Следы транспортных средств их виды и значение

Криминалистическое исследование следов транспортных средств

Share/Save/Bookmark

Все транспортные средства можно разделить на несколько больших групп:

1) наземный транспорт;

2) подземный транспорт;

3) водный транспорт;

4) воздушный транспорт.

Преимущественно в криминалистике изучаются следы только наземного безрельсового транспорта.

Наземный безрельсовый транспорт классифицируется:

по способу передвижения

  • самоходный транспорт – это транспортные средства, которые приводятся в действие различными двигателями.

Это легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, мотоциклы, мопеды, тракторы, экскаваторы, средства специального назначения.

  • несамоходный транспорт – это те транспортные средства, которые приводятся в движения силой человека или животного.

Это тачки, тележки, велосипеды.

по устройству ходовой части

  • колёсные транспортные средства;
  • гусеничные транспортные средства;
  • транспортные средства на полозьях (например, сани).

Следы транспортных средств: обнаружение, виды и классификация. Значение проведения экспертизы в криминалистике

Криминалистика является важнейшей и практически значимой наукой, которая оказывает прямое воздействие на расследование преступлений. В систему криминалистики входит множество самых разнообразных экспертиз и исследований, которые интересны в изучении и анализе. Примером является исследование транспортных следов, так называемая трасологическая экспертиза. Мы обратим на нее внимание и отметим все детали ее проведения, а также классификацию.

Понятие трасологической экспертизы

Это один из наиболее распространенных видов экспертиз в криминалистике. Под трасологическим исследованием понимается исследование следов преступления лицом, которое обладает специальными знаниями в области науки, техники, искусства. При этом в результате исследования формируется заключение, которое в дальнейшем можно использовать как доказательство по делу. Существует множество видов такой экспертизы:

  1. Дактилоскопическая – следы пальцев рук и ног.
  2. Экспертиза зубов человека.
  3. Исследование следов одежды или некоторых ее элементов.
  4. Экспертиза пломб и пробок.
  5. Экспертиза следов животных.
  6. Экспертиза следов транспортных средств.

Наиболее подробно мы расскажем о последнем виде.

Что такое транспортные следы?

Виды следов

В науке криминалистике под следами транспортных средств понимаются те следы, которые передают внешний облик и строение определенной части транспорта. Это может быть кузов, протектор, борт или что-то иное. Также следы могут указывать на часть, которая отделилась от целого транспорта. Обратим внимание, что к следам относятся и вещества, которые необходимы для нормальной работы машины. Это тормозная жидкость, какие-либо смазочные масла, тосол и многое другое. Наиболее распространенным на месте происшествия является след колес.

Значимость обнаруженных следов

Авария дорожнотранспортная

Исследование следов транспортных средств имеет большое значение в практической работе, оно оказывает влияние на процесс доказывания и полноту собранных обстоятельств дела. Прежде всего с помощью исследования можно определить:

  1. К какой группе транспортных средств относится след. Анализируется и устанавливается марка машины, вид, модель.
  2. Установить соответствие между конкретным транспортом по обнаруженным следам и отделившимся от него частям и деталям.
  3. Установить наличие неполадок и неисправность некоторых частей и механизмов транспорта.
  4. Природа и характер повреждений, которые образовались на транспортном средстве в результате происшествия.
  5. Некоторые обстоятельства дела, которые могут иметь большое значение для дела. Это скорость транспорта, расположение его по отношению к другим машинам в момент столкновения, размеры и площадь перевозимого груза, а также многое другое.

Как мы видим, следы транспортных средств могут многое сказать о сути произошедшего, сформировать доказательственную базу.

Признаки определения направления движения автомобиля

а) при езде по сыпучему грунту частицы последнего разлетаются по бокам следа в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения;

б) при переезде луж направленность движения определяется по следу влаги, сходящему на нет;

в) капли ГСМ, а также тормозной жидкости, воды, тосола, падающие с движущегося автомобиля, приобретают заостренную форму и обращены узким концом в сторону движения;

г) рисунок протектора типа “елочка” должен быть обращен открытой частью в сторону движения;

д) при езде по траве ее стебли будут примяты по направлению движения;

е) камень, вдавленный шинами в грунт, будет иметь зазор в лунке со стороны направления движения;

ж) след торможения вначале менее насыщен (меньше интенсивность его окраски), чем в конце торможения;

з) лежащие поперёк дороги ветки, палочки, прутики при переезде через них транспортным средством ломаются и своими концами указывают направление движения.

Следы волочения возникают в тех случаях, когда автомашина совершает наезд на человека или на какой-либо предмет и протаскивает его за собой. На дороге остаются динамические следы волочения в виде смазанных полос. Исследование этих следов позволяет судить о характере происшествия, о том, где произошел наезд и т.д

Фиксация и изъятие следов транспортных средств

Обнаруженные следы транспортных средств на месте происшествия должны быть подробно описаны в протоколе осмотра, в котором указываются:

  • вид следов (объемные, поверхностные, торможения, юза и т.п.) и их расположение по отношению к другим неподвижным объектам;
  • вид и особенности следовоспринимающей поверхности (например, сухое асфальтовое покрытие, глина, песок, снег и т.д.);
  • количество и взаимное расположение следов, образованных разными колесами одной автомашины, и результаты их измерений (размер колеи, базы);
  • место расположения, длина и степень выраженности следов торможения, если они обнаружены;
  • размеры следов шин (их длина, ширина отпечатков беговой дорожки, глубина объемных следов и т.д.);
  • рисунок протектора, отображенный в следах, и размеры основных его элементов;
  • наличие, расположение, форма и размеры хорошо выраженных индивидуальных особенностей шины, отображенных в следах;
  • расстояние между двумя отпечатками одной и той же особенности следа (дефекты покрышки);
  • признаки, указывающие на направление движения автомашины;
  • способы дополнительной фиксации и изъятия следов, примененные при осмотре, и перечень материалов, прилагамых к протоколу;
  • как упакованы изъятые следы.

Кроме перечисленных пунктов в протоколе могут быть указаны и другие данные, имеющие важное значение для конкретного дела.

При фотографировании следов транспортных средств производится узловая и детальная съемка. При узловой съемке следы шин фотографируются на фоне окружающей обстановки, при детальной — фотографируются отдельные фрагменты с отобразившимися в них особенностями. Около следа укладывается масштабная линейка или лента.

Обязательно должны быть сфотографированы по крайней мере три элемента следов транспортных средств:

  • колея на том участке, где она наиболее отчетливо видна;
  • рисунок протектора в том месте, на котором наиболее отчетливо заметны его индивидуальные особенности;
  • отдельные признаки, отображающие частные идентификационные особенности шин или других частей автомашины.

С объемных следов транспортных средств могут быть изготовлены слепки. Техника изготовления слепков с помощью раствора гипса та же, что и в случаях копирования следов ног. Специфика здесь состоит в том, что иногда приходится производить заливку следов, относительно больших по длине. Поэтому след шины предварительно разделяют на участки длиной 40—50 см тонкими перегородками из стекла, фанеры, картона и т.п., вдавливая их в след. Затем производится заливка гипсовым раствором. Поверхностные следы шин (следы наслоения) копируются с помощью листа резины, предварительно зачищенной наждачной бумагой, фотобумаги, липких пленок.

Фиксирование следов

Дорожная авария

При выезде на место происшествия следователь составляет протокол осмотра места. В нем описывается расположение следов по отношению к другим объектам, четко устанавливаются границы. Детально описывается характер и размеры найденного следа. При этом производится фотосъемка. В криминалистике существует несколько видов фотографирования. Главное требование – это детальность и подробность, а также четкость фотографии. На место происшествия выезжает не только следователь, но и вся оперативная группа, в числе которой находится также эксперт. Оценивая обстановку, он принимает решение о необходимости дополнительной фиксации следа.

То есть основной метод фиксации – это производство фотосъемки, с помощью которой происходит последующая оценка и экспертиза следа. Также существует такой способ, как слепок. Он изготавливается из раствора гипса, наносится на след и в дальнейшем передает след транспорта в реальных масштабах. Нюанс заключается в том, что такой раствор можно заливать только на небольшие расстояния – не более 40-50 см. С этой целью, если след большой, его предварительно делят на несколько участков. Деление на секторы происходит с помощью стекла, фанеры, которые вдавливаются в структуру следа. Каждый из них в дальнейшем отдельно фиксируется.

Если есть следы шипов шины, то копирование происходит с помощью резинового листа, предварительно он зачищен наждачной бумагой, используется фотобумага и липкая пленка. Данный процесс является очень важным, поэтому используется помощь специалистов и экспертов.

Виды по типу транспорта, оставившего след

Транспортное средство и следы от него

Классификация следов транспортных средств в теории является весьма многогранной, существует много оснований, по которым следы делятся на виды. Наиболее распространенным основанием является тип транспорта, который оставил след. В данном делении выделяются следы:

  1. Нерельсового транспорта, например, автомобиль, троллейбус, автобус, мотоцикл.
  2. Путевого транспорта, например, сани, повозки.
  3. Устройств, которые перемещаются за счет физической силы, это велосипеды, санки, тележки.
  4. Рельсового транспорта, например, метро, трамвая, поезда.

Как мы видим, эта классификация является весьма обобщенной и многосторонней. В свою очередь каждый, вид делится еще на несколько видов.

Вопросы эксперту

Железнодорожная авария

Проводя исследование следов транспортных средств, эксперт отвечает на те вопросы, что были поставлены следователем в постановлении о производстве исследования. К таким вопросам, как правило, относятся:

  1. Каким видом, моделью машины оставлен данный след?
  2. Какая модель шины могла оставить такой след, а также какое колесо было на транспорте?
  3. В каком направлении двигался объект, в каком месте произошло столкновение? Под каким углом это было, каково взаимное расположение?
  4. Оставлены ли эти следы данным транспортным средством (если следователем найдено предположительное транспортное средство)?
  5. Не образованы ли найденные следы данным средством?

И многие другие вопросы, которые ставятся в зависимости от ситуации и характера следа. В постановке вопросов следователь может не справиться, формулируя их нечетко. С этой целью используется помощь специалистов.

Значение экспертизы

Экспертиза следов транспортных средств в науке криминалистике называется транспортно-трасологическим исследованием. Оно имеет огромное значение, ведь независимо от того, каков характер происшествия, следы транспорта встречаются очень часто. В современном мире никто не обходится без транспорта, будь то личный, рабочий или общественный. Именно поэтому проведение экспертизы позволит определить обстоятельства дела, сузить и детализировать процесс расследования, сформировать предмет и пределы доказывания. Это говорит о том, что нужно постоянно развивать и совершенствовать данную область знаний, это позволит проводить наиболее результативно и продуктивно трасологическую экспертизу.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий