Как прозвонить двигатель насоса

Содержание

Как правильно прозвонить электродвигатель мультиметром

В современном мире человек окружил себя огромным количеством различных устройств, где в качестве силовых агрегатов используются электродвигатели. Как и все механизмы, они могут со временем выйти из строя. Порой это могут быть незначительные поломки, выявив которые самостоятельно, можно вернуть работоспособность любимой технике без лишних финансовых затрат. Диагностику электромотора называют «прозвонкой». Многие пользователи часто хотят узнать, как прозвонить в бытовых агрегатах электродвигатели мультиметром.

Электродвигатель

Проверка электродвигателей разного вида с помощью мультиметра

Повседневная жизнь человека неразрывно связана с электродвигателями различной конфигурации, на работе которых основано действие различных приборов и оборудования. Таким оборудованием мы пользуемся постоянно и достаточно часто возникают различные неполадки в их работе, что зачастую связано с неисправностью электродвигателя. Для того, чтобы привести прибор в работоспособное состояние нужно знать, каким образом прозвонить электродвигатель. Об этом будет рассказано в данной статье.

Проверка электродвигателей разного вида с помощью мультиметра

Как быстро проверить коллекторный двигатель: как прозвонить однофазный мотор, проверка

Проверка коллекторного двигателя может осуществляться собственноручно. Но это возможно, если позволяет техническая возможность. Для тестирования нужно использовать мультиметр, способный работать в нескольких режимах.

Большая часть существующих электродвигателей относится к классу коллекторных агрегатов. Их размещают в стиральных машинах, пылесосах, электроприборах и даже в детских игрушках. Коллекторные моторы отличительны таким фактом, как наличие неподвижных обмоток и обмоток, расположенных непосредственно на валу. Подача напряжения осуществляется путем применения графитных щеток. Через определенное время механизмы начинают неправильно работать. Но перед тем, как проверить коллекторный двигатель, нужно знать особенности конструкции. Чаще всего поломка кроется в коллекторном узле, а именно в якоре.

Силовые установки относятся к синхронному типу. Процесс производства предполагает использование современных технологий, устойчивых к внешнему воздействию окружающей среды материалов. Но даже с учетом этого коллекторные установки могут выйти из строя. Это обусловлено ненадлежащей спецификой эксплуатации, несвоевременным техническим обслуживанием деталей.

Какие электродвигатели можно проверить мультиметром

Если двигатель не имеет очевидных внешних повреждений, то есть вероятность того, что произошел внутренний обрыв цепи или произошло короткое замыкание. Но не все электродвигатели можно просто проверить на эти дефекты мультиметром.

Например, может возникнуть сложности в диагностике электродвигателей постоянного тока, так как их обмотка имеет практически нулевое сопротивление и его можно проверить только косвенным методом по специальной схеме: одновременно снимают показания с амперметра и вольтметра с вычислением результирующего значения сопротивления по закону Ома.

Таким образом проверяют все сопротивления обмоток якоря и замеряют значения между пластинами коллектора. Если сопротивления обмоток якоря различаются, то имеется неполадки, так как в исправной машине эти значения одинаковые. Разность в значениях сопротивления между соседними пластинами коллектора должна быть не больше 10%, тогда двигатель будет считаться исправным (но если в конструкции предусмотрена уравнительная обмотка, то это значение может достигать до 30%).

Электрические машины переменного тока разделяют на:

  • синхронные: имеющие обмотки статора, расположенные под одинаковым углом смещения между собой, что позволяет двигаться с частотой, синхронной скорости вращения приложенной силы;
  • асинхронные с короткозамкнутым ротором (одно- или трехфазные);
  • асинхронные с фазным ротором, имеющие трехфазную обмотку;
  • коллекторные.

Все эти типы двигателей доступны для диагностики с помощью измерительных приборов, в том числе с помощью мультиметров. В целом, двигатели переменного тока достаточно надежные машины и неисправности в них возникают достаточно редко, но все же такое случается.

Как прозвонить: условия

Прежде чем проверить электродвигатель на неисправность, необходимо убедиться в том, что шнур и вилка прибора абсолютно исправны. Обычно об отсутствии нарушения подачи электрического тока в устройство, можно судить по светящейся контрольной лампе.

Убедившись в том, что электрический ток поступает к электродвигателю, необходимо осуществить демонтаж его из корпуса устройства, при этом сам прибор должен быть полностью обесточен, во время выполнения данной операции.

Проверка якоря и статора электродвигателя производится мультиметром. Последовательность измерений зависит от модели электрического агрегата, при этом, прежде чем прозвонить электродвигатель, следует убедиться в исправности измерительного прибора.

Наиболее частой «поломкой» мультиметров является уменьшение заряда батареи, в этом случае можно получить искажённые результаты замеров сопротивления.

Ещё одним важным условием для того чтобы прозвонить электрический агрегат правильно, является полное приостановление каких-либо других дел и полностью посвятить время на выполнение диагностических работ, иначе можно легко пропустить какой-либо участок обмотки электродвигателя, в котором и может быть причина неполадок.

Какие бывают электрические двигатели

Все виды моторов похожи по своему принципу устройства. В корпусе любого движка закреплён статор. Его можно представить, как гильзу, состоящую из одной или нескольких обмоток аналогично катушкам трансформатора. Внутри статора на двух подшипниках вращается ротор (якорь), который представляет собой цилиндр из листов электромеханической стали с контактными кольцами (коллекторами) или якорь, состоящий из бронзовых, алюминиевых и медных стержней в пазах корпуса, соединённых на торцах кольцами.

Существующие модификации электродвигателей (ЭД) по их принципиальному устройству делят на 4 группы – это двигатели:

  1. Асинхронные трёхфазные электродвигатели с короткозамкнутым ротором, работающие от электросети напряжением 380 В. Одни из самых распространённых моделей используются для изготовления высокопроизводительной техники практически во всех сферах экономики. Имеют довольно простое устройство, что не создаёт сложностей при их диагностике.
  2. Асинхронные одно- или двухфазные конденсаторные агрегаты, имеющие короткозамкнутый ротор. Одно из преимуществ бытовой техники с такими силовыми блоками является то, что она работает от обыкновенной бытовой электросети напряжением 220 В. Это посудомоечные, стиральные машины и пр.
  3. Асинхронные двигатели отличаются от своих аналогов тем, что оснащены фазным якорем. Это позволяет развивать мощный стартовый момент вращения шпинделя. Такая особенность используется в создании стартовых движков для запуска мощных электромоторов в лифтах, различных подъёмниках, мостовых и башенных кранах, станках и прочем. На смену движкам с фазным якорем пришли ЭД с преобразователями частоты питающего тока.
  4. Коллекторные двигатели, работающие на постоянном токе, чаще всего встречаются в автомобильном электрооборудовании. Это однофазные приборы такие, как вентиляторы печек, радиаторов, электронасосы, приводы стеклоочистителей и прочее.
  5. Коллекторные двигатели с переменным током устанавливаются в ручных электроинструментах. Это дрели, болгарки, перфораторы многое другое.

Как проверить работоспособность двигателя постоянного тока

Нельзя представить современную жизнь без электричества. Хотя оно и используется нами повсеместно, с его помощью решается две проблемы: проблема освещения и проблема получения механической энергии из электрической.

Как раз для решения второй проблемы и были изобретены электродвигатели. Электричество в быту может иметь и другое применение, но встретить такие случаи можно редко.

Двигатели постоянного тока ежедневно находят место в нашей жизни вот уже два столетия. Это непременно привело их историю к следующему:

  • сегодня существует большое количество разновидностей устройств такого типа;
  • электрические двигатели стали отличаться износостойкостью и надежностью.

Но все мы знаем, что какой бы прочной и надежной ни была техника, она может в любой момент выйти из строя. Чтобы понять причину поломки очень важно точно и скрупулёзно ее продиагностировать. От этого зависит результат починки и дальнейший срок службы прибора. Возможно, его и вовсе придется заменить.

Типовая конструкция электрических моторов

Конструкционное исполнение электромоторов одинаковое для всех классификаций. Силовые механизмы оснащены неподвижным элементом – статором, и вращающимся – ротором, в некоторых видах – якорем. Формирование кругового движения ротора происходит путем воздействия магнитного поля неподвижного компонента на вращающийся элемент (ВЭ).

В статорных обмотках протекают электрические токи. Если обмотки исправны, тогда по ним проходят номинальные расчетные токи. Последние создают магнитное поле наиболее оптимальной величины. Поломка провоцирует ухудшение сопротивления проводников, что приводит к созданию короткого замыкания, межвиткового замыкания, токов утечек. Все упомянутое отрицательным образом сказывается на функциональных возможностях прибора.

Между статичным и вращающимся элементами предусмотрен минимальный зазор, отделяющий детали коллекторного двигателя (КД). Он нарушается:

  • разбитыми или изношенными подшипниками;
  • абразивными и механическими частицами, попадавшими внутрь;
  • производственным браком, неправильным техническим обслуживанием с последующей некачественной сборкой.

Соприкосновение статора и ротора запускает разрушительные процессы – формируется дополнительный механический износ. Это усложняет диагностику и ремонт электрических установок с коллекторными узлами. Сюда же относится попытка разборки сборки агрегатов «кустарными» инструментами. Для обслуживания необходимо использовать специальное оборудование, предотвращающее повреждение валовых граней.

После осуществления разборки проверяются люфты, свободный ход подшипников – их чистота, количество смазки, посадка. Виду особой конструкции КД, дополнительно проверяются пластины, щетки – части могут быть сильно изношенными, что влияет на работоспособность мотора, оснащенного коллекторным узлом.

Прозвонка асинхронного двигателя

Данный вид электродвигателя довольно часто используется в бытовых устройствах работающих от сети 220 В. После демонтажа агрегата из прибора и визуального осмотра, при котором не будут обнаружено короткое замыкание, диагностика осуществляется в такой последовательности:

  1. Произвести замеры сопротивления между выводами двигателя.
    Данная операция может быть осуществлена мультиметром, который должен быть переведён в режим измерения сопротивления до 100 Ом. Исправный асинхронный двигатель должен иметь между одним крайним и средним выводом подключаемой обмотки сопротивление около 30 — 50 Ом, а между другим крайним и средним контактом — 15 — 20 Ом. Данные измерения указывают на полную исправность пусковой и основной обмотки агрегата.
  2. Провести диагностику утечки тока на «массу».
    Чтобы прозвонить агрегат на утечки электрического тока, необходимо перевести режим работы мультиметра в положение измерения сопротивления до 2 000 кОм и поочерёдным соединением каждой клеммы с корпусом электродвигателя определить наличие или отсутствие повреждения изоляции. Во всех случаях, на дисплее мультиметра не должно отображаться каких-либо показаний. Если для измерения утечки используется аналоговый прибор, то стрелка не должна отклоняться в процессе проведения диагностических манипуляций.

Если в процессе измерений были выявлены отклонения от нормы, то агрегат необходимо разобрать для более детальных исследований. Наиболее распространённой поломкой асинхронных электродвигателей является межвитковое замыкание.

При такой неисправности, прибор перегревается и не развивает полной мощности, а если эксплуатацию устройства не прекратить, то можно полностью вывести из строя электрический агрегат.

Чтобы прозвонить межвитковые замыкания, мультиметр переводится в режим измерения сопротивления до 100 Ом.

Необходимо прозвонить каждый контур статора, и сравнить полученные результаты. Если величина сопротивление в одном из них будет существенно отличаться, то таким образом можно с уверенностью диагностировать межвитковое замыкание обмотки асинхронного электродвигателя.

Проверка мультиметром однофазных коллекторных ЭД

Самодеятельных мастеров или желающих ими стать больше всего интересует прозвонкка электродвигателя домашней техники мультиметром. Проверка исправности движка сводится к диагностированию ротора и статора по отдельности. В бытовой технике применяются однофазные ЭД коллекторного типа. Чтобы приступить к проверке электродвигателя, его разбирают, вынимая статор из корпуса мотора, и в свою очередь извлекают из него якорь.

Разрушение-коллектора

Следует заметить то, что предварительно нужно осмотреть части электромотора на предмет наличия механических повреждений. Потому, что если таковые обнаружатся, то дальнейшая проверка тестером окажется ненужной. В случае отсутствия таких явлений, как износ и трение подшипников, износ коллекторных колец, проворачивание вращающихся деталей относительно друг друга, приступают к следующим этапам диагностики.

Обгорание-обмоток-статора

Главные особенности конструкции электродвигателя. Основной подход к проверке устройства

Не зависимо о того, насколько старый или новый двигатель, с которым вам пришлось иметь дело, он состоит из двух частей:

  • стационарная (статор);
  • вращающаяся деталь конструкции – ротор (в процессе вращения взаимодействует со статором).

Ротор еще иногда называют якорем. Практически во всех двигателях якорь (ротор) располагается внутри статора.

Вся механическая работа лежит на якоре, а вот прямолинейным будет вращательное движение или нет, зависит от других механизмов двигателя. В этой статье мы их рассматривать не будем.

В конструкции статора находится статорная обмотка (одна или несколько). Когда через нее протекает ток, происходит формирование вращающегося магнитного поля. Сформированное поле вступает во взаимодействие с полем ротора, что является причиной возникновения вращающего момента. Это позволяет выполнять механическую работу. Чтобы снизить количество потерь и нарастить КПД, монтируют якорь на подшипниках.

Из всего вышеописанного напрашивается следующий вывод о работе исправного электрического двигателя:

когда на обмотку подается напряжение, по ней протекают токи (при этом конструкция двигателя изначально на них рассчитана);

если на изоляции нет повреждений механического характера, она служит обеспечением заданного сопротивления;

с механической точки зрения, система ротор-статор должна соответствовать всем нормам (имеется в виду состояние подшипников, величина гаек, зазоры, износ щеток и т.д.).

Проверка двигателя постоянного тока (явно или нет) включает в себя контроль и этих факторов. При этом сама проверка может носить любой характер: визуальный осмотр, замер величины зазоров, контроль того, насколько легко вращается якорь.

Ниже мы будем говорить лишь о тех элементах электрического двигателя, состояние которых можно проанализировать только с помощью специального прибора: мультиметра.

Когда строится схема всех нужных для анализа измерений, очень важно учитывать особенности конструкции конкретного двигателя. Принято считать, что подключают электромотор, как правило, к сети с напряжением 220 или 380 Вольт.

Стоит также отметить, что важно обращать внимание на обратимость двигателя. Эта характеристика говорит о том, что в момент вращения ротора (при воздействии на него извне) вырабатывается электроток.

Классификация КД

По виду используемого электроснабжения бывают:

  • моторы, работающие на постоянном токе – простое конструкционное исполнение, высокий пусковой момент, плавная частотная регулировка;
  • универсальные – способны работать от постоянного и переменного источника электроподпитки. Имеют компактные габариты, несложное управление, незначительную цену.

Производитель указывает технические характеристики агрегата на табличке. Она крепится к корпусу. Но модернизация, ремонт, изменение перемотки – факторы, вызывающие изменение паспортной информации. Этот нюанс нужно учитывать при проведении ремонта.

В бытовом электроснабжении от 220В задействуют:

  • коллекторные установки, оснащенные щеточным механизмом;
  • асинхронный однофазный агрегат;
  • трехфазные синхронные и асинхронные электрические машины.

В электросистемах 380В используются трехфазные синхронные, асинхронные электрические моторы. Они имеют различные конструкции, но функционируют по общим принципам электротехники, что позволяет использовать одинаковые методы проверки. Последние заключаются в замерах электрохарактеристик косвенными/прямыми способами.

Основные виды циркуляционных насосов

Оборудование, работающее с водой в замкнутом цикле, делится на две разновидности. Это насосы, двигатель которых находится отдельно, не в теплоносителе. Поэтому на него не попадает вода. И двигатель, который поддается воздействию влаги.

Первый вид взаимодействует с водой, которая перекачивается. Элементы, которые при движении прикасаются друг другу, смазываются, и поэтому конструкция охлаждается. Установка с противоположным типом ротора должна происходить только горизонтально, чтобы на него попадала вода. Механизм функционирует бесшумно, что не вызывает дискомфорта.

Приборы с «сухим» типом двигателя находится отдельно. Циркуляционный насос способен работать с большей силой, чем предыдущий вариант. Но функционирует устройство громко, устанавливать недалеко от спальни или комнаты отдыха его не стоит, иначе громкость насоса будет вам мешать. Оборудование лучше поместить в отдельной котельной, если позволяет площадь.

Циркуляционный насос, функционирующий всухую, не отличается высокой износостойкостью, детали быстро могут изнашиваться. Но при этом он выдерживает большое количество нагрузки во время работы.

Особенности проверки электромоторов с дополнительными элементами

Зачастую электрические силовые установки оснащаются дополнительными компонентами, предназначенными для защиты оборудования или оптимизации его работы. Наиболее распространенными элементами, встраивающимися в мотор, являются:

  • Термопредохранители. Они настроены на срабатывание при определенной температуре таким образом, чтобы избежать сгорания и разрушения изолирующего материала. Предохранитель убирается под изоляцию обмоток или фиксируется к корпусу электрического мотора стальной дужкой. В первом случае доступ к выводам не затруднен, и их без проблем можно проверить с помощью тестера. Также можно мультиметром или простой индикаторной отверткой определить, к каким разъемным ножкам выходит защитная схема. Если температурный предохранитель находится в нормальном состоянии, то он должен показывать при измерении короткое замыкание.
  • Термопредохранители могут быть с успехом заменены температурными реле, которые бывают как нормально разомкнутыми, так и замкнутыми (второй тип более распространен). Марка элемента проставляется на его корпусе. Реле для различных типов двигателей выбирается в соответствии с техническими параметрами, ознакомиться с которыми можно, прочитав эксплуатационные документы или найдя нужную информацию в интернете.температурное реле
  • Датчики оборотов двигателя на три вывода. Обычно ими комплектуются моторы стиральных машин. Основой принципа работы этих элементов является изменение разности потенциалов в пластинке, через которую проходит слабый ток. Питание подается по двум крайним выводам, которые обладают небольшим сопротивлением и при проверке должны показывать короткое замыкание. Третий вывод проверяется только в рабочем режиме, когда на него действует магнитное поле. Не следует измерять величину электропитания датчика при включенном двигателе. Лучше всего вообще снять силовой агрегат и подать ток отдельно на датчик. Для возникновения импульсов на выходе датчика покрутите ось. Если ротор не оснащен постоянным магнитом, придется на время проверки установить его, сняв предварительно сенсор.датчик оборотов двигателя

Обычного мультиметра, как правило, достаточно для диагностики большинства неполадок, которые могут возникать в электромоторах. Если установить причину неисправности этим прибором не представляется возможным, проверка производится с помощью высокоточных и дорогостоящих аппаратов, которые имеются только у специалистов.

В этом материале содержится вся необходимая информация о том, как правильно проверить электродвигатель мультиметром в бытовых условиях. При выходе любой электротехники из строя самое главное – прозвонить обмотку мотора, чтобы исключить его неисправность, поскольку силовая установка имеет наиболее высокую стоимость по сравнению с другими элементами.

Проверка ротора

Проверяемый ротор извлекают из статора ЭД, подготавливают мультиметр. Диагностируют якорь таким образом:

  • рычажок тестера в режиме омметра устанавливают напротив отметки 200 Ом;
  • вставляют в гнёзда «+» и «−» измерителя штырьки красного и чёрного проводов;
  • щупами этих проводов прикасаются к ламелям коллектора с противоположных сторон (тест 1800). Проверка продолжается, смещая щупы поочерёдно к следующим пластинам по кругу;
  • также делают замеры сопротивления между соседними ламелями, перемещая щупы по кругу;
  • проверяют наличие замыкания пластин коллектора на продольные платины рамок корпуса ротора. Каждую ламель замыкают поочерёдно на пластины якоря. На экране тестера должна всё время отображаться цифра «1».

Проверка-замыкания-на-корпус-якоря

Тест-180-градусов

В процессе тестирования все показания прибора записывают. Результаты замеров на каждом этапе диагностики должны быть равной величины. Это будет свидетельствовать об исправности ротора. Когда показания прибора будут иными, то тогда это будет означать либо короткое замыкание, либо обрыв проводников в местах замеров.

С чего начать проверку электромотора

Далее мы будем говорить о проверке двигателя с точки зрения того, что механически он полностью исправен:

  • люфта подшипников нет;
  • смазка в надлежащем состоянии;
  • зазоры между статором и якорем находятся в разрешенных допустимых пределах;
  • износ щеток и ламелей коллекторной системы отсутствует или незначителен;
  • кабель подачи питания работает исправно;
  • отсутствует запах горелого.

Чтобы убедиться в механической исправности прибора достаточно провести обычный визуальный осмотр.

Разбирать конструкцию, если это необходимо, нужно аккуратно. Не стоит добавлять к имеющимся неисправностям все те же механические. В процессе разбора используйте только специальные инструменты.

Во время проверки нужно обратить внимание на следующие детали:

  • обрывы обмотки, наличие в них коротких замыканий на якоре или статоре;
  • пробои в изоляции корпуса, другие металлические элементы мотора;
  • работоспособность конденсатора (в однофазном электромоторе).

В целом, схема проведения проверки исправности двигателя не сильно отличается в зависимости от вида устройства, так что рассматривать ее мы будем с единой позиции. Если ваше устройство имеет более уникальные характеристики, лучше обратиться к опытному специалисту.

Тестирование статора

Первым делом отсоединяют провода статора. Затем производят визуальный осмотр внешнего состояния деталей. Допустимо незначительное потемнение обмотки электродвигателя, что является результатом старения лака. Подготавливают мультиметр. Для начала прибор устанавливают в режим сопротивления — рычаг переводят на отметку 200 Ом. Далее поступают следующим образом:

  • щупами прикасаются к оголённым концам проводов одной катушки статора;
  • также поступают со второй катушкой. Критерием исправности обмоток будет равенство результатов измерений;
  • способ, как определить межвитковое замыкание на обмотках, состоит в том, что мультиметр устанавливают в режим измерения индуктивности. Если таковой на приборе не предусмотрен, то берут специальный тестер;
  • проверку обмоток электродвигателя на индуктивность осуществляют точно также, как и в предыдущем случае — щупы подсоединяют поочередно к проводам двух катушек. Оба показания прибора должны быть практически равны.

Исправность обмоток статора в двигателе постоянного тока.

Двигатель постоянного тока еще называют коллекторным. Исправность такого электромотора проверяется с помощью мультиметра – специального устройства.

Как прозвонить двигатель? Порядок прозвона мультиметром таков:

  1. Устройство нужно включить в режим, который измеряет сопротивление (Ом). Щупы парами приложить к ламелям коллекторной системы. При исправной работе электродвигателя, показания отличаться не будут.
  2. Если движок рабочий, при прикладывании щуп к ротору и коллектору одновременно его сопротивление бесконечно высокое.
  3. С помощью мультиметра также проверяется и наличие разрыва обмоток. В работающем двигателе их быть не должно.
  4. Одним щупом прикоснитесь к статору, а вторым к выводам движка. Если значение показателей низкое – присутствует неисправность.

Причины поломки насоса

Если при профилактической диагностике циркуляционного насоса процесс обогрева происходит не должным образом, стоит найти деталь, которая сломалась и проверить, почему это произошло. Определить это вы можете с помощью инструкций, которые есть в сети или вызвать специалиста.

Какие бывают причины поломки циркуляционного насоса:

  • Перегревание насоса. Проблема происходит в циркуляционном приборе, который работает с высокой нагрузкой. Определить неисправность просто – температура насоса выше, чем температура трубы. Происходит это, когда на трубопроводе появляется грязь, или на конструкции есть ржавчина и накипь. Если таких признаков нет, значит, это может быть неправильный монтаж. Если вы недавно установили дома агрегат.
  • Отсутствие вращения двигателя. Если ротор циркуляционного насоса не двигается, произошел сбой в электропитании. Сначала нужно проверить выключатель проводку электрическую. Если какой-то из участков нарушен, использовать устройство нельзя, чтобы не случилось замыкания. Иди же это неисправность предохранителя насоса.
  • Циркуляция жидкости с недостаточной скоростью. Случается из-за плохого тока теплоносителя. Неправильное подсоединение насоса приведет к нарушению работы, если сеть, от которой зависит оборудование, имеет слишком высокое напряжение. В данной ситуации подключитесь к другому очагу питания. Также это может происходить из-за грязи, которая покрывает детали конструкции. Очистить их вы сможете без помощи мастера.

Если циркуляционное оборудование включается, но потом приостанавливается, значит, есть накипь между элементами насоса, которые пребывают в активном состоянии. Или помпа неправильно установлена в районе клемм. В первом случае разбирается агрегат и удаляется слой накипи, после чего элементы смазываются и работают в прежнем ритме.

Когда накипи нет, стоит проверить, плотно ли установлен предохранитель. Для этого нужно его снять и почистить зажимы. Также проверяются провода, подключены ли они по фазам.

Владельцы отопительных систем часто волнуются по поводу того, почему техника работает слишком громко, что с этим можно сделать. Зачастую, громкие звуки возникают из-за окисления вала. Ситуация возможна, когда машина функционировала долго без остановок. Или же было сильное напряжение, с которым агрегат не справляется. Отремонтировать систему можно самостоятельно, отключив сначала питание, затем слить жидкость.

Правила безопасности

Перед проверкой движка убедитесь в исправности вилки и шнура всего прибора. Если в устройство поступает электроток, контрольная лампочка будет светиться. Если с подачей тока все в порядке, приступаем к проверке мотора, который сначала нужно демонтировать из корпуса агрегата. Выполнять эту операцию можно только при его полном обесточивании!

Не лишним будет проверить исправность мультиметра. Чаще всего уменьшается заряд батареек, из-за чего показания могут быть неточными.

Трехфазный двигатель

На корпусе трехфазного двигателя выведено 6 клемм, все они отвечают за начало и конец какой-то определенной обмотки. При этом все они одинаковые. Это делает случай поломки наиболее сложным.

Работа с мультиметром происходит следующим образом:

прибором в режиме измерения сопротивления определяют те пары клемм, что отвечают за одну обмотку;

сопротивление каждой точно измеряют, а потом сравнивают. Если разницы в замерах нет, обмотки исправны, а межвитковых замыканий нет.

Что включает в себя профилактический осмотр циркуляционного насоса

Для того чтобы работа насоса была бесперебойной, следует на постойной основе проверять состояние изделия.

Стандартная процедура происходит в несколько простых этапов, необходимо:

  • Проверить соединения. Стоит внимательно осмотреть элементы, которыми насос прикреплен к системе обогрева. Некоторые детали соединения могут ослабевать по истечению некоторого времени, поэтому их следует делать плотнее. Более того, может быть нарушена резьба. В таком случае, нужно открутить фитинг, и намотать новый слой фторопластикого уплотнительного материала, после собрать конструкцию.
  • Смазать детали циркуляционного агрегата. Внутри изделия для обогрева расположены подшипники, они должны хорошо смазываться жидкостью. Если вовремя не провести процедуру, техника может перегреться.
  • Очистить фильтр. Сетка постепенно покрывается слоем грязи даже в том случае, если вы пользуетесь качественным теплоносителем. Вовремя удаленная ржавчина или загрязнения продлевают срок эксплуатации приспособления.

Профилактическая диагностика помогает найти негативные факторы, допускающие серьезные неисправности в дальнейшем.

Особенности

Современное электрооборудование оснащается моторами с дополнительными защитными устройствами такими, как термопредохранители, термореле и датчики оборотов двигателя.

  • термопредохранители при определённом пороге нагрева движка прерывают цепь питания. Об его исправном состоянии будет свидетельствовать показания тестера, как короткое замыкание;
  • термореле пришли на смену предохранителей. Одни из них находятся в рабочем состоянии с замкнутыми выводами, другие наоборот — с разомкнутыми контактами. Это легко проверяется тестером; Термореле
  • датчики оборотов моторов обычно устанавливаются в стиральных машинах. Для тестирования используют три вывода прибора. Сняв контактную фишку, поочерёдно переставляют красный щуп на крайние контакты датчика, а чёрный щуп держат на центральной клемме. При вращении ротора в одном из вариантов мультиметр должен продемонстрировать динамику показаний.

Датчик-оборотов

Разборка прибора

Внешние работы не всегда помогают справиться с неполадками, следует знать, как разобрать конструкцию. Все действия нужно осуществлять аккуратно, чтобы не нанести ущерб какой-либо детали. Чтобы разъединить элементы, которые склеиваются из-за накипи, используется «жидкий ключ». Следует использоваться его таким образом – нанести на поверхность прибора, подождать время, которое указано на упаковке, и разъединить детали. Также будут нужны крестовая отвертка и шестигранник.

Если вы впервые занимаетесь демонтажем, желательно фиксировать поэтапно процесс. Чтобы легче было пошагово собрать части циркуляционного насоса обратно.

Как происходит демонтаж:

  • Оборудование отключается от питания. Снимается корпус с блока питания агрегата.
  • Заборные вентили перекрываются, чтобы не поступала жидкость. И остаток сливается.
  • Фитинги раскручиваются, и оборудование отсоединяется от места нахождения. Далее стоит проверить состояние болтов, которыми закреплена крышка корпуса, и резьбу на крепежах. Если она стерта, вероятнее всего детали нужно заменить.
  • После снятия крышки вытягивается ротор. Он прикрепляется к системе с помощью болтов. Проведите тщательный осмотр на наличие трещин.

Замена ремонтного комплекта насоса включает в себя разборку насосной части приспособления. Далее заменяются комплектующие, которые вышли их строя или близки к непригодному состоянию, что можно определить по внешнему виду. Главной частью является проверка работы двигателя. После чего устройство собирается и проводится диагностика функционирования снова.

Для обследования мощности техники, нужно узнать, насколько легко ее запустить. После долгого время в состоянии покоя стоит убедиться, что с машиной все хорошо. Для этого, подключив машину, послушайте, какие издаются звуки в состоянии активности. Когда нет повреждения, техника работает тихо. Если слышны громкие звуки, которых не было ранее, необходимо очистить оборудование. Или же добавить больше воды, такой вариант тоже возможен в редких случаях.

Если издаются сильные вибрации при перекачивании жидкости, это может указывать на то, что подшипник имеет загрязнения. Ремонт в данном случае заключается в покупке нового подшипника, если после очистки ситуация осталась прежней.

Другие проверки

Существуют и другие способы проверки работы двигателей постоянного тока. Например, существует прибор, с помощью которого можно проверить работу ротора электродвигателя. Мотор нужно приложить к призме на приборе, а потом подключить к сети. Во время проверки двигатель медленно поворачивают. Если есть вибрации, а межвитковое полотно притягивается к пазу – имеет место межвитковое замыкание.

Для проверки двигателя также используются рабочие стенды. С помощью этой конструкции (в ее состав входят источник постоянного тока, инвертор, вольтметр, компаратор напряжения, световой индикатор и зуммер) можно узнать о наличии обрыва.

Если вы работаете с поломками двигателей, собрать такой стенд можно и своими руками. Для бытового использования вполне подойдет и простой прибор. Купить его можно в любом магазине, который специализируется на электротехнике.

Как предотвратить поломку

Чтобы уберечь оборудования от возможных неполадок и замены разного типа деталей высокой стоимости, рекомендуется придерживаться правил по использованию приспособлений:

  • Не желательно включать технику, если по какой-то причине нет теплоносителя. Когда в трубах воды нет, не следует «заставлять» устройство работать. Иначе вы спровоцируете серьезную поломку, которую нельзя будет исправить.
  • Рекомендуется всегда поддерживать необходимый показатель воды –теплоносителя в трубах. При нехватке воды, как и при большом количестве, так и при недостатке, помпа будет функционировать на износ.
  • Нельзя допускать длительного времени простоя насоса без каких-либо процессов в системе отопления. Необходимо запускать агрегат раз в месяц на некоторое время. Элементы, которые двигаются в процессе перекачивания воды, могут окислиться.
  • Температура воды не должна достигать 65 градусов. Более высокий показатель негативно влияет на все части конструкции. Следите за корпусом, чтобы он не протекал.

Самостоятельно проводить ремонт или замену элементов следует после того, как гарантия станет недействительной. Или в том случае, когда нет возможности обратиться в сервис. Поскольку по гарантии можно заменить прибор, если неисправность произошла не по вине пользователя. Узлы ко многим моделям системы отопления невозможно найти в интернете, поэтому иногда экономнее купить новую технику, нежели искать детали для прежней.

Рекомендации по установке в систему отопления

Не зависимо от типа конструкции циркуляционного насоса его монтируют на трубопровод. Таким образом, легко произвести демонтаж в случае замены прибора.

Правила установки насоса:

  • Технику можно монтировать в любой части трубопровода, наклон бывает горизонтальным и вертикальным. Главное, чтобы ось роутера была горизонтальной.
  • Пластиковый контейнер, оснащенный контактами электрическими, размещается сверху корпуса, иначе его зальет теплоносителем при аварии. Более того, усложнит монтаж и обслуживание устройства. Открутите винты, которыми крепится коробка, и поверните в нужную сторону.
  • Соблюдайте направление потока воды по системе отопления. Стрелка на корпусе указывает на данный показатель.
  • Избежать сливания воды помогут отсекающие краны. Их рекомендовано установить с обеих сторон.

Желательно приобрести запорную аппаратуру с хорошей механической прочностью. Поскольку вся нагрузка циркуляционного насоса ложиться на один или два шаровых крана, лучше не экономить на элементах конструкции.

Заключение

Нельзя допускать дальнейшую эксплуатации электродвигателя при появлении первых признаков неисправности агрегата. Если не хватает знаний и умения, как проверить электродвигатель мультиметром, то лучше не заниматься этим самостоятельно. В таком случае вызывают мастера на дом или относят мотор в ремонтную мастерскую.

Проверьте, исправны ли электроцепи якоря

В разных типах двигателя могут быть отличные друг от друга конструкции ротора. Этот факт объясняет специфичность данных измерений.

Ремонт насоса

Если у вас есть действующая гарантия, желательно не делать ремонт самостоятельно, чтобы до истечения срока можно было ею воспользоваться. Существует большой модельный ряд насосов на современном рынке, которые являются неразборными, или разбираются частично. Поэтому возникают проблемы с заменой какой-то части техники, бывает, необходимо менять целый блок.

Когда гарантийный срок истекает, и при этом оборудование пригодно для разборки, можно решить некоторые технические проблемы самостоятельно, придерживаясь правил безопасности.

В управлении насосом главные элементы:

  • конденсатор;
  • блок клемм, чтобы подключаться;
  • регулятор скорости.

Из-за небольшой емкости конденсатора, проверить его можно, используя мультиметр. Имея значительный отклонения показаний от нормы, его меняют на другой.

Если поломался регулятор скорости, он заменяется в сборе новым. Когда сложно запомнить расположение всех элементов, облегчите данный процесс, сделав фото своих действий. И тогда поэтапно вы соберете части циркуляционного насоса.

Электрические цепи в синхронных двигателях

Якоря таких двигателей содержат несколько обмоток. Их концы, в свою очередь, подключаются к металлическим кольцам. Кольца же устанавливаются на валу якоря, они соответственно изолированы. Кольца монтируются на валу ротора и имеют соответствующую изоляцию.

Проверка ротора (при условии отсутствия механических повреждений) похожа на проверку статора. В нее входит:

  • замер сопротивления обмотки;
  • проверка наличия межвиткового замыкания;
  • проверка наличия пробоев.

Проверка ротора в асинхронном двигателе

Особенность якорь асинхронного двигателя в том, что его конструкция максимально проста: она похожа на беличье колесо.

Мультиметром проверять такой блок не имеет смысла. Он массивен и имеет настолько маленькое сопротивление, что прибор, скорее всего, не сможет его зафиксировать.

Лучший способ проверки якоря такого двигателя – визуальный осмотр на предмет наличия повреждений механического характера.

Подведем итог

Статья содержит всю необходимую информацию для проверки двигателя постоянного тока в домашних условиях. Наиболее простой и быстрый способ проверки – использовать мультиметр. Если бытовой прибор вышел из строя, и вы убедились в том, что внешних механических повреждений у него нет, главное – знать, как прозвонить обмотку электромотора. Это важно, потому что стоимость замены и починки силовой установки наиболее высокая, относительно других элементов.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий