Пдд для водителей автобусов

Соблюдение ПДД водителем автобуса

Соблюдение ПДД водителем автобуса

Лицо, управляющее ТС и не соблюдающее ПДД, утвержденные Постановлением Правительства № 1090 от 23 октября 1993 года “О Правилах…” (далее – Правила), может попасть в дорожно-транспортное происшествие.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

В результате ДТП может пострадать не только управляющее ТС лицо, но и пассажиры, которых в автобусе достаточное количество. Именно поэтому к водителям данных ТС предъявляются особые требования.

Правила дорожного движения для водителей маршруток, автобусов и троллейбусов

Маршрутка

Общественный транспорт перевозит одновременно большое количество пассажиров, поэтому в России его движение регулируется дополнительными пунктами правил дорожного движения.

Правила предоставляют преимущества при движении для маршруток, автобусов и троллейбусов и именно они и будут рассмотрены в данной статье.

Обязательные инструктажи по БДД для водителей: новые правила с 1 сентября 2021 года

Марина Шобохонова

Изменения ПДД для автобусов в 2020 году

С 1 июля 2020 года в России вступили в силу изменения в Правила Дорожного Движения. Они предусматривают ужесточение норм импорта праворульных машин, усложнение их регистрации и использования. Изменения в ПДД в 2020 году также должны были коснуться порядка получения водителями медицинской справки при продлении периода действия или получении нового ВУ, но он остался прежним. А также были приостановлены требования к обязательной установке тахографов на пассажирские городские автобусы и отменен запрет на эксплуатацию автобусов старше 10 лет для организованной перевозки детей.

Регламентированием труда и отдыха водителей- дальнобойщиков и водителей автобусов займется новый пункт 26 ПДД

В Правила дорожного движения внесены важные поправки, закрепляющие количество часов, в течение которых за рулем могут находиться водители грузовых автомобилей и автобусов. Соответствующие поправки подписал председатель правительства Дмитрий Медведев.

Речь идет о давно обсуждаемом внесении в ПДД уточняющего раздела для водителей-профессионалов, в котором будут прописаны нормы времени управления транспортным средством и отдыха, которое должны соблюдать физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, а также автобусов.

С официальным текстом постановления от 20 декабря 2019 года № 1733 можно ознакомиться здесь

Что именно меняется для водителей большегрузов и автобусов? Как теперь нужно будет отдыхать и сколько ехать? Давайте разберемся с этими насущными вопросами, изучив документ, вносящий изменения в Правила дорожного движения.

Не каждый водитель знает: какими преимуществами при перестроении обладает автобус

В Правилах дорожного движения понятие «Маршрутное транспортное средство» определяется, как автобус, троллейбус и трамвай общего пользования, предназначенные для перевозки людей по установленным маршрутам с обозначенными местами остановок.

Выделенные полосы

Выделенные полосы считаются едва ли не главным преимуществом общественного транспорта. Кроме маршрутных автобусов и троллейбусов, по эти полосам могут ездить такси, школьные автобусы и велосипеды (когда «выделенка» расположена справа). Если туда сунется частник, то с него возьмут штраф в размере 1500 рублей, а в Москве и Питере — 3000.

Но не стоит забывать, что частные машины могут туда заезжать в местах с прерывистой линией разметки для съезда с дороги, а также для посадки и высадки пассажиров. Главное, чтобы при этом не было помех маршрутным транспортным средствам.

Дорожные знаки

Еще одно преимущество у водителей общественных транспортных средств, допущенных к движению по выделенным полосам — возможность в ряде случаев игнорировать при въезде на перекресток требования некоторых дорожных знаков — предписывающих и запрещающих.

Начало движения с остановки

Еще одно немаловажное преимущество исключительно маршрутных автобусов и троллейбусов заключается в том, что в населенных пунктах водители должны им уступать дорогу, когда они начинают движение от обозначенного места остановки (пункт 18.3 ПДД). В свою очередь, водители общественного транспорта могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.

Перестроение

Многие малоопытные водители часто путают приоритет маршрутного транспорта при начале движения с остановки с перестроением. Под «перестроением» ПДД подразумевает выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения. В таких случаях уступать автобусам совсем необязательно, но при условии, что речь не идет о выезде с остановки. А вот когда общественный транспорт при начале движения после посадки-высадки пассажиров вынужден перестроиться в соседнюю полосу (например из-за припаркованной впереди машины), то в этом случае водитель обязан уступить ему дорогу. Несмотря на то, что в пункте 18.3 ПДД не упоминается слово «перестроение».

Режим управления личными грузовиками и автобусами в 2021 году

Режим управления личными ТС

В этой статье речь пойдет о нормативах времени управления грузовиками и автобусами, которые должны соблюдать физические лица в 2021 году.

Еще раз подчеркиваю, что ниже рассматриваются нормативы только для личных транспортных средств. Режим труда и отдыха для транспортных средств организаций (юридических лиц и ИП) рассмотрен в отдельной статье.

Напомню, что с 1 ноября 2019 года на грузовики тяжелее 3,5 тонн и автобусы, принадлежащие физическим лицам, должны устанавливаться тахографы (приборы для контроля времени управления автомобилями). Конкретные сроки установки для различных групп транспортных средств рассмотрены в отдельной статье.

Тахограф позволяет проконтролировать соблюдение водителем нормативов по управлению автомобилем или автобусом. Именно о нормативах и пойдет речь ниже.

Данная статья написана на основе раздела 26 правил дорожного движения, который внесен в ПДД с 1 января 2020 года.

Как проходит экзамен в ГИБДД

sdacha-na-prava

Тестирование ГИБДД во многом повторяет то, что курсанты сдают на экзаменах в автошколе. Как проходит внутренний экзамен в автошколе, мы уже рассказывали. В этот раз поговорим о том, как проходит сдача экзамена в ГАИ в 2021 году.

Обычно на экзамен в ГИБДД курсанта записывает автошкола. Если этого не произошло или после окончания автошколы прошло уже много времени, записаться придется самостоятельно.

Основные нюансы работы

Приведем основные положения:

  • данное лицо несет повышенные риски привлечения к ответственности по ст. 12.24. КоАП и ст. 264 УК РФ – в связи с тем, что в автобусах перевозятся, как правило, большие группы людей;
  • в отличие от “обычных” водителей, лицо, управляющее автобусом, обязано проходить предварительные, периодические, предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры на основании ч. 3 ст. 23 ФЗ № 196 от 10 декабря 1995 года “О безопасности…”;
  • режим труда и отдыха регламентируется отдельным нормативным актом – Приказом Минтранса № 15 от 20 августа 2004 года “Об утверждении…”;
  • перед приемом на работу водителя автобуса проводится профессиональный отбор и профобучение в порядке, установленным Приказом Минтранса № 59 от 11 марта 2016 года “Об утверждении…”.

Что такое маршрутное транспортное средство?

В первую очередь рассмотрим понятие маршрутное транспортное средство из пункта 1.2 ПДД:

“Маршрутное транспортное средство” – транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

Обратите внимание, что в определении есть следующая фраза “движущееся по установленному маршруту”. Если общественный транспорт отклонится от установленного маршрута движения, то он перестанет быть маршрутным транспортным средством.

Например, если водитель захочет объехать пробку через дворы, то его автомобиль потеряет перечисленные ниже преимущества маршрутного транспортного средства.

Могут ли автобусы выезжать с выделенной полосы?

Итак, первое, на чем я хочу остановиться в этой статье, – это движение общественного транспорта по дороге с выделенной полосой. Сразу же хочу отметить тот факт, что водители маршнутного транспорта не обязаны двигаться по автобусной полосе.

Правила запрещают движение всех транспортных средств по выделенной полосе (кроме нескольких исключений, которые будут рассмотрены ниже), однако они никак не ограничивают движение автобусов и троллейбусов.

Например, если выделенная полоса отделена от остальной дороги прерывистой линией разметки, и в данном направлении есть хотя бы еще одна полоса движения, предназначенная для всех участников движения, то автобусы и троллейбусы при желании могут перестраиваться между выделенной и обычной полосами любое количество раз.

Итак, если на дороге есть автобусная полоса, то общественный транспорт получает больше пространства для маневра, чем все остальные автомобили.

Запрет на ввоз автомобилей с правым рулем категорий М2 и М3 с 1 июля 2020 года

Запрет импорта и ограничения на эксплуатацию праворульных машин, вводимые с 01.07.2020, касаются только ТС категорий М2 и М3, к которым относятся микроавтобусы и пассажирские автобусы, а также самосвалы, строительная спецтехника, грузовые авто, оборудованные краново-манипуляторными установками.

Праворульные автомобили, ввезенные в РФ и прошедшие растаможку до 01.07.2020 года, могут эксплуатироваться по старым правилам.

Что должно учитываться при управлении грузовиком и автобусом?

В первую очередь рассмотрим основные понятия, которые используются в разделе 26 ПДД:

  • Время управления автомобилем – это время, в течение которого человек находится за рулем грузовика и автобуса.
  • Перерыв для отдыха – это перерыв, который должен сделать водитель во время движения.
  • Ежедневный отдых – это непрерывное время отдыха, которое должно быть выделено ежедневно.
  • Еженедельный отдых – это непрерывное время отдыха, которое выделяется водителю 1 раз в неделю.

Примечание. В отличие от коммерческого транспорта, для личных автомобилей не учитывается общее время работы человека.

На основе перечисленных выше понятий можно составить расписание, позволяющее управлять грузовиком или автобусом без нарушений. Именно об этом и пойдет речь ниже.

Описание категорий водительских прав

Двухколёсный транспорт делится на три категории:

  • М – мопеды;
  • А1 – легкие мотоциклы;
  • А – мотоциклы.

Категория М предназначена для управления мопедами и легкими квадрициклами. Она открывается автоматически при сдаче экзамена на любую из других категорий. По сути, мопед может водить любой школьник. Обязанность получить права была введена в связи с большим количеством смертей на дорогах в результате ДТП с участием мопеда. То есть, авторы ПДД считают, что, пройдя курс теории и научившись вождению на любом серьезном транспорте, вы будете более осведомлены и аккуратны в вождении этих несложных мото-средства. Доплачивать за категорию не нужно.

Категория А1 для «слабых» мотоциклов до 125 «кубов» может быть открыта с 16-летнего возраста – в этом кроется её основная особенность. Однако обладатель прав с пометкой А1 не сможет водить крутой байк с мотором больше 125 «кубов».

Категория А – самая обширная, она позволяет управлять всеми видами мототранспорта, в том числе с коляской. Также она открывает доступ к управлению квадроциклами до 400 килограммов. То есть, выучившись на категорию А, у вас автоматически откроются категории А1 и М.

Теоретический экзамен

teoreticheskiy-ekzamen

Первым по счёту идёт теоретический тест на знание правил дорожного движения. Весь процесс обучения в автошколе сопровождается заучиванием правил по учебнику, и у хорошо подготовленного курсанта не возникнет сложностей со сдачей этой части экзамена.

Раньше вопросы выдавались на бумажных билетах — сейчас тестирование проходит за компьютером. Всего курсант отвечает на 20 вопросов за 20 минут с правом на две ошибки. Пытаться списывать или жульничать на теоретическом экзамене в ГАИ не стоит. Это обязательно заметят и отправят на пересдачу.

Экзаменационные вопросы каждый курсант знает заранее, поскольку из них состоят все учебники с билетами. По сути, подготовка представляет собой изучение экзаменационных вопросов и ответов к ним, а правила дорожного движения играют роль пояснения, почему нужно ответить так или иначе.

Определение вида транспорта и колонны

Определение “автобус” в четком виде в Правилах не представлено.

Зато в п. 1.2. Правил дано определение, что такое маршрутное ТС – это ТС общего пользования (автобус, троллейбус или трамвай), непосредственно предназначенное для транспортировки граждан и движущееся по заранее установленному пути с четко обозначенными местами для остановок.

Однако не каждый автобус является маршрутным ТС. В Правилах, например, дано отдельное понятие школьному автобусу – это такое специальное транспортное средство, принадлежащее ДОУ или общеобразовательной организации (средней школе, лицею, гимназии и др.) и соответствующее требованиям безопасности, предъявляемым законодательством РФ к транспортировке несовершеннолетних лиц.

Также автобусы могут двигаться в составе организованной колонны, определение которой представлено в п. 1.2. Правил – это группа из трех или более ТС (в том числе, и автобусов), следующих друг за другом по одной полосе проезжей части, впереди которой едет специальное ТС с нанесенными на кузов цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками.

Кроме этого, существует такое понятие, как организованная транспортировка группы детей – это перевозка детей в количестве свыше 8 человек без сопровождения родителей или законных представителей, осуществляемая на 1-м или нескольких ТС.

Почему эти изменения вносят именно в ПДД?

Конечно, их можно было бы закрепить в одном из многочисленных приказов или инструкций, но изменение настолько важно для безопасности на дорогах, что законодатель решил его прописать не где-нибудь, а в самом главном документе для всех водителей – Правилах дорожного движения. Разночтений по поводу нарушения установленных правил в этом варианте не будет, и им придется следовать четко: от и до.

А чтобы при обучении в автошколе и поисках в Правилах нормы водителям-профессионалам было легче ориентироваться, в ПДД тема выделяется отдельным пунктом под номером 26. Что еще раз подчеркивает всю важность внесенной нормы.

Правила медосвидетельствования водителей в 2020 году остаются прежними

Изначально Министерство здравоохранения, начиная с осени 2019 года, планировало отправлять всех водителей на сдачу дополнительных анализов мочи и крови. Анализ мочи позволяет выявить наличие психоактивных веществ (каннабиноидов, барбитуратов и амфитаминов), анализ крови – определить маркер CDN, который указывает на заболевание алкоголизмом. Но, в связи с высокой стоимостью исследований и длительным периодом их проведения, образовались длинные очереди из желающих пройти медобследование по старым требованиям.

После вмешательства в эту ситуацию В. В. Путина в новые правила были внесены изменения. Согласно этим нововведениям, нарколог должен отправлять водителей на сдачу дополнительных анализов (лабораторных исследований крови и/или мочи) только в тех случаях, если он выявит признаки злоупотребления алкоголем или употребления психоактивных веществ. Введение новых правил медосвидетельствования водителей, запланированное на 1 июля 2020 года, отложили до 01.01.2021.

В настоящее время разрабатываются поправки в существующие нормы медицинского обследования водителей, уточняются условия и порядок проведения анализов. Прежней остается схема проведения лабораторных исследований крови и мочи: только в специализированных медучреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Еженедельный отдых

Базовое правило

В первую очередь рассмотрим понятие еженедельный отдых, которое должно быть учтено при управлении грузовиком. Пункт 26.3 ПДД:

  • не менее 45 часов в течение периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха (еженедельный отдых). Допускается сокращение этого времени до 24 часов, но не более одного раза в течение 2 подряд календарных недель. Разница времени, на которую сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть в течение 3 подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен, использована водителем на отдых от управления транспортным средством.

1. Еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов.

2. Еженедельный отдых должен быть выделен каждые 6 дней.

Обратите внимание, для водителей личных грузовиков и автобусов базовой величиной для расчета является не полная неделя (7 суток), а 6 суток.

Например, водитель начинает управление своим грузовиком в 8 утра понедельника. В этом случае расчетный период (6 суток) заканчивается в 8 утра воскресенья.

Если отложить еженедельный отдых на самый последний момент, то он должен начаться не позже, чем в 11 утра пятницы.

То есть получается, что если не использовать исключение (о нем речь пойдет ниже), то водитель не может использовать грузовик или автобус в течение 5 рабочих дней подряд.

Исключение 1 раз в 2 недели

Если воспользоваться исключением, то можно 1 раз в 2 недели уменьшить время еженедельного отдыха до 24 часов.

Например, водитель начинает управление своим грузовиком в 8 утра понедельника. В этом случае расчетный период (6 суток) заканчивается в 8 утра воскресенья.

Воспользуемся исключением и сократим время еженедельного отдыха до 32 часов. В этом случае пятый день управления может закончиться в 23:59 пятницы, то есть автомобиль удастся использовать 5 дней подряд.

При этом нужно компенсировать время, на которое был уменьшен еженедельный отдых. Его можно использовать сразу же, после окончания недели, то есть в воскресенье. При этом водитель непрерывно отдыхает с 23:59 пятницы по 21:00 воскресенья.

Еще раз напоминаю, что такое исключение можно использовать только 1 раз в течение 2-х недель подряд. То есть в самом лучшем случае можно рассчитать время за рулем так, что в первую неделю водитель будет управлять грузовиком или автобусом 5 полных дней, а во вторую – 4 полных дня и 3 часа.

Автодром

sdacha-praktiki-gibdd

Те, кто успешно сдал теорию, допускаются к сдаче вождения на автодроме. В экзаменационный день (обычно это суббота) тестирование курсантов идёт потоком. Иначе говоря, как только заканчивается теоретическая часть, начинается автодром. Эта часть экзамена, как правило, даётся курсантам проще всего. В нее входит демонстрация навыков по трём упражнениям из пяти разученных:

  • маневрирование между конусами («змейка»);
  • параллельная парковка;
  • въезд в гараж задним ходом;
  • разворот во дворе;
  • трогание на подъёме (включается в экзамен обязательно).

Самым простым упражнением считается «змейка», так как для слалома между конусами не нужно особых навыков, достаточно уметь вовремя вращать руль. Параллельная парковка и въезд в гараж даются сложнее, но самое сложное упражнение — трогание на ручнике в горку. Оно даётся труднее всего.

При трогании на подъеме важно грамотно сработать ручным тормозом и сцеплением одновременно, поэтому упражнение нередко становится причиной провала на автодроме. Те же, кто успешно сдаёт эту часть экзамена, отправляются на вождение в городе.

Конкретных оценок, сколько баллов и за какое упражнение выставляется, никто не озвучивает. Известно, что на автодроме можно допустить одну несерьёзную ошибку (например, задеть конус). Сбитый конус и уж тем более несколько приводит к пересдаче. Равно как и провал с троганием в гору.

Какие есть знаки по движению автобусов

Как правило, все дорожные указатели, перечень которых представлен в Приложении 1 к Правилам, распространяют свое действие и на водителей автобусов. Например, лицо, управляющее общественным транспортом, должно следовать предписаниям всех предупреждающих и знаков приоритета. Каких-либо преференций по сравнению с другими ТС для автобусов не предоставлено.

Некоторые знаки либо не распространяются на автобусы, либо дают какое-либо преимущество перед другими участниками дорожного движения (пешеходами, велосипедистами и др.).

Например, знак 3.4., воспрещающий движение грузовикам с массой свыше 3500 кг, не запрещает движение автобусам, специально оборудованным для транспортировки людей.

Знак 3.4

Перечень указателей, требования которых не распространяются на маршрутные ТС (если автобус – школьный или движется в составе колонны, требования этих знаков все же распространяются):

  • 1. “Въезд запрещен”;

знак 3.1. “Въезд запрещен”

  • 2. “Движение запрещено”;

3.2. “Движение запрещено”

  • 3. “Движение механических транспортных средств запрещено”;

3.3. “Движение механических транспортных средств запрещено”

  • 18.1. и 3.18.2.;

3.18.1

3.18.2

  • 19. “Разворот запрещен”;

3.19. “Разворот запрещен”

  • 27. “Остановка запрещена”;

3.27. “Остановка запрещена”

  • 1.1. – 4.1.6. и др.

4.1.1. – 4.1.6. и др.

Существуют также знаки особых предписаний, которые устанавливают определенные режимы движения в отношении автобусов:

  • 11.1. – обозначает выделенную полосу для маршрутных ТС, по которой автобусы и троллейбусы движутся навстречу общему потоку;

5.11.1

  • 14. – обозначает попутную выделенную полосу для маршрутных ТС;

5.14.

  • знак “Автобусная остановка”16. – обозначает место остановки для автобуса или троллейбуса (может применяться совместно с разметкой 1.17.).

знак “Автобусная остановка” 5.16

Что касается остальных знаков (в том числе, и 3.20. “Обгон запрещен”), то они в полной мере распространяются на водителей автобусов и обязательны к соблюдению.

Примечание. На время проведения ЧМ 2020 по футболу действовал знак ПДД “Движение автобусов запрещено”, который перестал применяться с 18 июля 2020 года.

знак ПДД “Движение автобусов запрещено”

Начало движения от обозначенного места остановки

Ситуация регламентируется пунктом 18.3 ПДД:

18.3. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.

Обратите внимание, маршрутки, автобусы и троллейбусы получают преимущество при одновременном соблюдении следующих условий:

  • Ситуация происходит в населенном пункте.
  • Место остановки должно быть обозначено знаком 5.16:
    Знак 5.16 Место остановки автобуса и (или) троллейбуса
  • Общественный транспорт должен начинать движение. Т.е. если маршрутка медленно проедет через остановку, но останавливаться не будет, то преимущества она не получит.

В данном пункте также есть дополнительное требования к водителям общественного транспорта. Они должны убедиться в том, что им уступают дорогу. На практике это ведет к тому, что если произойдет ДТП с автобусом, отъезжающим от остановки, то его виновниками будут признаны одновременно оба водителя. Водитель автомобиля нарушит требования первого предложения пункта 18.3, водитель общественного транспорта нарушит требования второго предложения этого же пункта.

Дорожные знаки, используемые для обозначения полос для МТС

В правилах дорожного движения есть 6 видов дорожных знаков, которые могут обозначать дорогу или полосу, предназначенную для движения общественного транспорта.

Знак 5.11.1 Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств Начало встречной автобусной полосы.
Знак 5.12.1 Конец дороги с полосой для маршрутных транспортных средств Конец встречной автобусной полосы.
Знак 5.13.1 Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств На пересекаемой дороге есть полоса для автобусов, которая идет налево. Автомобилям (кроме исключений) поворачивать налево нельзя.
Знак 5.13.2 Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств На пересекаемой дороге есть полоса для автобусов, которая идет направо. Автомобилям (кроме исключений) поворачивать направо нельзя.
Знак 5.14 Полоса для маршрутных транспортных средств Начало попутной автобусной полосы. Если знак установлен справа от дороги, то он распространяется исключительно на правую полосу движения.
Знак 5.14.1 Конец полосы для маршрутных транспортных средств Конец попутной автобусной полосы.

Сколько согласно новым правилам может находиться за рулем водитель?

Итак, пункт 26 Правил предписывает:

управлять ТС без остановки на отдых не более 4 часов 30 минут с момента начала управления транспортным средством;

далее обязательно должен следовать 45-минутный отдых. При этом заметим, что перерыв на отдых должен быть не менее этого периода времени. Все это будет отражаться в записи тахографа, поэтому несоблюдение норм, являющееся нарушением, может быть легко выявлено и выписан штраф.

Перерыв на отдых отсчитывается с момента начала управления транспортным средством или с момента начала очередного периода управления транспортным средством;

Законодатель также предусмотрел, что 45-минутный период можно разбить на части. То есть в течение 4.5 часов можно будет остановиться один раз минимум на 15 минут, а после первого периода движения остановка должна продлиться не менее 30 минут.

Для того чтобы не было разночтений, в постановлении прописано следующее:
«Указанный перерыв для отдыха может быть разделен на 2 части или более, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя – не менее 30 минут».

Обязательная установка тахографов на городских автобусах на 2020 год отменена

Тахографы – записывающие устройства, которые автоматически регистрируют время работы и отдыха водителей, скорость и маршрут автомобиля. В целях повышения безопасности на дорогах был издан приказ о том, что организации и индивидуальные предприниматели должны в обязательном порядке оборудовать принадлежащие им ТС тахографами. Позже был издан приказ о необходимости оснащения такими же устройствами автобусов и грузовых авто, принадлежащих физическим лицам.

В конце апреля Минтранс подготовил проект постановления о том, что обязательное оснащение 96 тыс. городских автобусов тахографами отложено до лета 2021 года. Средства, предназначенные для приобретения и установки тахографов на транспортных средствах категорий М2 и М3, были перенаправлены на финансирование перевозчиков для компенсации их упавших доходов.

На год было отложено и требование оснастить грузовой и пассажирский транспорт системой ГЛОНАСС.

Правила заезда и выезда с остановки

Пешеходы обязаны знать, как правильно обходить автобус (сзади – прим. ред.), а водитель – как заезжать на остановку:

  • снижение скорости;
  • подача соответствующего правого сигнала поворота (п. 8.1. Правил);
  • остановка рядом с посадочной площадкой и ожидание посадки/высадки пассажиров.

Выезд с остановки должен осуществляться только после того, как водитель убедится в том, что все пассажиры, намеренные выйти или зайти в автобус, осуществили данное действие. Перед началом выезда нужно подать сигнал левым поворотником.

Далее нужно начать пропускать автомобили, движущиеся по полосе, на которую собирается выехать автобус. Данное требование распространяется при движении вне населенных пунктов (п. 18.3. Правил).

Еще одно требование – водитель автобуса не должен начинать движение от остановки в городе, пока не убедится, что другие ТС уступают ему – несмотря на то, что в данной ситуации у него приоритет.

Аптечка по ПДД Состав аптечки по ПДД указан в статье: аптечка по ПДД.

Правила буксировки на гибкой сцепке по ПДД читайте здесь.

Дорожные знаки, не распространяющиеся на автобусы, троллейбусы и маршрутки

В правилах дорожного движения приведены несколько знаков, действие которых не распространяется на маршрутные транспортные средства:

Знак 4.1.1 Движение прямоЗнак 4.1.2 Движение направоЗнак 4.1.3 Движение налевоЗнак 4.1.4 Движение прямо или направоЗнак 4.1.5 Движение прямо или налевоЗнак 4.1.6 Движение направо или налево
Знак 3.1 Въезд запрещенЗнак 3.2 Движение запрещеноЗнак 3.3 Движение механических транспортных средств запрещеноЗнак 3.18.1 Поворот направо запрещенЗнак 3.18.2 Поворот налево запрещенЗнак 3.19 Разворот запрещенЗнак 3.27 Остановка запрещена

Обратите внимание, общественный транспорт может нарушить требования данных знаков только в том случае, если они находятся непосредственно на маршруте. Речь об этом шла в начале данной статьи. Как только маршрутка отклоняется от маршрута движения, она перестает быть маршрутным транспортным средством.

Таким образом, опасные ситуации вроде движения во встречном направлении по одностороннему движению на практике не возникают.

Обычно автобусы, троллейбусы и маршрутки едут в запрещенном направлении, чтобы попасть на выделенную полосу для общественного транспорта, направленную навстречу основному потоку. Въезд других автомобилей (кроме такси и школьных автобусов) на такую полосу запрещен.

Какое время можно управлять автомобилем водителю-профессионалу?

Время управления транспортным средством не должно превышать:
9 часов в сутки;
56 часов в течение календарной недели;
90 часов в течение 2 календарных недель.

Правила организованных перевозок групп детей автобусами старше 10 лет в 2020 году

С 30 июня 2020 года планировалось ввести в действие запрет на использование школьных и туристических автобусов, используемых для организованных перевозок детей, сроком эксплуатации более 10 лет. Но Минэкономразвития разработал новые правила, согласованные с Минтрансом, в которых основным условием безопасной эксплуатации автобусов является их хорошее техническое состояние, обеспечиваемое регулярными техосмотрами.

Специфика российского автобусного парка такова, что техникой старшего поколения являются машины известных европейских брендов – MAN, Mercedes, Scania, Neoplan, Setra. Более новые автобусы – в основном модели китайского производства. К тому же к 10 годам общий пробег ТС, перевозящих детей, обычно не превышает и половины ресурса до капремонта, поэтому их изъятие с детских экскурсионных и туристических маршрутов является нерациональным.

10-летняя норма не улучшает качество и безопасность детских перевозок, а ухудшает их, поскольку приводит к тому, что владельцы техники перед наступлением предельного срока перестают ее ремонтировать.

Время управления автобусом или грузовиком

Базовое правило

Рассмотрим пункт 26.2 ПДД:

  • 9 часов в течение периода, не превышающего 24 часов с момента начала управления транспортным средством, после завершения ежедневного или еженедельного отдыха. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более 2 раз в течение календарной недели;
  • 56 часов в течение календарной недели;
  • 90 часов в течение 2 календарных недель.

В пределах одного рабочего дня время управления не должно превышать 9 часов.

Пусть водитель начинает управление машиной в 8:00 понедельника. В 21:00 начнется время его ежедневного отдыха.

То есть в промежутке между 8:00 и 21:00 у водителя есть 13 часов. Внутри этого промежутка он может произвольным образом выбрать время, когда он будет находиться за рулем (с учетом обязательных перерывов, которые будут рассмотрены ниже в этой статье).

Можно управлять автомобилем так:
8:00 – 12:30
13:15 – 17:45

А можно так:
8:00 – 9:00
9:30 – 10:30
11:00 – 12:00
12:30 – 13:30
14:00 – 15:00
15:30 – 16:30
17:00 – 18:00
18:30 – 19:30
20:00 – 21:00

Также нужно учитывать и ограничения в пределах календарных недель:

  • до 56 часов управления в пределах одной недели;
  • до 90 часов управления в пределах двух недель.

Исключение 2 раза в неделю

Дважды в течение одной календарной недели время управления может быть увеличено до 10 часов.

Примечание. Важно понимать, что при этом время не должно накладываться на ежедневный или еженедельный отдых. То есть 10 часов нужно использовать в пределах 13 доступных часов между временем отдыха.

Например, в понедельник и во вторник можно управлять автобусом по такой схеме:

8:00 – 11:30
12:30 – 16:00
17:00 – 20:00

В остальные дни максимальное время управления – 9 часов.

Исключение для движения к месту стоянки для отдыха

Обратимся к пункту 26.4 ПДД:

  • на 2 часа – для случая, указанного в абзаце втором пункта 26.2 настоящих Правил.

То есть, теоретически существует возможность увеличить время управления до 11 часов в стандартный день (9 часовой) или до 12 часов в увеличенный день (10 часовой). Однако это возможно лишь в том случае, если по пути нет подходящего места для стоянки и отдыха.

Например, схема управления грузовиком может выглядеть так:

8:00 – 12:30
13:15 – 17:45
18:30 – 21:30

В этом примере использованы все возможные исключения:

  • Ежедневный отдых уменьшен до 10,5 часов (допускается не больше 3-х раз за 6 дней).
  • Базовое время управления увеличено до 10 часов (допускается не больше 2-х раз за календарную неделю).
  • Время управления в течение дня увеличено на 2 часа (допускается для движения к месту отдыха).

Как подобрать первый автомобиль

первый автомобиль

Еще на этапе обучения будущие водители начинают поиск первого автомобиля. Из-за малого опыта вождения высок риск мелких ДТП. Новую машину поцарапать жалко, поэтому лучше приобрести автомобиль с пробегом. Но большинство подержанных машин продается с проблемами.

О том, с какими проблемами вы можете столкнуться, купив б/у автомобиль той или иной марки, читайте в обзорах в нашем блоге. Чтобы избежать неожиданных «сюрпризов», перед покупкой проверьте историю автомобиля по госномеру ТС через сервис «Автокод».

Для проверки большого количества машин профессиональными продавцами мы создали сервис безлимитных проверок авто «Автокод Профи» . «Автокод Профи» позволяет оперативно проверять большое количество машин, добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде.

Перед заключением договора купли-продажи проверьте владельца авто через специальный сервис. Проверка покажет, есть ли у продавца проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Если обнаружатся серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться. Посмотреть пример отчета

Когда перевозчик людей имеет приоритет на дороге

В пределах города автобус имеет преимущество при выезде с остановки – то есть все водители обязаны уступать ему при начале движения от обозначенного знаком 5.16. места.

Знаки и разметка, показывающие направление движения по полосам

Отдельного внимания заслуживают знаки, показывающие разрешенные направления движения по полосам на перекрестке:

Знак 5.15.1 Направления движения по полосамЗнак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосе

Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства.

Эти знаки не действуют на маршрутные транспортные средства. Однако это не означает, что автобусы и маршрутки могут поворачивать на перекрестке из любой полосы. В любом случае водители общественного транспорта должны руководствоваться требованиями пункта 8.5 ПДД, то есть:

  • Проехать прямо можно по любой полосе.
  • Повернуть налево или развернуться можно только из крайнего левого положения.
  • Повернуть направо можно только из крайнего правого положения.

Пусть перед перекрестком установлена следующая комбинация дорожных знаков:

Знак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосе

В этом случае все транспортные средства могут поворачивать направо из двух полос движения.

Однако, поскольку требование знака 5.15.2 не распространяется на общественный транспорт, автобусы и троллейбусы имеют право поворачивать направо только из крайней правой полосы.

Кроме того, не забывайте, что кроме знаков, указывающих разрешенные направления движения на перекрестке, существует и аналогичная разметка 1.18. Обычно знаки и разметка наносятся совместно.

Разметка 1.18Разметка 1.18Разметка 1.18Разметка 1.18Разметка 1.18Разметка 1.18Разметка 1.18Разметка 1.18

Однако, в отличие от знаков, разметку 1.18 маршрутные транспортные средства игнорировать не могут.

Например, если на перекрестке есть и знаки 15.15 и разметка 1.18, то автобусы и троллейбусы должны руководствоваться только разметкой 1.18.

В завершение хочу отметить, что для водителей маршруток не предусмотрены индивидуальные штрафы ГИБДД, т.е. они отвечают за свои нарушения точно также, как и другие водители.

Когда можно ездить по выделенной полосе?

Выше перечислены транспортные средства, которые могут использовать автобусную полосу наряду с маршрутным транспортом. Проще говоря, ездить по ней.

Однако и все остальные автомобили могут выехать на автобусную полосу в некоторых случаях. Пункт 18.2 ПДД:

Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.

Поворот направо

Поворот с выделенной полосы

Водитель должен поворачивать направо с выделенной полосы, если такая полоса отделена прерывистой линией разметки (левая часть рисунка):

Если автобусная полоса отделена сплошной разметкой, то выезжать на нее нельзя (правая часть рисунка). Обратите внимание, на рисунке поворот направо возможен только из правой полосы, однако разметка не позволяет на эту полосу выехать. В связи с этим оранжевый легковой автомобиль на данном перекрестке выполнить поворот не может, он вынужден проехать прямо.

Остановка для посадки и высадки пассажиров

Высадка пассажиров

Если выделенная полоса отделена прерывистой разметкой (левая часть рисунка), то на нее можно выехать для высадки или посадки пассажиров. При этом не должны создаваться помехи автобусам и троллейбусам, т.е. полоса должна быть пустой на достаточном расстоянии.

Если же разметка сплошная (правая часть рисунка), то выезжать на автобусную полосу нельзя. В пределах второй полосы выполнить остановку правила не разрешают. Т.е. на данном участке дороги высадить пассажиров не получится.

Примечание. Если автобусная полоса обозначена только знаком, а разметка отсутствует (сплошная или прерывистая), то выезжать на нее нельзя. Многие водители не обращают внимания на этот момент и “зарабатывают” штрафы.

Возможно ли проехать за рулем более 9 часов без штрафа?

Это допускается – за рулем можно находиться до 10 часов, но делать так можно не более 2 раз в течение календарной недели. Законодатель понимает, что нормальное и безопасное место для стоянки дальнобойщики могут найти не всегда, поэтому дали определенный коридор для действий. А чтобы этой преференцией водители не пользовались на постоянной основе, ограничили их в течение недели.

Перерывы для отдыха

Базовое правило

Рассмотрим пункт 26.1 ПДД:

26.1. Не позднее 4 часов 30 минут с момента начала управления транспортным средством или с момента начала очередного периода управления транспортным средством водитель обязан сделать перерыв для отдыха от управления транспортным средством продолжительностью не менее 45 минут, после которого этим водителем может быть начат очередной период управления транспортным средством. Указанный перерыв для отдыха может быть разделен на 2 части или более, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя – не менее 30 минут.

Суть данного пункта можно отразить так:

  • Управление автомобилем должно делиться на периоды по 4 часа 30 минут.
  • К каждому такому периоду должно быть добавлено не меньше 45 минут отдыха, то есть общее время периода 5 часов 15 минут.
  • Внутри периода отдых может быть использован как за один раз (45 минут), так и за несколько раз.
  • Если отдых делится на несколько раз, то первый перерыв составляет не меньше 15 минут, а последний – не меньше 30 минут.

Простейший пример использования перерывов:

8:00 – 12:30 – управление автобусом;
12:30 – 13:15 – перерыв (можно начать следующий период управления)

Пример использования нескольких перерывов:

8:00 – 9:00 – управление
9:00 – 9:15 – перерыв 15 минут
9:15 – 10:15 – управление
10:15 – 10:20 – перерыв 5 минут
10:20 – 12:50 – управление
12:50 – 13:20 – перерыв 30 минут (можно начать следующий период управления)

Важно понимать, что как только водитель отдохнет 45 минут (за несколько перерывов, из которых последний – 30 минут), у него начнется новый период управления. Даже если он еще не провел за рулем 4 часа 30 минут:

Пример управления автомобилем с нарушением:

8:00 – 9:00 – управление
9:00 – 9:30 – перерыв
9:30 – 10:30 – управление
10:30 – 11:00 – перерыв
(Здесь начинается новый период управления, т.к. сумма двух перерывов составила 45 минут. Хотя водитель провел за рулем всего 2 часа.)
11:00 – 13:30 – управление
13:30 – 14:00 – перерыв
(Прошло 4,5 часа управления и водитель думает, что начинается новый период. Однако это не так, период начался раньше – в 11:00)
14:00 – 18:30 – управление
(Водитель думает, что это один период продолжительностью 4,5 часа, который начался в 14:00. Однако период начался в 11:00, то есть в 16:00 период должен быть закончен перерывом. Водитель может получить штраф.)

Так что внимательно следите за тем, чтобы не попасть в подобную ситуацию на практике.

Исключение для движения к месту стоянки

  • на 1 час – для случая, указанного в пункте 26.1 настоящих Правил;

То есть, если Вы провели за рулем 4,5 часа, но остановиться для отдыха на дороге негде (например, машина попала в затор), то можно продолжить движение в течение 1 часа.

Получается, что максимальное время за рулем без перерыва – 5,5 часов.

Что если не получается найти место для стоянки?

И еще пару слов о поисках стоянки. При отсутствии места стоянки для отдыха водитель вправе увеличить период управления транспортным средством на время, необходимое для движения, с соблюдением необходимых мер предосторожности до ближайшего места стоянки для отдыха.

Период превышения времени нахождения за рулем при поисках стоянки после 4.5 часов в дороге составляет 1 час;
Если после 9 часов управления в сутки отыскать место для стоянки не получается, для поисков предусмотрено 2 часа.

Куда звонить, если человек за рулем автобуса нарушает ПДД

Порядок определения лица, ответственного за контроль за соблюдением водителем нормативных положений Правил, зависит от конкретной ситуации.

Если нарушение Правил водителем автобуса происходит при осуществлении регулярных пассажирских перевозок (по расписанию), первым делом следует обратиться к перевозчику, то есть к юридическому лицу или ИП, принявшему на себя по договору перевозки пассажира соответствующую обязанность (п. 13 ст. 2 ФЗ № 259). Информация о перевозчике (в том числе, и номера телефонов) должны размещаться внутри ТС.

Также можно пожаловаться на телефон доверия территориального подразделения ГИБДД. Соответствующие номера телефонов доступны к ознакомлению в разделе “Контакты” официального сайта ГИБДД.

В ином случае, к примеру, если осуществляется организованная перевозка несовершеннолетних, нарушение Правил водителем автобуса маловероятно, так как сопровождение автобуса в таком случае осуществляется экипажем ДПС.

И все же, если нарушения допускаются, для принятия соответствующих мер можно обращаться:

  • к фрахтовщику (перевозчику) или фрахтователю (то есть в образовательную организацию);
  • к старшему сопровождающему.

В случае, если каким-либо водителем неоднократно нарушаются Правила, можно жаловаться в орган, осуществляющий надзор в соответствующей сфере – Минтранс. Обращения и жалобы граждан принимаются при личной записи на прием, по телефону (см. в разделе “Контакты” на сайте Минтранса), а также в электронном виде.

Обращаем внимание, что срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней (ст. 12 ФЗ № 59 от 2 мая 2006 года “О порядке…”).

Штрафы за езду по полосе общественного транспорта

Направление Регион Причина выезда Наказание
попутное Москва или Санкт-Петербург 3 000 рублей
попутное другие регионы 1 500 рублей
встречное объезд препятствия 1 000 – 1 500 рублей
встречное другие причины 5 000 рублей или лишение прав на 4 – 6 месяцев;
повторное: лишение прав на 1 год или 5 000 рублей

Более подробная информация по штрафам на выделенной полосе приведена в статье:

Чтобы не запутаться в штрафах за различные нарушения правил, рекомендую скачать и распечатать актуальную таблицу штрафов ГИБДД и положить её в автомобиль.

Напоследок приведу видео, на котором Вы можете увидеть дорогу с двумя выделенными полосами для общественного транспорта:

На подобных участках дорог в 2021 и 2022 году устанавливаются комплексы автоматической фиксации нарушений. Так что наказание для нарушающих водителей является неизбежным. Кстати, если Вы подозреваете, что могли случайно нарушить правила под прицелом видеокамеры, то можете сначала узнать о штрафах ГИБДД онлайн, а затем оплатить их.

Сколько положено отдыхать, и как это закреплено в новом пункте ПДД?

Водитель должен отдыхать от управления ТС не менее 11 часов в сутки (ежедневный отдых) и не менее 45 часов в течение 6 суток (еженедельный отдых).

Действия, если зажало дверью

Перед закрытием дверей и началом движения водитель должен убедиться, что все пассажиры, намеренные осуществить вход или выход, сделали это.

Тем не менее, несчастные случаи имеют место быть, поэтому и водителю, и пассажиру необходимо четко знать, что делать в такой неприятной ситуации.

Водителя

Действия водителя:

  • немедленно остановиться;
  • выставить знак аварийной остановки и включить аварийную сигнализацию с учетом требований Раздела 7 Правил;
  • открыть двери, зажавшие пассажира;
  • вызвать скорую медицинскую помощь и ДПС;
  • до приезда скорой помощи и сотрудников полиции оказать пострадавшему первую помощь.

Пострадавшего

Действия пассажира, если водитель открыл зажавшие гражданина двери, но уехал с места происшествия:

  • при отсутствии возможности самостоятельно двигаться — вызвать скорую помощь (в том числе, при помощи посторонних лиц);
  • запомнить или записать государственный регистрационный знак автобуса (в том числе, при помощи других граждан-очевидцев);
  • взять в медицинской организации справку о количестве и характере повреждений;
  • написать письменную претензию к компании-перевозчику с требованием о возмещении вреда;
  • если на претензию нет ответа, следует обращаться в суд – ответчиком по гражданскому делу будет работодатель водителя (ст. 1079 ГК РФ).

Примечание. Если автобус застрахован по ОСАГО, ущерб возмещает страховая компания.

Итак, водителю так же, как и другим участникам автомобильного движения, нужно соблюдать Правила. В ином случае наступает административная или уголовная ответственность (для водителя).

Перевозчик же несет ответственность, если пассажиру в результате неграмотных действий водителя будет нанесен урон здоровью.

Знак шипы в ПДД Куда клеить знак шипы по правилам ПДД, рассказывается в статье: знак шипы в ПДД.

Правила проезда перекрестков в ПДД смотрите на странице.

Что такое помеха справа в ПДД, узнайте из этой информации.

Можно ли отдыхать меньше?

Допускается сокращение ежедневного отдыха до 9 часов, «но не более 3 раз в течение периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха».

Недельный отдых можно сократить до 24 часов, но делать это можно не чаще одного раза в две недели.
Более того, сэкономленное на отдых время должно быть отгуляно в течение последующих трех недель.

Видео: ПДД — Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров (прав нет, одни обязанности)

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Какой предусмотрен штраф за нарушение?

В соответствии с частью 3 статьи 11.23 КоАП за нарушение периода труда и отдыха установлены следующие штрафы:

На водителя – в размере от 1.5 тысяч до 2 тысяч рублей;
на должностных лиц — от 7 тысяч до 10 тысяч рублей;
на ИП – от 15 тысяч до 25 тысяч рублей;
на юридических лиц – от 20 тысяч до 50 тысяч рублей

Отметим, что за превышение лимитов режима труда, а также отсутствие тахографов или их неисправность на грузовых автомобилях будут наказывать, в том числе, ИП (индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц (компании), а не только водителей, как было раньше.

Как будет проходить проверка, если на автомобиле свыше 3.5 тонн не установлено тахографа?

В теории, должностное лицо может использовать любые фактические данные (свидетельские показания, показания камер видеонаблюдения). Но такое вряд ли будет происходить – слишком велика вероятность ошибки и судебных тяжб для уполномоченных следить за безопасностью дорожного движения сотрудников.

Когда постановление вступает в силу?

С января 2020 года.

Настоящие положения применяются к физическим лицам, осуществляющим эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3.5 тонны, и автобусов.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий