря на то что ПДД не запрещают движения скутеров по обочине автодороги, все же и за это иногда можно поплатиться. Водители малолитражных ТС нередко упускают из внимания одну деталь: передвигаться таким образом можно лишь при отсутствии пешеходов — ч. 24.7 ПДД .

    При обнаружении сотрудником ГИБДД такого нарушения остается только одно – доказывать, что пешеходы появились внезапно и движение скутера по обочине осуществлялось без намерения им помешать. Также движение по обочинам дорог возможно в случаях, когда из-за аварии часть шоссе, предназначенная для движения автомобилей, полностью загружена.

    Согласно правилам, скутерам нельзя выполнять развороты и повороты налево, в тех местах, где предусмотрено от двух полос для движения в направлении движения ТС.

    Но водителям скутеров при необходимости попасть на противоположную часть улицы будет несложно не сложно, можно на время стать пешеходом и спокойно пересечь улицу.

    Всем владельцам мототранспорта будут полезны и другие статьи про штрафы от наших экспертов. Узнайте о том, что грозит за езду без шлема и нарушение скоростного режима на автомагистрали.

    Каким образом ДПС может доказать вашу вину?

    Если водитель не согласен с описанием дорожной ситуации в протоколе, сотрудникам ДПС придется доказывать его вину. Для этого используются показания свидетелей. Все возможные детали на месте происшествия, способные пролить свет на ситуацию, фиксируются и предоставляются затем в виде фото- или видеоматериалов.

    Составляется описание места происшествия. В крупных городах на многих дорогах установлены камеры видеонаблюдения – записи с них могут быть использованы для доказательства вины водителя.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий