Проект европа западный китай

Изнанка шёлкового пути: когда достроят автомагистраль Европа — Западный Китай?

Около 700 лет Великий шёлковый путь был практически единственной связью между Востоком и Западом. Караванный маршрут утратил актуальность только к XV веку в связи с развитием морского сообщения.

На морские перевозки до сих пор приходится 98% мирового грузооборота, оставшиеся 2% делят между собой авиация, железные дороги и автомобильный транспорт. Около 80% грузооборота между Россией и Китаем также проходит по морю. Никакой другой вид транспорта не способен справиться с таким же объёмом грузов, и это самый дешёвый способ доставки товаров. Однако с ростом товарообмена между Европой и Азией в XXI веке зародилась идея возрождения Великого шёлкового пути — сети автодорог, которые позволят доставлять грузы из Китая в Европу быстрее, чем по морю.

мирового грузооборота приходится на морские перевозки

Тема очень актуальная. По данным Eurostat, в 2020 году КНР обошла США в объёмах товарообмена с Евросоюзом и стала крупнейшим торговым партнёром ЕС. Общий объём торговли составил 586 млрд долларов, экспорт из стран Европейского Союза в Китай вырос на 2,2%, а импорт ЕС из Китая — на 5,6%.

Западные санкции сместили фокус с внешнеэкономических связей России на страны АТР, в первую очередь на Китай. На КНР приходится более трети российского импорта легковых машин, оборудования и транспортных средств, 15% химических товаров, 36% текстильных изделий и обуви и около половины кожевенного сырья. По данным Росавтотранса, в 2018 году объём перевозок между Россией и Китаем увеличился на 17% и превысил 2,8 млн тонн, 77% грузов доставлено по автодорогам.

С ценовым преимуществом морских перевозок начинают спорить не менее важные факторы: скорость и регулярность перевозок, гарантированная доставка точно в срок, возможность доставить груз в любую точку.

Открытие автотранспортного коридора Европа — Западный Китай существенно сократит скорость: время в пути по автомагистрали составит не более 10 суток. Для сравнения: время в пути по Транссибу составляет 14 суток, морем через Суэцкий канал — 45. Время экономит деньги — стоимость тонно-километра груза станет конкурентной в сравнении с железнодорожным и даже морским транспортом. Доставка при этом будет осуществляться от склада до склада.

Крутой поворот В России построят мегатрассу из Европы в Азию и сэкономят миллиарды рублей

Российское правительство готово поставить точку в вопросе строительства спорной мегатрассы из Москвы в Казань. Дорога длиной более 700 километров и стоимостью порядка 540 миллиардов рублей целый год «ссорила» между собой Минфин, Минэкономразвития и Минтранс. Ведомства не могли договориться о том, стоит ли прокладывать новую, но баснословно дорогую дорогу, или же лучше просто реконструировать старую трассу М7 за меньшие деньги. Спор зашел так далеко, что под угрозой оказались сроки сдачи проекта. Однако в сентябре в правительстве наконец смогли прийти к компромиссу и не только договорились о варианте трассы, но даже придумали способ сэкономить миллиарды рублей. Мегапроект международного масштаба — в материале «Ленты.ру».

Западная Европа-Западный Китай: на карте

Стратегическим направлением в развитии всемирного автомобильного сообщения является дорога Западная Европа – Западный Китай. Это грандиозный по своим масштабам проект, призван наладить сухопутную связь и увеличить товарооборот между Поднебесной и западноевропейскими государствами. По влиянию на развитие двух континентов, строительство этой трассы можно сравнить с возведением объектов вроде Транссибирской автомобильной магистрали, стратегического Суэцкого канала или подводного тоннеля под проливом Ла-Манш.

Хочешь разбогатеть — построй дорогу

Эта китайская пословица показала себя в деле: за 10 лет административный центр Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая в Урумчи превратился из заштатного посёлка в глухой провинции в современный город с населением 4 млн человек благодаря соседству с железной дорогой, соединяющей Китай с Казахстаном.

Международная транспортная магистраль Европа — Западный Китай (МТМ ЕЗК) соединит китайский порт Ляньюньган на Жёлтом море с российскими морскими воротами на Балтике — Санкт-Петербургом. Длина нового коридора составляет 8461 километр, 3425 километров из которых приходится на Китай, 2787 — на Казахстан и 2233 — на Россию.

Рост объёмов автоперевозок между РФ и Китаем обещает значительный экономический эффект от МТМ ЕЗК. ГК «Автодор» прогнозирует рост грузооборота в российском сегменте до 2,1 млрд тонн к 2045 году в сравнении с 935 млн тонн 2014 году. Также ожидается, что доля международного транзита вырастет с 10 до 16%. Наиболее высока вероятность переключения на автомобильные перевозки у товаров с высокой добавленной стоимостью, в том числе продуктов питания, ширпотреба, автомобилей и комплектующих, а также машин и оборудования.

Помимо пропуска транзитного трафика у нового инфраструктурного проекта есть не менее важное назначение: он свяжет сетью современных дорог экономически развитые регионы России. Опорный проект ЕЗК магистраль М-12 Москва — Казань будет обслуживать в первую очередь внутренний грузовой и пассажирский трафик московской агломерации, Нижегородской и Самарской областей, Татарстана и Башкирии. Значительная часть нагрузки отводится на экспортные и импортные грузы, и только в третью очередь прогнозные объёмы перевозок обеспечит международный транзит.

По мнению премьера РФ Михаила Мишустина, проект даст регионам импульс к ускоренному развитию. «Суммарный прирост внутреннего регионального продукта на этих территориях составит более 500 млрд рублей к 2050 году», — процитировал «Эксперт» выступление премьер-министра на совещании по строительству международного транспортного коридора, которое провёл в ОЭЗ «Алабуга».

Восточный разворот

В правительстве выходят на финишную прямую в обсуждении параметров строительства скоростной автомобильной трассы Москва — Казань. Дорога, которая одновременно является частью международного инфраструктурного мегапроекта по строительству транспортного коридора «Европа — Западный Китай» и нацпроекта Комплексный план модернизации и развития инфраструктуры, активно обсуждается уже год.

Первоначально трасса являлась только частью маршрута из Китая в страны Европы через Казахстан и Россию. Идея о транспортном коридоре возникла еще в середине 2000-х на фоне роста объемов торговли между КНР и ЕС. Россия подключилась к инициативе «Европа — Западный Китай» в 2008 году, когда подписала меморандум с Казахстаном, предполагающий развитие транспортного коридора. В 2015-м во время визита президента России Владимира Путина в Китай Москва пришла к соглашению и с Пекином. В то время предполагалось, что международный транспортный коридор запустят уже в 2023 году.

Смена маршрута

Россия и Казахстан подписали ещё в 2008 году меморандум о создании международной автомагистрали Европа — Западный Китай. В 2015 году главы России и КНР заключили договор о совместном участии в проекте «Один пояс и один путь». Вскоре Китай объявил о создании Фонда развития Шёлкового пути. В том же 2015 году российский «Автодор» и Банк развития Китая подписали меморандум о финансировании проекта.

К 2013 году Минтранс и «Автодор» определились с маршрутом российской части коридора. Было решено, что он начнётся в Саргачине на границе с Казахстаном, пройдёт по территории Оренбургской области, республик Башкортостан и Татарстан по новой магистрали Казань — Оренбург взамен существующей Р239. Следующий участок — новая автотрасса Казань — Нижний Новгород — Москва. За Москвой маршрут разделится на два направления — в Санкт-Петербург по М-10 и новой М-11 и в Беларусь — по дороге М-1. Однако в 2016 году правительственная комиссия по транспорту решила проложить маршрут через самарско-тольяттинскую агломерацию. К этому времени Башкортостан и Оренбургская область уже инвестировали в проект 402 млн рублей.

В 2018 году был опубликован новый «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в РФ», в котором была поставлена задача открыть сквозное движение по маршруту к 2024 году. Из-за сжатых сроков конфигурацию трассы пришлось упростить: новую магистраль решили строить от Москвы до Казани, а дальше реконструировать действующие автомобильные дороги в Ульяновской, Самарской, Оренбургской областях и Республике Чувашия, всего более 140 километров. Новое строительство ограничилось обходом Тольятти и новым мостом через Волгу длиной 3,7 километра.

В том же 2018 году впервые упомянут проект «Меридиан» — частная инициатива, задуманная как альтернатива автодороге между Казахстаном и Беларусью в обход крупных населённых пунктов. По плану трасса в 2000 километров начнётся в пограничном пункте Маштаково и пройдёт на 350—400 километров южнее основного маршрута по территории восьми российских областей: Оренбургской, Самарской, Саратовской, Тамбовской, Липецкой, Орловской, Брянской и Смоленской — будет предназначена только для грузового трафика и будет платной на всём протяжении.

Трассирование ЕЗК пересмотрели ещё раз в 2019 году; было решено, что ЕЗК пройдёт по ЦКАД и федеральной трассе М-11 «Нева». Трассу Москва — Казань разделили на четыре участка: Москва — Владимир и Канаш — Шали (южный обход Казани) будут построены к концу 2024 года, а Владимир — Арзамас и Арзамас — Канаш — только к концу 2027 года. До 2030 года планируется построить трассу Санкт-Петербург — Вологда — Казань в обход Москвы.

Материалы по теме

Полный отрыв

В правительстве ожидали, что реализация проекта позволит развивать грузовые перевозки внутри России, повысит уровень экономической связанности регионов и даст толчок их экономическому росту. Так, в непосредственной зоне прохождения российской части транспортного коридора «Европа — Западный Китай» проживает более 45 миллионов человек. Однако с учетом всех территорий, входящих в зону прохождения трассы, цифра возрастает до 62 миллионов, что составляет около 40 процентов населения страны. В октябре прошлого года трасса была включена в Комплексный план модернизации и развития инфраструктуры, считающийся тринадцатым нацпроектом, в результате чего сроки строительства дороги передвинулись на конец 2024 года. Однако в течение года после включения трассы в нацпроект окончательное решение по поводу ее параметров все еще не принято, и Минтранс, Минэкономразвития и Минфин продолжают спорить о маршруте, протяженности и стоимости строительства.

Подводим итог

Автомобильная дорога, соединяющая два континента и возрождающая Великий шелковый путь – это огромное достижение в развитии экономического потенциала всего человечества. Это грандиозный, по своим масштабам проект, который даст огромный толчок всем регионам, по просторам которых пройдет этот путь. Речь идет о создании совершенно нового пояса финансовой активности, в границах которого сформируется огромное количество предприятий промышленной, рекреационной и логистической отрасли, которые дадут новые рабочие места.

Проблемы и риски

Китай и Казахстан отчитались о завершении работ на своих территориях ещё в 2017 году. Оба партнёра ограничились реконструкцией существующей дорожной сети и подключением её к ЕЗК. По первоначальному плану Россия собиралась строить новые дороги, но отказалась от этого проекта из-за сжатых сроков реализации проекта. Тем не менее оговорённый соглашением стран — участниц Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) срок сдвинулся на 7 лет — с 2020 года на 2027-й.

Задержки в реализации проекта вызваны сразу несколькими факторами: менялся не только маршрут, но и экономическая модель. Изначально планировалось государственно-частное партнёрство в форме концессионных и долгосрочных инвестиционных соглашений, а также операторских контрактов на эксплуатацию, но дело кончилось возвращением к традиционной модели: подряду с финансированием за счёт бюджетных и заёмных средств.

В ведомственной целевой программе «Госавтодора» в рамках реконструкции дорог предусмотрено доведение нагрузки до 11,5 тонны на ось к 2030 году. Счётная палата РФ опасается, что в запуске М-12 в 2024 году есть риск её несоответствия плановым показателям. Дорогу придётся реконструировать на ходу, что потребует дополнительных инвестиций и сопряжено с ограничением движения на этом участке.

Что происходит сейчас?

Западный скоростной диаметр связал Большой морской порт Санкт-Петербурга с Кольцевой автомобильной дорогой и выходом на трассу М-11. Строительство 46,6 километра внутригородской магистрали началось в конце 2005 года, 4 декабря 2016 года объект сдан в эксплуатацию.

Второй объект — трасса М-11 Москва — Санкт-Петербург — частично готов и эксплуатируется: в декабре 2014 года открыт проезд в объезд подмосковных Химок, с сентября 2018 года пущено движение по участку объезда Клина и Солнечногорска. В Тверской области открыты проезды в обход Торжка с декабря 2017 года, в обход Вышнего Волочка — с ноября 2014 года, в Вышневолоцком и Бологовском районах Тверской области, Окуловском, Маловишерском и Новгородском районах Новгородской области — с июня 2018 года.

Следующий этап — третий пусковой комплекс ЦКАД. ЦКАД-3 проходит по Подмосковью параллельно федеральной трассе А-107 и соединяет платную автомагистраль М-11 Москва — Санкт-Петербург с трассой М-7 «Волга». Первый, третий, четвёртый и пятый пусковые комплексы ЦКАД в Московской области по плану должны быть готовы не позднее октября 2021 года. В отдельный проект выделен обход Балашихи, который станет платным дублёром федеральной трассы М-7 «Волга» на участке от МКАД до Московского большого кольца, где традиционно собираются километровые заторы.

В конце марта 2021 года министр транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Павел Саватеев объявил о подготовке к строительству четвёртого и шестого этапов скоростной магистрали М-12 Москва — Казань, дорожные службы начали расчищать территорию. В Самарской области продолжается строительство мостового перехода через Волгу с обходом города Тольятти. Действующая дорога в районе Тольятти идёт по узкой плотине Куйбышевской ГЭС. Здесь образуются пробки на 5—6 часов. Новый мост решит проблему.

После завершения основных строек для извлечения максимальной выгоды из ЕЗК потребуется организовать взаимодействие транспортно-логистических центров, межотраслевую кооперацию транспорта и промышленности, бизнес-структур и государства.

Второе дыхание

Разные оценки стоимости реконструкции трассы «Волга» вызвали споры в правительстве. Так, Минтранс полностью поддержал проект «Автодора» по строительству совершенно новой дороги. «Ее [М7] надо или реконструировать, или не реконструировать. Реконструкция М7 обойдется в 449 миллиардов бюджетных денег, строительство новой дороги будет стоить 312 миллиардов рублей бюджетных денег, плюс еще 216 миллиардов рублей внебюджетных денег. Бюджет потратит меньше (в случае строительства новой, а не реконструкции старой трассы — прим. «Ленты.ру»)», — сказал первый замминистра Иннокентий Алафинов в начале сентября. В Минфине приняли противоположную позицию, основываясь на данных независимого оценщика. В ведомстве предложили потратить только 120 миллиардов рублей на реконструкцию М7.

Максим Орешкин

В Минэкономразвития заняли промежуточную позицию в отношении реконструкции М7 и строительства новой трассы. В июле глава ведомства Максим Орешкин совершил поездку по трассе на форум моногородов из Москвы в Тольятти за рулем автомобиля. Основной целью поездки была как раз подготовка позиции ведомства для финального решения о выборе между строительством новой трассы или полной реконструкцией старой. По итогам автопробега министр заявил, что большая часть дороги в хорошем состоянии, но есть «узкие, не очень хорошие [места], честно скажу; в одном месте чуть колесо не пробили».

В августе Минэкономразвития представило собственный вариант проекта: в ведомстве предложили существенно сэкономить на строительстве новой трассы, но при этом и реконструировать М7. В министерстве предлагают построить новый скоростной платный участок от Москвы до Владимира с объездом последнего, а дальше частично реконструировать старую трассу. Например, в Минэкономразвития хотят расширить трассу до трех полос там, где их сейчас две, а также достроить объезды Гороховца, Нижнего Новгорода и Чебоксар. По оценке министерства экономического развития, проект в таком виде позволит сократить траты до 279 миллиардов рублей (то есть почти вдвое) и максимально эффективно использовать бюджетные ресурсы. Траты на строительство новых участков в рамках проекта составят 121 миллиард.

Открытый вопрос

Однако из-за изменения концепции проекта в пользу строительства новой трассы и реконструкции старой его параметры сильно меняются. Неназванный представитель Минтранса в конце сентября заявил, что план строительства до конца 2024 года собираются урезать втрое и вместо 729 километров трассы построить только 230 километров. Завершение проекта и вовсе хотят перенести на 2027 год. В таком виде программа позволит значительно сэкономить деньги — в новом исполнении до конца 2024 года она обойдется вместо 539 миллиардов рублей всего в 250 миллиардов.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий