Автодория что это такое как работает

Принцип работы комплекса Автодория и возможности фиксации

Комплекс радаров «Автодория» подает надежды на резкое изменение ситуации на автомобильных дорогах в лучшую сторону. Ведь российские умельцы давно научились с помощью антирадаров обходить многочисленные фиксирующие камеры на трассах, что только способствовало увеличению аварий из-за превышения скорости. «Автодория» может кардинально поменять дорожную ситуацию благодаря совершенно иному принципу работы.

«Автодория» спрячется в потоке: фиксация нарушений станет незаметной для лихачей

«Автодория» спрячется в потоке: фиксация нарушений станет незаметной для лихачейФото: Максим Платонов

Как стало известно «Реальному времени», новую ловушку готовят водителям «Автодория» и татарстанский Минтранс. Это программный комплекс, который позволяет передавать данные о нарушителях правил дорожного движения буквально «с колес» в центр фотовидеофиксации нарушений в ГИБДД. Прибор, который умеет отслеживать нарушителей ПДД в движении, еще не прошел сертификацию, но это может произойти уже вскоре. После его внедрения у них не останется шансов, поскольку, в отличие от стационарных камер и «переставных» комплексов контроля скорости на треногах, об этих приборах водителя не предупредят ни «Яндекс-карты», ни радар-детектор. Разработчик уверяет, что это делается не для увеличения потока штрафов, а для повышения безопасности на дорогах. Тем временем уже завтра в Татарстане заработают новые камеры фиксации нарушений при левом повороте.

Автодория информационная система контроля автодорог

Современная отечественная разработка для контроля скорости езды авто Автодория – это регистратор, в работе которого не используется радиоизлучение, что делает его невидимым простыми радар-детекторами.

Главным отличием этой системы от любых устройств, контролирующих скоростной режим ГИБДД, считается измерение скорости не в определенный момент, а измерение ее средней величины на определенном участке дороге.

Простые радары в своей работе применяют эффект Допплера, для чего в сторону авто высылается радиосигнал и по его отражению выполняется определение скорости движения. Конечно, приборы, умеющие выявлять присутствие радиоволн, могут определять и присутствие радаров.

Современный рынок антирадаров настолько многообразный, что в нем можно найти устройства с разной чувствительностью, выявляющие радары ГИБДД на различных дистанциях. Радар Автодория не применяет в своей работе радиоволны, поэтому многие радары-детекторы бессильны перед ним.

Что фиксирует комплекс «Автодория»

Комплекс «Автодория» благодаря устройству фиксирует проезжающее автотранспортное средство:

  • государственный номер (с помощью камеры);
  • координаты места (с помощью ГЛОНАСС-приемника);
  • время.

Что фиксирует комплекс «Автодория»

Повторная фиксация происходит на участке дорожного полотна, где установлен следующий радар системы.

Фиксация нарушителей происходит в обоих направлениях: как спереди автотранспортного средства, так и позади него. Оснащение позволяет проводить анализ дорожной ситуации на трехполосных полотнах.

Важно. «Автодория» совместима с другими техническими устройствами, и это позволяет фиксировать с ее помощью не только скоростные превышения, но и другие правонарушения на дороге: выключенный ближний свет или непристегнутые ремни безопасности.

IMG_0799

Прекрасное далеко?

Что до будущего, то оно представляется довольно безрадостным. С точки зрения того же инженера, хоть завтра можно в принудительном порядке оборудовать все серийные автомобили и дорожные знаки автоматическими системами, которые самостоятельно начнут снижать скорость машины, влетевшей в зону действия знака «60». Там, где транспорт ездит по рельсам, что-то подобное давно используется. А если вспомнить про внедрение системы автоматического управления, когда водитель читает журнал на заднем сиденье, то становится понятным: каждый автомобильчик превратится в эдакий маленький «Сапсан». Сел — и он тебя сам везет. С той разницей, что на большом «Сапсане» тебе будет спокойнее и комфортнее…

А про себя скажу, что ни в городе, ни в ближайшем пригороде я совершенно сознательно не пользуюсь никакими прибамбасами — ни радар-детекторами, ни нафигаторами. Не потому, что я такой сознательный: просто постоянные писки, говорящие о том, что и на этом дереве сидит какой-то радар, раздражают настолько, что проще сбавить скорость. Правда, еще остались неохваченные трассы, где невольно залезаешь за 90, за 110 и… нет, дальше не скажу. И вот там я пока что кладу на торпедо свой приборчик.

По данным «Автодории», в одной только Республике Татарстан на участках автодорог, оборудованных их системами, в первом полугодии смертность упала на 51% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На сегодняшний день комплексы «Автодория» внедряются в 15 регионах России. В некоторых ведется тестовая эксплуатация, а где-то уже выписываются штрафы. Кроме Татарстана сегодня по показаниям этой системы выставляются штрафы в Ульяновской и Самарской областях, в Республике Ингушетия. Завершилась тестовая эксплуатация в ряде регионов России, среди которых можно выделить Московскую, Владимирскую области, Республику Калмыкия, Башкортостан и другие.

Радар-детекторы: настоящее без будущего?


Система интеллектуального контроля

«Автодория» – это программно-аппаратный комплекс, предназначенный для регистрации скорости движения автотранспорта, сравнения ее с допустимым скоростным режимом и фиксации нарушителей правил дорожного движения. Но в отличие от распространенных на данный момент времени радаров, работает система по совершенно иному принципу.

В основе современных электромагнитных радаров лежит эффект Доплера: устройство излучает сигнал, а затем ловит его отражение от автомобиля. Если транспортное средство двигалось, то частоты выпущенного и отраженного сигнала не совпадают. Эта разница между сигналами строго фиксирована и определена для каждой скорости движения ТС.

Принцип работы «Автодории» совершенно иной. Комплекс измеряет не частоту распространяемого сигнала, а непосредственно скорость движения авто. Путем измерения расстояния и времени, за которое ТС проехало этот промежуток пути, и подстановкой данных в простейшую формулу V=S/t и вычисляется скорость движения.

Принцип работы и особенности оборудования

Важный элемент «Автодории» — это регистратор движения, который фиксирует передвижение транспортного средства на отрезке дорожного полотна.

Второй важный элемент — единый вычислительный центр (ЕВЦ). Он представляет собой программу, которая принимает все фиксируемые данные и обрабатывает их.

И регистратор, и ЕВЦ подключены к системе ГЛОНАСС.

Установленные на одном участке радары образуют зону контроля. Первый из них фиксирует время, номер и координаты автомобиля. Через некоторое расстояние на этом же участке дороги (от половины километра до 10 км), где установлен следующий радар «Автодория», автотранспортное средство вновь будет зафиксировано с помощью камеры и ГЛОНАСС-приемника.

Когда у системы появятся данные с двух точек, она автоматически «замаркирует» их с помощью электронно-цифровой подписи и передаст в вычислительный центр «Автодории». После сравнения номерных знаков рассчитается скорость движения автомобиля по этому участку по простой математической формуле:

V=S/t, где V — скорость движения, S — пройденный путь, t — время.

Принцип работы и особенности оборудования

Результат будет сравнен с допустимыми значениями на конкретном участке дороги для конкретного ТС. При превышении скоростного режима владельца ждет штраф. Будет выписано постановление об административном правонарушении с приложением фотографии с двух точек контроля и времени фиксации. Документ подписывается с помощью ЭЦП.

Кроме ГЛОНАСС-приемника и камеры, система «Автодория» укомплектована:

  • инфракрасным прожектором;
  • 3G-модемом для передачи данных;
  • регистратором с вычислительным модулем;
  • ЭЦП.

Комментарии и штрафы — только после «обкатки»

Между тем в ПАТП пока ничего не знают о планах повесить на автобусы «общественную нагрузку» по ловле нарушителей ПДД с помощью суперсовременных устройств. В Ассоциации АТП республики Татарстан ответили, что, по их данным, этот проект является совместным детищем ООО «Автодория» и республиканского Минтранса. Дескать, все вопросы к ним.

В Минтрансе на запрос «Реального времени» о проекте пока не ответили, по получении мы готовы информацию ведомства опубликовать.

Что же касается ГИБДД, то там, как выяснилось, пока также не строят конкретных планов сотрудничества с «Автодорией» в этом направлении. Как пояснил начальник Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД МВД по Республике Татарстан Айрат Насыров, несертифицированные приборы не могут использоваться, а комментировать то, чего пока нет, люди в погонах не могут. Он также дал понять, что в случае их сертификации, новый вид фиксации нарушений не будет введен, как говорится, без объявления войны:

— В таких случаях вначале проводится «обкатка» комплексов в тестовом режиме, без оформления постановлений о правонарушениях.

Мониторинг транспортных потоков.

Про устройство и эксплуатацию автомобиля Можно ли поменять мотор. Замена двигателя

Предоставляет в режиме реального времени статистическую информацию о дорожной ситуации.

Как работает комплекс?

Суть работы Автодории состоит в применении одновременно двух фоторегистраторов на старте и финише участка. Его расстояние может изменяться от 0,5 до 10 км. Устройство запечатлеет факт езды транспортного средства и выявляет время пересечения ими конкретного участка дороги и выезда из него. Эта информация попадает в общую базу данных, где методом вычислений выявляется средняя скорость передвижения авто.

Если детекторы выявляют факт превышения скорости, то устройство автоматически уведомляет постановление о нарушении. В нем указывается точное время и участок дороги, на котором оно было выполнено. Также осуществляется электронная цифровая подпись, и документ доставляется на адрес правонарушителя.

автодория характеристики

Где в России можно встретить «Автодорию»

Система новая и проходит пилотное тестирование в нескольких городах: Самаре, Москве, Казани, Набережных Челнах, некоторых местах Подмосковья.

В столице и области работает уже более 50 камер, и охват дорог этими системами постоянно растет.

В остальных городах и на напряженных участках дорог совсем скоро будут проводиться работы по их оснащению новым комплексом «Автодория».

Многих лихачей на дороге «Автодория» уже успела «порадовать» присланными штрафами. Количество комплексов увеличивается по всей стране, а значит, будет уменьшаться количество лихачей, которым придется по нескольку раз оплатить штрафы, но потом смириться и ездить, соблюдая скоростной режим.

«Установленные на машины камеры используются в разных странах»

— С точки зрения развития технологий контроля соблюдения правил дорожного движения — за системами видеоаналитики будущее, — считает генеральный директор компании «Казань — Телематика» Марсель Нигметзянов. — Поэтому попытка протестировать такое новое техническое решение — это логичная и правильная инициатива. Стационарные видеокамеры фиксации нарушений уже проявили себя с хорошей стороны, способствуя сокращению аварийности. А установленные на машины камеры успешно используются в разных странах. Правда, любая техническая новация требует квалифицированного тестирования и первичных апробаций в реальных условиях. Важно, чтобы перед массовым распространением новая система контроля работала без сбоев и технических неполадок.

Согласен с ним и кандидат физико-математических наук, сотрудник Казанского физико-технического института им. Завойского Юрий Горюнов, оспоривший в 2016 году штраф, который ему в татарстанской ГИБДД выписали по результатам фотофиксации с неправильно установленной передвижной камеры.

— На мой взгляд, все это нормально. Однако результаты измерений должны быть гарантированно точными, не должно допускаться искажений. Точность измерений должна быть на порядок выше, чем точность соблюдения водителем заданной скорости. К примеру, если точность измерения скорости комплексом фиксации составляет полкилометра в час, то штраф должен выписываться на превышение от пяти километров в час.

По словам Горюнова, водитель, глядя на спидометр, может соблюдать скоростной режим именно с такой точностью — от этого и нужно «плясать».

Функции «Автодории»

Помимо контроля над скоростным режимом, комплекс «Автодория» используется для проведения розыскных мероприятий. С его помощью сотрудники МВД в будущем будут эффективнее и быстрее находить ТС, находящиеся в угоне, а также блокировать передвижение преступников.

Другой дополнительной функцией системы является мониторинг дорожного участка. Комплекс определяет среднюю скорость потока ТС, их количество и на основании этого выносит данные о загруженности дороги. В будущем это может использоваться для предупреждения пробок.

Принцип работы комплекса

Понимание того, как работает «Автодория», поможет избежать принятия необдуманных решений и в корне пресечет ваши попытки обмануть систему. Как уже отмечалось ранее, комплекс фиксирует скоростной режим на участках протяженностью от 500 до 10 000 метров.

На протяжении данного промежутка дороги на определенном расстоянии друг от друга устанавливаются регистраторы. Пара рядом расположенных таких устройств образуют зону контроля. Оба устройства регистрируют номерной знак автомобиля, определяют его месторасположение и время. После данные «маркируются» электронно-цифровой подписью и передаются в ЕВЦ.

 автодория принцип работы

Постановление по делу об административном правонарушении содержит фотографии нарушителя в обеих точках зоны контроля, время и место фиксации. Акт подписывается электронно-цифровой подписью, что наделяет его юридической силой.

«Законно и для бюджета полезно»

— Такой контроль скорости — прибором, установленным на движущемся транспортном средстве, — вполне законен и эффективен, — считает юрист Федерации автовладельцев России Владлен Копвиллем. — О необходимости скрытого патрулирования ФАР говорит давно. У нас должно быть так же, как на Западе — там никогда не знаешь, из какого автомобиля тебя снимают. И это, если отстраниться от пресловутого представления о недостойности «стукачества», очень даже неплохо! Это дисциплинирует водителей и делает дороги более безопасными.

По мнению представителя ФАР, скрытое патрулирование должно работать не только на соблюдение скоростного режима, но и способствовать пресечению других нарушений. Например, движению по автобусной полосе, раннему на нее съезду для поворота:

— Сейчас у нас на полосу для движения общественного транспорта водители обычно перестраиваются заранее, а тому, кто едет по правилам, в разрешенном месте нарушители зачастую уже не дают перестроиться.

И с идеей установки систем контроля на общественный транспорт Копвиллем также вполне согласен. Однако у него есть свой вариант, который помог бы здорово сэкономить на контроле за нарушителями, а то и вовсе обойтись без «Автодории»:

— Сегодня в общественном транспорте уже стоят видеокамеры с ГЛОНАСС, которые фиксируют все, что происходит на маршруте. Их данные передаются диспетчерам автопарков и используются в случае необходимости, например, при ДТП. Достаточно обязать автопредприятия передавать все записи еще и в ЦАФАП — и ГИБДД сможет штрафовать нарушителей по этим данным. Обязать просто — исполкому города достаточно вписать соответствующий пункт в контракты с перевозчиками. А штрафы от такого контроля помогут пополнить местные бюджеты, которые в условиях пандемии коронавируса стремительно сжимаются.

Особенности системы

Специалисты определяют следующие особенности Автодории касательно своих конкурентов:

  1. Система почти не имеет ограничений касательно размещения на контрольном участке дороги.
  2. Даже в условиях повышенной загруженности на дороге нет сбоев в работе или ухудшения качества контроля.
  3. Автодория позволяет получить достоверную и точную информацию о трафиках. Это осуществляется благодаря обработке информации о скоростном режиме на отдельном промежутке дороги. Такая информация полезна для логистических фирм (чтобы быстро сменить маршрут при необходимости) и простых автомобилистов. Платформа Яндекс.Пробки функционирует при помощи фотографий со спутника, проанализировав число транспортных средств на дороге, он отмечает степень пробок. Автодория подсчитывает среднюю скорость машин, что также позволяет оценить степень трафика (если скорость авто низкая, значит, пробка есть).
  4. Автодория умеет отмечать не только повышение скорости, но и другие нарушения (езда на красный свет светофора, движение по запрещенной полосе, наезд на пешеходов).
  5. Комплекс выполняет анализ одновременно на трех полосах движения. Это способствует применению системы даже на дороге с высоким уровнем затора.
  6. Одной из основных особенностей этой системы считается невозможность выявления устройств при помощи радар-детекторов. Всему виной конструктивные характеристики системы, которые не включают использованию излучающих деталей. Поэтому автомобилисты не могут получать сведения о том, что рядом расположены зоны фотофиксации.

Невозможность применения антирадаров улучшает ситуацию на дороге в целом, ведь если автомобилисты не будут знать, в каких зонах находятся камеры, они неукоснительно будут следовать правилами ДД на всем пути следования.

ГИБДД предупреждает

Ну, а пока, как сообщили «Реальному времени» в республиканской ГИБДД, пополнить бюджет и повысить безопасность на дорогах помогут новые камеры, которые к 20 декабря в полную силу заработают на всех перекрестках Казани, где запрещены поворот налево и разворот.

— Эти нарушения будут фиксироваться, и по ним уже в ближайшие дни будут выписываться постановления об административных правонарушениях, — рассказал начальник Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД МВД по Республике Татарстан Айрат Насыров. — И мы хотели бы предупредить об этом водителей.

Что же касается «казанского поворота налево», который практикуют водители в запрещенных местах, — когда совершается правый поворот, а затем сразу же разворот в обратном направлении, то в ГИБДД из-за сложности фиксации такого нарушения нашли другой выход:

— В местах, где это происходит, сейчас устанавливаются сооружения, которые препятствуют развороту. Например, на пересечении проспекта Победы и улицы Ломжинской поворот налево фиксируют камеры, а развороту препятствует стационарное сооружение, разделяющее полосы.

Такое же «сооружение» — капитальная стенка из бетонных блоков — появилось и на улице Мусина на перекрестке с проспектом Ямашева, где бывает много желающих совершить «казанский поворот налево» в сторону «Парк-Хауса».

Функции «Автодории»

Помимо контроля над скоростным режимом, комплекс «Автодория» используется для проведения розыскных мероприятий. С его помощью сотрудники МВД в будущем будут эффективнее и быстрее находить ТС, находящиеся в угоне, а также блокировать передвижение преступников.

Другой дополнительной функцией системы является мониторинг дорожного участка. Комплекс определяет среднюю скорость потока ТС, их количество и на основании этого выносит данные о загруженности дороги. В будущем это может использоваться для предупреждения пробок.

Преимущества комплекса

Характеристики «Автодории» позволяют ей фиксировать правонарушителей на трехполосных участках протяженностью до 10 км — это является одним из главных преимуществ аппаратно-программного комплекса. Второе преимущество системы заключается в том, что контроль движения осуществляется без применения радиолокационных, лазерных или электромагнитных лучей. Это обуславливает высокую точность прибора.

Третье и одно из спорных преимуществ — это автономность. Комплекс в состоянии выполнять все операции, вплоть до отправки штрафных квитанций правонарушителю, без вмешательства человека. С другой стороны, полностью автономную систему могут взломать, что подвергнет тысячи водителей риску быть оштрафованными.

В качестве последней особенности можно назвать сочетаемость прибора с другими устройствами. Технические характеристики «Автодории» позволяют ее использовать и для регистрации других нарушений, например не включенных фар ближнего света, не пристегнутых ремней безопасности и других.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий