Что значит этилированный бензин

Неэтилированный и этилированный бензин: марки и характеристики

Какие марки неэтилированного бензина вы знаете? А в чем его отличие от этилированного? Последний, к слову, запрещен почти во всех странах мира, в частности, в России – с 2002 года!

Отличия этилированного и неэтилированного бензина

О существовании этилированного бензина знают многие автомобилисты, но дать ответ на вопросы: почему его запрещено заправлять в бак современных автомобилей, и какое имеет этилированный и неэтилированный бензин отличие по составу – смогут единицы.

Заезжая на АЗС и выбирая колонку с подходящим октановым числом (АИ 92, 95 или АИ 98), водитель не задумывается, какой бензин ему продают – этилированный или нет. Его беспокоит, как правило, только один показатель качества топлива – его октановое число. А вот каким образом производитель добился нужного значения, роли не играет. А знать это нужно, ведь с качеством топлива связано не только здоровье автомобиля, но и самочувствие самого водителя.

Прежде всего, нужно разобраться, что такое октановое число и какова его роль в определении качества бензина.

Этилированный и неэтилированный бензин: ищем разницу и узнаем основные характеристики

Автовладельцы предпочитают использовать в своём автомобиле качественное топливо, рекомендованное автопроизводителем. Это позволяет существенно продлить ресурс мотора и безопасно эксплуатировать транспортное средство. Не всегда удаётся точно узнать химическую формулу бензина, который заливается в бак, но если есть опасения по качеству предлагаемого топлива, то стоит поискать другую АЗС.

Заправка авто

В чем разница между этилированным и неэтилированным бензином?

Заправка авто Примечание в автомобиле

Неэтилированный бензин — это топливо, которое производят из нефти, путем ее перегонки на разные составы. Полученная бензиновая смесь имеет высокие детонационные характеристики при сжатии. Критический уровень сжатия провоцирует самовоспламенение до возникновения искры от свечи зажигания. Другими словами, детонация происходит слишком рано, что увеличивает износ поршней и цилиндров, нагружает шатунно-поршневую группу, приводит к росту температур, из-за которых движок сильно перегревается.

Параметр, определяющий степень сжатия, при которой случается детонация, называется октановым числом. Бензин, полученный сразу после переработки нефти, имеет октановое число 56-60. Такое топливо непригодно для автомобиля.

Повысить указанный показатель помогает добавление в горючее специальных экологичных присадок из спиртов и эфиров. Такой бензин называют неэтилированным. Он безопасен для окружающей среды и человека, практически, не засоряет катализатор автомобиля и активно применяется по всему миру.

Неэтилированное горючее бывает различных марок, в зависимости от величины октанового числа.

Почему этилированный бензин запрещен в большинстве стран мира?

Многих водителей интересует вопрос, что такое неэтилированный бензин? Незнание порождает много домыслов и слухов, которые не имеют под собой совершенно никаких оснований. Поэтому необходимо тщательно разобрать это понятие, чтобы выяснить все моменты и ответить на интересующие вопросы. Но для начала необходимо привести некоторые факты о бензине.

Чтобы избежать этого явления приходилось подвергать нефтепродукты сложной и дорогостоящей технологии обработки.

Поэтому производители искали простой и дешевый способ увеличения октанового числа.

В результате экспериментов было установлено, что с этой задачей лучше всего справляется тетраэтилсвинца.

Этилированный бензин: что это такое

Как известно, бензин – это продукт переработки нефти: органическое сырьё путём перегонки очищают от вязких и тяжёлых компонентов, серы и других примесей. Но полученная жидкость обладает чересчур низким для современных двигателей октановым числом, которое колеблется в пределах 55-60 единиц.

молекула тетраэтилсвинца.

Молекула тетраэтилсвинца, который используется в этилированном бензине.

Как мы помним из школьного курса органической химии, октановое число является показателем уровня сжатия топливной смеси, при котором происходит её самопроизвольное возгорание. Низкое октановое число делает невозможной эксплуатацию топлива в современном автомобильном двигателе с его высокими скоростями и уровнем давления, создаваемом поршнями цилиндров.

Проблема повышения октанового числа встала перед автопроизводителями достаточно давно, ещё в 20-30-е годы ХХ века. Без её решения было невозможно создавать эффективные и производительные двигатели. Выходом из создавшейся ситуации стало изобретение американскими химиками из «Дженерал Моторс» метода этилирования бензина путём введения в его состав особой добавки – тетраэтилсвинца. Октановое число топлива после этого резко повышалось, причём без существенного удорожания производства.

Технология получила широкое распространение, а бензин с добавкой тетраэтилсвинца стали называть этилированным бензином. К сожалению, при всех достоинствах – дешевизне, простоте и эффективности – продукт получился достаточно ядовитым. Соединения свинца, выбрасываемые в воздух с выхлопом отработанных газов, накапливались в окружающей среде, постепенно отравляя её, принося вред здоровью людей и всего живого мира.

Значение октанового числа

Октановое число (ОЧ) – важнейшая характеристик бензина, определяющая ту степень сжатия, при которой произойдет самовоспламенение топлива (детонация).

Иными словами, значение октанового числа определяется по моменту, когда часть топлива при сжатии, воспламеняется не свечой зажигания, а самопроизвольно. Такое самовозгорание имеет природу мини взрыва. Скорость распространения взрывной волны колеблется в диапазоне 1000 – 2300 м/с (при нормальном цикле сгорания топливовоздушной смеси она составляет 20 – 30 м/с).

Чем опасна детонация?

Детонация приводит к следующим последствиям:

  • ударная волна разрушает масляную пленку на стенках цилиндров, что приводит к «сухому» трению поршневой группы;
  • создающееся при взрыве давление в 70 кг/см 2, способно повредить детали силового агрегата;
  • увеличивается теплоотдача, приводящая к перегреву двигателя.

Совокупность этих явлений значительно снижает ресурс двигателя и приводит к необходимости капитального ремонта.

Таким образом, чтобы свести детонацию к минимуму и получить качественное топливо, нужно приблизить октановое число к эталонному значению (за эталон берется ОЧ=100). В этом случае возгорание топлива произойдет в конце такта сжатия, когда поршень приблизится к верхней мертвой точке. В этот момент КПД двигателя приблизится к максимальному значению.

Возможное последствие детонации

Известны два способа повышения ОЧ:

1.Бензин во время производства должен быть очищен от посторонних примесей.

2.Этилирование – добавка тетраэтилсвинца.

Первый способ увеличивает стоимость обработки бензина, из-за усложнения технологического процесса при перегонке. Второй способ гораздо дешевле: к низкооктановому топливу добавляется тетраэтилсвинец, повышающий октановое число. И все бы хорошо, только это вещество является крайне ядовитым.

Неэтилированный бензин

К названию такого бензина часто добавляется приставка «эко». Единственное отличие неэтилированного топлива от этилированного заключается в том, что первое не содержит тетраэтилсвинец, поэтому несколько уступает по эффективности этилированному. Но двигатели современных машин рассчитаны именно на такое горючее. Для повышения качества сгорания и улучшения детонационной стойкости экотоплива используются спиртовые и эфирные присадки, которые гораздо менее токсичны, чем свинцовые соединения.

Ядовитые выбросы образуются и при использовании неэтилированного биобензина, но с ними достаточно эффективно справляются сажевый фильтр и катализатор. Кроме того, технологии фильтрации горючего постоянно совершенствуются, и, заправляя машину на проверенных станциях, можно не бояться испортить мотор.

К современным маркам автомобильного неэтилированного бензина относятся:

  • А-80. Имеет низкую степень очистки, используется спецтехникой и грузовиками, рядом карбюраторных мотоциклов, некоторыми моделями советских легковых машин;
  • Аи-92. Подходит для большинства автомобилей российского и китайского производства, а также европейских моделей 90-х годов выпуска;
  • Аи-95. Такой неэтилированный бензин в России рекомендован для большинства иностранных легковых машин, относящихся к среднеценовому и бюджетному сегменту.
  • Аи-98. Это горючее относится к премиальному классу и заливается в баки дорогих моделей.

Спортивные марки неэтилированного бензина с октановым числом 98+ заливаются в бензобаки гоночных машин и эксклюзивных спортивных авто, таких как Ferrari, Porsche, Lamborghini и др.

В чём отличия этилированного и неэтелированного бензина

Чтобы в этилированном топливе и неэтилированном бензин найти отличие, необходимо знать, как их производят. При добавлении в низкооктановые жидкости тетраэтилсвинца образуется токсичное вещество, но оно обладает высокими эксплуатационными характеристиками. В результате такой этилированный бензин. Чем выше ОЧ, тем ниже риск возникновения детонации (самопроизвольного взрыва топлива).

Заправка машины

У неэтилированного бензина несколько отличается технология получения, так как он проходит дополнительные стадии очистки от вредных примесей, включая серу, свинец и их производные. Также в его составе находятся более экологически чистые добавки (ароматические амины, этиловый спирт, метил-третбутиловый спирт, ферроцен и др.). Разницу заметить без специального оборудования вряд ли удастся. Нормы присадок регламентируются законодательно ГОСТами.

Октановое число

Название марки бензина состоит из буквенно-цифрового обозначения. Буквы А или АИ указывают на метод определения октанового числа:

  1. моторный (А)
  2. исследовательский (АИ)

а цифра определяет октановое число (92, 95 и т.д.).

октановое число

Значение октанового числа указывает на такое свойство, как стойкость бензина к детонации. Цифра эта относительная. В качестве эталона принимается изооктан, детонационная стойкость которого очень высока и принимается равной 100. Шкала октанового числа была предложена в начале прошлого века. Оно определялось содержанием изооктана в смеси с нормальным гептаном (его детонационная стойкость очень низкая и принимается равной нулю). Соответственно, бензин марки АИ-92 эквивалентен по своей устойчивости к детонации 92-процентной смеси изооктана с гептаном, АИ-95 – 95% и так далее. Октановое число может быть и больше 100, если антидетонационные свойства топлива еще выше, чем у чистого изооктана.

Это значение очень важно, поскольку детонация приводит к быстрому разрушению цилиндро-поршневой группы. Объясняется это скоростью распространения фронта пламени – до 2,5 км/с, тогда как в нормальных условиях пламя распространяется со скоростью не более 60 м/с.

Чтобы повысить антидетонационные свойства, можно либо добавить присадки, содержащие соединения свинца (тетраэтилсвинец), либо изменить фракционный состав при получении. Первый способ получает с легкостью получить из бензина АИ-92 АИ-95, или 98, однако в настоящее время от него отказались. Поскольку, хотя такие присадки значительно повышают эксплуатационные свойства топлива и имеют низкую себестоимость, они так же весьма ядовиты и на экологию оказывают куда более губительное воздействие, чем чистый бензин, а также разрушают каталитический нейтрализатор автомобиля (температура сгорания этилированного бензина выше, чем у неэтилированного, в результате керамические элементы нейтрализатора попросту спекаются, и устройство выходит из строя).

В качестве присадок могут быть использованы и другие соединения, менее токсичные, такие как этиловый спирт или ацетон. Например, если добавить 100 мл спирта в литр бензина АИ-92, то октановое число увеличится до 95. Однако применение таких присадок экономически невыгодно.

Вред от воздействия тетраэтилсвинца

Пары тетраэтилсвинца поражают центральную нервную систему и воздействуют на кору головного мозга человека. Испарение вещества происходит уже при нулевой температуре. Отравление тетраэтилсвинцом вызывает приступы паники и галлюцинации. Проникать вещество в организм человека способно даже через кожу.

Если человек 2 – 3 минуты подышал воздухом, содержащим всего 2% вредного вещества, у него наблюдается приступ головной боли, сопровождающийся кашлем и потерей координации движений.

компрессия в двигателеКасаемо автомобиля, тут положение немногим лучше. Первой жертвой этилированного топлива, становится катализатор. Страдают кислородные датчики, регулирующие качество топливной смеси. Они покрываются свинцовой плёнкой и «умирают» следом за катализатором. Кроме локального вреда, выхлопные газы автомобиля, работающего на этилированном бензине, наносят непоправимый вред окружающей среде.

Совокупность отрицательных факторов использования этилированного топлива привела к его полному запрету в использовании как в США, Европе, так и на территории России.

Но, несмотря на запреты, риск залить в бак такой бензин все же есть, если заправляться на заправках «без имени». Крупные производители топлива рисковать репутацией, продавая этилированный – «грязный бензин», не будут.

Маленькие АЗС в условиях конкуренции вынуждены снижать цены на топливо, чтобы привлечь клиентов. А «чистый» бензин даже по оптовым ценам имеет высокую стоимость, поэтому на таких заправках возможна противозаконная реализация этилированного топлива. Выявить этилированный бензин без химического анализа невозможно. Таким образом, если в составе бензина есть тетраэтилсвинец, значит он этилированный.

«Достойная» замена

После введенного в России запрета на использование при производстве топлива тетраэтилсвинца, ему на замену пришел ферроцен (железосодержащая присадка), влияющая на автомобиль также пагубно, как и его предшественник.

чистка форсунок в домашних условиях

Также до недавнего времени в бензин разрешалось добавлять монометиланилин. Это «чудо» химической промышленности разъедало уплотнения в топливной системе и снижало мощность двигателя. Проблемы с экологией заставляют правительство страны ужесточать требования к топливу.

С 1 января 2016 года на территории России начал действовать новый технический регламент, который определил допустимый состав бензина и параметры его качества.

Чем опасно использование этилированного бензина

О том, что последствия применения топлива со свинцовыми тяжёлыми соединениями вредны для окружающей среды, автомобилистам известно было давно. Специалисты уверяли, что длительное применение агрессивных углеводородов способно негативно сказаться на здоровье жителей нашей планеты. В развитых странах использование ЭБ категорически запрещено.

Рассмотрим, каковы последствия применения тетраэтилсвинца или похожих на него соединений. Важно знать, что ТЭС является токсичным ядом, который воздействует на человеческую нервную систему. Даже при его производстве известны смертельные случаи на производстве по причине вдыхания паров. Свинец относится к группе тяжёлых металлов, которые наносят вред как человеку, так и окружающей среде:

  • почве;
  • растениям;
  • животным.

Непродолжительное вдыхание паров с ТЭС чревато головными болями, поражением нервных окончаний, дыхательных путей и способно провоцировать развитие онкологических заболеваний. Также заправленный в бак этилированный бензин быстрым темпом способствует разрушению установленного в топливной системе каталитического нейтрализатора. Формируется агрессивный нагар, который на три четверти сформирован из свинцовых окислов.

Типы бензина

Стоит знать, каковы последствия и для других деталей и узлов. Ещё одной жертвой агрессивного топлива является кислородный датчик, расположенный в выпускном коллекторе. Высока вероятность быстрого выхода из строя поршней, цилиндров блока и скручивания ГБЦ.

Стоит учесть, что полный запрет на использование не означает, что данную жидкость невозможно найти в продаже. Иногда мошенники используют нелегальные дешёвые добавки, чтобы повысить марку топлива. Избежать неприятностей можно, если пользоваться услугами проверенных АЗС или сервисами крупных сетевых брендов.

Какие марки бывают?

Сам по себе бензин это жидкость, обладающая резким характерным запахом, прозрачного цвета. Но каждый вид бензина имеет свое обозначение, иными словами маркировку. Как расшифровывается маркировка представленного бензина, присвоенная самым распространенным маркам топлива? Запомнить простые правила довольно легко!

  1. буква «А» в маркировке АИ обозначает, что продукт автомобильный;
  2. буква «И», что октановое число получено исследовательским методом, он определен ГОСТом 8226-82;
  3. последующие после «АИ» цифры обозначают октановое число.

Существуют четыре вида неэтилированного бензина, получившее в наше время широкое распространение. Основным различие служит октановое число горючих веществ. Привычная маркировка бензина, такая как АИ-80, АИ-92, АИ-95, АИ-98 обозначает именно этот показатель.

Если говорить доступным языком, октановое число — это способность бензина к сопротивлению, то есть процессу самодетонации при сжатии. Детонация — это химический процесс, характеризующийся воспламенением цилиндров двигателя автомобиля.

По своим физическим свойствам детонация напоминает ударную волну. В процессе физической детонации подается необходимый заряд энергии в двигатель автомобиля, который и обеспечивает необходимый толчок для дальнейшего движения машины.

Марки бензина

Следует запомнить, что в целях корректной работы двигателя данное октановое число должно соответствовать рекомендуемому показателю, указанному производителем автомобиля.

Например, в странах СНГ производят разные виды горючего: А-72, А-76, А-80, АИ-91, АИ-92, АИ-93, АИ-95 и АИ-98. При этом они могут быть и этилированными, что как мы выяснили совсем не безопасно, а также подразделятся на летние и зимние виды. Этилированные бензины должны иметь свою окраску: По какой формуле рассчитывают перевод бензина?
По какой формуле рассчитывают перевод бензина?

  • А-72 – имеет розовый цвет;
  • А-76, как правило, насыщенного желтоватого цвета;
  • АИ-93 – красный с оранжевым оттенком;
  • АИ-98 – имеет насыщенный синий цвет.

В других развитых странах в основном распространены две марки бензина «Премиум» и «Регуляр». В горючем марки «Премиум» октановое число колеблется в пределах 97-98. Бензин «Регуляр» – это сорт похуже, там октановое число от 90 до 94. А в Англии и США можно встретить топливо «Супер», в нем октановое число может достигать цифры 102.

Требования технического регламента к бензину

что входит в ремонт ДВССогласно тех. регламента, производимый в России бензин не должен содержать присадок на основе:

  • железа;
  • марганца;
  • свинца;
  • метанола;
  • монометиланилина.

Согласно этому регламенту, топливо, продаваемое в России, должно соответствовать пятому экологическому классу (К5). Хотелось бы верить, что ужесточение требований к качеству бензина и ответственность за нарушения отобьют у продавцов топлива желание «химичить» и обманывать покупателей.

Многие водители, не желая рисковать, заправляют машину топливом, октановое число которого выше чем требуется. Есть ли смысл это делать?

Что будет, если вместо АИ 92 залить в бак АИ 95

Такая замена пойдет только на пользу. Во-первых, 95 улучшит динамику автомобиля, несущественно, но улучшит. Особенно это становится заметно во время обгона. Во-вторых, если использовать АИ 95 в городском режиме движения, то расход топлива снижается на 15 – 20%. По трассе, правда, разница составит приблизительно 3 – 4%.

Следовательно, если автомобиль используется в городе, без перегрузок двигателя, то лучше использовать АИ 95, как основной вид топлива. Даже с учетом высокой стоимости, такая замена будет экономически выгодной.

Если переходить с АИ 95 на АИ 92, то для автомобилей, рассчитанных на 95, это возможно лишь как резервный вариант. Однако при первой же возможности лучше залить бензин, рекомендуемый производителем.

Будет ли разница, если вместо АИ 95 залить АИ 98

98-й бензин изготавливается для форсированных двигателей и двигателей с турбонаддувом.

Переплачивать и заливать дорогостоящее топливо в атмосферный двигатель не имеет никакого смысла. Плюсов этот бензин автомобилю не прибавит, поэтому менять октан 95 на 98 не стоит.

Подводя итог вышесказанному, делаем вывод, что заправлять свой автомобиль нужно только рекомендованным производителем топливом и только на проверенных АЗС. Избегать заправок с сильно заниженными ценами на бензин. Сэкономленные на топливе копейки, обойдутся в тысячи рублей ремонта.

Основные пункты различия

Помимо области применения, бензины различаются по экологическому классу: от К2 до К5 (топливо ниже 5 класса в России запрещено, но мера часто нарушается), химическому составу, детонационной стойкости (октановое число) и физическим свойствам.

Предлагаем изучить таблицу характеристик основных современных марок бензина.

Стоит ли заливать неэтилированный бензин?

Если вы внимательно прочитали статью, должны были снять данный вопрос с повестки. В отношении же этилированного, и подавно. Его крайне негативное влияние на экологию, а также на состояние катализатора и двигателя авто – очевидны и весьма убедительны.

Заправляйтесь на проверенных АЗС и не ведитесь на низкие цены незнакомых заправок! Здоровья вам и вашей тачке!

Почему необходимо использовать бензин марки АИ-92 при заправке садовой техники?

Для того, чтобы понять почему производитель не хочет нести ответственность за то, чем вы заправляете баки своей бензотехники и почему нужно выполнять требования инструкций по эксплуатации рассмотрим немного теории. Бензин является смесью легких углеводоров, при сгорании они выделяют большое количество энергии.

В двигателе энергия сгорающего топлива преобразуется в механическое вращение. В камере сгорания двигателя бензин может гореть в двух режимах. Плавное горение — это постепенное сгорание топлива, фронт пламени движется со скоростью 20-30 м/с, давление в цилиндре повышается равномерно.

Этот режим горения для бензиновых двигателей является штатным.

Что же помогает топливу бороться с детонацией? Итог следующий: использовать только неэтилированный бензин марки АИ-92. Найти его у нас в России практически невозможно.

Следует выполнять следующие действия для того, чтобы продлить жизнь двигателя своей садовой бензо техники:

  • покупать бензин в проверенных местах,
  • использовать свежий бензин,
  • использовать бензин, с октановым числом который указан в инструкции по эксплуатации, обычно это АИ-92.
Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий