Что важнее знак или разметка

Дорожный знак или разметка — что главнее?

Каждый автолюбитель знает, что соседство дорожной разметки и знака является важным обозначением, помогающим водителям правильно ориентироваться в пути и предотвращающим возможные аварийные ситуации. Данные средства зачастую либо дублируют важную информацию, либо дополняют друг друга.

Несмотря на это иногда встречаются ситуации, когда у автовладельцев возникают трудности с пониманием, что главнее знак или разметка: это происходит, когда два информатора дают противоречивую информацию, например, вследствие ДТП или из-за ремонтных работ. Столкнувшись с явным несоответствием двух обозначений, не нужно паниковать: выяснить, что же главнее в такой ситуации, поможет данная статья.

Знак или разметка – чему отдавать приоритет по правилам?

Если на дороге встречаются знаки и разметка, которые противоречат друг другу, то водитель должен четко ориентироваться в ситуации и знать, чему отдавать приоритет. Противоречить друг другу они могут в случае ДТП или при ремонтных работах на дороге. Поэтому водитель должен быть внимателен, чтобы не создать аварийной ситуации и ориентироваться в краткосрочных изменениях движения.

Знаки и разметка на дороге

Знак или разметка: что главнее при возникновении противоречий

Водители нередко сталкиваются с ситуациями, когда дорожные знаки противоречат разметке. Чтобы не спровоцировать ДТП, автомобилист должен правильно расставлять приоритеты. О том, что главнее, разметка или знак, мы поговорим ниже.

Что делать, если есть противоречия знаков и разметки

Ниже пойдет речь о таковых элементах ПДД:

Следует запомнить, что по ПДД знаки главнее дорожной разметки. Об этом идет речь в последнем абзаце ст. 1 Приложения 2 к ПДД.

Временные знаки имеют желтый фон. Это их основное отличие от постоянных и они имеют приоритет перед любой разметкой и постоянными дорожными знаками. Кроме того, ранее временные знаки устанавливались на переносных стойках, однако сейчас данного правила нет.

Что касается дорожной разметки, то временная также отличается от постоянной цветом, она будет темно-желтой (оранжевой).

Примеры противоречий знаков и разметки

Водители нередко ошибаются при трактовании дорожных знаков и разметки. Происходит это гораздо чаще, чем элементы дорожного движения противоречат друг другу. Рассмотрим варианты наиболее популярных противоречий:

1 Объезд ремонта дороги по встречной полосе

На дороге установлены дорожный знак «Объезд препятствия слева» и нанесена постоянная разметка. С одной стороны, водителю запрещено пересекать сплошную линию, с другой – знак указывает, что это просто необходимо сделать. Поскольку приоритет имеет знак (как говорилось выше), объезд ремонта дороги по «встречке» – законное действие.

2 Обгон при наличии знака 3.20 «Обгон запрещен» и горизонтальной разметки 1.5.

В данной ситуации знак запрещает обгонять другое транспортное средство, но разметка позволяет выезжать на встречную полосу. Таким образом, водителю разрешено совершать любой маневр на «встречке», кроме обгона.

Кое-кто считает, что горизонтальные метки 1.5 разрешает выполнять обгон. Однако это утверждение не имеет под собой оснований. Данная разметка не дает никаких дополнительных разрешений, а просто позволяет пересекать полосу.

3 Обгон при наличии знака 3.21 «Конец зоны запрещения обгона» и сплошной разметки 1.1

Этот случай похож на предыдущий. С одной стороны, имеем разметку, которая запрещает выезжать на встречную полосу с любой целью, с другой – знак, который обозначает окончание запретной зоны для обгона. Учтите, что знак не дает разрешение на обгон, а лишь обозначает окончание зоны. Таким образом, на данном участке дороги водителю запрещено совершать обгон по «встречке».

Знак “обгон запрещен”

Описание знака 3.20 “Обгон запрещен” приведено в приложении 1 к правилам дорожного движения:

3.20 “Обгон запрещен”. Запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, велосипедов, мопедов и двухколесных мотоциклов без бокового прицепа.

Знак 3.20 Обгон запрещен

Выводы, которые можно и нужно сделать из этого пункта:

1. Знак 3.20 запрещает обгон всех транспортных средств.

2. Из этого правила есть исключение, которое НЕ ЗАПРЕЩАЕТ обгон тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без бокового прицепа.

Таким образом знак 3.20 сам по себе не запрещает обгон тихоходов, гужевых повозок, велосипедов, мопедов и мотоциклов без коляски и запрещает обгон всех остальных.

Примечание. При этом обгон тихоходов, гужевых повозок и двухколесного транспорта может быть запрещен другими условиями, однако об этом речь пойдет ниже.

Что делать в случае противоречия знаков и разметки

При езде по дорогам общего пользования, водитель может встретить следующие элементы ПДД:

  • временные дорожные знаки;
  • постоянные указатели;
  • временную разметку;
  • постоянную разметку.

В статье 1 Приложения 2 к ПДД указано, что указатели всегда главнее линий, нанесенных на дорожное полотно. Причем приоритетными являются временные указатели, имеющие желтый фон. Они главнее любых других элементов ПДД.

Знак или разметка: что главнее при возникновении противоречий

Разметка также бывает постоянной и временной. Последняя имеет вид желтых или оранжевых линий. Она считается главнее постоянной.

Примеры противоречий

Автомобилисты нередко ошибаются при определении значений дорожных указателей. Заметив противоречия разметки и знака, водитель может принять неверное решение, став в итоге виновником аварии. Чтобы такого не произошло, рассмотрим наиболее распространенные ситуации, когда один элемент ПДД противоречит другому:

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему – просто обратитесь к нашему юристу:

+7 (812) 507-64-25 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

  1. Объезд ремонта дороги по «встречке». На отрезок дороги нанесена сплошная белая линия и установлена табличка «Объезд препятствия слева». В этом случае водитель должен игнорировать разметку, поскольку коррективы в движение вносит указатель. Правильное действие – проехать через сплошную линию, выехав на встречную полосу в соответствии указанию знака.
  2. Обгон при наличии прерывистых линий и таблички «Обгон запрещен». Такая комбинация запрещает водителю обгонять другие ТС, позволяя выехать на встречку для выполнения любого другого маневра. Некоторые автомобилисты ошибочно считают, что разметка 1.5 позволяет выполнить обгон по встречной полосе. Но это не так, ведь горизонтальные линии просто позволяют пересекать полосу. Обгон запрещается указателем, действие которого распространяется и на «встречку».
  3. Обгон при наличии сплошной разметки и знака 3.21 «Конец зоны запрещения обгона». Еще одно распространенное противоречие, где линия запрещает выезжать на «встречку», а указатель свидетельствует о разрешении на обгон. Учтите, что табличка не позволяет выезжать на встречную полосу, потому автомобилист может обгонять другие ТС в своей полосе. На «встречку» выезжать запрещено.

Что главнее, разметка или знак?

Дорожные обозначения закреплены Правилами дорожного движения. Их предназначение ориентировать водителей для максимально безопасного передвижения по дорогам.

Обозначения могут быть временными и постоянными. При наличии одновременно тех и других предпочтение отдается временным, при этом действует следующий порядок приоритетности:

  1. Знаки временного характера.
  2. Знаки вдоль дороги постоянные.
  3. Разметка, нанесенная на дорожное полотно на определенное время действия (временно).
  4. Разметка постоянного назначения.

Отсюда делаем вывод, что первостепенно следует обращать внимание на знаки, установленные вдоль проезжей полосы, и только после руководствоваться линиями, нанесенными на дорогу.

Если временные знаки вступают в разногласие с разметкой или она плохо различима на дороге, то водитель должен следовать знакам. При нанесении временной дорожной разметки, противоречащей постоянной, нужно ориентироваться на временную.

Чаще всего временные меры дорожного регулирования устанавливаются на короткий период времени. Обычно это связано с проведением ремонтных работ на проезжей части, обустройством прилегающих обочин или заменой дорожного покрытия, проведение которых запланировано на срок более трех дней.

Задача непостоянных знаков и разметки – предупреждение водителей о том, что на некоторый промежуток времени:

  • обстановка на конкретном участке дороги изменилась;
  • движение организовано иначе.

Как разобраться с приоритетами?

Понимание о том, что же всё-таки важнее, даёт ПДД. Но перед этим следует учесть некоторые важные детали, в частности, определиться с разновидностями указателей и дорожной разметки.

Временные и постоянные знаки

Временные знаки

Для удобства участников движения сегодня существует классификация дорожных знаков на:

  • стационарные, или постоянные;
  • переносные, или иначе – временные.

Чтобы отличить первую категорию обозначений от второй, необходимо разобраться в особенностях их установки: чтобы стационарный информер был правильно установлен, в заранее заготовленное углубление устанавливается основание указателя и заливается бетонной смесью. После затвердения бетона участок вокруг основания засыпается землёй. Данный тип обозначения устанавливается на долгий срок, так как информация, транслируемая им, всегда является актуальной, независимо от других внешних факторов.

Переносной же тип появляется лишь в тех случаях, когда возникает ситуация, затрудняющая передвижение транспортного потока. Стойки со временными обозначениями – обычное дело при ДТП или ремонте дорожного полотна. В отличие от стационарных разновидностей, переносные стойки обычно имеют в основании скрещенную арматуру, которая обеспечивает конструкции хорошую устойчивость даже при порывах ветра.

Постоянные знаки

Отличительной особенностью временного от стационарного указателя является и цвет его фона: если символ нанесён на белое основание, перед вами находится стационарный информер, если же на жёлтое – временный.

Незаконные знаки

Существует и ещё один вид обозначений: если вдруг во время поездки вы заметите указатель, который будет прикреплён к дереву, фонарному столбу или стойкам с помощью изоленты или скотча – просто проигнорируйте его. Такие указатели незаконны, а потому не имеют никакой силы.

Временная и постоянная разметка

Временная разметка

Разметка, как и знаковые стойки, также способна быть временной или постоянной, поэтому очень важно отличать данные типы:

  • Одна из главных целей стационарной – информирование автолюбителей об особенностях движения в указанной местности в долгосрочном периоде;
  • Временная же указывает на краткосрочные изменения характера движения.

Чтобы водителям было проще отличать одну разновидность от другой, их наносят разной краской: временные обозначения окрашивают жёлтым, а стационарные – белым цветом.

Ситуации, когда на дорожное полотно одновременно нанесены 2 типа, довольно редки, однако всё же случаются, а значит, встретив такую маркировку, важно знать, что у жёлтых линий приоритет над белыми.

Постоянная разметка

Подводя итоги под вышесказанным, можно заметить, что во время езды можно встретить 4 типа элементов, которые принимают участие в организации движения. Теперь настало время разобраться, какие же виды главнее.

Временные дорожные знаки и разметка

Дорожные атрибуты безопасности движения временного назначения имеют иной от постоянных цвет. Применяются следующие цветовые решения для их обозначения:

  1. Временные знаки наносят на желтый фон. Содержание полностью соответствует ПДД, но для временных знаков оно нанесено на фон ярко-желтого цвета. Не так давно такие знаки закреплялись на стойках переносного крепления, но теперь это требование не обязательно.
  2. Оранжевый цвет линий для временной разметки. Именно такой оттенок наиболее заметен на дороге.

Так что же главнее?

Согласно с правилами дорожного движения, в случае появления на дороге указателей, чьи значения друг другу противоречат, преимущество имеют знаки временного характера. Список убывания приоритета будет таким:

  • Временный знак.
  • Постоянный знак.
  • Временная разметка.
  • Постоянная разметка.

Этот же порядок определяется и другой статьей ПДД, которая говорит нам, что в случае плохой видимости разметки или несоответствия ее требований значениям дорожных знаков, водитель должен руководствоваться последними. Таким образом полосы на дороге никак не могут быть главнее указателей. Но в ситуации, когда оранжевые и белые линии также носят противоречивый характер, основными для человека за рулем должны стать временные.

Примеры противоречий знака и разметки

Есть несколько наиболее распространенные варианты, когда два рассматриваемых указателя друг другу противоречат. Чаще всего встречается разрешение обгонять транспорт по встречной полосе движения при наличии двойной сплошной линии и временного информера 4.2.2. Обычно такое сочетание выставляют при ремонте дороги. В таком случае приоритетом будет разрешение обгона, несмотря на двойную сплошную. Есть и другие варианты спорных ситуаций.

Обгон при знаке 3.20 и разметке 1.5

Табличка 3.20 означает, что обгон на данном участке дороге запрещен. Разметка 1.5 – прерывистая линия, разрешающая обгон и объезд. Прерывистая линия используется на дорогах с двухполосным движением, а также на дорогах с трёхполосным движением для обозначения полос. Несмотря на то, что такая линия является «осевой» на дорогах с двухполосным движением ее можно пересекать и совершать обгон. Но только в случае, если нет дополнительных указателей, которые противоречат нанесенным на дороге линиям.

Некорректный обгон по прерывистой линии

Если на одном участке дороги совмещаются эти противоречивые информеры, то водителю не следует совершать обгон, ориентируясь на запрещающий указатель. Но разметка в таком случае имеет особое значение, она разрешает совершать обгон или объезд:

  • тихоходных средств;
  • гужевого транспорта;
  • мотоциклов без прицепов.

Именно прерывистая полоса и указывает на действие данных исключений. В этой ситуации это будет не обгон, а именно объезд.

Обгон при знаке 3.21 и разметке 1.1

Ситуация, обратная предыдущей. В данном случае символ 3.21 указывает на окончание зоны обгона, а разметка 1.1 – сплошная линия, которую нельзя пересекать, а значит нельзя совершать обгон. В данном случае приоритетным будет линия, поскольку табличка не обозначает, что обгон разрешен. Он всего лишь указывает на окончание зоны запрета на обгон. По большому счету эти информеры не противоречат друг другу, а дополняют.

Важно! При плохих погодных условиях и при плохой видимости водитель может не заметить сплошную линию, а сначала обратит внимание исключительно на указатель 3.21. В таком случае необходимо использовать нормативные документы, чтобы доказать невиновность автолюбителя.

Знак “конец зоны запрещения обгона”

  • для знаков 3.20, 3.22, 3.24 установкой в конце зоны их действия соответственно знаков 3.21, 3.23, 3.25 или применением таблички 8.2.1. Зона действия знака 3.24 может быть уменьшена установкой знака 3.24 с другим значением максимальной скорости движения;

То есть, значение знака 3.21 “конец зоны запрещения обгона” состоит в том, что он указывает на окончание зоны запрещения обгона.

Обратите внимание, знак указывает именно на окончание зоны запрещения, а не на начало зоны разрешения обгона.

То есть установка этого знака на дороге не означает, что сразу же после него нужно начинать обгон. Это можно сделать только в том случае, если выполнение обгона не запрещено другими пунктами правил дорожного движения.

Что делать, если вас пытаются оштрафовать незаконно

В документах, которые регламентируют деятельность ГИБДД, указано, что инспектор дорожной службы при выявлении факта несоответствия требований знака и дорожной разметки должен сообщить об этом в соответствующую инстанцию. Если вас привлекли к ответственности на основании несоответствия знаков и разметки, нужно обратиться в суд с требованием «о проведении экспертизы для установления имеющих место недостатков в организации дорожного движения и невыполнении требований ГОСТа Р 52289−2004».

Иногда водителя пытаются оштрафовать, если знак 3.21 «Конец зоны действия знака «Обгон запрещен» устанавливается на участке, когда линия разметки все еще сплошная (1.1.). При хорошей погоде водитель, конечно же, сперва увидит линию запрета и не пойдет на обгон. Но что делать в случае плохой видимости? Нужно использовать нормативные документы, которые помогут доказать, что водитель не виноват в нарушении.

Знаки и разметка должны размещаться на поверхности дороги в соответствии с ПДД. Водитель должен иметь возможность отчетливо видеть и знаки и разметку в любое время суток. Обозначения не должны быть закрыты рекламными щитами или деревьями. Это же касается и разметки – ее должно быть видно и днем, и ночью.

На участках дорог, где в одну сторону есть несколько полос, знаки должны быть смонтированы не только сбоку по ходу движения, но и сверху трассы или по обоим бокам. Если какое-либо из этих требований было нарушено, вы можете смело оспаривать штраф.

Если вы считаете, что не нарушили ПДД и расцениваете действия инспектора как неправомерные, то в течение 10 дней можете подать жалобу (в произвольной форме).

О приоритетах

У начинающих водителей нередко возникает вопрос: «Что главнее, разметка или знак?» Что дать ответ, обратимся к правилам дорожного движения. В них указано следующее:

  1. Если знак и разметка противоречат друг другу, то водитель должен ориентироваться на знак.
  2. Временный указатель всегда главнее постоянного, поскольку он устанавливается при изменении ситуации на дороге. Соответственно, как только привычный порядок восстановится, переносной знак уберут.

В современных реалиях невозможно обойтись без использования временных указателей. Например, такой знак может быть использован для организации объезда участка, на котором ведутся дорожные работы. Также переносные таблички позволяют проинформировать участников дорожного движения о произошедшей аварии.

Если расставить указатели по приоритету, то получится такой список:

  • временные дорожные знаки;
  • постоянные знаки;
  • временная разметка;
  • постоянная разметка.

Таким образом, временный знак имеет на дороге наиболее высокий приоритет. В местах его установки водитель должен игнорировать другие указатели, если они противоречат переносной табличке.

Временная разметка всегда приоритетнее постоянной. Однако она не может быть главнее постоянного знака. Поэтому в местах, где требуется кардинально изменить условия движения, необходимо не только рисовать временную разметку, но и устанавливать переносные указатели.

дорожная разметка

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему – просто обратитесь к нашему юристу:

Заключительная информация

В качестве заключения стоит отметить, что ситуации, в которых следует быстро принять решение относительно приоритетности обозначений, случаются очень редко. Тем не менее, если вы должны немедленно сделать выбор, постарайтесь максимально сосредоточиться и решить, за кем же в данном случае преимущество.

Правильная концентрация внимания и отличное знание правил движения поможет вам не только не стать нарушителем, но и не войти в число водителей-виновников ДТП.

Заключение

Каждый водитель должен помнить, что главное на дороге – внимательность, поскольку ее отсутствие может привести не только к штрафам или возможности потерять право на управление транспортным средством, но и стать угрозой жизни и здоровья, как самого владельца автомобиля, его пассажиров, так и других участников движения. Все это обязывает нас знать любые нюансы передвижения за рулем, чтобы не растеряться, не утратить контроль над ситуацией и не спровоцировать ДТП.

Примеры противоречий дорожных знаков и разметки

Чаще знаки и разметка не имеют разногласий. Но в некоторых случаях водители могут быть введены в заблуждение некоторыми противоречиями. Например:

  1. Знак 3.21 «Конец зоны запрещения обгона» вместе с одинарной непрерывной полосой с разметкой 1.1

В этой ситуации разметка запрещает транспортному средству покидать свою полосу с выездом на встречную. Но не все обращают внимание, что знак указывает лишь на окончание опасной зоны обгона. Если водитель произведет обгон в этом месте, то будет наказан лишением прав.

  1. Предписывающий знак 4.2.2 «Объезд препятствия слева» и двойная сплошная разделительная полоса c разметкой 1.3.

Такую разметку категорически нельзя пересекать, чтобы не лишиться водительского удостоверения. Но тут же установлен знак ей в противоречие. Обращаем внимание на приоритет знаков на дороге и правомерно пересекаем двойную сплошную линию.

  1. Прерывистая линия с разметкой 1.5 и знак 3.20 «Обгон запрещен» .

Здесь дорожная разметка позволяет произвести выезд на встречную полосу движения, но знак при этом запрещает произвести обгон. Следует учесть, что прерывистая линия дает возможность совершать маневры на дороге и больше ничего не разрешает.

Первостепенно руководствуемся знаком и не обгоняем. В соответствии с разметкой можно развернуться или свернуть налево.

Ответственность за несоблюдение приоритетов

Если автолюбитель не соблюдает приоритеты, то ему грозит административное наказание в виде штрафа. Плата за невыполнение требований разметки или дорожного знака составляет 500-1500 рублей.

Если указатель требовал остановиться, развернуться или повернуть – штраф возрастает с 1000 рублей до лишения водительских прав. Если водитель считает, что его оштрафовали неправомерно, и приоритета он не нарушал, то в течение 10 суток есть время подать жалобу и опротестовать решение инспектора.

Противоречие информеров на дороге может ввести в заблуждение даже опытных водителей. Но ПДД на этот счет имеют четкие указания: временный знак в приоритете, поскольку он указывает на необходимые действия в зависимости от конкретных изменившихся дорожных условий. Чаще всего встречается противоречие с запрещением и разрешением обгона. Если на дороге стоит временный знак, запрещающий обгон – разметка в таком случае не имеет значения. Водителю лучше не торопиться и не пересекать линию.

Прерывистая линия разметки

1.5 – разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы; обозначает границы полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении;

Разметка 1.5

Линии 1.5 – 1.8 пересекать разрешается с любой стороны.

Прерывистая разметка 1.5 не накладывает ограничений на обгон.

Использование знака обгон запрещен и прерывистой разметки

Знак обгон запрещен и прерывистая линия разметки

1. Знак “обгон запрещен” запрещает обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без бокового прицепа.

2. Прерывистую линию разметки можно пересекать, она не накладывает ограничений на водителя.

3. Никакого противоречия между значением дорожного знака и прерывистой линии разметки не возникает.

В этом случае можно обгонять только тихоходные транспортные средства, гужевые повозки, велосипеды, мопеды и двухколесные мотоциклы без бокового прицепа.

Примечание. Точно также можно действовать, если на дороге сплошная линия разметки сменилась прерывистой, а знак “конец зоны запрещения обгона” не был установлен.

Использование знака конец зоны запрещения обгона и сплошной разметки

Знак конец зоны запрещения обгона и сплошная линия разметки

1. Знак конец зоны запрещения обгона отменяет действие знака обгон запрещен. То есть с момента его установки обгон транспортных средств не запрещен. Однако это не означает, что обгон разрешен.

2. Сплошная линия разметки запрещает выезд на встречную, то есть запрещает обгон всех транспортных средств.

3. Никакого противоречия между значением дорожного знака и сплошной линии разметки не возникает.

В данном случае обгон всех транспортных средств запрещен (в том числе тихоходов, гужевых повозок, велосипедов, мопедов и мотоциклов без коляски).

В заключение хочу отметить, что пункт 9.1 1 , который введен в середине 2017 года, значительно упростил жизнь водителям. Он говорит о том, что если встречная полоса отделена сплошной разметкой, то выезжать на нее в любом случае нельзя. Ну а если на дороге нанесена прерывистая разметка, тот тут уже нужно подумать о том, разрешен ли обгон.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий