Криминалистическое исследование следов транспортных средств
Все транспортные средства можно разделить на несколько больших групп:
1) наземный транспорт;
2) подземный транспорт;
3) водный транспорт;
4) воздушный транспорт.
Преимущественно в криминалистике изучаются следы только наземного безрельсового транспорта.
Наземный безрельсовый транспорт классифицируется:
по способу передвижения
- самоходный транспорт – это транспортные средства, которые приводятся в действие различными двигателями.
Это легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, мотоциклы, мопеды, тракторы, экскаваторы, средства специального назначения.
- несамоходный транспорт – это те транспортные средства, которые приводятся в движения силой человека или животного.
Это тачки, тележки, велосипеды.
по устройству ходовой части
- колёсные транспортные средства;
- гусеничные транспортные средства;
- транспортные средства на полозьях (например, сани).
Классификация следов транспортных средств
- отображающие внешнее строение отдельных частей, деталей транспортного средства на других объектах (например, следы ходовой части, выступающих частей);
- отделившиеся детали и части (следы-предметы) от транспортного средства (осколки фар, ветрового стекла; отвалившийся бампер);
- вещества, отделившиеся от транспортного средства (пятна масла, охлаждающей жидкости, частицы сыпучего груза из кузова);
- сопутствующие (следы ног водителя).
Следы обуви
К общим признакам обуви относятся ее размер, фасон, модель, форма и рельеф подошвы (форма каблучной и носочной частей, наличие выделенного каблука или сплошная подошва). Все эти общие признаки позволяют составить определенное представление о физических, демографических свойствах личности человека (пол, возраст, рост и т.д.).
К частным признакам, совокупность которых дает возможность идентифицировать обувь по следу, относятся особенности строения самой подошвенной части (подошвы, промежуточной части, каблука), а также набоек, шпилек, швов, трещин и т. д. Частные признаки обуви определяются спецификой ее производства и особенно способом крепления подошвы, а также условиями ношения, последствиями ремонта, отображающимися эксплуатационными признаками.
Элементы подошвы обуви
1,2 – подметочная часть;
3 – каблучная часть;
4 – передний край (срез) подошвы (подметки);
5 – задний срез подметки;
6 – промежуточная часть;
7 – передний срез каблука;
8 – задний край (срез) каблука;
9 – внешний край подошвы;
10 – внутренний край подошвы;
11, 12 – подковка;
13 – рельеф подметки;
14 – рельеф каблука;
16 – стертость (износ) каблука
Если обувь не имеет каблука, то задняя часть подошвы называется пяточной частью. Края подошвы называются: внутренним (обращен к другой ноге), внешним, задним и передним. Те же названия употребляются для обозначения краев отдельных частей подошвы: подметки, промежуточной части и каблука. Подошва обуви и ее части характеризуются с точки зрения формы и размеров. Форма подметочной части зависит от формы носка и заднего края. Различают следующие типовые формы носков: острый, прямоугольный удлиненный, прямоугольный широкий и круглый широкий. Задний край подметки может быть: прямым, скошенным, вогнутым, фигурным. Передний край каблука по форме бывает: прямой, вогнутый, выпуклый, фигурный. Каблуки делятся на низкие, средние и высокие.
Таблица определения роста человека по следам обуви
Длина следа обуви (мм) | Число, на которое надо умножить длину следа |
До 219 | 7,17 |
220-229 | 6,87 |
230-239 | 6,61 |
240-249 | 6,55 |
250-259 | 6,40 |
260-269 | 6,32 |
270-279 | 6,25 |
280-289 | 6,12 |
290-299 | 6 |
Приведенная таблица обладает сравнительно низкой практической применимостью в силу распространенности массивной обуви, искажающей габариты стопы человека (берцы, кроссовки и т.д).
Фиксация следов обуви
При фиксации следов обуви в протоколе осмотра места происшествия проводится их измерение. Длина отдельного следа определяется по осевой линии от середины отпечатка переднего края носка до середины отпечатка заднего среза каблука. По осевой линии измеряется также длина подметочной части (если задний ее срез отчетливо выражен), промежуточной части и каблука. Перпендикулярно осевой линии делаются замеры ширины подметочной части (в самом широком месте), промежуточной части (в самом узком месте) и каблука (в наиболее широком месте).
Признаки определения направления движения автомобиля
а) при езде по сыпучему грунту частицы последнего разлетаются по бокам следа в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения;
б) при переезде луж направленность движения определяется по следу влаги, сходящему на нет;
в) капли ГСМ, а также тормозной жидкости, воды, тосола, падающие с движущегося автомобиля, приобретают заостренную форму и обращены узким концом в сторону движения;
г) рисунок протектора типа “елочка” должен быть обращен открытой частью в сторону движения;
д) при езде по траве ее стебли будут примяты по направлению движения;
е) камень, вдавленный шинами в грунт, будет иметь зазор в лунке со стороны направления движения;
ж) след торможения вначале менее насыщен (меньше интенсивность его окраски), чем в конце торможения;
з) лежащие поперёк дороги ветки, палочки, прутики при переезде через них транспортным средством ломаются и своими концами указывают направление движения.
Следы волочения возникают в тех случаях, когда автомашина совершает наезд на человека или на какой-либо предмет и протаскивает его за собой. На дороге остаются динамические следы волочения в виде смазанных полос. Исследование этих следов позволяет судить о характере происшествия, о том, где произошел наезд и т.д
Трасологическая экспертиза следов транспортных средств
Предметом трасологической экспертизы является установление обстоятельств дела, связанных с идентификацией транспортного средства, и механизма происшествия в целом.
На разрешение такой экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:
- не оставлены ли следы, обнаруженные на месте происшествия, ходовыми частями данного транспортного средства;
- к какому типу (виду) относится транспортное средство, оставившее следы на месте происшествия;
- автомобилем какой марки оставлены следы;
- в каком направлении двигалось транспортное средство, судя по его следам;
- не составляли ли одно целое с транспортным средством предметы, обнаруженные на месте происшествия;
- не образованы ли следы на транспортном средстве (одежде потерпевшего) частью другого транспортного средства.
ли со статьей или есть что добавить?