Повышенный расход топлива дизельного двигателя причины

Повышенный расход дизельного топлива. Основные причины, почему может увеличиться расход дизеля

Если вы заметили, что в последнее время стали чаще заправлять свой автомобиль с дизельным двигателем, это может быть сигналом о наличии неисправности. Излишняя «прожорливость» железного коня может быть обусловлена неполадками в работе разных элементов, поэтому при появлении проблем следует провести тщательную диагностику, чтобы определить причину перерасхода. Что проверить в первую очередь?

Повышенный расход топлива в автомобилях с дизельным двигателем

Почему увеличивается расход

Важнейшими причинами высокого расхода, а также образование дымного выхлопа, специалисты считают:

  • система питания потеряла герметичность;
  • засорился воздушный фильтр;
  • в сливной топливопровод попало инородное тело;
  • повышенный износ форсунок;
  • неправильно выставленный угол опережения;
  • большие зазоры в клапанах;
  • не работает топливный насос.

Некоторые из перечисленных причин уменьшают мощность двигателя, приводят к неустойчивой работе мотора на холостых оборотах, становится сложно запустить силовой агрегат.

Организационные методы уменьшения расхода топлива на дизеле

Есть несколько организационных советов, которые позволят экономнее расходовать топливо на дизельном авто только за счет рациональной его эксплуатации.

  1. Проверьте давление в шинах и доведите его до максимально допустимого значения. Низкое давление в шинах увеличивает площадь контакта колеса и дороги, что повышает расходы энергии двигателя на преодоление трения в этом пятне контакта. Подходите к этой процедуре осторожно: перекачанные шины снижают сцепление с дорогой.
  2. Старайтесь ездить в интервале оборотов двигателя около наибольшего крутящего момента. Не раскручивайте двигатель до красной зоны и не «душите» мотор низкими оборотами. Известный факт: КПД дизельного двигателя изменяется в зависимости от режима его работы. И максимальное количество сожженного топлива преобразуется в кинетическую энергию на коленчатом валу именно в диапазоне оборотов, соответствующих максимальному крутящему моменту.
  3. По минимуму используйте электроприборы авто. Включайте их только по необходимости. Например, привычка ездить с включенной на максимум печкой зимой и с приоткрытыми окнами добавит к расходу топлива примерно 3-5%.
  4. Прогревайте двигатель зимой перед поездкой хотя бы до 60 °C. В сети есть результаты экспериментов по расходу дизельным двигателем топлива при езде с прогретым двигателем и старте сразу после пуска. Прогрев на холостых оборотах сожжет не более 100-150 грамм топлива. В то время как езда первые 5-10 минут на непрогретом моторе повысит расход дизеля на 20-30%. Что выльется в итоге в перерасход на 500-800 грамм каждый раз при начале движения сразу после пуска.

Повышенный расход топлива, причины

Чрезмерный «аппетит» вашего железного коня может быть вызван причинами, которые делятся на:

  • субъективные, обусловленные привычками водителя и манерой его вождения;
  • объективные, вызванные техническим состоянием и особенностями автомобиля.

Что надо проверить в первую очередь, если машина начала потреблять больше топлива..

Перед тем как начать искать неисправность, связанную с повышенным расходом топлива, изначально Вы должны убедиться, что этот перерасход не связан с внешними факторами. К примеру, необходимо проверить давление воздуха в шинах, если в них низкое давление, то расход топлива в машине может увеличиться до 30%. Поэтому не забывайте регулярно проверять давление в шинах.

Также, советуем вам накачивать колеса чуть больше нормы, примерно на 0,5 бар чем рекомендует сам автопроизводитель. Это позволяет той же подвеске, тем же шинам и другим компонентам авто немного снижать расход топлива, и это происходит за счет уменьшения сопротивления качению.

Из-за перевозки на крыше крупногабаритных предметов может серьезно вырасти потребление топлива.

На экономичность машины влияет в том числе и сопротивление воздуха, которое происходит во время движения транспортного средства. Многие владельцы автомобилей любят возить на крыше пластиковые багажники, которые имеют аэродинамическую форму, которая позволяет снижать сопротивление встречного воздуха. Но помните друзья о том, что в любом случае установка такого багажника на крышу по-любому увеличивает аэродинамическое сопротивление воздуха при движении машины, что в конечном итоге повлияет на расход топлива. Также не удивляйтесь, когда ваша машина начала потреблять слишком много топлива из-за перевозки на ее крыше крупногабаритных предметов. Помните о том, что чем выше на крыше установлен такой предмет, тем больше будет сопротивление воздуха действующее на машину, что естественным образом отразится на расходе топлива.

Кроме всего, если вы стали замечать, что ваша машина начала потреблять слишком много топлива, то возьмите и проверьте воздушный фильтр в машине. Вполне возможно, что он сильно загрязнен, а это в свою очередь также влияет на экономичность автомобиля. Помните, что грязный фильтр препятствует свободному проникновению потока воздуха в двигатель и в итоге это усложняет работу двигателя, в результате чего топливная смесь получается не оптимальной (неправильная топливная смесь не может обеспечивать автомобилю необходимую энергию) и соответственно влияет на нормальное движение автомобиля, поэтому двигателю потребуется лишние топливо.

Рабочие жидкости

Самая распространенная неполадка, вызывающая повышение расхода топлива – заправка некачественным дизелем. Если топливо не соответствует стандартным требованиям, то оно сгорает нештатно. В попытке исправить ситуацию блок управления подает больше топлива для обогащения смеси. Решение проблемы заключается в смене автозаправочной станции в пользу проверенного поставщика.

Причина перерасхода также может скрываться в употреблении плохого моторного масла или слишком редкой его замене.

Варианты снижения расхода

При одинаковых нагрузках, дизельный мотор отличается малым расходом топлива. Тяговые показатели двигателя, когда крутящий момент достигает своего максимума на малых оборотах, намного превосходит любой бензиновый агрегат. Дизель отличается высокой требовательностью к качественным показателям топлива. Поэтому специалисты советуют заправляться на только проверенной заправке.

Сегодня на дорогах России можно встретить легковые автомобили, под капотом которых установлен дорогостоящий дизель. Поэтому улучшилось качество солярки. Если нужно заправиться на неизвестной АЗС, чтобы исключить риск, необходимо пользоваться специальными присадками. Эти вещества способствуют уменьшению расхода «соляры», повышают ее качество. Конечно, увеличатся затраты на топливо, но присадки помогут избежать поломки двигателя из-за непроверенного горючего.

Механические причины влияющие на повышенный расход топлива

Повышенный расход топлива может быть связан с неисправностью тормозного суппорта.

Любой автомобиль имеет огромное количество разных компонентов, неисправность которых может привести к перерасходу топлива. Вот к примеру, даже малейшая неисправность в коробке передач влияющая на свободный ход валов, может привести к существенному перерасходу топлива машиной, и все из-за того, что колеса получают для себя недостаточный крутящий момент и меньшую мощность для поддержания движения на заданной скорости.

То же самое касается и движения различных валов двигателя. В случае сопротивления свободного хода валов двигателя в машине будет наблюдаться заметный перерасход топлива.

К нашему счастью, в случае подобных проблем Вы сразу же услышите посторонний шум, скрип или свист (т.е. звук шлифования, звук трения) и не будете долго гадать о причинах перерасхода топлива.

То же самое касается и подшипников колес. В случае их дефекта Вы не только услышите определенный шум, но и сразу заметите, что ваша машина начала потреблять больше топлива.

В том числе существенный перерасход топлива может наблюдаться при неисправности тормозной системы. Например, при том же закусывании тормозных суппортов. К нашему сожалению многие водители не сразу замечают о таких проблемах с поршнями суппортов.

А дело все в том, что проверить работу поршней суппортов можно только на маленькой скорости автомобиля. В том случае, если суппорта начинают подклинивать и они не разжимают до конца тормозную колодку, то автомобиль на маленькой скорости на ровной поверхности начнет быстро останавливаться.

Также, чтобы выявить проблемы с работой тормозного суппорта Вы должны, после длительной поездки проверить равномерность тепла, которое исходит от колес (от тормозных дисков). Для этого надо поднесьти ладонь к колесному диску на расстоянии нескольких сантиметров (ни в коем случае не прикасайтесь к самим дискам) и сравнить количество исходящего тепла от всех колес. Если одно колесо будет горячее других, то скорее всего в этом колесе существует (появилась) проблема с тормозным суппортом. Это также и как правило приводит к повышенному расходу топлива.

В этом случае вам нужно срочно обратиться в автомастерскую для устранения проблем с тормозами.

Отклонение в давлении топливной системы

отклонение давления топливной системыИногда большой расход бензина у ВАЗ возможен из-за сниженного давления в системе подачи топлива. Современные автомобили других производителей от этой неисправности тоже не застрахованы.

Если в топливной системе не хватает давления, качество распыла и количество топлива снижается, мощность мотора падает. Даже если бортовой компьютер дает команду на максимальную продолжительность импульса, впрыскивается недостаточная порция горючего.

Часто повышенный расход у автомобилей «Ниссан», «Тойота» и других марок с АКПП обусловлен именно низким давлением топлива. Автомат дольше идет на пониженных передачах, когда КПД двигателя меньше, следовательно, расход горючего выше.

Что делать при большом расходе бензина из-за сниженного давления

Если есть подозрение, что давление в топливной системе ниже допустимого, следует проверить топливопроводы на момент утечки. Если с ними все в порядке, проверьте фильтры предварительной и тонкой очистки: завившиеся фильтрующие элементы приводят к падению давления. Следующий на очереди – бензонасос. Изношенный прибор не сможет нагнетать достаточно горючего.

Если проблемы начались недавно, можно попытаться исправить ситуацию без больших финансовых затрат. Вместо дорогостоящего ремонта и замены деталей используйте средства для промывки топливной системы. Хорошие результаты показала отечественная разработка: присадка в бензин «Супротек Апрохим СГА» и промывка «Очиститель топливной системы Супротек».

Присадка в бензин для очистки топливной системы «СУПРОТЕК АПРОХИМ SGA (СГА)»

Моющая присадка в бензин «SGA (СГА)»

Очищает и смазывает топливные насосы и форсунки, продлевает ресурс. Улучшает впрыск, что снижает расход топлива и повышает динамичность. Годится для любых бензиновых систем, включая TFSI, TSI, GDI, MDI.

Очиститель топливной системы бензинового двигателя «СУПРОТЕК»

Очиститель бензиновой топливной системы «Супротек»

Присадка для очистки всех элементов бензиновой топливной системы. Очиститель инжектора и клапанов.

На первом этапе нужно использовать присадку в бензин на протяжении от 8 до 10 тысяч км пробега. Присадка мягко растворяет отложения в топливной системе, очищая фильтры и восстанавливая работоспособность насоса. После щадящей подготовки топливная система промывается очистителем, который удаляет стойкие загрязнения.

Если насос и фильтры не совсем в плачевном состоянии, применение триботехнических составов Suprotec помогает восстановить их функции до первоначальных значений. Регулярное использование присадки SGA в бензин поможет оптимизировать расход горючего и продлит ресурс топливной системы.

Электронный блок управления

Функционирование двигателя контролируется блоком управления. Анализируя показания десятков датчиков, электронный «мозг» автомобиля настраивает параметры работы различных механизмов:

  • Частоту и периоды активности форсунок;
  • Угол впрыска;
  • Угол зажигания;
  • Момент открытия дроссельной заслонки;
  • Уровень давления топлива.

При поставке некорректных данных одним или несколькими датчиками ЭБУ запускает ошибочную программу, не соответствующую текущему режиму движения автомобиля. Это негативно влияет на процесс сгорания смеси и влечет за собою перерасход дизеля.

Вы сможете сразу узнать о неисправности датчика благодаря индикатору Check Engine на приборной панели. При появлении данного сигнала следует немедленно обратиться в автосервис для расшифровки ошибки и выявления корня проблемы.

Регулировка автомобиля

Важнейшим условием экономии, считается правильная регулировка топливной системы. Для дизеля это очень важно. Его конструкция намного сложнее обычного бензинового мотора. Смесеобразование, а также впрыск осуществляется топливным насосом (ТНВД). Регулировка устройства возложена на электронную систему. Правильно выполненная настройка электроники позволяет добиться экономного расхода солярки. С течением времени происходит эксплуатационный износ машины. Особенно это хорошо видно на грузовом транспорте. Настройка системы необходима, когда обнаруживается:

  • разбалансировка;
  • большие зазоры;
  • неправильно выставленный угол опережения.

Расход также зависит от величины давления топлива внутри ТНВД. Он начинает увеличиваться, если произошел сильный износ оригинального волнового профиля на специальной шайбе. Чтобы получить оптимальное значение, насос оборудован поршнем, разворачивающим шайбу специальным поводком. Таким образом, происходит определение момента, когда должна начинаться подача солярки к форсунке. Если вовремя заменить изношенную шайбу, можно свести к минимуму расход топлива. Во время проведенная регулировка цикловой подачи, от которой зависит количество поступающего воздуха, также влияет на экономичность. Грамотно выполненные вышеописанные действия, помогут правильно провести регулировку топливной системы и добиться значительного уменьшения расхода топлива.

Как рассчитать потребление автомобилем горючего

Средний расход топлива рассчитывает бортовой компьютер исходя из расстояния пробега и средней скорости автомобиля. Современные автомобили имеют разные графические и цифровые индикации о расходовании горючего за поездку л/100км (литров на 100 км), мгновенный расход топлива л/ч (литров в час), положение педали газа в % – так называемое ускорение. На механических КПП устанавливаются сигнализаторы момента переключения передачи, которые рекомендуют, в какой момент нужно переключаться, чтобы экономить топливо. Также практически на всех бортовых компьютерах есть показатель, на сколько километров осталось бензина или дизеля в баке. Это удобно, чтобы рассчитывать расстояние до нужных автомобильных заправочных станций.

Рекомендуем также посмотреть данные видео о повышенном расходе топлива, его причинах и что делать:

Если Вы заметили ошибку, неточность или хотите дополнить материал, напишите об этом в комментариях, и мы исправим статью!

Вклад техники в излишнее потребление горючего автомобилем

Не стоит думать, что с техническими проблемами чрезмерного расхода топлива все просто. Автопроизводители постоянно проводят работы по улучшению характеристик автомобиля, и те же самые машины семейства ВАЗ 2115, 2110, 2114 отличаются от ВАЗ 2109, 2107, 2106. Причины тут не только в том, что где-то стоит инжектор, а где-то карбюратор.

Сама по себе конструкция двигателя, дизельного или бензинового, достаточно сложна, и для обеспечения характеристик, заложенных изготовителем, требуется совместная работа многих комплектующих и отдельных узлов. И поэтому нарушение их согласованного режима, или даже незначительные отклонения от него, могут привести к проблемам с расходом топлива. Перечислять все возможные причины и следствия неисправности отдельных узлов достаточно сложно, но стоит упомянуть такие:

  • Отказ или нарушение работы датчиков. Такой дефект является характерным для тех машин, на которых стоит инжектор, по отношению к семейству ВАЗ это будут Приора, Гранта, Калина, хотя в полной мере относится и к ВАЗ 2115, 2110, 2114. Речь идет о датчиках, передающих информацию в ЭБУ о работе отдельных узлов. К ним стоит в первую очередь отнести кислородный датчик, датчики расхода топлива и положения заслонки дросселя.
  • Воздушный фильтр, забитый пылью. Следствием этого будет недостаточный объем воздуха, поступающий в цилиндры ДВС. Забитый грязью топливный фильтр обеспечит вам недостаток бензина.
  • Отказ термостата. Это будет особенно сказываться на работе двигателя в зимний период. Заклинивший в открытом положении термостат пустит ОЖ по большому кругу, не давая возможности двигателю прогреться. Кстати, необходимо помнить, что движение после запуска двигателя без прогрева также обеспечит повышенный расход.
  • Забитые грязью форсунки. Это затрагивает главным образом инжектор, особенно для таких машин как Приора, Гранта, Калина. Грязь образуется от использования некачественного горючего, и для обеспечения нормального состава смеси, ЭБУ гонит больше бензина.

Можно и дальше перечислять причины, приводящие к лишнему потреблению горючего. Но и так должно быть понятно, что отказ любой детали в автомобиле приводит к подобному эффекту. Порой именно лишнее потребление служит первым признаком неисправности.

Засоренный воздушный фильтр

У абсолютно любого двигателя, любого объема: и 2.2, и 1.6, большой расход топлива возможен, если забит воздушный фильтр. Проблема не только в том, что в камеру сгорания попадает меньше кислорода. Гораздо больше на работу мотора влияет тот факт, что расходомеры поступающего воздуха дают компьютеру некорректную информацию.

В результате ошибки ЭБУ неверно рассчитывает нагрузку мотора. Это значит, что смесь подготавливается на основании неверных данных. На двигателях и 1.6 и 2.2 большой расход топлива в этом случае обеспечен. Впрочем, от объема мотора это не зависит, но на 5 литровом монстре разница более заметна.

загрязнение воздушного фильтра

Топливный фильтр

Наряду с электроникой виновником перерасхода может быть загрязненный топливный фильтр. Забивка этого элемента провоцирует падение давления топлива, из-за которого блок управления оставляет форсунки открытыми дольше для нормализации подачи топлива.

При резких и частых перепадах давления ЭБУ не успевает настраивать подачу дизеля грамотно, что сказывается на объеме потребляемого топлива в сторону его увеличения. Также не будет лишним произвести диагностику и регулировку ТНВД для нормализации работы мотора.

Высокий расход, если неисправна трансмиссия

Неисправность гидромуфты коробки-автомата

В штатно работающей АКПП наиболее экономичная передача включается при блокировке гидротрансформатора. Если гидромуфта не блокируется, двигатель постоянно работает с повышенной нагрузкой, поэтому большой расход бензина на ВАЗе или другой машине обеспечен. Во многих современных автомобилях при неисправности гидротрансформатора срабатывают защитные алгоритмы прошивки ЭБУ, принудительно запрещая переходить на повышенную скорость. То есть в автомобиле отсутствует самая экономичная передача, что ведет к перерасходу горючего.

Некоторые производители пошли еще дальше, и запрограммировали бортовой компьютер на переход в аварийный режим при неполадках в гидромуфте. В зависимости от модели «автомата» разрешается движение только на 2 или только на 3 передаче. Если неопытный водитель будет ездить на такой машине, то расход будет «как у самолета». Если неполадки в гидротрансформаторе обусловлены некачественной АТФ жидкостью, необходимо срочно ее заменить. Чтобы нивелировать воздействие некондиционной смазки, рекомендуется добавить в новую жидкость триботехнический состав «Супротек АКПП» или аналогичное по действию средство.

Присадка в АКПП и вариатор (CVT). Убирает «пинки», снижает гул и вибрации.

Присадка для автоматической коробки и вариатора (CVT) «Супротек АКПП»

Восстанавливает масляный насос и давление масла в гидроблоке АКПП, что убирает толчки и рывки при переключении передач. Снижает гул и вибрации. В вариаторах восстанавливает конусы и натяжение цепи.

Неправильно подобранное моторное и трансмиссионное масло

Это скорее не неисправность, а ошибка водителя. Иногда причину большого расхода топлива провоцируют сами водители, заливая в трансмиссию, двигатель или ходовую часть масло неоправданно высокой вязкости.

В этом случае видимых причин для беспокойств не будет: машина работает, посторонних звуков не слышно, «чеки» не горят. Но автомобиль может съедать на 10 и даже 15% больше горючего, чем указано в технической документации.

Неполадки в ходовой части

Со стороны ходовой части больше всего на расход бензина влияют следующие факторы:

  • недостаточное давление в шинах;
  • неверно отрегулированные развал и схождение;
  • неправильно подобранный размер колес.

Здесь все просто: регулярно проверяйте давление в шинах, развал/схождение, ставьте на свою «ласточку» диски и резину только рекомендованных производителем размеров. Соблюдение этих очевидных правил поможет избежать большого расхода бензина.

неисправности ходовой части

Система выпуска

Выпуск важен не меньше забора воздуха. Закоксовка выпускных каналов и загрязненный катализатор повышают затрудняют выход отработанных газов наружу, вследствие чего двигатель работает энергичнее, чтобы избавиться от них. Сохранение рабочей мощности в таком режиме требует повышенного расхода горючего.

Поршневая группа

Если пробег двигателя превышает 100 000 км, его поршневая группа, вероятно, уже изношена. Нарушение компрессии в цилиндрах также негативно сказывается на потреблении топлива, поскольку в случае ее понижения ухудшается отдача мотора. Для выравнивания этого показателя двигатель начинает потреблять больше горючего. Таким образом, чем старше дизельный автомобиль, тем он прожорливее.

Дополнительное оборудование

Комплектация машины также влияет на уровень расхода. При наличии кондиционера, мощной подсветки и полноценной автоакустики генератор работает на полную катушку. Повышение частоты вращения генератора требует усиленной подачи энергии, которую ДВС получает за счет увеличения потребления топлива.

Таким образом, при обнаружении перерасхода дизельного топлива стоит произвести тщательную диагностику форсунок и остальной топливной аппаратуры, проверить электронику и состояние фильтров, при необходимости заменить масло и начать покупать качественное топливо у проверенного поставщика.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий