Правила перевозки пассажиров автомобильным транспортом

Подробно о правилах перевозки пассажиров и багажа в автобусах

фото2

В последние почти десять лет действуют Правила перевозки пассажиров в городском наземном электрическом и в автомобильном транспорте.

В них прописаны правила обустройства автобусных остановок, автовокзалов, автостанций, где искать забытые вещи, что должно быть на передней панели в такси, на что можно рассчитывать, будучи пассажиром такого транспорта.

Глава 22 ПДД — Правила перевозки пассажиров автомобильным транспортом

Правилам перевозки пассажиров в ПДД отводится особое внимание, поскольку автомобиль всегда считался источником повышенной опасности. В этот раздел периодически вносятся изменения, особенно если возрастает смертность пассажиров в ДТП по тем или иным причинам. Требования, действующие при перевозке пассажиров, указаны в пункте 22 Правил.

Правила организации пассажирских перевозок: законы, особенности

Правила организации пассажирских перевозок: законы, особенности

Услуги, предоставляемые государством либо частными перевозчиками с целью перемещения пассажиров при помощи различных видов транспорта, называют пассажирскими перевозками. Они могут быть международными, междугородними, пригородными и внутригородскими.

Тема нашего сегодняшнего обсуждения: какие требования выдвигаются к пассажирским перевозкам, каковы особенности осуществления данного сервиса на различных видах транспорта.

Нормативные документы, регулирующие перевозку пассажиров

Действующее законодательство требует, чтобы к такому ответственному делу, как осуществление массовой перевозки пассажиров на автобусах, подходили с соблюдением всех установленных правил и нормативов.

А это означает, что вне зависимости от того, для каких перевозок – городских или междугородних – предназначен автобус, установленные правила относятся в равной степени как к водителям, так и к пассажирам.

Внимание! Действующие правила по осуществлению провоза пассажиров и багажа на автобусах состоят из следующих нормативных документов:

  • Федерального закона № №220, принятого 13.07.15 года. Он касается регулирования порядка перевозки людей автобусами, курсирующими по регулярным маршрутам,
  • постановления Правительства РФ от 14.02.02 года № 112 с поправками и дополнениями от 28.04.15 года, которым утверждены Правила провоза пассажиров и багажа в автобусном транспорте (далее – Правила),
  • ФЗ Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 N 259-ФЗ (далее – Устав).

Ространснадзор дополнительно может издавать приказы, утверждать инструкции, направлять письма в адрес перевозчиков, которыми регулировать деятельность транспортных компаний.

Поскольку жизнь не стоит на месте, то указанные нормативные акты постоянно изменяются, в них вносятся поправки и дополнения. Кроме того, каждый регион страны вправе принять свои нормативные акты в дополнение к существующим законам Федерального уровня.

Например, на рассмотрении Госдумы находится законопроект №985164-6, который касается изменений содержания статьи 3.1 Устава.

ДТП с участием автобуса.

Основные моменты

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Законодательной базой, регламентирующей правовую деятельность всех компаний, занимающихся этим бизнесом, является Постановление № 112 «Правила пассажирских перевозок автобусом».

Выполнение этих правил является обязательным для всех юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в этой области.

Правила утверждаются, вводятся в действие, отменяются Министерством транспорта РФ. Оно также обладает правом вносить изменения и дополнять их.

Кто попадает под категорию

В первую очередь должен быть гарантирован профессионализм водителей, осуществляющих перевозку пассажиров наземным путем. Это регулируется законом «О безопасности дорожного движения».
Предъявляются требования и к поведению пассажиров автобуса.

Во время поездки они становятся участниками дорожного движения, и их правильное поведение также обеспечивает безопасность.

Координированность действий транспортных работников и их клиентов, которые являются пассажирами, обеспечивает нормальную перевозку в автобусном транспортном средстве.

Соблюдение правил перевозок гарантирует не только сохранение здоровья и жизни пассажиров, но и отсутствие причинения вреда их имуществу.

Что сказано в законодательной базе

Постановлением Правительства РФ № 112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. В частности они определяют правила, которыми следует руководствоваться при пассажирских перевозках автобусом.

Главные требования предъявляются к профессиональным качествам водителя автобуса. Соответствие указанным требованиям контролируется законом «О безопасности дорожного движения». Определены требования, которые относятся к самому транспортному средству – его техническому состоянию.

Общие правила осуществления пассажироперевозок

Перевозка пассажиров является комплексом услуг, поскольку она предполагает, независимо от видов транспорта, выполнение следующих задач:

  • безопасное передвижение людей;
  • своевременное и комфортное предоставление услуги;
  • сохранность багажа граждан.

Эффективность процесса перевозки зависит в том числе и от качества выполнения следующих функций, возложенных на государственные лицензированные органы:

  • серьезной аналитической работы, включающей в себя корректировку маршрутных направлений с исследованием спроса и предложения, учет экономических показателей, изучение жалоб и предложений и так далее;
  • административных мер, как то: способствование организации водительского труда, повышение квалификации водителей и прочее;
  • технического содействия, под которым понимается организация эксплуатации транспортных средств, обслуживание пассажиров в специальных пунктах, предназначенных для их убытия и прибытия (вокзальные помещения, автостанции и т. д.), а также в пути, меры по обустройству остановок и тому подобное.

Малышев Сергей Петрович

Высадка и посадка пассажиров

Правила посадки и высадки пассажиров.

Водителю ТС следует производить высадку и посадку пассажиров лишь после полной остановки автомобиля. Начало движения допустимо только при полностью закрытых дверях.

Горячая линия с автоюристом.

Данное правило обязательно к исполнению, однако далеко не все водители его соблюдают, трогаясь с места еще тогда, когда пассажирская дверь транспортного средства открыта.

В данной ситуации идет нарушение не одного правила, поскольку до начала движения водитель ТС и пассажиры обязаны пристегнуться.

112-е Постановление Правительства РФ

Многие положения в отношениях дорожного движения можно определить в Федеральном законе 259-ФЗ от 08.11.2007 г. «Устав автотранспорта и городского наземного электрического транспорта» и в Федеральном законе 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» 1995 г.

Но прежде всего перевозка – это оказываемая услуга пассажиру. Значит, нужно опираться на Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г.

Какие основные правила

Сначала стоит запомнить, что центральные правила транспортировки граждан напрямую зависят от типа перевозки и моделей машин или автобусов, которые применяются для данной цели. Поэтому все актуальные нынче варианты классифицируются как:

  1. Регулярные. Осуществляются в соответствии с заранее продуманным и одобренным маршрутом и чётким графиком;
  2. Заказные. Происходят с помощью автомобилей, арендованных или нанятых согласно договору фрахтования;
  3. Такси. Выполняются на базе публичной сделки посредством принятия заказа – ст. 5 устава автотранспорта из закона №259.

В любом случае важно учесть, что перевозка обычно реализуется на основании соответствующего соглашения (п. 1 ст. 784 ГК РФ) – стандартный образец обслуживания пассажиров и багажа (образец). Получается, что единые требования сводятся к пунктам, которые гласят, что:

  • шофёр может начинать движение, только убедившись, что соблюдены все условия безопасности пассажиров (п. 22.4 постановления № 1090);
  • начало езды допустимо исключительно при закрытых дверях, когда как открывать двери, производить посадку и высадку людей можно лишь после полной остановки (п. 22.7 ПДД за 2020 год);
  • запрещено перевозить людей в общем количестве, которое превышает оговоренные технические характеристики транспорта (п. 22.8 ПДД).

Априори всеми правилами перевозки пассажиров предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования претензий (ст. 41 устава), согласно которому каждый россиянин имеет право подать иск перевозчику, если компания отказалась удовлетворить претензию или вовсе не отреагировала на неё.

Требования к автобусу

Для того чтобы автобус был допущен к эксплуатации по перевозке пассажиров, он должен соответствовать следующим требованиям:

  • пребывать в собственности перевозчика или другом законном владении, как того требует часть 2 статьи 34.1. ФЗ № 220,
  • согласно пункту 29 Правил, на лобовом стекле, на заднем окне и правой стороне кузова автобуса в обязательном порядке должен быть размещен указатель маршрута, который можно прочитать на определенном расстоянии,
  • на указателе, который размещается на лобовом стекле, должно содержаться название как пункта отправления, так и пункта назначения,
  • на указателе, который располагается на правой стороне кузова, обязательно указывается название начального пункта, основные промежуточные пункты остановок, конечный пункт назначения,
  • согласно пункту 31 Правил, указатель, размещенный на лобовом стекле, должен быть не выше 14 см,
  • согласно пункту 36 Правил, на ветровом стекле или по правой стороне кузова автобуса размещается краткая или полная информация о перевозчике.

Важно! В салоне автобуса, как предусмотрено пунктом 37 Правил, должна размещаться следующая информация:

  • полное наименование, адрес места нахождения, контактные номера телефонов перевозчика,
  • фамилия, имя, отчество водителя и кондуктора. Если водителей несколько, сведения указываются о каждом, кто управляет транспортным средством,
  • название, адрес нахождения, контактные телефоны государственного органа, который осуществляет контроль за данным маршрутом перевозки,
  • в доступном для пассажиров месте – номера с обозначением мест для сидения. Данное требование не относится к автобусам, в которых не предусмотрены конкретные номера для сидения пассажиров,
  • стоимость проезда до конечного и промежуточных пунктов назначения и цена провоза багажа,
  • таблички с местами, предназначенными для людей с детьми, а также инвалидов или имеющих ограниченные физические возможности,
  • указатели, где расположены огнетушители, установлены кнопки для экстренной остановки автобуса, места аварийных выходов,
  • в доступном месте должна располагаться отдельная табличка с выпиской или полным текстом Правил пользования транспортным средством.

Автобус перед отправлением в рейс должен быть осмотрен специалистами перевозчика на соответствие его требованиям безопасности, которые предусмотрены ФЗ от 10.12.95 года “О безопасности…”.

Кроме того, транспортное средство, как того требует подпункт “б” пункта 1 части 1 статьи 15 ФЗ № 170 от 01.06.11 года “О техническом…”, должно иметь действующий срок прохождения техосмотра, который проводится каждые полгода.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Предназначение пассажироперевозок

Первоочередная обязанность перевозчика – предоставить путешественнику место в транспортном средстве и доставить его в пункт следования. В качестве временного договора по перевозке используется билет, а при надобности – и багажная квитанция. Отдельно регулируется порядок предоставления льготных билетов.

За проезд без билета либо с нарушением правил установленных перевозчиком, могут быть установлены штрафные санкции.

В общих правилах перевозки пассажиров обязательно следует указать порядок, по которому выполняются:

  • бронирование мест;
  • оформление билетов;
  • обслуживание пассажиров;
  • провоз багажа (как сдаваемого на хранение во время перевозки, так и ручного);
  • перемещение представителей фауны;
  • порядок разрешения конфликтов между сторонами перевозчик-пассажир.

Одно важное условие: установленные перевозчиками правила не могут входить в противоречие с общими правилами пассажирских перевозок.

Со своей стороны, пассажиры обязаны соблюдать действующий распорядок, а при его нарушении могут быть подвергнуты санкциям, вплоть до удаления из транспорта. Например, при злостном нарушении общественного порядка, в состоянии алкогольного опьянения, при определенных болезненных состояниях, подвергающих риску других пассажиров.

Может ли перевозчик требовать вознаграждение за оформление проездного билета?

Ряд транспортных предприятий при оформлении проездного билета, кроме стоимости перевозки, включают в тариф вознаграждение за оформление проездного документа.

Поскольку по договору перевозки физическое лицо оплачивает доставку пассажира и багажа в пункт назначения, а не проездной билет и багажную квитанцию, требования перевозчика о взимании дополнительной платы, например вознаграждения за оформление проездного документа, являются неправомерными 1 .

Вместе с тем при заключении договора перевозки пассажира и багажа через агента последний вправе взимать плату за свои услуги 2 .

1 Статья 786 ГК РФ, ст. 20 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее – Устав), п. 42, 49 и 50 Правил перевозок пассажиров.

2 Статья 1005 ГК РФ.

В легковом автомобиле

Если рассматривать обыкновенную машину, включая обычное такси, то все нюансы перевозки сводятся к оформлению соответствующей лицензии, которая даёт возможность официально предлагать услуги клиентам (будущим пассажирам).

Среди остальных рекомендаций выделяют и техническую исправность самого авто, но здесь стоит ориентироваться на конкретные параметры для каждой категории транспорта отдельно. Охватывая общие правила, можно сослаться на пункт 22.8 ПДД, где установлены следующие ограничения:

  1. Любая легковая машина, за исключением перевозок в кузове-фургоне или кузове грузового авто с бортовой платформой, исключает возможность перевозки пассажиров вне кабины или дополнительных конструкций для мотоциклов.
  2. Недопустимы перевозки людей в количестве, превышающем допустимые характеристиками нормы вместительности (данное правило касается и стоящих мест, если особенности маршрута не подразумевают конкретное исключение).

Примечательно, что на первый пункт многие водители периодически закрывают глаза, провозя граждан не только в кабине автомобиля, но и на капотах, в багажнике, а порой даже не крыше транспортного средства. Фактически это нарушение мер безопасности, ведь вина за гибель клиента в случае их смерти во время езды будет ложиться именно на безответственного водителя, который не позаботился об обеспечении их безопасности.

Требования к автомобилям и водителям

Согласно новой редакции правил дорожного движения можно подчеркнуть, что каждый водитель несёт ответственность не только за себя, но и за каждого пассажира в салоне своей машины. Поэтому отвечать за какой-либо проступок, допущенный по невнимательности, и платить штраф придётся именно шофёру. В итоге базовые нормы рассматривают следующие ключевые моменты перевозки пассажиров:

  • правильная посадка и высадка людей в чётко отведённых местах или на обочинах в специальных зонах, где допустима остановка и стоянка;
  • своевременное использование ремней безопасности для взрослых пассажиров (наличие такой фиксации обязательно для всех авто);
  • детали применения специальных удерживающих кресел или отдельных аксессуаров в салоне для безопасной перевозки детей до 7 лет.

В свою очередь водитель должен иметь соответствующее удостоверение и определённый стаж (от 1 до 3 лет минимум), в зависимости от выбранной категории предоставляемых услуг. Накануне каждого рейса шофёр обязан проходить короткий медосмотр и приступать к исполнению обязанностей только, если имеет хорошее самочувствие.

Внутри недопустимо присутствие любых острых элементов, а сами края сидений и спинки должны быть ровными и не травмоопасными. Причём бортовые затворы должны постоянно пребывать в исправном состоянии и надёжно предохранять основу автомобиля от непредвиденного открывания – тут поможет дополнительная фиксация.

Что, если проездной билет или багажная квитанция потеряны либо являются неправильными?

В процессе перевозки пассажиров и грузов возникают вопросы ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам, порчу или утрату багажа. Факт заключения договора перевозки пассажира и багажа подтверждается выдачей пассажиру проездного билета и багажной квитанции 1 . Когда встает вопрос о возмещении пассажирам вреда, перевозчик может попытаться минимизировать расходы, ссылаясь в том числе на отсутствие либо неправильное оформление билетов или багажных квитанций.

Однако отсутствие или неправильность билета либо квитанции сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки пассажира и багажа незаключенным или недействительным. Неправильное оформление или утрата билета не является поводом для отказа в возмещении вреда. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами. Например, факт проезда часто зафиксирован и другими способами: показания других пассажиров, записи медработников, оказывающих медицинскую помощь пострадавшим, и прочее 2 .

1 Пункт 2 ст. 786 ГК РФ.

Пассажироперевозки могут быть регулярными и заказными

Регулярные перевозки характеризуются действующим расписанием, имеют пункты для остановок, в том числе промежуточные, транспортные средства пронумерованы в соответствии с маршрутами следования, в их салонах имеется исчерпывающая информация о перевозчике, об органе, осуществляющем непосредственный контроль за перевозками, в некоторых случаях – о стоимости перевозки.

Необходимая документация

Водители, которые работают на пассажирских автобусах по городским маршрутам, должны при себе иметь:

  • сведения о наличии в компании-перевозчика соответствующей лицензии,
  • водительское удостоверение с соответствующей категорией, например D, D, DE, D1,
  • открытый страховой полис ОСАГО с неограниченным сроком действия,
  • путевой лист на осуществление пассажирских перевозок по конкретному городскому маршруту в течение дня,
  • отметку о прохождении медосмотра перед выездом на маршрут,
  • диагностическая карта о проведении ежедневного технического осмотра автобуса перед выездом на маршрут,
  • оригинал свидетельства о регистрации транспортного средства с указанием присвоенных госномеров,
  • технический паспорт на автобус.

Если при проверке будет выявлено, что каких-то документов у водителя нет, то сотрудник дорожной Полиции может составить протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого к водителю или к перевозчику будет применен солидный штраф.

Чтобы такого не произошло, весь комплект документов должен находиться у водителя.

Освидетельствование водителей.

На что вправе рассчитывать пассажир, если он не может продолжить поездку в предоставленном транспортном средстве?

В случае прекращения поездки из-за неисправности транспортного средства, аварии или по другим причинам пассажиры вправе воспользоваться приобретенным билетом для проезда в другом транспортном средстве, соответствующем условиям договора перевозки и предоставленном перевозчиком 1 . Если транспортное средство не предоставлено в срок, пассажир вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади в полном объеме, а также возмещения иных убытков 2 . При невозможности продолжения перевозки пассажира по не зависящим от перевозчика причинам пассажир вправе получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади пропорционально непроследованному расстоянию 3 .

1 Пункт 53 Правил перевозок пассажиров.

2 Статьи 328, 393 и 405 ГК РФ.

3 Пункт 3 ч. 1 ст. 23 Устава.

Требования к перевозке детей в автомобилях и автобусах

Заранее организованная перевозка несовершеннолетних пассажиров в автобусах выполняется по договору фрахтования транспорта (п. 4 правил организованной транспортировки детей, утвержденных постановлением № 1177). Согласно упомянутому тексту, факт присутствия особ младше 7 лет подразумевает дополнительные условия, которые подразумевают, что:

  • автобус обязательно оснащается опознавательными знаками «Перевозка детей» (п. 22.6 ПДД), включенным проблесковым маячком жёлтого или оранжевого цвета (постановление № 1621);
  • управление совершает лицо, имеющее стаж работы водителем транспорта категории D без перерыва 1 год и более, которое не подвергалось аресту или лишению прав (п. 8 правил № 1177);
  • наличие полного пакета документов, согласно установленному перечню (п. 4 требований № 1177), включая полный список всех пассажиров, взрослых и детей, а также маршрут с указанием остановок;
  • присутствие сопровождающих взрослых лиц (абз. 2 п. 14 правил № 1177) желательно с профильным образованием;
  • поездка для дошкольников обязана длиться не дольше 4 часов (п. 9 правил № 1177) или 12 часов в случае международного рейса при отсутствии опытного медработника (п. 12 того же закона).

Естественно, остальные требования (наличие ремней безопасности, аптечка и прочее) тоже остаются неизменными и в случае с перевозкой детей. Начиная с лета 2020, все автобусы, перевозящие детей, непременно должны дополнительно оснащаться системой «ГЛОНАС» или «ГЛОНАС/GPS».

Права и обязанности пассажиров

Не стоит сосредотачивать внимание исключительно на параметрах, которые касаются транспортных средств или профессиональных качеств водителя. Пассажиры, как полноценные участники дорожного движения, тоже имеют определённые права, среди которых выделяют возможность:

  1. Требовать от транспортной компании предоставления оплаченных услуг по перевозке и провозу ручной клади.
  2. Провозить с собой личный багаж в пределах установленных правилами норм веса (бесплатно или по тарифу).
  3. Запрашивать в соответствии с законодательством России возмещения вреда жизни, здоровью и имуществу, причинённого при перевозке.
  4. Получать максимально полную информацию о работе транспорта и условиях перевозки пассажиров.

С другой стороны, клиент такси, автобусов или иных транспортных средств общественного пользования имеет чётко фиксированный перечень обязательств, которые тоже закреплены на законодательном уровне. Так, каждый пассажир обязан в оговоренные сроки поездки:

  • оплатить услуги по перевозке и провозу руной клади сверх нормы;
  • соблюдать правила пользования определённым видом транспорта;
  • иметь документ, который подтверждает возраст ребенка или льготы;
  • сохранять проездной билет до окончания маршрута (кроме жетонов).

Существуют также иные права и обязанности пассажира, но они уже устанавливаются отдельно на основании смежных правил эксплуатации транспортных средств, поэтому сообщаются по запросу.

Отвечает ли перевозчик за действия лиц, к услугам которых прибегает для осуществления перевозки?

Перевозчик отвечает за действия других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, как за свои собственные 1 . Например, перевозчик отвечает за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу пассажира, независимо от того, осуществлялась ли перевозка с использованием принадлежащего ему транспортного средства или находящегося в его владении по договору аренды.

Что категорически запрещено

Главное, что любым пассажирам следует заодно помнить про целый перечень запретов, которые тоже распространяются на правила поведения во время перевозки. Так, во время езды гражданам нельзя провозить:

  1. Огнестрельные, взрывчатые и отравляющие вещества.
  2. Предметы и вещи габаритом более 100*50*30 см.
  3. Длинномерные предметы более 190 см (кроме лыж).
  4. Огнестрельное оружие, колющие и режущие предметы без чехлов.
  5. Иные объекты, загрязняющие одежду пассажиров и салон.
  6. Животных и птиц (без специальных корзин или сумок).

Что касается поведения людей, то здесь запреты охватывают рекомендации, согласно которым запрещается:

  • препятствовать закрытию дверей;
  • открывать двери до полной остановки;
  • курить в салоне транспорта;
  • опускать стекло окна без разрешения;
  • высовываться в окна на ходу;
  • распивать спиртные напитки;
  • находиться в нетрезвом состоянии;
  • ставить на сиденья детей и багаж;
  • приводить в действие сигналы тормоза;
  • отвлекать водителя во время движения.

Перечисленные выше нарушение общих норм поведения доставляют дискомфорт водителю или окружающим людям (остальным пассажирам), не говоря уже о том, что некоторые пункты правил является вовсе небезопасными для всех попутчиков. При игнорировании данных требований водитель имеет полное право в любой момент отказать вам в оказании услуги перевозки и высадить из транспорта, не компенсируя оплату проезда.

Посадка и высадка

При посадке и высадке пассажиров из автобуса используются только служебные двери. Кроме них транспортное средство должно быть оборудовано запасным выходом и аварийными люками. Они предназначены для использования, только если во время движения или стоянки возникла опасность для жизни и здоровья пассажиров, например пожар.

Каждая дверь, которая имеется в транспортном средстве, должна с легкостью открываться изнутри. Местонахождение запасного выхода должна быть обозначено надписью «Запасной выход», а аварийного – «Аварийный выход».

Маломестные автобусы должны иметь минимум двое дверей. В автобусах с большой вместимостью количество выходных дверей должно быть больше. Конкретное их количество зависит от наличия пассажирских мест, которыми оборудовано транспортное средство.

Контроль за оплатой проезда в течение маршрута движения осуществляет кондуктор или водитель. Если это возложено на водителя, то посадка и высадка пассажиров осуществляется через переднюю дверь и только после полной остановки движения автобуса.

Посмотрите видео. Новые правила пассажирских перевозок:

Перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение багажа?

Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа независимо от наличия вины, в том числе за случайное причинение вреда (например, в случае дорожно-транспортного происшествия по вине третьих лиц, хищения и т.п.) 1 . Перевозчик может быть освобожден от обязанности по возмещению ущерба в таких случаях только при наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных предусмотренных законом обстоятельств.

1 Пункт 1 ст. 796, п. 3 ст. 401 ГК РФ.

Предусмотренные штрафы за нарушение правил для водителей и пассажиров

Практически за любое нарушение упомянутых в этой статье правил, водителю или компании, на которую он работает (реже – пассажиру) грозят штрафные санкции. Сумма наказания напрямую зависит от типа правонарушений, поэтому среди распространённых вариантов выделяют:

  1. Не пристёгнутый ремень безопасности пассажира (ст. 12.6 КоАП) – от 500 до 1 тыс. руб. и устное предупреждение.
  2. Перевозка лишнего пассажира, превышающего рекомендованный объём салона (ст. 12.23 КоАП) – 500 руб.
  3. Небезопасная транспортировка пассажиров вне салона или кабины (на капоте, в багажнике и прочее) – 1 тыс. руб.

Водителям стоит помнить, что сотрудники ГИБДД очень часто устраивают контрольные проверки на некоторых участках дороги, поэтому несоблюдение любого пункта правил (от внешнего вида и технического свойства транспорта вплоть до поведения пассажиров) чревато серьёзными проблемами с законом. Поэтому нужно регулярно проверять исправность машин, следить за собственными действиями и пассажирами во время езды.

Особенности перевозок пассажиров по городским маршрутам

Каждый вид осуществляемых перевозок пассажиров характеризуется своими особенностями. Так, в пределах черты населенного пункта посадка и высадка осуществляется только на оборудованных для этого площадках.

Однако в маршруте движения может быть предусмотрена одна или несколько остановок по требованию. Согласно ст. ст. 14 и 17 ФЗ № 220, при оплате проезда могут применяться регулируемые и нерегулируемые тарифы.

Что делать, если багаж был утрачен или поврежден?

В таком случае необходимо составить коммерческий акт. Это делает перевозчик по требованию лица, предъявившего багажную квитанцию и багажную бирку 1 .

1 Пункты 77, 130–135 Правил перевозок пассажиров.

Как будет возмещаться ущерб?

При утрате или недостаче багажа ущерб возмещается перевозчиком в размере его стоимости; в случае повреждения (порчи) багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а если восстановить его невозможно – в размере его стоимости; при утрате багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости 1 .

Под действительной (документальной) стоимостью понимается цена товара, указанная в договоре или счете продавца товара, а при ее отсутствии – средняя рыночная цена в том месте, где багаж должен был быть выдан, на день добровольного удовлетворения требования или на день принятия судебного решения.

Если пассажир не объявил ценность багажа при передаче перевозчику и отсутствует возможность точно доказать его стоимость, суд не вправе отказать в удовлетворении требования пассажира о возмещении убытков, причиненных утратой или недостачей багажа, только на том основании, что достоверный размер убытков не может быть 2 . В этом случае размер убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела.

1 Пункт 2 ст. 796 ГК РФ.

2 Пункт 5 ст. 393ГК РФ.

Пригородные автобусы

К пригородным маршрутам относятся автобусные перевозки между населенными пунктами, которые расположены друг от друга на расстоянии до 50 км.

Пригородные маршруты характеризуются следующими особенностями:

  • при предварительной продаже билетов подлежит взиманию комиссия,
  • билеты продаются без указания мест для сидения,
  • при утере билета его стоимость не компенсируется.

Кто будет нести ответственность за повреждение багажа, если он был плохо упакован?

Пассажир обязан подготовить багаж таким образом, чтобы обеспечить его сохранность. Перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение багажа, произошедшие ввиду его ненадлежащей упаковки пассажиром 1 .

Перевозчик несет ответственность, если принял на себя обязанность упаковать багаж либо недостатки упаковки были явными или известны ему исходя из информации, предоставленной пассажиром, но перевозчик не сделал соответствующих оговорок в провозных документах 2 .

1 Пункты 63 и 74 Правил перевозок пассажиров, п. 2 ч. 2 ст. 22 Устава.

2 Пункт 3 ст. 307 ГК РФ.

Автобусы по заказу

Часть 2 статьи 27 Устава предусматривает возможность осуществления перевозки пассажиров по договору фрахтования. Это так называемые «нерегулярные перевозки».

Маршрут движения на основании такого договора определяется заказчиком. Если перевозчик не предоставит автобус в оговоренное договором время и место, то он обязан уплатить штрафные санкции.

Их размер определяется частью 2 статьи 34 Устава и рассчитывается исходя из оплаты стоимости пассажироместа. В абсолютном выражении составляет 20 процентов от суммы договора.

Автобусы экскурсионного назначения

Перевозчик может использовать имеющиеся в парке автобусы не только для регулярных и нерегулярных перевозок пассажиров, но и для экскурсий. При этом никаких конструкционных изменений в транспортное средство вносить не требуется.

Водитель должен соответствовать таким же требованиям, как и при задействовании его для перевозки пассажиров по маршруту. Тем более, что пассажиры экскурсионного автобуса представлены организованной группой граждан.

Все условия и особенности экскурсионной поездки оговариваются в договоре, заключаемом в письменной форме.

Учтите! В нем должны содержаться сведения:

  • о конечном пункте назначения,
  • о маршруте передвижения,
  • о времени и месте остановок,
  • о количестве экскурсантов, которые будут принимать участие в поездке,
  • о лице, ответственном за перевозку пассажиров,
  • о времени использования автобуса в экскурсионной поездке.

Если автобус предоставляется для экскурсионных поездок на регулярной основе, то данное обстоятельство должно быть отражено в договоре. Кроме того, некоторые особенности условий договора также должны быть отражены.

Например:

  • автобус должен быть подан на посадку экскурсантов не позже чем за 15 минут до начала поездки по оговоренному маршруту,
  • начало движения – не ранее 6 часов утра,
  • окончание движения – не позже 22 часов вечера,
  • экскурсовод или сопровождающее лицо должны иметь пофамильный список всех участников экскурсии.

Как составить жалобу на водителя автобуса?

Обязан ли гражданин до обращения в суд предъявить претензии перевозчику?

Гражданин предъявлять претензию не обязан, но может это сделать. Закон обязывает перевозчика такую претензию принять, рассмотреть и уведомить заявителя о результатах рассмотрения в письменном виде в течение 30 дней 1 .

1 Часть 1 ст. 40 Устава.

Перевозки в зимнее время

Если перевозка пассажиров осуществляется в зимнее время, то отключать отопление салона автобуса полностью запрещено. При неисправной системе отопления автобус в рейс не может быть выпущен. Если стекла окон автобуса обледеневают, то это может явиться основанием для подачи жалоб со стороны пассажиров на перевозчика.

Для недопущения дорожно-транспортных происшествий на автобус должны быть установлены шины с шипами. Летняя резина должна быть снята. При несоблюдении данного требования водитель будет оштрафован.

Перед началом движения водитель обязан проверить, в каком техническом состоянии находится автобус, а также насколько плотно происходит закрывание дверей и окон. Отопительное устройство, которым оборудован автобус, не должно выделять токсичных веществ. А его место расположения должно исключить контакт с пассажирами транспортного средства.

Есть ли временные ограничения для обращения в суд с требованиями о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью пассажира?

Таких ограничений нет. Однако если с момента возникновения права на возмещение вреда прошло три года, требования удовлетворяются не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска 1 .

Если суд признал нарушение прав пассажира, будет ли взыскан штраф с перевозчика?

При удовлетворении судом требований пассажира в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке перевозчиком, суд должен рассмотреть вопрос о взыскании с перевозчика в пользу пассажира штрафа независимо от того, заявлялось ли такое требование 1 .

Размер штрафа, предусмотренного п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, составляет 50% от суммы возмещения убытков, суммы штрафа за просрочку доставки багажа и денежной компенсации морального вреда и не носит зачетного характера по отношению к этим суммам.

1 Пункт 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, ч. 2 ст. 56 ГПК РФ.

Служебный транспорт

Любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе купить для своего служебного использования автобус. Данным транспортом его собственник будет распоряжаться самостоятельно.

По указанию собственника, оформленного документально, автобус может использоваться:

  • для командировок сотрудников,
  • для служебных поездок,
  • для доставки работников и служащих от места жительства к работе и обратно,
  • для выездов на корпоративы.

Несмотря на то, что автобус используется в служебных целях, его эксплуатация должна обеспечивать безопасность при осуществлении перевозки.

В течение какого времени перевозчик может обратиться к пассажиру с иском о возмещении ущерба?

Срок, в течение которого перевозчик вправе обратиться к пассажиру с иском о возмещении ущерба, составляет один год 1 . В случае если истец пропустил этот срок без уважительных причин, но все же обратился в суд, может быть подано ходатайство о пропуске срока исковой давности. В этом случае суд вправе отказать в удовлетворении исковых требований.

Возможные штрафы за нарушения

Каждый автобус, который задействован при перевозке пассажиров, доложен быть оборудован тахографом. В случае отсутствия прибора, незаконной корректировки его показаний, несоответствия прибора к виновному должностному лицу, согласно статье 11.23 КоАП, применяется штраф размером от 5000 до 10000 рублей.

Если в работе водителя будет нарушен режима его труда и отдыха, наказание составит от 1000 до 3000 рублей. За грубые нарушения правил перевозки пассажиров перевозчик может быть лишен лицензии на такой вид деятельности.

Посмотрите видео. ФЗ №386. Автобусные перевозки пассажиров строго по лицензии:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий