Все дороги ведут в рим на латыни

Почему все дороги ведут в Рим, и почему древнеримские дороги лучше современных (3 фото + видео)

автора Беляев Леонид Андреевич
Все дороги ведут в Рим На протяжении нескольких столетий все дороги любителей раннехристианских древностей сходились, по старой пословице, в Риме. Этому было много причин. Центр западного христианства был единственной из столиц поздней античности, остававшейся в руках

Все дороги ведут в…

Из книги Палеодиета – живое питание для здоровья автора Вулф Робб
Все дороги ведут в… Помните о том, что мы можем предотвратить или излечить рак, диабет, нейродегенеративные заболевания и бесплодие (в зависимости от того, как далеко вы зашли на пути саморазрушения). Вы, должно быть, заметили, что многие болезни возникают одновременно.

Все дороги идут в рим. Что означает выражение «все дороги ведут в Рим

«Все дороги ведут в Рим» – гласит известная поговорка. Откуда она взялась? Еще со времен античности, когда к Риму действительно тянулись все основные дороги из крупных и небольших городов, захватывая по пути деревни и другие населенные пункты. Столичные дороги были мощеные, прямые и широкие, чтобы армия могла ровным строем быстро передвигаться по ним, не встречая на пути никаких препятствий, требующих перестроения или замедления. Военные цели были весомой мотивацией для внимательного отношения к построению дорог. При этом количество дорог увеличивалось вместе с количеством захваченных территорий – и все дороги действительно вели в Рим.

«Tutte le strade portano a Roma»

Римская дорога

Даже если вы не изучаете итальянский язык, наверняка вам известна поговорка «Все дороги ведут в Рим». В современном итальянском языке она звучит «Tutte le strade portano a Roma». Откуда берет начало это выражение и что оно означает?

Выражение пришло в итальянский язык из латыни. Там оно звучало как «Omnes viae Romam ducunt». Все дороги строились Римом и вели в Рим!

Сила дорог в Риме

Была тесная связь между дорогами и имперской властью. В 27 г. до н. э. император Август руководил восстановлением Вия Фламиния, основного маршрута, ведущего на север из Рима на побережье Адриатического моря и порт Римини.

Восстановление дорог Италии было ключевой частью программы реконструкции Августа после того, как гражданские войны разоряли полуостров в течение десятилетий. Арка, установленная на Вия Фламиния, говорит нам, что она и большинство других, часто используемых дорог в Италии, были восстановлены «за свой счет».

Аппиева дорога в риме

Самая значимая из античных общественных дорог Рима — Аппиева дорога.

Дорожное покрытие действительно было дорогостоящим. Оно не было распространено в республике, за исключением участков, расположенных близко к городам. Август и его преемники уделили внимание дорожной сети, поскольку дороги означали торговлю, а торговля означала деньги.

В 20 году до н. э. сенат присвоил Августу особую должность дорожного куратора в Италии, и он воздвиг Миллиарий Ореум, или «золотую веху», в городе Риме. Расположенный у подножия храма Сатурна на Римском форуме, он был покрыт позолоченной бронзой.

Согласно древнему биографу Плутарху, эта веха была тем, где «все дороги, которые пересекают Италию, заканчиваются». Никто не знает, что на нем было написано, но, вероятно, по указанию Августа восстановлены названия основных дорог.

Происхождение и значение выражения «Рим — вечный город»

Выражение имеет древнеримское происхождение по латыни «Aeterna urbs». Впервые «вечным городом» Рим назвал древнеримский поэт Альбий Тибулл, живший в 1-ом веке до н.э. Такая характеристика городу изложена им во второй книге «Элегии» в своеобразном гимне, посвященному покровителю Рима богу солнца Аполлону, который по сюжету предсказывает городу необыкновенный расцвет его могущества и величия.

«Ромул еще не сложил те стены вечного града

,

Где поселиться не смог вместе с ним брат его Рем».

Такой величественный образ возник не случайно. Дело в том, что жизнь Тибулла протекала во время правления императора Октавиана Августа (63 — 14 гг. до н.э.), при котором Римская Империя, да и сам Рим, осуществил необычайный подъём практически по всем направлениям и развивался огромными темпами. Наряду с успешными войнами, по всей Империи строились дороги, развивалась торговля.

В Риме старые и разрушенные здания были реконструированы и восстановлены, была осуществлена постройка новых жилых домов, зданий общественного пользования и культурных заведений. В то время Рим сильно и быстро преображался и за семь веков с момента основания (753 год до н.э.) впитал в себя все взлеты и падения, что выпали на его долю. Это и отразилось на его поистине величественном внешнем виде. Как свидетельствует древнеримский писатель и историк Гай Светоний Транквилл (70-122 гг.) в «Божественном Августе», Августу действительно было чем гордиться, поэтому он часто использовал выражение, в дальнейшем ставшее крылатым:

Значение

Данный речевой оборот означает, что при любых способах решения определенной проблемы или задачи результат всё равно будет одинаковым.

Рим — центр мира

Август стремился укрепить представление о том, что Рим был не только центром Италии, но и всего мира. Как писал поэт Овидий в своей Фасти (стихотворение о римском календаре):

«Существует определенный предел территории других народов, но территория города Рима и мира — это одно и то же».

Правый человек Августа, Агриппа, показал на своем портике в Риме карту мира, в которой содержались списки расстояний и измерений областей, вероятно, составленные по римским дорогам.

дорога в древнем Риме

Строительство дорог в Древнем Риме.

Римская сеть дорог объединила империю. Сенаторы начали устанавливать вехи, перечисляя расстояния в середине третьего века до нашей эры. Но с первого века нашей эры императоры взяли на себя ответственность за всё дорожное строительство, даже если это было сделано их губернаторами.

Более 7000 дорог сохранились до наших дней. В центральной Италии вехи обычно давали расстояния до самого Рима, но на севере и юге другие города служили узлом в их регионах.

Август также создал cursus publicus, систему гостиниц и промежуточных станций вдоль основных дорог, обеспечивающих жильем и свежими лошадьми людей, занимающихся имперским бизнесом. Эта система была открыта только для тех, кто получил специальное разрешение. Даже высокопоставленным лицам не разрешалось злоупотреблять системой. Императоры расправлялись с теми, кто превышал свои командировочные.

Связь между империей и дорогами означала, что когда Константин основал свой собственный «новый Рим» в Константинополе в четвертом веке нашей эры, он построил арку в ее центре, чтобы служить эквивалентом Золотого Веха.

Многие римские маршруты сохранились, потому что они были скопированы в средневековый период. Это рекордные расстояния между городами и регионами вдоль римской дорожной сети. «Маршрут Антонина», составленный в третьем веке нашей эры, даже содержит полезные ярлыки для путешественников. Эти типы документов были уникально римскими — их греческие предшественники не составляли такие маршруты, предпочитая публиковать письменные отчеты о морских путешествиях.

Римская дорожная сеть вызвала развитие новых географических концепций власти. Это нигде более не распространено, чем на Таблице Пейтингера, средневековом представлении позднеримской карты. Он позиционирует Рим в самом центре известного мира.

Что означает выражение «все дороги ведут в Рим»

Известная нам поговорка «Все дороги ведут в Рим» сейчас воспринимается образно и означает один итог при разных решениях какой-либо задачи. Но если задаться вопросом о факте происхождения этого афоризма, о том, почему же именно в Рим, а не в какой другой город ведут дороги, выяснится следующее.
Успешные завоевания Древнего Рима III—I вв. до н. э. превратили его в могущественного и грозного правителя всего Средиземноморья. После всех Пунических и Македонских войн, после успешных завоеваний и экспансии Рима на восток и запад, остро стал вопрос об удержании всех новоприобретенных провинций. О мобильности армии в случае их неповиновения и исправном получении желаемых податей с новых территорий. Античная история рассказывает о Риме того времени, как о главном торговом и политическом центре с развитыми морскими и сухопутными путями. Множество торговых судов с товарами и рабами прибывало в столицу. Политические деятели, зарубежные дипломаты приезжали сюда для заключения важных договоров. И значит, это неизбежно вело к появлению новых и качественных дорог. Если посмотреть на карту Рима того времени, его транспортная развязка напомнит нам вид солнца. С удивительно прямыми лучами-дорогами, сходившимися в центре города. В самом же центре находился Палатинский холм с большим форумом. Этот форум (площадь) был основой общественной и политической жизни всего города. На нем был расположен рынок, это было место народных собраний и заседаний Сената. На площади стояла колонна, называемая «Milliarium Aureum». Исследователи Древнего Рима появление ее приписывают императору Августу. По его приказу на этой колонне было отмечено расстояние от Рима до всех столиц провинций, которые в него входили. В переводе на современный язык ее можно назвать «нулевым километром» с центром в столице не только Рима, но поистине и древнего мира. Таким образом, происхождение фразеологизма обязано наличию всех вышеперечисленных факторов.

«Tutte к vie conducano a Roma» — говорят в Италии. Об этом нам рассказывал в своей басне «Третейский судья, брат милосердия и пустынник» французский писатель Жан Лафонтен. В сборнике стихов цитировал древних римлян итальянский писатель и поет Даль-Онгаро. Об этой поговорке напоминает Л.Н.Толстой в произведении «Война и мир». Эта поговорка давно уже вышла за рамки одной страны и стала всемирным достоянием.

Что означает?

1. Фразеологизм «перейти рубикон»? 2. Выражение «пришел, увидел, победил»?

​Легионеры прокладывают дорогу, современный рисунок. fb.ru - Все дороги ведут в Рим | Warspot.ru ​Участок Аппиевой дороги. italy4.me - Все дороги ведут в Рим | Warspot.ru ​Участок Постумиевой дороги, построенной консулом Спуриусом Постуминусом в 148 году до н.э. clipartxtras.com - Все дороги ведут в Рим | Warspot.ru ​Пейтингерова скрижаль, фрагмент с Италией и Римом. confinelive.it - Все дороги ведут в Рим | Warspot.ru ​«Золотой мильный камень», Рим. peaxy.net - Все дороги ведут в Рим | Warspot.ru ​Римский мост в Мериде. tiptotrip.ru - Все дороги ведут в Рим | Warspot.ru ​Римская дорога в разрезе. fb.ru - Все дороги ведут в Рим | Warspot.ru ​Строительство дороги, изображённое на колонне Траяна. eh-resources.org - Все дороги ведут в Рим | Warspot.ru ​Римские дороги в Британии. commons.wikimedia.org - Все дороги ведут в Рим | Warspot.ru

Страницы истории

Давайте совершим небольшой экскурс в историю. Вспомним, что могущественной Римской империи требовалась разветвленная сеть дорог. Зачем? По разным причинам.

Чтобы поддерживать связь между разными частями страны. Вести военные походы. Присоединять новые территории. Управлять завоеванными провинциями. Развивать торговлю с другими странами. Да без дорог просто никуда!

Сам город Рим в период расцвета империи был политическим, экономическим, религиозным, торговым и культурным центром. Именно туда приходили политики и миссионеры, купцы и дипломаты, странники и путешественники.

Все дороги ведут в Рим

Если посмотреть на карту Рима того времени, то можно увидеть лучи, сходившиеся в центре города, на римском Форуме. Он выполнял сразу несколько функций. Там проводились заседания Сената и народные собрания, была рыночная площадь, стояли основные храмы. Вот почему все дороги – военные, гражданские, торговые – пересекались именно здесь, на Форуме.

«Я застал Рим кирпичным, а оставляю его мраморным».

Так что неудивительно, что такие преобразования города навеяли Тибуллу мысли о вечности Рима. Впоследствии эта тема часто использовалась другими древнеримскими поэтами, писателями, философами и ораторами.

Например, римский поэт Клавдий Клавдиан с полной уверенностью заявляет, что Риму «не будет конца»

. Или поэт Рима Клавдий Рутилий Намациан, уезжая из города, кидает фразу:
«Жизни грядущей твоей нет предела»
. Римский историк Аммиан Марцеллин о столице Римской империи говорит:
«Рим будет жить, пока будет существовать человечество»
.

Конечно, под всеми этими высказываниями о вечности города писатели и мыслители древности подразумевали политическое могущество, военное превосходство и экономическую мощь Рима.

Несмотря на закат и распад Римской империи величественный эпитет «вечный город» за городом сохранился, приобрел новый смысл и стал восприниматься как центр человеческой цивилизации, неотъемлемая и заметная часть ее прогресса и развития. И как один из самых древних городов, испытавший на себе ошеломительный взлет и оглушительное падение, но сумевший сохранить богатейший культурный комплекс, впитавший в себя огромное историческое и религиозное наследие разных эпох, Рим как нельзя лучше подходит под формулировку «вечный город».

И по сей день, говоря о Риме, мы используем выражение «вечный город», отдавая дань этому величественному городу с его богатейшей историей.

«Milliarium Aureum»

Когда будущий император Октавиан Август стал уполномоченным по делам римских дорог, он установил на Форуме так называемый мильный камень «Milliarium Aureum» (Золотой миллиарий). Он представлял собой высокую мраморную колонну. Кстати, понятно, почему камень был «мильным»? Им отмеряли мили.

Нулевой километр

От этой колонны сохранилась лишь нижняя часть, так называемая база. На монументе были написаны крупнейшие города Римской империи и указано расстояние до них. Сейчас мы бы назвали подобный памятник «нулевым километром».

Что такое нулевой километр

Это пункт, от которого ведется расчет расстояний от данного места до других населенных пунктов.

В современных городах нулевой километр может быть представлен в виде памятного столбика, таблички, плиты и т.д. Фотографии нулевых километров в некоторых городах вы можете посмотреть в статье «Почтовый калейдоскоп» на моем авторском проекте «Дорогами Души».

Дороги Древнего Рима

В Древнем Риме крупнейшие дороги имели свои названия. Они получали имена в честь римских императоров, военачальников либо тех товаров, которые по ним возили.

  • ViaAurelia. Дорога, названная в честь консула Аврелия Котты, проходила по западному побережью Аппеннин, от Рима до Лигурии.
  • ViaCassia. Кассиева дорога соединяла Рим и Этрурию (регион, в котором жили этруски).
  • ViaFlaminia. «Дорога Фламиниев» соединяла Рим с Умбрией, областью в Центральной Италии.
  • ViaAppia. Знаменитая Аппиева дорога, которая шла на юг и соединяла Рим с Бриндизи.
  • ViaSalaria. По этой дороге возили соль, поэтому она и названа «соляной путь». Она обеспечивала городу монопольное право на торговлю солью. Дорога соединяла Рим с территориями племени сабинян в Центральной Италии.
  • Via Latina. «Латинский путь» вел из Рима в южную часть Италии.

Современный Рим

В современном Риме многие улицы и даже кварталы до сих пор носят названия тех античных дорог, которые раньше там проходили.

  • Станция метро Valle Aurelia
  • Улицы Salaria, Flaminia, Nomentana, Appia
  • Железнодорожный вокзал Roma Tiburtina
  • Античная Ostia
Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий