Поверка тахографа что это такое

Закон о поверке тахографов

Единый закон о поверке тахографов на сегодняшний день в РФ отсутствует. Но, несмотря на это процедура метрологического контроля для большинства бортовых самописцев является обязательной – и это отражено сразу в нескольких нормативно-правовых актах.

Поэтому, хоть сослаться на закон о поверке тахографов не получится, При этом цифровые тахографывыполнять эту процедуру нужно. Ниже мы рассмотрим, какие документы регламентируют этот процесс, а также проанализируем некоторые нюансы, которые будут важны для владельцев автомобилей с установленными контрольными приборами.

Метрологическая поверка тахографов

Метрологическая поверка тахографов

Оформление метрологической поверки тахографов за 1 день!

Выдаем Свидетельство о прохождении поверки тахографа в день обращения.

Поверка тахографа — Что это такое? Когда и кем проводится?

Поверка тахографа

Цифровой тахограф, оснащенный блоком СКЗИ, является официально зарегистрированным средством измерения. Согласно нормам Федерального закона № 102-ФЗ от 26.06.2008г. «Об обеспечении единства измерений», данный прибор обязан соответствовать требованиям к точности показаний. С целью проверки соответствия вышеуказанным требованиям, специалистами центра сертификации и метрологии проводится поверка тахографа. Данная процедура может быть первичной (производимой до ввода прибора в эксплуатацию), или периодической (один раз в семь лет).

Поверка и калибровка тахографа: в чем разница?

Довольно часто владельцы транспортных средств путают две процедуры — поверку и калибровку. Современные цифровые тахографы нужно и поверять, и калибровать — но это разные процессы, которые решают разные задачи:

  • В ходе поверки проверяют соответствие метрологических характеристик прибора эталонным значениям. Это значит, что сначала по утверждённой методике тахограф используют для замеров параметров движения ТС, а затем сверяют результаты замера с исходными данными. Если отклонение не превышает указанной в нормативных документах погрешности — устройство допускают к эксплуатации. Если погрешность превышает допустимое значение — прибор использовать нельзя.
  • Первичная калибровка тахографа производится только на заведомо исправном — те есть поверенном — устройства после его монтажа на автомобиль. При этом установленный на машину самописец настраивают с учетом индивидуальных параметров ТС для максимальной точности измерений.

Screenshot_15.png

Тарировка — настройка контрольной измерительной аппаратуры

Тарировка — это универсальный термин, который может применяться по отношению к различным измерительным приборам. Он подразумевает настройку системы для того, чтобы она фиксировала данные с заявленной точностью. При этом процедура затрагивает оба компонента измерительной системы:

  • Само устройство, которое отвечает за сбор данных и их обработку.
  • Выносные датчики, которые непосредственно снимают информацию с узлов и агрегатов ТС.

Принцип настройки прост. Сначала на датчик оказывают воздействие с точно установленным значением. Затем настраивают работу приемного устройства, вводя поправочные коэффициенты — так, чтобы показания устройства соответствовали известной ранее величине воздействия.

Первичная тарировка тахографа проводится для того, чтобы сам тахограф правильно интерпретировал сигналы, поступающие от выносных датчиков. Но со временем погрешность измерения возрастает — потому периодически процедуру настройки нужно повторять. Тарировка дает возможность сохранить точность сбора данных на допустимом уровне.

Штрафы за отсутствие и неправильную эксплуатацию тахографа

Различают 2 вида нарушений в этой сфере:

    Управление ТС или выпуск автомобиля, предназначенного для грузовых или пассажирских перевозок, на линию без тахографа (часть 1 статьи 11.23 КоАП).

Если закон России предусматривает установку бортового самописца на авто, а он отсутствует или установлен неработающий (неисправный, с признаками стороннего вмешательства в работу устройства, заблокированный и т.д.) прибор, предусмотрены штрафные санкции. Исключением являются только случаи, когда прибор контроля скоростного режима и норм режима труда и отдыха вышел из строя после выпуска на линию. Кроме этого, согласно указанному нормативу, штраф налагается и за эксплуатацию с нарушением утвержденных норм (включая блокировку, изменение или фальсификацию записанных данных, модификацию). Размер санкций в данном случае составит от 1.000 до 3.000 руб. для граждан и от 5.000 до 10.000 руб. для должностных лиц.

Если водитель транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов или пассажиров не соблюдает режим труда и отдыха, он рискует поплатиться за такие действия суммой в размере от 1.000 до 3.000 руб.

Получается, что часть 1 статьи 11.23 КоАП регламентирует нарушения, связанные непосредственно с бортовым самописцем – фальсификация данных, корректировка, блокировка или вообще отсутствие прибора. А вторая часть этой же статьи регламентирует несоблюдение правил управления ТС водителем.

Важная информация! Карта водителя для цифрового бортового самописца собирает очень много различных нарушений. Во избежание штрафов уполномоченным лицам компаний рекомендуется производить регулярное считывание данных и выполнять профилактику нарушений.

Где проводится поверка

Право на проведение поверки получают организации, прошедшие соответствующую аккредитацию. Именно такой является мастерская компании Ставтрэк. Метрологическая поверка тахографа не занимает много времени, автовладелец загоняет транспортное средство в специальный бокс, метролог проводит проверку, вся процедура занимает не более двух часов. После ее завершения выдается свидетельство, подтверждающее соответствие устройства метрологическим стандартам, а также объективность и достоверность процедуры с юридической точки зрения. Водитель не обязан возить документ или его копию с собой, но его наличие позволяет избежать проблем при взаимодействии с контролирующими органами. Теоретически существует возможность провести поверку отдельно от ТС, но после установки устройства понадобится услуга калибровка.

Виды тахографов и сроки их периодической поверки

В обязательном порядке должны поверяться только тахографы с блоком СКЗИ, которые включены в единый реестр оборудования (на сайте rosavtotransport.ru), разрешенного для использования на транспорте. Не требуют поверки тахографы ЕСТР, которыми оснащены транспортные средства с допуском к международным перевозкам.

Как часто проводят поверку?

Процедуру подтверждения метрологических характеристик проводят с определённой периодичностью. Перед первой установкой устройства на ТС оно обязательно поверяется — первичная поверка фиксирует, что самописец замеряет параметры движения в рамках допустимых погрешностей. Аналогичное подтверждение нужно после ремонта или другого вмешательства в конструкцию прибора. Любые манипуляции могут сказаться на результатах измерений, а значит, нужно зафиксировать эти изменения документально.

Кроме того, действующие нормативы предусматривают периодическую поверку тахографов. Производители большинства моделей устанавливают меж поверочный интервал от 2 до 7 лет, но требования законов строже:

  • Минимум раз в 2 года поверяют устройства международного образца (ЕСТР).
  • Минимум раз в 4 года — приборы, оснащенные модулем СКЗИ.

После успешного прохождения поверки оформляется свидетельство (для калибровки — калибровочный сертификат и наклейка). Корпус прибора обязательно пломбируется: пломбы подтверждают, что после того, как систему поверили, в нее не вносились конструктивные изменения.

Нормативная база, регламентирующая поверку

Метрологический контроль бортовых самописцев является обязательным. Требования в проведении такой процедуры, а также сведения о ее периодичности и о том, какие приборы должны ей подвергаться, содержатся в следующих нормативах:

  • ФЗ №102 от 26.07.08 «Об обеспечении единства измерений».
  • ФЗ № 254 от 21.07.14 г., вносящий изменения в предыдущий закон и приравнивающий бортовые самопищущие устройства к средствам измерения.
  • Приказ №1658 ФА по техническому регулированию и метрологии от 25.12.15 «Об утверждении типов средств измерений»
  • Приказ № 727 МВД РФ от 14.11.16 г, регламентирующий надзор за эксплуатацией ТС.
  • Приказ МинТранса РФ № 36 от 13.02.13 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства».
  • Приказ МинТранса РФ № 55 от 20.02.17 «О внесении изменений в приказ № 36».

Именно последний документ, который вступил в силу с 16 мая 2017 года, сегодня является основным нормативным актом, регламентирующим требования к контрольным самопишущим приборам, установленным на автомобили.

Данный приказ однозначно утверждает обязательность прохождения поверки тахографов, а также определяет перечень контролируемых параметров. Кроме того. Приказ 55 прямо запрещает одновременную установку на одном автомобиле приборов двух типов – самописца с модулем СКЗИ и устройства ЕСТР.

Когда и зачем проводится тарировка тахографов?

Задача бортового контрольного устройства — фиксировать время и параметры движения ТС, в том числе скорость и пробег. При этом в ходе эксплуатации ТС точность замеров постоянно снижается — потому ее нужно восстанавливать в ходе настройки.

тарировка тахографов

Недостаточная точность измерений приводит к тому, что показания, зафиксированные тахографом, утрачивают доказательную силу. По этой причине в нормативах прописана обязанность владельца ТС периодически проводить тарировку в сертифицированных сервисных центрах.

Кроме плановой настройки тарировать тахографы нужно в ситуациях, отдельно прописанных в законодательстве. Это:

  • Изменение диаметра колес/шин.
  • Ремонт самого прибора, датчиков или КПП автомобиля.
  • Расхождение показаний встроенного хронографа с точным временем более 20 минут.
  • Повреждение пломб на корпусе тахографа (вне зависимости от причины).
  • Утеря настроечной таблицы.
  • Изменение регистрационных данных автомобиля или личной информации владельца.
  • Демонтаж устройства с установкой его на другой автомобиль (даже идентичной модели).

Во всех описанных случаях нужно проводить тарировку тахографа в сервисном центре. Результаты процедуры должны быть зафиксированы документально.

Что дает контроль тахографа?

Проверка цифровых контрольных устройств осуществляется с целью удостоверения проверяющего лица в его исправности и правильной эксплуатации. В процессе проверки тахографа инспектором ГИБДД устанавливается:

  1. Наличие самописца на транспорте, который по закону должен быть оборудован контрольным прибором.
  2. Соответствие типа устройства установленным нормативам (авто, выполняющие международные рейсы, должны быть оборудованы тахографами с ЕСТР, а машины для внутренних перевозок – аппаратами с СКЗИ).
  3. Наличие пломб на корпусе прибора, правильность установки.
  4. Наличие карты водителя у лица, управляющего машиной.
  5. Соблюдение/несоблюдение водителем норм РТО.

Такие проверки позволяют снизить аварийность на дорогах с помощью контроля переработок рабочего времени и мониторинга соблюдения допустимой скорости движения.

Нужна ли метрологическая поверка откалиброванного тахографа

Нужна ли метрологическая поверка, если тахограф уже откалиброван? Нужна. Иногда калибровку ошибочно считают поверкой, хотя это разные процедуры, которые нельзя путать. Что такое метрологическая поверка тахографа и калибровка? Отличия:

  1. В процессе калибровки проводится проверка и корректировка значений данных, которые поступают в устройства со спидометра и других измерительных приборов автомобиля.
  2. При проведении процедуры метрологической поверки производится проверка точности работы тахографа как средства измерения.

На практике проведение обеих процедур совмещаются, одна не может заменить другую.

Видео о поверке, сроках оснащения и штрафах.

Когда нужно проводить метрологическую поверку тахографа?

Метрологическая поверка тахографов производится с определенной периодичностью, указанной производителем тахографа. Обычно этот период — от трех до семи лет.

Однако в состав современных цифровых тахографов с блоком СКЗИ входит НКМ (Навигационно-криптографический модуль), который с 2016 года тоже является средством измерения и подлежит метрологической поверке. При этом срок службы модуля НКМ установлен в 36 месяцев (три года).

Отсюда следует, что цифровые тахографы с СКЗИ, установленные и активированные до 25.12.2015 — при очередной замене блока СКЗИ также подлежат метрологической поверке.

Ответственность за отсутствие поверки тахографа

Административная ответственность за отсутствие поверки тахографа предусмотрена ст. 19.19 Кодекса об административных правонарушениях РФ в виде штрафа:

  • Для должностных лиц – от 20 тыс. руб. до 50 тыс. руб.,
  • Для юридических лиц – от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб.

Сотрудники ГИБДД также осуществляют контроль наличия тахографа, установленного на борту транспортного средства, калибровки и карты водителя.

Управление или выпуск на линию автомобилей категорий M2, M3, N2, N3, оснащённого не поверенным тахографом, наказывается штрафом в соответствии со ст.11.23 КоАП РФ:

  • Для физических лиц – от 1000 до 3000 рублей;
  • Для должностных лиц – от 5000 до 10000 рублей.

По всем интересующим вопросам в области тахографии Вы можете проконсультироваться у специалистов сертифицированного сервисного центра «Тахограф Мастер».

Срок действия тарировки тахографа

Срок действия тарировки тахографа

Владелец автомобиля, на котором установлен бортовой самописец, должен знать, сколько действует тарировка тахографа — иначе есть риск пропустить плановый срок и получить штраф при очередной проверке.

В законе установлена такая периодичность:

  • Для приборов с блоком СКЗИ — тарировка раз в 3 года.
  • Для приборов ЕСТР — настройка раз в год или раз в два года (зависит от конкретной модели).

Обратите внимание! Иногда производители указывают в документации к прибору межповерочный интервал, который превышает установленные законом сроки. Но при принятии решения об очередной тарировке нужно учитывать именно требования действующих нормативов. Только соблюдение указанной в законодательстве периодичности даст возможность подтвердить, что тахограф фиксирует показания точно и собранные данные имеют доказательную силу.

Кто имеет право проверять тахографы?

Наличие самописца, а также соответствие прибора утвержденным нормам вправе контролировать сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ГИБДД (пункт 102 Технического регламента о безопасности колёсных ТС, утвержденный постановлением Правительства России №720 от 10.09.2009 г.).

Проверку тахографа также рекомендуется выполнять уполномоченным сотрудникам предприятия и самим водителям, чтобы заблаговременно обнаружить неполадки, устранить их и избежать возможных штрафов.

Кто, где, когда может останавливать машины для контроля самописца

Мониторинг состояния цифрового контрольного прибора имеют право осуществлять работники ГИБДД и Ространснадзора на трассе, дорогах и спец. предприятиях.

Прежде чем приступить к ревизии сотрудник инспекции должен показать карту контролёра. Если такой документ отсутствует, право на осмотр прибора ему не предоставляется.

После того, как инспектор предъявит соответствующее удостоверение, водитель обязан предоставить доступ к тахографу. Если лицо, управляющее транспортным средством, откажется это сделать, ему грозит взыскание в виде штрафа за административное нарушение.

Когда инспекторы ГИБДД могут осуществить осмотр контрольного устройства?

В законе нет никаких пометок о частоте проверок тахографов, а это означает, что:

  • осмотр ТС может осуществляться как в пункте дорожно-патрульной службы, так и на дороге/трассе;
  • проверки могут производиться как при плановом, так во время внепланового рейда;
  • уполномоченное лицо имеет право провести как поверхностную проверку наличия аппарата, так и полную процедуру осмотра (в данном случае инспектор обязательно должен предъявить карту контролёра).

Более того, проверять соблюдение лицами, управляющими ТС, правила режима труда и отдыха вправе работники и работники Трудовой инспекции. Однако такие проверки осуществляются только на специализированных предприятиях, следовательно, непосредственно водителю не придется с ними контактировать.

Нужна ли метрологическая поверка, если тахограф уже откалиброван?

Калибровку (тарировку) тахографов также иногда ошибочно называют поверкой. Однако калибровка тахографа и метрологическая поверка тахографа — это совершенно разные процедуры и путать их нельзя!

При калибровке тахографа проверяются и корректируются значения данных, поступающих в тахограф от спидометра и других средств измерения параметров движения автомобиля.

При метрологической поверке тахографа проверяется точность работы самого тахографа как средством измерения.

Обычно на практике эти две процедуры (калибровку тахографа и метрологическую поверку тахографа) стараются совмещать.

Сроки поверки тахографа и ответственность

Изначально периодичность метрологического контроля определялась производителем устройства: для большинства приборов, устанавливаемых на автомобилях, этот срок составлял до 7 лет. Нормативные документы, принятые в РФ, устанавливают и другие сроки – не реже одного раза в 4 года для самих модулей СКЗИ, и не реже, чем раз в 2 года – для устройств, соответствующих требованиям ЕСТР.

На сегодняшний день должны быть поверены все приборы, выпущенные и установленные до момента выхода приказа об обязательном метрологическом контроле.

При этом цифровые тахографы с блоком СКЗИ введенные в эксплуатацию до 20.02.2017 г. (т.е. до выхода приказа № 55) можно использовать без поверки до будущей замены СКЗИ – и только при установке нового модуля НКМ провести все необходимые операции.

Пломбировочная наклейка

Ответственность за эксплуатацию авто с устройством, не прошедшим указанную процедуру, прописана в КоАП (статья 19.19). Суммы штрафов составляют:

  • Для юридических лиц – до 100 тыс. рублей.
  • Для должностных лиц, отвечающих за выпуск машины на линию – до 50 тыс. рублей.

Помимо этого, отсутствие документов, подтверждающих прохождение метрологического контроля, может быть приравнено к фактическому отсутствию бортового самописца. А оно, в свою очередь, наказывается штрафами в соответствии с 11.23 КоАП.

Нормативная база

В РФ действует ряд законов, которые регламентируют обязательную поверку тахографов, утверждают процедуру метрологического контроля и усаливают периодичность. В первую очередь сотрудники контролирующих органов ориентируются на:

Федеральные законы №102 (26.07.08) и № 254( 21.07.14), согласно которым бортовые самописцы приравниваются к средствам измерения.

Приказ №1658 ФА, регламентирующий утверждённые типы средств измерений.

Приказы МинТранса РФ № 36 и № 55 (13.02.13 и 20.02.17 соответственно), в которых содержатся требования к используемым в РФ тахографам. Именно приказ № 55 — наиболее актуальный документ: в нем содержится информация о типах бортовых самописцев, требованиях к ним, а также перечень характеристик, которые проверяют при калибровке и поверке.

Что проверяют в тахографе в первую очередь?

Сотрудник Госавтоинспекции в первую очередь попросит показать документы на авто, чтобы выяснить, нужен ли именно для этой машины самописец.

Если автомобиль в обязательном порядке должен быть оборудован тахографом, то инспектор выясняет:

  • установлен ли прибор;
  • соответствует ли он по типу (ЕСТР и СКЗИ);
  • есть ли у водителя личная карточка для управления тахографом (выполняется сверка соответствия данных в паспорте и на карточке);
  • состояние бортового самописца (все ли пломбы на месте, нет ли признаков вмешательства в работу и пр.);
  • исправно ли оборудование.

Далее, если у инспектора возникли подозрения, он вправе попросить водителя распечатать данные с тахографа. Распечатка покажет: соблюдается ли РТО и скоростной режим.

Важно понимать, что водитель должен уметь делать распечатку данных с бортового самописца, так как за отказ предоставить данную информацию ему снова-таки грозят штрафные санкции.

Осмотр тахографов с блоком СКЗИ

Работа отечественных самописцев с блоком СКЗИ основывается на системе криптографической защиты информации. В состав таких приборов входят процессор, блок памяти, акселерометр, хронометр и приёмник сигналов со спутников. Питание осуществляется от АКБ. Используются такие тахографы только на территории РФ.

Процедура проверки тахографов инспектором предполагает следующие действия:

  1. Определение расположение прибора в кабине авто.
  2. Подтверждение по серийному № законности использования конкретной модели устройства в РФ.
  3. Проверка наличия карточки водителя.
  4. Выяснение количества доп. функций, установленных на приборе.
  5. Осмотр компонентов оборудования.
  6. Выяснение наличия калибровочной таблицы, в которой указаны сведения о компании, выполняющей плановые калибровки, информация о резине и расчетные данные.
  7. Осуществление диагностики дисплея контрольного прибора и сверка данных о его месторасположении.

Проверка устройств ЕСТР

Тахографы с блоком ЕСТР (с телематическим комплексом) используются на машинах для международных рейсов. Защита собираемой информации выполняется за счет криптографических алгоритмов. Диагностика таких аппаратов выполняется по следующей схеме:

  1. Сотрудник ГИБДД проверяет, есть ли у водителя личная карточка для управления тахографом.
  2. Далее выясняется наличие расположение пломб (для этого используется калибровочная таблица).
  3. Сверяется дата установки самописца.
  4. Выполняется мониторинг данных об имеющихся отклонениях.
  5. Выясняется, соблюдается ли водителем режим труда и отдыха.
  6. Осуществляется проверка состояния скоростных датчиков.

Важная информация! От контролера зависят сроки замены комплектующих и ремонта электронного контрольного прибора. Произвести диагностику и обслуживание тахографа можно в центрах метрологии и стандартизации.

Какие тахографы подлежать поверке?

Согласно приказу № 55, поверять нужно:

  • Тахографы, эксплуатация которых разрешена законом на территории РФ.
  • Устройства, которые работают с блоками СКЗ типов НКМ-К и НКМ-2.

Другое оборудование в поверке не нуждается по очевидной причине — его просто нельзя эксплуатировать в Российской Федерации.

Когда проводится проверка тахографа, частота обязательных осмотров

Периодичность диагностики не регламентирована на государственном уровне, поэтому у инспекторов ДПС есть полное право запросить доступ к контрольному прибору в любое время. При этом плановая проверка и обслуживание тахографа должны осуществляться не реже, чем 1 раз в 2 года – прил. 3,5 Приказа Минтранса №36 от 13 февраля 2013 года.

Периодичность диагностики зависит от:

  • поправок, вносимых в законодательство РФ;
  • изменения конструктивных особенностей электронного контрольного устройства;
  • смены VIN транспорта или личных данных водителя.

Кроме того, диагностика может проводиться, если: необходимо установить/заменить микропроцессор; пришло время заменить диски либо шины; сменился регистрационный № ТС; возникла необходимость в ремонте/обслуживании криптографического навигационного блока.

Учёт сведений о РТО ведется ежегодно.

Поверка бортовых тахографов старого образца?

Теоретически с момента выхода приказа № 55 — основного документа, который регламентирует процедуру метрологического контроля — максимальный срок для замены модулей СКЗИ уже прошел. Потому формулировка о поверке при следующей замене модуля НКМ утратила актуальность. Таким образом:

  • Если на ТС установлен самописец, который ранее не поверялся, но при этом разрешен к использованию в РФ — его нужно поверить.
  • Если же модель контрольного прибора не соотнесут нормативным требованиям, то для эксплуатации ТС на дорогах общего пользования нужно переоснастить автомобиль.

Соблюдение сроков метрологического контроля и наличие подтверждающих документов строго контролируется. Потому во избежание штрафов (50 тысяч для должностных лиц, до 100 тысяч — для юридических лиц) поверять оборудование нужно в установленные законом сроки.

Какие нарушения могут быть обнаружены?

Проверяющий может выявить такие несоответствия:

  • отсутствие самого тахографа, а также несоответствие типа прибора для установки на конкретный вид ТС;
  • отсутствие базовых комплектующих;
  • неисправность оборудования. Распространены такие факторы, влияющие на корректность работы прибора, как отсутствие/недостаток подачи электроэнергии, блокировка датчиков скорости, магниты и т.д.;
  • некорректная калибровка;
  • нарушение скоростного режима;
  • несоблюдение РТО.

Санкции за нарушения по эксплуатации электронных приборов учета

Главная задача руководителей предприятия – обучить водителя правильной эксплуатации тахографа. Если водитель не знает, как распечатать данные или вообще не умеет использовать прибор мониторинга, это грозит всевозможными нарушениями и, соответственно, штрафами. А несоблюдение правил использования бортовых самописцев приравнивается к управлению транспортом без тахографа. Суммы штрафов прописаны в 1 и 2 частях статьи 11.23. КоАП.

Проверка тахографа инспектором ГИБДД законна. Поэтому, чтобы избежать наказания, руководителям предприятий рекомендуется обучить своих сотрудников навыкам эксплуатации самописцев и своевременно проводить самостоятельную проверку, калибровку и обслуживание оборудования.

Нужно ли возить с собой свидетельство о поверке тахографа?

Свидетельство о метрологической поверке тахографа является подтверждением того, что данный тахограф соответствует метрологическим требованиям и его показания являются объективными и достоверными с юридической точки зрения.

Отсутствие факта метрологической поверки тахографа (отсутствие Свидетельства о поверки) является административным правонарушением, за которое предусмотрен административное наказание по ст. 19.19 КоАП РФ (штраф для юридических лиц до 100 тысяч рублей).

В теории Свидетельство о метрологической поверке тахографа должно находиться у собственника автомобиля, однако мы настоятельно рекомендуем возить с собой его копию для избежания потенциально спорных моментов с сотрудниками ГИБДД,

Как проверить, поверен ли мой тахограф?

Каждая операция по метрологической поверке каждого тахографа заносится в общедоступный электронный каталог на сайте Росстандарта.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий