Грузовик на двух колесах

Зачем нужна балансировка грузовых колес и как она проводится: подробный обзор

Последствия проявляются в виде тряски, биения в руль. Если правильно балансировать грузовые шины, не возникнут ненужные центробежные силы, которые передадут вибрацию сначала на подвеску, затем на всю ходовую.

Балансировка грузовых колес

Шины грузового автотранспорта испытывают колоссальные нагрузки: суммируйте вес машины, массу перевозимого груза, бездорожье, по которому чаще всего передвигаются фуры, «Камазы», «Газели». Между тем, если по легковушкам сомнений не возникает, то балансировка грузовых колес – тема жарких споров водителей тяжелой техники. Многие, даже опытные автомобилисты считают процедуру лишней.

Трансмиссия автомобилей с колесной формулой 6X4 и 6X6

В технических характеристиках автомобилей указывается такой параметр как колесная база. Он влияет на проходимость машины и удобство пассажиров. Это важная характеристика, которую следует учитывать при выборе транспортного средства.

Предлагаем рейтинг 10 самых больших грузовиков — 60 литровые двигатели, полтонны антифриза и шины по цене 13 000 000 рублей

В настоящее время способность смотреть свысока на других участников дорожного движения является основным мотивом для все большего числа покупателей автомобилей. Но на самом деле самое высокое место для сидения предназначено для водителей, которых вряд ли когда-либо встретишь на дорогах общего пользования. И слава Богу, ведь вид чего-то размером с дом, приближающегося к вам со скоростью 60 км / ч, может потрясти даже самые крепкие нервы.

БелАЗ «слегка зацепил» Камаз

БелАЗ «слегка зацепил» Камаз

Шансы встретить их невелики, потому что самые большие автомобили в мире производятся специально для использования в горнодобывающей промышленности и редко оставляют свои рабочие места. Вот десять абсолютных рекордсменов среди карьерных грузовиков по версии Machineseeker. В этом сегменте борются американские, японские и немецкие компании, но прежде всего грузовики из Беларуси.

Колесная формула автомобилей, автобусов, грузовиков

Колесная формула автомобиля содержит два показателя – общее число колес и количество ведущих. Значительно реже формулу могут дополнять наклонная черта или точка. Рассмотрим каждый вариант подробно с примерами.

Дворцы на колёсах. Американские дальнобойщики рассказали о своих «слиперах» 09:15, 3 ноября 2021 Версия для печати

Фото здесь и далее: youtube.com

«Слипер» — изготовленный на заказ жилой модуль. Несмотря на кажущуюся роскошь, это в первую очередь рабочий инструмент: для некоторых водителей он буквально заменяет дом.

Российские дальнобойщики любят американские грузовики за большие и комфортные спальники, превосходящие по всем параметрам спальники капотных европейских тягачей. Но спальник «американца» не идёт ни в какое сравнение со «слипером» — полноценным домом на колёсах.

«Слипер» — американское изобретение, которое стало возможным благодаря местному законодательству: длина автопоезда в США не ограничена. Изготавливаются такие жилые отсеки на заказ и стоят довольно дорого: их цена сопоставима со стоимостью нового тягача.

Один из самых известных производителей «слиперов» — компания ARI sleepers (штат Индиана). Ведущий YouTube-канала «808» Ким Коршунов побывал на заводе компании и посмотрел на «слиперы» изнутри, а заодно пообщался с водителями, которые живут и работают в своих грузовиках и узнал, может ли среднестатистический дальнобойщик накопить на такую машину.

Лучшие грузовики для дальнобоя

Какая машина лучше для дальнобоя? В каждом государстве популярностью пользуются разные модели. Все определяется условиями, а именно температурой, качеством дорог и их длиной, распространенными грузами и т. д.

Например, в Австралии или в США распространены американские грузовики, так называемые «Короли дорог». Большая часть подобных моделей имеют одну отличительную особенность: их кузов обладает отдельным, вынесенным вперед капотом, за счет чего увеличиваются габариты машины.

В России и странах СНГ популярностью пользуются модели от европейских производителей. Они являются бескапотными (большая часть). В таких тягачах двигатель и другие технические узлы располагаются под кабиной.

Основные колесные формулы тягачей

Обозначение содержит в себе информацию об общем количестве колес тягача, среди которых обозначено число ведомых и ведущих колес. При этом спаренные колеса на одной оси определяются как одно колесо.

Существует несколько видов колесных формул:

  • 4х2 и 4х4;
  • 6×2, 6х4, 6х4/2 и 6×6;
  • 8х2, 8×4 и 8х8.

Расшифровка колесных формул позволяет узнать несколько особенностей о транспортных средствах. Например, первая цифра в данном обозначении указывает общее количество колес, а вторая – количество ведущих колес. Исходя из этих данных, легко можно определить количество осей у автомобиля, поделив общее число колес поровну. Чем больше осей, тем больший вес могут перевозить грузовики.

После второй цифры также может присутствовать дополнительная, отделенная косой чертой (8×8/4). Это указывает на то, что у данной модели грузовика 4 ведущих колеса являются управляемыми (подруливающими). Также после второй цифры в колесной формуле грузовика или автобуса может присутствовать точка, после которой идет дополнительная цифра 1 или 2 (4х2.1 или 4×2.2). Данный показатель обозначает тип ошиновки оси:

  • односкатные – на полуось установлено одно колесо;
  • двускатные – на полуось монтируется 2 колеса.

Колесные формулы грузовиков

Немаловажную роль в устройстве седельных тягачей играет такая характеристика, как сцепная высота шасси. Существует несколько разновидностей данного параметра: низкая (LowLiner) – до 1 метра, средняя (110-114 сантиметров), нормальная (118-123 см) и высокая (130-135 сантиметров) – для работы со специальной техникой и тралами.

Распространенная формула

Если говорить о колесной формуле легковых автомобилей, обычно это 4х2 или 4х4. Первое число обозначает общее количество колес, а второе говорит о количестве ведущих. Следовательно, 4х2 (четыре на два) – автомобиль имеет 4 колеса, 2 из них ведущие. У полноприводных оба числа будут одинаковыми (4х4, 8х8, 16х16).

Что такое колесная формула

В интернете можно встретить записи вида 2х4 (два на четыре), с формулировкой, что для переднего привода сначала указывают ведущие колеса. Чтобы проверить эту теорию, перед публикацией статьи мы посетили официальные сайты отечественных и зарубежных автопроизводителей. Подтверждений не нашлось, у всех в технических характеристиках первым идет количество колес.

Отсюда простой вывод: колесной формулы переднего привода нет, она одна для всех.

Почему перевозчики скептически относятся к балансировке грузовых колес

Дисбаланс колес – неравномерное распределение веса по окружности покрышки. Когда речь идет о 5-6-тонном «ЗИЛе» или 10-тонном грузовом фургоне, перевозчики утверждают, что подвеска и ходовая больше страдают от ям и ухабов отечественных дорог. Ущерб от дисбаланса считают мизерным. А балансировку колес грузовых автомобилей – прихотью.

Но шинные инженеры и автомеханики другого мнения. Хорошо отбалансированные автошины идут по ухабистой дороге, равномерно принимая на себя впадины. Подвеска, конечно, страдает. Но она и ходовая получают удары систематически, с одинаковой частотой, равной частоте вращения колеса, если в скате есть «легкая точка».

Балансировка колес на станке

Балансировка колес на станке

Пример для убедительности: дано – дисбаланс 500 г, скорость авто – 100 км/ч. При таких исходных данных грузовая шина 8 раз в 1 секунду прижимается к дорожному полотну слабым местом. Подвеска получает удар, равный 50 кг с частотой 8 Гц. Разрушительные последствия несложно представить.

Рабочий инструмент

Ким Коршунов отмечает: для американского дальнобойщика «слипер» — не дорогая игрушка, а рабочий инструмент. Большинство клиентов ARI sleepers используют такие машины для повседневной работы, для длительных рейсов, а некоторые даже живут в них. Компания работает с американскими тягачами Kenworth, Western Star, Peterbilt, но в последнее время всё больше домов на колёсах делается на базе капотных Volvo.

Первая машина, которую осмотрел Ким Коршунов, сделана на базе Volvo VNL860. Снаружи изменений немного: два штатных топливных бака, несколько отсеков для хранения. Кстати, вторая по популярности опция для таких отсеков — выносной гриль: американские водители любят готовить барбекю во время отдыха.

Нет изменений и в кабине. А вот в самом «слипере» всё необычно и интересно. Первое, что бросается в глаза — огромная двуспальная кровать. При необходимости можно добавить второй ярус. Такая опция может понадобиться, если дальнобойщик путешествует со своей семьёй.

Здесь огромное количество шкафов и полок, а по бокам два окна. На кухне есть электрическая плита, холодильник и, разумеется, раковина.

Есть, разумеется, и санузел с душевой кабиной. Всё вместе это избавляет водителей от необходимости пользоваться объектами придорожного сервиса: готовить еду, стирать одежду, умываться и справлять естественные потребности они могут не покидая рабочего места.

Причины и опасности дисбаланса

Дисбаланс грузовых шин – явление такое же частое, как и на легковых авто.

  • природа (особенности) резины и диска;
  • нарушение технологии монтажа шины и установки колеса на ступицу;
  • ремонт покрышки, когда на одно место наложен материал слишком большого веса;
  • в полость автошины попало инородно тело;
  • дисбаланс от подвески.

Последствия проявляются в виде тряски, биения в руль. Если правильно балансировать грузовые шины, не возникнут ненужные центробежные силы, которые передадут вибрацию сначала на подвеску, затем на всю ходовую.

Нужна ли балансировка грузовых колес

Нужна ли балансировка грузовых колес

Эти силы разнонаправленны относительно горизонтальной и вертикальной оси инерции: одно колесо подскакивает, другое идет вниз, третье выписывает «восьмерку». Управляемость автомобилем стремительно падает, тормозной путь удлиняется, расход топлива увеличивается.

Короткая колесная база

Если говорить про соотношение машин в процентах, то машин с коротким типом базы намного больше, ведь это «A», «B» и «C» классы, так популярные сегодня.

К плюсам этого варианта можно отнести: лучшую реакцию руля на действия водителя, уверенную управляемость в небольших улочках города.

короткая база

Проходимость намного выше, также эти авто не боятся высокого угла подъема.

Такие машины намного легче вывести из заноса, при разгоне и высоких скоростях лучше слушаются руля.

Идеальные примеры это маленькие городские кроссоверы, такие как NISSAN Juke или Opel Mokka, у них отличное сочетание колесной базы свесов, клиренса и габаритов самого автомобиля. Они могут быть полноприводными, что только увеличит реакции руля и проходимость на умеренном бездорожье, которое у нас может образоваться в любом дворе зимой.

Например, тот же Nissan Teana «сядет пузом» там, где Juke легко пролезет.

Минусы этого типа – это невысокая устойчивость на высоких скоростях, гонять на них (за 150 км/ч) — нельзя!

Балансировать или не балансировать

За границей балансировка для тяжелых самосвалов стала обязательной, в России – решение за владельцем. Но эксперты сходятся на том, что нужно балансировать грузовые колеса: постоянная вибрация губительна для элементов подвески, удары в руль утомляют дальнобойщиков.

Балансировка грузовых колес (на видео) исключает неравномерный износ резины, на 20 % продлевает жизнь скатов.

Радиальное и поперечное биение колеса

Хорошая центровка колеса крайне важна для грузовиков, движущихся с большой скоро­стью, а также тогда, когда колеса большие и тяжелые. В частности, для грузовиков, движущихся с большой скоростью, сведение радиального и поперечного биения к мини­муму и на посадочных площадках, и на бортах обода совершенно необходимо для обеспече­ния плавности хода. Это повышает безопас­ность и экономию топлива.

Как балансируют грузовые колеса

Способов балансировки, в том числе своими руками, много:

  • Правильнее обратиться на специализированные СТО, где колеса грузовых машин балансируют на стенде. Профессиональное ремонтно-диагностическое приспособление оборудовано лифтом для подъема 24-дюймовых автошин весом до 200 кг, электромотором для вращения колеса, дисплеем. Обычно на демонтаж и установку колеса времени уходит больше, чем на балансировку: процедура часто занимает до минуты времени.
  • Эффективный, но нераспространенный метод – балансировка грузовых колес гранулами – шариками из стекла и керамики. Гранулы (бисер) – круглые предметы правильно формы. Снаружи они покрыты силиконом, который не позволяет разрушаться тяжелому ядру. Во время движения грузовика бисер, засыпанный в полость колеса, распределяется в ней под действием центробежной силы, прилипает в «легких» местах. Этим обеспечивается автоматическая самобалансировка. Ошибиться в количестве материала невозможно, так как производитель сопровождает изделие таблицей с указанием, в каком колесе сколько шариков использовать. Гранулы засыпают раз на всю эксплуатацию автопокрышек, но высокая цена отпугивает владельцев грузовой техники.
  • Дедовский метод – вода в полости шины. Воздух с покрышки стравливают (машина расположена на ровной поверхности), через тонкое горлышко заливают в полость до полулитра воды, колесо накачивают до нужного давления. Вода зимой замерзает, поэтому льют антифриз. В отзывах перевозчиков по этому способу говорится, что колеса разбалансируются еще больше, в шиномонтажках способ не приветствуется.

Процесс балансировки колес

Процесс балансировки колес

Проблему биения в руль решают оборудованием грузовых колес кольцами для балансировки. Алюминиевые изделия должны совпадать с диаметром отверстия диска. Необходимо зачистить ступицу, отмыть отверстие, в том числе его внутреннюю часть. Далее все смазываю графитовой смесью и устанавливают центровочные кольца.

Колеса грузовых автомобилей из легких сплавов

Колеса из легких сплавов используются, в частности, при перевозках, когда экономия массы имеет большое значение. Сюда от­носится перевозка цистерн, где очень важно не превышать максимальной снаряженной массы. В этих ситуациях более дорогие легко­сплавные диски обычно окупаются в течение первого года эксплуатации.

Кованое легкосплавное колесо состоит из монолитного блока высокопрочного алю­миниевого сплава. Блок прессуется в форму колеса на мощных прессах. После ковки колесо подвергается тепловой обра­ботке для улучшения своих механических свойств.

Эта высокоточная обработка обеспечивает абсолютно точное вращение каждого колеса, без биения. Радиальное и поперечное биение отсутствуют. Перед полировкой колеса до блеска в нем сверлятся вентиляционные от­верстия и отверстия под болты.

Преимуществами легкосплавных колес являются улучшенные вибрационные харак­теристики, чуткое реагирование подвески, снижение расхода топлива и более высокая полезная нагрузка.

Отзывы водителей

Лучшие грузовики для дальнобоя. Надо сказать, у каждого водителя свое мнение на этот счет. Перед покупкой необходимо подробно изучить модель. Можно бесплатно проконсультироваться с владельцами на специализированных форумах, посмотреть фильмы-обзоры.

Вот, к примеру, как отзываются водители тяжелых машин о разных моделях, и каждый из них, безусловно, прав:

  1. Volvo FH12 440 л. с. По мнению водителя с именем Андрей, его машина, спустя два года использования, продолжает себя хорошо показывать. Она позиционируется производителем, как предназначенная для дальних расстояний, и Андрей несколько раз ездил на ней в Европу, благо, экологический класс «Евро-5» позволяет это делать.
    Долгая дорога или нет – в кабине совершенно не чувствуется. Кресло очень удобное, каждый человек сможет его настроить под себя. Тягач с большим количеством электроники, работающей в автоматическом режиме. От водителя требуется лишь рулить. В машине расположен стол, мини-холодильник, полноценное спальное место – все необходимые удобства. При покупке у официального дилера Андрею в подарок вручили рацию и тахограф.
  2. Renault Magnum. Водитель Максим рассказал, что приобрел данное авто с рук в 2015 году. Машина требовала небольшого ремонта и замены расходников. После обслуживания она работала без нареканий два года, до того момента, пока не пришло время планового ТО. Сломался климат-контроль. Ремонт обошелся недорого. Все детали купил в Москве. По мнению Максима, эта «рабочая лошадка» отлично подойдет начинающим. Немного вложений, и она будет служить очень долго.

Найти отзыв о требуемой модели можно на форумах ее любителей, на сайтах официальных дилеров, в комментариях к обзорам или на порталах-отзовиках. Также стоит посмотреть специализированные видео как от представителей брендов, так и от других людей. Например, на «Ютубе» имеется топ-10 седельных тягачей по спросу в России.

На рынке тяжелых грузовозов существуют свои представители бюджетного, среднего и премиум-класса. Грузовик следует подбирать, исходя из поставленных задач, технических характеристик и личных предпочтений водителя. Рекомендуется проходить тест-драйв каждой заинтересовавшей модели перед ее покупкой. Не забывайте и про атмосферу в самой фуре, а именно, какая музыка для дальнобойщика в дороге будет поддерживать комфортное состояние и позитивное расположение духа.

Немного информации о «ленивых мостах»

Существуют конструкции, когда одна или даже две оси на тягаче, полуприцепе или прицепе могут подниматься и опускаться при помощи гидравлического привода. В первую очередь, это обусловлено экономией топлива, поскольку, чем больше колес, тем больше потребуется мощности, чтобы привести транспортное средство в движение. Пустой фуре, возвращающейся из рейса, можно обойтись без лишних пар колес, значительно сэкономив топливо.

Во-вторых, такая конструкция имеет и другие преимущества:

  • сокращается износ покрышек подшипников и ступиц;
  • улучшается маневренность ТС (угол разворота становится меньше);
  • также повышается тяговая динамика;
  • сохраняет устойчивость автопоезда зимой.

Колесные формулы грузовиков

Функция подъема или опускания оси может активироваться в автоматическом режиме или же запускаться вручную, при помощи специальной кнопки. Кроме того, данное оперативное изменение колесной формулы позволяет уменьшить нагрузку на каждую ось. Исходя из весовых ограничений на большегрузные автомобили, действующие на территории РФ, максимальная грузоподъемность зависит от типа и количества осей.

Седельные тягачи с колесной формулой 6×6, имеющие трехосный тентовый полуприцеп имеют ограничение в 38 тонн. В случаях, когда вес полуприцепа равен примерно 7 тоннам, а вес тягача также составляет около 7 тонн, максимальная нагрузка такого транспортного средства равняется 24 тоннам. Так называемые «ленивые мосты» помогают распределить нагрузку между осями, что дает возможность пользоваться дорогами, на которых установлены ограничения.

Различия европейских и американских грузовиков

Седельные тягачи можно разделить на 2 большие группы:

  • американские;
  • европейские.

Схемы колесных формул могут использоваться любые, но в остальном есть некоторые отличия. Например, американские бренды зачастую используют пластик и специальные волокна для создания грузовых кабин, когда европейские аналоги выполняются из прочных марок стали. Кроме того, силовые установки у европейских моделей располагаются за кабиной (под водительским местом), когда в грузовых автомобилях из США двигатель, как правило, вынесен вперед.

Колесные формулы грузовиков

Европейские тягачи часто оснащаются противоподкатными брусьями и подкатными мостами, что на американских ТС встречается крайне редко. Кроме того, различия касаются и тормозной системы (дисковые у Европы, барабанные – у США) и бортового напряжения (12В – у американских тягачей и 24В – у европейских аналогов).

Рекомендации

Разобравшись, что означает колесная формула 4х2, можно ознакомиться с рекомендациями, позволяющими выбрать оптимальное транспортное средство для перевозки различных грузов:

  • важно рассчитать примерный расход топлива, чтобы получить максимально реалистичное представление о предстоящих затратах;
  • чтобы машина была обеспечена питанием, необходимо отдавать предпочтение мощным АКБ;
  • следует выяснить, каким экологическим стандартам соответствует силовая установка грузовика;
  • для поездок по магистралям стоит отдавать предпочтение моделям, с мощностью двигателя до 400 лошадиных сил;
  • механические коробки переключения передач более надежны;
  • для стандартных полуприцепов подходит средняя высота сцепления, а для самосвалов – высокая.

Колесная формула седельных тягачей является лишь одним из ряда важных нюансов, которые следует учитывать при выборе транспортного средства для грузоперевозок, чтобы результат приносил максимум удовольствия и пользы.

Другая техника

Трактора

Формула для тракторов имеет свои особенности. Нередко встречаются варианты 4к2, 4к2а, 4к4б. Как и в случае с автомобилями, первая цифра указывает на количество колес, вторая на ведущие. Литера А после цифры сообщает о меньшем диаметре передней колесной пары, Б о равных диаметрах передних и задних колес.

Формула для трактора

Автогрейдеры

Автогрейдер – прицепная или самоходная машина, предназначенная для перемещения и разравнивания сыпучих материалов, снега. В колесной формуле для автогрейдеров указывается количество осей. Возьмем запись типа АхБхВ, где:

  • А – число управляемых осей;
  • Б – количество ведущих осей;
  • В – общее количество.

Грейдер 1х2х3

Таким образом формула 1х2х2 читается как: полноприводный, двухосный грейдер с одной поворотной осью.

колесная база автомобиля4 колесная база автомобиля6 колесная база автомобиля3 колесная база автомобиля2 колесная база автомобиля1

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий