Светофор на перекрестке правила

Нужно ли уступать дорогу при повороте на светофоре с сигналами в виде стрелок?

Светофор со стрелками

В данной статье речь пойдет о различных видах светофоров, сигналы которых выполнены в виде стрелок.

Дело в том, что далеко не каждый водитель помнит, что правила дорожного движения описывают несколько разновидностей светофоров со стрелками. И правила проезда перекрестков с такими светофорами различаются.

Среднестатистический водитель в большинстве случаев помнит лишь о том, что при движении под зеленую стрелку следует уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений. При этом тип светофора и сигналы, включенные в других секциях, в расчет не берутся. Если на перекрестке установлен стандартный светофор со стрелкой в дополнительной секции, то все работает именно так. Если же водитель встречает светофор со стрелками на основных сигналах, то у него появляются определенные вопросы по поводу проезда перекрестка.

Разберемся, в каких случаях нужно уступать дорогу при повороте на стрелку, а в каких – нет:

Примечание. В данной статье речь идет о приоритете транспортных средств при проезде перекрестков. Что касается пешеходов, то при повороте на перекрестке водитель должен уступить им дорогу не зависимо от сигналов светофора.

Как по правилам проехать перекресток, регулируемый светофором в 2020 году?

Автобус на перекрестке и светофор

Многие начинающие водители боятся выезжать на оживленные участки города, сильно теряясь на перекрестках. И хотя теоретический курс в автошколе довольно подробно рассматривает этот вопрос, умение применять свои знания на практике приходит не сразу, да и спорные ситуации не прибавляют уверенности в себе.

Правила проезда перекрёстков со светофорами с дополнительной секцией

Нынешние Правила дорожного движения созданы для того, чтобы упорядочить движение транспортных средств и не только, сделать его более безопасным и снизить уровень аварийности. Но постоянно дополнение и изменение правил не может не смущать автомобилистов. Плюс трактовка не всегда и всем понятна. Особенно это касается водителей, которые лишь недавно оказались за рулём.

Правила проезда перекрёстков со светофорами

Если при проезде обычного светофора с 3 сигнальными фонарями никаких особых проблем возникать в принципе не может, то наличие дополнительных секций вызывает ряд вопросов и неоднозначных реакций.

В 6.4 пункте ПДД прописано, что при наличии чёрной контурной стрелки на основном зелёном сигнале светофора она сообщает о дополнительных секциях и указывает иное разрешённое направление движения, нежели сигналы на дополнительных секциях.

Не все автолюбители знают и понимают, как нужно действовать в той или иной ситуации, и что необходимо делать при наличии дополнительных секций. Этот вопрос требует обязательного детального рассмотрения, что позволит действовать максимально правильно и аккуратно.

Сигналы светофора на регулируемом перекрестке

Сигналы светофора на регулируемом перекрестке

В очередной статье серии “Правила проезда перекрестков” речь пойдет о правилах дорожного движения, регламентирующих проезд перекрестков со светофорами в 2021 году.

К сожалению, находится немало водителей, которые помнят лишь о том, что на перекрестках можно ехать на зеленый и желтый сигналы светофора, а остальные правила для перекрестков предпочитают игнорировать. Подобное отношение зачастую приводит к возникновению серьезных ДТП.

В этой статье речь пойдет о правильном проезде перекрестков, регулируемых светофорами:

Напомню, что в предшествующей статье речь шла о сигналах регулировщика на регулируемом перекрестке. Если Вы не читали предыдущие статьи серии, то рекомендую начать изучение именно с них.

Также не следует забывать, что при подъезде к перекрестку следует занять правильную полосу движения, соответствующую требуемому направлению, а также определиться с типом перекрестка, который на этот раз оказался регулируемым светофорами.

Что такое перекрёсток — определение в ПДД, правила переезда перекрёстков разной конфигурации

Перекрёсток является одним из основных элементов дорожной инфраструктуры, так как на нём сходятся различные пути, проезд по которым строго регламентируется правилами дорожного движения. Какие виды пересечений проезжих частей существуют, и как их правильно преодолевать, рассматривается в данном обзоре.

  • Понятие «Перекрёсток» по ПДД
  • Виды перекрёстков
  • Общие правила проезда
    • Регулируемого перекрёстка
    • Нерегулируемого перекрёстка
    • Равнозначных
    • С круговым движением
    • С трамвайными путями
    • Неравнозначных
    • Со светофором

    Значения каких дорожных знаков отменяются сигналами светофора

    Правила проезда перекрестков доступным языком, с картинками и пояснениями

    Сегодня решил затронуть ситуацию, решение которой может ввести в ступор даже бывалого водителя. От обилия светофоров и дорожных знаков, может запросто закружиться голова. Итак, Вашему вниманию подробный разбор темы правила проезда перекрестков.

    Светофоры со стрелками на основных и на дополнительных секциях

    Для начала обратимся к пункту 6.3 правил дорожного движения:

    6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.

    Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

    Итак, пункт 6.3 описывает 2 варианта применения стрелок на сигналах светофора:

    • на основной части светофора, состоящего из трех сигналов (красного, желтого и зеленого);
    • в дополнительной секции светофора, расположенной сбоку от основной части.

    Правила дорожного движения описывают светофоры лишь текстом, поэтому обратимся к ГОСТ Р 52282-2004 для получения изображений для двух типов светофоров:

    Светофор Т.1.л с дополнительной секцией:

    Светофор с дополнительной секцией

    Светофор Т.2 со стрелками на основной части светофора:

    Светофор со стрелками на основной части

    У приведенных выше светофоров есть сходство – на каждом из них направление налево регулируется секциями, на которых нанесены стрелки. Однако есть и различия, о которых речь пойдет ниже.

    Что считается перекрестком по ПДД?

    Определение понятия перекресток дается в пункте 1.2 правил дорожного движения:

    “Перекресток” – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

    Рассмотрим это понятие поподробнее.

    Первое, на что я хочу обратить Ваше внимание, – это то, что перекресток является пересечением дорог. При этом в понятии перекресток явно не говорится о том, что сам перекресток является дорогой.

    Перекресток – это пересечение дорог на одном уровне. Т.е. многоуровневые развязки с эстакадами и мостами не являются перекрестками, и правила проезда перекрестков на них не действуют.

    ВИДЫ ПЕРЕКРЁСТКОВ

    По Правилам пересечения дорог делятся на перекрёстки, регулируемые специальными средствами управления, и перекрёстки нерегулируемые ничем. Регулируемыми называются перекрёстки, оборудованные специальной разметкой, дорожными знаками, техническими средствами (светофорами) или постовыми регулировщиками, обеспечивающими управление дорожным движением. При этом указанные средства регулировки присутствуют отдельно или вместе.

    Дорожные службы проводят разметку, установку знаков и светофоров на перекрёстках так, чтобы они не противоречили взаимным требованиям, однако нередко встречаются места, где требования средств регулирования движения не совпадают. Для таких случаев Правилами предусмотрена следующая приоритетность в отношении исполнения регулирующих движение предписаний:

    • наивысшим приоритетом обладают указания регулировщика;
    • второй по действенности приоритет установлен за светофором;
    • следующим приоритетом обладают предписания дорожных знаков;
    • последнее место в ранге приоритетов отведено предписаниям дорожной разметки, которые подлежат обязательному исполнению при отсутствии противоречащих им указаний дорожных знаков, светофора или регулировщика.

    Нерегулируемыми перекрёстками называются пересечения дорог, где движение транспортных средств не регулируется ни одним из выше приведённых средств. Они условно делятся на пересечения равнозначных и неравнозначных дорог.

    К категории нерегулируемых перекрёстков относятся и такие перекрёстки, где:

    • не работает установленный светофор;
    • светофор переведён в режим работы мигающего жёлтого фонаря, предупреждающего о наличии перекрёстка;
    • регулировщик не осуществляет свои функции, не подаёт регулирующих сигналов.

    Кроме обычных перекрёстков существуют ещё пересечения дорог с организованным круговым движением транспорта. Несмотря на многообразие видов перекрёстков, правила их проезда основаны на трёх принципах организации движения.

    Понятие «Перекрёсток» по ПДД

    В ПДД прописана следующая формулировка этого термина: место, где пересекаются, примыкают или разветвляются дороги в одной плоскости, которое ограничивается воображаемыми прямыми, соединяющими противоположные начала закруглений проезжих частей, находящиеся на наибольшем удалении. К данному определению не относятся все выезды с территорий различных организаций и предприятий.

    Сигналы светофора

    Правила дорожного движения предусматривают следующие варианты и комбинации цветов светофора (пункт 6.2 ПДД):

    1. красный;
    2. красный и желтый;
    3. желтый;
    4. желтый мигающий;
    5. зеленый;
    6. зеленая стрелка и красный;
    7. зеленый мигающий.

    1. Красный

    Красный цвет светофора говорит водителю о том, что движение через перекресток запрещено. За нарушение требования водитель может получить штраф за выезд на запрещающий сигнал.

    Примечание. Единственным исключением является ситуация, когда одновременно с красным сигналом включена стрелка в дополнительной секции светофора. Она будет рассмотрена ниже.

    2. Красный и желтый цвета

    Значение светофора точно такое же, как и у красного цвета, т.е. ехать нельзя.

    Комбинация красного и желтого цветов является вспомогательной и говорит о том, что через несколько секунд будет включен зеленый сигнал светофора. Такая комбинация используется лишь в некоторых регионах России.

    3. Желтый сигнал светофора

    Постоянный желтый сигнал также запрещает движение. Он говорит водителю о том, что через несколько секунд сигнал сменится на красный.

    Однако существует исключение, которое позволяет проехать на желтый сигнал светофора:

    6.14. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.

    Т.е. если машина не успевает остановиться при включении желтого сигнала, то она может проехать через перекресток. В остальных случаях при движении на желтый свет может быть наложен штраф.

    Будьте внимательны, на красный сигнал светофора данное исключение не распространяется.

    4. Что означает мигание желтого сигнала светофора?

    Желтый мигающий сигнал говорит водителю о том, что перед ним нерегулируемый перекресток:

    При этом сам по себе желтый мигающий не запрещает движение, но и не дает никакого преимущества. Следует руководствоваться знаками приоритета.

    5. Зеленый цвет

    Зеленый сигнал светофора разрешает движение через перекресток.

    6. Зеленая стрелка и красный

    Если зеленая стрелка включена в дополнительной секции светофора, а в основной секции горит красный или желтый сигнал, то это говорит о следующем:

    1. Водитель может проехать в направлении, указанном стрелкой. Если стрелка показывает налево, то можно также и развернуться.
    2. Следует уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

    7. Что означает мигание зеленого сигнала светофора?

    Мигающий зеленый цвет разрешает движение и говорит водителю о том, что в ближайшее время появится запрещающий сигнал (красный или желтый с красным).

    На многих российских перекрестках зеленый сигнал мигает ровно 3 раза с интервалом примерно 1 секунду. И большинство водителей к этому привыкли. Однако на некоторых перекрестках интервал мигания может быть уменьшен, т.е. зеленый мигает быстрее. Будьте готовы, что рано или поздно Вам встретится такой перекресток.

    Что считать перекрестком, а также его разновидности

    Правила проезда перекрестков доступным языком, с картинками и пояснениями

    Обращу внимание на то, что выезжая из двора или прилегающей территории, даже если знак «уступите дорогу» отсутствует, Вам все же придется это сделать.

    Все перекрестки можно разделить на 2 группы:

    • Регулируемые (очередность проезда определяет работающий в трехцветном режиме светофор, регулировщик);
    • Нерегулируемые, их легко определить по наличию знаков приоритета, неработающему (или работающему в режиме «желтой мигалки») светофору, а также по отсутствию любых средств регулирования (без каких-либо знаков).

    Также существует деление по визуальному признаку:

    • Х‑образные;
    • Т- образные (также Y – образные и с различным углом пересечения);
    • С круговым движением

    Правила проезда перекрестков доступным языком, с картинками и пояснениями

    Виды перекрёстков

    Пересечения дорог могут быть таких конфигураций:

    • Т-образные;
    • Y-образные;
    • Х-образные;
    • круговые.

    Т-образные примыкания, несмотря на свою простоту, имеют свои подвохи, так как в них с одной стороны нет закруглений. Это мешает в полной мере определить границы перекрёстка.

    Y-образные пересечения путей могут сходиться под разными углами — от острого до тупого, поэтому главенство его проезда определяется в каждом случае индивидуально.

    Х-образные являются пересечением четырёх путей. В идеале — это две перпендикулярные дороги, но угол схождения проезжих частей может быть самым разным.

    Круговые перекрёстки самые сложные, так как количество примыкающих к кругу дорог может быть различным. Этот вид пересечения подробнее рассмотрен ниже.

    Где проходят границы перекрестка?

    Что касается границ перекрестка, то мало кто из водителей задумывается над тем, где находятся воображаемые линии, соединяющие противоположные начала закруглений проезжий частей. На самом деле здесь нет ничего сложного. Просто посмотрите на следующий рисунок:

    Перекресток с разделительной полосой

    На рисунке перекресток закрашен желтым цветом, а его границы выделены синим.

    Примечание. Проблемы с определением границ перекрестка могут возникнуть лишь в тех случаях, когда перекресток не квадратный, а имеет нестандартную форму.

    Однако принцип определения границ всегда одинаковый. Необходимо воображаемыми линиями соединить начала закруглений проезжих частей.

    Водитель должен уметь определять границы перекрестка, т.к. ПДД на перекрестке и вне его различаются. То есть нужно понимать, какое правило применить в том или ином месте.

    ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРОЕЗДА ПЕРЕКРЁСТКОВ

    Правило №1

    правила проезда перекрестков

    При выполнении поворота на пересекаемую дорогу водитель должен пропустить перед собой пешеходов, переходящих через ту дорогу, куда он сворачивает. При этом не важно, есть или нет знаков и разметки, устанавливающих наличие пешеходного перехода. Пешеходы всегда имеют право переходить по продолжению тротуаров на проезжей части перекрёстков. Это правило действует независимо от того, регулируется передвижение на перекрёстке или нет.

    Давать дорогу людям, переходящим через перекрёсток, следует уже на въезде на пересекаемую улицу при повороте, останавливаясь на границе размеченного пешеходного перехода или воображаемой линии продолжения границы тротуара. При этом пропускать следует всех пешеходов, вступивших на проезжую часть для перехода дороги. Нельзя стоять на предварительной стоп-линии, преграждая полосу движения проезжающему прямо автотранспорту.

    Правило №2

    Нельзя начинать движение даже при наличии разрешающего знака, если впереди сформировался затор, при котором выезд станет препятствием для движения машин по пересекаемой дороге. Этот запрет способствует облегчению рассасывания образовавшейся «пробки» на дороге, чтобы не усугублять затор ещё и в поперечном направлении. Нарушение данного правила, особенно при пересечении многополосных дорог, грозит полным блокированием движения во всех 4-х направлениях.

    Это универсальное правило, которое должно соблюдаться на пересечениях всех дорог вне зависимости от их статуса — главной или второстепенной. Начинать въезд на перекрёсток разрешается только тогда, когда его покинет стоящий впереди вследствие затора транспорт при наличии разрешения регулировщика или зелёного сигнала светофора.

    Правило №3

    На пересечениях дорог равного значения между транспортами, не обладающими приоритетными свойствами, действует закон «помехи справа», согласно которому автомобиль при подъезде к перекрёстку должен пропускать автомашины, едущие по пересекаемой дороге справа от него. Приоритетом в проезде перекрёстков во все стороны обладает рельсовый транспорт и автомобили оборудованные спецсигналами.

    Допсекция запрещает движение

    При подъезде к такому светофору можно увидеть, что допокна или боковые секции не горят, либо они светятся запрещающим красным цветом.

    Тут всё предельно просто. Когда секция не горит или горит, но красным, двигаться в том направлении, куда указывает стрелка, в настоящее время запрещено.

    В такой ситуации бессмысленно смотреть на цвет основного светофора или то, в каком направлении повёрнута стрелка допсекции. Если она отключена или подсвечивается красным, двигаться в том направлении нельзя ни при каких обстоятельствах. Следует дождаться зелёного.

    Как проехать регулируемый перекресток?

    При проезде перекрестков со светофорами в первую очередь следует определить, какой из сигналов светофора соответствует нужному направлению.

    Если светофор стандартный и состоит всего из трех частей (красной, желтой и зеленой), то никаких проблем не возникает. В этом случае сигналы распространяются одновременно на все направления.

    Если же у светофора есть дополнительные зеленые секции, то ситуация становится немного сложнее. Водитель должен определить секцию, которая распространяется на нужное направление.

    Как правило секция, закрепленная слева, содержит стрелку налево, а секция справа – направо. Однако можно встретить и другие варианты.

    Например, в России встречаются перекрестки, на которых дополнительная секция регулирует движение прямо, а основная – налево.

    Зеленая стрелка в дополнительной секции светофора

    Ситуация Нужно ли уступить дорогу Комментарий
    Зеленая стрелка и красный сигнал нужно всем 1. Зеленая стрелка в дополнительной секции
    2. Красный сигнал в основной секции
    Зеленая стрелка и желтый сигнал нужно всем 1. Зеленая стрелка в дополнительной секции
    2. Желтый сигнал в основной секции
    Зеленая стрелка и зеленый сигнал не нужно всем, кроме движущихся со встречного направления при выполнении поворота налево или разворота В основной секции зеленый сигнал
    Зеленая стрелка не нужно всем, кроме движущихся со встречного направления при выполнении поворота налево или разворота В основной секции не включен красный или желтый сигнал

    ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ РЕГУЛИРУЕМЫХ ПЕРЕКРЁСТКОВ

    правила проезда регулируемых перекрестков

    Правилами установлены следующие требования при пересечении регулируемых перекрёстков:

    Перед выполнением разворота в противоположном направлении или левого поворота, когда горит разрешающий зелёный свет светофора, водитель автомашины должен пропустить те автомобили, которые движутся навстречу по встречной полосе движения прямо или совершают поворот направо. Это правило справедливо и для трамвайных водителей.

    Если перекрёсток регулируется светофором, обладающим дополнительной боковой секцией, то перед тем как начать двигаться по зелёному сигналу дополнительной секции, загоревшейся вместе с запрещающими сигналами на основных его фонарях, водитель автомашины пропускает те машины, которые движутся по данной полосе пересекаемой дороги. По команде регулировщика или включении зелёного света светофора транспорт начинает движение. При этом трамвай имеет преимущественное право на проезд во всех направлениях по отношению к безрельсовым видам транспорта. Но, если он начинает двигаться по зелёному свету, включившемуся в боковой секции светофора, при запрещающих сигналах основной секции, то обязан пропустить все виды транспорта, движущиеся по этому направлению с пересекаемой дороги. Автомашина, уже заехавшая на перекрёсток под зелёный свет светофора, должна завершить манёвр и покинуть его по выбранной траектории независимо от того, что сигнализирует светофор в этот момент.

    Однако бывают перекрёстки с разделёнными полосами встречного движения, где установлены знаки STOP или размечены стоп-линии перед пересечением раздельных полос. В таком варианте автомашина, выезжая по зелёному сигналу светофора и выполняя поворот, должна предварительно остановиться на отмеченной линии и совершать последующее движение по действующим в этот момент сигналам светофора. Перед началом движения по указанию регулировщика или сигналу светофора автомобилист обязан пропустить пешеходов, не успевших закончить переход, и транспорт, который завершает начатый манёвр с целью покинуть перекрёсток.

    Распространенные вопросы

    1. Какие штрафы предусмотрены за нарушение данных ПДД?
      Даже если водитель повернет направо или налево на основной зеленый свет при потухших допсекциях, его действие будет приравнено к проезду на запрещающий сигнал, что является серьезным нарушением.

    Размер штрафа за него составляет 1000 (ст. 12.2 КоАП РФ). Аналогичные санкции будут применены в том случае, если движение прямо осуществлялось на красный при активных допсекциях.

    Между тем понять правила проезда даже сложных перекрестков со светофором не так сложно, как может показаться изначально, главное, усвоить простой алгоритм, позволяющий быстро соображать и принимать единственно правильные решения.

    Стрелка и сигнал зелёного цвета

    Рассмотрим иную ситуацию, когда сигнал светофора, а также сама дополнительная секция устройства со стрелкой горят зелёным. И тут действия водителей зависят от конкретной ситуации. А точнее от того, как выглядит сам светофор:

    • устройство имеет только одну боковую стрелку (левая или правая соответственно);
    • на устройстве одновременно две стрелки, указывающие в боковые направления.

    Не сложно догадаться, что левая секция будет отвечать за поворот налево, а правая направо.

    Здесь есть две неоднозначные ситуации, связанные с тем, как в том или ином случае правильно проезжать дорожный участок. Смотрите на то, в какую из сторон позволяет выполнить поворот допокно.

    1. Зелёным горит правая допстрелка, сигнал светофора зелёный. Если вам требуется двигаться направо, то в таком положении дополнительная секция со стрелкой основного светофора позволяет выполнить манёвр. Внимательно следите за стрелкой допсигнала. В этой ситуации автомобилист имеет право выполнить поворот в правую сторону. Уступать дорогу требуется лишь пешеходам, переходящим проезжую часть в той стороне, куда водитель поворачивает. Но чаще всего светофоры на перекрёстке работают в тандеме, и в такой ситуации пешеходам будет гореть красный.
    2. Горит зелёным левая допсекция, но текущий цвет основного светофора красный для водителя. В подобной ситуации осуществлять поворот налево можно. Обычно преград на пути движения возникать не должно и уступать не приходится. В странах с правосторонним движением, к числу которых относится России, левую сторону зачастую используют в качестве разгрузочной. Иные участники движения в этот момент не могут ехать в сторону поворота, который вы осуществляете. Но есть одно исключение. Когда по встречной полосе ТС движется прямо или поворачивает в правую от себя сторону, им вы обязаны уступать дорогу.

    Но это ещё далеко не полный перечень ситуаций, с которыми может столкнуться автомобилист.

    Стрелка и сигнал зелёного цвета

    Сфетофор отменяет значения следующих дорожных знаков

    Светофор не конкурирует по своему назначению с дорожным знаком, он является одним из главных регулировщиков движения на дорогах. Сигналами светофора разрешается движение в направлении зелёного света, отменяется в направлении красного, жёлтый свет предупреждает об изменении и является тем знаком, по которому отменяются команды предыдущего сигнала.

    Основная часть дорожных знаков действует на определённом протяжении дороги и отменяется другими знаками из той же группы. Как правило, предписывающие, запрещающие дорожные знаки действуют до ближайшего перекрёстка. Если после пересечения дорог нет информации с такими же или другими сигналами, то можно забыть о ранее увиденном ограничении или запрете.

    дорожные знаки которые отменяются светофором

    Дорожный знак, значение которого донести какую-то информацию, прекращает своё действие и утрачивает ценность для водителя в момент считывания содержания. Информационные сигналы отменяются другими знаками с отличным от предыдущего содержанием.

    Особая роль знаков приоритета состоит в том, что эти обозначения впрямую конкурируют с сигналами светофора. Приоритет движения выделяется на таком знаке линией большей ширины, которая обозначает основную магистраль, по которой движение осуществляется в первоочередном порядке. Тонкая линия имеет значение примыкающей дороги, может быть изображена в любой вариации в зависимости от фактического геометрического расположения.

    Допстрелка зелёного цвета параллельно с красным сигналом светофора

    Довольно часто новички, недавно оказавшиеся за рулём, пугаются красного цвета главного светофора, несмотря на наличие дополнительных разрешительных знаков, дающих добро выполнить манёвр. В итоге такая машина может застопорить всё движение.

    Представьте ситуацию, что перед вами загорелась или горит допстрелка зелёным цветом, указывая в левую или правую сторону движения. Но сам светофор горит красным. Это сильно смущает некоторых водителей, и они считают, что движение для них запрещено. Но всё зависит от того, в каком направлении вы движетесь. Такая ситуация указывает на возможность совершения поворота в том направлении, в котором указывает зелёная дополнительная стрелка. Но уступить дорогу автомобилистам, которые движутся в других направлениях, вы обязаны.

    Несмотря на то, что в светофоре горит красный, наличие зелёного света в дополнительной секции даёт право повернуть в указанную стрелку сторону, не дожидаясь зелёного сигнала от самого светофора.

    Что же касается необходимости уступить дорогу, то тут речь идёт о том, чтобы не создавать помехи. Не начинайте, не продолжайте и не возобновляйте своё движение, если для этого другим водителям требуется сбросить скорость или сменить направление собственного движения. Грубо говоря, когда из-за вашего манёвра другие водители притормаживают или меняют траекторию, это говорит о нарушении ПДД с вашей стороны, поскольку вы сыграли роль помехи.

    Допстрелка зелёного цвета параллельно с красным сигналом светофора

    В правилах чётко не говорится о том, какому именно транспорту, в зависимости от стороны их приближения, вы обязаны уступить. В этой ситуации рисковать не стоит. Лучше взять за правило необходимость уступать дорогу в ситуациях, когда горит красный светофор, но зелёная допсекция.

    Комбинация из зелёного дополнительного сигнала и основного красного указывает исключительно на возможность двигаться в том направлении, куда показывает допсекция. Только необходимо запомнить, что вы в такой ситуации не имеете приоритетное или первоочередное правило. Оно у тех автомобилистов, перед которыми одновременно горят зелёный светофор и зелёная стрелка досигнала. Потому именно им требуется обязательно уступить дорогу, а также не создавать помехи иным участникам движения, осуществляя манёвр такого рода.

    Тонкости кругового движения на перекрёстке

    Круговое движение имеет некоторые нюансы:

    • не нужно включать сигнал поворота — так как сначала нужно пропустить тех, кто уже едет по кругу, а потом — имеется преимущество при съезде;
    • сигнал поворота включается только при перестроении между рядами;
    • при правостороннем движении круг проезжается против часовой стрелки, а вот при левостороннем — наоборот, по ней;
    • знак «Круговое движение» является лишь указывающим на направление и не даёт никакого приоритета;
    • при наличии перехода в таких зонах водитель обязан пропустить всех пешеходов.

    Проезд перекрёстка является очень важной составляющей дорожного движения. Внимательность и чёткое соблюдение всех правил избавит автолюбителя от неприятностей и проблем — как финансовых, так и медицинских.

    Отмена дорожных знаков светофором

    Также к знакам приоритета относится обозначение главной дороги – жёлтый ромб, действие которого отменяется таким же ромбом, но перечёркнутым несколькими чёрными линиями. На узкой дороге или при перекрытии части магистрали могут быть вывешены штандарты с направленными навстречу друг другу красной и чёрной полосой, которые приоритезируют проезд для автомобилей в направлении красной стрелки.

    Светофор является для таких знаков стоп-фактором, при появлении на пути светофора можно забыть о другой информации и сосредоточиться на нём. Сигналами светофора отменяются прочие разрешения и запреты, все стоят на красный и едут на зелёный. Светофор на перекрёстке имеет приоритет без разделения на главную и неглавную дороги. Также этот прибор регулирует движение и без пересечения направлений при наличии пешеходных переходов или просто на напряжённых участках магистралей.

    Проезд нерегулируемого перекрестка

    1. При проезде нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог действует всем известное правило «помеха справа».
    2. Когда главная дорога на перекрестке меняет сое направление, то водители должны определить очередность проезда применив правило правой руки (помеха справа), аналогично должны поступить водители движущиеся по второстепенным дорогам. Правила проезда перекрестков доступным языком, с картинками и пояснениями
    3. Следующие почти забытое правило гласит, что если водитель не может определить тип покрытия на проезжей части, а как Вы знаете асфальтовая дорога всегда главная по отношению к грунтовой, то он должен считать себя находящимся на второстепенной дороги.Правила проезда перекрестков доступным языком, с картинками и пояснениями

    Нюансы движения прямо

    Отдельно стоит рассмотреть ситуацию, когда автомобилисту требуется двигаться прямо, а перед ним возникает светофор, имеющий дополнительную секцию.

    В подобной ситуации движение прямо допустимо только в 2 ситуациях:

    • водителю, который собирается ехать прямо, горит зелёный свет основного светофора;
    • водителю горит основной зелёный и дополнительно загорается зелёная допстрелка.

    Если основной сигнал в настоящее время красный, а стрелка зелёная, то движение по прямой в этой ситуации запрещено. Тут нет ничего сложного, потому с прямым проездом светофора, имеющего дополнительную секцию, проблем зачастую у автомобилистов не возникает.

    Что нужно сделать при включении зеленого сигнала светофора?

    В жизни можно встретить водителей, которые считают, что при включении зеленого следует до упора нажать на педаль газа и первым стартовать со светофора.

    Однако пункт 13.8 ПДД предлагает действовать по-другому:

    13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

    При включении разрешающего сигнала нужно уступить дорогу автомобилям, которые уже находятся на перекрестке, а лишь затем начинать движение.

    На этом рассмотрение регулируемых перекрестков закончено и в следующей статье речь пойдет про нерегулируемые перекрестки:

    Доспекция с неактивными стрелками

    Не так часто в ПДД трактуется вопрос, который касается проезда светофора, оснащённого вспомогательными секциями, где сами боковые окна не светятся. То есть стрелки неактивные. Это вызывает некоторые затруднения у автомобилистов, они останавливаются, ждут сигнала, задерживают других участников движения.

    Доспекция с неактивными стрелками

    Представьте, что машина приближается к перекрёстку и для неё загорается основной зелёный свет светофора. Но боковая секция остаётся неактивной. На ней не загорается красная или зелёная стрелка. В этой ситуации паниковать и ждать, пока она станет активной, нет необходимости. По правилам вам разрешается спокойно совершить запланированный манёвр.

    Лирическое отступление

    Не могу не затронуть тему подготовки водителей во многих автошколах, которая сводиться в натаскивании на сдачу теоретического экзамена, то есть экзаменационного билета из 20 вопросов, на которые отводиться 20 минут времени. Усреднено получается 1 минута на вопрос. В билете обязательно есть 3 вопроса на тему «проезд перекрестков» — это 13, 14 и 15 вопросы каждого билета, в которых моделируется ситуация проезда того или иного пересечения. То, есть на решение импровизированной дорожной задачи – 1 минута, в реальных дорожных условиях, задачу по определению очередности проезда необходимо решить за 1–2 секунды, а в некоторых ситуациях и за доли секунды. Я лично такую подготовку считаю неверной: в первую очередь доскональное изучение ПДД, а только потом решение задач.

    Важные правила из ПДД

    Если говорить о ситуации с правилами проезда светофоров с дополнительными секциями, то тут стоит акцентировать внимание на нескольких ключевых правилах, предусмотренных в ПДД.

    Их можно назвать основополагающими. Опираясь на них, каждый автомобилист сможет принять верное решение в той или иной ситуации. Основные выдержки следующие:

    • Стрелки, имеющие красный, зелёный или жёлтый цвет, являются абсолютно равнозначными и соответствующими основным цветам стандартного светофора, оснащённого круглыми секциями. Но стрелки отвечают исключительно за движение в том направлении, на которое они указывают.
    • Если стрелка показывает в левую сторону, это даёт право водителю не только повернуть влево, но также и выполнить разворот. Но это возможно лишь в случае, когда подобный манёвр не идёт в противовес конкретной дорожной ситуации. Когда иные обстоятельства позволяют развернуться, водитель при наличии стрелки влево может выполнить соответствующий манёвр.
    • Когда стрелка имеет зелёный текущий цвет, но сочетается с основным сигналом предупредительного жёлтого или запрещающего красного цвета, тогда перед поворотом автомобилисты обязаны уступить дорогу всем автотранспортным средствам, которые движутся в приоритетном направлении.
    • Если речь идёт о трамвае, который движется согласно разрешающей зелёной стрелке на дополнительной секции, но основной светофор красный или жёлтый, трамвай также обязуется уступить дорогу и действовать по принципу приоритетного направления других машин.

    Опираясь на эти пункты, разобраться с особенностями пересечения светофора, имеющего допсекции, будет намного проще. Не ленитесь периодически перечитывать ПДД, изучать свежие издания и активно следить за нововведениями в вопросах правил движения.

    Трактовка правил, ГОСТы и штрафы

    Тут стоит вернуться к пункту 6.4 действующих Правил дорожного движения, который касается вопроса контурной стрелки основного сигнала светофора и дополнительных секций.

    Исходя из этого пункта правил, некоторые автомобилисты сделали поспешный вывод. Согласно их мнению, если контурная стрелка на главном светофоре отсутствует, то по такому сигналу двигаться можно в любом удобном для водителя направлении, несмотря на дополнительную секцию.

    Основная трактовка правил

    Это категорически неправильный вывод, обусловленный тем, что текст правил попросту неправильно прочли или трактовали.

    В пункте 6.4 ничего не говорится о запретах или разрешениях. Этот пункт только информирует участников движения. О чём именно, уже было рассмотрено ранее. Контурная стрелка просто информирует и указывает, но никак не разрешает и не запрещает. Это важно понимать.

    Когда контурной чёрной стрелки нет, то тут не о чем информировать, сообщать или указывать. При этом в случае отсутствия чёрной контурной стрелки не стоит считать, что все остальные направления, которые не указаны стрелками, разрешены.

    Тут следует подвести 2 важных итога, которые окончательно помогут ответить на вопрос.

    1. Контурная чёрная стрелка на светофоре есть. Это отлично. С помощью такого решения дорожные службы проявляют заботу о водителях и информируют о том, что используются дополнительные секции. Когда видимость на дорогах плохая, это сильно помогает. Также допсекции и контурная стрелка не заставляют думать о том, куда двигаться можно, а куда нельзя. Выполнять манёвры разрешено в тех направлениях, в которые повёрнуты контурные стрелки.
    2. Контурная стрелка отсутствует. Это плохо. Подобные дорожные светофоры выполнены с нарушением стандартов, то есть ГОСТа. В этой ситуации автомобилисту приходится внимательнее смотреть на дорожную обстановку и думать. К примеру, когда допсекция стоит справа, но она выключена, поворот вправо водителю запрещён. Если допсекция слева и она тоже выключена, поворачивать налево или разворачиваться категорически нельзя.

    Проблема второго варианта в том, что при условии плохой видимости заметить отключённую допсекцию и проехать перекрёсток, опираясь только на основные сигналы светофора, нарушив тем самым ПДД, довольно просто.

    Но есть и другая проблема. Это неправильная трактовка факта несоответствия светофора ГОСТу. Определённая категория автомобилистов уверены, что при несоответствии светофора следовать его правилам они не обязаны. То есть можно смело нарушать ПДД, и им за это ничего не будет. Это совершенно не так. Избежать штрафа, акцентируя внимание на то, что светофор выполнен с нарушениями по ГОСТу, вы никак не сможете. Потому лучше следовать изложенным выше правилам и принципам совершения манёвров.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий

Светофор на перекрестке правила

Нужно ли уступать дорогу при повороте на светофоре с сигналами в виде стрелок?

Светофор со стрелками

В данной статье речь пойдет о различных видах светофоров, сигналы которых выполнены в виде стрелок.

Дело в том, что далеко не каждый водитель помнит, что правила дорожного движения описывают несколько разновидностей светофоров со стрелками. И правила проезда перекрестков с такими светофорами различаются.

Среднестатистический водитель в большинстве случаев помнит лишь о том, что при движении под зеленую стрелку следует уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений. При этом тип светофора и сигналы, включенные в других секциях, в расчет не берутся. Если на перекрестке установлен стандартный светофор со стрелкой в дополнительной секции, то все работает именно так. Если же водитель встречает светофор со стрелками на основных сигналах, то у него появляются определенные вопросы по поводу проезда перекрестка.

Разберемся, в каких случаях нужно уступать дорогу при повороте на стрелку, а в каких – нет:

Примечание. В данной статье речь идет о приоритете транспортных средств при проезде перекрестков. Что касается пешеходов, то при повороте на перекрестке водитель должен уступить им дорогу не зависимо от сигналов светофора.

Как по правилам проехать перекресток, регулируемый светофором в 2020 году?

Автобус на перекрестке и светофор

Многие начинающие водители боятся выезжать на оживленные участки города, сильно теряясь на перекрестках. И хотя теоретический курс в автошколе довольно подробно рассматривает этот вопрос, умение применять свои знания на практике приходит не сразу, да и спорные ситуации не прибавляют уверенности в себе.

Правила проезда перекрёстков со светофорами с дополнительной секцией

Нынешние Правила дорожного движения созданы для того, чтобы упорядочить движение транспортных средств и не только, сделать его более безопасным и снизить уровень аварийности. Но постоянно дополнение и изменение правил не может не смущать автомобилистов. Плюс трактовка не всегда и всем понятна. Особенно это касается водителей, которые лишь недавно оказались за рулём.

Правила проезда перекрёстков со светофорами

Если при проезде обычного светофора с 3 сигнальными фонарями никаких особых проблем возникать в принципе не может, то наличие дополнительных секций вызывает ряд вопросов и неоднозначных реакций.

В 6.4 пункте ПДД прописано, что при наличии чёрной контурной стрелки на основном зелёном сигнале светофора она сообщает о дополнительных секциях и указывает иное разрешённое направление движения, нежели сигналы на дополнительных секциях.

Не все автолюбители знают и понимают, как нужно действовать в той или иной ситуации, и что необходимо делать при наличии дополнительных секций. Этот вопрос требует обязательного детального рассмотрения, что позволит действовать максимально правильно и аккуратно.

Сигналы светофора на регулируемом перекрестке

Сигналы светофора на регулируемом перекрестке

В очередной статье серии “Правила проезда перекрестков” речь пойдет о правилах дорожного движения, регламентирующих проезд перекрестков со светофорами в 2021 году.

К сожалению, находится немало водителей, которые помнят лишь о том, что на перекрестках можно ехать на зеленый и желтый сигналы светофора, а остальные правила для перекрестков предпочитают игнорировать. Подобное отношение зачастую приводит к возникновению серьезных ДТП.

В этой статье речь пойдет о правильном проезде перекрестков, регулируемых светофорами:

Напомню, что в предшествующей статье речь шла о сигналах регулировщика на регулируемом перекрестке. Если Вы не читали предыдущие статьи серии, то рекомендую начать изучение именно с них.

Также не следует забывать, что при подъезде к перекрестку следует занять правильную полосу движения, соответствующую требуемому направлению, а также определиться с типом перекрестка, который на этот раз оказался регулируемым светофорами.

Что такое перекрёсток — определение в ПДД, правила переезда перекрёстков разной конфигурации

Перекрёсток является одним из основных элементов дорожной инфраструктуры, так как на нём сходятся различные пути, проезд по которым строго регламентируется правилами дорожного движения. Какие виды пересечений проезжих частей существуют, и как их правильно преодолевать, рассматривается в данном обзоре.

  • Понятие «Перекрёсток» по ПДД
  • Виды перекрёстков
  • Общие правила проезда
    • Регулируемого перекрёстка
    • Нерегулируемого перекрёстка
    • Равнозначных
    • С круговым движением
    • С трамвайными путями
    • Неравнозначных
    • Со светофором

    Значения каких дорожных знаков отменяются сигналами светофора

    Правила проезда перекрестков доступным языком, с картинками и пояснениями

    Сегодня решил затронуть ситуацию, решение которой может ввести в ступор даже бывалого водителя. От обилия светофоров и дорожных знаков, может запросто закружиться голова. Итак, Вашему вниманию подробный разбор темы правила проезда перекрестков.

    Светофоры со стрелками на основных и на дополнительных секциях

    Для начала обратимся к пункту 6.3 правил дорожного движения:

    6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.

    Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

    Итак, пункт 6.3 описывает 2 варианта применения стрелок на сигналах светофора:

    • на основной части светофора, состоящего из трех сигналов (красного, желтого и зеленого);
    • в дополнительной секции светофора, расположенной сбоку от основной части.

    Правила дорожного движения описывают светофоры лишь текстом, поэтому обратимся к ГОСТ Р 52282-2004 для получения изображений для двух типов светофоров:

    Светофор Т.1.л с дополнительной секцией:

    Светофор с дополнительной секцией

    Светофор Т.2 со стрелками на основной части светофора:

    Светофор со стрелками на основной части

    У приведенных выше светофоров есть сходство – на каждом из них направление налево регулируется секциями, на которых нанесены стрелки. Однако есть и различия, о которых речь пойдет ниже.

    Что считается перекрестком по ПДД?

    Определение понятия перекресток дается в пункте 1.2 правил дорожного движения:

    “Перекресток” – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

    Рассмотрим это понятие поподробнее.

    Первое, на что я хочу обратить Ваше внимание, – это то, что перекресток является пересечением дорог. При этом в понятии перекресток явно не говорится о том, что сам перекресток является дорогой.

    Перекресток – это пересечение дорог на одном уровне. Т.е. многоуровневые развязки с эстакадами и мостами не являются перекрестками, и правила проезда перекрестков на них не действуют.

    ВИДЫ ПЕРЕКРЁСТКОВ

    По Правилам пересечения дорог делятся на перекрёстки, регулируемые специальными средствами управления, и перекрёстки нерегулируемые ничем. Регулируемыми называются перекрёстки, оборудованные специальной разметкой, дорожными знаками, техническими средствами (светофорами) или постовыми регулировщиками, обеспечивающими управление дорожным движением. При этом указанные средства регулировки присутствуют отдельно или вместе.

    Дорожные службы проводят разметку, установку знаков и светофоров на перекрёстках так, чтобы они не противоречили взаимным требованиям, однако нередко встречаются места, где требования средств регулирования движения не совпадают. Для таких случаев Правилами предусмотрена следующая приоритетность в отношении исполнения регулирующих движение предписаний:

    • наивысшим приоритетом обладают указания регулировщика;
    • второй по действенности приоритет установлен за светофором;
    • следующим приоритетом обладают предписания дорожных знаков;
    • последнее место в ранге приоритетов отведено предписаниям дорожной разметки, которые подлежат обязательному исполнению при отсутствии противоречащих им указаний дорожных знаков, светофора или регулировщика.

    Нерегулируемыми перекрёстками называются пересечения дорог, где движение транспортных средств не регулируется ни одним из выше приведённых средств. Они условно делятся на пересечения равнозначных и неравнозначных дорог.

    К категории нерегулируемых перекрёстков относятся и такие перекрёстки, где:

    • не работает установленный светофор;
    • светофор переведён в режим работы мигающего жёлтого фонаря, предупреждающего о наличии перекрёстка;
    • регулировщик не осуществляет свои функции, не подаёт регулирующих сигналов.

    Кроме обычных перекрёстков существуют ещё пересечения дорог с организованным круговым движением транспорта. Несмотря на многообразие видов перекрёстков, правила их проезда основаны на трёх принципах организации движения.

    Понятие «Перекрёсток» по ПДД

    В ПДД прописана следующая формулировка этого термина: место, где пересекаются, примыкают или разветвляются дороги в одной плоскости, которое ограничивается воображаемыми прямыми, соединяющими противоположные начала закруглений проезжих частей, находящиеся на наибольшем удалении. К данному определению не относятся все выезды с территорий различных организаций и предприятий.

    Сигналы светофора

    Правила дорожного движения предусматривают следующие варианты и комбинации цветов светофора (пункт 6.2 ПДД):

    1. красный;
    2. красный и желтый;
    3. желтый;
    4. желтый мигающий;
    5. зеленый;
    6. зеленая стрелка и красный;
    7. зеленый мигающий.

    1. Красный

    Красный цвет светофора говорит водителю о том, что движение через перекресток запрещено. За нарушение требования водитель может получить штраф за выезд на запрещающий сигнал.

    Примечание. Единственным исключением является ситуация, когда одновременно с красным сигналом включена стрелка в дополнительной секции светофора. Она будет рассмотрена ниже.

    2. Красный и желтый цвета

    Значение светофора точно такое же, как и у красного цвета, т.е. ехать нельзя.

    Комбинация красного и желтого цветов является вспомогательной и говорит о том, что через несколько секунд будет включен зеленый сигнал светофора. Такая комбинация используется лишь в некоторых регионах России.

    3. Желтый сигнал светофора

    Постоянный желтый сигнал также запрещает движение. Он говорит водителю о том, что через несколько секунд сигнал сменится на красный.

    Однако существует исключение, которое позволяет проехать на желтый сигнал светофора:

    6.14. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.

    Т.е. если машина не успевает остановиться при включении желтого сигнала, то она может проехать через перекресток. В остальных случаях при движении на желтый свет может быть наложен штраф.

    Будьте внимательны, на красный сигнал светофора данное исключение не распространяется.

    4. Что означает мигание желтого сигнала светофора?

    Желтый мигающий сигнал говорит водителю о том, что перед ним нерегулируемый перекресток:

    При этом сам по себе желтый мигающий не запрещает движение, но и не дает никакого преимущества. Следует руководствоваться знаками приоритета.

    5. Зеленый цвет

    Зеленый сигнал светофора разрешает движение через перекресток.

    6. Зеленая стрелка и красный

    Если зеленая стрелка включена в дополнительной секции светофора, а в основной секции горит красный или желтый сигнал, то это говорит о следующем:

    1. Водитель может проехать в направлении, указанном стрелкой. Если стрелка показывает налево, то можно также и развернуться.
    2. Следует уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

    7. Что означает мигание зеленого сигнала светофора?

    Мигающий зеленый цвет разрешает движение и говорит водителю о том, что в ближайшее время появится запрещающий сигнал (красный или желтый с красным).

    На многих российских перекрестках зеленый сигнал мигает ровно 3 раза с интервалом примерно 1 секунду. И большинство водителей к этому привыкли. Однако на некоторых перекрестках интервал мигания может быть уменьшен, т.е. зеленый мигает быстрее. Будьте готовы, что рано или поздно Вам встретится такой перекресток.

    Что считать перекрестком, а также его разновидности

    Правила проезда перекрестков доступным языком, с картинками и пояснениями

    Обращу внимание на то, что выезжая из двора или прилегающей территории, даже если знак «уступите дорогу» отсутствует, Вам все же придется это сделать.

    Все перекрестки можно разделить на 2 группы:

    • Регулируемые (очередность проезда определяет работающий в трехцветном режиме светофор, регулировщик);
    • Нерегулируемые, их легко определить по наличию знаков приоритета, неработающему (или работающему в режиме «желтой мигалки») светофору, а также по отсутствию любых средств регулирования (без каких-либо знаков).

    Также существует деление по визуальному признаку:

    • Х‑образные;
    • Т- образные (также Y – образные и с различным углом пересечения);
    • С круговым движением

    Правила проезда перекрестков доступным языком, с картинками и пояснениями

    Виды перекрёстков

    Пересечения дорог могут быть таких конфигураций:

    • Т-образные;
    • Y-образные;
    • Х-образные;
    • круговые.

    Т-образные примыкания, несмотря на свою простоту, имеют свои подвохи, так как в них с одной стороны нет закруглений. Это мешает в полной мере определить границы перекрёстка.

    Y-образные пересечения путей могут сходиться под разными углами — от острого до тупого, поэтому главенство его проезда определяется в каждом случае индивидуально.

    Х-образные являются пересечением четырёх путей. В идеале — это две перпендикулярные дороги, но угол схождения проезжих частей может быть самым разным.

    Круговые перекрёстки самые сложные, так как количество примыкающих к кругу дорог может быть различным. Этот вид пересечения подробнее рассмотрен ниже.

    Где проходят границы перекрестка?

    Что касается границ перекрестка, то мало кто из водителей задумывается над тем, где находятся воображаемые линии, соединяющие противоположные начала закруглений проезжий частей. На самом деле здесь нет ничего сложного. Просто посмотрите на следующий рисунок:

    Перекресток с разделительной полосой

    На рисунке перекресток закрашен желтым цветом, а его границы выделены синим.

    Примечание. Проблемы с определением границ перекрестка могут возникнуть лишь в тех случаях, когда перекресток не квадратный, а имеет нестандартную форму.

    Однако принцип определения границ всегда одинаковый. Необходимо воображаемыми линиями соединить начала закруглений проезжих частей.

    Водитель должен уметь определять границы перекрестка, т.к. ПДД на перекрестке и вне его различаются. То есть нужно понимать, какое правило применить в том или ином месте.

    ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРОЕЗДА ПЕРЕКРЁСТКОВ

    Правило №1

    правила проезда перекрестков

    При выполнении поворота на пересекаемую дорогу водитель должен пропустить перед собой пешеходов, переходящих через ту дорогу, куда он сворачивает. При этом не важно, есть или нет знаков и разметки, устанавливающих наличие пешеходного перехода. Пешеходы всегда имеют право переходить по продолжению тротуаров на проезжей части перекрёстков. Это правило действует независимо от того, регулируется передвижение на перекрёстке или нет.

    Давать дорогу людям, переходящим через перекрёсток, следует уже на въезде на пересекаемую улицу при повороте, останавливаясь на границе размеченного пешеходного перехода или воображаемой линии продолжения границы тротуара. При этом пропускать следует всех пешеходов, вступивших на проезжую часть для перехода дороги. Нельзя стоять на предварительной стоп-линии, преграждая полосу движения проезжающему прямо автотранспорту.

    Правило №2

    Нельзя начинать движение даже при наличии разрешающего знака, если впереди сформировался затор, при котором выезд станет препятствием для движения машин по пересекаемой дороге. Этот запрет способствует облегчению рассасывания образовавшейся «пробки» на дороге, чтобы не усугублять затор ещё и в поперечном направлении. Нарушение данного правила, особенно при пересечении многополосных дорог, грозит полным блокированием движения во всех 4-х направлениях.

    Это универсальное правило, которое должно соблюдаться на пересечениях всех дорог вне зависимости от их статуса — главной или второстепенной. Начинать въезд на перекрёсток разрешается только тогда, когда его покинет стоящий впереди вследствие затора транспорт при наличии разрешения регулировщика или зелёного сигнала светофора.

    Правило №3

    На пересечениях дорог равного значения между транспортами, не обладающими приоритетными свойствами, действует закон «помехи справа», согласно которому автомобиль при подъезде к перекрёстку должен пропускать автомашины, едущие по пересекаемой дороге справа от него. Приоритетом в проезде перекрёстков во все стороны обладает рельсовый транспорт и автомобили оборудованные спецсигналами.

    Допсекция запрещает движение

    При подъезде к такому светофору можно увидеть, что допокна или боковые секции не горят, либо они светятся запрещающим красным цветом.

    Тут всё предельно просто. Когда секция не горит или горит, но красным, двигаться в том направлении, куда указывает стрелка, в настоящее время запрещено.

    В такой ситуации бессмысленно смотреть на цвет основного светофора или то, в каком направлении повёрнута стрелка допсекции. Если она отключена или подсвечивается красным, двигаться в том направлении нельзя ни при каких обстоятельствах. Следует дождаться зелёного.

    Как проехать регулируемый перекресток?

    При проезде перекрестков со светофорами в первую очередь следует определить, какой из сигналов светофора соответствует нужному направлению.

    Если светофор стандартный и состоит всего из трех частей (красной, желтой и зеленой), то никаких проблем не возникает. В этом случае сигналы распространяются одновременно на все направления.

    Если же у светофора есть дополнительные зеленые секции, то ситуация становится немного сложнее. Водитель должен определить секцию, которая распространяется на нужное направление.

    Как правило секция, закрепленная слева, содержит стрелку налево, а секция справа – направо. Однако можно встретить и другие варианты.

    Например, в России встречаются перекрестки, на которых дополнительная секция регулирует движение прямо, а основная – налево.

    Зеленая стрелка в дополнительной секции светофора

    Ситуация Нужно ли уступить дорогу Комментарий
    Зеленая стрелка и красный сигнал нужно всем 1. Зеленая стрелка в дополнительной секции
    2. Красный сигнал в основной секции
    Зеленая стрелка и желтый сигнал нужно всем 1. Зеленая стрелка в дополнительной секции
    2. Желтый сигнал в основной секции
    Зеленая стрелка и зеленый сигнал не нужно всем, кроме движущихся со встречного направления при выполнении поворота налево или разворота В основной секции зеленый сигнал
    Зеленая стрелка не нужно всем, кроме движущихся со встречного направления при выполнении поворота налево или разворота В основной секции не включен красный или желтый сигнал

    ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ РЕГУЛИРУЕМЫХ ПЕРЕКРЁСТКОВ

    правила проезда регулируемых перекрестков

    Правилами установлены следующие требования при пересечении регулируемых перекрёстков:

    Перед выполнением разворота в противоположном направлении или левого поворота, когда горит разрешающий зелёный свет светофора, водитель автомашины должен пропустить те автомобили, которые движутся навстречу по встречной полосе движения прямо или совершают поворот направо. Это правило справедливо и для трамвайных водителей.

    Если перекрёсток регулируется светофором, обладающим дополнительной боковой секцией, то перед тем как начать двигаться по зелёному сигналу дополнительной секции, загоревшейся вместе с запрещающими сигналами на основных его фонарях, водитель автомашины пропускает те машины, которые движутся по данной полосе пересекаемой дороги. По команде регулировщика или включении зелёного света светофора транспорт начинает движение. При этом трамвай имеет преимущественное право на проезд во всех направлениях по отношению к безрельсовым видам транспорта. Но, если он начинает двигаться по зелёному свету, включившемуся в боковой секции светофора, при запрещающих сигналах основной секции, то обязан пропустить все виды транспорта, движущиеся по этому направлению с пересекаемой дороги. Автомашина, уже заехавшая на перекрёсток под зелёный свет светофора, должна завершить манёвр и покинуть его по выбранной траектории независимо от того, что сигнализирует светофор в этот момент.

    Однако бывают перекрёстки с разделёнными полосами встречного движения, где установлены знаки STOP или размечены стоп-линии перед пересечением раздельных полос. В таком варианте автомашина, выезжая по зелёному сигналу светофора и выполняя поворот, должна предварительно остановиться на отмеченной линии и совершать последующее движение по действующим в этот момент сигналам светофора. Перед началом движения по указанию регулировщика или сигналу светофора автомобилист обязан пропустить пешеходов, не успевших закончить переход, и транспорт, который завершает начатый манёвр с целью покинуть перекрёсток.

    Распространенные вопросы

    1. Какие штрафы предусмотрены за нарушение данных ПДД?
      Даже если водитель повернет направо или налево на основной зеленый свет при потухших допсекциях, его действие будет приравнено к проезду на запрещающий сигнал, что является серьезным нарушением.

    Размер штрафа за него составляет 1000 (ст. 12.2 КоАП РФ). Аналогичные санкции будут применены в том случае, если движение прямо осуществлялось на красный при активных допсекциях.

    Между тем понять правила проезда даже сложных перекрестков со светофором не так сложно, как может показаться изначально, главное, усвоить простой алгоритм, позволяющий быстро соображать и принимать единственно правильные решения.

    Стрелка и сигнал зелёного цвета

    Рассмотрим иную ситуацию, когда сигнал светофора, а также сама дополнительная секция устройства со стрелкой горят зелёным. И тут действия водителей зависят от конкретной ситуации. А точнее от того, как выглядит сам светофор:

    • устройство имеет только одну боковую стрелку (левая или правая соответственно);
    • на устройстве одновременно две стрелки, указывающие в боковые направления.

    Не сложно догадаться, что левая секция будет отвечать за поворот налево, а правая направо.

    Здесь есть две неоднозначные ситуации, связанные с тем, как в том или ином случае правильно проезжать дорожный участок. Смотрите на то, в какую из сторон позволяет выполнить поворот допокно.

    1. Зелёным горит правая допстрелка, сигнал светофора зелёный. Если вам требуется двигаться направо, то в таком положении дополнительная секция со стрелкой основного светофора позволяет выполнить манёвр. Внимательно следите за стрелкой допсигнала. В этой ситуации автомобилист имеет право выполнить поворот в правую сторону. Уступать дорогу требуется лишь пешеходам, переходящим проезжую часть в той стороне, куда водитель поворачивает. Но чаще всего светофоры на перекрёстке работают в тандеме, и в такой ситуации пешеходам будет гореть красный.
    2. Горит зелёным левая допсекция, но текущий цвет основного светофора красный для водителя. В подобной ситуации осуществлять поворот налево можно. Обычно преград на пути движения возникать не должно и уступать не приходится. В странах с правосторонним движением, к числу которых относится России, левую сторону зачастую используют в качестве разгрузочной. Иные участники движения в этот момент не могут ехать в сторону поворота, который вы осуществляете. Но есть одно исключение. Когда по встречной полосе ТС движется прямо или поворачивает в правую от себя сторону, им вы обязаны уступать дорогу.

    Но это ещё далеко не полный перечень ситуаций, с которыми может столкнуться автомобилист.

    Стрелка и сигнал зелёного цвета

    Сфетофор отменяет значения следующих дорожных знаков

    Светофор не конкурирует по своему назначению с дорожным знаком, он является одним из главных регулировщиков движения на дорогах. Сигналами светофора разрешается движение в направлении зелёного света, отменяется в направлении красного, жёлтый свет предупреждает об изменении и является тем знаком, по которому отменяются команды предыдущего сигнала.

    Основная часть дорожных знаков действует на определённом протяжении дороги и отменяется другими знаками из той же группы. Как правило, предписывающие, запрещающие дорожные знаки действуют до ближайшего перекрёстка. Если после пересечения дорог нет информации с такими же или другими сигналами, то можно забыть о ранее увиденном ограничении или запрете.

    дорожные знаки которые отменяются светофором

    Дорожный знак, значение которого донести какую-то информацию, прекращает своё действие и утрачивает ценность для водителя в момент считывания содержания. Информационные сигналы отменяются другими знаками с отличным от предыдущего содержанием.

    Особая роль знаков приоритета состоит в том, что эти обозначения впрямую конкурируют с сигналами светофора. Приоритет движения выделяется на таком знаке линией большей ширины, которая обозначает основную магистраль, по которой движение осуществляется в первоочередном порядке. Тонкая линия имеет значение примыкающей дороги, может быть изображена в любой вариации в зависимости от фактического геометрического расположения.

    Допстрелка зелёного цвета параллельно с красным сигналом светофора

    Довольно часто новички, недавно оказавшиеся за рулём, пугаются красного цвета главного светофора, несмотря на наличие дополнительных разрешительных знаков, дающих добро выполнить манёвр. В итоге такая машина может застопорить всё движение.

    Представьте ситуацию, что перед вами загорелась или горит допстрелка зелёным цветом, указывая в левую или правую сторону движения. Но сам светофор горит красным. Это сильно смущает некоторых водителей, и они считают, что движение для них запрещено. Но всё зависит от того, в каком направлении вы движетесь. Такая ситуация указывает на возможность совершения поворота в том направлении, в котором указывает зелёная дополнительная стрелка. Но уступить дорогу автомобилистам, которые движутся в других направлениях, вы обязаны.

    Несмотря на то, что в светофоре горит красный, наличие зелёного света в дополнительной секции даёт право повернуть в указанную стрелку сторону, не дожидаясь зелёного сигнала от самого светофора.

    Что же касается необходимости уступить дорогу, то тут речь идёт о том, чтобы не создавать помехи. Не начинайте, не продолжайте и не возобновляйте своё движение, если для этого другим водителям требуется сбросить скорость или сменить направление собственного движения. Грубо говоря, когда из-за вашего манёвра другие водители притормаживают или меняют траекторию, это говорит о нарушении ПДД с вашей стороны, поскольку вы сыграли роль помехи.

    Допстрелка зелёного цвета параллельно с красным сигналом светофора

    В правилах чётко не говорится о том, какому именно транспорту, в зависимости от стороны их приближения, вы обязаны уступить. В этой ситуации рисковать не стоит. Лучше взять за правило необходимость уступать дорогу в ситуациях, когда горит красный светофор, но зелёная допсекция.

    Комбинация из зелёного дополнительного сигнала и основного красного указывает исключительно на возможность двигаться в том направлении, куда показывает допсекция. Только необходимо запомнить, что вы в такой ситуации не имеете приоритетное или первоочередное правило. Оно у тех автомобилистов, перед которыми одновременно горят зелёный светофор и зелёная стрелка досигнала. Потому именно им требуется обязательно уступить дорогу, а также не создавать помехи иным участникам движения, осуществляя манёвр такого рода.

    Тонкости кругового движения на перекрёстке

    Круговое движение имеет некоторые нюансы:

    • не нужно включать сигнал поворота — так как сначала нужно пропустить тех, кто уже едет по кругу, а потом — имеется преимущество при съезде;
    • сигнал поворота включается только при перестроении между рядами;
    • при правостороннем движении круг проезжается против часовой стрелки, а вот при левостороннем — наоборот, по ней;
    • знак «Круговое движение» является лишь указывающим на направление и не даёт никакого приоритета;
    • при наличии перехода в таких зонах водитель обязан пропустить всех пешеходов.

    Проезд перекрёстка является очень важной составляющей дорожного движения. Внимательность и чёткое соблюдение всех правил избавит автолюбителя от неприятностей и проблем — как финансовых, так и медицинских.

    Отмена дорожных знаков светофором

    Также к знакам приоритета относится обозначение главной дороги – жёлтый ромб, действие которого отменяется таким же ромбом, но перечёркнутым несколькими чёрными линиями. На узкой дороге или при перекрытии части магистрали могут быть вывешены штандарты с направленными навстречу друг другу красной и чёрной полосой, которые приоритезируют проезд для автомобилей в направлении красной стрелки.

    Светофор является для таких знаков стоп-фактором, при появлении на пути светофора можно забыть о другой информации и сосредоточиться на нём. Сигналами светофора отменяются прочие разрешения и запреты, все стоят на красный и едут на зелёный. Светофор на перекрёстке имеет приоритет без разделения на главную и неглавную дороги. Также этот прибор регулирует движение и без пересечения направлений при наличии пешеходных переходов или просто на напряжённых участках магистралей.

    Проезд нерегулируемого перекрестка

    1. При проезде нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог действует всем известное правило «помеха справа».
    2. Когда главная дорога на перекрестке меняет сое направление, то водители должны определить очередность проезда применив правило правой руки (помеха справа), аналогично должны поступить водители движущиеся по второстепенным дорогам. Правила проезда перекрестков доступным языком, с картинками и пояснениями
    3. Следующие почти забытое правило гласит, что если водитель не может определить тип покрытия на проезжей части, а как Вы знаете асфальтовая дорога всегда главная по отношению к грунтовой, то он должен считать себя находящимся на второстепенной дороги.Правила проезда перекрестков доступным языком, с картинками и пояснениями

    Нюансы движения прямо

    Отдельно стоит рассмотреть ситуацию, когда автомобилисту требуется двигаться прямо, а перед ним возникает светофор, имеющий дополнительную секцию.

    В подобной ситуации движение прямо допустимо только в 2 ситуациях:

    • водителю, который собирается ехать прямо, горит зелёный свет основного светофора;
    • водителю горит основной зелёный и дополнительно загорается зелёная допстрелка.

    Если основной сигнал в настоящее время красный, а стрелка зелёная, то движение по прямой в этой ситуации запрещено. Тут нет ничего сложного, потому с прямым проездом светофора, имеющего дополнительную секцию, проблем зачастую у автомобилистов не возникает.

    Что нужно сделать при включении зеленого сигнала светофора?

    В жизни можно встретить водителей, которые считают, что при включении зеленого следует до упора нажать на педаль газа и первым стартовать со светофора.

    Однако пункт 13.8 ПДД предлагает действовать по-другому:

    13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

    При включении разрешающего сигнала нужно уступить дорогу автомобилям, которые уже находятся на перекрестке, а лишь затем начинать движение.

    На этом рассмотрение регулируемых перекрестков закончено и в следующей статье речь пойдет про нерегулируемые перекрестки:

    Доспекция с неактивными стрелками

    Не так часто в ПДД трактуется вопрос, который касается проезда светофора, оснащённого вспомогательными секциями, где сами боковые окна не светятся. То есть стрелки неактивные. Это вызывает некоторые затруднения у автомобилистов, они останавливаются, ждут сигнала, задерживают других участников движения.

    Доспекция с неактивными стрелками

    Представьте, что машина приближается к перекрёстку и для неё загорается основной зелёный свет светофора. Но боковая секция остаётся неактивной. На ней не загорается красная или зелёная стрелка. В этой ситуации паниковать и ждать, пока она станет активной, нет необходимости. По правилам вам разрешается спокойно совершить запланированный манёвр.

    Лирическое отступление

    Не могу не затронуть тему подготовки водителей во многих автошколах, которая сводиться в натаскивании на сдачу теоретического экзамена, то есть экзаменационного билета из 20 вопросов, на которые отводиться 20 минут времени. Усреднено получается 1 минута на вопрос. В билете обязательно есть 3 вопроса на тему «проезд перекрестков» — это 13, 14 и 15 вопросы каждого билета, в которых моделируется ситуация проезда того или иного пересечения. То, есть на решение импровизированной дорожной задачи – 1 минута, в реальных дорожных условиях, задачу по определению очередности проезда необходимо решить за 1–2 секунды, а в некоторых ситуациях и за доли секунды. Я лично такую подготовку считаю неверной: в первую очередь доскональное изучение ПДД, а только потом решение задач.

    Важные правила из ПДД

    Если говорить о ситуации с правилами проезда светофоров с дополнительными секциями, то тут стоит акцентировать внимание на нескольких ключевых правилах, предусмотренных в ПДД.

    Их можно назвать основополагающими. Опираясь на них, каждый автомобилист сможет принять верное решение в той или иной ситуации. Основные выдержки следующие:

    • Стрелки, имеющие красный, зелёный или жёлтый цвет, являются абсолютно равнозначными и соответствующими основным цветам стандартного светофора, оснащённого круглыми секциями. Но стрелки отвечают исключительно за движение в том направлении, на которое они указывают.
    • Если стрелка показывает в левую сторону, это даёт право водителю не только повернуть влево, но также и выполнить разворот. Но это возможно лишь в случае, когда подобный манёвр не идёт в противовес конкретной дорожной ситуации. Когда иные обстоятельства позволяют развернуться, водитель при наличии стрелки влево может выполнить соответствующий манёвр.
    • Когда стрелка имеет зелёный текущий цвет, но сочетается с основным сигналом предупредительного жёлтого или запрещающего красного цвета, тогда перед поворотом автомобилисты обязаны уступить дорогу всем автотранспортным средствам, которые движутся в приоритетном направлении.
    • Если речь идёт о трамвае, который движется согласно разрешающей зелёной стрелке на дополнительной секции, но основной светофор красный или жёлтый, трамвай также обязуется уступить дорогу и действовать по принципу приоритетного направления других машин.

    Опираясь на эти пункты, разобраться с особенностями пересечения светофора, имеющего допсекции, будет намного проще. Не ленитесь периодически перечитывать ПДД, изучать свежие издания и активно следить за нововведениями в вопросах правил движения.

    Трактовка правил, ГОСТы и штрафы

    Тут стоит вернуться к пункту 6.4 действующих Правил дорожного движения, который касается вопроса контурной стрелки основного сигнала светофора и дополнительных секций.

    Исходя из этого пункта правил, некоторые автомобилисты сделали поспешный вывод. Согласно их мнению, если контурная стрелка на главном светофоре отсутствует, то по такому сигналу двигаться можно в любом удобном для водителя направлении, несмотря на дополнительную секцию.

    Основная трактовка правил

    Это категорически неправильный вывод, обусловленный тем, что текст правил попросту неправильно прочли или трактовали.

    В пункте 6.4 ничего не говорится о запретах или разрешениях. Этот пункт только информирует участников движения. О чём именно, уже было рассмотрено ранее. Контурная стрелка просто информирует и указывает, но никак не разрешает и не запрещает. Это важно понимать.

    Когда контурной чёрной стрелки нет, то тут не о чем информировать, сообщать или указывать. При этом в случае отсутствия чёрной контурной стрелки не стоит считать, что все остальные направления, которые не указаны стрелками, разрешены.

    Тут следует подвести 2 важных итога, которые окончательно помогут ответить на вопрос.

    1. Контурная чёрная стрелка на светофоре есть. Это отлично. С помощью такого решения дорожные службы проявляют заботу о водителях и информируют о том, что используются дополнительные секции. Когда видимость на дорогах плохая, это сильно помогает. Также допсекции и контурная стрелка не заставляют думать о том, куда двигаться можно, а куда нельзя. Выполнять манёвры разрешено в тех направлениях, в которые повёрнуты контурные стрелки.
    2. Контурная стрелка отсутствует. Это плохо. Подобные дорожные светофоры выполнены с нарушением стандартов, то есть ГОСТа. В этой ситуации автомобилисту приходится внимательнее смотреть на дорожную обстановку и думать. К примеру, когда допсекция стоит справа, но она выключена, поворот вправо водителю запрещён. Если допсекция слева и она тоже выключена, поворачивать налево или разворачиваться категорически нельзя.

    Проблема второго варианта в том, что при условии плохой видимости заметить отключённую допсекцию и проехать перекрёсток, опираясь только на основные сигналы светофора, нарушив тем самым ПДД, довольно просто.

    Но есть и другая проблема. Это неправильная трактовка факта несоответствия светофора ГОСТу. Определённая категория автомобилистов уверены, что при несоответствии светофора следовать его правилам они не обязаны. То есть можно смело нарушать ПДД, и им за это ничего не будет. Это совершенно не так. Избежать штрафа, акцентируя внимание на то, что светофор выполнен с нарушениями по ГОСТу, вы никак не сможете. Потому лучше следовать изложенным выше правилам и принципам совершения манёвров.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий