Предписание за тонировку: тонировка согласно ГОСТу, получение предписания, сумма штрафа и правила исполнения
Под предписанием принято понимать официальный документ, выдаваемый сотрудником ГИБДД водителю, который нарушил ПДД. В нем правоохранитель излагает требование по выполнению водителем определенных действий.
Если речь идет о предписании за тонировку, то, в соответствии с документом, водителю предъявляется требование удаления тонировки с поверхности стекол в определенный срок (обычно он составляет 10 дней). При отсутствии действий со стороны водителя его ждет административное наказание.
Повторный штраф за тонировку: нарушение требований ПДД, расчет и виды штрафа, правила заполнения бланков, сумма и сроки оплаты
Тонировка стекол весьма популярна среди владельцев автомобилей. Она позволяет защититься от солнца и скрыть людей, находящихся в машине. Но по закону тонировка запрещена. Дело в том, что она лишает автоинспекторов возможности рассмотреть, кто находится в салоне.
За несоблюдение закона выписывается штраф и назначается предписание убрать тонировку. Однако не все водители торопятся это сделать, потому что не считают темные стекла нарушением. Повторный штраф за тонировку в два раза выше первого. Чтобы не подвергаться этому наказанию, граждане должны ответственно относиться к соблюдению закона.
Замер тонировки: правила и порядок замера светопропускаемости, соответствие требованиям ГОСТа и особенности оформления
Каждый день инспекторы в городах останавливают транспортные средства и привлекают их водителей к ответственности за неправильно затонированные передние стекла. Но имеют ли право работники ГИБДД действовать таким образом вне стационарного поста?
Какими должны быть правила замера тонировки? Как нужно вести себя автолюбителям и на что обращать внимание, чтобы не были нарушены их права? Об этом и многом другом мы расскажем в статье.
Предписание за тонировку в 2022 году
В этой статье речь пойдет о тонировке стекол автомобиля, а также о законности требования снять тонировочную пленку, которое на практике могут наложить сотрудники ГИБДД в 2022 году.
Напомню, что штрафы за тонировку были рассмотрены в отдельной статье. Размер штрафа за указанное нарушение минимальный (500 рублей), поэтому он не останавливает многих водителей.
Для борьбы с нарушителями сотрудники ГИБДД придумали хитрую схему, в результате которой водитель может получить административный арест. Рассмотрим ее подробнее.
Выписали требование о снятии тонировки: почему оно незаконно?
Сотрудники ГИБДД в рамках своих служебных полномочий имеют право требовать прекращения правонарушения. В случае тонировки такое право реализуется в требование снять тонировку как предупреждение рецидива нарушения ПДД водителем. Почему же оно незаконно, как его избежать и выписывают ли требования на 2021 год, поговорим в статье!
Предписание за тонировку — насколько оно законно и могут ли за него арестовать?
В этой статье Вы узнаете теоретическую составляющую законности предписания за тонировку на 2021 год. Да, это значит, что на практике с предписаниями за тонировку всё будет обстоять немного иначе, и у сотрудников ГИБДД, как и у судей, “свой” закон. Впрочем, как незнание закона не освобождает от ответственности, так и знание закона всё-таки поможет Вам отстоять свои права в случае, если Вам выписали предписание за тонированные стёкла, и, возможно, не оказаться арестованным административно. Тем не менее, несмотря на незаконность предписания за тонировку, водителей тонированных авто не прекращают арестовывать и всё продолжают выписывать требования о прекращении такого нарушения, как тонировка автомобиля (которая вообще не является нарушением, но об этом ниже).
Во всяком случае, эта статья о предписании за тонировку, надеемся, существенно повысить нашу с Вами юридическую грамотность и позволит нам правильно требовать законных действий от сотрудников ГИБДД.
Требование за тонировку: как снять и законно ли оно?
Тонировка лобового и передних стекол водителя и пассажира в принципе не запрещена. Но Техническим регламентом “О безопасности колесных транспортных средств” устанавливается чёткое ограничение по степени светопропускаемости. Наказание за излишнюю тонировку – штраф 500 рублей по ч.3.1 ст.12.5 КоАП. Но вместе с постановлением водителю на месте вручают так называемое . Оно имеет различные интерпретации в названии:
- требование о прекращении правонарушения,
- требование об устранении обстоятельств, послуживших совершению административного правонарушения и другие.
Также его называют предписанием.
Законность действий
Итак, выясним, законно ли требование за тонировку. Чтобы это понять, необходимо детально изучить сложившуюся ситуацию:
- Важно понимать, что документ не содержит в себе прямого требования на снятие тонировки. В нем обозначено, что водителю необходимо приостановить возникшее административное правонарушение. Сделать это можно, удалив пленку, отказавшись от использования ТС, избавившись от него (продав, подарив).
- Инспектор вправе предъявлять подобное требование в соответствии с 13-й статьей ФЗ «О полиции».
- Водительская ответственность предусматривается первой частью 19.3 статьи КоАП.
То есть если водитель не выполнит требование за тонировку и продолжит управление ТС со стеклами, которые не соответствуют ГОСТу, то при следующей остановке инспектором его оштрафуют на 500 рублей (в соответствии с третьим пунктом 12.5 статьи КоАП). Кроме того, возможно и дополнительное наказание.
Закон, позволяющий осуществлять проверку тонировки
В КоАП Российской Федерации имеется статья под номером 12.5. В части 3.1 представлена ответственность за установку цветной пленки на лобовом, а также передних боковых стеклах, которые понижают светопропускаемость. Если на автомобиле установлены стекла, которые отличаются от стандартных по тех.регламенту, этот факт будет являться правонарушением. Управлять таким транспортным средством нельзя.
В пункте 4.3 технического регламента 018/2011 указан минимальный уровень светопропускания боковых передних и лобовых стекол – 70 %. Законом запрещена темная тонировка в виде пленки, съемная тонировка, «шторки».
Сейчас все стекла проверяются в соответствии с ГОСТ 32565-2013 «Стекло, безопасное для наземного транспорта. Технические условия».
Тонировка разрешена!
А начнём мы с того, что тонировка вообще в России не запрещена – это заблуждение, которое имеет под собой корни незнания ПДД. В частности, разрешена:
- любая тонировка с любой светопропускаемостью, если автомобиль стоит и не эксплуатируется,
- тонировка, которая по результатам замера прибором инспектором ДПС на дороге пропускает не менее 70% света, когда автомобилем управляет водитель.
В ПДД прямо так и написано: “Разрешается тонировка” – полный текст трактовки и почему затемнение стёкол как таковое не запрещено в нашей стране, Вы поймёте, прочитав правовую основу предписаний ниже.
Разрешенная тонировка в 2022 году?
Итак, для начала рассмотрим, какая тонировка стекол автомобиля разрешена в 2021 году:
1 | Тонировка заднего стекла автомобиля. |
2 | Тонировка задних боковых стекол автомобиля. |
3 | Полоса из прозрачной цветной пленки на верхней части ветрового стекла. |
4 | Тонировка любого автомобильного стекла, если его светопропускание превышает 70 процентов. |
Ширина тонировочной полосы на ветровом стекле
Первый вопрос, который достаточно часто интересует водителей – это максимальная ширина полосы тонировки на верхней части ветрового стекла. Для легковых автомобилей она составляет 14 сантиметров.
Использование пленки со светопропусканием 70%
Второй популярный вопрос заключается в том, будет ли наложен на водителя штраф за тонировку в случае нанесения на лобовое и передние боковые стекла пленки, светопропускание которой составляет ровно 70 процентов.
Для ответа на этот вопрос следует учесть тот факт, что светопропускание стекла даже нового автомобиля не достигает 100 процентов.
Рассмотрим пример. Если светопропускание нового стекла 95 процентов, а тонировочной пленки 70 процентов, то итоговое светопропускание рассчитывается по формуле:
0.95 * 0.7 = 0.665 т.е. 66,5%
На практике не имеет значения, наклеена ли на стекло пленка пропускающая 70 процентов или пропускающая 5 процентов света. Оба варианта являются одним и тем же нарушением и влекут одинаковое наказание.
Разрешенная тонировка передних стекол
Сама по себе тонировка лобового и передних боковых стекол не запрещена. При этом необходимо учитывать единственное условие – светопропускание тонированного стекла должно быть больше 70 процентов.
В данном случае можно попробовать использовать пленку со светопропусканием от 85 до 95 процентов.
Примечание. Если Вы хотите быть уверены, что тонировка соответствует действующему законодательству, то после наклейки пленки проверьте светопропускание специальным прибором. В автосервисах, специализирующихся на работе с автомобильными стеклами, такие приборы, как правило, имеются.
Как получить разрешение на тонировку?
Среди водителей распространен миф о том, что в России существует возможность получения специального разрешения на тонировку, которое позволяет тонировать автомобиль какими угодно пленками. Законодательство не предусматривает ничего подобного.
Примечание. Если Вы видите затонированный автомобиль на улице, то это не значит, что у его водителя есть специальное разрешение. Скорее всего водитель просто не успел попасться сотрудникам ГИБДД.
Что такое предписание за тонировку и чем оно страшнее штрафа?
Согласно Техническому регламенту Таможенного союза “О безопасности колёсных транспортных средств” запрещена тонировка передней “полусферы” со светопропускаемостью ниже 70%. Это значит, что если прибор сотрудника ГИБДД покажет светопропускаемость лобового и передних боковых стёкол ниже 70% (это значит, что окна пропускают менее 70% светового луча сквозь себя), то Вам положен штраф в размере 500 рублей, согласно части 3.1 статьи 12.5 КоАП.
Есть существенный момент — иногда инспекторы ДПС выписывают штраф по части 1 этой же статьи — штраф здесь ровно такой же. Особенно, когда у них с собой нет прибора для замера светопропускаемости, но очевидно, что стёкла машины тонированы чрезмерно. Это незаконно. Дело здесь в том, что часть 3.1 предусматривает наказание именно за тонировку и предполагает обязательный замер. А вот часть 1 — за предметы и покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя. Казалось бы, эта первая часть статьи тут тоже применима, но не тут-то было! Дело в том, что часть 3.1 — более частная норма закона и предполагает наказание именно за тонировку. Поэтому 1 часть применять здесь нельзя. Если говорить о практике, то достаточно снять на видео процесс выписывания постановления и отсутствие замера светопропускаемости, чтобы отменить постановление законным способом.
Но вернёмся к предписанию за тонировку и выясним, что с ним не так!
Повторная тонировка стекол: сколько придется заплатить
В вопросе тонировки стекол есть множество нюансов, о которых следует знать. Есть допустимые нормы тонирования, они применимы не ко всем видам стекол и т.д. В любом случае, если субъект нарушил правила тонирования, то он будет отвечать за свои деяния.
Варианты ответственности на 1 января 2021 года:
- первая фиксация тонировки – штраф в 500 руб.;
- повторная фиксация тонировки за 12 месяцев – 1000 рублей. Могут ограничить свободу на 15 дн.;
- систематичность нарушения приведет к конфискации водительских прав на период от 2 до 6 мес.
И далее более подробно.
Второстепенное наказание
Размер второстепенного наказания за неисполнение требований устанавливают судебные инстанции, то есть решение остается за мировым судьей.
Подобная ситуация может завершиться несколькими образами:
- Штраф 500-1000 рублей, если имеются смягчающие обстоятельства.
- Административный арест на срок 15 суток.
Необходимо добавить, что в данной ситуации смягчающими обстоятельствами могут выступать:
- Добровольное удаление тонировочной пленки.
- Помощь правоохранителю в определении условий возникновения нарушения.
- Добровольное исполнение требований, содержащихся в предписании, до его получения.
- Предотвращение негативных последствий, способных возникать в результате нарушения.
Из-за того, что штрафная санкция небольшая, многие водители готовы периодически оплачивать ее, категорически отказываясь удалять пленку.
Требования закона
Согласно ПДД, граждане должны пользоваться автомобилем, который по своим техническим параметрам соответствует многочисленным нормам и требованиям. Тонировка запрещена. Поэтому можно пользоваться только очень светлыми пленками. Наличие затемнения приводит к снижению безопасной эксплуатации авто.
В КоАП четко прописан штраф за тонировку (статья 12.5). Он составляет всего 500 рублей, но такая санкция взимается исключительно при первичной фиксации нарушения. Автоинспектор имеет право на первый раз ограничиться только предписанием, составленным в письменном виде. В этом документе приводится требование удалить тонировку.
Если владелец машины по разным причинам откажется от выполнения предписания, ему придется заплатить штраф в размере 500 руб. Повторный штраф за тонировку составляет 1 000 руб.
Если сумма не оплачена в течение 70 дней, налагаются санкции:
- штраф 1000 рублей (за неуплату);
- арест на 15 суток;
- общественные работы (50 часов).
Требование о прекращении административного правонарушения
При подготовке данной статьи я изучил несколько вариантов требований, которые выносятся сотрудниками ГИБДД. Предлагаю Вам ознакомиться с одним из примеров:
Давайте рассмотрим приведенный документ подробнее:
1. Обратите внимание, ГИБДД в тексте предписания не требует снимать тонировочную пленку как таковую. Оно требует прекратить административное правонарушение.
При этом прекратить правонарушение водитель может несколькими способами:
- Снять тонировочную пленку – самый очевидный вариант.
- Перестать управлять автомобилем (не пользоваться транспортным средством).
- Продать автомобиль и т.д.
2. Данное требование вполне законно. Статья 13 Федерального закона “О полиции”:
Статья 13. Права полиции
1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:
1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений;
Так что все в рамках законодательства.
3. Ответственность за нарушение данного требования предусмотрена частью 1 статьи 19.3 КоАП:
1. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей –
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов.
Таким образом, если водитель проигнорирует требование и продолжит управление автомобилем, стекла которого не соответствуют действующему регламенту, то при следующей остановке сотрудниками ГИБДД он кроме штрафа за тонировку в размере 500 рублей получит дополнительное наказание. Размер наказания будет выбран судьей.
При наличии смягчающих обстоятельств водитель получит штраф 2 000 – 4 000 рублей. В противном случае может быть наложен административный арест на срок до 15 суток или обязательные работы на 40 – 120 часов.
На практике находятся водители, которые готовы постоянно платить штрафы за тонировку, лишь бы не снимать заветную пленку с передних стекол. Именно на них и рассчитано требование о прекращении правонарушения. Отсидеть 15 суток за решеткой вряд ли кому-то захочется.
Правовая основа
Итак, если у Вас тонирована передняя полусфера стёкол со светопропускаемостью менее 70%, то Вам могут выписать одну из двух бумаг:
- требование об устранении тонировки как правонарушения,
- предписание о снятии тонировки.
Оба этих документа равнозначны по закону на 2021 год, имеют одинаковую силу, направлены на одну и ту же цель и приведут к одним и тем же последствиям, поэтому в статье мы будем употреблять их как синонимы.
Законодательная база выписывания таких предписаний – целых 5 нормативно-правовых актов:
- ПДД,
- Технический регламент Таможенного союза “О безопасности колёсных транспортных средств“,
- КоАП,
- Федеральный закон “О полиции“,
- Административный регламент, введённый Приказом №664 МВД.
Если подробнее, то давайте перечислим выдержки из каждого из этих законодательных актов!
ПДД непосредственно запрещает тонировать машину в своём Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация машин:
Разрешается применять тонированные стёкла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88.
Как видим, ПДД ссылается на ГОСТ. Но последний не актуален на 2021 год и представлен альтернативой в виде Техрегламента, который как раз и регулирует соответствие тонировки:
4.3. Светопропускание ветрового стекла и стёкол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, должно составлять не менее 70%.
Административный кодекс, в свою очередь, устанавливает ответственность за нарушения ПДД, ссылающегося на Техрегламент, и предписывает штраф 500 рублей за тонировку:
3.1. Управление транспортным средством, на котором установлены стёкла (в том числе покрытые прозрачными цветными плёнками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колёсных транспортных средств,
влечёт наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Также именно в КоАП есть наказание за невыполнение законного требования сотрудника полиции, коим инспектор ГИБДД и является:
1. Неповиновение законному требованию сотрудника полиции . влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
ФЗ о полиции в своей статье №13 говорит следующее:
- требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов.
И, наконец, Административный регламент пунктом 6 предписывает сотрудникам ГИБДД право:
6. Должностные лица при осуществлении федерального государственного надзора имеют право:
6.1. Требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий.
На первый взгляд по существу изложения правовых актов кажется, что всё логично – тонировка есть нарушение ПДД, полиции дано право требовать прекратить это нарушение, а КоАП предписывает арестовывать водителей за невыполнение требования. Но всё не совсем так!
Зачем его выписывают?
Правонарушение по ч.3.1 ст.12.5 КоАП относится к длящимся. Для них в КоАП прописаны специальные меры обеспечения, гарантирующие немедленное прекращение правонарушений.
Например, если водитель попался пьяным, то у него забирают автомобиль на специализированную стоянку (штрафстоянку), чтобы он пьяным не разъезжал по дорогам. Или, например, автомобиль, брошенный на пешеходном переходе, эвакуируют, прекращая правонарушение. Никаких мер для прекращения управления затонированным автомобилем в КоАП нет. Требование стало своеобразным суррогатом несуществующей меры обеспечения.
За невыполнение законных требований полицейского предусмотрен штраф в 500 рублей или арест до 15 суток по ч.1 ст.19.3 КоАП. И если водитель вопреки распоряжению сотрудника ГИБДД начинает движение на затонированном автомобиле, то выписанное ему чуть ранее требование становится доказательством умысла в действиях водителя, что является необходимым условием для привлечения по ч.1 ст.19.3 КоАП.
Административное лишение свободы
Именно для такой категории водителей предусматривается такая мера наказания, как административное лишение свободы. Перспектива нахождения в заточении на протяжении 2 недель является веским аргументом и заставляет водителей все же снимать тонировку.
Если тонировка авто соответствует установленному ГОСТу, то инспектор не имеет права выписывать предписание, а значит, и штрафовать автовладельца.
Повторное нарушение за год
Если водителя останавливают второй раз за текущий год с момента фиксации первого нарушения, то инспектор опять выписывает штраф. Его размер уже увеличивается до 1000 рублей. Но также его могут и привлечь к общественным работам или ограничить свободу.
Но такой вариант работает тогда, когда при первичной фиксации инспектор не выписывал предписание.Если же оно выписывалось, а тонировка не была устранена, то взыскание составит 5000 рублей.
Нюансы допущения повторного нарушения
Если автовладельцу был выписан первый штраф, связанный с тонировкой, ему нужно оперативно устранить пленку. Не выполняют это предписание по разным причинам. Одни считают, что вправе сами решать, что им делать с личным авто. Другим не хочется снимать пленку, которая стоила денег. Для третьих 500 и даже 1000 рублей – совсем небольшие деньги, чтобы о них сожалеть.
Если требование автоинспекторов не будет выполнено, назначается повторный штраф за тонировку, составляющий 1000 руб. Такая санкция применяется только в ситуации, когда повторное нарушение обнаруживается в течение года после первой фиксации.
В отдельных случаях автоинспектор может выписать штраф в размере 5 000 рублей, так как гражданин не исполнил предписание, данное ранее.
Какие существуют требования к тауметру
Чтобы проводить замер тонировки по ГОСТУ, надо вовремя осуществлять поверку тауметра. Сертификация проводится комиссией по измерительным устройствам. Существуют некоторые правила, которые определяют состояние тауметра:
- Сертификационная комиссия проверяет тауметр раз в 12 месяцев.
- Ответственный за проверку человек ставит на него индивидуальную пломбу и выдает свидетельство.
- Если на тауметре нет опознавательных знаков, можно считать показания устройства недостоверными. Такие результаты не могут прописываться в предписания и за них нельзя выписывать штраф.
- Диапазон напряжения питания должен быть от 11.4 до 12.6 В.
- Свидетельство может храниться в отделении ГИБДД, а на устройство обязательно прикрепляется табличка, содержащая дату поверки.
Почему за невыполнение предписания за тонировку могут арестовать?
Сами сотрудники ГИБДД любят называть между собой основание для выписывания предписания “лазейкой” в законе. Суть в том, что в КоАП есть статья 19.3, часть 1 которой предусматривает наказание за неповиновение законному требованию сотруднику полиции. Но какое это наказание. Штраф 500 рублей или. административный арест на срок до 15 суток.
Схема проста: Вас останавливает инспектор, выписывает штраф за тонировку и предписание, требующее устранить правонарушение (вспоминаем про незапрещённость тонировки и снова удивляемся абсурду, да?) в течение срока 5-20 дней. Предписание за тонировку заносится также в базу данных ГИБДД. Таким образом, в следующий раз при остановке даже другим инспектором и прошествии срока, указанного в предписании, инспектор направляет дело (а в ряде случаев везёт туда сразу и водителя) в суд, где судья назначает арест на пару суток.
Что будет, если снять тонировку, а потом заново приклеить?
Зачастую водители пытаются найти “лазейки” в законодательстве. Поэтому возникает вопрос, можно ли снять тонировку, поездить без нее некоторое время, а затем вернуть ее обратно.
В данном случае это лишено смысла, так как ГИБДД требует не снять тонировку, а прекратить противоправные действия.
Кто может получить предписание такого рода
Всегда возникает вопрос о том, на кого выписывается предписание за тонировку – на водителя или авто. Ведь, если водитель будет управлять другим ТС, то под условие повторного правонарушения он автоматически не попадает.
Если ранее задержанным авто управляет другой водитель, то его могут привлечь к аресту, несмотря на то, что он может быть и не в курсе наличия предписания, выданного ранее.
Поэтому данный документ выписывают в адрес водителя. Информация об автомобиле не упоминается, но при следующем задержании сотрудник ГИБДД способен проверить данные о составленных ранее протоколах по специальной базе, где будут указаны паспортные данные нарушителя и регистрационный номер автомобиля.
Таким образом, становится очевидным, что предписание за тонировку выписывается на автолюбителя, который управляет определенным транспортным средством.
Это значит, что при повторном его задержании за управлением другим тонированным автомобилем ему будет выписан еще один штраф в размере 500 рублей, а также второе предписание в отношении уже этого автомобиля. Стоит отметить, что тонировка в соответствии с 7.3 п. ПДД перечня неисправностей является основанием для запрета управления ТС.
Аресты за предписания на практике
И теперь самое обидное. Несмотря на незаконность и даже абсурдность предписания за тонировку, на практике судьи сажают на раз-два. Сажают все инстанции. Особенно участилась такая практика, по данным, актуальным на 08 Ноября 2021 года, в Ивановской области, Татарстане, Саратовской, Свердловской (Екатеринбург), Калужской областях, Башкирии и других регионах.
Кто имеет право осуществлять замер светопропускаемости стекол
Проводить проверку технического состояния автомобиля может дорожный ТехНадзор, а также любой другой сотрудник ГИБДД, у которого имеется звание. Другие службы не имеют права проверять уровень светопропускаемости автомобильных стекол.
Специальное звание регламентируется законом «О полиции». Это может быть абсолютно любой сотрудник ГИБДД от младшего до высшего начальственного состава.
Правила замера тонировки подразумевают осуществление проверки уровня светопропускной способности стекол на контрольном посте полиции, а также стационарных постах ГИБДД.
Если на водителя не влияют никакие меры взыскания
Если собственника автомобиля остановили раз, другой, а он никак не устраняет тонировку стекол, то его действия могут расцениваться как систематическое неподчинение. Дело подлежит рассмотрению не в инспекции, а в суде.
По факту суд может конфисковать у субъекта водительские права. Период лишения – до полугода. Минимальный срок исчисляется в два месяца.
Можно ли устранять нарушение на месте
Если водитель остановлен автоинспектором, но желает предотвратить денежное взыскание, он может непосредственно на месте снять пленку со стекол. Такие действия должны привести к тому, что сотрудник ГИБДД откажется от составления протокола. Однако нет никакой гарантии, что случится именно так. Некоторые сотрудники ГИБДД все равно выписывают штраф, объясняя это тем, что они изначально остановили автомобиль при выявлении серьезного нарушения.
Если работники ГИБДД отказались от оформления документов и не зафиксировали нарушение, нельзя сразу же на следующей день тонировать стекла. Во-первых, рано или поздно пленку все равно придется снять. Во-вторых, может так случиться, что водителя остановит именно тот автоинспектор, который не стал выписывать штраф. Официально он не может взять с хитреца больше денег, чем прописано в законе. Но на практике обманутый автоинспектор начинает более тщательный досмотр авто. Каждый водитель знает, что при желании нарушения можно найти всегда. Поэтому лучше не хитрить.
Погодные условия
Проверяют тонировку только при определенных погодных условиях:
- Атмосферное давление должно быть в пределах 760 мм рт.ст (+/-30).
- Допустимая влажность воздуха – 60 % (+/-15).
- Температура воздуха должна варьироваться в пределах 20-25 градусов. Некоторые тауметры могут использоваться и при более высоких температурных режимах.
- В зимнее время температурные показатели воздуха не должны быть ниже -10 градусов.
Замер тонировки в дождь и туман не осуществляется. Многих интересует вопрос, можно ли проверять тонировку ночью. В отношении временных рамок не существует ограничений – замеры можно делать даже поздней ночью.
Выписали предписание за тонировку — что делать?
Ответ здесь один: самое безопасное, что Вы можете сделать, чтобы не угодить “за решётку”, растонироваться.
Обжаловать предписания не представляется возможным — нет такой нормы, позволяющей это сделать, потому что предписание это не наказание, это лишь псевдозаконное требование прекратить нарушение. И обжаловать тут нечего.
Обжаловать последующий административный арест за невыполнение предписания — также практически бесперспективная задача. Как уже говорилось выше, судьи однозначно относятся к таким предписаниям и жалобы не удовлетворяют.
А что, если растонироваться и заново затонироваться?
Логичным было бы предположить, что по сути требование в предписании может быть выполнено, если растонировать автомобиль, а потом заново затонировать. Ну а что, логика здесь проста — инспектор фактически потребовал растонировать автомобиль, и мы его растонировали. Вот и заказ-наряд из автосервиса есть об удалении плёнки. Просто потом затонировали обратно.
К сожалению, также, как логика самого предписания не имеет места быть, так как нельзя прекратить правонарушение, которое уже прекращено, так и такая процедура растонировки/тонировки не приведёт ни к чему положительному.
Выписали требование на мой автомобиль, но на другого водителя — будут ли проблемы?
Не должны быть. Но, опять же, в теории. Так как само предписание незаконно, то и выписать его могут как на водителя, так и “на машину” — точнее, на любого управляющего этим автомобилем.
Но на практике обычно предписания выписывают конкретному водителю, и в базу заносят именно водителя. Но и посудите сами, если в требовании как таковом прослеживается хоть какая-то логика, то в случае с разными водителями применять санкции в виде ареста или аннулирования регистрации машины в случае невыполнения одним водителем требования, выписанного совсем на другого водителя, уж совсем нелогично.
Поэтому максимальный риск для Вас, если требование выписали другому водителю — это тот же штраф 500 рублей и новое требование уже в отношении Вас.
Устранить тонирование на месте: можно или нет?
Если Вас остановил инспектор и Вы желаете избежать денежного взыскания, то можете снять пленку со стекол прямо на месте. Это не обязывает инспектора не составлять протокол. По факту он останавливает автомобиль, собственник которого уже совершил правонарушение. На практике сотрудники ГИБДД тоже люди и могут пойти на встречу. Но это никак не означает, что уже на следующий день нужно опять тонировать стекла.
Отказ от подписи протокола при данном нарушении
Важным нюансом в такой ситуации является то, что отказ от подписи бланка протокола, составленного инспектором, не говорит о том, что ответственности за правонарушение не возникнет. Такое поведение может только привести к ухудшению ситуации, а наказание гарантировано даже в том случае, если документ составлен неправильно. Если водитель отказывается подписывать документ, инспектор может зафиксировать правонарушение собственной подписью в присутствии двух свидетелей.
Причем необходимо учитывать, что в случае, когда водитель отказался подписать документ, то судебная инстанция гарантированно вынесет максимальное наказание водителю. Кроме того, значительно осложнится процесс обжалования.
В данной ситуации более разумным будет официальное согласие водителя на получение предписания за тонировку, а затем – составление поэтапной инструкции с целью доказательства в судебных органах. В частности, у водителя есть право опровергать решение сотрудника инспекции, который составил бумагу.
Что делать, если выписали предписание за тонировку?
В данном случае самым разумным решением будет снять пленку с передних стекол автомобиля и привести его в соответствие действующему техническому регламенту Таможенного Союза “О безопасности колесных транспортных средств”. После этого можно не беспокоиться о дополнительных наказаниях.
Установленные стандарты
Многим автовладельцам известно, какой штраф за тонировку на сегодняшний день взимается автоинспекторами. Однако не все хорошо разбираются в нормах относительно правил тонирования стекол авто. Дело в том, что некоторые пленки использовать можно. Это относится к легкой тонировке. Поэтому для отстаивания своих прав важно знать, что разрешается, а что запрещено. Основные сведения о правилах тонировки авто содержатся в ГОСТе 32565-2301. В этом документе приводятся нормы для каждого вида стекла. Учитываются такие правила:
- светопропускаемость для лобового стекла должна составлять от 75 %;
- для боковых передних стекол этот показатель снижается до 70 %.
Чтобы не совершить повторное нарушение за тонировку, рекомендуется пользоваться только теми пленками, которые разрешены законом. После проведения экспертизы, показавшей, что все нормы соблюдены, автоинспекторы не смогут привлечь водителя к ответственности. Задние стекла допускается тонировать более темными пленками. К ним не предъявляются какие-либо нормы и требования. Но тонировка возможна только при наличии на автомобиле двух зеркал заднего обзора.
Как проверяют стекла на светопропускаемость
Правила замера тонировки предусматривают такой алгоритм действий:
- Инспектор измеряет температуру и влажность воздуха в настоящий момент, атмосферное давление.
- Стекло надо протереть до чистого и сухого состояния.
- Измерять можно в том случае, если прибор имеет погрешность 2 % либо меньше.
- Инспектор предъявляет водителю сертификат или показывает табличку, содержащую дату проверки туаметра, протокол, личный документ, согласно которому он имеет право проводить замеры.
Стандарты по ГОСТу: насколько можно тонировать стекла
Большинство водителей знают, что легкая тонировка допускается даже инспекторами. Но не все знают, как разграничить: что разрешается, а что нет. Данный вопрос регламентирует ГОСТ 32565-2301, где прописаны допустимые нормы тонирования для каждого вида стекол машины.
Какая степень тонировки допускается по стандарту:
- для передних боковых стекол – до 70%;
- для лобового стекла – до 75%.
Вопрос относительно степени тонирования задних боковых стекол и заднего стекла остается открытым. В ГОСТе нет стандартов, регламентирующих данную зону. Правда есть оговорка: при условии, что ТС имеет два зеркала заднего вида.
Как представитель ГИБДД доказывает вину владельца авто
Даже если водитель использует тонировку, штраф за повторное нарушение взимается только при наличии доказательств вины владельца ТС. Для этого делаются замеры с помощью специального прибора – тауметра. Но для проведения экспертизы должны соблюдаться условия:
- Для замера применяется лицензированный тауметр. У автоинспектора должны иметься при себе документы на это оборудование.
- Измерение проводится на основании специального регламента.
- На улице наблюдается теплая и сухая погода. В противном случае показания будут неточными.
Если нарушаются эти правила, водитель может не согласиться с постановлением и не подписывать протокол. Действия автоинспектора можно оспорить в суде, для чего желательно зафиксировать на камеру условия, при которых проводилась экспертиза.
Особенности проверки тонировки
Показатели светопропускаемости стекол измеряют в трех точках одного стекла. Все цифры могут быть разными. Необходимо вычислить среднее арифметическое для всех полученных чисел. Это и будет являться искомым показателем.
Размер штрафных санкций
Как уже было отмечено, наказание за то, что уровень затемненности передних стекол не соответствует установленным правилам, регламентируется третьей частью 12.5 статьи КоАП. Сумма штрафа – 500 рублей. Нормативы не предусматривают ареста автомобиля, снятия номерных знаков, лишения права управления ТС.
Стоит отметить, что водитель может получить скидку в размере 50 %, если он произведет оплату штрафа не позднее 20 дней с момента получения постановления. Таким образом, размер денежного взыскания составит 250 рублей.
Помимо этого, важно учитывать и другие нюансы, касающиеся такой ситуации:
- Штраф необходимо оплатить в срок не позднее 2 месяцев с момента получения официального предписания.
- При возникновении повторного нарушения, связанного с тонировкой стекол, автовладелец может получить штраф в размере 1000 рублей либо 15 суток административного ареста.
- Величина штрафов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц остается прежней, регулируется теми же нормативными актами.
Условия измерений
Чтобы доказать вину водителя, автоинспектор обязан сделать измерения. Не всегда представителями ГИБДД соблюдаются определенные правила и условия. Точные результаты можно получить только при следующих условиях:
- Измерения проводятся совместно с водителем. Делается это только внутри салона автомобиля.
- Запрещается пользоваться прибором снаружи ТС или проводить проверку без ведома владельца автомобиля.
- Процедура должна проводиться исключительно днем. Запрещено реализовать ее в ночное время, а также во время дождя.
- Проверка выполняется для каждого стекла, для чего выбирается три ключевые точки. Не разрешается делать заключение только по одной из них.
- Подсчет выполняется на основании среднего значения.
- Для проведения измерения у автоинспектора изначально должно иметься специальное разрешение.
- Прибор должен принадлежать службе технадзора ГИБДД. На него нужно иметь удостоверение.
При нарушении этих правил водитель может оспорить постановление или протокол. Для этого придется обращаться в суд. При этом у гражданина должны иметься доказательства нарушений со стороны представителя ГИБДД.
Инструкция по эксплуатации тауметра
Мы опишем инструкцию к самому популярному среди сотрудников полиции прибору – “Блик-Н”. Если замеры производятся в полевых условиях, его крепят к ремешку, который надевают на шею.
Для проведения замеров необходимо соединить шнур прибора с прикуривателем машины, который имеет питание в 12В. Далее тауметр разогревается в течение нескольких минут. Если прибор переносится с помещения на свежий воздух или наоборот, проверяющему надо убедиться, что стекла на головке устройства не запотели и не замерзли.
Также надо определить, какая оправа подойдет для стекла в зависимости от его толщины. Следом надо настроить показатель индикатора прибора на 100 %. При нестабильности показателя, значения на индикаторе будут мигать.
Чтобы отрегулировать аппарат, приемную и передающую головки помещают друг напротив друга по обе стороны измеряемого стекла. Важно следить, чтобы не было резкого удара о стекло, поскольку обе головки притягиваются друг к другу посредством магнита.
Если соблюдены правила проверки тонировки, на индикаторе высветится цифра, которая определяет коэффициент светопропускания стекла.
Как производится замер светопроницаемости?
Никто не вправе выписывать взыскание на основании своего субъективного мнения. Инспектор должен иметь специальный прибор – тауметр. Он диагностирует степень проницаемости стекол, в том числе и тонировки.
Водитель, которого остановили по причине тонировки, имеет право запросить у сотрудника ГИБДД:
- сертификат на измерительный прибор;
- документы, подтверждающие его проверку.
Если такие бумаги отсутствуют, то измерение проводить нельзя. Нет и основания для составления протокола. Само исследование должно проводиться в условиях, которые для это необходимы:
- температурный режим в рамках +15-25 градусов;
- влажность воздуха: не менее 40%, не более 80%;
- атмосферное давление – не более 106кПа.
Законодательством допускается небольшая погрешность в условиях измерения до 2-х процентов.
Как избежать наказания за подобное нарушение?
В настоящее время существует несколько способов избежать наказания за несоответствующую тонировку:
Нюансы проведения замера
Хотя не все водители знают, какой штраф за тонировку повторно выписывается, но многие из них разбираются в правилах проведения замеров. Не допускается предъявлять санкции до получения соответствующих результатов измерения тауметром. Именно он показывает степень проницаемости каждого стекла в автомобиле.
Водитель, который был остановлен автоинспектором, до проведения проверки может запросить у представителя ГИБДД следующие бумаги:
- сертификат на прибор, который используется для проведения проверки;
- документы, подтверждающие, что оборудование предварительно проходило экспертизу, подтвердившую его исправность.
Если по разным причинам автоинспектор не может предъявить водителю эту документацию, то он не имеет законных оснований проводить проверку стекол. Исследование может проводиться при температуре окружающей среды от +15 до -25 градусов. Влажность воздуха не должна превышать 80 % или быть меньше 40 %. Если нарушаются данные условия, то велика вероятность серьезной погрешности, которая не позволит получить правильные результаты.
Уловка инспекторов
Несмотря на кажущуюся предвзятость инспекторов, на практике у них есть не так много инструментов, чтобы увеличить количество взысканий. Но одна все-таки есть. И речь идет о письменном предписании, о котором рассказывалось ранее. Сотрудники ГИБДД не просто выписывают штраф при первичном нарушении, но и стараются обязать субъекта устранить тонировку в установленный срок. Если субъект этого не сделает, то вместо 1000 рублей, он уже будет платить 5000 рублей. И это конечно выгоднее для бюджета.
Какими уловками пользуются автоинспекторы
Хотя представители ГИБДД обязаны следовать определенным правилам и требованиям, они часто применяют особые уловки, позволяющие вводить водителей в заблуждение. Это приводит к тому, что они выписывают штрафы, хотя фактически не проверяют светопропускаемость стекол или пользуются прибором, на который отсутствуют нужные сертификаты и другие бумаги.
Такие уловки применяются автоинспекторами для увеличения числа взысканий. Иногда они выписывают письменное предписание, но при этом не говорят о необходимости устранения пленки. При следующей остановке они взимают не 1 000 рублей, а 5 тысяч за то, что гражданин ослушался требований представителя власти. Для бюджета это выгодно, но сами водители не осознают обман.
Спорные варианты: как их можно решить
Если регламент проверки проведен правильно, то нет смысла обжаловать действия инспектора. Но могут быть и обратные ситуации, когда на деле допущено массу нарушений.
Тогда возникает спорная ситуация:
- измерительный прибор имеет признаки повреждений;
- инспектор отказался предоставить документы на тауметр. Сертификаты могут быть, но проверка устройства не проводилась за последний год;
- измерение проведено с нарушениями, не соблюдены правила, условия и т.д.
Если есть замечания к работе сотрудника, нарекания на работу устройства или не было соответствующих условий для изучения светопроницаемости, то нужно зафиксировать данный факт в протоколе. Попросите это сделать инспектора и только после этого подписывайте документ.
Помним и о том, что сотрудник не может измерять задние и задние боковые стекла. А также не может выписывать штраф за тонировку на лобовом стекле, если она меньше от края, чем 14 см.
Вне зависимости от ситуации, любой протокол можно оспорить в судебном порядке. Рационально, если есть вероятность выигрыша.
Кстати, есть умельцы, которые пытаются избежать наказания: просто опускают стекла до того момента, пока подойдет сотрудник. Способ иногда и работает, но не всегда. По первому же требованию инспектора ГИБДД гражданин обязан поднять стекла. И тогда все станет ясно.
Какие ошибки совершают сотрудники ГИБДД
Во время взаимодействия водителей с автоинспекторами часто возникают неоднозначные и спорные ситуации. Если представитель ГИБДД выполнил проверку на основании регламента и многочисленных правил, то отсутствует возможность для обжалования его действий и решений. Но иногда автоинспекторы совершают многочисленные нарушения, которые позволяют оспорить серьезное наказание в виде крупного штрафа.
Наиболее частые ошибки:
- используется измерительный прибор, который обладает признаками повреждений или на него отсутствуют бумаги;
- автоинспектор отказывается передавать водителю официальные бумаги на тауметр;
- сертификаты имеются, но в течение одного года не проводилась специальная проверка оборудования, которая подтверждает его работоспособность;
- процедура измерения проводится вечером или при плохой погоде.
Если гражданин замечает нарушения в работе сотрудника ГИБДД, то желательно зафиксировать их на камеру (можно воспользоваться своим смартфоном), а также указать их в протоколе. Подписывать документ нужно только после внесения соответствующих сведений.
Сотрудник не имеет права проводить проверку в отношении задних стекол. Штраф можно выписывать исключительно за тонировку, которая имеется на передних боковых или на лобовом стекле. Если работник ГИБДД не соглашается с доводами гражданина, то оспаривать протокол придется непосредственно в суде. Водитель обязан предоставить доказательства зафиксированных нарушений со стороны автоинспектора.
Нужно ли ехать на стационарный пост ГИБДД для осуществления замера
Если сотрудник полиции остановил водителя не на посту ГИБДД и предложил пройти проверку на светопропускаемость автомобильных стекол, автолюбитель вправе отказаться это делать, даже если стекла его транспортного средства полностью затонированы.
В этом случае инспектор может предложить проехать до стационарного поста, чтобы соблюсти все правила замера тонировки. Даже в этом случае водитель может отказаться. Чтобы заставить автолюбителя ехать к пункту проверки, сотруднику полиции надо осуществить административное задержание. Законно ли это?
Нет, это не законно. Кодекс о правонарушениях гласит, что ограничить свободу автолюбителя или любого другого человека можно лишь в тех ситуациях, когда необходимо своевременно рассмотреть случай правонарушения. В этом случае задержание не может использоваться для выявления правонарушения. Задержать автомобиль можно лишь в том случае, если уже было выявлено нарушение, но никак не до него.
Правила оспаривания штрафа
Процедура может выполняться несколькими способами:
- подача официальной претензии руководству автоинспектора, который выписал санкцию;
- составление искового заявления в суд.
У водителя автомобиля должны иметься доказательства того, что тонировка на его стеклах соответствовала требованиям, а проверка автоинспектором была выполнена с серьезными нарушениями. Для этого можно привлекать свидетелей или предоставлять записи с камер. Рекомендуется воспользоваться помощью юриста, чтобы повысить шансы на удовлетворение иска.
Может ли решение сотрудника ГИБДД быть незаконным
Часто сотрудники дорожной полиции пользуются тем, что автолюбители плохо знают законы и регламенты. Вследствие этого мало кто будет оспаривать штраф в 500 рублей. Вот перечень незаконных действий со стороны инспектора:
- Нельзя измерять светопропускную способность стекол «на глаз», даже если инспектору «и так все видно». Даже если стекло сильно тонировано, инспектор обязан проверить его тауметром.
- Если у сотрудника ГИБДД нет измерительного прибора, он может просто выписать протокол, в котором будет написано, что на транспортном средстве установлены предметы, которые ограничивают обзорность. Штрафа в этом случае не будет.
- Инспектор не может заставить водителя снять тонировку без проведения замеров.
- Если сотрудник дорожной полиции утверждает, что на автомобиле установлены съемные тонировочные стекла, то есть конструкция транспортного средства подверглась незаконным изменениям, свои слова он обязан подтвердить посредством измерений прибором.
Заключение
Люди, которые предпочитают тонировать стекла своих автомобилей, должны учитывать нормы и требования, отмеченные в правовых документах. В ином случае они будут привлекаться к ответственности представителями ГИБДД. Повторный штраф за тонировку считается довольно высоким. При систематических нарушениях владельцы ТС могут лишиться водительских прав на полгода.
ли со статьей или есть что добавить?