Сколько стоит кислородный датчик

Первые признаки неисправности лямбда-зонда или как проверить датчик кислорода

О том, что такое лямбда зонд и для чего он нужен, к сожалению, знают далеко не все автовладельцы. Лямбда зонд — это кислородный датчик, который позволяет электронной системе контролировать и балансировать правильное соотношение воздуха и бензина в камерах сгорания. Он способен своевременно исправить структуру топливной смеси и предупредить дестабилизацию рабочего процесса двигателя.

Этот достаточно хрупкий прибор находится в очень агрессивной среде, поэтому его работу необходимо постоянно контролировать, так как при его поломке дальнейшее использование автомобиля невозможно. Периодическая проверка лямбда зонда станет гарантом стабильной работы автотранспортного средства.

Сколько стоит датчик кислорода (лямбда-зонд) на Ладу Приору

Сколько стоит датчик кислорода (лямбда-зонд) на Ладу Приору

Автомобили марки Лада Приора оснащаются датчиками кислорода. Когда такая деталь выходит из строя, ее лучше сразу менять. В России датчик кислорода на машину марки Лада Приора продается за 500-4310 рублей.

Назначение

Данный датчик оценивает процент кислорода в смеси отработанных газов. Лямбда зонд помогает выявить как «обогащение»- явление насыщения топливно-воздушной смеси воздухом, так и «обеднение»- обратное явление. Оба этих процесса крайне нежелательны, поэтому необходимо, чтобы датчик кислорода не только присутствовал, но и правильно функционировал.

Так же датчик служит для снижения вредных выбросов в окружающую среду. С появлением ЕВРО-стандартов, к автомобилям стали предъявлять жесткие требования токсичности, а ДК предназначен, для контроля отработанных газов выпускаемых автомобилем в процессе работы.

Принцип действия лямбда зонда

Основной задачей лямбда зонда является определение химсостава выхлопных газов и уровня содержания в них молекул кислорода. Этот показатель должен колебаться в пределах от 0,1 до 0,3 процентов. Бесконтрольное превышение этого нормативного значения может привести к неприятным последствиям.

как устроен лямбда зонд

При стандартной сборке автомобиля, лямбда зонд монтируется в выпускном коллекторе в области соединения патрубков, однако, иногда бывают и другие вариации его установки. В принципе, иное расположение не влияет на рабочую производительность данного прибора.

Сегодня можно встретить несколько вариаций лямбда зонда: с двухканальной компоновкой и широкополосного типа. Первый вид чаще всего встречается на старых автомобилях, выпущенных в 80-е годы, а также на новых моделях эконом-класса. Датчик широкополосного типа присущ современным авто среднего и высшего класса. Такой датчик способен не только с точностью определить отклонение от нормы определенного элемента, но и своевременно сбалансировать правильное соотношение.

Благодаря усердной работе таких датчиков существенно повышается рабочий ресурс автомобиля, снижается топливный расход и повышается стабильность удержания оборотов холостого хода.

С точки зрения электротехнической стороны, стоит отметить тот момент, что датчик кислорода не способен создавать однородный сигнал, так как этому препятствует его расположение в коллекторной зоне, ведь в процессе достижения выхлопными газами прибора может пройти определенное количество рабочих циклов. Таким образом, можно сказать, что лямбда зонд реагирует скорее на дестабилизацию работы двигателя, о чем он собственно впоследствии и оповещает центральный блок и принимает соответствующие меры.

Что за деталь и за что она отвечает

Датчик кислорода на Ладу Приору — прибор, показывающий остаточное давление кислорода в выхлопной системе. Еще называется лямбда-зонд. Располагается в выпускной системе около катализатора. Необходим для того, чтобы горючая смесь была максимально эффективной для функционирования силового агрегата, а количество вредных выбросов в окружающую среду было минимальным. Делает автомобиль мощным и экологичным. Но, как и любая деталь, датчик кислорода со временем изнашивается. Это приводит к таким изменениям в работе машины:

  • Падает тяга.
  • Ухудшается динамичность.
  • Увеличивается расход горючего.
  • Появляется нестабильный холостой ход.
  • Повышается токсичность выхлопа.

Устройство

Датчик кислорода состоит из следующих элементов:

  • Чувствительный керамический наконечник
  • Защитный колпачок с прорезями для выхлопных газов
  • Контактная пластина
  • Нагревательный элемент
  • Контакт нагревателя
  • Изолирующая втулка
  • Корпус датчика
  • Соединительные выводы

Факторы, влияющие на стоимость

Во сколько обойдется покупка лямбда-зонда на Ладу Приору, сказать сложно. Дело в том, что на цену такого устройства влияет целый ряд факторов. Среди основных из них:

  1. Вид по материалу изготовления, конструкционным особенностям.
  2. Техническое состояние.
  3. Фирма-производитель, ее известность и репутация.
  4. Место совершения покупки.
  5. Необходимость доставки лямбда-зонда.
  6. Наличие действующих скидок.

Зачем нужен датчик лямбда-зонд?

Контроль за содержанием воздуха позволяет определять количество несгоревшего кислорода. В двигатель внутреннего сгорания (ДВС) подается топливно-воздушная смесь, которая после сгорания превращается в выхлопные газы. Если в них содержится повышенный уровень кислорода, значит соотношение смеси неверное — топлива меньше, чем нужно и не весь кислород сгорел.

Вся система контроля подачей топлива регулируется электронным блоком управления (ЭБУ). Кроме датчика кислорода в неё входят датчик абсолютного давления и датчик массового расхода воздуха (расходомер), расположенный в патрубке за воздушным фильтром.

ЭБУ суммируя полученную информацию от уровней воздушной смеси на входе и выходе двигателя регулирует подачу топлива и угол зажигания, позволяя добиться максимального КПД узла. Таким образом в автомобиле организована схема обратной связи управления воздушно-топливной смесью. Впоследствии, производители стали устанавливать сразу два кислородных датчика. Другой лямбда-зонд ставится сразу на выходе катализатора для получение более точных данных. Если этот датчик сломается или будет показывать некорректные показатели, то срок работы катализатора существенно сократится. А катализатор — вещь дорогая и установка нового узла обойдется в круглую сумму. Подробнее о замене катализатора мы писали в этой статье.

где находится лямбда зонд

Места установки кислородного датчика

Датчики лямбда-зонда бывают двух типов:

  • с подогревом
  • без подогрева

Дело в том, что конструктивно кислородный датчик представляет собой гальванический чувствительный элемент с керамическими изолятором и наконечником. Химические процессы провоцируют протекание тока, который усиливаясь отправляются в ЭБУ. Однако, химические реакции протекают только при температуре корпуса не менее 300 градусов. Поэтому обычный датчик без подогрева не работает сразу после запуска двигателя. Чтобы отрегулировать уровень кислорода на “холодную” нужно устанавливать датчик с подогревом. Нагревательный элемент позволяет быстрее нагреть датчик до нужной температуры. Работает от бортовой электросети. Напряжение питания — 12 Вольт.

Что будет если лямбда-зонд сломается?

Поломка кислородного датчика приводит к:

  • повышенному расходу топлива
  • увеличение токсичности выхлопных газов (и как следствие, скорому выходу из строя нейтралитического катализатора)
  • плохой отклик на педаль акселератора
  • двигатель начинает троить на холостых оборотах

Как видите, датчик остаточного кислорода напрямую влияет на управление автомобилем. Поэтому при появлении первых симптомов обращайтесь в автосервис за его диагностикой.

Электронная проверка лямбда зонда

Узнать о состоянии лямбда зонда можно путем его проверки на профессиональном оборудовании. Для этого используется электронный осциллограф. Некоторые специалисты определяют работоспособность кислородного датчика при помощи мультиметра, однако, он способен только констатировать или же опровергнуть факт его поломки.

проверка лямбда зонда на электронном осциллографе

Проверяется устройство во время полноценной работы двигателя, так как в состоянии покоя датчик не сможет полностью передать картину своей работоспособности. В случае даже незначительного отхождения от нормы, лямбда зонд рекомендуется заменить.

Разновидности устройства

Есть в продаже такие кислородные датчики:

  • Циркониевые. Это узкополосные устройства. Корпус выполнен из стали. Имеется керамический блок с напылением диоксида циркония. Сверху расположены платиновые тонкие пластины, генерирующие электроток. Такие аппараты функционируют при температуре 300-350 градусов. Поскольку цирконий легкоплавкий, газы не подогреваются.
  • Широкополосные. Имеют две дополнительные ячейки, которые выполняют ряд важных функций. Отличаются более высоким качеством замеров, долгим сроком службы. Могут быть на титановой или циркониевой основе.
  • Титановые. В конструкционном плане похожи на циркониевые. Но напыление сделано на основе диоксида титана. Титан тугоплавкий. Поэтому на такие лямбда-зонды устанавливается нагревательный элемент. Он повышает температуру газов. Это дает возможность получать точные значения для газовой смеси. Титановые датчики служат дольше циркониевых.

В зависимости от страны выпуска лямбда-зонд может быть:

  • Импортным (производства зарубежной компании).
  • Отечественным (российской фирмы-изготовителя).

По заводу-изготовителю датчик кислорода для Лады Приоры может быть:

  1. Неоригинальным (любой компании, кроме АвтоВАЗ).
  2. Оригинальным (производства АвтоВАЗ).

В зависимости от состояния устройство может быть таким:

  • Новым.
  • Бывшим в эксплуатации.

По месту покупки лямбда-зонды бывают:

  1. Взятыми на местном рынке автомобильных товаров.
  2. Приобретенными на авторазборке.
  3. Заказанными в онлайн-компании.
  4. Купленными в магазине автозапчастей города.
  5. Взятыми у частного лица.
  6. Приобретенными на складе завода-производителя автодеталей.

Какое должно быть сопротивление у лямбда-зонда?

В данном случае речь может идти о сопротивлениях в сигнальной или нагревательной цепях. В сигнальной цепи значения сопротивления варьируются от 2 до 10 Ом. Превышение показателя ЭБУ воспримет как обрыв цепи. В нагревательной цепи сопротивление будет порядка 10 МОм. Не забывайте, в обоих случаях меряем сопротивление относительно “массы”.

схема включения лямбда зонда

Вариант схемы подключения

Расположение

В модели автомобиля ВАЗ-2115 доступ к лямбда зонду можно получить лишь забравшись под днище машины. При ремонте или же профилактике чаще всего используют смотровую яму. Также можно воспользоваться придорожной эстакадой, гидравлическим подъёмным механизмом. Расположен кислородный датчик на выхлопной трубе между муфтой выпускного коллектора и резонатором.

Следует отметить, что из-за своего расположение датчик часто подвержен коррозии из-за высокой температуры и постоянного контакта с водой. Это приводит к частым проблемам при попытках вывернуть его из посадочного места. Довольно часто датчик обламывается, тем самым доставляя немало хлопот.

Замена лямбда зонда

В большинстве случаев такая деталь, как лямбда зонд не подлежит ремонту, о чем свидетельствуют утверждения о невозможности произведения ремонта от многих автомобильных производителей. Однако, завышенная стоимость такого узла у официальных дилеров отбивает всякую охоту его приобретения. Оптимальным выходом из сложившейся ситуации может стать универсальный датчик, который стоит гораздо дешевле родного аналога и подходит практически всем автомобильным маркам. Также в качестве альтернативы можно приобрети датчик бывший в использовании, но с продолжительностью гарантийного периода или же полностью выпускной коллектор с установленным в него лямбда зондом.

замена лямбда зонда

Однако, бывают случаи, когда лямбда зонд функционирует с определенной погрешностью из-за сильного загрязнения в результате оседания на нем продуктов сгорания. Для того чтобы убедиться, что это действительно так, датчик необходимо проверить у специалистов. После того как проверка лямбда зонда состоялась и подтвержден факт его полной работоспособности, его нужно снять, почистить и установить обратно.

Для того чтобы демонтировать датчик уровня кислорода, необходимо прогреть его поверхность до 50 градусов. После снятия, с него снимается защитный колпачок и только после этого можно приступать к очистке. В качестве высокоэффективного очищающего средства рекомендуется использовать ортофосфорную кислоту, которая с легкостью справляется даже с самыми стойкими горючими отложениями. По окончании процедуры отмачивания, лямбда зонд ополаскивается в чистой воде, тщательно просушивается и устанавливается на место. При этом не стоит забывать о смазке резьбы специальным герметиком, который обеспечить полную герметичность.

как очистить лямбда зонд

Устройство автомобиля очень сложное, поэтому он нуждается в постоянной поддержке работоспособности и проведении своевременных профилактических работ. Поэтому в случае возникновения подозрений о неисправности лямбда зонда, необходимо незамедлительно произвести диагностику его работоспособности и в случае подтверждения факта выхода из строя, заменить лямбда зонд. Таким образом, все важнейшие функции транспортного средства будут сохранены на прежнем уровне, что станет гарантом отсутствия дальнейших проблем с двигателем и прочими важными элементами автомобиля.

Ориентировочные цены

На территории России новый лямбда-зонд на авто Лада Приора можно взять за 1120-4310 рублей. Цены на такие детали от разных производителей приведены ниже.

Номер детали Бренд Страна выпуска Стоимость в рублях
0258006537 Bosch Германия 2770
21074-3850010-00 SM-TECH Россия 1990
K28122177 HENSHEL Германия 1120
DOX-0150 DENSO Нидерланды 4310
570023 ERA Италия 1870
20-00022-SX STELLOX Германия 1700
1628 NGK Япония 2440

NGK 1628, цена — 2 440 руб.NGK 1628, цена — 2 440 руб.

Бывший в использовании датчик кислорода можно приобрести за 500-800 рублей. За доставку такого устройства придется заплатить около 250-300 рублей.

Признаки неисправности

Существует несколько базовых признаков, благодаря которым можно достаточно быстро и легко определить правильно ли функционирует и функционирует ли вообще лямбда зонд в автомобиле модели ВАЗ-2115. И так признаки:

  • Проседание холостых оборотов (дисфункция кислородного датчика влечёт за собой неспособность оборотов держаться на одном уровне на холостом ходу; как правило, обороты значительно проседают; в первую очередь, это вызвано тем, что подаётся недостаточное для стабильной работы мотора на холостом ходу обеднённая смесь).
  • Снижение мощности двигателя (обеднение смеси приводит не только к проблемам с оборотами на холостом ходу, но и к понижению мощности двигателя; в таких случаях автомобиль плохо едет на подъём, слабо разгоняется).
  • Повышенный расход топлива (нарушение в работе кислородного датчика порой способно приводить к значительному увеличению расхода топлива вплоть до 30%; визуально выхлопы более тёмные по сравнению с нормальной работой, а также отчётливо пахнут бензином; чрезмерное обогащение смеси легко определить, благодаря свечам: на них появляется чёрный налёт).
  • Неравномерное движение при ускорении (в случае возникновения неисправности в лямбда зонде, автомобиль становится не способен набирать скорость быстро и равномерно; возникают частые и резкие рывки).

Советы по выбору

На рынках и в специализированных магазинах продавцы предлагают много датчиков кислорода, подходящих для Лады Приоры. Лучше покупать и устанавливать оригинальную новую запчасть. Она имеет большой ресурс и служит долго. К тому же на нее дается гарантия. Подбирать лямбда-зонд рекомендуется по VIN-номеру. Это проще и быстрее всего. Если вин-код неизвестен, тогда необходимо сообщить продавцу марку и год выпуска машины, объем мотора и мощность. По этим данным специалист сможет подобрать подходящую запчасть. Если не выходит приобрести оригинал, стоит рассмотреть аналоги от проверенных фирм. Хорошие датчики для Лады Приоры выпускают STELLOX, HENSHEL, Bosch.

Если было принято решение экономить и покупать б/у устройство, тогда стоит ответственно подойти к выбору. Искать лямбда-зонд следует среди частных объявлений. Автомобилисты могут дешево продавать датчик кислорода в отличном состоянии. Рекомендуется договариваться с продавцом о возможности возврата детали, если она вдруг не подойдет.

Как проверить исправность датчика

Проверка датчика, как правило, проводится при заведённом двигателе. Существует несколько, подходящих для автомобиля ВАЗ-2115 способов проверки исправности датчика:

  1. С помощью тестера (в таком случае необходимо определить напряжение, а также сопротивление; щупы необходимо присоединить к соединительным выводам и провести измерения в разных режимах работы двигателя внутреннего сгорания).
  2. С помощью диагностического прибора или сканера ЕЛМ 327 с установленной программой «OpenDiag» на смартфон.
  3. Осциллографом (Преимущество данной проверки состоит в том, что она позволяет определить скорость изменения напряжения, которая в исправном приборе не должна превышать 0.2-0.3 секунды.)

Если результат измерений хотя бы одним из приборов показал значительное отклонение от нормы, то кислородный датчик необходимо почистить или же заменить.

Распиновка лямбда-зонда

Технически датчики разделяются на:

  • бинарные
  • широкополосные

Бинарные кислородные датчики относятся к старым моделям лямбда-зондов. Бинарными они называются потому что имеют всегда два состояния. Напряжение на сигнальном выходе будет меняться от 0 В до 0,9 В. Осциллограмма бинарного датчика напоминает синусоиду, где перепады значений говорят о постоянном изменении концентрации кислорода в выхлопных газах — богатая / бедная смесь. Широкополосный датчик кислорода имеет в своем составе микроконтроллер и насос, благодаря которым он отслеживает состояние смеси постоянно, а не только в крайних положениях.

Ниже приведены распиновки для титановых и циркониевых датчиков.

лямбда зонд распиновкараспиновка для циркониевых датчиков лямбда зонд распиновкараспиновка для циркониевых датчиков распиновка для титановых датчиков

Как видите, роль лямбда-зонда в работе автомобиля велика — от него зависит устойчивость работы ДВС и срок эксплуатации катализатора. При первых признаках неисправности, обращайтесь в наш автосервис. СТО “Глушачок” специализируется на ремонте выхлопных систем. Мы работаем ежедневно с 10 до 20. Примеры наших работ можете посмотреть в соответствующем разделе. Звоните или оставьте заявку!

А вот видео, на котором доходчиво объясняют суть работы кислородного датчика:

Стоимость

Стоимость оригинального кислородного датчика Bosch 0258005133, как правило, варьируется от 2000 до 3000 российских рублей, что весьма недешево, так же следует отметить, что цена зависит от региона покупки, магазина, а так же производителя самой детали. На рынке можно встретить множество неоригинальных запчастей имеющих ценник до 1500 рублей.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий